21 ноября 1900 г. М.И. Капустин выступил  на публичном заседании Пермской ученой архивной комиссии, посвященном 100-летию Пермской Духовной Семинарии, с докладом «Поэзия и проза в старой Пермской семинарии». В своем выступлении он ознакомил слушателей с  малоизвестными фактами ученической жизни отца Антонина и его ранними поэтическими произведениями, написанными в период обучения в Пермской, Екатеринославской Духовных Семинариях и Киевской Духовной Академии. Очевидно, эти сведения не были доступны архимандриту Киприану, поэтому не нашли отражения в его монографическом сочинении. В известной мере доклад М.И. Капустина представляет собой замечательную находку для современного исследователя жизни и творчества отца Антонина . Немало метких и довольно критических строк автор доклада посвятил дяде архимандрита Антонина Ипполиту Леонтьевичу Капустину, впоследствии архимандриту Ионе, которого по праву вносит в список семинарских пиитов . По свидетельству М.И. Капустина, Ипполит Леонтьевич остался в памяти пермских семинаристов грозою и суровым сеньором семинарии, человеком неприятным и хмурым, «изо дня в день поровшим своих учеников» . В старой семинарии сеньорам по должности поручался нравственный надзор за воспитанниками, наблюдение за домашними занятиями и поведением учеников как квартирных, так и казенных. Сеньору предписывалось не только иметь у себя список всех живущих на квартирах семинаристов и их квартир, но посещать каждого два раза в неделю, расспрашивая и разными способами разведывая, как они живут . В те годы среди учащихся Пермской семинарии ходило горько-ироничное молитвенное изречение: «Избави нас, Господи, от труса, потопа, огня и меча, – Ипполита Леонтьевича». Монашеское имя Иона (с евр. – Голубь), которое он избрал себе как символ кротости и нежности, не сделало его мягче. Немилосердное поведение отца Ионы вызвало крайнее раздражение епархиального духовенства, обиженного за жестокое обращение со своими детьми, что послужило причиной его перевода в 1830 г. на должность ректора Тобольской Духовной Семинарии.

http://bogoslov.ru/article/1284942

808 Благовещенский, Николай Михайлович (1821–1892) — профессор-филолог, в 1872–1885 годах — ректор Варшавского университета. 809 …Вы уже в Варшаве…— в связи с назначением Щебальского начальником Варшавской учебной дирекции. 810 «Зачем читать учился» — цитата из «Автоэпиграммы» В. В. Капниста. 811 «Еретик Форносов» — произведение под таким заглавием у Лескова неизвестно и, видимо, не было написано. 812 Сальяс де Турнемир де Туркефор Е. А., граф (1842–1900) — исторический романист, сотрудник «Русского вестника». 813 …жил с Ф. И. Буслаевым…— О Буслаеве и отношениях к нему Лескова см. письмо 110 и примечания к нему. 814 Георгиевский, Александр Иванович (1830–1911) — председатель Ученого комитета министерства народного просвещения в 1873–1901 годах. 815 …распорядились с «П вед »…— Очевидно, имеется в виду назначение редактором П. С. Усова. 816 …обрадовал ими эскулапов…— См. письмо 89. 817 …министерскую выходку…— Речь идет о циркуляре министра народного просвещения Д. А. Толстого попечителям учебных округов от 24 мая 1875 года; в циркуляре давались указания по борьбе с революционной пропагандой в мужских и женских гимназиях (см. «Журнал министерства народного просвещения», 1875, стр. 45–47). 818 Граф — Д. А. Толстой. 819 …под заглавием «Чертовы куклы»…— Произведение (роман) под таким заглавием появилось лишь в 1890 году («Русская мысль», 1890, кн. 1). 820 …видел и Дюпанлу и Гамбетту…— Лесков присутствовал на заседании Национального собрания в Версале, слушал выступлении депутатов. См. примечание к письму 86. 821 …беседовал с заклятым Мартыновым и с рыхлым Гагариным…— См. письмо 87 и примечания к нему. 822 Барон Менгден, Константин Фердинандович — камергер; в 1875 году состоял при варшавском генерал-губернаторе. 823 …лично… не знаю. — Личное знакомство Лескова с Л. Н. Толстым произошло позднее, в апреле 1887 года. 824 …по поводу известной Вашей статьи в «Дне»…— И. С. Аксаков поместил в газете «День» (1864, передовую статью (без подписи), вызвавшую письмо Мартынова и ответы на него Ю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Цитата из христианской молитвы «Отче наш». 150 весь целиком ( лат.). 151 См. Предисловие. 152 С 1789 года. 153 См. Предисловие. 154 Аллюзия на раннее произведение «Марсель, или первый диалог о Граде Гармонии» (см. Предисловие). 155 Ни один из обоих ( лат.). 156 Имеются в виду выборы в Законодательное собрание 24 апреля и 8 мая 1910 года, показавшие значительное усиление социалистического влияния (избрано 74 социалиста по сравнению с 52, избранными в 1906 году). 157 III Республика берет начало с 1870 года. 158 Пеги перефразирует знаменитые слова Наполеона, произнесенные им 20 июля 1798 года в начале завоевания Египта: «Солдаты! Сорок столетий взирают на вас с высоты этих пирамид». 159 1789–1815 гг. — период от начала Великой французской революции до падения империи Hanoлeoha I (22 июня 1815 года) и реставрации Бурбонов (8 июля 1815 года). 1830 год — Июльская буржуазная революция во Франции. 1848 год — Февральская буржуазно–демократическая революция во Франции. 160 Это противопоставление, возможно, навеяно работой Э. Ренана «Будущее науки» (см. Renan Е. Avenir de la science: Caïman Levy, 1890. P. 419, 423, 424). 161 Математический термин, означающий подобие. 162 Эта категория (интеллектуалы) занимает особое место в философии Пеги. См. об этом, например, Leroi G. Débat sur les intellectuels dans les «Cahiers de la Quinzaine» (1900–1904)//La Revue des Lettres Modernes. (Paris). 1983. (Ch. Péguy). 163 Варьо Жан (1881–1962) — журналист и писатель, сотрудник Аксьон франсез. Ученик и последователь Жоржа Сореля, с которым в 1911 году основал периодическое издание «Эндепанданс». В 1935 году в издательстве «Галлимар» опубликовал «Беседы Жоржа Сореля» («Propos de Georges Sorel»). По мнению известного исследователя и комментатора творчества Пеги Робера Бюрака, данный упрек должен скорее адресоваться не Варьо, а Сорслю. Пеги и далее будет выступать против Сореля на страницах «Нашей юности», см., например, рассуждения о саботаже (наст. кн. с. 118). В Предисловии мы упоминали, что «Наша юность» — это, кроме прочих, и ответ Жоржу Сорелю, его «Дрейфусарской революции», в которой он, к примеру, иронизировал по поводу памятника Бернару–Лазару, воздвигнутому в Ниме в 1908 году. 164

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Гиббон Эдуард (1737-1794) – английский историк. 2. Батлер Джозеф (1692-1752) – английский епископ. 3. Берк Эдмунд (1727-1797) – английский писатель, политический деятель и оратор. 4. Уильям Батлер Йитс – известный ирландский поэт (1865-1939). 5. О " Лири Джон (1830-1907) – ирландский журналист и историк. 6. Исаак Бетт (1813-1879) – ирландский юрист и общественный деятель. 7. Хили Тимоти Майкл (1855-1931) – ирландский политический деятель. 8. Рассел Чарльз (1832-1900) – английский юрист и политический деятель. 9. Гаррик Давид (1717-1779) – английский актер и театральный деятель. 10. Джонсон Сэмюэль (1709-1784) – английский писатель, критик и лексикограф. 11. Аддисон Джозеф (1672-1719) – английский писатель. 12. пер. Д. Маркиша 13. Твидлдам и Твидлди – персонажи из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», совершенно похожие друг на друга. 14. Супралапсарианство – течение в кальвинизме, полагающее, что люди предопределены Богом к спасению или к гибели еще до Адамова грехопадения. Осуждено на Дортском соборе (1618-1619), где единственно верным сочли учение сублапсариев, утверждавших, что предопределение совершилось после того, как Адам пал. Однако сублапсарии существуют; понятно, что Честертон, вообще не принимавший учения о предопределении, особенно не выносил именно их. 15. Salus populi suprema lex – Благо народа – высший закон (лат.) 16. Habet – Этим криком древние римляне в цирке требовали, чтобы один гладиатор убил другого, пораженного. 17. Salle d " attente – Зала ожидания (фр.) 18. Hors d " oevre – Закуска (франц.) 19. Львиное право, львиный договор (ср. русское «львиная часть») – договор или право, по которому один получает намного больше, если не все. См. басню Лафонтена, сюжет которой восходит к античности. 20. Лев XIII (1810-1903) – папа Римский с 1878, автор прославленной энциклики «Rerum novarum» – о «рабочем вопросе и капитализме» (1891). Честертон его очень любил. 21. пер. Д. Маркиша 22. Эогиппус – ископаемая примитивная лошадь. 23. Homo canensis – Человек-собака 24.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Корни Великой идеи восходят к XIII в., когда разоренная сельджуками и крестоносцами Византия впервые осознает необходимость объединения своих земель под скипетром греческого императора. Постепенно происходит отождествление Византии именно с греческим народом, с эллинизмом; империя теряет свое наднациональное вселенское значение. Понятия «эллин» и «православный» становятся почти синонимами, и задача греческого царства теперь состоит не в завоевании новых территорий, а в возвращении своих исторических земель. Эта идеология доминирует в сознании греческого народа на протяжении всего османского владычества, которое воспринималось как временное состояние. По мере успехов русско-турецких войн, ослабления Турецкой империи и особенно после образования независимого греческого государства в 1830 г. греческая национальная идея крепнет и получает дальнейшее развитие. В середине XIX в., в эпоху роста национального самосознания всех балканских народов, которое очень быстро преобразовалось в агрессивный национализм, Османская империя и Балканы представляют собой характерный пример постепенной замены старой идеологии, основанной на религиозном принципе, новой идеологией эпохи национализма. При этом знаменем национальной борьбы стало Православие, что привело к отождествлению нации и религиозной принадлежности и подмене церковных понятий национальными. 277 В это время в афинских интеллектуальных кругах происходит теоретическое обоснование Великой идеи. Греция – родина европейской культуры, основа византийской цивилизации; от нее получили христианскую веру все православные народы, утверждали афинские профессора и публицисты. Поэтому возвращение доминирующего положения греческого народа в восточном Средиземноморье и на Балканах является восстановлением исторической справедливости, победой культурного начала над варварством. Не последнюю роль в развитии Великой идеи сыграли британские филэллины – как романтически настроенные почитатели античной Эллады, так и трезвые политики, постепенно подчинившие Грецию английскому влиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18. Т.е. теряет силу; ср.: " Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чем осолится " (Мф.5:13). 19. Ср.: " камни святилища раскиданы по всем перекресткам " (Плач.4:1). 20. Письмо 55, январь 1828//Прибавления к изданию творений святых отцов. Ч.24. С.483. 21. 1Пет.4:17. 22. Письмо 137, 13 марта 1829//Прибавления... Ч.25. С.210. 23. Ср.: " Сниде диавол к вам, имея ярость великую, ведый, яко время мало имать " (Откр.12:12). 24. Письмо 232, 8 марта 1830//Прибавления... Ч.37. С.335. 25. Письмо 73, 28 февраля 1828//Прибавления... Ч.25. С.14. 26. Еп. Феофан. О православии. 2-е изд. 1902. С.84. 27. Перечислены города Нового и Ветхого Заветов. 28. Спиритизм - вера в возможность непосредственных обнаружений душ умерших людей в мире физическом через специальных посредников - медиумов; спиритами св. Феофан называет также верящих в переселение душ и множественность рождений. 29. Резкость выражений св. Феофана объясняется характерной для XIX в. претензией со стороны секуляризованной науки (а точнее - ее восторженных популяризаторов) " опровергнуть " Откровение; в действительности в силу единства истины вера и знание в глубине своей не могут противоречить друг другу: демонстрация этого единства составляет предмет христианской апологетики; новейшие научные достижения в XX в. (в том числе и в геологии) доставили новые подтверждения удивительной согласованности между Божественным и " естественным " откровением. 30. Еп. Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. 4-е изд. М., 1904. С.187-188. 31. Там же. С.425-426. 32. Там же. С.427-428. 33. Письмо св. Амвросия к графу А.П. Толстому (бывшему в 1856-62 гг. обер-прокурором Синода). Писано в конце 1866 г.//Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч.2, приложения. М., 1900. C.VII. 34. Там же. C.XI; данная цитата взята из другого письма св. Амвросия тому же лицу (графу А.П. Толстому), писанного пятью годами позже (в 1871 г.) и содержащего объяснение другого сновидения. 35. Соловьев Вл. С. По поводу последних событий//Собр. соч. 2-е изд. Т.10. СПб., б.г. С.225-226.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

852 Беляев Александр Дмитриевич (1849–1919(20)), профессор МДА по кафедре догматического богословия, доктор богословия (1899), автор около 80 научных работ, статей по догматическому и сравнительному богословию и религиозной жизни западных христиан. Окончил богословское отделение МДА со степенью кандидата богословия (1876), приват-доцент по кафедре догматического богословия (1876–1830). Магистр богословия (1880). Доцент МДА (1880–1893), экстраординарный профессор (1893–1899), ординарный профессор (1899–1901), заслуженный ординарный профессор (1901 – 1910). Член Правления Академии (1905–1910). Магистерское сочинение «Любовь Божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной» (М., 1880), в 1884 г. вышло 2-е изд., исправленное и дополненное. Об А.Д. Беляеве см.: ЦИАМ, Ф. 229. Оп.4. Д. 254. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5020. Личное дело преподавателя МДА; ОР РГБ. ф. 26. Личный фонд А.Д. Беляева . 854 Андреев Иван Дмитриевич (1867–1927), профессор МДА по кафедре новой гражданской истории (1899–1907), затем ИСПбУ, Высших Богословских курсов в Ленинграде, магистр богословия (1895), автор большого числа научных работ по истории Византии, церковной истории, педагогике. Окончил МДА в звании действительного студента (1892), с утверждением в степени кандидата богословия 03.10.1892 г. Преподаватель философских предметов в Таврической ДС (1893–1895). Помощник инспектора МДА (1895), доцент МДА по кафедре новой гражданской истории (1896–1899), экстраординарный профессор (1899), одновременно лектор по английскому языку (1898–1900). Член Исторического общества при ИСПбУ, сотрудник издательства и один из авторов «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона (с 1899 г.) и «Православной богословской энциклопедии». Редактор журнала МДА «Богословский вестник» (1906–1907). Экстраординарный профессор ИСПбУ по кафедре истории Церкви (1907–1914), проректор (с 1910 г.), и. д. ординарного профессора (1914–1919), профессор по кафедре истории (1919–1924) и одновременно по кафедре общественных наук (1919–1920). Профессор Высших Богословских курсов в Ленинграде по кафедре истории Церкви (1925–1927). Магистерское сочинение «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского Собора до Фотия» (Сергиев Посад, 1895). Об И.Д. Андрееве см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 81. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5009. Личное дело преподавателя МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Leim. 375; Athen. Merlier. 10; Paidousi. 5, 1823 г.; БАН. РАИК. 41, 47, кон. XVIII - нач. XIX в.; ОЛДП. О. 155/3B, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. 742, 739), отдельные краткие версии херувимских для седмичных дней 2-го, 3-го и 2-го плагального гласов - в дополнение к 5 гимнам Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 375, 272; Athen. Merlier. 10, 11, 1832 г.) и еще одну херувимскую на глас 4-й λϒετος (см.: Καραϒκονης. 2003), стих «Возлюблю Тя, Господи» на целование во Христе на глас βαρς Γα (РНБ. Греч. 742), осмогласный цикл воскресных причастнов (Athen. Paidousi. 5; РНБ. Греч. 742, 739), причастны «Творяй ангелы» на 4-й глас (БАН. РАИК. 41), «В память вечную» на 1, 2, 3-й, 1-й плагальный и 2-й плагальный гласы, «Чашу спасения» на 2-й, 4-й, 2-й плагальный, βαρς, 4-й плагальный гласы (БАН. РАИК. 47, 41; РНБ. Греч. 739), «Во всю землю» на 4-й плагальный глас Νη (РНБ. Греч. 739), «Радуйтеся, праведнии» на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. 41; РНБ. Греч. 739), «Тело Христово» на гласы 2, 3, 4-й, βαρς и 4-й плагальный (CPolit. K. Ananiadou. 3; Lesb. Leim. 272; БАН. РАИК. 65, 41, 47; РНБ. Греч. 739), 8 версий «Достойно есть» (на 1-й глас - Athen. Merlier. 20, 1825-1830 гг.; РНБ. Греч. 742, 739). Судя по надписанию в рукописи Athen. Paidousi. 4 («мелос экзегетов»), Г. участвовал в составлении блаженн 8 гласов. Лит.: Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ " μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 329-335; idem. Ιστορικ πισκπησις τς βυζαντινς κκλησιαστικς μουσικς π τν ποστολικν χρνων μχρι τν καθ " μς (1-1900 μ. Χ.). Αθναι, 1904; Ψαχος Κ. Η Παρασημαντικ τς Βυζαντινς Μουσικς. Αθναι, 1917. Σ. 46-48; Patrinelis C. G. Protopsaltae, Lampadarioi and Domestikoi of the Great Church during the Post-Byzantine Period (1453-1821)//Stud. in Eastern Chant. L., 1973. Vol. 3/Ed. by M. Velimirovi. P. 141-170; Στθης. Χειρϒραφα; idem. Η ξϒησις τς παλαις βυζαντινς σημειοϒραφας. Αθναι, 1978. (Ιδρυμα Βυζαντινς Μουσικολοϒας. Μελται; 2); idem. An Analysis of the Sticheron «Τν λιον κρψαντα» by Germanos, Bishop of New Patras: (The Old «Synoptic» and the New «Analytical» Method of Byzantine Notation)//Stud.

http://pravenc.ru/text/166630.html

1902. 1 18. С. 52. 318 См.: Голубев П. А. Народное образование//Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. Томск, 1890. С. 275. 322 См.: Казагачева 3. С. К истории народного образования//Кан-Алтай. Горно-Алтайск, 1994. Январь-март. 324 См.: Правила о церковно-приходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 года. Одесса, 1884. С. 5–6. 328 См.: Кацюба Д. В. Алтайская Духовная Миссия: Вопросы истории, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998. С. 58. 329 См.: Узаконения и распоряжения о школах//Пастырско-миссионерский календарь. СПб., 1908. С. 309–310. 330 См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конца XIX – начала XX века/Ред. Э. Д. Днепров. М., 1991. С.103. 333 См.: Ястребов И. Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир Архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1898. С. 358. 334 См.: Ландышев В. С.,свящ. Воспоминания о Высокопреосвященнейшем Владимире, Архиепископе Казанском и Свияжском, бывшем начальнике Алтайской и Киргизской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1900. 1 21. С. 21. 336 См.: Макарий, архиепископ. Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского (1884–1910 гг.). Томск, 1910. С. 524. 338 См.: Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 357; Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1910 год. Томск, 1911. С. 7. 339 От Улалы до Чемала и Чопоша: К истории Алтайской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1905. 1 17. С. 3. 341 См.: Крейдун Ю.А. Улалинские миссионерские школы//Макариевские чтения: материалы третьей международной конференции/Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2004. С. 12–14. 342 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 279. 344 См.: Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных мисси х и де тельности Православного миссионерского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Даже известный Сидней Вебб (в книге «Английские рабочее с 1837 по 1897 гг.») должен признать, несмотря на свой пессимизм, что наёмная плата почти везде повысилась и рабочий за свой труд получает гораздо больше товаров, чем прежде; число рабочих часов сокращено; жилищные условия улучшены; дело образования значительно подвинулось вперёд; библиотеки, музеи, собрания произведений искусств стали рабочим гораздо доступнее... и т.д. Во Франции в конце XVIII века нужно было до 32 рабочих дней, чтобы заработать гектолитр зернового хлеба, в конце же XIX века – не более 11, общий уровень заработной платы во Франции за вторую половину минувшего столетия поднялся до 100%. По официальным сведениям, во французских сберегательных кассах было: в 1882 году – 4,6 млн. сберегательных книжек, с вкладами на сумму в 1800 млн. франков; в 1900 году книжек уже свыше 10 млн., вкладов – более чем на 4000 млн. В настоящее время в Париже, – говорит Ле-Бон («Психология социализма», стр. 391), – около 60% рабочих получают в день от 5 до 8 франков, лучшие же – даже много больше: иные офицеры, чиновники, инженеры должны годами ждать такого жалованья. Около всего национального дохода во Франции, по Леруа-Болье, приходится на долю рабочих, крестьян, мелких буржуа. В Англии, где ведётся довольно точная статистика пауперизма, с 1849 по 1859 год было 5 бедных на 1000 жителей, с 1869 по 1878 год – всего 4, а затем уже не более 3. Лавеле нашёл, что в Англии за последние 30 лет доходы рабочих поднялись на 59%, а классов состоятельных – на 30% понизились. Леон Леви вывел, что в Соединённых Штатах средний доход рабочей семьи с 1859 по 1883 год поднялся на 59%, – цифру гораздо более высокую, чем соответствующие показания для среднего и высшего классов; известный английский статистик Джиффенс и другие также пришли к выводам, решительно опровергающим утверждение, что богатые всё богатеют, а бедные всё беднеют (по Джиффенсу заработная плата с 1830 по 1880 год поднялась на 70%). Взглянем на германские государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010