4. Уайлд Оскар Фингал О’Флаэрти Уилз (1854–1900) – английский писатель и критик, за эпатирующие буржуазную публику выступления был обвинен в безнравственности и осужден на два года тюремного заключения (1895–1897). 5. Петроний Гай (? – 66 н. э.) – римский писатель, автор «Сатирикона». 6. «Из бездны воззвах к Тебе, Господи!» (Пс. CXXIX). 7. Возможно, имеется в виду неоконченное «Распятие» Н. Н. Ге (1894). 8. Шелли Перси Биши (1792–1822) – английский поэт, эссеист, мыслитель. Гейне Генрих (1797–1856) – немецкий писатель и публицист. 9. Прерафаэлиты – группа художников и писателей XIX b.: «Братство» существовало с 1848 по 1853 г. Эстетические идеалы прерафаэлиты (Д. Г. Россети, Х. Хант, Дж. Э. Миллес) искали в искусстве средних веков и раннего Ренессанса. Позднейшие прерафаэлиты во главе с У. Моррисом с романтических позиций критиковали буржуазный быт и эстетические стереотипы своей эпохи. Верхарн Эмиль (1855–1916) – бельгийский поэт и драматург. Рескин Джон (1819–1900) – английский писатель, эстетик, идеолог прерафаэлистов. Эмерсон Ралф Уолдо (1803–1882) – американский философ-трансценденталист. Метерлинк Морис (1862–1949) – бельгийский драматург и поэт. 10. Бёрн-Джонс Эдуард (1833–1898), Россети Данте Габриэл (1828–1882), Гент Гольман (Х. Хант) – английские художники-прерафаэлиты. 11. Цитируется стихотворение Е. А. Баратынского «Смерть» (1829). 12. Неточная цитата стихотворения Ф. И. Тютчева («Mal’aria», 1830). У автора: «Люблю сей Божий гнев! Люблю сие незримо//Во всем разлитое таинственное Зло ». 13. Щербина Николай Федорович (1821–1869) – русский поэт. Соч.: Избр. произведения. Л., 1970. 14. См.: «Славнейший подвиг и величайшая жертва – подвиг, приводящий к смерти, жертва жизни. Вопрос о смерти с такою же неодолимою силою влечет многих современных поэтов, как и вопрос о смысле жизни. По-видимому, нам, находящимся в жизни, совершенно неестественно любить смерть. Мы привыкли думать, что смерть страшна, что она отнимает у жизни весь ее смысл. Стоит ли жить, если все равно придет смерть? А между тем только смерть и дает весь смысл жизни, и без нее она была бы бессмысленна, как процесс, бесконечно, а стало быть, и бесцельно продолженный.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

В 1899–1900 гг. при Русском астрономическом обществе работала особая комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили представители многих научных учреждений, ведомств и министерств. Основными причинами создания комиссии были приближение «круглого» 1900 г. и связанное с ним увеличение разницы между юлианским и григорианским календарями еще на один день, появление большого количества различных предложений реформы календаря и вызванный ими резонанс в обществе. Задача комиссии, в работе которой принимал участие Д.И. Менделеев, заключалась в подготовке реформы юлианского календаря с учетом материалов заседаний комиссии при Императорской академии наук 1830 г. Комиссия рассматривала оригинальное решение календарной проблемы, предложенное А.А. Сапожниковым. Он считал необходимым созвать всемирный съезд богословов, который должен решить все спорные вопросы в пользу григорианского календаря или одной из систем, предложенных учеными. Такое решение способствовало бы принятию единой календарной системы во всем христианском мире . Однако комиссия сосредоточилась на обсуждении второстепенных вопросов, таких как замена языческих названий месяцев христианскими . Изменить предлагалось названия месяцев с января по июнь, исходя из того что они языческие и в реформированном календаре неуместны. Так, было предложено заменить название месяца «март», посвященное богу войны у древних римлян, наименованием «мир» ( Наёк. 2009). Комиссия постановила не принимать григорианский календарь и остановиться на одном из проектов, выработанных астрономами. Такому решению способствовала позиция представителя Священного Синода В.В. Болотова, считавшего, что «григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения». Он резко выступил против идеи внедрения в стране «чуждой и несовершенной системы исчисления лет» и отмечал: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» . С этим доводом не согласился Менделеев, заявивший, что реформу календаря можно проводить отдельно от пасхалии и совершенно ее не касаться. Менделеев, по достоинству оценивший проект Медлера, предложил комиссии рассмотреть вопрос о введении в России этого календаря, однако проект был отвергнут.

http://bogoslov.ru/article/6171975

§ 12. Будут изданы особые инструкции для школьных учителей и для всех служащих в княжестве, чтобы они разъясняли причины и результаты основы реформы, и чтобы они приготовили население к её принятию. Меры, аналогичные с теми, которыми пользовались при введении метрической системы, будут приняты и по отношению к введению календаря. —408— § 13. Все недоразумения и споры, могущие быть вызваны настоящим законом, будут решены высшей кассационной палатой, в соединённых собраниях. § 14. Правительство сохраняет за собой право считать инициативу, которую оно принимает на себя настоящим законом в реформе календаря, за основание для просьбы о допущении Болгарии во всякую международную комиссию или конфедерацию, имеющую образоваться для окончательного установления всеобщего календаря всего человечества, не только по отношению к улучшению календаря с научной точки зрения, но и по отношению к единению христианских праздников 538 . Как замечает «Церк. Вестник» 539 , этот «новый» проект очень близок к старому проекту, представленному когда-то (в 1830 г.) Императору Николаю I Императорской Академией Наук, – проекту, который тогда же признан был неосуществимым. Зато представитель болонской академии наук патер Тондини-ди-Кваренга в циркулярном письме восхваляет решение болгарского правительства ввести у себя в стране григорианский календарь. Между другими получил такое же циркулярное письмо и проф. Глазенап, который в «Новом Времени» 7696 подвергает его критике. Г. Глазенап полагает, что Болгарское правительство поступило бы разумнее, если бы держалось православной России и оставило вредную затею перемены стиля. Здесь же г. Глазенап делает любопытное указание на фальшь в рассуждениях г. Тондини, восхваляющего григорианский стиль. В своих заботах о объединении календаря он, естественно, распространяет их и на объединение христианских подвижных праздников, и высказывает мысль, будто православная пасхалия является препятствием к подобному объединению. Г. Тондини желал бы, чтобы мы от неё отказались и питает надежду, что мы откажемся, тем более, говорит он, что, начиная с 1900 года, св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—  Яворивщина — яворовый лес с небольшим хутором, принадлежавший Гоголям и граничивший с владениями кн. Кочубея. 172. М. И. ГОГОЛЬ. Впервые напечатано в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 181–182; подпись — в „Письмах“, IV, стр. 450. — „ старая (квартира) надоела мне до смерти“. — Гоголь прожил зиму 1832–1833 г. в доме Демута-Малиновского, в Новом переулке. 173. М. А. МАКСИМОВИЧУ. Впервые напечатано в „Опыте биографии,“ стр. 58–59 (с пропусками); полнее в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 182–184. Купюры восстановлены в „Письмах“, I, стр. 253–254. На подлиннике Гоголем год не выставлен, но есть карандашная помета (рукою Максимовича?) — 1833. (Карандашные обозначения годовых дат находятся и на всех последующих письмах). Дата эта подтверждается упоминанием Гоголя о сочинениях Максимовича, вышедших именно в 1833 г. —  Книга Наума о великом божием мире, изданная Максимовичем в 1833 г. „для народного чтения“ (ценз. разр. 27 марта 1833 г.), — один из первых опытов популярного изложения основных сведений по астрономии, математической географии и др. —  Размышления о природе, печатавшиеся в 1827 г. отдельными статьями в различных тогдашних журналах, в том же 1833 г. были объединены Максимовичем в особую книжку. (См. С. Пономарев. „М. А. Максимович“ — в Журнале Мин. нар. просвещения, СПб., 1871, октябрь, стр. 183–194). —  Бросьте… кацапию…— Это и некоторые подобные шутливые выражения не отражают, конечно, подлинного отношения Гоголя к России и русскому народу. — … насобираем всякой всячины — Гоголь имеет в виду собирание этнографических материалов. (Ср. письмо к Пушкину, — „ Денница“ — альманах, издаваемый Максимовичем. Здесь речь идет о материалах для 3-й книги, вышедшей в 1834 г. (первые две вышли в 1830 и 1831 гг.). Гоголь ничего не дал в „Денницу“. — … московский водопой…— Пропустив надлежащую пору для отъезда на Кавказ, на воды, Максимович летом 1833 г. ограничился московскими искусственными водами. 174. М. И. ГОГОЛЬ. Впервые напечатано в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 133; заключительные строки — в „Письмах“, IV, стр. 458. Письмо ошибочно датировано у Кулиша и Шенрока 1831 годом. Оно датируется указанием на перемену квартиры — 1833 годом. Ошибка эта отмечена А. И. Кирпичниковым („Сомнения и противоречия в биографии Гоголя“, Известия ОРЯС, 1900, т. V, кн 2, стр. 594). 175. М. И. ГОГОЛЬ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Семён Людвигович Франк (28.01.1877–10.12.1950) Религиозно-философские труды Семён Людвигович Франк Крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Биография Родился 28 января 1877 года в Москве в еврейской семье. Его отец, врач Людвиг Семёнович Франк (1844—1882) переселился в Москву из Виленской губернии во время Польского восстания 1863 года; работал в Департаменте здравоохранения Министерства внутренних дел. Семья жила на Пятницкой улице, потом в Мясницком околотке. В 1891 году, через 9 лет после смерти мужа от лейкоза, мать С. Л. Франка — Розалия Моисеевна Россиянская вторично вышла замуж за аптекаря Василия Ивановича Зака. В детстве Семён Франк получил домашнее образование у своего деда, купца первой гильдии Моисея Мироновича Россиянского (1830—1891), который был в конце 60-х годов XIX века одним из основателей московской еврейской общины и у которого внук воспринял интерес к философским проблемам религии. В 1886—1892 годах Семён Франк учился в Лазаревском институте восточных языков, где был сразу принят во второй класс. В 1891 году мать переехала к новому мужу в Нижний Новгород и поселилась в Канавино, Семён присоединился к ним через год. Окончил в Нижнем Новгороде гимназию, принимал участие в марксистских кружках. В 1894 году поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Почти не посещал лекции, а занимался теоретическими спорами в марксистских кружках и даже пропагандой социал-демократических идей. В 1899 году был арестован и выслан из Москвы на два года без права проживания в университетских городах; уехал к родным в Нижний Новгород. В 1901 году П. Б. Струве привлёк Франка к участию в своём сборнике «Проблемы идеализма» (издан в 1902 г.), где критиковались материализм и позитивизм. Вскоре после этого Франк уехал за границу, слушал в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах лекции по политической экономии и философии. В Германии написал книгу «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» (М., 1900). Весной 1901 года вернулся в Россию и, сдав государственные экзамены в Казанском университете, получил степень кандидата. 

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/

Сектантов – молокан, баптистов, духоборов, хлыстов в скопцов – 1830. 10) Екатеринославская епархия. Раскольников (авсирийского толка) 8862, сектантов 873. 11) Екатеринбургская епархия. 35262 раскольников. 12) Енисейская епархия. 8339 человек; число раскольников растет. 13) Иркутская епархия. Раскольников 1900, сектантов 220; и те и другие – исключительно ссыльные или их потомки. 14) Забайкальская епархия. – от 45000 до 50000 человек. 15) Казанская епархия. Раскольников 25223. 16) Калужская епархия. Раскольников 47000; тут же же воздыханцы, хлысты, скопцы и нетовцы. 17) Камчатская епархия. Раскол незначителен, пропаганды нет; цифры не показаны. 18) Кишиневская епархия. Раскольников и сектантов 25781; раскол слабеет. 19) Киевская епархия. Раскольников 8000; из сект сильна штунда (цифры не показаны). 20) Костромская епархия. Австрийцы, поморцы, федосеевцы, нетовцы, филипповцы, странники, беглопоповпы; всего 36995. 21) Курская епархия. До 20000 раскольников; сектантство незначительно. 22) Литовская епархия. Общая цифра неизвестна; в одном Свенцянском уезде до 10000. 23) Могилевская епархия. 8000 беглопоповцев, 5000 поповцев, 9000 австрийского согласия, всего 22000. 24) Нижегородская епархия. Поповцев 30170, беспоповцев 41566, молокан и духоборов 1584; всего 73320. 25) Новгородская епархия. Цифры не показаны, но заявлено, что раскол здесь очень силен и прочен. 26) Олонецкая епархия. Регистрированных раскольников (беспоповцев), явных и так называемых тайных, 2038 мужчин и 5369 женщин, всего 7407, цифра ниже истинной. 27) Оренбургская епархия. Раскольников и сектантов 78258. 28) Орловская епархия. Раскол не силен; штунда сильна в Карачевском уезде (цифры не показаны). 29) Пензенская епархия. Раскольников 6240 мужчин, 6946 женщин (на 3/4 поповцев), всего 13186; сектантов 451. 30) Пермская епархия. Раскол очень силен, но регистрация его невозможна. 31) Полоцкая епархия. Всего раскольников и сектантов 73452 (федосеевды, филипповцы, поморяне и самокрещенцы). 32) Полтавская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

внести в парламент 2-й проект «Билля о гомруле», принятого палатой общин, но отвергнутого палатой лордов, поддерживавшей консервативную партию. Созданное в 1895 г. юнионистское правительство Солсбери решило пойти на уступки ирл. гомрулерам, приняв в 1898 г. закон о местном самоуправлении в И., позволивший создать в стране выборные органы местной власти в графствах и уездах. Лит.: Moran P. F. The Catholics of Ireland under the Penal Laws in the 18 th Cent. L., 1899; Джексон Т. А. Борьба Ирландии за независимость. М., 1949; O’Hegarty P. S. A History of Ireland under the Union, 1801–1922. L., 1952; Reynolds J. A. The Catholic Emancipation Crisis in Ireland, 1823–1829. New Haven, 1954; Simms J. G. The Williamite Confiscation in Ireland, 1690–1703. L., 1956; idem. War and Politics in Ireland, 1649–1730. L.; Ronceverte, 1986; Сапрыкин Ю. М. Англ. колонизация Ирландии в XVI — нач. XVII в. М., 1958; Brady J., Corish P. The Church under the Penal Code. Dublin, 1971; Miller D. W. Church, State and Nation in Ireland, 1898–1921. Pittsburgh, 1973; Moley R. Daniel O’Connell: Nationalism without Violence. N. Y., 1974; Larkin E. The Roman Catholic Church and the Creation of the Modern Irish State, 1878–1886. Phil., 1975; idem. The Making of the Roman Catholic Church in Ireland, 1850–1860. Chapel Hill, 1980; История Ирландии/Ред.: Л. И. Гольман. М., 1980; Cullen L. M. The Emergence of Modern Ireland, 1600–1900. L., 1981; Connolly S. J. Priests and People in Pre-Famine Ireland, 1780–1845. Dublin; N. Y., 1982; idem. Divided Kingdom: Ireland, 1630–1800. Oxf.; N. Y., 2008; Bowen D. Paul Cardinal Cullen and the Shaping of Modern Irish Catholicism. Dublin; Waterloo, 1983; O’Shea J. Priest, Politics and Society in Post-Famine Ireland: A Study of County Tipperary, 1850–1891. Dublin, 1983; O’Ferrall F. Catholic Emancipation: Daniel O’Connell and the Birth of Irish Democracy, 1820–1830. Goldenbridge; Atlantic Highlands, 1985; Reactions to Irish Nationalism/Ed. A. O’Day. L.; Ronceverte, 1987; O’Day A.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Куропаткин Алексей Николаевич (1848–1925), военный деятель, военный историк, почетный член Николаевской академии Генштаба (1898), Артиллерийской, Инженерной (1898), Военно-юридической и Военно-медицинской (1898) академий. Ген. от инфантерии (1900), ген.-адъютант (1902), участник русско-турецкой войны 1877–1878, участвовал в завоевании Средней Азии (1867–1871, 1875–1877 и 1879–1883), военный министр (1898–1904), командующий Маньчжурской армией (1904–1905), главнокомандующий вооруженными силами на Дальнем Востоке (октябрь 1904 – март 1905), член Государственного совета (с 1906). В годы Первой мировой войны командовал Гренадерским корпусом, затем 5-й армией (1915), главнокомандующий армиями Северного фронта (февраль–июль 1916), ген.-губернатор Туркестана (июль 1916 – февраль 1917). В апреле 1917 арестован, в мае освобожден, жил в своем имении Шешурино в Псковской губ., один из организаторов и научный консультант народного музея в г. Холм Псковской губ. (с 1918), преподаватель экономической географии в, основанной на его средства, сельскохозяйственной школе (с 1921); Курц Борис Григорьевич (1885–1937), историк, магистр истории (1918). Выпускник ун-та Св. Владимира в Киеве (1910). После Октябрьской революции работал в административных и государственных органах Украины, со 2-й половины 1920-х профессор Киевского ин-та народного хозяйства; Ламбер Жозеф Гаспар де Герен, инженер-генерал, по происхождению француз, на русской службе с 1701, принимал участие в осаде Нотебурга (Шлиссельбурга), в 1703 руководил осадой Ниеншанца, принимал участие в выборе места для Петербурга, составил план Петропавловской крепости. В 1706, поехав за границу для набора на русскую службу иностранных инженеров, отказался вернуться в Россию; Ланин Николай Петрович (1830–1895), московский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, гласный Московской городской думы, владелец завода фруктовых и минеральных вод и шампанского, в 1880-е издатель газеты «Русский курьер»; Ланн Бернард-Фердинанд Бернардович (1862–?), лектор французского языка на историко-филологическом ф-те М.у. и МВЖК;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

1875. Полезное наставление. 1834. I. 110. 1876. О насущном хлебе. 1827. XXVII. 238. 1877. Средства к сохранению невинности для христианского юношества. 1821. I. 218. 1878. Притча: вразумленное неведение. 1836. IV. III. 1879. Притча о низких растениях. 1837. II. 140. 1880. Наставление христианину в новый год. 1831. XLI. 78. 1881. Письмо на новый год. 1821. I. 108. 1882. Взор Христианина на новый год. 1824. XIII. 104. 1883. Желание Христианина в новый год. 1825. XVII. 109. 1884. Предметы для размышления в день новолетия. 1842. I. 143. 1885. Размышление при вступлении в новый год. 1832. XLV. 107. 1886. Новый год. [К. И. Лучицкого). 1838. I. 115. 1887. Размышление при наступлении нового года. 1835. I. 97. 1888. Мысли при наступлении нового года. 1839. I. 119. 1889. Нет правила без исключения. 1828. XXXII. 359. 1890. Нечто важное для всех. 1822. VI. 152. 1891. О слабом и несовершенном обращения к Богу. 1827. XXV. 126. 1892. Размышление об обетах крещения. 1836. III. 224. 1893. О духовных опытах. 1829. XXXIII. 188. 1894. Предостережение от осуждения 1834. I. 321. 1895. Ответ наставника. 1827. XXVIII. 349. 1896. Письмо юноши к своему наставнику. 1827. XXVIII. 342. 1897. Письмо к издателям. 1823. XII. 354. 1898. Письмо сына к отцу. 1824. XVI. 312. 1899. Пища духа. 1834. II. 103. 1900. Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. 1824. XVI. 296. 1901. О подражании детям. 1831. XLII. 173. 1902. Покаяние или исправление. 1821. II. 87. 1903. Отлагательство покаяния. 1838. I. 185. 1904. Не пора ли нам покаяться? 1840. I. 101. 1905. Надежда помилования. 1834. I. 329. 1906. Послание иностранного профессора к германскому юношеству. 1833. IV. 376. 1907. О удалении от плотских похотей. 1830. XXXIX. 101. 1908. О фарисейской и христианской праведности. 1822. V. 150. 1909. Нравственно-духовные правила. 1826. XXII. 134. 1910. Все в природе устроено к благу тварей. Хвала Творцу природы (из книги Иисуса сына Сирахова). 1821. III. 102. 1911. Приветствия. 1822. V. 122. 1912. Примирение. 1826. XXII. 385.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вдоль близкого берега пролегает тропинка, по ней бредут несколько паломников. Мы и забыли как следует проститься с «Лазаревым». Оглядываемся назад. Да какой же он несчастный! Маленький совсем, его и незаметно около Горы. Так ничтожны дела человеческие пред великими делами всемогущества Божия! Прощай, «Лазарев»! Счастливого тебе плавания!.. 2 Преосвящ. Арсений со студентами в Палестину (1900 г.) и преосвящ. Евдоким со студентами в Палестину, Египет и Грецию (1905 г.). 3 Ректором Московской духовной академии с 1903 по 1909 годы был епископ Волоколамский Евдоким (Мещерский), впоследствии митрополит Нижегородский. В1922 году уклонился в обновленчество и явился одним из основоположников обновленческого раскола. С 1924 года на покое. Духовный писатель. Скончался в 1935 году в Москве. – Прим. ред. 4 Издавая в свет это сочинение, всю прибыль от издания мы полагаем в особый «паломнический» фонд, из которого взаимообразно будут брать студенты-экскурсанты. Р. А. Е. Е. 5 Драгомиров М. И. (1830–1905), русский военный теоретик и педагог, генерал от инфантерии. Участвуя в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. успешно руководил действиями русских войск при обороне Шипки. С 1903 г. член Государственного совета. – Прим. ред. 6 Указанные правила касаются безукоризненности и чистоты лиц, производимых в священство. – Прим. ред. 12 Филетизм (от греческой приставки φιλ – любить и θνος – народ, племя) – тенденция Поместных Церквей приносить соборные интересы в жертву национально-политическим. В 1872 г. Константинопольский патриарх объявил филетизм ересью в связи с болгарской схизмой. – Прим. ред. 14 «Пойдохом на море, и быхом ходили по морю 3 седмицы, егда с нужею доидохом устья Цареградскаго. Ино по части возстает футрина великая и валове страшнии, ож пред Филипповым заговеньем бывает». 17 У многих слово «византийщина» теперь служит щитом, которым они закрывают себя от разных возражений. Не нравится что-нибудь в православной вере, например монашество, – стоит сказать: да ведь это не «чистое христианство », а византийщина! – и монашество ниспровергнуто. Такое пренебрежительное отношение к «византийщине», даже без знания «византийщины», пошло, говорят, еще от Вольтера. Появилось даже какое-то «византийское православие», как будто бы православий так же много, как много газет на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010