Глава 8. Русская Православная Церковь в XX веке Подготовка Поместного Собора . Последним российским императором был Николай II, благочестивый человек, искренне желавший наладить положение Церкви в своем государстве. Он сочувствовал желанию церковных деятелей созвать Поместный Собор и обсудить вопрос о восстановлении патриаршества и других необходимых преобразованиях в церковной жизни. Против этого был обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, которому император доверял. Тем не менее в 1905 г. удалось начать работу по подготовке Собора. Всем епархиальным архиереям была разослана анкета, содержавшая вопросы относительно желательных преобразований в управлении и жизни Церкви. Ответы, пришедшие от епископов, были затем изданы в нескольких томах. В 1906–1907 гг. при Святейшем Синоде действовало Предсоборное Присутствие в составе известных иерархов, профессоров духовных академий и видных церковно-общественных деятелей. В его задачу входило выработать на основании отзывов епархиальных архиереев программу будущего Собора. Однако, несмотря на большую подготовительную работу, Поместный Собор созвать тогда не удалось. Это стало возможным только после падения, монархии в 1917 году. Праведный Иоанн Кронштадтский . В XIX и в первые годы XX столетия прославился еще один праведник – протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Молодым священником, выпускником Санкт-Петербургской духовной академии приехал он в портовый город Кронштадт, недалеко от Петербурга. Это был его первый приход, и в нем он оставался всю жизнь. Как и во многих других портовых городах, жизнь в Кронштадте отличалась испорченностью нравов. Останавливаясь там после долгих плаваний, матросы кутили и напивались, а попойки кончались драками. В Кронштадт из Петербурга высылали бездомных и нищих, подобранных на улице. Жили эти опустившиеся люди по краям города в скверных лачугах. Там царили нищета, грязь, безысходность. Отец Иоанн сразу понял, что именно эти люди – его прихожане и о них он должен заботиться. Особенно тяжело ему было видеть в этих условиях детей, и в первую очередь он старался привлекать их к себе и заботиться о них. Отец Иоанн понимал, что нельзя учить добру людей, не помогая им в их нужде. Сначала он раздавал все свои деньги, так что дома у него ничего не оставалось, но он скоро понял, что такой его помощи недостаточно. С помощью привлеченных им людей он создал в Кронштадте целый городок, который назывался «Домом трудолюбия». В нем были фабрики и мастерские, на которых работа не требовала особых знаний или силы, где было занято около семи тысяч человек. Были там школа для детей, библиотека и приют для маленьких ребят, матери которых работали. Летом устраивались летние детские колонии. Был большой дом, где могли ночевать бездомные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия оккультная: «Мы – русские, с нами маг?!» Шарлатаны «Битвы экстрасенсов» и мистическое мышление кубанских станичников 13.10.2023 1287 Время на чтение 31 минут Источник: Попечение « Не сотвори себе кумира и всякого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им.» (Вторая заповедь Закона Божия) « От чего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство Русское, ныне так разслабело, обезсилилось, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава… Вот от чего Царство наше колеблется… Некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие.» (Из слова святого праведного Иоанна Кронштадтского в день рождения Государя Императора Николая Александровича 6 мая 1907 г.) О значении трудов «Всероссийского батюшки», как с любовью называли и продолжают называть по сей день протоиерея Иоанна Сергиева (18291908), причисленного к лику святых Русской Православной Церковью в 1990 году, больше известного в нашей повседневной жизни как святой праведный Иоанн Кронштадтский , сказано, написано немало и при его жизни, и после завершения земного пути. Для большинства русских людей, хотя бы немного знакомых с его трудами, проповедями, пророчествами, он был и остается грозным обличителем грехов человеческих, подобно пророку Илии и Иоанну Крестителю, не боявшимся открыто в лицо говорить правду как своим прихожанам, либо пожелавшим его увидеть приезжим из ближнего и дальнего Зарубежья, прикоснуться к одному из великих праведников и благодетелей почти что нашей с вами современности, так и смело обличать потерявшихся в пучине блуда, оккультизма и всякой иной мути власть имущих. Благостный к кающимся, как ни велики были грехи их, он не терпел упорства во грехе. Пламенное слово отца Иоанна доныне воинствует против лжи и беззакония нашего лукавого времени.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/13/rossiy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

Павловский Посад. Покровско-Васильевский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Основание Покровско-Васильевского монастыря связа¬но с именами двух богатых Павлово Посадских фабрикантов - Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869). В.И. Грязнов, один из главных богачей Павловского Посада, купец 2-й гильдии всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о.Иоанном Кронштадтским (1829-1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова, среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью. В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязнов много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского. После смерти друга и компаньона В.И. Грязнова, а затем и жены Акилины (сестры В.И.Грязнова), Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевскии храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний - церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме Я.И.Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню.

http://sobory.ru/article/?object=04620

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 9  голосов:  4.7 из  5) Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье? Праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938) Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна. Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982) Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе. Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

http://azbyka.ru/deti/kak-lechit-dushevn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2011 19 мин., 26.10.2011 1 страница обложки – портрет Вячеслава Бутусова , создателя рок-группы «Nautilus Pompilius», лидера группы «Ю-Питер» (фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.10-15). Пролог : (на заставке – фото Владимира Ештокина) Афанасий Фет. Осенью («Когда сквозная паутина…»). Стихотворение. 1870//Фома. - – октябрь 2011. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма: Письма о служении . Подборка писем и цитат. Фото ателье К. К. Буллы//Фома. - – октябрь 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены: Евангелие от Марка 10:45 . Цитата: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». – С.4; Врач / Мария . – С.4; Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Цитата: «Мы все так странно и чудно устроены, что не имеем сами в себе никакой силы, но как только подвигнемся на помощь другим, сила вдруг в нас является сама собою…». – С.4; Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). Цитата: «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого…». – С.5; Александр Васильевич Суворов (1730-1800). Цитата: «Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие». – С.5; Авиагруппа 2/33 /Антуан де Сент-Экзюпери , «Военный летчик», 1942 г. – С.5; Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Какая радость быть священником!..». – С.5; Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908). Цитата: «Священническое служение, небесное по высоте, ангельское по чистоте и страшное по ответственности, можно охарактеризовать одним словом – пастырство». – С.5; «Если б я знал, никогда б не стал священником…» / Владимир . – С.6; Святитель Василий Кинешемский (1877-1945). Цитата: «Мир говорит: надо заставлять других служить себе. В этом жизненная мудрость. Христианство учит: надо самому служить другим. В этом сила и счастье жизни». – С.6; Нектарий Оптинский (1853-1928). Цитата: Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице - вот как велика для женщины участь быть женой и матерью». – С.6;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-102...

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) «Отец Иоанн Кронштадтский – самое значительное явление в русской Церкви конца XIX и начала XX века» – так начиналась одна из статей по поводу столетия со дня рождения великого святого. Святой праведный Иоанн был глубоким мыслителем, великим духовным пастырем и учителем Церкви. Его творения составляют около четырех с половиной тысяч печатных страниц. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел праведный Иоанн, такой славы, какой пользовался любвеобильный пастырь и благотворитель, ни у кого из общественных деятелей и писателей не было. Сам же угодник Божий себе и о своей славе говорил так: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тебе, Кто сказал: Я прославляю прославляющих меня» ( 1Цар. 2, 30 ). Не только в России знали силу молитв святого Иоанна; тысячи трогательных писем и телеграмм присылали из Германии, Франции, Испании, Италии, Америки, Индии, Англии, Австралии, Швеции, Португалии, Греции. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями, в пору его славы в кронштадтском Андреевском соборе собиралось до пяти-шести тысяч молящихся; ежегодно Кронштадт посещало более двадцати тысяч паломников, а позднее их число достигло восьмидесяти тысяч. На одной первой неделе Великого поста собиралось до десяти тысяч человек. Почти ежедневно совершал святой праведный Иоанн Божественную литургию в Андреевском соборе. Желающих исповедаться у святого пастыря было так много, что исполнить это желание было физически невозможно. Андреевский собор в Кронштадте во время службы отца Иоанна бывал переполнен, а между тем собор вмещал от пяти до семи тысяч человек. Само же причащение длилось иногда более двух часов. Отслужив в Андреевском соборе раннюю обедню, отец Иоанн ехал в Петербург навещать больных, к которым был приглашен. Если жители Петербурга замечали его едущим в карете по улицам столицы, то за каретой его бежали, у дома, куда он входил, тотчас собиралась толпа. Люди бросались к нему, чтобы, если возможно, получить от него благословение, попросить помолиться и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908 ) Русский православный народ уже при жизни чтил отца Иоанна как праведника, верил в его молитвы и предстательство пред Господом. Сразу же после кончины Кронштадтский пастырь был вознесен в «лик отцов и учителей Церкви», и его почитание еще более усилилось. Из множества воспоминаний о батюшке Иоанне, записей о беседах с великим пастырем, дневник его духовной дочери Е. Духониной ценен тем, что она записывала наставления и беседы, которые длились много лет, вплоть до его кончины. Беседы святого праведного Иоанна Кронштадтского с духовной дочерью (Дневник Е. Духониной) 16 сентября 1897 г. Я только что переехала на новую квартиру. Отец Иоанн, посетив меня, отслужил молебен с водосвятием, освятил всю мою квартирку и с только ему свойственной добротой и внимательностью относился ко мне; я подбодрилась, набралась храбрости, бросилась перед ним на колени, поклонилась ему в ноги и стала просить взять меня в духовные дочери. Он милостиво посмотрел и спросил: «А ты будешь меня слушаться всегда и во всем?» Я отвечала на это, что дорогой батюшка меня уже знает, так как по его приказанию два года тому назад я окончательно бросила свои занятия спиритизмом. Отец Иоанн сказал «да» и задумался. Я же продолжала просить, обещала во всем повиноваться и всю жизнь свою направить согласно его велениям. Он улыбнулся и сказал: «Ишь какая ты прыткая – в духовные дочери я тебя беру, а о жизни это слишком серьезно, дай мне подумать», – и поцеловал меня в голову. Я попросила его принять от меня на память связанное мною ему одеяло, он принял, поблагодарил и назвал меня рукодельницей; затем передал мне поклон от Орловской игуменьи; сказал, что недавно был в Орле, узнал о ее нездоровье и послал ей сказать, чтоб она не смела болеть; затем выразил надежду, что она поправилась. Я подтвердила это и передала батюшке благодарность за его молитвы от матери игуменьи, как она просила это сделать в полученной мною вчера от нее телеграмме. Отец Иоанн перекрестился, сказал: «Благодарю Тебя, Господи, – благословил меня полным крестом и, сказав: – Ну, прощай, моя доченька», – уехал.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как сохранить брак счастливым? Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим. ( Сир. 4:34 ). Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. ( Мф. 18:20 ). Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. ( Гал. 6:2 ) Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви. Преподобный Нектарий Оптинский (1853–1928). Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается. Амвросий (Ключарев) , архиепископ Харьковский (1821–1901) Поскольку сатана, враг душ человеческих, и в добронравных союз любви и согласия старается разорвать, то муж и жена должны друг к другу в случающихся немощах быть снисходительными, и с любовью друг друга терпеть, и тогда согласие и мир сохранится. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Цените выше всего единодушие в семье и все делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение. В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – все пропало. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь, по Апостолу, благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого. Очень трудно уступить другому, это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хлысты-киселевцы Родиной или очагом этой секты был г. Кронштадт, а потом г. Ораниенбаум (Петербургской губ.), куда в 1895 г. переселилась из Кронштадта некая мещанка Матрена Ивановна Киселева, именуемая ее последователями «богородицей» Порфирией, «порфирою Царя царей». Отсюда в короткий промежуток времени новая еретическая язва широко распространилась по всей России, преимущественно благодаря нахальному и кощунственному прикрытию именем светильника нашей Церкви, достойнейшего о. протоиерея кронштадтского собора Иоанна Ильича Сергиева (19 окт. 1829 г.–20 дек. 1908 г.). Доброта и кротость, бескорыстие и страдание ко всем скорбящим, ревностное служение Церкви Христовой, щедрая благотворительность, проявление особой помощи Божьей чрез чудесные исцеления – были причиной того, что имя о. Иоанна стало известно всем не только грамотным, но и неграмотным русским людям. Народ назвал о. Иоанна «молитвенником русской земли», всегда жаждал видеть его в лицо, получить его благословение, присутствовать при совершаемых им богослужениях. Дальность расстояния не составляла препятствия для путешествия в Кронштадт. Портреты о. Иоанна, от художественной работы и фотографий до лубочного изделия коробейников, были распродаваемы не только по городам, но и по захолустным селениям, и редко можно найти дом благочестивого и верующего крестьянина, в котором бы не было портрета «кронштадтского батюшки». Многие, по неразумной ревности, но движимые благоговейным уважением к о. Иоанну, вешали его портреты рядом с иконами и возжигали пред ними лампадки. Другие думали, что о. Иоанн возносит Богу иные молитвы, чем те, которые они слышали в своих приходских церквах, и искали случая приобрести их. Третьи желали иметь на память какую-либо вещь от о. Иоанна – просфору, свечу, ладан и т.п. Вот этой-то популярностью о. Иоанна среди простого народа и воспользовались, с одной стороны, развратные тунеядцы, обиравшие доверчивых людей (собирая пожертвования по всей России то «на рясу батюшке», то «на карету», то на «вселенскую свечу», то на церковь , которую он строил на родине, то на монастырь и т.п.), а с другой стороны – проходимцы с хлыстовской настроенностью и настоящие хлысты, которые уже в 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010