Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БАХМЕТЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Н.И.Бахметев Бахметев Николай Иванович ( 1807 - 1891 ) - генерал-майор, директор Придворной певческой капеллы, светский музыкант-любитель, церковный композитор. Родом из дворян Саратовской губернии. Музыкальные способности пробудились рано. Двенадцати лет он уже мог играть на скрипке виртуозные пьесы Виотти, Роде и других. Учился у выдающегося скрипача Иосифа Бёма, а по теории музыки - у Швенке и Шрейнура. По окончании пажеского корпуса выпущен офицером в гвардейскую кавалерию. Участвовал в турецкой кампании 1828 года, а затем около года состоял при русском после, князе Орлове , в Константинополе . Здесь впервые Бахметев заявил себя как музыкальный деятель, сформировав оркестр, в котором принимали участие многие лица дипломатического корпуса, и сам он - как первая скрипка. В 1842 году вышел в отставку и жил в саратовском имении, служа по выборам четыре трехлетия в должности губернского предводителя дворянства. Сформировал у себя оркестр и хор из крепостных крестьян, исполнявший под его руководством церковные песнопения. Переехав в Санкт-Петербург , устраивал у себя музыкальные вечера, получившие громкую известность, был руководителем в клубе любителей музыки, где исполнялись преимущественно произведения немецких классиков. В 1861 году назначен на место А.Ф. Львова директором придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до 1883 года, улучшив подбор голосов и самое исполнение хора малолетних певчих; хорошо поставленные при нем классы смычковых инструментов сделали капеллу рассадником и оркестровых музыкантов. В 1869 году под редакцией Б. издан капеллой действующий и ныне " Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемый " (в двух частях), заменивший собою прежнее издание, выпущенное при Львове. Бахметев был последним из директоров капеллы, неправильно пользовавшихся правом цензуры церковной музыки, с тех пор, как императрица Екатерина II предоставила такое право лично Бортнянскому .

http://drevo-info.ru/articles/357.html

170. Солоневич Иван Лукьянович (1891-1953) — русский публицист, исторический писатель и общественный деятель. Участвовал в Белом движении и антисоветском подполье. Бежал из концлагеря, жил в эмиграции в Финляндии, Болгарии, Германии, Аргентине и Уругвае. Издавал газету «Голос России» в Болгарии и «Наша страна» в Аргентине. Создал «народно-монархическое» движение, пропагандируя идею самобытной русской самодержавной монархии. 171. a priori (лат.) — в данном случае — изначально. 174. Малышевский Иван Игнатьевич (1828-1897) — русский историк церкви, профессор Киевской духовной академии, славист, общественный деятель. 175. docta ignorantia (лат.) — ученое неведение. 176. Макарий (Булгаков), митрополит Крутицкий и Коломенский (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816-1882) — историк церкви, автор многотомной истории Русской Церкви, богослов. Ординарный академик Академии наук (1854). 177. argumentum ex silentio (лат.) — доказательство, выводимое из умалчивания. 178. terminus post quern (лат.) хронологическая граница, за которой предполагается начало, возникновение чего-либо; позже. 179. terminus ante quern (лат.) — хронологическая граница, ниже которой предполагается возникновение чего-либо; раньше. 180. Мансикка Вильо Йоханнес (1884-1947) — русский и финский филолог финского происхождения, диалектолог, фольклорист, исследователь русского и финского фольклора, древнерусского язычества. Известен своей работой «Религия восточных славян». Был действительным членом Академии Финляндии. 181. Серебрянский Николай Ильич (1872-1940) — незадолго до революции, в 1916 году, ему присвоена степень доктора церковной истории. Он получил место доцента в Московской духовной академии и переселился в Сергиев Посад. С 1917 года Николай Ильич — ординарный профессор академии. С 1918-го — профессор Православной народной академии, в 1919-1920 годах — профессор Воронежского университета. В 1921-1923 годах преподавал в педагогическом техникуме на родной псковской земле, в Пушкинских Горах. С сентября 1923-го — профессор по истории церкви в Московской Богословской академии.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

СПб, 1895; 41. Скворцова В. М. Деяния 3 -го всеросс. Мисс. съезда в Казани. Стр. 138–154. 187 Отеч. Записки Свиньина, 1828. 93, Стр. 44–58: ст. А. Ф-ва «О раскольниках, поселенных в Таврической губернии и Мелитопольском уезде». 188 Еще в 1826 году, у одного молоканина была найдена рукописная тетрадь под заглавием „Обряд о духовных христианах, содержащий в себе исповедание я догматы веры“ (молоканской). Эта тетрадь напечатана полностью в 8-й книге Варадинова „Истории министерства внутренних дел», СПб. 1863. (Стр. 234–240). Она состоит из 15 глав: 1. О вере, 2. О священстве Христа, 3. О знамении, 4. О крещении, 5. Об исповедании, 6. О причастии, 7 О церкви, 8. О молениях, 9. Об иконах, 10. О рождении младенцев, 11. О браке, 12. О царе, 13. О постах, 14. О погребении умерших, 15. О воскресении мертвых. Эту тетрадь, как и женевское издание молоканского исповедания, мы постоянно будем иметь ввиду при изложении вероучения молокан. 189 Литература по вопросу о субботниках и караимитах: 1. Астырезв Субботники в России и Сибири (Северный Вестник 1891 г. 6, Июнь. Стр. 34–70); 2. Русские рационалисты. Суботники (Вестник Европы 1881 г. 2, Стр. 650–661); 3. Попова R. На молитвенных собраниях у субботников (Странник 1877, т. 2. стр. 183–211); 4. Варадинова И., История министерства внутренних дел. Кн. Ш. СПб 1863; 5. Секта иудействующих (Церковн. Вести. 1888. 10); 6. Секта жидовствующих (Домашняя Беседа 1875 г. вып. 18. Стр. 541–550); 7. Секта субботников (Чтения в Общ. Любит. дух. просвещ. 1889 г., отд. 2. стр. 5–11); 8. Состояние раскола в Таврической губернии (Правосл. Обозр. 1867 г., т. 1. стр. 323–341); 9. Юницкого А. прот. Сектантские гнезда на Кавказе (Христ. Чт. 1895 г. Ч. I. Стр. 142–164); 10. Раскольники за Кавказом (Правосл. Собесед. 1859. Ч. 1. Стр. 432–444); 11. Тифлова Мих. сювящ. О переселении сектантов жидовствующнх в Палестину (Мисс. Обозр. 1904. 5, Стр. 530–537); 12, Боголюбова Д. Тамбовские жидовствующие (Мисс. Обозр. 1898. Май. Стр. 797–801). 192 Полн. Собр. Зак. 1738 г. т. X. 7612: резолюция императрицы Анны Иоановны о сожжении Возницына и Боруха.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

758 См. о свадебных обрядах: Kraus T. X. Real-Encyklopädie der christlichen Alterthumer. Erster Band. Freiburg in Breslau, 1882. Ehe (s. 381–393). – Ср.: Augusti J. C. B. Op. cit. S. 244–327 и др. 759 Der Heilige Iohannes Chrysostomus. Dritte verbess. Auflage. Erster Theil. Berlin, 1858, S. 10 u. f. 761 Augusti J. C. B. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie. Neunten Band. Leipzig, 1828, S. 230. 763 Кн. Трубецкой E. Н. Философия христианской теократии в V веке (миросозерцание блж. Августина в его генезисе)//Вопросы философии и психологии. 1891. Сентябрь. С. 37. 764 Творения блж. Августина, епископа Иппонийского. Ч. I. Киев, 1880. Исповедь. Книга 2, глава 2, с. 30–31. 765 Сальвиан, современник блж. Августина, прилагает к Африке название lupanar. Характеристику нравов африканского общества более подробно см. в цит. ст. «Философия христианской теократии в V веке», с. 37–38. – Ср.: Исповедь. Ibid. 766 См.: Patrol. Curs. Compl. Migne. Ser. Lat., t. 41, col. 422–425; De civitate Dei, lib. XIV, cap. XV–XVI. 768 См.: De bono coniugali, c. I, col. 373. P. C. C. Migne, t. XL. – «Causa pariendi... sola sit, quae nuptiae sunt». Ibid., col. 394. 770 De Genes, ad litter., lib. IX, c. IX, nr. 14, col. 398. Migne, t. XXXIV. – Ср.: De nuptiis et concupiscentia, lib. II, c. XXIV, nr. 42, col. 460. «Nuptiae institutae sunt causa generandi, non peccandi propter, quod illa est a Domino benedictio nuptiarum: crescite et multiplicamini et replete terram». 773 В церковном праве Католической Церкви в качестве основных положений приводятся следующие слова блж. Августина: «Nuptiarum bonum semper est quidem bonum, sed in populo Dei fuit aliquando legis obsequium, nunc est infirmitatis remedium, in quibusdam vero humanitatis solatium. Filiorum quippe procreationi operam dare, non canino more per usum promiscuum foeminarum sed honesto ordine coniugali, non est in homine improbandus affectus». Corpus iuris canonici Gregorii XIII. Halae Magdeburgicae. MDCCXLVIII, pars I, quaest. VII, c. XLI, col. 912.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Николай Онуфриевич Лосский Глава IX. Гносеология, логика и метафизика в последней четверти XIX в. I. Б. Н. Чичерин Из предыдущих глав видно, насколько сильным было философии Гегеля как на славянофилов» так и на за­падников. Это влияние не оставило в стороне даже тех философов, которые от гегельянства перешли к материализму и позитивизму (о влиянии философии Гегеля на русских фило­софов, неупомянутых в этой книге, а также тех, кто не сделал философию своим основным ремеслом, см. достойную высокой оценки книгу Д. И. Чижевского «Гегель в России») 196 . Мы должны здесь прибавить к уже вышеупомянутым писателям имена двух профессоров: П. Т. Редькина и С. С. Гоготского. Философ и юрист, профессор Московского университета П. Т. Редькин (1808–1891) и профессор Киевского университета С. С. Гоготский (1813–1889) оставались убежденными гегельянцами на протяжении всей своей жизни. Гоготский дал своеобразное истолкование гегельянства. Отвергая пантеизм Гегеля, он вместе с тем отстаивал его учение об индивидуальном бессмертии человеческой личности. Данная глава посвящается тем русским мыслителям, ко­торые, исходя из философии Гегеля, подвергли ее сложному и оригинальному преобразованию. Среди этих мыслителей особого внимания заслуживает Борис Николаевич Чичерин. Этот мыслитель развил целую философскую систему. Б. Н. Чичерин (1828–1903) родился в семье богатого и родовитого помещика. Образование Чичерин получил в Московском университете, где изучал право. Ученик профессо­ров Редькина и Грановского, Чичерин познакомился с философией Гегеля еще в молодости. В 1861 г. Чичерин был назначен профессором Московского университета, но в 1868 г. он вышел в отставку в знак протеста против нарушения правительством университетской автономии. В 1881 г. он был избран московским городским головой. Однако после того, как Чичерин произнес речь, в которой подчеркнул необходимость увенчать здание сельского и городского самоуправления народным представительством, Александр III позрение у правительства, которое боялось всех тех, кто защищал свободу мысли и отличался духом независимости. А все-таки многие из них, как, например, Чичерин, в состоянии были образовать партию умеренных и либеральных консерваторов. Отстаивая свободу в рамках закона, такая кон­сервативная партия могла бы осуществить необходимые реформы в то время, когда для них созрели бы благоприятные условия. Вместо этого просвещенного консерватизма в России торжествовал нелепый и грубый консерватизм, известный под названием «черносотенство».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

„Графианская гипотеза”, как стали называть теорию Графа о происхождении первых пяти книг Библии, сделала очень мало чести германской высшей критике. Главная ошибка Графа, как и других высших критиков, состояла в том, что он не истолковал факта, а только старался приспособить его к своей теории. Критик прямо наложил теорию на факты, и всё, что можно было втиснуть в её форму, было пощажено, а прочее безжалостно отброшено. Отсюда и произошла такая ошибка, которая напоминает заблуждение гегельянцев в области астрономии. Известно, что Гегель, вероятно, для собственного удовольствия, доказывал, что в нашей солнечной системе должно существовать только известное, определённое число планет. Но астрономия отказалась ограничить себя, в угоду философским мечтам. А когда число планет, указанное Гегелем, было превзойдено, благодаря открытиям астрономов, гегельянцы благоразумно умолчали об этом. Так и „графианская гипотеза” не могла удовлетворительно ответить на вопрос о происхождении Пятикнижия, так как всё же остался невыясненным факт, что именно в Израиле явилось самое возвышенное и чистейшее понятие о Боге, которое не только завладело троном ветхозаветной религии, но и пролило свет на людей всего мира. Кроме того, Граф приписал позднейшее происхождение в период после плена главным образом той части Пятикнижия, в которой изложены законы Моисея. Но этим самым он привёл в ужас своих друзей и дал сильнейшее оружие в руки своим противникам, потому что именно законодательство Пятикнижия, на основании несомненных характерных признаков его содержания и стиля, все рационалисты почитали самой древней частью из других частей 190 . „Графианская гипотеза” была усвоена Кюненом (1828–1891), профессором лейденского университета в Нидерландах. Кюнен сделал к ней только необходимое добавление, а именно: он бросил исторические книги Ветхого Завета в ту же самую пропасть легенд и мифов, как и закон Моисея. Кюнен начинает св. письменность с книги пророка Амоса, так как, по его мнению, нет в ней ничего древнее пророчества пастыря Фекои.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

В Москве с давних времен церкви были поделены на «сОроки». В каждом сороке числилось от 10 до 43 церквей, а самих сороков не более 20–30, хотя издревле говорили о Москве как о городе «сорокА сорокОв церквей». Сороки превратились в благочиннические округа, хотя прежнее наименование их как «сорокИ» сохранилось. В состав сороков не включались кремлевские соборы. В 1797 г. были учреждены монастырские благочиннические округа: для надзора за монастырями архиереями было поручено назначать из числа монастырских настоятелей от одного до трех благочинных, в зависимости от числа монастырей в епархии. В 1828 г. они получили от Св. Синода на этот счет особую инструкцию. В начале XIX в. числилось свыше 2,2 тыс. благочиннических округов. До конца синодального периода численность их практически не менялась. В 60-е годы XIX в. при благочинных стали создаваться благочиннические советы из настоятелей вверенных им приходов. Но к началу 80-х гг. они были существенно ограничены в своих полномочиях, а затем и совсем упразднены 14 . Викариат С начала XVIII в. указами Синода в наиболее крупных епархиях были введены должности викариев (или викарных епископов) – помощников епархиальных архиереев по управлению епархиями. Назначались они от случая к случаю. Статус викария четко не был определен. По поручению епископа они ставили церковнослужителей, осуществляли надзор над церковно-приходскими школами и женскими монастырями 15 . В XIX в. викариям стало вверяться управление отдельных частей епархий под наименованием викариататсв. Так, в Московской епархии в начале XIX в. было уже 4 викариатства. В 1865 г Св. Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства всем епархиям, если они располагали для этого необходимыми материальными средствами В связи с этим численность викариатств существенно возросла. Если в 1799 г. их насчитывалось 5, в 1851 г. – 11, то в 1891 г. – 38, к 1917 г. – уже 70 16 . Викарный епископ носил титул «викарного преосвященного» и именовался по названию уездного города, который становился центром викариатства. Викарный епископ мог рукополагать священнослужителей в пределах своего викариатства, однако он не имел ни кафедрального собора, ни консистории. Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому они полностью подчинялись. Епископ давал им поручения по своему усмотрению, ибо никаких предписаний о круге компетенции викариев не было, и статус их не был определен. 3. Православное духовенство: придворное, военное и при русских посольствах за рубежом

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ценность этих работ в том, что с большим вниманием пересматриваются и сопоставляются отдельные отеческие тексты, по авторам, – такой «догматико-филологический» анализ, во всяком случае, облегчает последующий синтез, хотя бы сам аналитик и ограничивался только «сводом» своих данных. Катанский был убежден, что святоотеческие творения есть «единственное средство, чтобы оживить нашу вялую и скудную богословскую мысль». Первоначально он хотел было заняться разработкой «библейского богословия», написать «библейскую догматику» (срв. его статью «Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении» в «Христианском Чтении» 1872-го года); но побоялся прослыть «протестантом..». В Киевской академии при новом уставе догматику преподавал архим. Сильвестр Малеванский (1828–1908, позже епископ и ректор академии). Свои лекции он издал и в самом заглавии оттенил: «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов» (1878–1891, пять томов). По-видимому, под влиянием Хомякова, Сильвестр исходит из догматического опыта Церкви, из «общего религиозного сознания вселенской Церкви». И задачей историка становится проследить и показать, как этот опыт отвердевает в догматических определениях и богословских формулировках. Догмат в таком понимании оказывается уже не только внешним данным, но и внутренним заданием церковной мысли. Догматист должен идти дальше простых подтверждающих ссылок на прошлое, на исторические тексты и свидетельства. Он должен изобразить сам процесс опознания откровенной истины, в его внутренней диалектике, на конкретном историческом фоне. Истина открывается человеку не для того, чтобы он ее лишь внешне признал и охранял, как некий недвижимый клад, не прикасаясь к ней своей мыслительной силой. И верность апостольскому преданию не означает, что его следует хранить «только в мертвенной неподвижности». Догмат дан, как откровение, и приемлется верой. Но еще недостаточно простого согласия или приятия догматов, как данных извне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

оппозиции. В 1825 г. из страны по приказу короля были изгнаны иезуиты и монахи конгрегации Христовых братьев. В 1828 г. католич. оппозиция объединилась с политической либеральной оппозицией, сформировав единый Национальный фронт. Этот союз получил название «унионизма», поддерживался почти 20 лет и стал основной силой в борьбе Б. за независимость. Независимое королевство (XIX-XX) В 1830 г. под влиянием революции во Франции в Б. была провозглашена независимость. Конституция 1831 г. закрепила гос. строй конституционной монархии и федеративное политическое устройство, а также свободу вероисповеданий, декларировав равенство на гос. уровне католичества, протестантизма и иудаизма. В первые годы существования нового гос-ва адм. посты были поделены в основном между либералами и католиками. Была создана Конференция католич. епископов (1830). В сер. XIX в. остро встали проблемы, связанные с системой образования. Либералы, выступавшие за офиц. светские школы, в к-рых курс религии заменялся курсом морали, имели большинство в парламенте с 1847 по 1870 г. С 1870 по 1914 г. (за исключением 1879-1884) у власти находилась католич. партия. Либералы провели через парламент закон, предусматривающий отделение школ от Церкви (1879), в 1884 г. был отменен католиками, в программу начальных школ возвращены религ. дисциплины. Католики укрепили свою власть в 1893 г., приняв закон, предоставивший право голоса всем мужчинам старше 25 лет. После появления энциклики папы Льва XIII «Rerum novarum» (1891) в Б. стали организовываться католич. профсоюзы. В 1904 г. создан Генеральный секретариат христ. профсоюзов, преобразованный в 1909 г. в Конфедерацию христ. профсоюзов. В XX в. во время первой и второй мировых войн Б. была оккупирована герм. армией. На территории Б. происходили активные военные действия. Споры о системе образования оставались довольно острыми и во 2-й пол. XX в. В 50-х гг. конфликт по поводу гос. субсидирования частных (католич.) школ угрожал единству Б. В 1955 г. социалистическая и либеральная партии объединились, чтобы принять законы, сокращавшие расходы на частные школы.

http://pravenc.ru/text/77978.html

35 Ансельм (Анзельм) Кентерберийский (1033–1109), архиепископ, представитель средневековой схоластики. Отношение веры и знания выражено в его известном тезисе «верю, чтобы понимать». 36 Минто С. (1845–1893), английский писатель, автор «Учебника логики», переведенного на русский язык и широко распространенного. 40 Кант И. (1724–1804) в работе «Общая естественная история и теория неба» (1755) в полемике с Ньютоном дал объяснение закономерности движения планет, образованных из рассеянной материи, однако не сумел обосновать картину вращения околосолнечного пылевого облака. В конце 18 в. П. Лаплас (1749–1827) в приложении к книге «Изложение системы мира» (1795) выдвинул теорию происхождения солнечной системы из первичной туманности, медленно и равномерно вращавшейся. 41 Мультон Ф. Р. (р. 1870), американский астроном, специалист по небесной механике и космогонии. Кроме ученых трудов ему принадлежит ряд учебников, в том числе «Введение в астрономию» («Ап introduction to Astronomy»), 1906. Его книга «Эволюция солнечной системы» («On the evolution of the solar system»), о которой упоминает Лосев, вышла в 1904 г. 42 Дюбуа-Реймон Э. (1818–1896), немецкий физиолог, профессор берлинского университета, академик, представитель физического направления в физиологии, интересовался философскими проблемами («О границах познания природы», «Семь мировых загадок», 1898). 47 Кудрявцев В. Д. (Кудрявцев-Платонов, 1828–1891), философ и богослов, профессор Московской духовной Академии. Называл свое учение системой трансцендентального монизма, считая материю и дух просветлением высшей творческой причины, т. е. Бога. 48 Светлов П. Я. (р. 1861), протоиерей, выдающийся богослов, профессор Киевского Университета. Исследовал проблемы взаимоотношения философии и религии, веры и разума, богословия и светской науки. 50 Гартвиг К. Э. (р. 1851), астроном, директор обсерватории в Бамберге. Занимался переменными звездами. Открыл в 1885 г. новую звезду в туманности Андромеды. Бенер А.Н., немецкий ученый. Его книга «Космос. Библия природы» издавалась на русском языке в 1870 г. и в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010