Протопресвитер В.И. Платонов был женат на дочери протопресвитера И.Д. Никольского Александре Иаковлевне. Скончался о. Платонов в начале 1856 года, на 67 г. своей жизни, прослужив в Успенском соборе 15 лет. Димитрий Петрович Новский с мая 1856 года до средины 1879 года. Сын священника Ярославской епархии. Обучался в Ярославской духовной семинарии, а потом в Московской Духовной Академии, наукам: богословским, философским, словесным, церковной и гражданской истории и математике и языкам: еврейскому, греческому, латинскому и немецкому. По окончании академических наук со степенью магистра, определен в академию на должность бакалавра философских наук, 20 сентября 1824 года. Определен секретарем академической конференции и правления 8 сент. 1828. За особенные успехи в преподавании философских наук, объявлена ему от комиссии духовных училищ благодарность 13 февр. 1828 г. За ревностное прохождение службы в Академии выдано ему денежное награждение в тысячу рублей, 30 августа 1830 г. По увольнении от духовно-училищной службы произведен во священника Замоскворецкого сорока г. Москвы к Никитской, что в Татарской, церкви, 14 окт. 1830 г. Отсюда переведен к Крестовоздвиженской, Никитского сорока, что в Дворянском Институте, церкви, с определением на должность Законоучителя сего Института, 11 марта 1832 г. Переведен Сретенского сорока к Адриановской церкви 6 июня 1834 г. По поручению училищного начальства обозревал Высокопетровское духовное училище в 1834 и 1836 годах. Назначен был членом комитета для поверки действий и отчетности комиссии по построении церкви на Московск. Пятницком кладбище 26 июля 1835 года. За ревностное исполнение возлагавшихся на него поручений награжден набедренником 23 февр. 1836. За внимательные труды по обозрению Высокопетровского духовного училища объявлена ему от училищного начальства благодарность 13 окт. 1836 г. Проходил должность законоучителя в Николевской школе Моск. Благотворит. Общества безмездно с 21 апр. По 9 ноября 1840 г. Определен членом Моск. Дух. Консистории 26 июля 1840 года; благочинным церквей Сретенского сорока г. Москвы 17 янв. 1842 г. Возведен в сан протоиерея 19 июля 1842 г. Утвержден в звании действительного члена конференции Моск. дух. академии 11 ноября 1844 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Евгений (Булгарис) архиепископ, рукоположен с 1.10.1775 по август 1779 на покое; † 27.05.1806 Никифор (Феотоки) архиепископ, рукоположен с 6.08.1779 по 28.11.1786 архиеп. Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Амвросий (Серебренников) архиепископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии †13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митр. Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года Кафедра в Новомиргороде Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митр. Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский, с 1.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Афанасий (Иванов) архиепископ, бывший архиеп. Новороссийский и Днепропетровский с 4.12.1803 по 18.08.1805 архиеп. Астраханский и Кавказский †18.08.1805 Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 †20.10.1811 Иов (Потемкин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с 7.02.1812 †28.03.1823 Феофил (Татарский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский, с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; †14.11.1830 Онисифор (Боровик) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 †20.04.1828 Гавриил (Розанов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский, с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 9.05.1837 архиеп. Херсонский и Таврический

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кстати, незадолго до сего времени, возникло в коллегии дело, возродившее некоторую самостоятельность в Униатах, нарушив общность их интересов с Римлянами. Об этом деле упомянуто в первой части моих Записок. Оно касалось перешедших в Латинство Униатов в первые годы настоящего столетия. Сих совращенцев было множество; по двум только уездам: Дисненскому и Вилейскому, считалось до двадцати тысяч. По сенатскому указу 1810 года, совращенцы сии должны были возвратиться в Унию; но дело о том пролежало без движения до 1826 года и теперь только поднято моею настойчивостью, несмотря на сопротивление Латинских членов. Назначены комиссии для приведения в известность совращённых и для возвращения их в Унию. Хотя, по преобладанию на месте Латинян, комиссии эти немного принесли пользы, однако произвели хорошее впечатление. С одной стороны, Униатское духовенство увидело возможность бороться с Латинянами и защищать от них свои паствы; с другой – духовенство Латинское, в опасении потерять приобретённое, менее стремилось к дальнейшему прозелитизму, менее интересовалось последовавшими преобразованиями по Униатскому ведомству. Это опасение старался я поддерживать в Латинянах и впоследствии. Сколько раз ни ходатайствовали они у правительства, чтобы совращённых Униатов оставить окончательно в Латинстве; всегда успевал я убедить, хотя иногда и не без труда, во вредных последствиях такой меры. Раз как то уже граф Протасов дал предложение с Высочайшим повелением оставить в Латинстве Униатов, совращённых до 1832 года. Я отправился к нему немедленно и после жаркого спора заставил изменить редакцию Высочайшего повеления, так что оно осталось бесполезным для Латинян. Уже после выбытия моего из Петербурга, они успели испросить для себя известное разбирательство, не столько вредное потому, что совращённые остались окончательно в Латинстве, как потому, что Римское духовенство развязалось с опасениями за прошедшее, ободрилось духом и приступило вновь к прозелитизму уже не над Униатами, но над Православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

За сим Униатское дело, остановившееся было почти в течение трёх лет, приняло быстрое движение. Ещё, по случаю назначения провинциала Жарского членом коллегии в 1832 году, звание провинциалов в Греко-Униатском монашестве отменено, а затем монашество это поступило окончательно в ведение епархиального начальства. В 1833 году состоялись следующие важнейшие меры: Имения, предназначенные на содержание Полоцкой семинарии и собора, отделены от имений архиерейских и переданы в ведение правления семинарии. Таким же образом имения, назначенные на содержание Литовской семинарии, вместо административной комиссии, сданы правлению той семинарии. Отменено относительно Униатов Латинское право ктиторства, по которому предоставлялось помещикам представлять в своих имениях кандидата на открывающиеся вакансии приходских священников. Как помещики, почти без исключения, были Римско-католического исповедания, то это право было решительно неуместным при настоящем ходе Униатского дела. Дозволение базилианам, происходящим из Латинян, возвращаться в Латинство, ограничено шестимесячным сроком – и тем ускорено, по возможности, очищение монашества от вредных элементов и предотвращено в оном колебание на будущее время. Положено приступить к упразднению базилианских монастырей по постановлению коллегии, состоявшемуся в декабре 1827 года и многие из сих монастырей действительно закрыты. Учреждены уездные и приходские духовные училища при пяти монастырях и на их иждивении, с обязанностью содержать от десяти до двадцати казённокоштных учеников. К беднейшим из сих монастырей причисляемы были имения других упраздняемых монастырей. Заседатель коллегии, протоиерей Василий Лужинский командирован в Полоцк, и после назначен председателем тамошней консистории. Я сам, по Высочайшему повелению, отправился (с июня по октябрь) для осмотра епархии Литовской и обеих семинарий с училищами. О действиях моих во время осмотра по учебной части нечего отметить особенного. Они все были обращены, с настойчивостью, к утверждению прежде данного направления. Что касается действий моих по Литовской епархии, то я нахожу лучшим изложить их впоследствии отдельно, дабы не произвести запутанности раздроблением и смешением с общими мерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Авраамий Андреев Оглоблин красноуфимского уезда Сырьинского села священнический сын. По окончании курса в 1810 г. зачислен кандидатом на священническое место к Юговскому Христорождественскому собору; в 1812 рукоположен в действительного священника к оному собору и определен учителем в Юговской горной школе; в 1816 г. переведен к градо-екатеринбургской Духосошествиевской церкви и в течении двух лет был учителем в екатеринбургском уездном училище; в 1822 г. произведен в протоиерея к Кушвинскому свято-Троицкому собору и определен благочинным, в то же время, по распоряжению горного начальства, поручено ему исправление должности инспектора над пятью заводскими школами; в 1828 г. определен миссионером для обращения раскольников к православной церкви; в 1831 г. переведен к градо-камышловскому Покровскому собору и определен присутствующим духовного правления и благочинным градской и 10-ти уездных церквей; в 1836 г. определен отсутствующим членом Пермского епархиального попечительства о бедных духовного звания; в том же году назначен членом Камышловского попечительного о тюрьмах комитета. За усердие и ревностное исполнение сих должностей он получил следующие награды: в 1823 г. благодарность от Императорского Казанского Университета за успехи учеников в законе Божием; в 1828 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьей; в 1829 г. за ревность к службе и успехи, оказанные в обращении раскольников, пожалован ему золотой наперстный крест; в 1832 г. за усердные труды в обращении раскольников удостоен благословения св. Синода; в 1833 г. по докладу Обер-прокурора святейшего Синода, в воздаяние успешных его трудов в обращении раскольников, Высочайше повелено выдать ему в единовременное пособие 2000 руб.; в 1835 г. за усердные труды по миссии награжден бархатной фиолетовой камилавкой; в 1836 г. сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени. Скончался в 1846 г., 57 лет. Григорий Стефанов Плотников шадринского уезда Уксянской слободы священнический сын, долгое время бывший смотрителем Далматовского духовного уездного и приходского училища, – ныне задравствующий Далматовский отец протоиерей и кавалер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. сразу же обратил особое внимание на уровень образования в Грузии и противостоял насильственной русификации обучения. По его инициативе в Тифлисе для ДС было выстроено 3-этажное здание, но проект оказался неудачным, и здание вскоре разрушилось ( Карбелашвили. 1907). В 1828 г. И. и главноуправляющий духовными делами иностранных исповеданий статс-секретарь Д. Н. Блудов, ссылаясь на недостаток образования закавказского юношества в медицинской сфере, ходатайствовали перед министром внутренних дел ген.-адъютантом А. А. Закревским «об образовании в Московском отделении Медико-хирургической Академии молодых людей из уроженцев Грузии, Армянской области и прочих Закавказских стран для служения в местах родины в звании врачей… если не из детей Грузинского и Армянского духовенства, то из людей прочих свободных состояний…» ( Закревский//АКавАК. Т. 7. С. 216). И. жертвовал собственные средства и активно занимался благоустройством и украшением церквей и возведением новых храмов. Из внутренних областей России он выписывал в Грузию колокола, церковную утварь, иконы, ризы и др. (ЖПодв. 1908. С. 291). В марте 1828 г. ходатайствовал перед Святейшим Синодом о выделении средств на восстановление пришедших в упадок груз. церквей IV-VI вв. 24 мая Синод предписал И. сделать «планы, фасады и разрезы» кафедрального собора Светицховели в Мцхете и церквей IV-VI вв., «которые могут быть полезны для церковной археологии... и для составления планов на построение церквей в нынешнее время»; составить смету реставрационных работ с расчетом необходимых сумм; о средствах на исправление др. церквей и церковных зданий ходатайствовать перед гражданским начальством ( Иона (Василевский)//АКавАК. Т. 7. С. 246-247). 29 сент. 1830 г. И. внес в Грузино-Имеретинскую синодальную контору предложение об открытии жен. мон-ря: по его свидетельству, после упразднения автокефалии ГПЦ груз. монахини оказались рассеяны по церквам разных уголков Грузии; открытый в Тифлисе или в его окрестностях мон-рь мог бы собрать их под своим кровом. Письмом от 2 дек. 1832 г. синодальная контора, сославшись на отсутствие средств, ответила отказом (Груз. духовенство. 1906. 6. С. 17).

http://pravenc.ru/text/578300.html

(1814; 1827-1834), Московские ворота в честь победоносных войн начала николаевского царствования (1834-1838), Штаб Гвардейского корпуса на Дворцовой пл. (1837-1840 (1843?)), здание Сената и Синода с соединяющей их аркой (1829-1834), Мариинский дворец (1839-1844), Дом Дворянского собрания (1834-1839), Александринский театр (1828-1832), Михайловский театр (1831-1833), восстановленный после пожара Зимний дворец (1837-1839), Благовещенский мост (1842-1850; 1-й постоянный мост через Неву), а также Новый дворец в Московском Кремле (1838-1849). Среди наиболее известных монументов, установленных в николаевское правление,- Александровская колонна (1829-1834), памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли (открытие в 1837), колонны Славы у Конногвардейского бульвара (1845), памятник И. А. Крылову в Летнем саду (открыт после смерти Н. П.). Внешняя политика и войны В сфере внешней политики возобладали национальные интересы. После Греческого восстания 1821 г. Священный союз находился в состоянии кризиса. Н. П. поддержал самостоятельный курс России. 23 марта 1826 г. был подписан С.-Петербургский протокол, исходным положением к-рого было взаимное обязательство России и Великобритании добиваться автономии Греции на условиях ее даннической зависимости от Османской империи. Продолжением С.-Петербургского протокола были решения Лондонской конференции 24 июня 1827 г., подписанные также Францией. Принуждение Порты к миру привело к Наваринскому сражению 8 окт. 1827 г., в ходе которого объединенная англо-русско-франц. эскадра разгромила турецко-егип. флот у берегов Мореи (Пелопоннеса). Султан объявил России джихад, но проведенная им в 1826 г. ликвидация янычарского корпуса и незавершенное формирование новой армии не позволили Османской империи начать войну с Россией. Первой войной в начале царствования Н. П. стала русско-персид. война 1826-1828 гг., когда Фатх Али-шах решил взять реванш в Закавказье, воспользовавшись, как ему казалось, благоприятной обстановкой. Во время кампании 1826 г.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

Наиболее заметный вклад в развитие церковной музыки в XIX в. внесла Германия, выдвинувшая плеяду музыкантов (церковных канторов, органистов, капельмейстеров), плодотворно работавших в жанре духовной оратории или в близких к ней жанрах. Большинство из них не обладали яркой творческой индивидуальностью, но их отличали крепкий профессионализм, хорошее знание Свящ. Писания и богослужебного устава. В их числе - Ф. В. Грунд (1791-1874), Б. Клайн (1793-1832), А. Ф. М. Клюгхардт (1847-1902) и мн. др., чьи имена ныне оказались совсем забыты. Наиболее значительное место среди них занимает кантор и педагог из г. Дессау Ф. Шнайдер (1786-1853), автор ок. 15 ораторий и пассионов, охвативших широкий круг библейских сюжетов - от Сотворения мира до Страстей Господних и Страшного Суда («Потерянный Рай», «Потоп», «Гефсимания и Голгофа» и т. д.). Современники называли его «Генделем нового времени» ( Schering. S. 397). Его произведения были необходимым атрибутом церковных праздников в Германии и по популярности в 1-й пол. XIX в. намного превосходили сочинения Баха и Генделя. Сочинения Шнайдера отражали вкусы горожан, были просты по мелодике, опирались на народно-бытовые жанры. Нем. любителей музыки особенно восхищала его оратория «Страшный Суд» (1820), написанная в духе романтических опер с яркими фантастическими эпизодами. Обращались к оратории и композиторы, больше зарекомендовавшие себя в др. жанрах. Знаменитый скрипач и автор популярных в то время опер Л. Шпор (1784-1859) создал 4 оратории на сюжеты из библейской истории («Падение Вавилона», «Последние деяния», «Последние часы Спасителя», «Страшный Суд»). Спокойный, уравновешенный музыкант, Шпор следовал академическим традициям, но при этом дополнил ораториальную драматургию оперными приемами, обогатил муз. характеристики персонажей, ввел диалоги, расширил оркестровые эпизоды. Духовная оратория постоянно привлекала внимание мастера нем. песни К. Лёве (1796-1869). С его деятельностью связано усиление в ораториях реалистических мотивов. В образах святых, первых христиан-мучеников композитор видел обычных людей, наделял их бытовыми характеристиками, что значительно упростило музыкальный язык произведений. Среди его сочинений - произведения на библейские и религиозно-легендарные сюжеты: «Медный змей», «Иоанн Креститель», «Воскрешение Лазаря», «Семеро спящих» и др. В 1-й пол. XIX в. к жанру оратории обращался и один из родоначальников европ. муз. романтизма - крупнейший мастер вокальной миниатюры австр. композитор Ф. Шуберт (1797-1828). В его творческом наследии - кантата «Победная песнь Мириам» (1828) на текст поэта Ф. Грильпарцера, написанная под впечатлением героического стиля генделевских ораторий и воссоздающая драматический эпизод перехода иудеев через Чермное м., а также незаконченная оратория («священная драма») «Лазарь» (1819-1820).

http://pravenc.ru/text/180654.html

гос-ва зап. типа. Каподистрия приступил к решению аграрного вопроса, создал национальную денежную систему, принял ряд мер по оздоровлению финансов, вел успешную борьбу с пиратством, начал военную реформу, заложил основы гос. аппарата и системы образования. В области внешней политики он боролся за предоставление Г. независимости в максимально широких границах. 22 янв. 1830 г., после длительных переговоров между державами, проходивших на фоне русско-тур. войны (1828-1829), был подписан протокол, признававший Г. независимым гос-вом, включавшим Пелопоннес, Центр. Грецию и часть островов Эгейского м. с населением 750 тыс. чел. (1828). Политика Каподистрии, ущемлявшая интересы традиц. элит, встретила ожесточенное сопротивление с их стороны. 9 окт. 1831 г. Каподистрия был убит членами крупнейшего в Мани клана Мавромихалисов. В Г. вновь началась гражданская война. Лит.: Pouqueville F. -C. -H. -L. Histoire de la Régénération de la Grèce. P., 1824. T. 2; Ομηρδης Π. Ιστορα τν τριν ναυτικν νσων Υδρας, Σπετσν κα Ψαρν. Ναπλιον, 1831; Gordon T. History of the Greek Revolution. Edinb., 1832. 2 vol.; Τρικοπης Σ. Ιστορα τς λληνικς παναστσεως. Λονδνο, 1853-1857. Τ. 1-4; Θιλμων Ι. οκμιον στορικν περ τς λληνικς παναστσεως. Αθναι, 1859-1861. Τ. 1-4; Finlay G. History of the Greek Revolution. L., 1861. 2 vol.; Gervinus G. G. Geschichte des 19. Jh. seit den Wiener Verträgen. Lpz., 1861-1862. Bd. 5-6: Aufstand und Wiedergeburt von Griechenland; Χιτης Π. Ιστορα τς Επτανσου κα δως τς Ζακνθου π Βενετοκρατας μχρι τς λεσεως τν Αϒϒλων. 1500-1816. Μετ παραρτματος περ τν συμπρξεων τν Επτανησων κατ τν λληνικν ϒνα το 1821. Κρκυρα, 1863; Mendelssohn-Bartholdy K. Graf J. Kapodistrias. B., 1864; Палеолог Г. Н. , Сивинис М. С. Ист. очерк народной войны за независимость Греции и восстановления королевства при вмешательстве великих держав России, Англии и Франции. СПб., 1867. 2 т.; Prokesch-Osten A. , von. Geschichte des Abfalls der Griechen vom Türkischen Reiche in Jahre 1821 und der Gründung des hellenischen Königreiches.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Пушкин их списал под заглавием «Элегия» (рукопись Пушкинского дома) и кроме того вписал в свой экземпляр «Опытов». Восхитили они его, можно думать, именно этим своим началом; восхитили, несмотря на то, что в той же книге были напечатаны его собственные (первые) 6+4 стихи — да еще какие! — «Под небом голубым страны своей родной». Что же его так пленило в стихах Батюшкова? Полагаю, что пленила его дактилическая цезура в первом же и в третьем стихе (в «Под небом голубым», появляется она в пятом, и потом, с изумительным, правда, движением интонации, в одиннадцатом и в предпоследнем), а также соответствие ее пению дактилических слов «дикости», «говоре», и последовательности «Есть наслаждение», «Есть радость», «И есть гармония». В «Северных цветах» на 1829 год напечатал он (не полностью) «Воспоминание», первый стих которого в цезуре дактиличен, как и третий (и как стихи 7, 9 и 11, 13 и 15). Стихотворение это датировано 19 мая 1828 года, т. е. конечно после выхода «Сев. цветов» на 1828 год. Через год, во время путешествия в Арзрум, было написано «На холмах Грузии», после чего Пушкин, лишь для совсем другого рода стихов возвращался к этому неравно- стопному «размеру» (неоконченное «Ты просвещением свой разум осветил», м. б. 1831, и ненапечатанное при жизни послание Гнедичу 1832 года). «На холмах» — последняя его элегическим этим стихом написанная элегия. Батюшковской музыкой она начинается, с которой контрастирует третий стих и начало четвертого: «Мне грустно и легкб; пеадль моя светля/ Печаль моя полна…» Далее, в полном созвучии с этим началом «…Унынья моего/Ничто не мучит, не тревожит,/И сердце вновь горит и любит…» Но насчет «оттого» и заключительного стиха М. Н. Волконская (Раевская) быть может и была права, когда писала из Сибири В. Ф. Вяземской, получив от нее стихи в той версии, которая позже была Пушкиным напечатана, что в первых двух стихах поэт лишь пробует голос и что «звуки, извлекаемые им, весьма гармоничны», но что конец стихотворения— «извините меня, Вера, за Вашего приемного сына» — это окончание «старого» (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010