5. Здесь: кажимость идеи (нем.). 6. Письмо к А. Н. Вульфу от 7 мая 1826 г. 7. Ср.: «Все рассказчики, чтобы понравиться, привирают» (Аристотель, «Поэтика»; цит. по: «Аристотель и античная литература»/Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1978. С. 155). 8. Заключительные строки из стихотворения «Красавица» (1832)://«Благоговея богомольно//Перед святыней красоты». 9. «В часы забав и праздной скуки» (1830); см. прим. на с. 276. 10. «Когда б не смутное влеченье» (1833). 11. «Евгений Онегин», гл. 6, строфа XLIV. 12. «19 октября» (1825). 13. Жители города Гива, известные своей жестокостью и развращенностью (Суд, 19). 14. Супружеская пара, утаившая деньги от апостолов (Деян. 5: 1–11). 15. «Евгений Онегин», гл. 6, строфа Х. 16. Одиночество королей (англ.). 17. «Солнце нашей Поэзии» – выражение В. Ф. Одоевского из некролога Пушкину. 18. Источник этого высказывания установить не удалось. 19. Большая посылка (лат.). 20. Меньшая посылка (лат.). 21. Вывод (лат.). 22. Следовательно (лат.). 23. «Полтава» (1828). 24. Эпиграмма на М. Т. Каченовского, издателя «Вестника Европы», профессора Московского университета (1821). 25. «Во градах ваших с улиц шумных…» («Поэт и толпа», 1828). 26. Этой же темы отношений между Пушкиным и царем Соловьев касается в статье «Памяти Императора Hukoлaя I» (1896). 27. Письмо от 26 января 1937 г. Подробнее об этом см.: Абрамович С. Пушкин в 1836 году. Л., 1985. 28. Письмо от 21 ноября 1836 г. 29. Постойте, у меня хватит сил, чтобы сделать свой выстрел (фр.). 30. Вот точный текст этого места из письма В. А. Жуковского к отцу поэта, С. Л. Пушкину, от 15 февраля 1837 г., известное в печати под названием «Последние минуты Пушкина»: «Когда все ушли, я сел перед ним и долго, один, смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти… Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо. Это не было ни сон, ни покой; не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; не было также и выражение поэтическое, нет! какая-то важная удивительная мысль на нем развивалась; что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое удовлетворенное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: что видишь, друг? И что бы он отвечал мне, если бы мог на минуту воскреснуть?.. В эту минуту, можно сказать, я увидал лицо самой смерти, божественно-тайное; лицо смерти без покрывала».

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

194 См. дело в канцелярии обер-прокурора св. синода о приведении униатских церквей в первобытное их положение, 5. 195 См. из униатск. арх. дело под 115, год 1830, о пожаловании 4454 руб. на устроение иконостаса в домовой церкви греко-униатской коллегии. 198 См. дело в канцелярии св. синода под 1574, 1836 г., о бытии греко-униатским училищам в ведении комиссии духовных училищ. 200 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 58, о усугублении мер осторожности и надзора для предупреждения беспорядков при преобразовании греко-униатской церкви. 202 Prosécution et souffrances de l’église catholique en Russie, 1842 г. Introduction, pages 50 et 30. «Bloudoff, russe de religion et, qui plus est, ennemi déclaré et acharné de la religion catholique» etc. 203 См. в униатск. арх. дело под 5, год 1837, о заведовании всеми духовными делами греко-униатского исповедания обер-прокурору святейшего синода. 204 Здесь следует заметить, что это началось не с 1836 г., т. е. с подчинения униатских училищ комиссии духовных училищ, а с 1832 года (см. дело 1832 г., под 18), когда начали униатских студентов присылать даже в с.-петербургскую духовную академию, а в семинариях униатских введены были по наукам руководства православные и исключены латинские (см. также в униатск. арх. дело 1833 г. 120). 205 Это было подготовлено еще при Блудове (см. дело из униатск. арх. 1833 г. 74, по рапорту епископа Семашко об уничтожении в жировицком соборе органов). Еще в 1828 г. Лужинский обучал клириков (униатских) в главной духовной семинарии церковному пению по греко-восточному обряду (см. послужной список Василия, архиепископа полоцкого). 206 Как же, спустя два года после этого доклада, уже было достаточное число причетников для воссоединенных церквей? Едва ли все это могло быть приготовлено в продолжение двух лет, в которые Протасов управлял греко-униатскими делами. 214 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 6 о присоединении так именовавшейся в России греко-униатской церкви к св. православной восточной кафолической церкви в нераздельный состав церкви всероссийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За время, проведенное в школе (1825–1827) — в какой-то момент оно неожиданно закончилось, — Диккенс запомнился прилежанием, аккуратным почерком и, что любопытно, хорошими манерами: он старался вести себя как сын «джентльмена». Из школы, зная теперь помимо английской грамматики и Филдинга азы латыни и игры на скрипке, он попал в привычную для себя стихию перемещенного лица. И не только из-за постоянных переездов семьи с квартиры на квартиру, но и потому, что с мая 1827 г. стал служить, опять-таки благодаря родственным связям матери, младшим писцом у стряпчего Э.Блекмора. Однако роль мальчика на побегушках (их так много в диккенсовской прозе!), в силу необходимости хорошо знавшего город и его нравы, юношу не устраивала. Тонкое бледное лицо, большие глаза, вьющиеся каштановые волосы, наличие «тайн» эмоционального характера сочетались у него с определенной франтоватостью (добавим, что Диккенс любил все яркое: огонь, герани в цвету, изумрудно-зеленую краску, кольца), ужимками прирожденного комика-непоседы (любившего развлекать окружающих и быть в центре внимания), а также оптимизмом — с верой в свое предназначение. Он освоил скоропись, занимался в библиотеке Британского музея, брал (для души) уроки актерской игры. И к ноябрю 1828 г. стал вольнонаемным стенографистом в юридических конторах, суде (другое важнейшее измерение диккенсовского мира – вспомним хотя бы Министерство Волокиты в романе «Крошка Доррит» или Канцлерский суд из романа «Холодный дом»). Но конечная цель самообразования была иная — работа парламентским репортером, на слух, особыми фонетическими знаками, записывающего выступления членов Палаты общин. Им 19-летний молодой человек и сделался с 1831 г., выполняя поручения еженедельника «Миррор оф парлимент» (его издавал дядя Чарлза), печатавшего отчеты о парламентских заседаниях. В 1831–1834 гг. Диккенс накопил немалый опыт наблюдения за политическими нравами — выборами 1832 г., обсуждением нового закона о бедных. Его стали ценить как автора (помимо «Миррор» это с марта 1832 г. «Тру сан»), писавшего в любых условиях: при помощи скудного светильника на парламентской галерее для визитеров; когда требовалось, на руке. Уже в газете «Морнинг кроникл», в штат которой он вошел в 1834 г., ему поручают помимо политических заметок о выборах (Диккенс путешествует по стране) теат ральные рецензии, обо зрение светской жизни, полицейскую хронику — словом, освещение того мира, который под занавес жизни он ретроспективно сравнил с «демоническим зоологическим садом».

http://pravoslavie.ru/6110.html

Полиевктова в 1828 г., Ладинского в 1832 г., которого заслуги указаны были собственно по псковской семинарии. А. Михайлов представлен был за свыше 10-летнюю службу к годовому окладу 1500 р., особенно за труды по экономии, и не получил. Но по вниманию к особым обстоятельствам иногда выдавалось пособие даже уволенным со службы, напр. Окулову в 1838 г., по определению Комиссии дух. уч., выдано пособия 400 р., по уважению к бедности его и трудам по изданиям на финск. языке. Что касается вознаграждения лиц, исправлявших должность за выбывших, то относительно этого издано было постановление Комм. д. уч., выраженное в предписании акад. правл. от 6 мая 1835 г., подтвержденное Комиссией и от 5 июня 1837 года, по которому полагалось выдавать означенное «вознаграждение из остаточного жалованья наставников убылых», если наличный преподаватель исправлял должность не менее 3-х месяцев «и притом с усердием и пользою для учащихся». Инсп. Николай за исправление ректорской должности в 1831 г. три месяца получал половину остаточного ректорского жалованья, 258 р. 34 к. Инсп. Феодосий за исправление инспекторской должности в ал. -невском училище (1822) – 20 р. в месяц. Масальский и Тяжелов (1832 г.), по выходе Ладинского, преподавали за него и получали его оклад пополам. Смирягин в 1834 г. исправлял должность за больного Жемчужина за половину его жалованья, а в 1835 г. за исправление сверх своей другой профессорской должности, по классу словесности, получил за 4 месяца 170 р. 83 к., Галахов и Крылов (1837 г.) за исправление должности умершего Жемчужина – по 200 р. Лектора с академическим образованием получали различно, смотря по имеющимся суммам: С. Каменский – 250 р. в год, С. Галахов – 150 р., а Тяжелов в 1831 г. и Смирягин в 1834 г. – 300 р. Лекторам же из учеников семинарии, согласно опред. акад. правл. 1818 г., полагалось еще более умеренное вознаграждение, по усмотрению сем. правления. Павинский в 1818 г. получал 40 р. в год; в 1819–23 г. лектор греч. языка (Смирнов) получал 12 р. 50 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в 1–й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40–х гг.) «трепет и смятение» духовенства  . Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с расколом  . Прежде чем во 2–й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове–Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и произволом  . Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки. Его считали строгим, но справедливым, и поэтому духовенство боялось и уважало его. Деспотизм и произвол были ему совершенно несвойственны, он никогда не забывал, подобно иным своим коллегам, об уважении священнического сана своих подчиненных  . О епархиальном управлении и деятельности отдельных архиереев во 2–й половине XIX и начале XX в. опубликовано слишком мало материалов, чтобы можно было составить ясное представление. Изменения в законах и взглядах не могли не отразиться и на церковном управлении. То, что и здесь перемены были вполне возможны, показывает деятельность Алексия Ржаницына, консервативно настроенного епископа школы Филарета. В бытность свою Таврическим епископом (1860–1867) Алексий одним из первых допустил благочинных, как выборных представителей духовенства, к участию в епархиальном управлении. Он поощрял инициативу духовенства, разрешив съезды церковнослужителей, в чем далеко отошел от принципов своего великого учителя  . Рано умерший Саратовский епископ Евфимий Беликов (1860–1865) как настоящий «шестидесятник» положил немало сил на воспитание духовенства своей епархии. В ней было всего лишь 3 церковноприходских школы, Евфимий не только пополнил их число, но и привлек к работе в них духовенство  . В целом можно констатировать, что с середины XIX столетия епископы все чаще стали проявлять заботу о нуждах сельских клириков  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Инспектор архимандрит Платон в 1832 году. Бакалавр иеромонах Филофей в 1838 году. Инспектор архимандрит Евсевий в 1840 году. Вятской: Инспектор архимандрит Евлампий в 1827 году. Бакалавр иеромонах Евгений в 1842 году. Сверх сего обозреваема была в 1822 году ректором нижегородской Семинарии архимандритом Гавриилом и в 1836 году ректором владимирской Семинарии архимандритом Неофитом. Тамбовской: Инспектор иеромонах Платон в 1821 году. Бакалавр иеромонах Филофей в 1836 году. Ректор архимандрит Филарет в 1841 году. Пензенской: Инспектор иеромонах Платон в 1821 году. Бакалавр иеромонах Филофей в 1836 году. Ректор архимандрит Филарет в 1841 году. Пермской: Инспектор архимандрит Евлампий в 1827 году. Бакалавр иеромонах Евгений в 1842 году. Сверх сего обозреваема была в 1829 году бывшим бакалавром московской духовной Академии, священником Моисеем Молчановым, и в 1836 году ректором Владимирской Семинарии архимандритом Неофитом. Оренбургской: Бакалавр иеромонах Агафангел в 1840 году. Саратовской: Инспектор архимандрит Евсевий в 1840 году. Симбирской: Ректор архимандрит Филарет в 1841 году. По причине отдаленности Семинарий казанского округа от московской духовной Академии, ревизии их в некоторые годы высшим начальством поручаема была местным епархиальным преосвященным. Сверх обозрения Семинарий, ревизоры осматривали и духовный училища. Чтобы дать понятие о характере ревизии Семинарий, представляем извлечение из дела обозрение двух Семинарий протоиереем Феодором Александровичем Голубинским, порученного ему в 1828 и 1832 годах. Темы для экзаменических сочинений даны были от него следующие в высшем отделении: «при обращении человека к Богу, что производит благодать Божия и что естественное произволение человека!» «Num noverant el quid neverant veteres prophetae et patriarchae de vita futura?» – в среднем: «знает ли естественный разум о всеобщем повреждении рода человеческого и нужно ли знание о сем в философии?» «то, что люди рождаются с различными способностями и склонностями, непротивно ли премудрости и правосудию Божию?» «Non пе repugnant divinae Providentiae proborum hominum fata adversa et malorum fortuna prospera?» – в низшем: «описание развалин Персеполя»; «Luxuria est infensissimus hostis prosperitatis civilis»; «Наполеон на утесе острова св. Елены»; «principiis obsta»; «sero medicina paratur, cum mala per longas invaluere moras и друг.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Запрещение в 1827 г. рассылки священников с Иргиза и их переезда из уезда в уезд, а также запрет Рогожскому кладбищу:»новых попов отнюдь не принимать«, – стали первым грозным сигналом для поповцев. Насильственное присоединение к единоверию в 1828–1829 гг. Нижне-Воскресенского монастыря на Иргизе явилось следующим опасным ударом по поповщине. Решение Комитета министров 1832 г. об окончательном недопущении беглых священников в старообрядческие общины теперь полностью обрекало старообрядческое священство на вымирание и грозило быстро возвратить поповцев к временам подпольной церкви XVIII века. Почти одновременно провалились долго длившиеся переговоры уральских старообрядцев о получении своего архиерея 1533 , а власти неоднократно отказывались давать старообрядцам священников из православной церкви по их выбору 1534 . В результате этих правительственных мероприятий для поповцев создалась исключительно тяжелая ситуация. Им приходилось или принимать назначаемых властями священников, перейдя в единоверие, или же остаться совсем без священников, фактически превратившись в беспоповцев. Множество поповцев действительно перешло в беспоповские согласия, и 1832–1848 гг. стали годами быстрого роста беспоповских и радикальных толков старообрядчества. Некоторые принимали единоверие, но без энтузиазма, по необходимости, и часто снова отпадали потом в раскол 1535 . Но нашлось и третье направление в поповщине, которое не хотело ни сливаться с господствующим православием, ни делаться беспоповцами de facto. Это были люди, вернувшиеся к давней, XVIII века, идее восстановления «древлей российской иерархии». Идея восстановления " древлей» иерархии, как мы видели, была не нова и пользовалась особенной популярностью в первой половине XVIII века. Теперь, в начале 1830-х гг., под влиянием запрета 1827 г. на прием в старообрядчество священников, перешедших из православной церкви 1536 и начала правительственных репрессий против старообрядческих центров, эти искания принимают более организованные, обдуманные и конкретные формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Первый приказ об ведении повсеместно в России книг был издан Петром I в 1702 г. и затем в 1722 г. Сначала указ касался лишь православного населения. Книги эти велись в трех частях и заключали в себе данные о родившихся, бракосочетающихся и умерших. Правильное же ведение книг привилось у нас не скоро, в 1806 г. введены были печатные формы книг; в 1825 г. Синод предписывает архиереям искоренять взяточничество, привившееся в консисториях; В 1838 г. было постановлено, чтоб родители сами, восприемники и свидетели своей подписью скрепляли верность записи в метрических книгах. Все узаконения о записях собраны в IX т. Св. Закон. изд. 1876 г. ст. 1033–1098. Законы относительно постоянного и правильного ведения метрич. книг у католиков изданы в 1826 г., для магометан – 1828 и 1832 гг., для лютеран – 1832 г., для евреев – 1835 г., для мусульман Закавказского края – 1872 г., для раскольников –1874 г., для баптистов в – 1879 г. Ведение. Метрические книги ведутся приходским духовенством, для раскольников и баптистов –полицией; иностранных подданных – консулами. – Записи о рождаемости, браке и смерти делаются духовенством немедленно по исправлении треб; полицией после заявления раскольниками и баптистами, причем акт о рождении или смерти должен быть подписан лицами, сделавшими заявление и бывшими при этом свидетелями; для записи рождений установлен годичный срок, после чего он должен быть доказан в судебном порядке. Книги, вообще, ведутся на русском языке магометанским имамам только разрешено писать на татарском языке, если они не знают русского. Подписные книги православных хранятся в консисториях, копии в церквях; у католиков и лютеран, по истечении года, отсылаются для хранения в консистории копии; общие еврейские книги хранятся в городских думах; магометане – одна в мечети, другая в оренбургском духовном собрании или таврическом духовном правлении; раскольников – в губернском правлении; баптистов – один экземпляр в губернском правлении, а другой в уездном полицейском управлении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

В этом варианте истории Иосиф изображал себя маленьким мальчиком, который в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет был преданным и восприимчивым читателем Библии . По словам Смита, именно в результате изучения Писаний он понял, что все конфессии заблуждаются. Он писал: «Изучая Писания, я обнаружил, что человечество не пришло к Господу, но что они оставили истинную и живую веру, и что нет такого общества или деноминации, которое основывалось бы на Евангелии Иисуса Христа, записанном в Новом Завете» [Personal Writings of Joseph Smith, p. 5 ] . Еще шесть лет спустя, когда Иосиф написал свое официальное повествование о Первом Видении, он изменил эту историю и уже не утверждал, что личное изучение Библии привело его к выводу о том, что все церкви заблуждаются. О том, что все церкви заблуждаются, и что он «не должен присоединяться ни к одной из них», в новом варианте истории ему сообщили Отец и Сын [Любопытно, что историки-мормоны нашли документальное подтверждение того, что в 1828 году Иосиф Смит посещал занятия в методистской церкви, «мерзости в очах Бога» -Линда Кинг Нюэлл и Вэлин Типпетс Эйвери. Mormon Enigma, Emma Hale Smith. – University of Illinois Press. – 2-e издание, 1994 год, стр. 25]. Смит утверждал, что сказанное поразило его: «до тех пор мне никогда (!) не приходило в голову, что все неправы». Однако здесь Иосиф противоречит сам себе, потому что несколькими абзацами выше в том же самом тексте он писал: «Я часто говорил себе: Какая из всех этих групп права; или, быть может, они все неправы?» Эта фраза присутствует в оригинальной рукописи (сборник Brigham Young University Studies, упомянутый выше, стр. 290), однако в официальной версии нельзя было оставить столь серьезное противоречие, поэтому после смерти Иосифа упомянутые слова вычеркнули из текста (Эти слова были добавлены обратно лишь в 1981 году и с тех пор вновь присутствуют в повествовании Смита ). Но даже если забыть об этом противоречии, текст официальной версии 1838 года расходится с текстом 1832 года. В повествовании 1832 года к поискам Бога Иосифа побудило изучение Библии, тогда как в варианте 1838 года толчком послужило несуществующее пробуждение 1820 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

144. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 1841. II. 84. III. Слова: 145. Защитительное к императору Констанцию. 1845. I. 4. 146. Защитительное против тех, которые порицали Афанасия за бегство во время гонения. 1847. II. 313. 147. О терпении. 1837. II. 120. 148. Из слова против язычников, о происхождении нравственного зла. 1837. III. 250. 149. Из слова о воплощении Сына Божия, о крестной смерти Иисуса Христа. 1838. II. 132. IV. Беседы: 150. На слова: вся Мне предана суть Отцем Моим и никто же знает Сына токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти. 1835. II. 119. 151. О слепорожденном. 1826. III. 150. V. Письма: 152. Маркеллину, о толковании Псалмов. 1838. IV. 118. 153. Князю Антиоху, о многих предметах темных, встречающихся в Божественных Писаниях. 1842. II. 212, 326. 154. Из XXXIX письма, о праздниках. 1838. III. 188. 155. Из IV письма к Серапиону, изъяснение слов Mф.12:32. 1839. IV. 133 . 156. Вопросы из письма к князю Антиоху. 1842 III. 40. VI. Повествовательные: 157. Жизнь преп. Синклитикии. 1824. XVI. 3. Св. Ефрема Сирианина †379 I. Слова: 158. О посте. 1821. I. 313. 159. Сокрушительное. 1822. V. 263. 160. Сокрушительное. 1836. II. 132. 161. Сокрушительное. 1837. IV. 35. 162. О сокрушении сердца. 1835. I. 266. 163. О суде и сокрушении сердца. 1836. IV. 128. 164. О добродетелях и пороках. 1823. X. 241. 165. О терпении. 1823. X. 275. 166. О кончине мира и пришествии Антихриста. 1828. XXXI. 115. 167. На честный и животворящий Крест и на второе пришествие. 1831. XLIII. 225. 168. О терпении. 1831. XLIII. 248. 169. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLV. 197. 170. О вере. 1832. XLVI. 157. 171. О Данииле Пророке, святых трех Отроках и против того, кто говорит: «время ныне худое; я спастись не могу». 1838. I. 159. 172. О страдании Господа нашего Иисуса Христа. 1838. I. 292. 173. Против исследователей Существа Божия. 1838. I. 20. 174. Против гордых. 1842. III. 153. 175. Первое (слово) на Рождество Господне. 1840. I. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010