Не меньшей известностью, чем Морозовы, пользовался род купцов и предпринимателей Рябушинских, принадлежавших к поповскому белокриницкому согласию. Основателем династии стал Михаил Яковлевич Стекольщиков (1786–1858), выходец из д. Ребушки, что неподалеку от города Боровска Калужской губернии. Перебравшись в Москву, он получил новую фамилию по названию родной деревни, около 1802 г. записался в московское купечество и в 1818–1820 гг. принял старую веру. Его сыновья Павел (1820–1899) и Василий (1826–1885) в 1820–1830-е гг. начинали с мелкой торговли, затем открыли небольшую текстильную фабрику в Москве, а затем еще несколько фабрик в Калужской губернии. В 1840-е гг. уже считались «миллионщиками». В 1867 г. братья учредили торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские». В 1869 г. приобрели бумагопрядильную фабрику близ Вышнего Волочка, в 1874 г. выстроили при ней ткацкую фабрику, в 1875 г. также красильную и аппретурную фабрики. После смерти Василия Павел Михайлович реорганизовал в 1887 г. торговый дом в «Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями» с основным капиталом в два миллиона рублей. В семье Павла Михайловича было 13 детей – восемь братьев и пять сестер. Сыновья П.М. Рябушинского (все они получили хорошее образование) после смерти отца расширили дело и приобрели предприятия стекольной, бумажной и полиграфической промышленности, а во время Первой мировой войны также лесопромышленные и металлообрабатывающие предприятия. В 1902 г. был основан «Банкирский дом братьев Рябушинских», преобразованный в 1912 г. в Московский банк. Среди братьев Рябушинских наиболее видное общественное положение занимал Павел Павлович (1871 –1924), промышленник, финансист и политический деятель. Он поддерживал практически всю издательскую деятельность Рогожского кладбища начала века. Был председателем Остоженской старообрядческой общины. Состоял в партиях: октябристов (член ЦК партии), мирного обновления (с 1906 г.), прогрессистов (с 1912 г.). Был создателем и председателем московского Военно-промышленного комитета (1915), членом Государственного совета от промышленности. После революции 1917 г. финансово поддержал Корниловский мятеж. С 1920 г. находился в эмиграции во Франции, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Ограда мон-ря в нач. XVIII в. представляла собой сосновый частокол ( Хвощёв. 1904. С. 368). К 1764 г. территория П. Т. м. была обнесена деревянной оградой, забранной в столбы сосновым и липовым пластинником (Там же. С. 374). В 1789 г. на средства мон. Аполлинарии с зап. стороны мон-ря вдоль Троицкой ул. было начато строительство каменной ограды, к-рое было завершено уже после смерти монахини, длина ограды составила ок. 300 м. В 1811 г. крестьянин с. Доброго Владимирского у. и губ. С. И. Русаков взял подряд на строительство каменной ограды с южной, восточной и северной сторон П. Т. м., что и было им выполнено в 1812 г. Ко 2-й пол. 30-х гг. XIX в. ограда пришла в негодность и была отремонтирована, а затем продлена на присоединенные к территории мон-ря участки. На 3 углах стены были поставлены башни, в 2 из которых устроены кельи. Новая перестройка ограды была связана с пожаром 1858 г., после к-рого 5 авг. 1859 г. диакону П. Т. м. был выдан проект на ее переделку. В 1863-1865 гг. монастырская стена была возведена вокруг новых усадеб, включенных в монастырскую территорию, на углу усадьбы Засухиной была поставлена башня. Эти работы выполнил крестьянин дер. Озёрки Арзамасского у. Нижегородской губ. С. П. Якушин. Некрополь В склепах Троицкого собора и ц. в честь Сошествия Св. Духа были устроены усыпальницы. В частности, под приделом во имя ап. Иоанна Богослова Троицкого собора были погребены неск. настоятельниц П. Т. м., в т. ч. Евпраксия (Никулина; 8 февр. 1812), Олимпиада ( 1826), Надежда (Ломтева; 1 нояб. 1879). Монастырское кладбище располагалось к востоку от алтаря Троицкого собора. Там похоронены декабрист и театральный деятель И. Н. Горсткин (1798-1877), Е. Ф. Вигель (1772-1867), дочь пензенского губернатора Ф. Л. Вигеля, пензенский уездный предводитель дворянства А. Н. Селиванов (1862-1917), архит. В. П. Семечкин (1843-1917). Одним из последних в П. Т. м. был похоронен гофмейстер А. А. Арапов (1832-1919). После закрытия монастыря кладбище было ликвидировано. 1927-1992 гг.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Янышев Иван Леонтьевич (15.04.1826–13.06.1910) – протопресвитер придворного духовенства, известный богослов, духовный писатель, проповедник и церковный деятель. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. После окончания академии был настоятелем церквей при различных русских посольствах в Западной Европе, где немало сделал для ознакомления западных богословов с Русской Церковью. В 1855–1858 гг. профессор богословия и философии в Санкт-Петербургском университете. В 1866–1883 гг. – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. С 1883 г. – духовник императорской семьи и заведующий придворным духовенством. В 1899 г. по представлению Казанской духовной академии утвержден Св. Синодом в степени доктора богословия. Автор книги «Православно-христианское учение о нравственности». – 239 Ярцев Николай Иванович (1856–?) – купец. Депутат I и IV Гос. Дум от Рязанской губ., мирн. об., окт. Городской голова. – 348 Ярыгин Тимофей Никитич (1867–?) – торговец. Депутат I Гос. Думы от Ставропольской губ., центр. Окончил одноклассное министерское училище. Служил приказчиком в торговом учреждении. Инициатор и председатель общества взаимного кредита. – 350 Яцкевич Виктор Иванович (18.12.1861 – 13.11.1924) – директор Канцелярии Св. Синода. Родился в Витебской губ. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия. С 1887 г. состоял на службе в Канцелярии обер-прокурора Св. Синода. С 1898 г. – старший столоначальник, с 1903 г. – вице-директор, с 1910 г. – директор Канцелярии. С 1912 г. – член Учебного комитета при Св. Синоде. Член статистического совета МВД, директор департамента православных вероисповеданий. В 1917 г. – участвовал в работе Гос. Совета. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1918–1921гг. работал в Ленинградском отделении центроархива ВЦИК. С 1921 г. до дня смерти – ученый секретарь Государственной археографической комиссии, заведующий ученым архивом и канцелярией. В марте 1922 г. был арестован по делу митрополита Вениамина (Казанского), но вскоре освобожден. – 75

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В 1966 г. все иностранные миссионеры были вынуждены покинуть Бирму. 28 авг. 1966 г. А Мья стал 1-м епископом Рангуна из числа местных жителей. В 1970 г. была основана независимая англикан. Церковь пров. Бирма (с 1989 Церковь пров. Мьянма) во главе с архиеп. А Мья (1970-1973). В 1986 г. архидиаконство Мьичина было преобразовано в еп-ство. В 1992 г. из еп-ства Пхаан было выделено миссионерское еп-ство Тауннгу, в 1994 г. преобразованное в еп-ство. В 1994 г. в соборе Св. Троицы был открыт колледж Св. Иоанна. В 1999 г. в ц. арх. Михаила и всех ангелов в Кеммендине открыта библейская школа. В 2008 г. все епископы М. участвовали в англикан. Ламбетской конференции. Баптисты Первые баптисты появились в Бирме в 1807 г. В 1813 г. в Рангун прибыл Адонайрам Джадсон (1788-1850), проповедовавший баптизм в Бирме на протяжении мн. лет. Он завершил перевод Библии на бирм. язык в 1834 г. и составил бирманско-англ. и англо-бирман. словари. Огромную помощь Джадсону оказала его 1-я жена Энн Джадсон (1789-1826), сохранившая единственную рукопись перевода НЗ на бирм. язык во время первой англо-бирм. войны, когда ее муж находился в бирм. тюрьме (освобожден в 1825). Среди каренов проповедь баптизма с 1828 г. вел Джордж Дана Бордман (1801-1831), вдова к-рого Сара стала 2-й женой Джадсона. Один из первых учеников Джадсона, бывш. преступник из народа каренов Ко Тха Бью, в 30-40-х гг. XIX в. сумел обратить в баптизм множество каренов (его называют «апостолом каренов»). С 1834 г. в Бирме, сначала в Моламьяйне, а затем в Рангуне, среди каренов работали амер. миссионеры супруги Джастус (1806-1858) и Калиста Винтон (1807-1864). В 1845 г. в Рангуне была открыта Каренская баптист. теологическая семинария. К 1850 г. в Бирме насчитывалось более 10 тыс. баптистов. В 1854 г. супруги Винтон основали в Рангуне 1-е в Бирме Об-во каренской протестант. миссии. В 1865 г. баптистские общины Бирмы объединились в Баптистскую конвенцию Бирмы со штаб-квартирой в Рангуне. Американский миссионер Ола Хансон (1864-1927) проповедовал баптизм среди качинов в 1890-1917 гг. Ему принадлежат разработка качинского латинизированного алфавита, грамматика качинского языка (джингпо), первые качинско-англ. словарь и переводы Библии на качинский язык. В 1891 г. баптисты-миссионеры открыли первый в Бирме лепрозорий в Моламьяйне.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Мартоса, С.С.Пименова и В.И. Демут-Малиновского. К.И. Росси создает ряд домовых храмов: в зданиях Сената и Синода, в Михайловском и Елагиноостровском дворцах. В завершении этого этапа созданы архитектором Василием Петровичем Стасовым (1769–1848 гг.) домовый храм Спаса Нерукотворного конюшенного ведомства и два полковых собора, построенные как пятиглавые крестово-купольные храмы, – Преображенский и Троицкий Измайловский (пятиглавие последнего по “украинской” схеме, то есть по ветвям креста). В храмовом искусстве, на поприще которого трудились В.Л. Боровиковский, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуев, А.Г. Венецианов и другие мастера, находило своё преломление и классицистическое направление, и продолжавшее его академическое искусство второй половины века. Примером может служить живопись и скульптура освященного в 1837 г. храма св. великомученицы Екатерины в Академии художеств (проект К.А. Тона), были работы А. И. Иванова , Ф.А. Бруни, В.К. Шебуева, П.В. Басина, а также скульпторов В.И. Демут-Малиновского, С.И. Гальберга и других мастеров. В конце XVIII и XIX столетиях получает развитие искусство скульптурного надгробия – в храмах и на некрополях (в особенности – на Лазаревском и Тихвинском кладбищах Александро-Невской лавры). Иконостасы, как правило, немногорядные, с характерным классицистическим декором и академической живописью. Отражают стилистику эпохи и многочисленные малые формы интерьера, богослужебные предметы, их комплекты, называемые “литургическими приборами” и облачения. Поздний классицизм середины века с более сложно скомпонованными формами представлен Исаакиевским собором в Петербурге (1826–1858 гг.) по проекту Огюста Монферана. В Исаакиевском соборе вновь зазвучала тема синтеза искусств, в том числе и обретшей новую жизнь мозаики (после проб XVIII в. в мастерской М.В. Ломоносова), это работы Т.А. Неффа, П.В. Басина, В.М. Васнецова и других. В связи с данными работами в Академии художеств создается мозаичная мастерская В русской живописи, в отличие от западноевропейской, как и в литературе, постоянно присутствует религиозное начало.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Монастырские подворья находились в Киеве, Переяславе, Козельце и Остре. Наиболее известно Киевское подворье, основанное в 1615 г. на Подоле во дворе мещанина Б. Гребениковича. На протяжении XVII-XVIII вв. подворье увеличивалось благодаря присоединению окружающих земельных участков. В 1631 г. бывш. настоятель Воскресенской ц. Киевский митр. Иов (Борецкий) , поддерживавший связи с казачеством, завещал М. м. Черкашенковский двор, купленный им в 1617 г. Из-за этого двора в 1637 г. его дочь инициировала судебное дело против монастыря. В 1636 г. вдова киевского бургомистра И. Мошенна завещала М. м. усадьбу, расположенную рядом с подворьем. В 1663 г. к подворью присоединился еще один двор, купленный у мещанки Кравцовой. В 1765 г. калужский купец Афонович передал М. м. др. двор со строениями. К 1768 г. относится 1-е упоминание деревянной на кирпичном фундаменте ц. во имя вмч. Пантелеимона, построенная для старых запорожцев, останавливавшихся на подворье. При церкви в деревянных кельях проживали иеромонах и 3 послушника. Однако храм посещали не только запорожцы, но и киевские мещане. Подольское приходское духовенство жаловалось Киевскому митрополиту на колокольный звон, торговлю свечами и «переманивание» прихожан в эту дворовую церковь. На городских планах 1774 и 1786 гг. усадьба М. м. располагалась на Межигорской ул.- на углу совр. улиц Спасской и Волошской. Кон. XVIII-XXI в. В 1789 г. бывш. подворье М. м. было передано жителям Подола под частную застройку ( Попельницька. 2004. С. 192) и Киевскому магистрату для устройства фаянсовой фабрики. К фабрике, начавшей работу в 1801 г., были приписаны неск. сот крестьян из окрестных сел. С 1822 г. фабрика перешла в ведомство Императорского кабинета. На фабрике производили чайную и столовую посуду, вазы, скульптурные изделия; продукция экспонировалась на промышленных выставках в Москве (1830), Киеве (1834), С.-Петербурге (1849). В 1826 г. при фабрике открылась художественная школа. В 1858-1874 гг. фабрика передана в аренду частным предпринимателям, впоследствии была закрыта.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Существенный вклад в изучение ряда проблем истории Церкви внес профессор Московского университета по кафедре всеобщей истории Владимир Иванович Герье (1837–1919), прежде всего своими трудами по философии истории (среди которых выделяются монографии «Философия истории от Августина до Гегеля» (1915) и «Расцвет западной теократии» (1916)), изучением наследия блаженного Августина 1334 и исследованиями по истории западного монашества 1335 . В Санкт-Петербургском университете богословская кафедра существовала с самого его основания. В 1819–1826 гг. ее занимал выдающийся филолог и гебраист протоиерей Герасим Петрович Павский (1787–1863) 1336 – ответственный редактор всех русских переводов Св. Писания, выпущенных в рамках Библейского общества с 1820 г.; он и сам сделал переводы ряда библейских книг (часть из них хранилась в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии) и святых отцов. Помимо богословия он читал оригинальный курс «истории развития религиозных идей в человеческом обществе», позже замененный более традиционной церковной историей. Павский выделялся на фоне своих коллег в других университетах впечатляющей образованностью (он был крупным библеистом, знатоком древнееврейского языка), его лекции проходили с неизменным успехом. Оставив университет, о. Павский был назначен законоучителем наследника престола, будущего Александра II, и великих княгинь, а в 1858 г. был избран действительным членом Академии наук 1337 . Из профессоров Санкт-Петербургского университета отметим историка Церкви Ивана Егоровича Троицкого (1834–1901), читавшего лекции в университете с 1874 г. По мнению А.П. Лебедева , Троицкий за 40 лет занятий церковно-исторической наукой «не очень много для нее сделал», однако нужно иметь в виду, что он был «исследователем вдумчивым и осторожным, у которого можно было учиться методу и историческому чутью», «историком с очень широким богословским и практическим кругозором», который умел «в прошлом видеть живых людей», показать «психологию событий» 1338 . Следует упомянуть его докторскую диссертацию «Изложение веры церкви армянской, начертанное Нерсéсом, католикосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила» (СПб., 1875) и некоторые из его статей, имеющие вполне монографический характер (например, «Арсений, патриарх никейский и константинопольский, и арсениты» [Христ. чтение за 1867, 1869, 1871, 1872 гг.]). Решающим фактором византийской церковной истории Троицкий считает рознь белого и черного духовенства, споры «икономистов» и «акривистов». Это противостояние и разделение клира (в отличие от ситуации, сложившейся на Западе, где удалось добиться корпоративного сплочения духовенства) позволило государству преодолеть его влияние, подчинить его себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1572. «Жизнеописание…». С. 166. Эти первые публикации произведений Святителя «Кладбище» и «Сад во время зимы» не включены и в «Библиографию трудов святителя Игнатия и литературы о нем».— См.: Настоящее издание. Т. 4. С. 649–776. 1573. См. сноску 2 (с. 518) к письму 1574. С 1851 по 1862 г. вышли в свет три его произведения: Валаамский монастырь. — СПб.: тип. Г. Трусова, 1856. 73 с.; Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года. (СПб.: Б. и., 1857). 3 с.; То же://Христианское чтение. 1857. Ч. 2. Июль—дек. С. 346–348; [Отзыв на проект преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина]//Замечания разных лиц на проекты преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина, 1860–1861. Ч. 2. Подлинные отзывы в алфавитном порядке. СПб., 1861. С. 499–510. 1575. Творения. Кн. 6. С. 703–704. — Письмо от 30 сент. 1862 г. 1576. Там же. С. 705–706. — Письмо от 18 окт. 1862 г. 1577.  Аскоченский В. И. (1813–1879) — прозаик, журналист, историк. В 1858–1877 гг. редактор-издатель и главный автор еженедельного журнала «Домашняя беседа», издание которого прекратилось в связи с болезнью и смертью Аскоченского. 1578. Журнал В. И. Аскоченского и сам он были постоянными объектами критики радикально настроенной и даже умеренной печати. А. И. Герцен, например, называл «Домашнюю беседу» «духовным журналом иезуитско-православного направления». — См.: Герцен А. И. Собрание сочинений: В 30 тт. М.: ИМЛИ, 1954–1965. Т. 18. С. 199. 1579. Творения. Кн. 6. C. 709. — Письмо от 8 нояб. 1862 г. 1580. Работая в редакции журнала «Библиотека для чтения», Снессорева к тому же постоянно состояла переводчицей в журналах Е. Н. Ахматовой «Собрание иностранных романов…» и «Дело и отдых». — См.: . 1581.  Глазунов Иван Ильич (1826–1889) — представитель издательской и книготорговой фирмы Глазуновых, основанной в 1782 г. и издававшей собрания сочинений русских писателей, труды историков, педагогов и пр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

16 июня 1867 г. в присутствии великого князя Алексея Александровича был заложен Андреевский собор, самый величественный на Святой Горе (начало строительства – апрель 1881 г.; освящен 16 июня 1900 г.). 1040 Араб. ‘высокий, благородный’. Титул правителей Хиджаза и Мекки с XI в. до 1916 г. Совмещал по мусульманскому праву функции гражданского и религиозного правителя. 1041 Примерный смысл французского трехстишия: ‘Не заказывать – ни малого, ни большого. Предпочтительно – прежде искать деньги, строить колокольню’. 1042 Автор пародирует терминологию немецких археологов из журнала «Zeitschrift.», локализовавших град Давидов на современном Офеле и потому называвших Сион Pseudozion. Подробнее: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 303. 1050 Очевидно, речь идет об опровержении на книгу «Пейс-паша», написанную секретарем иерусалимского консульства А. Г. Яковлевым (его, как считал Антонин, автор пасквиля вывел под именем «секретаря Чапкина»). Статья напечатана не была. 1053 «Место Каллистрата» – участок на юго-западном склоне Елеонской горы, приобретен Антонином в 1881–1884 гг. Здесь была найдена мозаика с греческой надписью VI в., гласившей, что под нею покоится «иподиакон Святого Воскресения (т. е. храма Гроба Господня) Калистрат» (см. фото в кн.: Дмитревский С. М. Русские раскопки на Елеоне. С. 20, 53). Позже, боясь оспаривания участка со стороны греков или турок, архимандрит прикрыл мозаику землей. На сегодняшний день местоположение мозаики неизвестно. 1054 Экзарх Грузии – архиепископ Карталинский и Кахетинский Иоанникий (Руднев Иван Максимович; 1826–1900), знакомый о. Антонина по Киевской Духовной Академии. Окончил КДА в 1849 г. со степенью магистра и был оставлен в ней преподавателем Священного Писания , 11 октября того же года принял монашество. Архимандрит (1854). Инспектор КДА (1856), ректор КДС (1858), КДА (1859), СпбДА (1860). Епископ Выборгский, викарий С.-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора (1861), Саратовский и Царицынский (1864), Нижегородский и Арзамасский (1873; с 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

203 Нем. государства (королевство Пруссия, Австрийская империя и еще 38 мелких княжеств) в 1840-е гг. составляли Германский союз во главе с Австрией. Из представителей всех государств, входивших в Германский союз, был образован парламент, заседавший во Франкфурте-на-Майне. Во время революции 1848 г. Франкфуртским парламентом была предпринята неудачная попытка государственного объединения Германии. 204 Полемика о необходимости перевода Библии на русский язык велась в перв. пол. XIX века. Изд. книг Нового Завета на рус. языке и работа над переводами книг Ветхого Завета были предприняты Российским Библейским обществом (до его закрытия в 1826 г.). Одним из самых ревностных сторонников и непосредственным участником перевода Библии на рус. язык был свт. Филарет (Дроздов) . Работа по изд. рус. перевода Библии возобновилась в 1858 году. Перв. изд. рус. Библии, благословленное Святейшим Синодом, вышло в свет в 1876 г. 205 Греч, перевод книг Ветхого Завета, сделанный, по преданию, в III в. до Р. X. и получивший название перевода Семидесяти толковников (по числу переводчиков, участвовавших в переводе на греч. язык евр. священных книг). Перевод Семидесяти толковников был принят в употребление христианской Церковью с апостольских времен, но был отвергнут иудеями рассеяния. В переводе Семидесяти толковников имеются следующие книги, не входящие в канонический корпус евр. священных текстов: Вторая книга Ездры, книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга Пророка Варуха, три книги Маккавейские и Третья книга Ездры и некоторые отрывки в канонических книгах. Христианская Церковь признает их, но не считает каноническими. 206 Присяга – установленная законодательством Российской Империи клятва, произносившаяся православными перед Св. крестом и Евангелием. Для иноверцев присяга имела свою форму, согласную с их верованиями. Присягу давали на верность воцарившемуся Императору и его законному наследнику, также при поступлении на военную или гражданскую службу. В уголовном и гражданском судопроизводстве использовалась эта же присяга. По канонам Православной Церкви за принесение ложной присяги согрешивший на десять лет отлучался от Причастия Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010