Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Вениаминов). Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», Москва) Свт. Иннокентий (Вениаминов). Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», Москва) (Вениаминов Иван Евсеевич; 26.08.1797, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ.- 31.03.1879, Москва), свт. (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых), митр. Московский и Коломенский, миссионер. Род. в семье пономаря церкви с. Анга Евсевия Попова. В 6-летнем возрасте лишился отца и был отдан на воспитание дяде, диак. Димитрию Попову. В 1806 г. переехал в Иркутск и через год поступил в семинарию, где учился до 1818 г. и был одним из лучших учеников. В 1814 г. ректор архим. Павел (Некрасов) присвоил юноше новую фамилию - Вениаминов в память о недавно скончавшемся Иркутском еп. Вениамине (Багрянском) . В 1817 г. Иван женился на дочери священника Е. И. Шариной. В семье было 7 детей, один из которых стал впосл. протоиереем (см. Г. И. Вениаминов ). 13 мая 1817 г. рукоположен во диакона для служения в Благовещенской ц. Иркутска, 18 мая 1821 г.- во иерея к той же церкви. В 1818 г. назначен учителем 1-го класса церковноприходской школы, снискал расположение прихожан. В 1823 г. Иркутский еп. Михаил (Бурдуков) получил предписание от Святейшего Синода отправить на Алеутские о-ва, входившие в состав владений России, миссионера для христ. просвещения местных жителей. Никто из местного духовенства не хотел ехать, предложение принял лишь свящ. Иоанн. 7 мая 1823 г. он вместе с семьей выехал из Иркутска. Путь пролегал по р. Лене, затем от Качуги до Якутска, на лошадях до Охотска, далее по Охотскому м. и Тихому океану до о-ва Баранова (Ситка). 29 июля 1824 г. свящ. Иоанн прибыл на о-в Уналашка. К моменту его приезда многие алеуты были крещены, но не имели наставника. Вениаминов возвел на о-ве Уналашка деревянную ц. в честь Вознесения Господня, соорудил престол, иконостас, который покрыл позолотой. Ему помогали алеуты, обученные им плотничеству, столярному и кузнечному делу, каменной кладке. 29 июня 1826 г. освятил церковь и совершил в ней 1-ю литургию. Насадил на безлесном острове рощу (сохр., охраняется местными властями). В 1826-1833 гг. инспектировал свой приход (острова Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крещения. В 1829 г. совершил 2 плавания на Аляску в сел. Нушагак, где проповедовал среди лисьевских алеутов. Для местных жителей свящ. Иоанн открыл воскресные и церковноприходские школы, больницы, богадельни, сиротский дом, помогал строить удобные деревянные жилища.

http://pravenc.ru/text/389619.html

Аскольдова могила. Худож. Т. Шевченко. 1846 г. Сепия, акварель (ГПИБ) Аскольдова могила. Худож. Т. Шевченко. 1846 г. Сепия, акварель (ГПИБ) В 1811 г. в результате пожара было уничтожено большинство жилых построек на Подоле, что позволило его полностью реконструировать согласно плану Гесте при активном участии Меленского. Новая регулярная планировка учитывала сохранившиеся архитектурные ансамбли: напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Притиска) замкнула перспективу ряда улиц, комплекс Ильинской ц. с колокольней стал одним из акцентов в застройке днепровской набережной. Пожар повредил большое количество старых храмов, их возобновление проводилось с учетом новых вкусов классицизма. С ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (Пирогощей) - кирпичного здания домонгольского периода - были сняты пострадавшие 4 угловые башенки-главки, ее фасады приобрели завершения в виде треугольных фронтонов (разрушена в 1935, условно воссоздана). Обновлена была ц. прор. Илии на Подоле, на месте древнейшего храма К.: в 1-й пол. XIX в. пристроен придел с юга и притвор с портиком с запада. Барочные купола Покровского храма получили завершения в формах классицизма, в 1824 г. к его зап. фасаду был пристроен 2-этажный объем новой теплой церкви. Храм свт. Николая Чудотворца (Притиска) и Крестовоздвиженская ц. на Кожемяках (1811) были восстановлены с сохранением барочных форм декора. На Подоле одновременно с масштабными работами по реконструкции в 20-х гг. XIX в. Меленским велось классицистическое строительство: во Флоровском (1818-1832), в Братском (1815-1826) монастырях, а также в Выдубицком монастыре (1829-1833) и Киево-Печерской лавре (1826); были сооружены 5-главая ц. свт. Николая Доброго (1800-1808, разрушена в 1935, сохр. колокольня 1716 г.) и ц. Рождества Христова - октагон на Почтовой пл. (1808-1814, разрушена в 1930, воссоздана). Новый облик К. приобрел после того, как были срыты валы древних княжеских «городов» и на их месте в сер. XIX в. проложены ул. Ярославов вал, Трехсвятительская, Прорезная.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Валдае (1826). Близки к ротондальной композиции церквей Никольская в дер. Волок Боровичского р-на (после 1799) и Успенская в дер. Илемно Солецкого р-на (руины). Выдающимся памятником классицизма являлся ансамбль усадьбы А. А. Аракчеева в Грузине Чудовского р-на, включавший дворец, собор и колокольню, многочисленные памятники и служебные постройки (не сохр.). Собор во имя ап. Андрея Первозванного (1805-1806), вероятно спроектированный архит. Ф. И. Демерцовым, автором др. усадебных строений, был квадратным в плане, 4-столпным, 2-светным, крестово-купольным, с массивным куполом на высоком барабане, с 6-колонными портиками ионического ордера на зап. и вост. сторонах. Ампирная колокольня по проекту Стасова (1822) включала 3 яруса, оформленные дорическими колоннами, лежачими окнами, полуциркульными нишами, колоннадой, шпилем. В архитектуре отдаленной новгородской провинции черты провинциального классицизма доминировали не только в 40-х гг. XIX в., но и позднее, напр. в церквах: центрической Успенской в дер. Свинорд, ныне Невское Солецкого р-на (1848); Скорбященской в дер. Заполье Батецкого р-на (1851, перестроена из часовни столичным учителем А. Соколовым по плану архит. Павлова); Пятницкой в дер. Серафимовке Боровичского р-на (1855); во имя свт. Василия Великого в дер. Болонье Боровичского р-на (1858); Успенской в с. Велилы Марёвского р-на (1875). В классицистических формах была перестроена в Вел. Новгороде Пантелеимоновская (Николо-Кочановская) ц. (1857). Церковь во имя вмц. Екатерины в Валдае. 1793 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя вмц. Екатерины в Валдае. 1793 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Именно в Новгородской епархии в 20-х гг. XIX в. появились сооружения, достоверно, а не в романтическом духе воспроизводящие древнерус. прототипы, чему содействовало изучение новгородских памятников архит. Н. Е. Ефимовым по поручению А. Н. Оленина в февр.-марте 1827 г. Первым опытом стала масштабная реконструкция древнего новгородского Юрьева мон-ря в 1823-1826 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Синин. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1826. Год утраты:2005 (сгорела) Адрес: Брянская обл, Погарский р-н, с.Синин Координаты: 52.61749, 33.099271 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:От Погара или Стародуба до Гринева, затем 8 км до Бобрика по асфальту и 4 км до Синина по грунтовой дороге. Фундамент сгоревшей церкви - справа на холме при въезде в село. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Николая Чудотворца церковь расположена исключительно живописно - на высокой крутой горе над р. Вабля на краю села, посреди существовавшего здесь некогда укрепленного городка 12-13 вв. с земляными валами - остатками древнего Синина, упомянутого в летописи под 1155 г. Согласно описанию 1781 г., Синин " положение имеет на гористых местах, с коих на одной прочих высшей, имеется весьма древной небольшой городок с земляным валом, в коем ныне церковь " . В 1826 г. на месте прежней, обветшавшей, была построена нынешняя. Стены здания рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Один из лучших на Брянщине образцов небольшого купольного храма в стиле ампир, воспроизводящего в дереве формы каменного зодчества. В компактной крестообразной композиции выделяются большой шириной боковые рукава, что подчеркивает поперечную ось здания; короткий алтарь и удлиненная трапезная гораздо уже. Все рукава перекрыты двускатными кровлями. Над средокрестием поставлен низкий световой восьмерик с круглыми окнами в диагональных гранях и граненым куполом, завершенным главой с восьмигранной шеей, пологим покрытием и яблоком с ажурным крестом. Западная часть трапезной увенчана маленькой колокольней - четвериком звона с коротким тонким шпилем и крестом над низкой купольной кровлей. Декор фасадов лаконично строг и параден. Главный, западный вход был украшен четырехколонным портиком тосканского ордера с фронтоном (не сохр.). На углах объемов узкие лопатки из накладных реек, в завершении простые карнизы с фронтонами на торцах алтаря и боковых рукавов креста. Карнизные тяги опоясывают стены здания на уровне двух третей высоты, а также звон колокольни по линии верха и низа проемов. Прямоугольные оконные и дверные проемы заключены в простые обрамления. Крыльца боковых входов с западной стороны рукавов, имеющие пары колонок-стоек, фронтоны и декоративную пропильную резьбу, очевидно, принадлежат 2-й пол. 19 в. В интерьере особенно чувствуется поперечная ориентация пространства благодаря боковым частям, которые широко раскрыты в основное квадратное помещение с плоскими парусами при переходе к восьмерику и восьмигранным куполом. Маленькая трапезная соединена с храмом нешироким проемом.

http://sobory.ru/article/?object=12409

В муз. произведениях католич. традиции - Реквиеме и «Te Deum» - К. опирался на собственный опыт работы в юности в варшавском костеле св. Яна, но, возможно, также учитывал традицию исполнения реквиемов и «Te Deum» в России (Реквием Д. Чимарозы, 1787; реквиемы Сарти, 1793 и 1798; «Te Deum» Сарти, Дж. Анзельми, Ф. Антонолини, Дж. Паизиелло). Реквием К. был исполнен 25 февр. 1798 г. на траурной панихиде по последнему польск. кор. Станиславу Августу Понятовскому в католич. соборе св. Екатерины Александрийской в С.-Петербурге (партитура хранится в ОР СПбГК). Заупокойная месса написана для солистов, смешанного хора, симфонического оркестра, рогового оркестра и органа; тональность ее весьма красноречива для эпохи раннего романтизма - ми бемоль минор (звуковая концентрация траурных образов). Реквием неоднократно исполнялся в России, Германии и Польше: в 1804 г.- в С.-Петербурге на похоронах скрипача и капельмейстера имп. придворного оркестра И. М. Ярновича, друга юности К., в 1814 г.- в Познани во время траурной службы по кн. Ю. Понятовскому, в 1818 г.- в Кременце (Кшеменце) во время траурных торжеств, посвященных памяти Т. Костюшко, в 1824 г.- в Варшаве на траурной мессе по принцу Конде (дирижировал Ю. Эльснер, учитель Ф. Шопена; см.: Sp ó z. 1997). В конце жизни композитор переработал сочинение, назвав его «Messe funèbre» (Заупокойная месса). Этот вариант предполагался для панихиды по имп. Александру I (носившему титул монарха Королевства Польского) и был исполнен 7 апр. 1826 г. в католич. костеле в Варшаве. «Te Deum» для 2 хоров и большого оркестра был сочинен К. «по случаю всеобщего мира» с Францией в 1814 г. О первом исполнении информации не сохранилось. В 1826 г. он прозвучал на коронации Николая I. Помимо 2 масштабных произведений ораториального плана К. принадлежит кантата «Слава Петру I» на текст П. М. Карабанова, исполненная в С.-Петербурге в годовщину смерти гр. Потёмкина (СПбВед. 1794. 76. 15 сент.; музыка не сохр.). Самым известным произведением К. долгое время оставался полонез с хором «Гром победы раздавайся», до 1816 г. являвшийся неофиц. гимном Российской империи.

http://pravenc.ru/text/1841694.html

Интерьер Казанского собора. Сер. XIX в. Худож. Л. Премацци (ГЭ) Интерьер Казанского собора. Сер. XIX в. Худож. Л. Премацци (ГЭ) В день освящения собора гр. Строганов преподнес дарохранительницу на главный престол в виде небольшого храма в стиле ампир с 16 колоннами, выполненную в 1805-1809 гг. из уральских самоцветов по проекту Воронихина (ГНИМА), художники Д. И. Евреинов, П. Иванов, скульптор П. П. Соколов (ныне на главном престоле собора, на хранении в ГМИР). Строганов подарил также потир и дискос, украшенные платиной (Евреинов, ГМИР). В 1826 г. по завещанию канцлера гр. Н. П. Румянцева в собор был вложен золотой литургический набор. В 1883-1890 гг. на средства прихожан по рисунку архит. Н. В. Набокова ювелир А. Я. Соколов (он же в 1892 реставрировал серебряную облицовку иконостасов) изготовил гробницу для соборной плащаницы, семисвечник и чеканные хоругви, серебряное облачение престола, к-рые были украшены пожертвованными имп. Александром III крестом из ляпис-лазури в золотом сиянии на лицевой стороне и поддерживающими верхнюю доску 8 колоннами из калганской яшмы. На престоле были написаны тексты из Пс 44 и 46, молитвы и синодик (престол не сохр.) (Краткие сведения об устройстве среброкованной одежды на главный престол Казанского собора в С.-Петербург. СПб., 1886; Новая среброкованная одежда на престол главного алтаря Казанского собора//ЦВ. 1886. 43. С. 680). 10 февр. 1890 г. прот. А. Лебедевым был освящен памятный кипарисовый крест, сделанный в Афонском Пантелеимоновом мон-ре в память спасения имп. Александра III и его семьи при крушении поезда в Борках. В честь того же события архит. Н. Н. Никонов для собора спроектировал Распятие, с предстоящими Богородицей и ап. Иоанном Богословом (худож. В. В. Васильев) (Торжество освящения креста в С.-Петербургском Казанском соборе//Рус. паломник. 1890. 12. С. 143). 11 апр. 1914 г. прот. сщмч. Философом Орнатским с собором духовенства в Антониево-Феодосиевском приделе были освящены серебряный престол стоимостью 6 тыс. р. и мраморный жертвенник (Освящение престола и жертвенника в Казанском соборе//Изв. по С.-Петербургской епархии. 1914. 8. С. 12-13). Церковная жизнь и памятные богослужения

http://pravenc.ru/text/1319814.html

В 1746 г., после окончания строительства надвратной колокольни, была разобрана колокольня храма XVII в., на месте к-рой возвели придельную ц. прп. Даниила Столпника (в 1754 установлен крест, освящена не позднее 1763). Вытянутый вверх четверик нового храма, увенчанный 2 восьмериками, расположился на сводах паперти, зажатой между 2 ризничными палатками. Кубическая трапезная была надстроена над четвериком, служившим прежде основанием колокольни. 5-гранный алтарь расположился над зап. частью первоначальной трапезной. Скромный декор придела близок к убранству верхнего храма 1730 г. В 30-х гг. XX в. была разобрана верхняя часть храма, ныне восстановленная. В нач. XIX в. перестроены галереи; разобраны боковые крыльца и вместо них с запада (перед ризничными палатками, по сторонам от основания бывш. колокольни) возведены закрытые лестничные объемы, с запада пристроено новое, высокое крыльцо. Одновременно в вост. частях галерей созданы более широкие, нежели галереи, приделы в формах классицизма (с треугольными фронтонами и итал. окнами - серлианами) - сев. с престолом во имя св. кн. Даниила Московского (освящен в 1805 - году канонизации святого), юж., получивший апсиду ротондальных очертаний,- во имя святых Бориса и Глеба (в 1806, покровители ктиторов). После войны 1812 г. храм отреставрировали и заново освятили; в 1826 г. был поставлен новый иконостас (заменен в сер. XIX в.). Зап. часть галерей расширена до линии приделов в 1857 г. по проекту архит. Е. Д. Тюрина; в 1858 г. на месте упраздненного престола прп. Даниила Столпника разместили ризницу; в 1862 г. предполагали освятить придел во имя вмц. Екатерины (позднее размещен в сев.-зап. ризничной палатке). В 1867 г. купцы М. И. и Н. И. Ляпины устроили в сев.-вост. палатке фамильную усыпальницу, в 1890 г. ее обновил архит. Ф. О. Шехтель (росписи, витражи, резные дубовые панели, решетки не сохр., известны по проекту). Ограда мон-ря до 70-х гг. XVII в. была деревянной, затем в нее встроили каменные св. врата (известны по плану 1683). Строительство каменных стен следует отнести к сер. 90-х гг. XVII в.: на плане 1692 г. они изображены деревянными (при этом деревянными показаны все постройки, включая известные каменные), на гравюре Пикара все стены и башни каменные.

http://pravenc.ru/text/171331.html

И. состоял в длительной переписке со свт. Игнатием (Брянчаниновым) (в 1843 подарил ему написанную на кипарисовой доске икону в благодарность за присланную из с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. форму отчета о состоянии монастырей для духовной консистории), с кн. А. Н. Голицыным, гр. А. А. Аракчеевым, неоднократно останавливался в его имении Грузино (не сохр.; ныне Чудовский р-н Новгородской обл.). Дружил с общественным деятелем А. П. Римским-Корсаковым (отцом композитора) и Я. И. Бередниковым . С последним И. объединял интерес к изучению тихвинских древностей и, по словам архимандрита, «желание, чтобы исторические тихвинские происшествия заняли несколько страниц в нашей полной Отечественной истории». И. оказал значительную поддержку Археографической экспедиции в деле изучения архива Тихвинского мон-ря. И. награжден крестами (наперсным и в память Отечественной войны 1812 г.), орденом св. Анны 2-й степени (22 авг. 1826, 29 апр. 1839 с императорской короной). Проявил себя как терпеливый и трезвенный настоятель, строгий к окружающим, но прежде всего к себе. В преклонные годы И. преимущественно проводил время в молитвах, меньше занимался хозяйством мон-ря и по-прежнему пользовался любовью братии. Похоронен в Ильинском приделе Успенского собора Тихвинского мон-ря, захоронение уничтожено. Соч.: Взаимные должности общего монашеского жития. СПб., 1816. К., 1823, 1853; Ист. изображение о начале Коневской обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении/[Соч. начато иером. Мисаилом (Орловым)]. СПб., 1817, 1822; Душевное врачевство от Божественного Писания и от Святых отец душею страждущим… в 11 беседах. СПб., 1817, 1822; Полезные напоминания иноку в начале его подвигов. СПб., 1822. К., 1823; Рассуждение о видениях//ХЧ. 1823. Ч. 10. Кн. 10. С. 100-126 (то же//Очерк жизни... архим. о. Илариона. 1861. С. 22-35); Устав общежительного мон-ря, писанный для Коневской пуст. СПб., 1824; Краткие записки для себя (1776-1839)//РНБ ОР. Ф. 1000. Собр. отд. поступлений. Оп. 2. 541. 1839; Служба и акафист преподобным и богоносным отцам Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. СПб., 1914.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Юнкера вели строгую благочестивую жизнь, выделяясь особым религиозно-нравственным настроем, и получили прозвище «товарищи-монахи»; они изучали творения святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника, сб. «Добротолюбие», а также труды С.-Петербургского митр. Михаила (Десницкого) . Законоучитель уч-ща и настоятель Михаило-Архангельской ц. прот. А. И. Малов заподозрил друзей, желавших по инициативе Брянчанинова бороться с греховными помыслами и еженедельно принимать Св. Тайны, в «политических замыслах» и масонстве. После этого оба друга вынуждены были сменить духовника. Каждое воскресенье они стали тайно исповедоваться и причащаться в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамского подворья на Мясной ул., 9 (не сохр.). Один из старцев подворья мон. Серафим (Козлов; с 1834 г.- иеромонах, насельник Троице-Сергиевой пуст., с 1838 г.- строитель Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря ) сказал друзьям: «Здесь вы не удовлетворите души вашей, а… есть в Невском монастыре ученики отца Леонида, старца опытного и получившего образование монашеское от учеников старца Паисия Молдавского, они вам лучше укажут путь» ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 66). По воспоминаниям М., они обычно с 7 до 13 ч. проводили время в классах училища. По возвращении, скромно отобедав, отправлялись к вечерне в Александро-Невскую лавру , где после богослужений заходили для беседы и исповедования помыслов к ученикам прп. Леонида (Наголкина, в схиме Льва): иером. Аарону (Марякину; 1780-1844), казначею лавры, духовнику иером. Афанасию или монахам Харитону и Иоанникию (Бочарову, в схиме Леониду; 1783-1853), с 1834 г. насельнику Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . По окончании юнкерских классов Брянчанинов и Чихачёв поселились вместе на Невском проспекте в доме И. Ф. Лопатина, ежедневно посещали раннюю литургию в лавре, строго соблюдали посты, избегали увеселений. Друзья «совещались с иноками как с духовными отцами обо всем, что касается внутреннего монашеского делания, исповедовали свои помыслы, учились, как охранять себя от страстей, греховных навыков и преткновений» (Жизнеописание еп. Игнатия. 2002. С. 35-36). Сведения о друзьях дошли до митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) , к-рый после беседы с Брянчаниновым разрешил иером. Афанасию исповедовать молодых офицеров. Сам прп. Леонид (Наголкин) весной 1826 г. остановился в лавре, где с ним в присутствии о. Иоанникия общался Брянчанинов. После этой встречи Дмитрий сказал М. В. Чихачёву, что принял решение просить отставки и искать спасения в уединении, но начальством был направлен в Динабургскую крепость (совр. Даугавпилс). В Инженерном училище еще в 30-х гг. XIX в. ощущалось влияние кружка любителей и почитателей «святости и чести», который в шутку именовался «сектой Брянчанинова», но оно приобрело более секулярный характер.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

оригинала протестант. Брестской Библии 1663 г. (исследование и издание см.: Целунова Е. А. Псалтирь 1683 года в пер. Авраамия Фирсова. Münch., 1989). В кон. XVII в. протестант. пастор Э. Глюк, живший в Мариенбурге, с помощью рус. священника сделал перевод какой-то части Б. со слав. языка на рус. (перевод не сохр.). При переводе сочинений отцов Церкви на сравнительно тяжелый, изобилующий славянизмами рус. язык 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. включенные в них фрагменты из Писания переводились тем же языком, т. е. фактически рус.; равным образом перевод библейского текста осуществлялся при составлении оригинальных толкований. Ранний пример этого представляют толкования на Послание ап. Павла к Римлянам, выполненные Воронежским архиеп. Мефодием (Смирновым) (К Римляном послание св. ап. Павла с толкованием. М., 1794). На с. 5 предисловия автор пишет: «...как древний и высокий слог Славянский не малым иногда бывает затруднением ко уразумению Павлова послания, то я предпочел текст гражданским толкованием или наречием, имея древнейшие на таковое дело примеры», ссылаясь при этом на Неем 8. 8. В изданном архим. Филаретом (Дроздовым ; впосл. митр. Московский) «Опыте изъяснения псалма LXVII» (СПб., 1814) текст псалма приведен на слав. и рус. языках; рус. перевод выполнен с евр. оригинала и содержит имена Божии Иегова, Иаг. Во 2-м издании «Записок на книгу Бытие» (СПб., 1819) архим. Филарета (Дроздова) на рус. язык переведен весь текст библейской книги, тогда как в 1-м издании 1816 г. дается только слав. версия. Своеобразной формой перевода Писания в XVIII в. оказалось включение его в поэтическое творчество: появились многочисленные переложения псалмов или даже целой Псалтири, сочинялись оды и стихотворения на библейские темы; традиция эта нашла продолжение в XIX-XX вв. Вместе с этим отмечается систематическое использование в образованной части рус. общества и в среде богословов библейских переводов по-немецки и по-французски. I. Начало перевода Б. на рус. язык связано с деятельностью Российского Библейского общества (1812-1826) (РБО).

http://pravenc.ru/text/209473.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010