в г. Чудово (1827, не сохр.), Троицкая ц. в дер. Менюше Шимского р-на (1841). Преобладавший базиликальный тип 3-частного однокупольного храма с колокольней над притвором представляли собой церкви: Преображенская в дер. Песчаное Новгородского р-на (1785, 1828); Успенская в с. Марёве (1796); Успенская кладбищенская в Боровичах, ныне собор (1798-1800, 1839-1840, венчающая часть перестроена в 1911); Троицкая в дер. Сопины Боровичского р-на (1800); Никольская в пос. Волхов Мост Чудовского р-на (1803, не сохр.); Екатерининская в дер. Ровное Боровичского р-на (1802); Богоявленский собор Николаевского Перекомского Розважского мон-ря (1806, не сохр.); Георгиевская ц. в дер. Вел. Село Старорусского р-на (1807, полностью перестроена); Лазаревская в дер. Сергово Новгородского р-на (1811); Смоленская в дер. Марково Поддорского р-на (1811, перестроена в 1876); Троицкая в дер. Боровно Окуловского р-на (1812); Покровская в дер. Волок Боровичского р-на (1812); Рождество-Богородицкая в с. Оскуй Чудовского р-на (1812, расширена в 1886); Знаменская в дер. Любыни Шимского р-на (1815); Преображенская в дер. Еглино Валдайского р-на (1815); Успенская в дер. Молочково Солецкого р-на (1815); Покровская в г. Пестово (1820); Троицкая в дер. Перетно Окуловского р-на (1820); Тихвинская в дер. Любони Боровичского р-на (1820); Знаменская в дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на (1824, руины); Троицкая на погосте Видимирь Хвойнинского р-на (1824-1853); Покровская в дер. Короцко (1825, руины); Богоявленский собор в г. Холм (1826, не сохр.); Вознесенская ц. в дер. Чёрной Батецкого р-на (1828); Введенская в дер. Наволок Валдайского р-на (1829); вмц. Параскевы в Ст. Тарасове (совр. дер. Тарасово Демянского р-на, 1829, перестроена); Иоанно-Богословская в дер. Нагово Старорусского р-на (1832, не сохр.); Иоанно-Предтеченская в дер. Шедомицы Боровичского р-на (1834); Васильевская в дер. Чёрной Пестовского р-на (1834); в честь Уверения ап. Фомы в дер. Зайцево (1836); Покровская в дер. Дубровке (1834-1837); Рождество-Богородицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Ст. Рахино Крестецкого р-на (1837). Иногда купол церкви имел боковые миниатюрные главки, образуя пятиглавие (Троицкая ц. в дер. Охона Пестовского р-на, 1814-1816). Контрастом между завершением основного объема прямоугольным в плане массивным куполом со «срезанными» углами и миниатюрной колокольней отличается Троицкая ц. в дер. Бурцева Гора Маловишерского р-на (1810); высоким полусферическим куполом над ротондой - Успенская ц. в дер. Петровское Демянского р-на (1818-1819). К образцам столичного ампира близка Троицкая ц. в усадьбе Квашниных-Самариных в дер. Ужин Валдайского р-на (1812-1834). Монументальная Тихвинская ц. была сооружена для Новгородского гарнизонного батальона в 1819-1824 гг. (перестроена). Четверик Христорождественской ц. в дер. Косицкое Батецкого р-на (1821) был перекрыт массивным купольным сводом (перестроена). Кладбищенская Всехсвятская ц. в Боровичах (1826, не сохр.) имела высокий шлемовидный купол и 2-ярусную столпообразную колокольню; подобная же колокольня с дорическими портиками была во Введенско-Екатерининской ц. в с. Бронница (1828-1830, по проекту 1826 г. архит. В. П. Стасова, возможно с участием архит. Я. Максимовича); Стасову приписывается 3-ярусная колокольня бывш. Леохновского мон-ря (1829). Ампирный облик имел ряд полковых церквей, в частности при военных поселениях, обычно включенных в комплекс казарм: при Гвардейском запасном кавалерийском полку - Петропавловская в Кречевицах, ныне в черте Вел. Новгорода (1824-1830, не сохр.); при Карабинерских полках - Петропавловская в дер. Медведь (1824-1830, архитекторы Стасов и Л. А. Дюбю); военно-местная при Муравьёвских казармах - Преображенская в дер. Муравьи (1830, не сохр.). Реже встречались центрические однокупольные церкви, обычно представляющие образцы столичной архитектуры: Воскресения словущего в имении Званка Г. Р. и Д. А. Державиных (ныне урочище Званка) Чудовского р-на (1821, не сохр.); Успенский собор в пос. Любытино, приписываемый Стасову (1832), а также часовня во имя св. Иакова Боровичского в г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Церковное строительство этого времени в русско-визант. стиле получило Высочайшее одобрение и связано в первую очередь с именем и творчеством архит. К. А. Тона. Его произведения стали символами М. и николаевской эпохи, длительного, противоречивого поиска собственного пути и осмысления исторических судеб народа и гос-ва. В этот период были построены храм Христа Спасителя на месте древнего Алексеевского монастыря и Б. Кремлевский дворец, объединивший уцелевшие остатки разновременных построек великокняжеского и царского двора. Строительство или перестройка в историческом стиле затронули монастырские ансамбли и отдельные церковные здания в центральной части города - ц. свт. Николая Чудотворца (Явленного) на Арбате рядом с колокольней 1689 г. (храм - 1846, трапезная - 1836) - и на его окраинах - Благовещенскую ц. в Петровском парке за Тверской заставой (1844-1847, архит. Ф. Ф. Рихтер). Своеобразным вариантом в рамках исторического направления, учитывающим формы европ. средневек. зодчества, стало творчество архит. М. Д. Быковского, строителя церквей в Зачатиевском мон-ре (1846), церквей во имя св. Алексия, человека Божия, в Новоалексеевском мон-ре (1853), во имя вмч. Никиты в Ст. Толмачах (1857, не сохр.), Воскресенской в Покровском мон-ре, Троицкой на Грязех (1856), собора в Иоанновском мон-ре (1859-1879), колоколен Страстного (1849) и Никитского (1860) мон-рей (не сохр.). Стиль, близкий к готическому направлению позднего классицизма, характерен для творчества архит. Козловского. Им были перестроены церкви, известные своим звоном, напр. Никола «Красный звон» в Никольском пер. (1858), возведены колокольня (не сохр.) и трапезная Преображенской ц. на Болвановке (1839), колокольни Рождественского мон-ря (1838), Софийской ц. на набережной Москвы-реки (1862-1868), Троицкой ц. в Вишняках (1824-1826, совм. с Шестаковым), перестроены церкви во имя свт. Григория Неокесарийского (1831-1834, совм. с Шестаковым и В. А. Балашовым), свт. Василия Кесарийского (1842, совм. с А. К. Александровым; не сохр.), Никольская в Подкопаях (1855-1858), Воскресенская в Гончарах (1862-1864, совм.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Самым значительным сооружением эпохи ампира является грандиозный, построенный в ознаменование победы в войне 1812 г. Знаменский собор Знаменского мон-ря в Курске (1816-1826, строитель - архим. Коренной пуст. Палладий (Белевцев), архитектурный надзор - курский губ. архит. П. К. Шмит). Изначально это был центричный кубический 5-главый собор с монументальным тамбурным куполом (пролет 18 м), с 4 малыми куполами над башенками колоколен, с полукруглой апсидой и 3 фронтонными коринфскими портиками. В 1826 г. с запада пристроили длинную трапезную с 2 симметричными колокольнями по образцу Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (в советское время были утрачены, в кон. XX в. одна воссоздана, но не на прежнем месте, а у сев. фасада трапезной). В результате собор стал сильно напоминать Андреевский собор в Кронштадте (1806-1817, архит. А. Д. Захаров, не сохр.), к чему, вероятно, стремились его создатели. С творчеством ученика Захарова, архит. Шмита, связаны постройки в епархии в формах ампира: Никольская ц. в Фатеже (1814, не сохр.) с кубическим однокупольным объемом, продолговатой трапезной, 4-ярусной колокольней и 6-колонным портиком на западе в еще большей степени напоминала кронштадтский собор. Развитием той же темы служила ц. Воздвижения Креста Господня (1828-1845, не сохр.) в с. Ясенки Горшеченского р-на с кубическим 5-главым основным объемом (малые главы имели квадратные барабаны), длинной трапезной, 3-ярусной колокольней и колонными портиками. Мн. храмы стиля ампир были ориентированы на образцовые проекты церквей, изданные в 1824 г. Проект XXVIII был повторен в ц. Воскресения Христова (1841-1848, курский губ. архит. И. И. Гайворонский) в с. Б. Угоны Льговского р-на. Иногда были использованы формы с фасадов церквей московского архит. А. С. Кутепова (издание 1829 г.): 6 - ц. Успения Пресв. Богородицы (1839) в г. Льгове. Из сохранившихся стоит отметить лапидарные по облику храмы, близкие к проектам Д. Жилярди: во имя святых Космы и Дамиана (1810) в с. Ванине Медвенского р-на, в честь Преображения Господня (1823) в Кондратовке Беловского р-на с термальными окнами на фасадах, Знаменскую ц. (сер. XIX в.) в с. Знаменка Горшеченского р-на с центрично-осевым планом: 2 симметричные экседры с востока и запада примыкают к четверику, увенчанному ротондой.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Л. В. Стеженский); в дер. Тимково Ногинского р-на Московской обл.- деревянный, старообрядческий (1912; архит. И. И. Струков); в С.-Петербурге святому посвящен один из приделов в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1911-1914; архит. С. С. Кричинский); в Вильнюсе (Литва) - с престолами во имя св. Константина царя и М. М. (1911-1913). Во имя М. М. как небесного покровителя др. храмоздателей были возведены церковь в Троицком Островоезерском монастыре близ Ворсмы Нижегородской обл. (1698); Вознесенская ц. (некогда во имя М. М.) в Соликамске (по заказу М. Ф. Турчанинова, 1731-1734). Придельные престолы были устроены в соборах и монастырских храмах Московского Кремля, судя по ладанным книгам XVII в., как престолы во имя «государева ангела» с 1613 г.: в Благовещенском соборе («в верху»); при Вознесенском соборе Вознесенского жен. монастыря; в Знаменской ц. бывш. Знаменского мон-ря (на Варварке, между 1679 и 1684). Такие престолы «государева ангела» были в вологодской ц. в честь Благовещения (престол существовал уже в 1619, каменное здание с 1801; не сохр.); в Архангельском соборе г. Михайлова Рязанской обл. (с 1617); в Троицком соборе костромского Ипатиевского мон-ря (освящен после 1613); в Ризоположенском соборе костромского Анастасиина мон-ря; в древнем Богородице-Рождественском Михалицком мон-ре в Новгороде (ныне старообрядческая община поморского согласия); в Успенском соборе и надвратной церкви Адрианова Пошехонского мон-ря; в деревянной ц. св. Димитрия Угличского на воронежском посаде (не сохр.); в ц. Св. Троицы Макариева Желтоводского монастыря (с 1624); в Благовещенской ц. Макариева Унженского монастыря (1680); в Спасо-Преображенской ц. в Галиче (1774); придел в трапезной ц. Св. Троицы Троицкого скита Соловецкого мон-ря (освящен в 1621; здание сер. XIX в.); в Успенской ц. в Боровске (1826; не сохр.); в Никольской ц. в с. Никольском Краснинского р-на Липецкой обл. (в 1826 перестроена в камне); в ц. в честь Толгской иконы Божией Матери в усадьбе Кораллово Одинцовского р-на Московской обл.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

В кон. 1814 г. архиеп. Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) доносил в Синод, что 27 нояб. того же года в Знаменском соборе во время служения молебна в присутствии губернатора и др. «губернских чиновников» «с правой стороны с заднего купола упала часть штукатурки». В результате обследования собора, к-рое провели архиеп. Феоктист и губ. архит. П. К. Шмит, обнаружены трещины на своде трапезной, на стенах, а также на юж. стороне храма под простенком между 2 окнами, что объяснили осадкой фундамента. Архим. Иоакинф инициировал возведение нового собора, к-рый был заложен в 1815 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Руководил строительством архим. Палладий (Белевцев), бывш. артиллерийский офицер. 13 янв. 1826 г. собор был освящен. К кон. XIX в. в нем имелись приделы: святых Александра Невского и Митрофана Воронежского (южный); свт. Тихона Задонского и прп. Серафима Саровского (северный); прп. Сергия Радонежского (в трапезной); Сретения Господня; свт. Николая Чудотворца (на юж. хорах, над трапезной). В янв. 1826 г. в соборе был поставлен гроб с телом скончавшегося в Таганроге имп. Александра I Павловича , отслужена панихида. Храм в честь Воскресения Христова курского Знаменского мон-ря. 1875–1876 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Храм в честь Воскресения Христова курского Знаменского мон-ря. 1875–1876 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Изначально это был центричный кубический 5-главый собор с монументальным тамбурным куполом (пролет 18 м, общая высота ок. 45 м, первоначальный полусферический купол заменен яйцевидным в советское время), 4 малыми куполами и полукруглой апсидой. Все купола выкрашены алюминиевой краской. С 3 сторон были 6-колонные коринфские портики под треугольными фронтонами. В 1826 г. с запада пристроили длинную трапезную с 2 парными колокольнями по образцу Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге, придавшую зданию продольные очертания (в советское время колокольни были утрачены, в кон. XX в. воссоздана одна: она поставлена не на прежнем месте, а примыкает к сев. фасаду трапезной). Пристройка трапезной изменила образ собора. В результате он стал напоминать Андреевский собор в Кронштадте (1805-1817; не сохр., архит. А. Д. Захаров). В 1853-1854 гг. архит. Н. И. Козловский застроил боковые колонные портики собора (в советское время портики восстановили в первозданном виде).

http://pravenc.ru/text/2462323.html

Церковь во имя ап. Павла в Обухове. 1804–1826 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Церковь во имя ап. Павла в Обухове. 1804–1826 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Предположительно ок. 1803 г. по поручению вдовствующей имп. Марии Феодоровны З. выполнил 2 варианта проекта памятника-мавзолея имп. Павлу I для парка в Павловске (сохр. чертежи; в 1805-1810 Ж. Ф. Тома де Томон осуществил проект) в романтическом стиле, с обилием скульптур, пышным убранством интерьера и эффектной театрализацией в духе времени. В 1-м варианте З. предполагал поставить при входе 2 жертвенника по образу егип. пирамид. Во 2-м проекте он вписал пространство ротонды мавзолея в куб с дорическим портиком. Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. 1806–1817 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. 1806–1817 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Основной вклад З. в церковную архитектуру связан с разработкой типа монументальной купольной базилики, восходящего к парижскому Пантеону (ц. св. Женевьевы, 1757-1790, архит. Ж. Ж. Суффло) и одновременно к Троицкому собору Александро-Невской лавры (1778-1790, архит. И. Е. Старов). В янв. 1801 г. имп. Павлом I был утвержден выполненный З. проект церкви при Обуховском сталелитейном заводе (бывш. Александровской мануфактуре), которая должна была иметь сходство с Троицким собором. Сходство обнаруживается в типологии и в деталях (напр., в формах купольной ротонды с полуколоннами, входного 6-колонного портика). В 1-м варианте проекта церковь во многом напоминала собор Александро-Невской лавры, имеющий парные башни на зап. фасаде. По указанию императора проект был переработан: вместо парных башен появились 2 звонницы по сторонам аттика паперти. Избранная З. тема базилики с доминантой «римского» купола была актуальной в свете утопических проектов имп. Павла вернуть единство христианству. Строительство церкви было начато в 1804 г.; в память имп. Павла I было решено освятить церковь во имя ап. Павла. Работами руководил архит. Г. П. Пильников; вскоре они были приостановлены и возобновлены только в 1817 г. Недостроенный храм по техническим причинам разобрали и начали строить заново по проекту З. При этом возникли сложности из-за отсутствия полного комплекта чертежей и детальных планов; доработкой занимался архит. Н. А. Анисимов, спроектировавший интерьер и боковые фасады церкви. Храм был освящен в 1826 г. (уничтожен в 1930).

http://pravenc.ru/text/182717.html

Свт. Игнатий, патриарх Константинопольский, прав. Иаков Боровичский, ап. Иаков, брат Господень. Миниатюра из Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ) Свт. Игнатий, патриарх Константинопольский, прав. Иаков Боровичский, ап. Иаков, брат Господень. Миниатюра из Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ) Среди поздних образцов иконографии И. в Валдайском мон-ре выделяются 2 настенные композиции при входе в собор симметрично сцене принесения в мон-рь Иверской иконы (входят в состав росписи 1836-1838; о росписи см.: Трифонова А. Н. Живопись Успенского собора Иверского мон-ря в Валдае по письменным источникам XVII-XX вв.//Новгородский арх. вестн. Новгород, 1999. Т. 1. С. 138-170): явление мощей святого во время ледохода на Мсте и явление И. больному священнику ( Силин. 1912. С. 22) - по-видимому, исцеление глухого иерея, описанное патриархом Никоном ( Никон. Труды. 2004. С. 83). Перенесение мощей И. в Иверский мон-рь (?) было изображено над проездной аркой надвратной ц. арх. Михаила ( Истомина Э. Г., Красноречьев Л. Е. Иверское чудо. Л., 1982. С. 32). Житийные сюжеты украшали серебряную раку И., выполненную в 1858 г. Ф. А. Верховцевым: на ней были представлены обретение мощей святого, их перенесение в Свято-Духов мон-рь и явление И., открывшего свое имя жителям Боровичей ( Силин. 1912. С. 30-31). Более ранняя серебряная крышка, пожертвованная графиней А. А. Орловой-Чесменской к раке времени патриарха Никона (предыдущая крышка сохр. в ц. арх. Михаила), не вполне соответствовала общепринятому способу украшения рак рус. святых: в ее изголовье находилось оконце, закрывавшееся дверцей на петлях; на внутренней стороне дверцы было изображено Распятие Христово, а на внешней - поясная фигура усопшего И. со сложенными на груди руками (как в видении, бывшем патриарху Никону); ниже были вычеканены тропарь святому и вид Иверского мон-ря ( Франц. 1920. С. 3. 5). Вместе с Иверской иконой Божией Матери, со свт. Филиппом Московским и с прп. Арсением Великим И. был изображен на большом монастырском колоколе, отлитом в 1883 г. на колокольном заводе Смирновых в Валдае ( Силин. 1912. С. 41). Очевидно, в XVIII - нач. XX в. разнообразные изображения святого имелись в городских храмах Валдая, в т. ч. в часовне И. 1826 г. (сохр. икона кон. XIX - нач. XX в. в валдайской Петропавловской ц.), и Боровичей (напр., в иконостасе Тихвинской ц., преобразованной из часовни в 1907; в домовой ц. во имя И. при Боровичском ДУ (1897); в часовнях И. и Спаса Нерукотворного; на фасаде деревянной ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы в Боровичах - изображение И. и чтимого в городе свт. Модеста Иерусалимского на фоне Свято-Духова мон-ря), а также в приходских церквах соответствующих уездов.

http://pravenc.ru/text/200241.html

и убили более 200 знатных сербов из окрестных городов и, вероятно, попытались разрушить обитель. После провозглашения Сербского государства, в 1806 г., при игум. Иоанникии, началось восстановление М. при помощи ресавского обер-кн. Милии Здравковича. В 1826 г. путешественник Иоаким Вуич отмечал, что церковь сильно пострадала при турках, настенная роспись сильно повреждена, на образах святых выколоты глаза, а монастырские здания разрушены. В Описи церквей и монастырей, действовавших в княжестве Сербия в 1836 г., данные о М. отсутствуют, вероятно, из-за ее плохого состояния. Масштабное восстановление завершилось в 1844 г. при поддержке сербского кн. Александра Карагеоргиевича. В 80-х гг. XIX в. австр. путешественник Ф. Ф. Каниц сообщал, что М. находится в хорошем состоянии, имеет 2 прихода и большие земельные владения. В 1954 г. монастырь стал женским. В 1959-1962 гг. в храме проведены реставрационные работы, худож. Б. Живкович восстановил 641 кв. м фресок (из них 140 кв. м впосл. были утрачены). В 2006 г. во время исследований были обнаружены останки деспота Стефана, похороненного здесь в 1427 г. Храм М., прототипом к-рого является собор афонского мон-ря Ватопед , имеет основу вписанного креста, комбинированного с триконхом, возведен из тесаного камня. Храм венчают большой и 4 малых купола. С зап. стороны к храму примыкает притвор с куполом (после взрыва пороха восстановлен в 1735, сохр. первоначальный пол из плит разноцветного мрамора, в юго-вост. части находится могила деспота Стефана). Внешние стены храма украшены мелкими пилястрами и аркатурным фризом. Роспись церкви (завершена в 1418) является вершиной серб. изобразительного искусства того периода; считается, что ее выполнили мастера из Фессалоники. Программа роскошной и изысканной росписи отличается совершенством соотношения света и тени и богатейшей тематикой и включает (сохр. 1/3 фресок) крупные композиции двунадесятых праздников, сцены из жизни и чудеса Иисуса Христа (Благословение 5 хлебов, Иисус-Ребенок беседует с мудрецами в Иерусалимском храме и др.), Страстной и Богородичный циклы (Успение Пресв.

http://pravenc.ru/text/2561800.html

Богоявленский собор, костел (1881–1886) и часовня свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1868–1877, не сохр.), в Иркутске. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Богоявленский собор, костел (1881–1886) и часовня свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1868–1877, не сохр.), в Иркутске. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Католич. община в Иркутске образовалась в нач. XIX в., в 1826 г. открылся костел. Большую часть общины составляли поляки, также в Иркутске жили исповедовавшие католицизм немцы и литовцы. Ссылки, последовавшие за польск. восстаниями 1830-1831 и 1863-1864 гг., привели к существенному увеличению числа католиков в Прибайкалье. Следующая волна переселения католиков связана со строительством в 80-х гг. XIX в. Транссибирской железной дороги, где поляки составляли значительную часть инженерно-технического персонала. В 1938 г. польск. костел в Иркутске был закрыт, 5 его клириков осуждены по обвинению в шпионаже. Репрессии 1939-1941 гг. в отношении польск. населения, последовавшие за вхождением Зап. Украины и Зап. Белоруссии в состав СССР, и репрессии 1941-1942 гг. в отношении немцев Поволжья, Сев. Кавказа и др. регионов стали причиной появления в И. о. новых групп католиков. В 1990 г. в И. о. началось воссоздание приходов РКЦ. Инициатором процесса стало польское культурно-просветительское об-во «Огниво». 24 дек. 1990 г. впервые за мн. десятилетия была отслужена рождественская месса в органном зале филармонии (бывш. польск. костеле) прибывшим из Москвы католич. священником. В 1990 г. был образован Иркутский деканат Апостольской администратуры РКЦ. 18 мая 1999 г. для католиков лат. обряда, живущих от Красноярского края (на западе) до Камчатской обл. (на востоке), была учреждена Апостольская администратура Вост. Сибири. Ее ординарий (глава) имел титул «администратор Восточной Сибири и префектуры Карафуто». Включение Ватиканом в титул названия не существующей на территории РФ адм. единицы (префектура Карафуто существовала на Юж. Сахалине в 1907-1945, когда Юж. Сахалин входил в состав Японии) вызвало протест российского правительства; живший в Иркутске ординарий администратуры еп. Ежи Мазур в апр. 2002 г. был выслан из страны. Декретом папы Иоанна Павла II от 11 февр. 2002 г. администратура Вост. Сибири была преобразована в епархию св. Иосифа с адм. центром в Иркутске, в наст. время католические приходы в И. о. относятся к Иркутскому деканату епархии.

http://pravenc.ru/text/674057.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010