В письме В. Г. Белинского В.  П.  Боткину от 15–17 марта 1847 г. (о Гончарове): «Мне кажется, что его особенность, так сказать личность, заключается в совершенном отсутствии семинаризма, литературщины и литераторства, от которых не умели и не умеют освобождаться даже гениальные русские писатели» (ср. В.  Е. Евгеньев-Максимов. Некрасов в кругу современников. Л., 1938, с. 9). У А. Н. Островского в рецензии на повесть Е. Тур «Ошибка» (1850): «В иностранных литературах (как нам кажется) произведения, узаконивающие оригинальность типа, то есть личность, стоят всегда на первом плане, а карающие личность на втором плане, и часто в тени; а у нас в России наоборот» (Островский 1924, 10, с. 503). 9. В русском литературном языке начала XIX b. замечается колебание в формах выражения понятия личности. С одной стороны, употребляются термины, полученные в наследство от XVIII b.: церковнославянские – существо, лицо, создание, человек, западноевропейское – характер 173 . Ср., напр., употребление слова существо у И. В.  Киреевского в статье «Нечто о характере поэзии Пушкина»: «Любимая мечта британского поэта есть существо необыкновенное, высокое. Онегин есть существо совершенно обыкновенное и ничтожное» (Киреевский, 1, с. 15–16). В 10–20 годах понятие личности выражается также заимствованными словами – индивидуальность, индивидуй, позже индивидуум. В письме Н.  И. Тургенева А. И. Тургеневу от 18 августа 1826 г.: «Я не вижу в бывших обществах той важности, которую видят другие. Если были преступные замыслы, то они принадлежали лицам, индивидуам, а не обществу» (Архив бр. Тургеневых, 1, с. 385). В письме его же от 23 ноября 1826 г.: «...недовольно отделены дела общества от дел членов индивидуально, так что все замыслы индивидуов приписываются обществу» (там же, с. 389). У А. И. Тургенева в письме кн. Вяземскому от 27 апреля 1833 г.: «Каждое семейство, а иные думают, что и каждый individu имел свою гробницу, глубоко под землею, с особым входом!..» (там же, с. 213). В письме И. В. Киреевского от 14/26 марта 1830 г.: «[Гегель. – В. В. ] особенно был для меня поучителен своею индивидуальностью» (Киреевский, 1, с. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В “Воспоминании” великая, пророческая духовная жажда — жажда не отстать — соединилась с великим отчаянием души. Отчаянием человека, который своим человеческим разумом полагает, что его ввели в заблуждение: позвали, вознесли — а потом бросили. Как в насмешку. Об Иове “сказал Господь сатане: вот он, в руке твоей, только душу его сбереги” ( Иов. 2:6 ) — а тут и душу не жалеют. В черновом продолжении “Воспоминания” есть не очень понятные, но очень страшные слова: Но оба с крыльями (Вариант: И оба грозные), и с пламенным мечом - И стерегут — и мстят мне оба - И мертвую любовь питает их (?) огнем Неумирающая злоба (Вариант: И мертвую любовь сменила Неугасающая злоба). “Мертвую любовь” “питает” (напитывает?) огнем или “сменяет” вечная (неумирающая, неугасающая) злоба! — это до жути напоминает “Русалку”, замысел которой не покидает его как раз с 1826 года, года элегии и “Пророка”. Но мстящая Русалка и Дочь мельника — не одно и то же, это уже разные существа; точно так же и “тени милые”, “два ангела” не могут “мстить” сами от себя, и не может им самим принадлежать, от них самих исходить “неумирающая” или “неугасающая” (“пламенный меч”) “злоба”: в грозных мстителей преображает их (как Дочь мельника в Русалку) чья-то “злоба”, злоба внешней, могучей, высшей силы… И он, раскаиваясь в своих грехах и винах, чувствуя свое недостоинство, как Давид, страдая, как Иов, не следует примеру согрешившего пророка Давида и непорочного человека Иова: не хочет никого ни о чем просить, ни к кому обращаться, ни у кого даже вопрошать, и с каким-то упоением безысходности вперяется в проклятый свиток. Его слезы — сухое рыдание, а жалоба не адресована никому — ибо кому пожаловаться на Бога? В таком существе, в такой душе, как он, подобное чревато взрывом. Взрыв происходит спустя неделю, в день рождения. Во всяком случае, именно эта дата, “26 мая 1828”, предваряет, в качестве эпиграфа, новое стихотворение. Относиться к смыслу этих стихов серьезно давно отвыкли: все, что пишет Пушкин, прекрасно, и это тоже прекрасные стихи, написанные в тяжелый момент жизни; вот, собственно, и все. В советской науке было принято объяснять стихотворение “тягчайшим общее венным кризисом, глубокой депрессией передовых кругов” (Д.Д. Благой. Творческий путь Пушкина (1826–1830). М.,1967, с.179. — В.Н.) — внешние обстоятельства снова на первом месте. Но от депрессии “общественной” автор стихов был как раз далек, он рвался к деятельности, а конфликт у него был (в частности, по поводу “Стансов”) как раз с “передовыми кругами”. Да, было трепавшее нервы полтора года дело об элегии “Андрей Шенье”, был запрет на выезд в армию на Кавказ и за границу и другие неприятности; но отвергнуть из-за всего этого жизнь — такое, может, и бывает, да только это на Пушкина не похоже.

http://azbyka.ru/fiction/da-vedayut-poto...

В XVIII-XIX вв. широкий размах принимают народные движения против колонизаторов. Восстание 1825-1830 гг. на Яве, или Яванскую войну, возглавил принц (пангеран) Дипонегоро. Ислам, сплотивший крестьянство, значительную часть феодалов и мусульм. духовенство, символизировал независимость от колонизаторов-христиан. Дипонегоро был провозглашен султаном и главой ислама всей Явы. Восстание началось в Джокьякарте и распространилось на сев. и сев.-вост. часть Центр. Явы, на резидентства Кеду, Пекалонган, Багелен, Семаранг. Повстанцы придерживались партизанской тактики. Осенью 1825 и летом 1826 г. войска Дипонегоро одержали победу над колонизаторами под Семарангом и Кечебоном. В кон. 1827 г. восстание распространилось на резидентство Рембанг, но было подавлено. Постепенно голл. колонизаторы, обладавшие военным превосходством, сжимали кольцо укреплений вокруг основных территорий повстанцев. Подкупами и уступками колониальные власти привлекли на свою сторону значительную часть феодалов. В лагере повстанцев усилились разногласия. В этих условиях Дипонегоро пошел на переговоры с голл. властями, во время к-рых был вероломно захвачен в плен в 1830 г. Яванское восстание было жестоко подавлено. Др. антиколониальным движением на архипелаге была т. н. война падри на Зап. Суматре. Ей предшествовало широкое социальное движение племен минангкабау, идеологией к-рого стал ваххабизм, призывавший к чистоте первоначального ислама, что совпало со стремлением минангкабау вернуться к старым нормам родового строя. Ваххабиты Суматры стали называться падри (от искаженного европейцами названия порта Педири, откуда паломники отправлялись в Мекку). Центром движения, начавшегося в 1803 г., был хорошо укрепленный г. Бонджол, среди руководителей восстания выделился Туанку Имам. Падри уничтожили значительную часть местной знати, и в 1821 г. на территорию минангкабау были введены голл. войска. С этого момента гражданская антифеодальная война падри превратилась в антиголландскую. Только в 1837 г. войскам удалось захватить Бонджол и взять в плен Туанку Имама. Последняя крепость падри пала в 1838 г. И. в кон. XIX - 1-й пол. XX в.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Sprinzl J. Handbuch der Fundamentaltheologie als Grundlegung der kirchlichen Theologie vom Religionsphilosophischen Standpunkte. Wien, 1876. Stange C. Das Frömmigkeitsideal der modernen Theologie. Leipzig, 1907. Steudel J. Grundzüge einer Apologetik für das Christenthum. Tübingen, 1830. Taute G. Religionsphilosophie. Leipzig, 1852. Thomas Aquinas. Summa Catholicae fidei contra gentiles. Tomus nonus. Antverpiae, MDCXII. Его же. Summa totius theologiae. Antverpiae, MDCXII. Twesten A. Vorlesungen über die Dogmatik der evangelisch-lutherischen Kirche. Hamburg, 1826. Ulrici H. Gott und der Mensch, Leib und Seele. Grundzüge einer Psychologie des Menschen. Leipzig, 1866. Его же. Gott und die Natur. Leipzig, 1862. Рус. пер. Казань, 1868. Voigt H. Fundamental-Dogmatik. Gotha, 1874. Wegscheider J. Institutiones theologiae christianae dogmaticae. Halle, 1826. Weisse C. Philosophie des Christenthums, bd.I, Leipzig, 1855, bd.II, 1860. Wiedemann. Religion und Natur. 1848. Wolff C. Cosmologia generalis. Francofurti et Lipsiae, MDCCXXXI. Его же. Theologia naturalis. Francofurti et Lipsiae, MDCCXXXIX. Wuttke Ad. Geschichte des Heidenthums in Beziehung auf Religion, Wissen, Kunst. Breslau, 1852. Zezschwitz K. Zur Apologie des Christenthums nach Geschichte und Lehre, Leipzig, 1865. Ziethe W. Die Wahrheit und Herrlichkeit des Christenthums. Berlin, 1890. Zollmann T. Bibel und Natur in der Harmonie ihrer Offenbarungen. Hamburg, 1869. V. Экзегетические комментарии на книги Св.Писания. Конкорданции. Библейско-богословские, филологические и этимологические словари, грамматики и синонимики Властов Г.К. Опыт изучения Евангелия Св.Иоанна Богослова. СПб., 1887. Григорьев К.Ф. Богосознание Спасителя по первым трем Евангелиям. Харьков, 1911. Его же. Самосвидетельство Христа о Своем Божестве по первым трем Евангелиям. Казань, 1912. Зарин С.М., проф. Современные открытия в области папирусов и надписей в их отношении к Новому Завету. СПб., 1914. Его же. Заповеди блаженства ( Мф. 5:3–12 ; Лк. 6:20–26 ). Петроград, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

правление выражает более желания назначать лекторов из окончивших курс в академии, так как охотники находились. Кроме того, воспитанников высш. отд. временно назначали, с увольнением от и которых уроков в семинарии, для исправления учительской должности в александроневском училище, по представлению ректора училища, бывшего, как известно, и инспектором семинарии. В 1818 г. ходил за учителя в алекс.-невское училище воспитанник Ф. Кудрявцев. К концу 1822 г., по рекомендации училищного ректора Феодосия, определены на учительские должности лучшие воспитанники И. Чупровский и М. Николаев (с жалованьем по 597 р.), причем их обязали ходить в свой класс только на богословские лекции и явиться на окончательные экзамены. По окончании курса в 1823 г., Николаев предпочел остаться на учительской в училище должности поступлению в академию. В том же году обучал партесному пению в училище так же и семинарский хор ученик низшего отд. семинарии Мпх. Горонович (с жалованьем 60 р. в год); он же учил и в 1826 т., бывши учеником высш. отделения. В 1824 г. на место вышедшего из ал. -невского училища, учителя иеромонаха Иезекииля, сем. правление назначило учеников высш. отд. С. Орнатского и С. Устинова, как особенно благонадежных, по отличным успехам и примерному поведению, уволив их от некоторых «менее значительных классов». В 1830 г. в приходский класс назначен был ученик высш. отд. И. Григорьев (с жалованьем 250 р.), с увольнением от хождения на уроки по языкам. За тем с половины 30-х годов обычай назначать учеников на преподавательские должности в училище, по видимому, выходит из употребления. На воспитанников, с их согласия, возлагались еще должности – комиссара, смотрителя больницы, особенно же письмоводительская – при семинарском правлении, при экономе и даже при духовно-цензурном комитете, иногда по библиотеке (напр. в 1826 г. при составлении каталога) и проч. Отвлекая воспитанников от их ученических занятий, такие посторонние обязанности иногда могли служить и поводом к злоупотреблениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew " s Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

http://pravenc.ru/text/2578009.html

2112. Беседа преосвященного Илиодора, архиепископа курского. 1846. IV. 278. 2113. Слово неизвестного проповедника. 1825. XX. 330. В неделю 29-ю по Пятидесятнице 2114. Слово архиепископа Феофана Прокоповича , о ненависти ко греху. 1826. XXIV. 37. 2115. Беседа преосвященного Илиодора, епископа курского. 1843. IV. 389. 2116. Слово преосвященного Григория, архиепископа казанского. 1852. II. 551. В неделю 32-ю по Пятидесятнице 2117. Слово преосвященного Илиодора, епископа курского. 1844. I. 313. В неделю 33-ю по Пятидесятнице 2118.       Беседа преосв. Гавриила, архиепископа рязанского. 1842. I. 255. В неделю 34-ю по Пятидесятнице 2119. Слово неизвестного проповедника. 1827. XXV. 76. В неделю по Просвещении 2120. Слово преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1852.       I. 57. 2121. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 9. В неделю о Мытаре и Фарисее 2122. Беседа преосв. Илиодора, архиепископа курского. 1847. I. 284. 2123. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 98. 2124. Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 33. В неделю Мясопустную 2125. Слово Преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1854. I. 126. 2126. Его же. Поучение. 1856. I. 92. 2127. Неизвестного проповедника слово о страшном суде. 1848. I. 67. В неделю Сыропустную 2128. Краткое поучение преосв. Агапита, епископа томского. 1838. I. 281. 2129. Слово Евгения, архиепископа псковского. 1839. I. 226. 2130.       Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 107. 2131. Слово преосв, Анатолия, архиепископа могилевского. 1854. I. 133. 2132. Поучение преосв. Елпидифора. епископа вятского. 1858. I. 135. 2133. Слово неизвестного проповедника. 1830. XXXVII. 180. 2134. Поучение неизвестного проповедника. 1843. I. 320. 2135. Беседа неизвестного проповедника. 1880. I. 184. В первую неделю Великого Поста, или в неделю Православия 2136. Слово преосв. Григория, епископа калужского. 1826. XXII. 337. 2137.       Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1809. Об обязанностях Христианина иметь мир с ближними. 1839. IV. 240. 1810. Об обязанности нашей быть снисходительными к слабостям ближнего. 1827. XXV. 350. 1811. Желаешь ли иметь друга? 1833. IV. 341. 1812. Всякое время имеет свой дух, и всякий дух имеет свое время. 1824. XII. 61. 1813. Единое на потребу. 1827. XXV. 352. 1814. О неудовлетворении наших желаний на земле. 1827. XXVII. 213. 1815. Жизнь Иисуса Христа должна быть правилом всей нашей жизни. 1838. I. 279. 1816. Земная жизнь есть место странствовании для человеческого духа. 1825. XIX. 92. 1817. О скоротечности земной жизни. 1834. I. 96. 1818. О скором течении жизни нашей. 1831. XLIII. 303. 1819.       Краткость и бедствия жизни. 1827. XXVI. 236. 1820. О цели земной жизни человека. 1833. I. 39. 1821. Где цель моей жизни и далеко ли я от нее? 1835. II. 336. 1822. Размышление о ток, что не трудно провождать жизнь Христианскую. 1835. II. 107. 1823. Жизнь. 1822. VIII. 183. 1824. О сообразовании жизни нашей с словом Божиим. 1827. XXV. 342. 1825. Некоторые правила Христианской жизни. 1825. XIX. 341. 1826. Некоторые правила жизни для Христианского юношества. 1821. I. 73. 1827. Сокровенная Христианская жизнь. 1824. XV. 319. 1828. Христианская жизнь по расположению сердца и убеждению разума. 1823. XI. 56. 1829. О том, что должно пешись о сохранении жизни и здравии тела. 1840. I. 371. 1830. О страстной наклонности к рассеянной жизни. 1828. XXX. 300. 1831. Руководство к домашнему благополучию в супружеской жизни. 1824. XIV. 156. 1832. Отчего надежда вечной Жизни столь мало действует на людей? 1822. VII. 213. 1833. Наше жительство на небесах. 1831. XLII. 230. 1834. Неравный жребий человека на земле уравнивается на небе. 1833. II. 316. 1835. Человеческие заботы. 1826. XXIII. 351. 1836. Учение об искушениях, преподанное в слове в день обретения мощей Преподобного Сергия. 1839. I. 212. 1837. Час искушения. 1829. XXXIII. 219. 1838. Картина. 1829. XXXVI. 230. 1839. Картина. 1832. XLVII. 428. 1840. Притча: картины. 1838. I. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До 1826 г. физического кабинета при московской духовной Академии, можно сказать, не было; весь кабинет состоял из следующих вещей: малая электрическая машина, неахроматический телескоп в деревянной оправе, камера кляра, волшебный фонарь, четыре лейденских банки, рупор железный и готовальня. При объяснении свойства тел и физических явлений обыкновенно обходились посредством писанных мелом на доске чертежей инструментов. В декабре 1826 года профессор математики П. С. Делицын вошел в Правление Академии представлением, в котором просил: «Для составления физического кабинета приобрести покупкою некоторыя физическия машины в Москве у англичанина Пристлея». Всех инструментов, по его указанию, требовалось 16 на сумму 931 руб.ассигн. Самыми ценными из них были: пневматическая машина одноствольная (в 250 р.) и электрическая (в 400 р.). На представление о приобретении инструментов митрополит Филарет написал: «Согласен. Издержка так нужна и так ограничена, что на основании 217 пункта Устава можно и прямо приступить к исполнению, тем паче, что в отчете моем по обозрению Академии уже доведено о сей нужде до сведения комиссии дух. училищ» 227 . В 1830 году куплен двухствольный воздушный насос с принадлежащими к нему снарядами. Еще прошло 15 лет, и физический кабинет оставался с тем же скудным собранием инструментов. В 1845 году по настоятельному требованию вновь поступившего на кафедру физики бакалавра Платона Ив. Капустина, отличного знатока и любителя физико-математических наук, правление Академии решилось значительно увеличить физический кабинет и обратилось к митрополиту и потом к Обер-прокурору св. Синода Графу Протасову с представлением, в котором просило отпустить на покупку 81 инструмента 2794 руб. серебр. из духовно-учебных капиталов. Поставку инструментов обязался принять на себя живший в Москве механик Карл Мазинг. Более ценные инструменты были следующие: Атвудова машина (100 р.); центробежная машина (172 р.); ахроматический телескоп Фрауэнгофера (185 р.); гелиостат (125 р.); дагерротип (100 руб.); прибор для возбуждения электрических индуктивных токов (115 р.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1824 Тверская, Смоленская и Могилевская ДС относились к С.-Петербургскому духовно-учебному округу и к С.-Петербургской ДА. Однако в целях поддержания единого духовного образовательного пространства осуществлялся некоторый обмен студентами. 1825 Окончившие семинарию выпускники имели возможность подать прошение руководству духовно-учебного округа или Синода с просьбой включить их в число абитуриентов следующего года, поступающих по квоте. 1826 Униатские семинарии Западного края (Могилевская, Литовская и Полоцкая) считались слабыми по уровню преподавания, так что зачисление из них производилось в «гуманитарных» и «политических» целях: «По воссоединению униатов видим в Академии воспитанников Греко-униатских Семинарий, которым при приеме оказываемо было особенное снисхождение» (Смирнов. С. 152). 1827 Орловская, Полтавская и Воронежская ДС относились к Киевскому духовно-учебному округу и к Киевской ДА. 1828 Провалился на вступительных экзаменах и не был зачислен в число студентов Академии. Правда, предполагая такую возможность, Орловская ДС отказалась вводить его в число направляемых абитуриентов, так что Григорий Георгиевский все-таки поступал как волонтер. 1829 Волонтерами называли абитуриентов, не вошедших в число зачисляемых по квоте. Вступительные экзамены осуществляли отбор только среди волонтеров. 1830 Вероятно, Матфей Иванович Жудро, поступивший на следующий год в С.-Петербургскую ДА, а по ее окончании определенный во Владимирскую ДС «на класс словесности и соединенных с нею предметов»; преподавал здесь эти и другие дисциплины вплоть до 1877 г.; рукоположен священником в 1859 г., с 1873 г. кафедральный протоиерей Владимирского собора. См. подробнее: Малицкий Н. История Владимирской духовной семинарии: . М., 1902. Вып. II. С. 265. 1831 Своекоштное обучение в МДА практиковалось в редчайших случаях и было скорее исключением из правил. 1832 В Российской империи XVIII–XIX вв. имели обращение три вида денежных знаков: золотой рубль, рубль серебром и рубль ассигнациями. Золотой и серебряный рубли имели жесткое номинальное выражение в соответствующих драгоценных металлах, тогда как курс рубля ассигнациями был плавающим и из-за мягкой кредитно-денежной политики постоянно падал. С 1780 г. до реформ С. Ю. Витте 1 рубль серебром обменивался на 18 грамм серебра и в 1830–1840-х гг. официально приравнивался к 3,5 рубля ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010