Из старых студенческих писем (1826–1834 гг.) В Московской епархиальной библиотеке имеется несколько десятков писем, полученных от разных лиц священником села Симбухова (Верейского уезда, Моск, губ.), о. П. Загряжским. Среди этих писем есть четыре письма студентов Московской Духовной Академии – Павла Модестова (обучался в академии в 1826–27 гг.), кандидата 9 курса Вас. Малинина (скончался священником в Москве, при церкви Неопалимой Купины) и магистра того же курса Павла Фивейского (скончался архиепископом Костромским). Письма эти пожертвованы в епархиальную библиотеку здравствующим ныне сельским благочинным о. Сироткиным. В большинстве своем эти письма представляют излияния чувства, какое, очевидно, связывало означенных студентов с настоятелем Симбуховской церкви. Но изредка в них попадаются и некоторые сообщения о тогдашней академической жизни. Вот, напр., выдержка из письма П. Модестова от 23-го августа 1826 года 24 : «Где же я теперь? – вы опять можете спросить. Очевидно, что в Лавре, что иначе выражается на семинарском языке, под зеленою крышкою. Учения еще у нас нет, потому что нет еще о. Ректора и бакалавров, также многих студентов, имеющих поступить в академию, – впрочем скоро начнется. Теперь ожидаем Императора и нашего Архипастыря Московского Митрополита Филарета, за которых мы ныне 23-го дня Августа приносили благодарственное Богу молебствие. Посему то и нет надлежащего у нас распоряжения, а живем все где пришлось, без всякого порядка. Только тот порядок, что всегда в одно время ходим в столовую, – а посему и не имею, о чем бы я мог вас известить как о новом». Студент Вас. Малинин приходился племянником о. Загряжскому и его письма проникнуты чувством родственного уважения к о. Петру. Вот его письмо от 5 ноября 1830 года. Приводим письмо полностью ввиду его краткости. «Любезнейшие – Дяденька и Тетинька Петр Георгиевич и Евдокея Никитишна здравствуйте. Давно бы мне должно было хоть что-нибудь написать к Вам, а особенно поблагодарить Вас за желание мне счастия и успехов на новом пути моем 25 : но не знаю, что отвлекало меня от исполнения сего, – то ли, что я почти каждую почту находил нужду писать к Родителю, или то, что времени или охоты не доставало, – но чтобы то ни было, я уже начинаю решительно исправлять свою погрешность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава четырнадцатая. Высокопреосвященнейший владыка 18261830 Какое блаженство услышать тишину после того, как отгремят шумные многодневные праздники! Аж в ушах звенит, до того стало тихо. Боже, как хорошо! Река жизни, все эти дни кипевшая и выплескивавшаяся из своих берегов, вновь вошла в привычное русло, обрела спокойное течение. Отныне он митрополит. Многое ли от того менялось? Положение в обществе – да. Теперь он на равных с петербургским Серафимом и киевским Евгением. Как архиепископа его величали преосвященнейшим владыкой, как митрополита отныне стали величать высокопреосвященнейшим. И так было длинно, а теперь еще на шесть букв длиннее. Но в расписании жизни почти ничего не меняется. А в Москве – золотая осень. На Самотеке утопает в роскоши осенней листвы Троицкое подворье. От шелеста сухих листьев тишина становится еще более упоительной... Сколько дел приходилось откладывать в течение июля, августа и сентября! Теперь можно было вернуться к ним и наверстать упущенное. Встав затемно, в пять утра, владыка Филарет неспешно читал утреннее молитвенное правило. Затем, если не надобно было проводить богослужение в каком-нибудь из московских храмов, отправлялся в домовую церковь и там совершал раннюю литургию. Легкий завтрак – и за дела. Секретарь Александр Петрович докладывал о поступивших документах, а Филарет диктовал ему, что нужно ответить, или откладывал бумаги для обдумывания и последующего решения. Святославский старательно зачитывал пришедшие из консистории постановления: в такой-то семинарии устрожить борьбу с распространением пагубной привычки к курению табака; такую-то блудную жену развести с несчастным мужем, мужу разрешить вступить в другой брак, а жене семь лет исповедоваться по четыре раза в год и не причащаться; такого-то священника за драку внутри храма с пономарем оштрафовать, а пономаря отослать в монастырь; такого-то попа за буйство нрава и чтение молитв о здравии декабристов подвергнуть лишению сана... Надобно было дать делу архиерейское одобрение или отложить до полного разбирательства, если приводилось недостаточно «улик». И тому подобное. И так до обеда. Пообедав, читал книги и газеты, узнавал, что творится в дольнем мире. Чаще всего сам, но зрение стало ухудшаться, и иногда ему уже читал вслух Александр Петрович. Затем до самого ужина – прием посетителей. Вечером после ужина владыка вновь садился за бумаги, нужно было отвечать на письма, обдумывать и записывать новые проповеди. Наступала полночь, а в окошке его кабинета все еще горела свеча. Лишь в час ночи Филарет совершал вечерние молитвы и ложился спать, чтобы через четыре часа проснуться и становиться на утреннее правило:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Курыничи. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса Нерукотворного Карта и ближайшие объекты Курыничи, в 20 верстах от Перемышля, было центром Курыничской волости Перемышльского уезда, сейчас деревня находится на территории Каменского сельсовета Козельского района. В 1782 году принадлежало Анне Васильевне Давыдовой. В 83 дворах проживало 173 мужчины и 188 женщин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была деревянной, Церковь была построена в 1733 году тщанием господ Давыдовых, а 2 марта 1826 года сгорела. В «Ведомости о церкви Спасской Перемышльского уезда Калужской епархии села Курынич» за 1915 год сказано, что церковь с каменной оградой была построена в 1830 году вдовой генерал-губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Церковь каменная, теплая, отапливалась духовой печью. Каменные так же были колокольня, церковная сторожка и ограда вокруг церкви. Церковь трехпрестольная: во имя Всемилостивого Спаса Избавителя, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1830 году вдовой генерала Губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Каменная, с каменной оградой. Трехпрестольная, с приделами в честь Рождества Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы. При храме имелась библиотека и две церковно - приходские школы. Приход состоял еще из 5 деревень. http://korolev.msk.ru/ Деревня Курыничи находится в 20 км от Перемышля и была центром Курыничиской волости. В конце 18 века она принадлежала Анне Давыдовой. Старанием семьи Давыдовых в 1733 году была построена церковь, впоследствии сгоревшая. В 1830 году возвели каменную трехпрестольную церковь, отапливаемую, колокольню и сторожку, обнесли оградой. Престолы были – Спаса Нерукотворного, Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного храма села Курыничи был старинный образ Христа Спасителя, чья история такова. Образ сохранился от старой сгоревшей церкви и считается чудотворным. В село приезжают из соседних приходов, берут его и производят крестный ход вокруг своих жилищ. Кроме старинного Образа Христа в Курыничской цекви хранится Евангилие, напечатанное при патриархе Андриане.

http://sobory.ru/article/?object=07413

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФИМОВ Николай Ефимович (26 (по др. сведениям, 24).04.1799, с. Яковлевка Обоянского у. Курской губ.- 11.09.1851, С.-Петербург), архит., исследователь древнерус. зодчества, рисовальщик. Воспитывался в семье помещика Е. Г. Заплатина, возможно, был его внебрачным сыном от крепостной Анисьи Леонтьевой. В 1806-1821 гг. учился в имп. АХ в С.-Петербурге, где определилось его дарование рисовальщика. Тогда же он выполнил гравюры для изданий «Краткие сведения о вновь построенных при Академии художеств зданиях» (СПб., 1820) и «Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 гг.» (СПб., 1824. 3 ч.) Е. Ф. Тимковского, а также виды ряда столичных храмов (Казанского собора, ц. вмц. Екатерины). В течение последних 6 лет в АХ он изучал только архитектуру, при выпуске получил аттестат 1-й степени и большую золотую медаль за проект Музеума - «Храма собрания трех знатнейших художеств» в стиле классицизма, преподавал в АХ. В 1826 г. был направлен президентом АХ А. Н. Олениным в Киев для обмера фундаментов Десятинной церкви, где Е. предпринял 1-ю в России попытку воссоздания (т. н. реставрации) храма на основании исторических и археологических материалов в формах визант., или «древней киевской», архитектуры: в виде однокупольной церкви с обширными хорами. Имп. Николай I проект не утвердил, и церковь впосл. была построена В. П. Стасовым . В 1826-1827 гг. побывал в Москве и Новгороде для изучения древнерусского церковного зодчества. В 1827 г. по постановлению Совета АХ Е. отправился в Италию на 3 года, но прожил там до 1840 г., занимаясь изучением, зарисовкой и реставрацией древних памятников (в т. ч. рим. храма Юпитера Громовержца и «дома трагического поэта» в Помпеях). Участвовал в проектировании ряда домов и усадеб, в 1830 г. создал проект соборной правосл. ц. свт. Николая Чудотворца. С мая по окт. 1835 г. вместе с меценатом В. П. Давыдовым и худож. К. П. Брюлловым был в Греции и М. Азии, «снимая виды с мест и строений», в частности выполнил фасад, разрез и предварительные обмеры храма Св. Софии в К-поле и карту Афона с изображениями мон-рей. Рисунки Е. заслужили похвалы Ж. О. Д. Энгра и Б. Торвальдсена, а также вел. кнг. Елены Павловны и вел. кн. Михаила Павловича.

http://pravenc.ru/text/182063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. К. Никольский. Фотография. 30-е гг. XX в. Николай Константинович (17.07.1863, г. Петергоф С.-Петербургской губ. (ныне в составе Петродворцового р-на г. С.-Петербург) - 23.03.1936, г. Детское Село Ленинградского Пригородного р-на Ленинградской обл. (ныне г. Пушкин в составе Пушкинского р-на г. С.-Петербург)), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН (с 1917 - РАН, с 1925 - АН СССР) по отделению рус. языка и словесности (1916; с 1900 член-корреспондент). Из известной семьи священнослужителей и церковных историков С.-Петербурга. Дед - протоиерей (с 1829) Тимофей Ферапонтович Никольский (1788-1848). Учился в Тамбовской ДС (1802-1809), окончил СПбДА по 1-му разряду со званием магистра (1814). В 1814-1821 гг. преподавал философию в СПбДА, действительный член ее конференции (1817-1821). Священник церкви Пажеского корпуса (1816-1826), Владимирской ц. (1826-1829), Знаменской Входоиерусалимской ц. (1829-1831). Настоятель ц. Успения Божией Матери (Спаса на Сенной; 1831), Никольского Морского собора (1831-1846), старший протоиерей Казанского собора (с 1846). Член С.-Петербургской духовной консистории (с 1829), с 1835 г. заведовал благочинием Исаакиевского собора. Член Комитета для рассмотрения вредных книг (с 1825). В 1830 г. на него возложена обязанность рассматривать книги, отбиравшиеся у раскольников. С 1831 г. цензор «сказываемых» проповедей. С 30 сент. 1842 г. член С.-Петербургского Комитета духовной цензуры и Комитета для рассмотрения конспектов и руководств к преподаванию учебных предметов в семинариях, в 1846 г. запретил печатать книгу Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (впосл. издание разрешено Синодом). Товарищ Датского королевского об-ва антиквариев Северных (1843). В 1840 г. внесен в 3-ю часть С.-Петербургской дворянской родословной книги. Отец Н.- протоиерей (с 1880) Константин Тимофеевич Никольский (1824-1910), выпускник СПбДС (1845) и ДА (1849).

http://pravenc.ru/text/2566206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛАМПИЙ (Пятницкий Петр Никитич; 1794, с. Пятницкое Пошехонского у. Ярославской губ.- 12.03.1862, г. Свияжск Казанской губ.), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье свящ. Никиты Добратина, фамилию получил позже по названию родного села. Обучался в Ярославской ДС (1805-1816), затем в МДА (1816-1820). На 2-м курсе сделал перевод слова свт. Василия Великого на праздник Крещения, к-рый был одобрен и напечатан в ж. «Христианское чтение» . 18 сент. 1820 г. удостоен степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром по греч. языку. 21 нояб. 1822 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года рукоположен во диакона, 9 дек.- во иерея. Св. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, передал ему в благословение параман, клобук и пояс, а также 100 р. «на устроение прочей одежды». В 1823 г. Е. был включен в число соборных иеромонахов Троице-Сергиевой лавры . В 1822 г. утвержден в звании действительного члена академической конференции, в окт. 1823 г.- в звании члена академического правления, с нояб. 1824 до июня 1827 г. служил библиотекарем МДА. В нояб. 1825 г. перемещен на должность бакалавра по богословским предметам и вошел в состав Цензурного комитета, учрежденного при МДА. 15 февр. 1826 г. стал инспектором МДА и в том же году - экстраординарным профессором, преподавал нравственное, обличительное (полемическое) и пастырское богословие. С 1826 г. был присутствующим в Радонежском духовном правлении. С 19 июня по 29 июля 1827 г. ревизовал Владимирскую, Казанскую, Нижегородскую, Вятскую, Пермскую семинарии, со 2 сент. по 8 нояб. 1829 г.- Тульскую, Воронежскую и Курскую семинарии. 31 дек. 1828 г. определен 2-м членом открывшегося Московского духовного цензурного комитета. В 1830 г. входил во Временный комитет, учрежденный Святейшим Синодом при МДА для пересмотра и исправления слав. перевода бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. 18 нояб. 1831 г. определен ректором Вифанской ДС и профессором богословия.

http://pravenc.ru/text/187171.html

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Вишняках (в Больших Лужниках). Церковь при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Карта и ближайшие объекты Современное здание на углу Пятницкой улицы и Вишняковского переулка (Пятницкая, 51) построено в несколько этапов в 1804—1811, 1815—1824, 1826 гг.; ограда и здания причта — 1830-х гг. Памятник архитектуры позднего ампира/классицизма. Первая церковь на этом месте выстроена, вероятно, в 1630-е гг. в связи с заселением южных окраин города стрельцами, прикрывавшими оборонительную линию Земляного вала. Первое документальное свидетельство о новой церкви «Троицы в Алексееве приказе Мещеринове», по имени стрелецкого полковника, датировано 1642; в 1657 г., со сменой полковника, её называли «Троицы в Стрелецкой слободе в Ивановом приказе Монастырёве». Позднейшее название «Вешняки» или «Вишняки» также связано со стрелецким командиром Матвеем Вишняковым. Первый каменный храм был выстроен в память Битвы под Чигириным; разрешение на постройку было получено в 1678 г., но началась она не ранее 1686 г. Этот храм расширялся приделами в 1706, 1734, 1788 гг. Колокольня была вынесена на красную линию Пятницкой улицы, которая была значительно уже, чем сегодня. В 1804 началась последовательная замена построек старого храма — на новые. В 1804 г. вновь выстроили трапезную, тогда же заложили новый основной, однокупольный объём церкви, вчерне законченный к началу войны 1812 г. Во время пожара 1812 г. храм горел и был восстановлен вчерне в 1815 г., полностью — к 1824 г. В 1826 г. Пятницкую улицу расширили, а старую колокольню, мешавшую проезду, снесли; новую выстроили по проекту Ф.М. Шестакова и Н.И. Козловского. Ограда и дома причта были закончены к 1838 г. На стрелке Пятницкой и Вишняковского переулка ограду завершала угловая одноэтажная ротонда (купеческая лавка при церкви; утрачена). Сама же церковь во времена, когда Замоскворечье было деревянным, была крупнейшей градостроительной вертикалью Пятницкой части. Широко распространено, но не подтверждается академическими источниками мнение об авторстве А.Г. Григорьева. Церковь была закрыта не ранее 1929 г., вновь открыта в 1994 г.

http://sobory.ru/article/?object=02236

Рябушки. Церковь Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1886. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, село Рябушки Координаты: 50.552029, 34.614578 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Рябушки или в Рябушки, выходить на остановке " Рябушки " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм в честь рождества св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна построен здесь в 1770 г. помещиком Иваном Тимофеевичем Красовским. На месте, где ныне стоит слобода Рябушки и самая церковь, так рассказывают старожилы, жил когда-то хутором один только крестьянин по фамилии Рябушка и на всем пространстве, где стоят ныне слобода и церковь, рос огромный дубовый и березовый лес, а внизу по течению реки Ольшаной был луг. Остатки всего этого видны еще и ныне.  Иван Тимофеевич Красовский, живший до 1770 г. в Лебединском уезде в деревне Тимофеевке полюбил местоположение Рябушек, где большая часть леса и земли принадлежала ему, и движимый благочестием, по благословению Преосвященного Самуила, епископа Белгородского и Обоянского, в 1770 г. прежде нежели построил для себя дом, заложил дом Божий, и с того времени постоянно уже жил в Рябушках, куда переселил и часть людей своих. В 1771 г. сентября 11 д. церковь освящена Лебединским протопопом Иоанном Шкурским. Первым священником в ней был Афанасий Яковлев, рукоположенный Преосвященным Самуилом в 1771 г. 4 декабря. Он по освящении церкви, в течении целого года, ни одного дня не опустил без служения: так говорят старожилы. На место его поступил священник Стефан Лаврентиев Чижевский, который в 1785 г. на пожертвования прихожан купил серебряную вызлощенную отличной работы гробницу, в 1000 р. ас. В товарищи ему, когда приход распространился, в 1789 г. рукоположен Матфей Дмитриев, который собственно от себя в 1810 г., по случаю жестокой болезни сыновей своих, пожертвовал в церковь Казанскую икону Божьей Матери в серебряной и вызлощенной ризе ценою в 190 руб. ассигнациями. После смерти священника Стефана Чижевского поступил священник Михаил Залесский, который в 1810 г. переведен в г. Лебедин, а на место его Преосвященным Христофором, в 1810 г. рукоположен Лука Степанов Чижевский, который бывши еще в Коллегиуме, был регентом архиерейской певческой; почему и во время прохождения должности священника, в часы свободные от занятий по церкви и приходу, занимался вокальною музыкою. Он положил на ноты в четыре голоса канон в девяти песнях на праздник воскресения Христова, со святыми упокой, милость мира, Тебе поем, херувимскую песнь, Отче наш и другие, которые долго употреблялись в харьковской архиерейской певческой. С 1826 г. по 1830 год, в котором он умер, состоял в должности благочинного и в 1826 г. награжден был синоданою скуфьею.

http://sobory.ru/article/?object=60209

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1826 г. поступил, для получения высшего образования, в Московскую духовную академию, где 19 янв. 1830 г. пострижен в монашество с именем Филарета, данным ему в честь Филарета, митроп. московского. В том же 1830 г., по окончании академического курса вторым магистром, Филарет был определен в самую академию бакалавром церковной истории, с званием соборного иеромонаха, а в январе 1832 г. занял кафедру св. писания; с назначением же на должность инспектора академии (1 мая 1833 г.) перемещен на кафедру нравственного и пастырского богословия. В январе 1835 г. Филарет возведен в сан архимандрита и 14 дек. определен на должность ректора академии и профессора догматического богословия, с назначением в настоятели московского Богоявленского монастыря. Находясь на службе при академии, он, и как профессор, и как начальник, обнаружил, несмотря на слабость телосложения, необычайную энергию, талантливость и трудолюбие, при строго-иноческой келейной жизни. Обладая обширною начитанностью, он всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, заинтересовывая слушателей историческими, филологическими и другими исследованиями в их области и сильною, остроумною, подчас даже резкою критикою противуположных взглядов. Как начальник, он всею силою своего влияния поощрял научную деятельность в академии, особенно строго следя за сочинениями студентов; он же основал академический журнал: «Творения св. Отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания». По истечении 11-ти лет академической службы, для Филарета настала пора деятельности епархиальной. 21 декабря 1841 г. он, на 37-м году от рождения, был рукоположен во епископа рижского; затем (1848) переведен в Харьков, где 7 апреля 1857 г. был возведен в сан архиепископа, и, наконец, в 1859 г. перемещен на кафедру черниговскую, где и скончался от холеры, при посещении епархии, в г. Конотопе. В сане архиерейском он так же неутомимо трудился на пользу епархий, ему преемственно вверяемых; особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия, незадолго пред тем (1836) открытая, с ее разноплеменным населением. Его труды здесь однако остались не бесплодны; в 1847 г. Филарета, приглашая воспитанников Московской духовной академии на службу в Лифляндию, писал профессору этой академии А. В. Горскому: «теперь обстоятельства здесь уже не прежние; Русь начинает иметь простор; теперь в одной Лифляндии до 70 православных священников, а прежде не было и семи». Точно так же Филарет заботился об обращении в православие и проживавших в его епархии раскольников. А в Харькове и Чернигове деятельному архипастырю предлежали другие заботы. Устройство женских духовно-учебных заведений в той и другой епархии исключительно на местные средства, основание духовного повременного издания в Чернигове: «Черниговские епархиальные известия», и многие другие дела останутся вечными памятниками его неутомимой деятельности в тех епархиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010