Оханск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная, г. Оханск. Построена в 1747 г. монахами и мирянами взамен сгоревшей. В 1820 г. заложена каменная. Воздвигнута в 1829 г. Освящена 20. 09.1829 г. Сооружена на средства прихожан. 4.05.1864 г. пострадала от пожара. С 3.05.1904 г. – собор. Закрыт 26.06.1935 г. В полуразрушенном здании разместились мастерские горпромкомбината (ныне склады). Е. Н. Шумилов. Новая каменная Успенская церковь была заложена в 1820 г., с двумя приделами: в холодном основном здании – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 22 ноября 1830 г.) и в теплом храме – придел во им я преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (освящен 28 сентября 1825 г.) Строилась церковь на средства прихожан и была закончена в 1829 г. Во время пожара в 1864 г. выгорела значительная часть города, серьезно пострадало здание Успенской церкви: колокольня, кресты храма и кресты на алтарях сгорели, благовестный большой колокол упал. Огонь проник и в самый храм, угрожая истреблением иконостасов, святых престолов и жертвенников. Сбежавшийся народ, спасая от огня церковное имущество, «дерзнул вынести престол и жертвенники на более безопасное место». По этому «внезапному и горестному случаю» по всей Пермской епархии был назначен сбор средств на восстановление Успенской церкви в Оханске. Вскоре она была восстановлена. По благословению Преосвященного Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, благочинный протоиерей Николай Попов соборно освятил здание церкви: холодный придел – 24 мая 1864 г. И теплый придел – 20 сентября 1864 г. В 1884 г. В «Клировой ведомости» сообщалось: «Зданием церковь каменная,  с таковой же в одной связи колокольнею; очень прочна, обнесена с восточной, южной и западной сторон каменною с железными решетками оградою, а с северной – деревянною. Престолов  в ней два: в холодном храме, - в честь Успения Божией Матери, а в придельном теплом, - во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев». В 1884 г. В приходе Успенской церкви с городом Оханском и округой было 368 дворов с числом прихожан 3655 человек. В 1904 г. Оханская церковь во имя Успения Божией Матери была переименована в Успенский собор. Тридцатые годы в нашей стране проходили под лозунгами социалистической индустриализации, сплошной коллективизации и культурной революции. Оханск не стал «великой стройкой пятилеток», но вместе со своей страной переживал годы «Великого перелома», которые изломали судьбы не только людей. В период массового закрытия церквей по всей стране под предлогом необходимости проведения капитального ремонта был закрыт и Успенский собор в г. Оханске.

http://sobory.ru/article/?object=13449

П. У. м. был известен своей благотворительностью. В 1881 г. настоятельница сделала пожертвование на содержание больных и раненых воинов (Пермские ЕВ. 1881. Отд. офиц. 5. С. 45). Во время первой мировой войны в П. У. м. был устроен приют «для малюток-сирот героев войны». В обители служили: в 1873-1901 гг.- прот. Григорий Остроумов (1825-1901), в 1885-1901 гг.- известный миссионер прот. Стефан Луканин (1841-1904), затем - прот. Андрей Никитин (1837 - после 1917) и др. В 1904-1907 гг. женской церковноприходской школой при П. У. м. заведовал прот. сщмч. Алексий Будрин , расстрелянный в 1918 г. красноармейцами. В монастыре часто совершал богослужения Пермский сщмч. Андроник (Никольский) . 13 июля 1914 г. обитель посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , к-рая молилась на ранней литургии в монастырском Успенском соборе. По преданию, не подтвержденному документально, в мае 1918 г. неск. дней кнг. Елисавета с келейницей св. Варварой пребывала в обители как узница. 17 марта 1919 г. в ограде П. У. м. были перезахоронены останки сщмч. Александра Осетрова , убитого красноармейцами осенью 1918 г. (ГАПО. Ф. 37. Оп. 6. Д. 909. Л. 167 об.- 168). В 1918 г. П. У. м. подвергся нападению, в нояб. 1920 г. был закрыт, насельницы изгнаны, имущество разграблено. В 1921 г. в зданиях разместилась автотракторная школа, в трапезном корпусе располагались кабинет сельскохозяйственного машиноведения и машиноиспытательная станция. Успенский собор в 1930 г. разобрали на кирпич для строительства бани и неск. жилых домов. На месте собора впосл. построили здание больницы. На территории сломанной после 1920 г. ц. Жен-мироносиц и упраздненного кладбища в 1951 г. построили здание средней школы 92 (ныне гимназия 4 им. Братьев Каменских). Казанская ц., после закрытия в 1921 г. признанная губ. подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы при ГубОНО памятником искусства, со всей утварью, иконостасом и иконами передана Пермскому гос. музею. В 1922 г. все ее движимое имущество, в т. ч. иконостас, поступило в Пермскую гос. художественную галерею. Уникальный рисунок «Усыпальница Каменских», выполненный худож. И. И. Туранским в 1920 г., опубликован в ж. «Уральский следопыт» ( Шахов В. Ю. Во глубине России//Уральский следопыт. 1977. 3. С. 60-61). В 1960 г. здание храма было передано Дзержинскому райпищеторгу, использовалось под склад. В 1967 г. на территории П. У. м. планировалось строительство медсанчасти, городская администрация поставила вопрос о сносе Казанской ц. Но прибывшая из Москвы экспертная комиссия Мин-ва культуры сочла майоликовые панно на стенах храма имеющими уникальную художественную ценность. В 1969 г. решением Пермского облисполкома здание включено в перечень памятников истории и культуры местного значения.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

с тогдашними заправилами городского управления и хозяйства в Киеве – киевскими купцами Кисилёвским, Лакердою и Барским. (См. Киевск. Старину – 1904 г., ноябрь, стр. 171). 143 Архим. Кирилл Куницкий ехал в Киев, облечённый уже, всё по протекции м. Евгения, новым высоким званием; ректора Киевской духовной Академии и настоятеля Киево-Братского монастыря. Это звание он получил ещё 30 ноября 1826 г., находясь в С.-Петербурге и живя вместе с м. Евгением на Троицком подворье. В «Истории Киевской Академии» Макария Булгакова так и сказано, что Кирилл назначен ректором Академии (принял ректуру) 30 ноября 1826 г. Но В. И. Аскоченский в своей «Истори Киевской д. Академии по преобразованию её в 1819 г.» делает такую поправку Макария: «Это не совсем верно: из документов видно, что 24 генваря 1827 г. Кирилл прибыл к месту назначения, а 25-го, по принятии присяги, вступил в должность» (прим. 22-ое). Да, конечно, встулил в должность Кирилл 25 генваря 1827 г., но назначен официально на должность ректора Киевской Академии ещё 30 ноября 1826 г. Повидимому, ни Макарий, ни Аскочевский не знали, что Кирилл был вызываем в С.-Петербург и прожил там год с лишним. 146 Софийского – т. е. кафедрального протоиерея Киево-Софийского собора, – а Россовский – фамилия настоятеля одной из приходских церквей Г. Киева, бывшего также и членом Киевской д. консистории. 147 О. ректор Академии архим. Кирилл: почевал в Чернигове у тамошнего ректора семинарии архим. Иеронима Визерского – в ночь с 21 на 22-ое января 1827 г. Следоват. в Киев прибыл числа 23 или 21 генваря. 148 М. Евгений прибыл в Чернигов 27 января 1827 г. Вот что писал об этом архим. Иероним Визерский приятелю своему архим. Филадельфу Пузыне в письме от 28 генв. 1827 г. – из Чернигова: «Вчера гостил и обедал у нашего преосвященного (Лаврентия Бакшевского) преосв. митрополит Евгений, возвращаясь во свояси, по 3-ей просьбе. За благословением являлись и мы с о. инспектором. Просидел сидет, разговаривал на счет авкторов духовного учения, охуждал нерадение о звании церковного устава и самими учителями оного, предлагал, мнение, чтобы заставлять богословов по очереди читать апостольские послания отрывками на литургиях, как церкви обычно есть: мы сказали, что у нас читают; помолчав, откланялись, –сказал: благодарю, и мы уехали: через 2 часа после обеда и он уехал». (См. «Киевскую Старину» 1904 г. Декабрь, стран. 385). – Таким образом м. Евгений возвратился в Киев ровно чрез два года – с тех пор, как выехал в Петербург – в конце января 1825 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Экзамена на магистра он не держал и не искал сего, получил только второклассный Братский монастырь и ректуру академии». (См. «Киевскую Старину» 1904 г., декабрь, стран. 384). В заключение этого нашего подстрочного примечания, сделанного с целью, хотя нисколько охарактеризовать деятельность м. Евгения во время присутствовавия его в Св. Синод в 1825–1826 г.г., приведем довольно резкий отзыв об этой деятельности Московского митрополита Филарета Дроздова , изложенный в одном частном письме его от 23 марта 1829 г. Новогородский слух о Киевском митрополите конечно из Юрьева (т. е. от Юрьевского архим. Фотия). Вероятно план сей и сочинён в Юрьеве; невероятно и то, что он понравится владыке (т. е. митрополиту Серафиму), который не перестает веровать в Киевского (т. е. митроп. Евгения), хотя не может отрицать нелепости иных распоряжений, частию сделанных при Киевском, частию приготовленных при нем, но, по милости Божией, оставшихся без исполнения, как, например республиканский выбор благочинных самими священниками, на определенный срок. Что мог бы делать такой благочинный, как разве угождать своим избирателям, которые завтра могут его свергнуть? Как же было бы архиерею наблюдать чрез такого благочинного?» (См. «Творения св. отцев» 1873 г., кн. 3. Письмо митроп. Филарета к Иннокентию, епископу Дмитровскому, стр. 430). Письмо это писано митропол. Филаретом из С.-Петербурга, где в то время он присутствовал в Св. Синоде и мог по божьим следам наблюдать деятельность там митроп. Евгения, будучи вызываем в Синод еще с 1827 г., после почти трехлетнего невызывания туда. 7 См. Протоиерея И. Благовещенского: «Архиепископ Евгений Казанцев. Биографический очерк». Москва, 1875 г., стран. 47. 8 Письмо это напечатано в журнале «Древняя и Новая Россия» 1877 г., I, стр. 118. Но мы приводим его в извлечении, помещенном в «Киевской Старине» 1904 г. Декабрь – в статье проф. В. С. Иконникова : «Киев в 1654–1855 г.г.», на стран. 646-й. Архим. Авксентий Галинский, к коему писано было это письмо, – воспитанник и затем учитель старой Киевской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Архиепископы и Епископы Могилевские и Витебские (с 1803 до 1833 г.): Анастасий Братановский 1797–1805. Архп. с 1801. Варлаам Шишацкий 1805–1813. Архп. с 1808. Даниил Натток-Михайловский 1813–1821. Архп. с 1816. Иоасаф Сретенский 1821–1827. Архп. Павел Павлов (Морев) 1827–1831. Могилевские и Мстиславские (с 1833 г.): Гавриил Городков 1831–1837. Архп. с 1833. Смарагд Крыжановский 1837–1840. Архп. Исидор Никольский 1840–1844. Архп. с 1841. Анатолий Мартыновский 1844–1860. Архп. с 1853. Евсевий Орлинский 1860–1882. Архп. Виталий Гречулевич 1882–1825. Сергий Спасский 1885. Павел Вильчанский 1892–1892. Ириней Орда 1892–1893. Евгений Шерешило 1893–1896. Мисаил Крылов 1896–1904. Стефан Архангельский 1904–1911. Константин Булычев 1911. Гомельское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Митрофан Краснопольский 1907. Московская 31 Кафедра в Москве Митрополиты Московские и всея Руси: Феодосий Бывальцев 1461–1464. Филипп 1464–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима Бнадатый 1490–1494. Симон 1495–1511. Варлаам 1511–1521. Даниил 1522–1539. Иоасаф Скрипицын 1539–1542. Макарий 1542–1563. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп Колычев 1566–1568. Кирилл 1568–1572. Антоний 1572–1581. Дионисий 1581–1586. Иов 1586–1589 . Патриархи Всероссийские: Иов 1589–1605 . Игнатий (грек) 1605–1606 (не был признан). Гермоген 1606–1612. (Междупатриаршество 7 лет). Филарет Романов 1619–1633. Иоасаф I 1634–1640. Иосиф 1642–1652. Никон Минин 1652–1666. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким Савелов 1674–1690. Адриан 1690–1700 (последний патриарх). Стефан Яворский , блюститель патриаршего престола, 1701–1721. Архиепископы 32 : Иосиф Волчанский 1742–1745. (С 1745–1748 управлял Крутницкий 33 еп. Платон). Платон Малиновской 1748–1754. Тимофей Щербацкий 1757–1767. Митр. Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771. (С 1771 по 1775 управлял Крутицкий еп. Самуил Миславский). Московские и Коломенские (с 1799 г.): Платон Левшин 1775–1812. Митр. с 1787. Августин Виноградский 1818–1819. Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иннокентий Сельнокринов 1840–1840. Архп. Евлампий Пятницкий 1840–1844. Смарагд Крыжановский 1844–1858. Архп. Поликарп Радкевич 1858–1867. Макарий Миролюбов 1867–1876. Ювеналий Карюков 1875–1882. Симеон Линьков 1883–1889. Мисаил Крылов 18891896. Митрофан Невский 1896–1899. Никанор Каменский 1899–1902. Ириней Орда 1902–1904. Кирион Садзагелов 1904–1906. Серафим Чичагов 1906–1908. Александр Головин 1908–1910. Григорий Вахнин 1910. Елецкое викариатство, учр. в 1906 г. Епископы: Митрофан Афонский 1906–1910. Митрофан Земдянский 1910. Пензенская, учр. в 1799 г. Кафедра в Пензе Епископы Пензенские и Саратовские (до 1803 г. „Саратовские и Пензенские“): Гаий Токаов (грузин) 1799–1808. Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811. Афанасий Корчанов 1811–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Амвросий Орнатский 1819–1825. Ириней Нестерович (серб) 1826–1830. Пензенские и Саранские (с 1828 г.): Иоанн Доброзраков 1830–1835. Амвросий Морев 1835–1854. Варлаам Успенский 1854–1862. Архп. с 1860. Антоний Смолин 1862–1868. Григорий Медиоланский 1868–1881. Антоний Николаевский 1881–1889. Василий Левитов 1889–1890. Митрофан Невский 1890–1893. Павел Вильчинский 1893–1902. Тихон Никаноров 1902–1907. Митрофан Симашкевич 1907. Краснослободское викариатство, учр. вт. 1910 г. Епископы (в Пензе): Григорий Соколов 1910. Пермская 39 Кафедра в Перми Епископы Пермские: Св. Стефан Храп 1383–1396. Исаакий 1397–1416. Св. Герасим; упом. 1441; † 1447. Св. Питирим 1447–1456. Св. Иона 1456–1471 . Амфилохий; упом. 1471. Филовей 1471–1501. Никон 1502–1508. Стефан 1508–1514. Протасий 1514–1520. Пимен Ходыкин 1520–1524. Алексий 1525–1543. Афанасий 1543–1547. Киприан 1547–1558. Епископы Пермские и Екатеринбургские (до 1833 г.) Арсений Москвин 1799. Иоанн Островский 1800–1801. Иустин Вишневский 1802–1823. Дионисий Цветаев 1823–1828. Мелетий Леонтович 1828–1831. Епископы Пермские и Верхотурские (с 1833–1885 г.): Аркадий Федоров 1831–1851. Архп. с 1831. Неофит Соснин 1851–1868. Архп. с 1854. Антоний Смолин 1868–1876. Архп. с 1872. Вассиан Чудновский 1876–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Епископы Рязанские и Муромские: Сильвестр Холмский 1723–1725. Гавриил Бужинский 1726–1731. Лаврентий Горка 1731–1733. Алексий Титов 1733–1750. Архп. Димитрий Сеченов 1752–1757. Палладий Юрьев 1758–1764. Рязанские и Шацкие: Палладий Юрьев 1764–1778. Симон Логов 1778–1779. Рязанские и Зарайские: Симон Логов 1779–1804. Архп. с 1792. Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809. Феофилакт Русанов 1809–1817. Сергий Крылов-Платонов 1817–1821. Архп. с 1819. Филарет Амфитеатров 1825–1828. Архп. с 1826. Григорий Постников 1828–1831. Евгений Казанцев 1831–1837. Гавриил Городков 1837–1858. Смарагд Крыжановский 1858–1863. Иринарх Попов 1863–1867. Алексий Ржаницын 1867–1876. Палладий Раев 1876–1882. Архп. с 1881. Феоктист Попов 1882–1894. Архп. с 1885. Иустин Полянский 1894–1896. Мелетий Якимов 1896–1900. Полиевкт Пясковский 1900–1902. Аркадий Карпинский 1902–1906. Никодим Боков 1906–1911. Димитрий Сперовский 1911. Михайловское викариат., учр. в 1868 г. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871. Василий Левитов 1873–1880. Авраамий Летницкий 1880–1881. Августин Гуляницкий 1881–1885. Иустин Полянский 1883–1885. Феодосий Рождественский 1886–1892. Иоанникий Казанский 1892–1895. Полиевкт Пясковский 1895–1900. Иосиф Соколов 1900–1902. Владимир Благоразумов 1902–1906. Исидор Колоколов 1906–1911. Амвросий Смирнов 1911. Самарская, учр. в 1850 г. Кафедра в Самаре Епископы Самар. и Ставропольские: Евсевий Орлинский 1850–1856. Феофил Надеждин 1857–1865. Герасим Добросердов 1866–1877. Серафим Протопопов 1877–1891. Владимир Богоявленский 1891–1892. Гурий Буртасовский 1892–1904. Константин Булычев 1904–1911. Симеон Покровский 1911. Уральское викариатство, учр. в 1908 г. 45 Епископы: Тихон Оболенский 1908. С.-Петербургская 46 Кафедра в С.-Петербурге Архиепископы: Никодим Сребницкий 1742–1745. Еп. Феодосий Яиковский 1745–1750. Сильвестр Кулябка 1750–1761. Еп. до 1760. Вениамин Пудек-Григорович 1761–1762. Гавриил I Кременецкий 1762–1770. Еп. до 1762. Митрополиты: Гавриил II Петров 1770–1799. Архп. до 1783.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Mai Mai, Angelo, ed. Scriptorum veterum nova collectio e vaticanis codicibus. 10 vols. Rome, 1825–38. Makarij Malinin Mansi Mansi, J. D., ed. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Florence, 1759–98. Meyendorff Meyendorff, Jean, ed. Gregoire Palamas. Defense des saints hesychastes . 2 vols. Louvain, 1959. MGH Monumenta Germaniae Historica. Berlin, 1826-. Conc. Concilia. Conc.Sup. Conciliorum Supplementa. Ep. Epistolae. Poet. Poetae. Scrip. Scriptores. Michalcescu Michalcescu, Joh, ed. ???????????????????: Die Bekenntnisse und die wichtigsten Glaubenszeugnisse der griechisch-orientalischen Kirche im Originaltext, nebst einleitenden Bemerkungen. Leipzig, 1904 Michel Michel, Anton. Humbert und Kerularios: Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts . 2 vols. Paderborn, 1924–30. Mohler Mohler, Ludwig, ed. Bessarionis in calumniatorem Platonis libri IV. Paderborn, 1927. Montet Montet, Edouard Louis. “Un rituel d’abjuration des musulmans dans l’eglise grecque.” Revue de l’histoire des religions 53 (1906):145–63. Muller Muller, Ludolf, ed. Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis nach der Erstausgabe von 1844 neu herausgegeben, eingeleitet und erlautert. Wiesbaden, 1962. Nairn Nairn, J. A., ed. “De Sacerdotio” of St John Chrysostom. Cambridge, 1906 Pavlov Petit Petit, Louis, et al. Oeuvres completes de Georges (Gennade) Scholarios . 8 vols. Paris, 1928–36. Petrovskij PG Patrologia graeca. Paris, 1857–66. Phillips Phillips, George, ed. The Doctrine of Addai. London, 1876. Pitra Pitra, Jean Baptiste, ed. Spicilegium Solesmense. 4 vols. Paris, 1852–58. PL Patrologia latina. Paris, 1878–90. PO Patrologia orientalis. Paris, 1903-. Popov Popruzhenko PSRL Reifferscheid Reifferscheid, August, ed. Annae Comnenae Porphyrogenitae Alexias. 2 vols. Leipzig, 1884. Reischl-Rupp Reischl, W. K., and Rupp, J., eds. Cyril of Jerusalem. Opera. 2 vols. Munich, 1848–60. Renauld Renauld, Emile, ed. Michael Psellus. Chronographia. 2 vols. Paris, 1926–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение Г.И. Беневич. Прп. Максим Исповедник в России Публикацией комментированного перевода Богословско-полемических сочинений прп. Максима завершается важный этап распространения и изучения сочинений преподобного в России – отныне практически все его основные труды доступны в русском переводе. Исходя из этого, мы сочли уместным поместить в Приложении статью, кратко обозревающую почти тысячелетнюю историю усвоения наследия прп. Максима в Древней Руси и в России 1757 . От Древней Руси и до начала ХХ века В XI в. имя прп. Максима уже было известно в Древней Руси. М. Ф. Мурьянов опубликовал две церковные службы прп. Максиму, основываясь на Новгородских Минеях, датируя их концом XI – началом XII веков 1758 . А. И. Сидоров нашел 26 цитат из различных сочинений прп. Максима в Изборнике Святослава (1073) 1759 . Хотя прп. Максим, как замечает Мурьянов, не был популярным святым в Древней Руси, его имя (помимо богослужебных книг) могло быть известно и из переведенного с греческого флорилегия Пчела (Μλισσα) 1760 . В некоторых рукописях оно надписано именем «аввы Максима, философа и мученика». Из подлинных сочинений преподобного, согласно А. И. Соболевскому, в церковно-славянском переводе на Руси по крайней мере с XIV в. читались Capita de caritate 1761 . Позднее появился славянский перевод Liber asceticus. Прп. Максим был также известен на Руси как схолиаст Ареопагита; Corpus Areopagiticum был переведен на церковно-славянский в XIV в. Он был известен, в частности, вождю староверов протопопу Аввакуму Петрову, использовавшему его в полемике с никонианами. В 1675 Corpus был вновь переведен монахом Евфимием Чудовским, но не был издан. Сто лет спустя некоторые части Ареопагитик были снова переведены на церковно-славянский монахом Моисеем, а в 1825 появился уже первый русский перевод трактата О таинственном богословии. Во всех этих переводах имя прп. Максима значилось как имя автора схолий. В Древней Руси греческое Житие прп. Максима было известно в славянских переводах и различных пересказах, использовавшихся в Прологах 1762 . Основываясь главным образом на Баронии 1763 , свт. Димитрий Ростовский в 1692 г. составил славянское Житие прп. Максима, добавляя некоторые сведения из славянских Прологов. Его вариант Жития был широко распространен в Великих Четьях Минеях (переведены на русский в 1904). Позднее некоторые из Прологов, вывезенные из библиотеки Соловецкого монастыря и переданные в Казанскую Духовную Академию, использовались священником Зефировым в первой русской реконструкции жизни прп. Максима, осуществленной уже с использованием Комбефиса 1764 (1857) 1765 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010