IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Оханск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная, г. Оханск. Построена в 1747 г. монахами и мирянами взамен сгоревшей. В 1820 г. заложена каменная. Воздвигнута в 1829 г. Освящена 20. 09.1829 г. Сооружена на средства прихожан. 4.05.1864 г. пострадала от пожара. С 3.05.1904 г. – собор. Закрыт 26.06.1935 г. В полуразрушенном здании разместились мастерские горпромкомбината (ныне склады). Е. Н. Шумилов. Новая каменная Успенская церковь была заложена в 1820 г., с двумя приделами: в холодном основном здании – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 22 ноября 1830 г.) и в теплом храме – придел во им я преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (освящен 28 сентября 1825 г.) Строилась церковь на средства прихожан и была закончена в 1829 г. Во время пожара в 1864 г. выгорела значительная часть города, серьезно пострадало здание Успенской церкви: колокольня, кресты храма и кресты на алтарях сгорели, благовестный большой колокол упал. Огонь проник и в самый храм, угрожая истреблением иконостасов, святых престолов и жертвенников. Сбежавшийся народ, спасая от огня церковное имущество, «дерзнул вынести престол и жертвенники на более безопасное место». По этому «внезапному и горестному случаю» по всей Пермской епархии был назначен сбор средств на восстановление Успенской церкви в Оханске. Вскоре она была восстановлена. По благословению Преосвященного Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, благочинный протоиерей Николай Попов соборно освятил здание церкви: холодный придел – 24 мая 1864 г. И теплый придел – 20 сентября 1864 г. В 1884 г. В «Клировой ведомости» сообщалось: «Зданием церковь каменная,  с таковой же в одной связи колокольнею; очень прочна, обнесена с восточной, южной и западной сторон каменною с железными решетками оградою, а с северной – деревянною. Престолов  в ней два: в холодном храме, - в честь Успения Божией Матери, а в придельном теплом, - во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев». В 1884 г. В приходе Успенской церкви с городом Оханском и округой было 368 дворов с числом прихожан 3655 человек. В 1904 г. Оханская церковь во имя Успения Божией Матери была переименована в Успенский собор. Тридцатые годы в нашей стране проходили под лозунгами социалистической индустриализации, сплошной коллективизации и культурной революции. Оханск не стал «великой стройкой пятилеток», но вместе со своей страной переживал годы «Великого перелома», которые изломали судьбы не только людей. В период массового закрытия церквей по всей стране под предлогом необходимости проведения капитального ремонта был закрыт и Успенский собор в г. Оханске.

http://sobory.ru/article/?object=13449

Борзна. Церковь Рождества Христова. /// Епархия неизвестна Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова в Борзне построена в 1785–1788 г.г. Сначала она была деревянной, но в 1811 г. сгорела во время пожара. В начале XIX в. её восстановили, но построили уже из кирпича. В 1825 г. в церкви пристроен южный придел Всех Святых, а в 1830 г. северный придел – Рождества Богородицы. Таким образом, она из однопрестольной стала трехпрестольной. В 1904–1905 годах здание церкви Рождества Христова было расширено в западной части и надстроены в высоту. Архитектура существующей церкви была создана в формах неорусского, или византийского стиля с соответствующей пластикой фасадов, архитектурных деталей и формой купола. Теперь, к большому сожалению, церковь находится в запущенном состоянии. Но возрождение старых полуразрушенных храмов не обошло и эту церковь в Борзне. Специалисты «Укрреставрации» в сотрудничестве с Союзом художников восстанавливают утраченную святыню. Комплексу работ по созданию иконостасов для храма предшествовали большие поисковые работы ученых «Укрниипроектреставрации» о соответствии нового иконостаса образцам, которые были характерны для строительства храмов XVIII – начала XX в.в. Интерьеры храма решены в строго лаконичном стиле, поэтому стилистика архитектурной отделки, в частности иконостаса, трактуется аналогично с архитектурой храма, тем более, что исторических материалов об архитектуре иконостаса не найдено, а первоначальная отделка церкви конца XVIII – начала XIX в. понесла потери – во-первых, вследствие перестройки церкви, во-вторых, из-за невосприимчивых для сакрального сооружения условий использования в советское время. Учитывая ограниченные возможности и пожелания прихода церкви Рождества Христова в Борзне, иконы в иконостасах расположили в соответствии со схемой аутентичного иконостаса Борзнянской церкви. Описание этих иконостасов было составлено архиепископом Черниговским Филаретом Гумилевским в последней трети XIX в. и соответствует украинским традициям, которые происходят еще от иконостаса Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Именно он служил образцом для храмовой отделки на протяжении веков.

http://sobory.ru/article/?object=57420

Приложение Г.И. Беневич. Прп. Максим Исповедник в России Публикацией комментированного перевода Богословско-полемических сочинений прп. Максима завершается важный этап распространения и изучения сочинений преподобного в России – отныне практически все его основные труды доступны в русском переводе. Исходя из этого, мы сочли уместным поместить в Приложении статью, кратко обозревающую почти тысячелетнюю историю усвоения наследия прп. Максима в Древней Руси и в России 1757 . От Древней Руси и до начала ХХ века В XI в. имя прп. Максима уже было известно в Древней Руси. М. Ф. Мурьянов опубликовал две церковные службы прп. Максиму, основываясь на Новгородских Минеях, датируя их концом XI – началом XII веков 1758 . А. И. Сидоров нашел 26 цитат из различных сочинений прп. Максима в Изборнике Святослава (1073) 1759 . Хотя прп. Максим, как замечает Мурьянов, не был популярным святым в Древней Руси, его имя (помимо богослужебных книг) могло быть известно и из переведенного с греческого флорилегия Пчела (Μλισσα) 1760 . В некоторых рукописях оно надписано именем «аввы Максима, философа и мученика». Из подлинных сочинений преподобного, согласно А. И. Соболевскому, в церковно-славянском переводе на Руси по крайней мере с XIV в. читались Capita de caritate 1761 . Позднее появился славянский перевод Liber asceticus. Прп. Максим был также известен на Руси как схолиаст Ареопагита; Corpus Areopagiticum был переведен на церковно-славянский в XIV в. Он был известен, в частности, вождю староверов протопопу Аввакуму Петрову, использовавшему его в полемике с никонианами. В 1675 Corpus был вновь переведен монахом Евфимием Чудовским, но не был издан. Сто лет спустя некоторые части Ареопагитик были снова переведены на церковно-славянский монахом Моисеем, а в 1825 появился уже первый русский перевод трактата О таинственном богословии. Во всех этих переводах имя прп. Максима значилось как имя автора схолий. В Древней Руси греческое Житие прп. Максима было известно в славянских переводах и различных пересказах, использовавшихся в Прологах 1762 . Основываясь главным образом на Баронии 1763 , свт. Димитрий Ростовский в 1692 г. составил славянское Житие прп. Максима, добавляя некоторые сведения из славянских Прологов. Его вариант Жития был широко распространен в Великих Четьях Минеях (переведены на русский в 1904). Позднее некоторые из Прологов, вывезенные из библиотеки Соловецкого монастыря и переданные в Казанскую Духовную Академию, использовались священником Зефировым в первой русской реконструкции жизни прп. Максима, осуществленной уже с использованием Комбефиса 1764 (1857) 1765 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной на Смоленском кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда на кладбище появился каменный храм, первую деревянную церковь переделали и 8 ноября 1792 г. освятили как „оспенную“ во имя Архангела Михаила. В 1818 г. ее отремонтировали, но наводнение 1824 г., от которого эта часть острова особенно сильно пострадала, нанесло постройке ощутимый ущерб. Живописец В.Л. Боровиковский, написавший в следующем году храмовый образ (ныне он находится в Русском музее), хотел на свои деньги возобновить пострадавшую церковь, но смерть в апреле 1825 г. помешала ему сделать это. Полуразрушенный храм в 1829 г. разобрали, передав иконостас в дом имеретинской царицы Марии. В сентябре того же года было заложено, а 20 декабря 1831 г. освящено во имя Пресвятой Троицы новое каменное здание, возведенное по проекту В.Т. Кульченкова слева от Смоленской церкви. В нем 13 февраля 1832 г. на хорах освятили Михайловский придел, куда перенесли убранство из старого храма. Через восемь дней на нижнем этаже освятили придел мчч. Сергия и Вакха. Новые иконы исполнил Павлов, роспись – М.Я. Ширяев. Позже этот придел был переделан на средства старосты А.А. Баринова и 7 октября 1892 г. заново освящен. В 1900 г. напротив храма выстроили часовню для панихид. Еще через три года церковь подвергли основательному ремонту. При этом выяснилось, что здание непрочно, и в 1904 г. началась его полная перестройка в русском стиле по проекту акад. М.Т. Преображенского и арх. И.И. Яковлева. Освящение обновленного храма совершил 21 июня 1905 г. епископ Нарвский Антонин. Роспись в нем исполнил С.И. Садиков, образа принадлежали кисти А.Н. Новоскольцева и Ф.Р. Райляна. Перестройка стоила около 100 тыс. руб.; в цокольном этаже был устроен Михайловский придел с усыпальницами. Этот храм закрыт 15 февраля 1932 г. и летом того же года снесен, на его фундаменте построена мастерская. В Троицу 2002 г. около этого места освящена памятная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=37586

Скачать epub pdf Именной указатель 898 Абрамов, студент историко-филологического ф-та М.у.; Абрикосов Алексей Иванович (1824–1904), предприниматель, фабрикант, основавший в 1847 кондитерскую фабрику «Тов-ва А. И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), владелец кондитерских и чайных магазинов в Москве. Поставщик Двора Е. И. В., коммерции советник (1874), потомственный почетный гражданин (1870), член (1862), председатель (1876–1897) совета Московской практической академии коммерческих наук, выборный Московского купеческого об-ва (1863–1883), гласный Московской городской думы (1863–1881), член Московского отделения совета торговли и мануфактур (1884). Основатель Московского учетного банка (с 1870 член его правления, в 1882–1902 председатель совета), Московского купеческого об-ва взаимного кредита (в 1875–1876 член совета), страхового об-ва «Якорь»; Августин Блаженный Аврелий (354–430), христианский теолог, один из крупнейших представителей западной патристики, родоначальник христианской философии истории. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка); Адриан (в миру Андрей) (1636–1700), с 1690 – 10-й патриарх всероссийский; Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928), литературный критик, переводчик, философ, преподаватель ун-та им. А.Л. Шанявского, Высших историко-филологических курсов В.А. Полторацкой, член Пушкинской комиссии при ОЛРС, ученый секретарь Московского Психологического об-ва. В 1922 выслан из России, жил в Берлине, преподавал в Русском научном ин-те; Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860), публицист, историк, поэт, филолог, магистр русской словесности, общественный деятель, один из идеологов славянофильства Александр I Павлович (1777–1825), российский император с 1801; Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855; Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881; Александров Анатолий Александрович (1861–1930), поэт, журналист, общественный деятель, в 1892–1898 издатель и редактор журнала «Русское обозрение» (при поддержке К. П. Победоносцева ), в 1895–1898 – газеты «Русское слово», член Русского собрания. Преподаватель в средних учебных заведениях Москвы и Риги, приват-доцент историко-филологического ф-та М. У. (1891–1898);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Горячеводский. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1825 году на площади созданной станицы Горячеводской (на месте ныне не действующего кинотеатра " Октябрь " ) казаки построили храм Успения Божией Матери. Он был перевезен в разобранном виде из станицы Дубовки Воронежской губернии сначала в Георгиевскую станицу, а затем дальше, в новую крепость. Успенский храм поставили на обширной площади и он красиво выделялся своими стройными объемами на фоне кудрявого Машука. Храм в своем окончательном виде строился, по всей видимости, при участии братьев Бернардацци – главных архитекторов города Пятигорска. 17 октября 1825 года состоялось освящение второго алтаря. Это была большая деревянная церковь, просторная, рассчитанная на большое число прихожан. Архитектурное ее решение приближается к типу шатровой архитектуры храмов: в общих приемах и стиле она напоминает старейший сохранившийся храм на Кавказских Минеральных Водах – Никольскую церковь в городе Ессентуки. В плане храм имел форму четырехугольного креста, греческого, равноконечного. Имел два алтаря. В барабане шатрового купола было 8 окон, поэтому центральная часть храма была хорошо освещена. В 1825 году к церкви была пристроена колокольня, каменная, с деревянной надстройкой. В конце XIX века тесовые кровли были заменены железными. Важной особенностью Горячеводского храма было возведение вокруг здания каменной стены 125 саженей в высоту с 80 бойницами и 4 воротами. Ворота были также каменными и имели амбразуры для стрельбы. Крепостная ограда была построена сразу же после освящения церкви. На Тереке не было ни одной другой подобной церкви с огромными крепостными стенами. Так как храм был казачий, в нем хранились боевые знамена волжских казаков с именами тех, кто воевал в русско-турецкой войне 1903-1904 годов. Вся жизнь казаков была связана с храмом. Здесь же, в храме, отпевали усопших, при церкви находилось кладбище, и на старом кладбище поселка еще сохранились первые могилы. Вступив в январе 1858 года в управление Епархией, епископ Игнатий Брянчанинов решил в ближайшее лето объехать всю ее кавказскую часть, соединив обзор церквей и причтов с лечением на Водах. Находясь в Пятигорске, Святитель Игнатий посетил казачий храм в станице Горячеводской. Совершив богослужение в станичном храме, он не единожды бывал в этой станичной церкви, изучал ее архивы.

http://sobory.ru/article/?object=18354

Столбище. Церковь Гурия, Германа и Варсонофия Казанских. Церковь. Действует.   Престолы: Гурия, Германа и Варсонофия Казанских Год постройки:не позже 1825. Ссылки:     Адрес: Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Столбище, ул. Советская, д. 137. Координаты: 55.643081, 49.214943 Проезд:Автодорога Р-239 Казань - Оренбург, через 4 км после выезда из Казани поворот направо, на Усады и Боровое Матюшино, примерно через 1 километр - налево, на Усады. Далее через село Усады до села Столбище. Церковь будет в центре села слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Поселение известно с 1565 года под названием Починок Федков, или Починок Федотов, в старинных источниках упоминается также под названием Гурьево (Гуревка). Это название исходило по первой церкви Святого Гурия - первого архиепископа Казанского, построенной в первой половине XVIII века на средства архиерейского дома. Так называлось село с 1660 по 1767 г. В связи с возникновением Оренбургского тракта в этих местах побывала Екатерина II, которая нарекла местечко Столбищи (с ударением на первый слог и окончанием буквой «и»). Есть несколько версий, почему такое суровое название постигло это поселение, но исторические документы свидетельствуют, что в 1774 г. при въезде в деревню был поставлен позорный черный столб за «разбой» и участие в пугачевском восстании. Первая деревянная церковь в честь Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия была по ветхости в 1825 г. заменена на каменный храм в их честь. К каменной святительской церкви в 1845 году был пристроен боковой предел во имя св. великомученицы Параскевы. Таким образом, церковь была разделена на зимнюю и летнюю. В летней - иконостас пятиярусный с древней живописью, в зимнем приделе - двухъярусный. Второй боковой придел был пристроен только в 1912 г. и освящен в честь иконы Богородицы «Неупиваемая чаша». На 1904 г. в приходе было 349 дворов, в которых проживало 992 мужского пола и 1162 женского, в основе все православные. В самом селе была земская школа, в которой учились 60 мальчиков и 17 девочек, а в приходской деревне Усады в школе грамотности обучались 31 мальчик и 22 девочки. Штат церкви в это время состоял из трех человек – священник протоиерей Петр Павлович Руженцов 63 лет, диакон Леонид Сергеевич Гремячкин, 27 лет и псаломщик в сане диакона Василий Петрович Нечаев, 30 лет. Последним настоятелем храма до его закрытия в советское время был Гурий Михайлович Лебедев. 17 ноября 1909 г. отец Гурий был назначен настоятелем храма Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия. Он пользовался большим уважением и почитанием православных прихожан. 25 января 1930 г. был арестован и приговорен к расстрелу тройкой ГПУ, который был приведен в исполнение 5 марта 1930 г.

http://sobory.ru/article/?object=20646

Фильтяево. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Утмановская Николаевская церковь, 1810 года. Каменная, трехпрестольная. Престолы свт. Николая Мирликийского, свт. Афанасия Александрийского, вмч. Георгия Победоносца. В 1904 г. значительно перестроена. Из ведомости о церкви Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца за 1917-й год. «Церковь построена в 1810 году тщанием прихожан. В 1904 году подверглась капитальному переустройству в некоторых частях. В ней главный храм освящен в 1825 году, северный придел – 26 января 1916 года, а южный 3 декабря 1909 года. С какого времени и по какому случаю начала существовать церковь в сем приходе, об этом ни письменных документов, ни устных преданий – нет. Зданием церковь каменная, крыта железом, крепка. В связи с ней каменная колокольня, крыта железом, крепка. Вокруг церкви устроена каменная, с железными решетками, ограда. Престолов три: главный – во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца, в приделах: южном – Святого Афанасия Патриарха Александрийского, северном – во имя Святого Великомученика Георгия. По штату жалованием положено: священнику – 300 рублей, диакону – 150 рублей и псаломщику – 100 рублей. Просфорня содержится добровольными сборами от прихода. Кружечных доходов за 1917-й год получено 660 рублей. Всего вообще в 1917 году получено всем причтом 3737 рублей 95 копеек. Земли при церкви состоит: всего 47 десятин. 1052 квадратных сажени, неудобной под дорогами и рекой 9 десятин, 1244 квадратных сажени. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: для священника и диакона построены тщанием церкви, а для псаломщика – прихожанами в 1870, 1895, 1906 годах. Другие здания, принадлежащие церкви: каменное здание для помещения церковно-приходской школы, а с 1 сентября 1917 года отдано на три года под помещение земского училища. В связи с ним каменная церковная сторожка, внутри церковной ограды, крыта железом; одноэтажный деревянный дом для помещения приюта и квартиры учительниц; одноэтажный деревянный дом для помещения рабочих; четыре номера каменных лавок и семь деревянных и восемь номеров тесовых балаганов, от которых церковь получает до 44 рублей; каменная крытая железом усыпальница внутри церковной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=19104

Болото. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная церковь великомученика Димитрия Солунского была построена в 1890 году. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Дмитриевской церкви числились: священник Тихон Михайлович Лихницкий и псаломщик Иван Иванович Родионов. Церкви принадлежало 56 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 69 дворов, в которых проживало более 820 человек.  Источник:  Русские Церкви Село Болото возникло между 1730-50 гг. В 1802 г. в селе Болото насчитывалось однодворцев муж. пола 148 душ, жен. пола 137 душ. В 1904 г. в селе насчитывалось 96 дворов, в них муж. пола 388 душ, жен. пола 407 душ. По г. Германову, церковь впервые построена в 1756 г. В 1797 г. ветхая деревянная церковь была запечатана и начались постройки нового деревянного же храма. Для этих построек была куплена деревянная церковь с иконостасом в селе Шестакове Павловского уезда. Церковь окончена и освящена во имя св. Димитрия Солунского в 1802 г. Через 15 лет в 1817 г. прежняя деревянная крыша на церкви заменена железною. В 1825 г. возобновлен иконостас, с 1853 г. исправлены различные церковные ветхости. В 1890 г. тщанием прихожан была построена каменная церковь с престолом во имя св. Димитрия Мироточца. Храм имеет крестообразную форму, длина его 40 арш., ширина 10 и с рукавами 22 арш., высота колокольни 35 арш. Алтарь от храма отделяется иконостасом в 2 яруса. Стены по местам украшены священными изображениями. В церкви есть свято чтимая Владимирская икона Богоматери, по преданию, явившаяся 100 лет тому назад у колодца на берегу реки Убли, в 1 ½ верст. от церкви, к которому ежегодно совершается крестный ход 23 июня. В церковной сторожке отведена одна комната для церковно-приходской школы. Земли в пользование причта отведено 56 дес. Причт получает 400 руб. казенного жалования и проценты с вклада в 100 руб. В настоящее время церковный причт состоит из священника и псаломщика. Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета. Воронеж, Типо-лит. Товарищества «Н. Кравцов К-о». Сборник «Воронежская старина». 1907 г.

http://sobory.ru/article/?object=12341

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010