Исключен из семинарии и препровожден в консисторию, для поступления с ним по надлежащему». – В 1825 г. ученик высш. отд. Ив. С–ов за кражу казенных книг и некоторых вещей у профессора Аменитского и у товарищей присужден, был к преданию гражданскому суду; по увольнении из семинарии, чрез консисторию отослан в гражданское ведомство. – Вас. С–ов средн. отд., самовольно ушедший на два дня (1831 т.), заподозрен в краже денег и одежи у двоих товарищей; по предписанию викария, еп. Смарагда, допрошен и показал, что был у родственника: наказан заключением на 7 дней и оставлен в подозрении. Но в следующем году на него снова пало подозрение в числе 8-ми других учеников семинарии; из них только двое оставлены в подозрении, а 6 уволены с приличной отметкой в свидетельствах. Нередко дела о воровстве «предавались суду Божию», по неимению улик, а заподозренные ученики оставлялись в подозрении, «доколе не откроется ясных доказательств». Ученик. Щ–ов, обвиненный в похищении лодки на Неве, ценою в 25 руб., которую переделывал во время классов, – попадавшийся притом в нетрезвости и самовольных отлучках, предназначен был к исключению после экзаменов (1836 г.). – К–ский низш. отд. заподозрен был в похищении лексикона у товарища. Допрошены свидетели и взято показание с обвиняемого. Сознался и обещал возвратить хозяину лексикона деньги за него чрез неделю. Постановлено: поступок его принять только во внимание при конце года. – Ученик низш. отд. Мпх. Н–цкий находясь, во время пасхи 1839 года, на мызе Графской Славянке, нашел под церковной лестницею и похитил старую серебряную ризу с образа и, принесши в семинарию, отдал для продажи товарищу Ив. С–ову, который и был задержан полицией, вместе с другим семинаристом М. С–ским, причем оба они были отмечены находившимися несколько дней в самовольной отлучк; наконец были представлены в семинарию. Н–цкий, хотя и просил прощения у начальства и извинялся молодостию лет и глупостию, но отправлен в консисторию для предания гражданскому суду и уволен из семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Был, пишет Снегирев в своем дневнике под 4 августа 1825 г., ум. Евгения (находившегося тогда в С.-Петербурге по случаю присутствования в св. Синоде), который предложил мне собрать и написать народные русские праздники и обещал дать свою об этом записку». 9 августа Снегирев, действительно, «получил» от ученого иерарха «план сочинения о народных праздниках»; а 24 августа «весь вечер провел у Евгения и читал (уже) ему свою статью о народных праздниках, на которую митрополит делал свои замечания и оставил у себя на рассмотрение». Рассмотрев, преосвященный 4 сентября передал Снегиреву свои письменные «замечания» 762 . Начав работу по инициативе и плану м. Евгения, Снегирев и продолжал ее под его же руководством, как то видно из некоторых писем. «Теперь, сообщал Снегирев бар. Розенкампфу от 3 февраля 1827 г., по предложению знаменитого своего благодетеля и руководителя м. Евгения, описываю старинные народные праздники» 763 ; 12 мая спова извещает: «к знаменитому своему наставнику, м. Евгению, душевно мною уважаемому, я послал на рассмотрение изыскания свои о некоторых старинных русских праздниках (и окончание жизни м. Платона) 764 . С нетерпением ожидаю от него ответа, в коем уповаю найти себе подкрепление и наставление» 765 . Слишком через год, 23 сентября 1828 г., Снегирев писал другому своему корреспонденту – Анастасевичу: «Тетрадка (о праздниках), побывавшая в руках ваших и Евгениевских, делается для меня и важнее и почтеннее... Я не стыжусь учиться у опытнейших» 766 . Наконец, 1-й выпуск «праздников» к близился уже к концу и печатался (1-й лист Евгений получил в феврале 1836 г.) 767 . Автор хотел было печатно назвать своего высокопреосв. сотрудника, но последний писал ему 15 февраля 1837 года: «В предисловии к вашим праздникам прошу не упоминать меня» 768 . 2, 3 и 4 выпуски вышли в свет уже после смерти Евгения (в 1838 и 1839 г. г.); но это не значит, что они составлены без его участия... 4 Обращаясь от Евгениевских писем к документальным данным 769 , мы находим следующие любопытные сведения о службе препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1 февраля произведен во диакона, а 8 марта во священника к Пермскому кафедральному Спасопреображенскому собору; с июля 16 дня того же года по 1825 год нес должность экзаменатора ставленников, готовящихся в священноцерковнослужительские чины; 1826 года мая 14 дня определен законоучителем в уездное Пермское народное училище; 1828 г. марта 17-го правлением семинарии переведен учителем из низшего отделения уездного училища в высшее; апреля 1-го, того же года, определен членом и казначеем Пермского епархиального попечительства о бедных духовного звания, в каковой должности находился до 26 марта 1836 года. 20 марта 1830 года, по увольнении с аттестатом от должности учителя по высшему отделению Пермского уездного училища определен экономом при Пермской семинарии и членом строительного комитета, при семинарии учрежденного; того же года, декабря 22 дня, по одобрению преосвященного епископа Мелетия, советом Казанского университета из Пермского уездного народного училища переведен к преподаванию Закона Божия в Пермскую губернскую гимназию, каковую должность нес до 26 августа 1845 года и уволен по собственному прошению с производством пенсии двух третей годового оклада. 1832 года марта 10-го от должности эконома семинарии уволен по собственному прошению, с оставлением членом строительного комитета, каковую должность продолжал до окончания постройки семинарии. 24 мая 1832 года за благочестное житие и надежное служение пользам св. церкви награжден набедренником; того же года, октября 23 дня, определен присутствующим в Пермскую духовную консисторию; 1833 года декабря 4-го в поощрение к усердной службе по консистории переведен к Александровской больничной церкви; 26 апреля 1834 года высокопреосвященным Аркадием произведен в протоиерея. Сверх исполнения означенных должностей с марта 2-го 1834 года по 4-е октября 1835 года был благочинным уездных церквей по первому округу Пермского уезда; 1837 г., марта 1-го определен духовником Пермского градского духовенства. 1839 г. 22 апреля Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свод последних сделан в сочинении Добровского: Кирилл и Мефодий, Словенские первоучители, перев. г. Погодиным, Москва 1825. Некоторые из последних сведены в статье: О св. Кирилле и Мефодии, напечатанной в Москвитянине 1843, III, 6. Здесь определеннее узнаем из древнейшего рукописного жития святого Кирилла, какие были следствия его прений, именно — дано было позволение креститься, есем, кто хочет, и крестилось до 200 человек, а обращающимся из греков (т. е. из христиан?) в веру козарскую, или иудейскую, или магометанскую объявлена смертная казнь. Испросил на свободу Константин собственно до 20 пленных греков (стр. 416). Житие Мефодия — в Чтен. Моск. Истор. Общ. 1865, 1, отд. III, стр. 5; Италиан. сказание или Легенд.— в Act. Sanctor. Bolland., Martii, t. II, p. 19–21. Френ. в Mйmoires de l " Academie des sciences de St.—Petersbourg. t. VIII, 1822. Эти пять областей закавказских представляются на древних картах географических в следующем виде: в средине Иверия, к западу от нее, по Черноморскому берегу, Колхида, к северо-западу, по тому же берегу, Абхазия, к югу Армения Великая, к востоку, по Каспийскому взморью, Албания. «Среди развалин Анакопи,— говорит один новейший путешественник,— нет ничего замечательного, исключая разве весьма древней церкви: она знаменита по всей Абхазии и даже Грузии, потому что полагают, будто здесь погребено тело святого Симона». Путешествие вокруг Кавказа по Черкесии и Абхазии..., соч. Дюбоа-дё-Монперё, в Библиот. для Чт., 1839, т. XXXVI, отд. наук, стр. 7. Краткая Истор. Груз. церкви Иосселиана, стр. 3–4. СПб. 1843. Текст Дорофея: Mathias, duodecim discipulis loco Judae annumeratus, cum in prima Aethiopia Christum praedicasset, martyrium passus, ibi sepultus est (Corpus H. Byz. V, pag. 349. Venet.). У Никиты Пафлагонянина, между прочим: apud eos, qui in prima Aethiopia sedes habent..., (Mathias) in longum tempus versatus... et caet. (Max. Bibliot. veterum Patr. XXVI, pag. 419. Lugd. 1577). См. выше примеч. 14 и 17. Текст Софрония: Mathias...

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Филипп Шафф (протестант) Глава VI. Христианское искусство §75. Литература См. также список литературы о катакомбах, гл. VII. Fr. Munter: Sinnbilder и. Kunstvorstellungen der alien Christen. Altona 1825. Grüneisen: Ueber die Ursachen des Kunsthasses in den drei ersten Jahrhunderten. Stuttg. 1831. Helmsdörfer: Christi. Kunstsymbolik u. Ikonographie. Frkf. 1839. F. Piper: Mythologie u. Symbolik der christl. Kunst. 2 vols. Weimar 1847–51. Ueber den christl. Bilderkreis. Berl. 1852 (p. 3–10). Его же: Einleitung in die monumentale Theologie. Gotha 1867. J. B. de Rossi (католик): De Christianis monumentis χθν exhibentibus, в третьем томе Pitra, «Spicilegium Solesmense.» Paris 1855. См. также его великий труд о Римских катакомбах (Roma Sotteranea, 1864–1867) и его археологический «Бюллетень» (Bulletino di Archeologia cristiana, выходит с 1863). A. Welby Pugin (архитектор, профессор церковных древностей в Оскотте, католик, умер в 1852): Glossary of Ecclesiastical Ornament and Costume. Lond. 1844, 4°, third ed. 1868, пересмотренное и расширенное, в. Smith, with 70 plates. См. статью «Cross». P. Rapfaelle Garrucci (иезуит): Storia délia Arte Cristiana nei primi otto secoli délia chiesa. Prato 1872- " 80, 6 vols, fol., 500 великолепных иллюстраций. Самый важный, но очень католический по духу труд. Его же: II crocifisso graffito in casa dei Cesari. Rom. 1857 . Fr. Becker: Die Darstellung Jesu Christi unter dem Bilde des Fisches auf den Monumenten der Kirche der Katakomhen, erläutert. Breslau 1866. Его же: Das Spott–Crucifix der römischen Kaiserpalöste aus dem Anfang des dritten Jahrh. Breslau 1866 (44 pp.). Его же: Die Wand–und Deckengemälde der röm. Katakomben. Gera 1876. Аббат Jos. Al. Martigny: Diction, des Antiquités Chrétiennes. Paris 1865, second ed., 1877. (С ценными иллюстрациями). F. X. Kraus (католик): Die christl. Kunst in ihren frühesten Anfängen. Leipzig 1873 (219 стр. и 53 гравюры). Также несколько статей в его «Real–Encyklop. der. christl. Alterthümer», Freiburg i. в. 1880 sqq. (Гравюры в основном из Martigny).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

И. Ф. приписывается множество медицинских трактатов, сохранившихся в араб. переводе, см.: Steinschneider M. Johannes Philoponus bei den Arabern. St.-Pb., 1869. (Mémoires de l " Académie impériale des sciences de Saint-Pétersbourg; 13); исследователи отмечают 19 заголовков на араб. языке ( Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. Leiden, 1970. Bd. 3. S. 15-60). Существует также 2 греч. рукописи под именем И. Ф. с заголовками: «О лихорадке» (De febri; ГИМ. Син. греч. 466); «О пульсе» (De pulsu; Vat. gr. 280). Комментарий на 1-ю и 2-ю книги «Введения в арифметику» Никомаха из Герасы; изд.: In librum primum Nicomachi Introductionis arithmeticae/Ed. R. Hoche. Lpz., 1864; In librum alterum Nicomachi Introductionis arithmeticae/Ed. R. Hoche. B., 1867; Giardina G. R. Giovanni Filopono matematico tra neopitagorismo e neoplatonismo: commentario alia Introduzione aritmetica di Nicomaco di Gerasa. Catania, 1999. «Об использовании и строении астролябии»; изд.: Hase H. Joannis Alexandrini, cognomine Philoponi, de usu astrolabii ejusque constructione libellus//Rheinisches Museum für Philologie. 1839. Bd. 6. S. 123-173; Jean Philopone. Traité de l " astrolabe/Ed. A. P. Segonds. P., 1981. Древнейший из сохранившихся греч. трактатов об астролябии. «О словах, имеющих разное значение в силу их различного ударения»; изд.: De vocabulis quae diversum significatum exhibent secundum differentiam accentus/Ed. L. W. Daly. Phil., 1983. (American Philos. Soc. Memoirs; 151). «Советы по расстановке ударений из книги Элия Геродиана О метрических формах»; изд.: Praecepta de accentibus Aelii Herodiani libri De prosodia/Ed. G. Dindorf. Lpz., 1825. Трактат является кратким изложением высказываний Геродиана по вопросу расстановки ударений из «Введения в просодику». «Письмо к некоему приверженцу» (ср.: CPG, N 7282), фрагмент сир. текста с лат. переводом: Van Roey. 1980. P. 157, 162. 4 фрагмента неизвестного происхождения на сир. языке, текст с лат. переводом: Van Roey. 1980. P. 157-158, 162-163. И. Ф. приписываются также сочинения, к-рые в наст. время считаются подложными:

http://pravenc.ru/text/471531.html

78. Отрывок дословно взят из Дневников (Pap IIIB 179:10. [Без даты] 1841–1842 гг.). 79. В Дневниках Кьеркегора мы читаем: «Я столь несчастен сейчас, что только в своих снах я неописуемо счастлив» (Pap IIA 415. [Без даты] 1839 г.). 80. Набросок этого пассажа предстает в Дневниках в следующей редакции: «Загадкой — нужно всегда быть загадкой не в какомто субстанциальном смысле, но субъективно; жизнь моя не ведает закона, и потому она непредсказуема. Я загадка не только для других, но и для себя самого. Это совершенно восхитительно. Я изучаю себя, и себя же дразню; устав от этого, я для развлечения закуриваю сигару и думаю: один Господь знает, для чего Он меня предназначал или чего Он хотел от меня» (Pap III В 179:13. [Без даты] 1841–1842 гг.). 81. Набросок этого отрывка в Дневниках: «Ни у одной беременной женщины нет более странных и нетерпеливых желаний, чем у меня. А если я и не похож на беременную женщину, то по крайней мере я постоянно испытываю чувственное наслаждение и боль родов. Порой эти желания касаются пустяков, порой — вещей самых возвышенных, но они все равно окрашены мгновенной страстью души. Я могу хотеть определенной пищи — стремиться к ней не с голодной страстью Исава, но с чувственным наслаждением беременной женщины. Хотел бы я прозревать глубочайшие божественные сущности с тою же страстью. В это мгновение, например, мне хочется миску гречневой каши. Я помню, как в школе нам всегда давали ее по средам и по средам же после обеда нас отпускали на полдня. Я помню, какой она была гладкой и светлой на тарелке, как улыбалось мне масло, какой теплой казалась каша, с каким нетерпением я ждал позволения начать ее есть. В это мгновение я отдал бы всё за миску гречневой каши» (Pap IIIB 179:14. [Без даты] 1841–1842 гг.). Библейскую историю Исава, продавшего свое первородство за миску чечевичной похлебки см.: Быт 25,29–35. 82. Пассаж о волшебнике Виргилии (или Вергилии, как иногда пишет Кьеркегор) трижды встречается в Дневниках Кьеркегора (Pap IIA 152.31 августа 1837 г.; Pap IIIB 41:7. [Без даты] 1841 г.; Pap IIIB 179:15. [Без даты] 1841–1842 гг.). По сравнению с окончательным текстом они дают два основных отличия. Первый фрагмент открывается фразой: «Не следует слишком спешить с собственным возрождением». В третьем же фрагменте Кьеркегор дает ссылку на источник, из которого он и почерпнул притчу о Виргилии: это «Сказки» Хагена. Речь идет о народных сказках, собранных и изданных Фридрихом фон дер Хагеном (Erzalungen und Marchen/Hrsg. von Friedrich Heinrich von der Hagen. Bd. 1.1825. S. 156–209). Дело в том, что в Средние века поэт Виргилий в народном сознании считался таже великим магом и волшебником.

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

1697 Николай Герасимович Устрялов (1805–1870) – профессор Петербургского университета, академик, издал «Сказания современников о Дмитрии Самозванце», «Сказания кн. Курбского», выпустил пятитомное университетское пособие по русской истории, учебники по русской истории для гимназий. Основной его труд «История Петра I» остался, к сожалению, незавершенным. 1698 Негош (Негуш) – владетельная черногорская фамилия, получившая свое имя от названия местечка в Герцеговине и в XVI веке переселившаяся в Черногорию. Негоши вели активную борьбу с турками и выступали за дружбу с Россией. Представители этого рода были митрополитами, соединяя духовную и светскую власть. Митрополит Петр II (1813–1851) – выдающийся Черногорский владыка и поэт. Его лучшее произведение: «Горный венок». Он отстаивал независимость своей страны от Турции и Австрии, он создал в Цетине первую школу и типографию. Дважды (в 1833 и 1837 гг.) приезжал в Россию. Написал эпопею, поэмы, подражание песням. В 1963 г. в Югославии установлена премия его имени. 1699 Франтишек Ладислав Челаковский (1799–1852) – чешский поэт, фольклорист, журналист. Вместе со своим другом Я. Колларом был одним из основных поборников идеи «славянской взаимности». В 1829 г. он получил приглашение занять кафедру в Московском университете, но в силу разных причин не смог стать московским профессором. В 1841 г. он стал профессором Бреславльского (Вроцлавского) университета, с 1849 г. – профессор в Праге. Ф. Челаковский работал над составлением корневого словаря славянских языков, составил сборник славянских пословиц. 1700 Иосиф Юнгман (1773–1847) – чешский патриот, публицист, филолог, поэт. Сын крестьянина, он лишь в 26-летнем возрасте освободился от крепостной зависимости. Впоследствии был ректором Пражского университета, один из основателей Пражского музея (1818), выработал программу национального издательства Чешской Матицы (1830). По его настоянию «Часопис» музея стала издаваться не на немецком, а на чешском языке. Главная его заслуга заключается в филологических трудах, в которых он явится продолжателем И. Добровского. Он выпустил 5-томный «Slovnik esko-niemecki» (Прага, 1834–1839), который был издан Матицей. Он выпустил книгу по истории чешской литературы (1825). Его «разговор о чешском языке» произвел на современных чехов огромное впечатление. Известен образцовыми поэтическими переводами Мильтона, Гете, Шатобриана, Слова о полку Игореве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

" lxviii Сноски 1 По Компьенской конвенции 1764 г. и Версальскому договору 1768 г. Корсика была уступлена Генуей Франции. - С.Ф. 2 А.С. Пушкин. Наполеон (1821). 3 А.С. Пушкин. Недвижный страж дремал (1824). 4 А.С. Пушкин. Вольность. Ода (1817). 5 А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Х гл. 6 А.С. Пушкин. Наполеон (1821). 7 А.С. Пушкин. Вольность. Ода (1817). 8 Безусловно, Фуше был заинтересован в расстреле Герцога, так как эта пролитая кровь делала невозможным примирение Наполеона с Бурбонами. Этим Фуше оберегал себя от справедливого возмездия: как известно, он в свое время голосовал за казнь Короля Людовика XVI и нес ответственность за многочисленные казни роялистов. Но всё же в убийстве Герцога был заинтересован, прежде всего, Бонапарт. 9 А.С. Пушкин. Борис Годунов (1825). 10 А.С. Пушкин. Вольность. Ода (1817). 11 О Боже (итал.). 12 " Владыкой Запада " называет Наполеона чуткий Пушкин в своем незавершенном стихотворении " Недвижный страж дремал " (1824). - С.Ф. 13 А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Х гл. 14 О некоторых из этих покушений Наполеон рассказал в своих воспоминания. См.: Граф Лас-Каз. Мемориал Святой Елены. Т. I. М. 2010. С. 250-252, 465-468, 628-631. - С.Ф. 15 Игнац Аврелий Фесслер (1756-1839) - католический монах-расстрига. С 1796 г. масон. Ему приписывали также принадлежность к иллюминатству. Вместе со Сперанским входил в ложу " Полярная звезда " . Профессор восточных языков и философии С.-Петербургской Духовной академии. По обвинению в атеизме выслан в Симбирскую губернию. С 1833 г. генерал-суперинтендант евангелическо-лютеранских общин Санкт-Петербурга. - С.Ф. Примечания i Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. СПб. 1995. С. 92. ii Там же. С. 225. iii Черкасов П.П. Людовик XV и Емельян Пугачев. Французская дипломатия и восстание Пугачева (по документам дипломатических архивов Франции и России)//Россия и Франция XVIII-XIX века. Вып. 2. М. 1998. С. 21-46; Отечественная война и русское общество. Т. I. М. 1911. С. 15, 17. iv Черкасов П.П. " Спаси, Господи, корсиканца из рук нечестивых французов " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Предлагается целый ряд телесных средств для победы над этим пороком 1820 , но Кассиан добавляет: «Мы никогда не могли бы пренебречь алчностью к земным яствам, если бы душа... не нашла большей радости в созерцании» 1821 . Блуд Часто подчеркивается связь между чревоугодием и блудом 1822 . С тщеславием же, напротив, этот бес несовместим 1823 . Евагрий определяет блуд как «похоть к различным телам» 1824 . В Отечниках 1825 различаются три «телесных движения: первое из них естественное (φυσικ κνησις, naturalis carnis motus, no Кассиану) 1826 , второе происходит от излишеств в еде и питье, а третье внушается бесами». Если помыслы, внушенные им (бесом), не сопровождаются страстью, тогда, – полагает Евагрий, – они не будут для нас «препятствием к богопознанию» 1827 . Сребролюбие (жадность) По словам Максима Исповедника , «три причины побуждают любить деньги: желание удовольствий, суета, маловерие; самая тяжкая из трех – маловерие» 1828 . Именно об этой, третьей, причине думает Евагрий, когда говорит, что бес жадности внушает чувство неуверенности 1829 . Лествичник называет этот порок «идолопоклонством» 1830 , упованием на тварь. Опасности впасть в помысел сребролюбия более других подвержены отшельники и монахи, живущие отъединенно 1831 , искушаемые под предлогом того, что подобает творить добро ближним, раздавать милостыню 1832 , тогда как в действительности «невозможно, чтобы в ком-либо любовь сосуществовала с богатством» 1833 . Печаль Евагрий определяет печаль как στρησις δονς, нехватку какого-либо наслаждения 1834 , или же как последствие гнева 1835 . В соответствии с предметом, которого недостает человеку, с тем, о каком лишении он печалится, следует различать печаль «по Боге», покаянный плач, penthos 1836 и печаль-порок, если она, как говорит Иоанн Отшельник, относится «к вещам мирским, если это плотская печаль» 1837 . Нет зла хуже печали, она разбивает волю, говорит Иоанн Златоуст : «Она нападает не только на плоть, но и на самую душу... Она – палач, не знающий устали, сокрушающий силу души» 1838 . Он призывает некую Олимпию, добродетельную женщину, победить θυμα, «власть малодушия» 1839 . Авва Исайя говорит, что дух печали «приводит в действие множество орудий преследования, пока не отнимет у тебя всякую крепость» 1840 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010