В ИРЛИ (Пушкинский Дом) хранятся черновики трех писем (два за 1824 год и одно без даты) княгини Екатерины Ильиничны Голенищевой-Кутузовой-Смоленской к Фотию (в одноименном архиве, ф. 358, оп. 1, 105). Огласительное богословие Печатается по рукописи (ОР РНБ ОСРК FI-438). Публикуется впервые. Отлично сохранившаяся рукопись в золоченом сафьяновом переплете с наклеенным гербом графа Аракчеева на обратной стороне титульного листа (на 1 листе отметка: «Куплена»); объемом в 45 листов, выполнена почерком переписчика. Вступление (а перед ним посвящение графине ОрловойЧесменской) написано рукой Фотия. Текст приводится с незначительными сокращениями. письма к графине орловой-Чесменской за 1823 год Печатается по рукописи (ОР РНБ ОСРК FI-836). Публикуется впервые. Выполнена писарским почерком, местами встречаются пометки Фотия. Из «тайны» первое послание к императору Александру от 12 апреля 1824 года Печатается по рукописи (РГИА, ф. 1409 (архив собственной Его Императорского Величества Канцелярии), оп. 1, 4396. Находится в документах, озаглавленных: «Бумаги и письма архимандрита Фотия к императору Александру I». Публикуется впервые. Второе послание к императору Александру от 12 апреля 1824 года Печатается по: Русская старина. 1895, т. 84, 11. Впервые опубликовано: Русская старина. 1895, т. 84, 11. Третье послание к императору Александру от 21 апреля 1824 года Печатается по рукописи (РГИА, ф. 1409 (архив собственной Его Императорского Величества Канцелярии), оп. 1, 4396. Находится в документах, озаглавленных: «Бумаги и письма архимандрита Фотия к императору Александру I». Публикуется впервые. Четвертое послание к императору Александру от 29 апреля 1824 года. Печатается по: Русская старина. 1895, т. 84, 12. Впервые опубликовано: Русская старина. 1895, т. 84, 12. Записка («тайна») о Фесслере Печатается по рукописи (РГИА, ф. 1409 (архив собственной Его Императорского Величества Канцелярии), оп. 1, 4396. Находится в документах, озаглавленных: «Бумаги и письма архимандрита Фотия к императору Александру I». Публикуется впервые. План разорения России и способ оный план вдруг уничтожить тихо и счастливо

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Посредством молитвы Господней. Вопрос. Как научиться добрым делам? Ответ. Посредством десяти заповедей Божиих». 208 Отсюда ясно, что если на переделку Пространного катехизиса, со стороны его содержания, события и отношения 1824–1827 годов имели мало влияния, отразились больше на внешней постановке дела и мало коснулись внутреннего организма катехизиса, то еще менее они влияли на переделку катехизиса Краткого. Те возражения на Катехизисы, которые делались в 1824–1827 годах, коснулись лишь следующего: а) Как в Пространном, так и в Кратком катехизисе изречения библейские и церковные изменены были текстом с русского наречия на славянское; б) прежнее учение об аде в Пространном катехизисе подтверждено доказательством из церковного предания; в) учение о иконопочитании определено точнее прежнего. Все же остальные изменения и переделки в катехизисах были совершенно независимы от влияния помянутых событий и отношений, они определялись особыми соображениями составителя, отчасти выясненными в донесении его Святейшему Синоду от 14 августа 1827 года. Сущность этих соображений можно выразить в двух основных положениях: 1) относительно Пространного Катехизиса, – в усовершенствовании типа того же катехизиса издания 1823–1824 годов, без изменения его в сущности; 2) в отношении к Краткому Катехизису – преследование воспитательных целей. В чем состояло самое усовершенствование Пространного катехизиса, это можно было видеть из вышеприведенных указаний разности нового издания от изданий 1823–1824 годов. При этом, кроме устранения недостатков и наоборот усовершенствования со стороны чисто логических требований, нельзя не отметить еще той особенности, что новое издание более прежних приближается к требованиям церковности: число мест из творений отеческих, в подтверждение истин катехизического учения, значительно увеличено; приведено даже сверх прежних одно место из церковных песнопений, сделано в одном случае указание на катехизис Петра Могилы . Иначе сказать, в издании 1827–1828 года заметно еще большее, чем в изданиях 1823–1824 годов, удаление от типа катехизисов Платоновских и некоторое приближение к типу катехизиса Петра Могилы .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Т. IV, стр. 83. 110 См. Писем Филарета к Гавриилу, стр. 9. Москва, 1868 г. Изд. Общ. Ист. и Древностей. Срав. Сушкова цит. соч. стр. 106, Чистовича цит. ст. в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. I, стр. 648 и др. 112 Когда Серафим назначен был Президентом Библейского Общества на место кн. Голицына, то есть, уже в 1824 году, то и тогда, на приветствие членов Петербургского Комитета, по прочтении указа об этом назначении в общем собрании членов от 29 мая, он отвечал такими словам благожелания Обществу: «дабы Господь ниспослал Божественное благословение Свое на общие труды их (членов), к общей благой цели клонящиеся и подкрепил бы труды сии всемогущим Своим содействием». См. Изв. Библ. Общ. за 1824 г., стр. 280. 115 Там же, стр. 23. Срав. письмо Филарета к своей родительнице от 5 апреля того же 1823 года, с выражением его беспокойства по поводу какой-то лично против него направленной интриги, Писем к родным, стр. 255–256. Москва, 1882. 116 Срав. статью нашу: «Судьбы Катехизисов Филарета митрополита Московского» в Русском Вестнике за 1883 г. 1, стр. 322–383. 117 Срав. П. И. Бартенева, XIX век, кн. 1, стр. 489. Москва, 1872; – Историческое описание 14 дек. 1825 и пр. стр. 23 и дал. Спб. 1848. Срав. также биографии Филарета. В письме к своей родительнице от 6 декабря 1825 года Филарет, говоря о кончине Императора Александра Павловича, пишет: «я же имею особенные причины быть тронут сим происшествием, имев известные опыты благоволения покойного Государя, и неизвестные другим». Письма к родным, стр. 268. 118 См. Отчет Москов. Библ. Комитета за 1823 г. М. 1824 и Изв. Библ. Общ. за 1824 г. стр. 203 и дал. 121 Записки Шишкова в Чтениях в Общ. ист. и древн. за 1868 г. кн. 3, стр. 22–23 «Материалов отечественных». 122 См. Журн. Мин. Нар. Просв. за 1868 г. 1, стр. 18 в статье М. И. Сухомлинова: «Из бумаг митрополита Московского Филарета». Известия Библ. Общества продолжали издаваться до конца октября того же 1824 года. 128 Может представиться вопрос: почему Шишков ближе всего делает нападение на Краткий Катехизис Филарета, оставляя до времени в покое Пространный, конечно, более важный с той стороны, на которую в кратком нападал Шишков? Мы полагаем, что причина этого главным образом заключалась в том, что Пространный Катехизис, кроме того, что, подобно Краткому, утвержден был Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Большое значение Л. придавал образованию, считая его важным в борьбе с противниками Церкви, выступавшими от имени науки и просвещения. Буллой «Quod Divina Sapientia» от 28 авг. 1824 г. папа возродил в рамках Римской курии Конгрегацию обучения (Congregatio studiorum), в ведение к-рой перешли папские ун-ты в Риме и все образовательные учреждения Папского гос-ва. 17 мая 1824 г. бреве «Cum multo in Urbe» Л. возвратил ордену иезуитов руководство Григорианским университетом Папа распорядился привлечь к работе в папских ун-тах известных ученых, увеличить жалованье профессорскому составу. В 1826 г. была возрождена рим. Ирландская коллегия. Стараниями папы были пополнены фонды Ватиканской библиотеки . 24 мая 1824 г. Л. подписал и 27 мая, на праздник Вознесения, обнародовал буллу «Quod ineunte sæculo» о проведении в 1825 г. юбилейного года (см. «Annus sanctus» ). В 1825 г. Рим посетило ок. 376 тыс. паломников. Папа совершил 5 беатификаций (из них 4 во время юбилейного года): испанского францисканского конверса-обсерванта Хулио Мартине (Юлиан св. Августина; бреве «Umbriae atque adeo» от 6 мая 1825), испан. иезуита Алонсо Родригеса (бреве «Ex omnibus» от 20 мая 1825), основателя конгрегации христианского обучения св. Франциска, флорентийского катехизатора Ипполито Галантини (бреве «Sacrosanctam» от 19 июня 1825), капуцина пресв. Лукантонио Фальконе (Анджело ди Акри; бреве «Conditor ac Redemptor» от 9 дек. 1825), основательницу ордена Святейшего Благовещения (Ordo Sanctissimae Annuntiationis) Марию Витторию де Форнари-Страту (бреве «Ager Ecclesiae fertilis» от 2 сент. 1828). 13 марта 1826 г. посланием «Quo graviora» папа подтвердил осуждение католич. Церковью масонства . Внешняя политика После избрания на Папский престол Л. не утвердил кард. Э. Консальви на посту гос. секретаря (в знак признания заслуг 13 янв. 1824 его назначили префектом Конгрегации пропаганды веры); новым гос. секретарем Папского престола стал декан коллегии кардиналов кард. Дж. М. делла Сомалья. Проводимая Л. политика католич. консерватизма во внешнеполитической сфере выражалась в виде поддержки «Священного союза». Желая закрепить положение католич. Церкви в европ. гос-вах после революционных потрясений кон. XVIII - нач. XIX в., Л. стремился к заключению новых конкордатов. Буллой от 26 марта 1824 г. Л. утвердил подготовленный еще при папе Пии VII конкордат с королевством Ганновер; согласно этому документу, были установлены новая структура диоцезов, порядок назначения епископов на кафедры (решающая роль в этом вопросе сохранялась за Папским престолом). Л. нормализовал отношения с рядом нем. гос-в, с которыми при папе Пии VII в 1821 г. был заключен единый конкордат, вскоре аннулированный из-за многочисленных нарушений со стороны светских властей, но возобновленный в 1827 г. после внесения в него ряда новых условий, выгодных католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

173 Выражение самого святителя Филарета из Письма его к Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1871 г., ч. XXIV, стр. 434. Срав. Письма к родным, стр. 286. 174 Срав. выше сказанное об этом изменении. В цит. рукописи 119 это изменение в оглавлении, которое переписчик списывал с изданий 1823–1824 годов, сделано рукою самого Филарета (см. рукопись, л. 54 об.) 177 См. 1 и 2 петербургское и 3 московское изд. стр. 11. В рукописи нового издания было: «что такое христианство?», но при корректуре это поправлено так: «что есть христианство? как и читается уже во всех печатных изданиях, начиная с 1828 года. 179 См. 1 и 2 петербургское изд. стр. 39; 53 и т.д. (3 московское стр. 39, 52 и другие) и рукопись, л. 70; 74 и т.д. 181 См. 1 и 2 изд. петербургское и 3 московское стр. 11, и рукопись, л. 61. Эту поправку можно считать последствием первого возражения рецензента 1824 года (Христианское чтение за 1881 г. 11–12, стр. 787–788). 189 Рукопись, л. 81. Изменение и дополнение сделано рукою Филарета и только выражение: «(на) горе» поставлено Серафимом вместо зачеркнутого: «(на) Фаворе». 192 Рукопись, л. 122 и об. см. в Кратком катехизисе добавление, по той же рукописи, л. 45. Срав. возражении рецензента 1824 года, вышеприведенные. 194 Рукопись, л. 127. Срав. печатное 1–2 изд. Петербургское стр. 183–184 и 3 московское стр. 178–179. Припомним, что в 1824 г. Шишков в постановке дела содержания катехизисов Филарета видел едва не орудие революционных замыслов, начинающее с разрушения исконных священных обычаев семьи. 205 Дальнейшее в ответе в Кратком катехизисе читается точно так, как в Пространном, из которого выдержку мы делали раньше. Издание 1 и 2 петербургское 1823 и 3 московское 1824 г., стр. 2–4. 209 Письмо Филарета к Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1871 г., XXIV, стр. 422. 211 В цитированной рукописи 119 слова: «во Святой Троице покланяемый есть» добавлены рукою митрополита Серафима. 220 Разумеем истины предвечного бытия Божия, свойств Божиих, миротворения, блаженного райского состояния первобытных людей, их грехопадения, надежды искупления и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1809. Об обязанностях Христианина иметь мир с ближними. 1839. IV. 240. 1810. Об обязанности нашей быть снисходительными к слабостям ближнего. 1827. XXV. 350. 1811. Желаешь ли иметь друга? 1833. IV. 341. 1812. Всякое время имеет свой дух, и всякий дух имеет свое время. 1824. XII. 61. 1813. Единое на потребу. 1827. XXV. 352. 1814. О неудовлетворении наших желаний на земле. 1827. XXVII. 213. 1815. Жизнь Иисуса Христа должна быть правилом всей нашей жизни. 1838. I. 279. 1816. Земная жизнь есть место странствовании для человеческого духа. 1825. XIX. 92. 1817. О скоротечности земной жизни. 1834. I. 96. 1818. О скором течении жизни нашей. 1831. XLIII. 303. 1819.       Краткость и бедствия жизни. 1827. XXVI. 236. 1820. О цели земной жизни человека. 1833. I. 39. 1821. Где цель моей жизни и далеко ли я от нее? 1835. II. 336. 1822. Размышление о ток, что не трудно провождать жизнь Христианскую. 1835. II. 107. 1823. Жизнь. 1822. VIII. 183. 1824. О сообразовании жизни нашей с словом Божиим. 1827. XXV. 342. 1825. Некоторые правила Христианской жизни. 1825. XIX. 341. 1826. Некоторые правила жизни для Христианского юношества. 1821. I. 73. 1827. Сокровенная Христианская жизнь. 1824. XV. 319. 1828. Христианская жизнь по расположению сердца и убеждению разума. 1823. XI. 56. 1829. О том, что должно пешись о сохранении жизни и здравии тела. 1840. I. 371. 1830. О страстной наклонности к рассеянной жизни. 1828. XXX. 300. 1831. Руководство к домашнему благополучию в супружеской жизни. 1824. XIV. 156. 1832. Отчего надежда вечной Жизни столь мало действует на людей? 1822. VII. 213. 1833. Наше жительство на небесах. 1831. XLII. 230. 1834. Неравный жребий человека на земле уравнивается на небе. 1833. II. 316. 1835. Человеческие заботы. 1826. XXIII. 351. 1836. Учение об искушениях, преподанное в слове в день обретения мощей Преподобного Сергия. 1839. I. 212. 1837. Час искушения. 1829. XXXIII. 219. 1838. Картина. 1829. XXXVI. 230. 1839. Картина. 1832. XLVII. 428. 1840. Притча: картины. 1838. I. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Даром ли сейсмографически чуткое здоровье графа Аракчеева ненадолго выправляется? Оставим эти вопросы без ответа. С нас хватит и того, что к осени 1824 года тучи над российским троном сгустились предельно. Что нервы русского царя были натянуты. Что во всем он видел знак приближающейся расплаты, отзвук гнева Божия, предвестье конца. Во внезапной смерти любимца, генерала Федора Уварова. В кончине единственной — любимой! — дочери (от Марии Нарышкиной) Софи, последовавшей 6 июня 1824 года, на 18-м году жизни (смерть эта напомнила о неслучайной бездетности, о младенческой смерти дочерей, прижитых с императрицей Елизаветой). В безнадежности положения самой Елизаветы. Тем более грозное впечатление произвело на него петербургское наводнение 7 ноября 1824 года, начавшееся в 8 утра, завершившееся в 2 с четвертью пополудни, унесшее жизни 500 человек и разрушившее 324 дома. Естественно, мистически настроенный, нервно изломанный русский царь не мог не вспомнить о сентябрьском наводнении 1777 года, предварившем его рождение, и не соотнести 1777-й с 1824-м как начало — с итогом, как ожидание — с исполнением. Не мог он не подумать и о комете 1811 года, предвосхитившей Отечественную войну, и о пожаре в Царском Селе, случившемся 12 мая 1820-го, в самый день свадьбы Константина Павловича с Иоанной Груздинской, и навеявшем грустные предчувствия. И вновь, и вновь — об отцеубийстве. «За наши грехи Бог карает. — Нет, за мои!» В этих словах царя, брошенных в ответ на реплику Карамзина, слышится отзвук их давней предвоенной полемики. В своей «Записке» придворный историограф писал о временах «истинного» русского самодержавия, когда подданные не только были радостно покорны «доброй» царской власти, но не пытались свергнуть даже тиранов, видя в них проявление Божьего гнева и в себе, в своих прегрешениях отыскивая его причину: «Бояре и народ во глубине души своей, не дерзая что-либо замыслить против венценосца, только смиренно молили Господа, да смягчит ярость цареву — сию казнь за грехи их!» Слова Александра в контексте карамзинских раздумий о благе истинного самодержавия звучат как самообвинение в разрушении строя русской монархической жизни.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/6/

1875. Полезное наставление. 1834. I. 110. 1876. О насущном хлебе. 1827. XXVII. 238. 1877. Средства к сохранению невинности для христианского юношества. 1821. I. 218. 1878. Притча: вразумленное неведение. 1836. IV. III. 1879. Притча о низких растениях. 1837. II. 140. 1880. Наставление христианину в новый год. 1831. XLI. 78. 1881. Письмо на новый год. 1821. I. 108. 1882. Взор Христианина на новый год. 1824. XIII. 104. 1883. Желание Христианина в новый год. 1825. XVII. 109. 1884. Предметы для размышления в день новолетия. 1842. I. 143. 1885. Размышление при вступлении в новый год. 1832. XLV. 107. 1886. Новый год. [К. И. Лучицкого). 1838. I. 115. 1887. Размышление при наступлении нового года. 1835. I. 97. 1888. Мысли при наступлении нового года. 1839. I. 119. 1889. Нет правила без исключения. 1828. XXXII. 359. 1890. Нечто важное для всех. 1822. VI. 152. 1891. О слабом и несовершенном обращения к Богу. 1827. XXV. 126. 1892. Размышление об обетах крещения. 1836. III. 224. 1893. О духовных опытах. 1829. XXXIII. 188. 1894. Предостережение от осуждения 1834. I. 321. 1895. Ответ наставника. 1827. XXVIII. 349. 1896. Письмо юноши к своему наставнику. 1827. XXVIII. 342. 1897. Письмо к издателям. 1823. XII. 354. 1898. Письмо сына к отцу. 1824. XVI. 312. 1899. Пища духа. 1834. II. 103. 1900. Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. 1824. XVI. 296. 1901. О подражании детям. 1831. XLII. 173. 1902. Покаяние или исправление. 1821. II. 87. 1903. Отлагательство покаяния. 1838. I. 185. 1904. Не пора ли нам покаяться? 1840. I. 101. 1905. Надежда помилования. 1834. I. 329. 1906. Послание иностранного профессора к германскому юношеству. 1833. IV. 376. 1907. О удалении от плотских похотей. 1830. XXXIX. 101. 1908. О фарисейской и христианской праведности. 1822. V. 150. 1909. Нравственно-духовные правила. 1826. XXII. 134. 1910. Все в природе устроено к благу тварей. Хвала Творцу природы (из книги Иисуса сына Сирахова). 1821. III. 102. 1911. Приветствия. 1822. V. 122. 1912. Примирение. 1826. XXII. 385.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л.119. Копия указа на должность министра народного просвещения с управлением духовным департаментом иностранных исповеданий адмиралу А.С. Шишкову, – от 15 мая 1824 г. Л.120. Копии Императорских указов Свят. Синоду и Сенату, от того же числа, о восстановлении хода дел в Свят. Синоде в том же порядке, в каком они были до утверждения духовного министерства (т.е. до 21-го октября 1817 г.), р об увольнении князя Голицына от управления министерствами – духовным и народного просвещения, а также директоров департамента духовных дел и народного просвещения – Тургенева и Попова. Л.121 Копия Императорского указа министру духовных дел и народного просвещения кн. Голицыну о запрещении сочинения Госнера: «О Евангелии от Матфея», и о высылке его за границу, от 25-го апреля 1824 г. Л.122. Высочайший рескрипт министру внутренних дел графу В.П. Кочубею о закрытии лож масонских, от – 1-го августа 1822 г. Л.124. Разбор некоторых мест перевода Евангелия на русский язык. Л.132. Копия с письма министра народного просвещения А.С. Шишкова к митр. Серафиму о книгах противных духу веры и правлению в России, без даты. Л.134. Копия с письма архим. Фотия к графу Аракчееву, от 10-го мая 1825 г. о новых напечатанных книгах есаула Котельникова. Л.137. О том же, копия с письма митр. Серафима к графу Аракчееву, от 4-го мая, надписью секретно. Л.139. Выписки из Journal de Frankfurt, Journal de S.-Petersbourg, от 18 и 21-го июля 1825 г., и из рапорта полковника Берха в коллегию иностранных дел, от 21-го мая 1824 г., об английских миссионерах в России и их действиях. Л.142. Копия с письма архим. Фотия Государю Императору с приложением книги о методистах. На обороте того же листа – копия записки о графе Аракчееве, как муже верном, правдивом и преданном престолу и отечеству. Письмо и записка помечены 1824 годом. Л.143. Объявление о новых и прежде напечатанных книгах (полезных и вредных), продающихся у книготорговца Ивана Заикина в книжных лавках под 18, 19, 20 и 23 и в доме генерала-майора Балабина под 26, со следующими краткими собственноручными критическими замечаниями Фотия о них на полях: «злая, скверная, еретическая, антихристианская, революционная, бесовская, худая масонская» и проч. См. у преосвящ. Филарета в Обз. Дух. Лит II, 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Lileev/...

Что же заставило Императора принимать Фотия? Александр I отдавал себе отчет, что голосом Фотия говорит православная оппозиция. В 1824 году, точно так же, как в 1819, Фотий был далек от вершин власти. Он не представлял себе, с какими проблемами сталкиваются члены Св.Синода. Всю информацию о политической борьбе Фотий получал из вторых рук. Даже авторство посланий, отправляемых Фотием Царю, находится под сомнением. В Москве на содержании А.А.Орловой-Чессменской находился писатель С.И.Смирнов (активный участник выступлений 1816–1819 годов) 176 . В произведениях этого автора Фотий черпал материал для своих обличений. Письмо С.И.Смирнова к К.М.Киселеву 26 марта 1824 года ясно показывает, что первое послание Фотия Царю от 12 апреля 1824 года полностью базируется на заимствованных материалах. С.И.Смирнов сообщал своему корреспонденту о том, что 7 февраля он получил письмо от Фотия, с которым давно состоял в переписке. Фотий одобрял замечания С.И.Смирнова на книгу «Воззвание к человекам?» и его выписки из вредных книг. Из письма следует, что по просьбе митрополита Серафима С.И.Смирнов отослал ему выписки из 20-ти «вредных» книг с краткими замечаниями 177 . Можно ли обвинить Фотия в плагиате? Нет. Вызванный в Петербург по воле митрополита Серафима, он выполнял его приказы. Естественно, для интересов православной оппозиции было лучше, чтобы послания к Царю исходили от известного ему лица. Сам С.И.Смирнов не только не обвинял Фотия в заимствовании, но, напротив, расточал ему хвалы. По политическим вопросам Фотия консультировал М.Л.Магницкий. В «Бумагах и письмах архимандрита Фотия к Императору Александру в 1824 году» содержится «Письмо о Фесслере» 178 . В конце документа почерком Фотия написано: «Бумагу сию мне подал бывший у Фесслера в ложе генерал Михаил Магницкий». Такие документы, как «Записка фактора о ввозе и приеме золотою монетою денежных сумм в Россию» 179 , направленная против еврейской торговли, или «Обозрение плана революции, или тайны беззакония», где указывалось, что тайные общества толкают Россию к войне с Турцией, Фотию явно были подсказаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010