Предпринимаются серьезные исследования в области христианской археологии. Еще в первой трети XIX в. Иоганн Христиан Вильгельм Аугусти (1772–1841) – внук перешедшего в католицизм раввина, профессор восточных языков в Иене, затем богословия в Бреслау и Бонне, где получил звание professor primaries, – опубликовал многотомное исследование «Памятные места христианской археологии» 650 , за которым последовал учебник по христианской археологии 651 , в сжатой и более систематической форме изложивший базовые положения предыдущего издания. Джованни Баттиста Карло de Росси (1822–1894), итальянский источниковед и основатель современной христианской археологии, вновь открывший римские катакомбы Кáликста на Старой Аппиевой дороге, издает раннехристианские римские надписи 652 (исследователь предполагал опубликовать все известные римские надписи первых семи веков христианской эры; издание продолжилось после его смерти) и приступает к публикации монографической серии Bullettino di archeologia cristiana, которая печаталась вначале ежемесячно (1863–1869), затем поквартально (1870–1875, 1876–1881) и, наконец, ежегодно (1882–1889, 1889–1894). Появляются эпиграфические исследования и публикации Юлиуса Риттера; филолога-классика, профессора Университета Торонто (Канада) преподобного Джона Маккола (1807– 1886); бирмингемского каноника (перешедшего из англиканства в юрисдикцию Католической церкви под влиянием будущего кардинала Ньюмана), доктора богословия Джеймса Спенсера Норткота (1821–1907) 653 и будущего (с 1894 г.) епископа Клифтона Уильяма Роберта Браунлоу (1830–1901), – совместная работа о римских катакомбах, переведенная на французский и немецкий языки, создала им репутацию ведущих специалистов по исследуемому вопросу; эпиграфические публикации и учебник христианской археологии цистерцианского монаха о. Систо Скалья (1872–1918) 654 , проводившего, в частности, систематические раскопки в катакомбах ad Decimum близ центра Гроттаферраты; наконец, первый учебник по христианской эпиграфике директора Французской школы в Риме, члена французской Академии надписей и литературы, источниковеда, археолога и эпиграфиста Эдмона-Фредерика Ле Блана (1818–1897) 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 313. «… фенезерф под слезами». — Пародируются названия блюд французской кухни. Фенезерф (искаженное fines herbes) — ароматические травы, служащие приправой. 118 С. 313–314. …из особенного уважения к французскому архиепископу Бурдалу — Проповедник Бурдалу, так тот не пощадил бы человека… — Иезуит Луи Бурдалу (1632–1704) был одним из популярнейших проповедников в эпоху Людовика XIV. В своих проповедях он красноречиво обличал человеческие пороки; в 1821–1825 гг. «Избранные слова» Бурдалу в четырех томах вышли в русском переводе. В первом случае Келлер шутливо обыгрывает фамилию архиепископа, воспользовавшись ее созвучием со словами «бурда» и «бордо» (сорт французского вина). 119 С. 327. А наши няньки, закачивая детей, спокон веку причитывают: «Будешь в золоте ходить, генеральский чин носить!» — Пожелание «в золоте ходить» — распространенный мотив народных колыбельных песен — см., например: Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. М., 1870. Ч. 1. С. 2, 3, 4–5, 7–8; ср. также неопубликованную и близко совпадающую с текстом Достоевского запись из Рукописного отдела ИРЛИ: А как будешь генералом, Будешь в золоте ходить, Будешь нянюшек дарить, Мамушек у нарядах водить, Нянюшек, мамушек Будешь золотом дарить. Ироническая интерпретация мотива предсказания ребенку в будущем высокого чина, очевидно, закрепилась в сознании Достоевского после известного сатирического стихотворения Н. А. Некрасова 1845 г. «Колыбельная песня (Подражание Лермонтову)», опубликованного наряду с «Бедными людьми» в «Петербургском сборнике» (1846). 120 С. 333. Дача Епанчиных была роскошная дача, во вкусе швейцарскойхижины… — Дачи такого типа были распространены «в окрестностях северной столицы». 121 С. 339. …в наших молодых новооткрытых судах можно указать уже на столько замечательных и талантливых защитников! — под извращение идей. — В разговоре князя Щ. и Мышкина о новых судах отражается собственное отношение к ним Достоевского и полемика его с либеральной адвокатурой 60–70 годов (см. выше, с. 643). Наиболее абсурдным образцом внешне гуманной, а на самом деле лишенной нравственных оснований казуистики, «извращения идей», здесь снова оказывается выступление защитника Дуракова (см. выше, с. 652). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

712 …фамилия Пастак. — Исаак Абрамович Пастак (1894—1965), уроженец Симферополя, сын известного в Крыму агронома-садовода, служил в Белой армии, в эмиграции закончил Политехникум в Праге, затем работал в лаборатории Трюфо в Париже, крупнейший специалист в области агрикультурной химии, автор около 100 научных работ, кавалер ордена Почетного Легиона, вице-председатель Общества русских химиков во Франции; его младший брат Себастьян Абрамович Пастак, инженер-электрик, работал на предприятиях Трюфо в Версале. 713 “Каменный век” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Современные записки. 1925. No 5. 714 Лютер — Артур Федорович Лютер (1876—1955), немецкий филолог-русист, историк литературы и переводчик, преподавал в Московском университете (1903—1914), позднее жил в Лейпциге и работал в “Немецкой библиотеке”, переводчик произведений И. С. Шмелева на немецкий язык. 715 …через знакомого… — вероятно, имеется в виду В. А. Нарсесян. Рассказ “Чертов балаган” был перепечатан в газете “Парижский вестник” в сентябре 1942 г.  Ед. хр. 18. Л. 1, 2. Письмо, машинопись. 723 “имеяй уши слышати да слышит” — Мф. 13:9 ; Map. 4, 23; Лк. 8:15 . 724 …сын известного историка Соловьева! — Михаил Сергеевич Соловьев (1862—1903), сын историка С. М. Соловьева, преподавал географию в 6ой московской гимназии. 724а …читал Гл. Успенского… — Глеб Иванович Успенский (1843—1902), прозаик, публицист; …его рассказ “Будка”… — имеется в виду очерк “Будка” (1868). 725 …отсвет Майкова… — стихотворение А. Г. Майкова (1821—1897) “Ласточки” (1856). 726 “Два лагеря” — неопубликованный роман И. С. Шмелева (1894, ОР РГБ. Ф. 387. Карт. 1. Ед. хр. 2). 727 “Как я ходил к Толстому” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Возрождение. 1936. 7 января. 728 …под влиянием “Записок охотника”… — упоминается цикл рассказов И. С. Тургенева (1847—1851). 729 …взяты у Мериме — в “Песнях западных славян” (1834) А. С. Пушкина песни 1—9, 13, 16 — вольный перевод из сборника Проспера Мериме (1803—1870) “Гусли” (1827). Этот сборник один из наиболее ярких примеров литературной мистификации (оригинальные баллады были опубликованы автором как славянский фольклор).

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Многие из реформ, совершившихся в царствование государя императора Александра II, были задуманы им прямо по восшествии на прародительский престол и мало-по-малу объявляемы были во всеуслышание в последовавших затем Высочайших манифестах. Так, возвещенное еще в милостивейшем манифесте, изданном в день коронации 26 августа 1856 года, судебное преобразование, которого давно жаждала вся Россия, 1607 уже в 1857 году, одновременно с крестьянскою реформою, стало деятельно подготовляться нашими законодательными учреждениями; а чрез полтора года с небольшим после освобождения крестьян, с которым оно было тесно связано, именно 29 сентября 1862 года вышел в свет и первый плод этих подготовительных работ – высочайше утвержденные Основные положения судоустройства и судопроизводства, в коих с точностью установлены были все коренные начала последовавшей затем судебной реформы по уставам 20 ноября 1864 года, создавшим совершенно почти новый судебный порядок, с отличительною, дотоле неизвестною России чертою его, гласностью, вместо прежней, часто нескончаемой канцелярской процедуры, изъятой от всякого общественного контроля, с полным отделением судебной власти от административной, с участием присяжных, с мировым институтом и т.д. Судебные Уставы 20 ноября 1864 года и высочайше утвержденное в 1866 году Положение о нотариальной части были только раскрытием и применением к делу тех начал в подробностях и частных случаях. В том же 1866 году новые судебные учреждения и были открыты в Петербурге и Москве. Вслед за судебною реформою о в связи с ней законом 17 апреля 1863 года отменены доселе бывшие в большом употреблении строгие телесные наказания плетьми, шпицрутенами и прочее, равно как и клеймение человеческого лица. В том же 1863 году в обеих столицах и в Одессе открыты были городские думы на тех основаниях самоуправления, которые узаконены потом и для всей России Городовым Положением 1870 года, по которому городское население, без различия сословий, выбирает гласных представителей для обсуждения хозяйственных и других дел с полною свободою голоса в собраниях думы. Затем 1 января 1864 года утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Этим Положением все жители городов, сел и деревень, также без различия сословий, получили право выбирать установленным порядком представителей от себя, гласных на 3 года, для свободного обсуждения своих дел и для участия в самоуправлении. До этого Положения мы имели отдельные гражданские состояния, чуждые друг другу, раздроблявшие народ или скрывавшие его единство и препятствовавшие течению его собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

После революции бежал в Бельгию и Англию, где написал «Историю революции 1848». В 1870 г. вернулся во Францию и был избран в Национальное собрание. После Парижской коммуны отошел от социалистического движения. – 101. Брагузин Василий Петрович – блаженный. 115 января 1851. Родом из лифляндских дворян, родился в Орле, во время войны 1812 г. служил ополченцем в Лубенском гусарском полку. Приняв на себя подвиг юродства, он странствовал по России. Возвратившись в Орел, жил там у разных благочестивых людей. Посещая различные обители, Василий Петрович особенно любил бывать в Оптиной, где общался со старцами Леонидом и Макарием и приносил большую пользу братии своими наставлениями и предсказаниями, будучи наделен от Бога даром прозорливости. Последнее время блаженный жил в Москве, где и скончался. Похоронен в Даниловом монастыре. – 201. Булгаков П. А – гражданский губернатор Калуги с 28 апреля 1854 г. по 7 апреля 1856 г., действительный статский советник. – 162. Бурачок Степан Анисимович – кораблестроитель, математик, публицист, издатель журнала «Маяк». 17 мая 1800 † 26 декабря 1876. Родился в родовом имении селе Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии. Сын адмирала А.И.Бурачка. Окончил Петербургское училище корабельной архитектуры. В 1821–1831 гг. жил в Астрахани, где возглавляя Астраханское адмиралтейство, провел его реконструкцию. Под его руководством было построено около 30 судов. С 1834 по 1864 гг. читал курс корабельной архитектуры в офицерских классах морского корпуса в Петербурге. Издал ряд трудов по математике и кораблестроению; вклад его в эти науки оценивается весьма высоко. Закончил службу в чине генерал-лейтенанта корпуса корабельных инженеров. В 1840–1845 гг. издавал «Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе русской народности». «Дух народа» издатель понимал как «примерную религиозность, глубокую преданность Отечеству и Царю». С 1851 г. увлекся гомеопатией, написав в связи с этим книгу «Человеческий организм, да и вся природа, есть гомеопатическая лаборатория жизненных производств».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

23 Имеется в виду сборник «Песни русского народа» (ч. 1 – 5; СПб., 1838 – 1839), подготовленный и изданный русским фольклористом, этнографом и палеографом И. П. Сахаровым (1807 – 1863). В нем помещены также и украинские обрядовые, лирические и исторические песни. 24 «Запорожская старина» – фольклорно-исторический сборник, подготовленный русским и украинским филологом-славистом И. И. Срезневским (1812 – 1880). Издавался в Харькове (ч. 1, 1833 – 1834; ч. 2, 1834 – 1838). Стремясь воссоздать историю запорожских казаков и украинского народа в целом, И. И. Срезневский поместил в сборнике отрывки из казацких летописей, повестей, рассказов, исторические песни и думы XVI – XVIII вв., собственные статьи. В предисловии изложил свое отношение к народному творчеству как средству познания прошлого. «Запорожскую старину» положительно оценивали В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко и др. 25 Метлинский Амвросий Лукьянович (1814 – 1870) – украинский поэт, фольклорист, переводчик, издатель. Окончил в 1835 г. Харьковский университет. Автор сборника «Думки та ще дещо» (1839). Издал под своей редакцией «Южный русский сборник» (1848), а также фольклорный сборник «Народные южнорусские песни» (1854). 26 Котляревский Иван Петрович (1769 – 1838) – украинский писатель, первый классик новой украинской литературы. Родился в Полтаве. Учился в Полтавской семинарии. Длительное время был на военной службе. В 1818 – 1821 гг. – директор Полтавского театра. Был близок к декабристам. Автор поэмы «Энеида», пьес «Наталка-Полтавка», и др. 27 Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (наст. фамилия Квитка; 1778 – 1843) – первый прозаик новой украинской литературы. Родился в с. Основа (ныне часть Харькова). Принимал участие в основании Харьковского театра, Института благородных девиц (1812), был одним из издателей и редакторов журнала «Украинский вестник» (1816 – 1819). Литературную деятельность начал в 1816 г. на русском языке. В 1834 г. вышла первая книга его в 1837 – вторая. Автор комедий «Сватання на (1836), «Шельменко-денщик» (1840), романа «Пан Халявский» (1839 – 1840) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Публичною библиотекою, коей принадлежит все Погодинское «Древнехранилище», обязательства, не может давать посторонним лицам никаких материалов. 3 Отпечатаны между «Письмами разных ученых знаменитому Иннокентию Борисову , Архиеп. Херсонскому» (Чт. в Общ. Ист. и Древн. Росс., 1884 г., кн. 4, стр. 33–35 и 37–38). Издатель их, проф. H. И. Барсов, ошибочно включает их в число писем, адресованных к самому Иннокентию. 4 Все, сейчас наименованные, письма сообщены нам (в копиях) в редакцию Чтений в Общ. Ист. и Др. Российских. 8 Последнее письмо хранится в Рум. Музее (собрание автографов Бецкого), 123 письма хранятся в Моск. Архиве Мин. Иностр. дел (папка 1426). Все они печатаются теперь в журнале «Русский Архив» (1889 г., 5–7). Остальные 7 все еще остаются в рукописи. Цитовать их мы будем однако, не по «Русскому Архиву», так как они опубликованы нами в последнем после уже составления диссертации, и (для краткости) без указания каждый раз места, где они находятся в настоящую пору. Письма же Евгения к тому же Анастасевичу (от второй пол. 1813 г., 1814, 1817, 1821 и 1822 гг,), отпечатанный в «Др. и Новой России» (1880 г., т. 18, и 1881 г., февр.), будут цитоваться обычным порядком. 10 Интересно, что писем, адресованных к самому м. Евгению, сохранилось очень мало: он или сам их уничтожал или они попали после его смерти в чьи-нибудь ненадежные руки (см. письмо Погодина к Максимовичу от сентябр. 1838 г., – «Письма М. И. Погодина к М. А. Максимовичу», Сиб., 1882 г.). 11 Кстати заметим, что в этом же Музее за 1 сохранились и письма Евгения к В. И. Македонцу, в «выдержках» напечатанные в Р. Архиве, 1870 г., 4–5. 12 См. Отчет по Моск. публичному Музею со времени основания его до 1 янв. 1864 г., Спб., 1864 г., стр. 24–26. 13 Хотя бы и не ваше дело указывать недочеты в настоящем « Списке», поскольку они не касаются истории русской церкви, но, не предвидя более случая восстановить истину, мы заметим здесь, что г. Шмурло не внес в число Евгениевских трудов «Магазин чтения, для всякого возраста и пола людей, собранный из разных повестей, сказок, басен, анекдотов, стихотворческих и других кратких сочинений. 4 ч. M. 1789 г. 8º». О «Магазине» этом сам Евгений писал Анастасевичу от 17 мая 1820 г., что он «собран, переведен и частию сочинен Евфимом Болховитиновым в бытность его Московским студентом».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Прокурор Свят. Синода». Р. Арх. 1906, 3, с. 93. 8. Богословские воззрения святителя Филарета.   Сочинения Филарета не собраны. Основное издание проповедей: Слова и речи, т. I-V, 1873—1885 (седьмое по общему счету и самое полное, сделанное Μ. О. Л. Дух. Просв.).    Из ранних сочинений «Изложение разности между Вост. и Зап. церковию в учении веры» (1811 г.). в Чтен. МОИДР, 1870 и в Чтен. О. Л. Д. Пр. 1872;    «Разговоры между испытующим и уверенным о православии вост. греко-российской Церкви», 1815 (в последующих изданиях часто опускается последний «разговор», о пределах Церкви);    несколько лекций из его богословских курсов изданы в Пр. Об. 1873, 1874, 1876 и 1879 гг., одна лекция о таинствах. «Радость христианина», 1900, VI, прил., «Собрание мнений и отзывов по учебным и ц. госуд вопросам», под ред. Арх. Саввы 6 томов, 1885;    срв. Собрание мнений и отзывов по делам Прав. Церкви на Востоке, 1886;    Мнения, отзывы и письма Филарета, м. М. и К., по разным вопросам за 1821—1867 гг., собраны с прим. Л. Бродского, М. 1905;    Полное собрание резолюций, под ред. и с прим. И. Корсунского и прот. В. Маркова, 3 тома, в прил. к «Душеполезному Чтению», 1903—1906;    продолжение издания при Моск. Церк. Вед., в 1914—1916, затем при Богосл. Вестн., в 1917.    Письма Филарета изданы отдельными выпусками. Особенно важны: Письма к А. Н. М(уравьеву), К., 1869; Письма к наместнику Тр.-С. лавры, архим. Антонию, I-IV, 1877—1879 (срв. статьи П. С. Казанского, Очерк жизни Арх. Антония, наместника Св.-Троицкой лавры, в Пр. Об. 1878; Мысли и чувствования М. Филарета по делу отобрания литографированного перевода книг В. Завета, По письмам его к а. Антонию, Пр. Об. 1878, янв., 106—118);    Письма к а. Твер­скому Алексию, М. 1883; письма к Григорию Постникову, Чт. ОЛДПр. 1877, Н. и Дек.; к Иннокентию Сельнокринову, еп. Дмитровскому, Приб. 30, 1874; письма к Филарету Гумилевскому, Приб, т. 32 и 33, 1883—1884; письма к Горскому, там же, 1884—1885;    срв. сборник писем к Фила­рету, изд. А. Н. Львовым, Спб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Экономист напоминает, что было «три основных способа наращивания золотого запаса. Во-первых, за счёт добычи драгоценного металла внутри страны. Во-вторых, за счет активного сальдо торгового баланса (превышение экспорта над импортом) и накопления валют тех стран, которые уже ввели золотой стандарт. В-третьих, с помощью получения кредитов в золоте или золотых валютах. Хотя Россия была золотодобывающей страной, масштабы добычи драгоценного металла были сравнительно скромными. Во второй половине XIX века среднегодовая добыча золота в России находилась в диапазоне 30-40 тонн. (Катасонов В. Золото в экономике и политике России. – М.: Анкил, 2009, с. 21). Что касается торгового баланса Российской империи, то он был неустойчив. Самым простым и, как казалось, надежным способом пополнения золотого запаса стало получение кредитов в золоте или золотых валютах». Профессор отмечает, что «Россия была одной из последних европейских стран, которая вступила в " клуб золотого стандарта " . Первой была Великобритания. Золотой стандарт там стал действовать с 1821 года. Его продавил тогда один из Ротшильдов – Натан. Тот самый, который установил контроль над Банком Англии в 1815 году. Ротшильды после наполеоновских войн сумели стяжать в своих руках большое количество европейского золота. Они не хотели, чтобы золото было у них мертвым сокровищем. Вот и родилась идея навязать миру золотой стандарт, который бы создавал постоянный спрос на кредиты в виде драгоценного металла. Желтый металл должен был стать капиталом, приносящим прибыль хозяевам золота, т. е. Ротшильдам. Упорные Ротшильды медленно, но постоянно двигались к поставленной цели. К середине позапрошлого века удалось навязать золотой стандарт британским доминионам – Канаде и Австралии. Затем, подготовив и проведя франко-прусскую войну 1870-71 гг., они через Бисмарка сумели втянуть в клуб золотого стандарта Германию. В 1878 году в клуб вошла Франция и т. д. Черед дошел и до России». «В России были люди, которые понимали, о чём идёт речь. — продолжает Катасонов. — И они еще задолго до проведения антироссийской денежной реформы 1897 года пытались предотвратить вступление России в клуб золотого стандарта. Наиболее энергичным противником реформы и ярким оппонентом министра финансов С. Витте был Сергей Федорович Шарапов (1855-1911).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/01/o_...

Если давать какую-нибудь веру убеждению того времени, что сам Вдадимир явился ночью в боевом шатре Владиславу и убил его (даже одним своим явлением), то Преспе, с ее кровавым делом, нельзя отказать в историческом значении. Дополним речь нашу о Преспе сведением, сообщаемым историком Михаилом Атталийским, что в Преспе умер Самуил. Если тут не описка, весьма возможная по сходству начертания слов: Преспа и Прилеп, то разве могло быть так, что в Прилепе Самуил заболел, и в течение двух дней успел добраться до своей любимой резиденции, где и скончался. 63 Между тем – странное обстоятельство! На одной из позднейших карт Балканского полуострова читается при самом почти озере, на той самой дороге, которою мы ехали, деревня Сливница. Как могли мы не заметить ее? Если я, постоянно тащившийся позади других, пропустил ее, не имея у кого спросить о ней, то другие могли сообщить мне о предмете, столько занимавшем наше общество. 64 Преп. Виссарион, которого я считал, по ошибке, стоящим в Святцах именно под 5-м июня, отчего и припомнил его чудную жизнь. Человек всю жизнь переходил с места на место (отчего приравнивается в песнях церковных к птичке) и спал не ложась, а сидя или стоя... 65 По Кедрину (кн. 11, стр. 469, Бон. изд.), Император, проживая в Охриде, принимал верноподданнические заявления родственннков Самуила. А, кончив это, переехал через гору на озеро Преспу. Но, проезжая горою (видимо, нашим путем), успел выстроить над озером крепость своего имени. Другую же крепость выстроил в самом озере ( ν τ λεχθεσ λμν). На новой карте Киперта (1870) указывается на северном озере остров: Град. Может быть, он и есть постройка Императора. 66 Только на старой (1821) карте Vaudoucourt, под верхним озером крупно напечатано: PRESPA. Очевидно, что тут происходит. – Повторяется упомянутая выше история с Могленой. Имя области или местности придается воображаемому городу. 67 Кедрин, т. 11 стр. 436. «Этот воинственный человек, никогда не знавший покоя, воспользовавшись междоусобием в греческих войсках, сражавшихся с Склиром, учинил набег на весь запад, не на Фракию только и Македонию, и окрестности Фессалоники, но и на Фессалию, и на Элладу, и на Пелопоннис, и взял много крепостей, главнейшую же – Лариссу, которой жителей переселил со всеми семействами и имуществом во внутренние части Булгарии, и, внесши их в свои военные списки, употреблял их в своей войне с греками. Перенес же – и мощи св. Ахиллия, бывшего при Константине Великом Епископом Ларисским, и присутствовавшего на великом и первом Соборе с Ригином Скопельским и Диодором Триккским, и положил их в Преспе, где у него был царский дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010