Источник: сайт Санкт-Петербургской митрополии . Петербург – город на море, и русские боевые корабли до середины прошлого века строились в самом его центре, на стапелях возведенного по проекту И.К. Коробова Адмиралтейства. В его башне зодчий С.И. Чевакинский по указу 1747 г. начал устраивать домовую церковь свв. Захарии и Елизаветы для работающих на верфи мастеровых. Иконы для нее написал известный художник М.Л. Колокольников. Освященная 10 мая 1755 г. церковь была закрыта в 1808 г., и ее убранство передано кладбищенскому храму в Колпине. Вновь церковь в Адмиралтействе, перестроенном в его нынешнем виде А.Д. Захаровым, появилась в связи с возведением нового Исаакиевского собора и необходимостью продолжать службы. Всего за пять месяцев в зале на втором этаже, в юго-западном углу, была устроена по проекту О. Монферрана „без лишних украшений, с примерным благолепием“ двухпридельная церковь с хорами, освященная 12 декабря 1821 г. архимандритом лавры Товией (Моисеевым) в память о дне рождения Императора Александра I, приходившегося на день свт. Спиридона Тримифунтского. Новая церковь вмещала до 2000 человек. Из „старого Исакия“ были перенесены престол, иконостас придела с царскими вратами и утварь. Интерьер храма был оформлен двумя рядами белых ионических колонн и украшен большими религиозными полотнами. Сюда же из Исаакия перешел и причт, в обязанность которого входили молебны при закладке и спуске кораблей. Вход в храм был отмечен двумя большими образами по сторонам. Когда новый Исаакиевский собор был построен, церковь в Адмиралтействе не только не закрыли, но в 1858 г. назвали собором морского ведомства и заново, после большого ремонта, 1 октября 1859 г. освятили. Через год фронтон собора украсился крестом на шаре, сделанным по рисунку И.К. Риглера, который в 1863 г. возвел и каменную звонницу, где были повешены шесть колоколов „старого Исакия“. Позднее в соборе появились еще три придела: в 1874 г. – во имя Зачатия прав. Анны, осенью 1889 г. – на хорах, во имя прор. Осии, в память спасения Императорской семьи в Борках, в 1891 г. – во имя свт. Николая. Особенно много для украшения собора, имевшего небольшой приход, сделал прот. Алексий Андреевич Ставровский, служивший настоятелем с 1896 г. до самой революции и написавший историю собора. В 1897 г. он капитально отремонтировал храм, а в следующем – украсил наружный крест лампочками, зажигавшимися во время всенощной, что было для того времени новинкой. В 1915 г. на собранные пожертвования была выполнена уникальная серебряная плащаница в стиле ампир с рельефными украшениями и сенью.

http://sobory.ru/article/?object=24837

Освящение храма состоялось 11 ноября 1861 г. Стефан Шевкуненко пожертвовал также капитал в 1000 руб. и лес, из которого был построен дом с мезонином и службами для причта. В 1894 г. на средства купца Ивана Ефремова Ружникова был сделан ремонт и заменен иконостас, всего на сумму до 6000 руб. серебром. В храме хранился серебряный потир, пожертвованный стольником князем Семеном Засекиным, а также образ Божией Матери, пожертвованный стольником Хомутовым. В 1714 г. начато строительство холодной церкви с тремя престолами: главным - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельными с южной стороны - во имя сщмч. Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, с северной стороны - Алексия, человека Божия. Престолы были освящены в 1718 г. По церковной грамоте Михаила Феодоровича к Мезенскому соборному храму было приписано немного угодий в разных местах, но по решению Правит. Сената в 1869 г. все они перешли в государственную собственность. Приписная церковь: во имя свт. Николая на лесопильном заводе дворянина Русанова, в 25 верстах от г. Мезени.В 1894 г. казенного жалованья полагалось: диакону 89 руб., псаломщику 62 руб. в год. Кружечных доходов причт получал до 520 руб. в год. Земли во владении причта имелось 22 дес. Дом для помещения причта имелся.В 1888 г. было преподано архипастырское благословение мезенским купцам Ивану, Афанасию и Петру Ружниковым, пожертвовавшим 250 руб. на покупку железа для соборных зданий и 100 руб. на пополнение соборной ризницы.В декабре 1893 г. епархиальным съездом духовенства был освобождён от процентов сборов с капиталов капитал Мезенского собора в 1000 руб., пожертвованный купцом Шевкуненко на ремонт собора. Священники: Герасим 1663 г.; Илия конец XVII в. (в 1702 г. переведен в Архангельский Троицкий собор); Феодор 1710 г.; Феодор Иванов 1745-1759 г.г.; Афанасий Гагарин до 1762 г.; Никифор Наумов до 1766 г.; Иаков Пертов; Василий Манаков до 1776 г. (протоиерей); Стефан Спирихин 1781 г.; Димитрий Павловский до 1784 г.; Иоанн Федоров до 1804 г.; Прокопий Герасимов Киприанов до 1806 г.; Варсонофий Гагарин до 1811 г.; Михаил Новиков до 1813 г.; Иоанн Розов 1808-1811 г.г. (протоиерей); Артемий Постников 1814-1820 г.г. (протоиерей); Каллинник Корытов 1821-1844 г.г. (с 1834 г. протоиерей); Гавриил Попов до 1850 г. (протоиерей); Василий Фирсов 1.7.1852-1870 г.; Петр Ивановский до 1880 г.; Михаил Темнорусов до 1883 г.; Лев Владимиров до 1886 г.; Симеон Кудрявцев до 1891 г.; Авенир Шабунин 1887-1890 г.г.; Алексий Варфоломеев 1890-1893 г.г.; Александр Иаковлев Заостровский 25.7.1893-24.8.1895.Церковный староста: мещанин Никандр Личутин 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=30162

Особую страницу в истории оптинского духовничества занимает духовный подвиг старцев в окормлении многочисленных женских обителей, где внутренняя жизнь целиком строилась по советам многоопытных наставников. Этому посвящён цикл очерков “Под покровом Оптиной пустыни”, в котором рассказано о судьбе учеников старцев из различных обителей — Белёвской, Севской, Борисовки, Тулы и многих других. К ним относится материал о тверском крае, где ученицами и последователями старцев являлись игумения Тверского Христорождественского монастыря (1827–1849) Досифея (Верёвкина), игумения Знаменского Осташковского монастыря Аполлинария (Банина) (1891–1894) и игумения того же монастыря (1837–1849), а позже — Тверского Христорождественского монастыря (1849–1875) Мария (Игнатьева), настоятельница Кашинского Сретенского монастыря Назарета (Давыдова) и Антония (Мезенцева) (1855–1875), а также многие другие. Игумения Досифея (Верёвкина) Игумения Досифея (в миру Анна) происходила из дворян Орловской губернии Карачевского уезда и была дочерью майора. В монашество была пострижена 24 июня 1821 года в Белгородском Рождество-Богородицком монастыре, с того же года проходила послушание ризничей в Борисовской Тихвинской девичьей пустыни, от которого в 1823 году была уволена за слабостью здоровья по резолюции преосвященного Владимира, епископа Курского и Белгородского. В 1824 году по прошению перемещена в Псковскую епархию в Псковский Иоанно-Предтеченский девичий монастырь, в августе 1825 года по прошению уволена в Тихвинский монастырь Новгородской епархии для поклонения чудотворному образу, а оттуда в Орловскую и Курскую епархии для свидания с родными. В августе 1826 года она поступила в Тверской Христорождественский монастырь при архиепископе Тверском и Кашинском Ионе (Павинском). В Тверском монастыре в то время настоятельницей была игумения Аполлинария (Лутковская). Монахиня Досифея в самое непродолжительное время так зарекомендовала себя, что игумения Аполлинария в своём прошении об увольнении указала на неё как на единственную свою преемницу. В письме на имя Высокопреосвященнейшего Амвросия (Протасова), архиепископа Тверского и Кашинского, игумения писала, “что поддержать учреждённый порядок по церкви и монастырю способна онаго же монастыря монахиня Досифея, почему она, игумения Аполлинария и отказывается от управления монастырём”. 4 декабря 1827 года монахиня Досифея, которой в то время было 38 лет, была произведена в сан игумении.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-zhens...

П., «О Мелхиседеке» и «О посте», которые затем были переизданы в составе нового собрания трудов М. П., подготовленного А. Галланом (Галланди) для серии «Библиотека древних отцов» (см.: Bibliotheca veterum patrum. Venetiis, 1772. T. 7-8). Независимо от западных исседователей прп. Никодим Святогорец в составе греческого «Добротолюбия», вышедшего в 1782 г. в Венеции, издал по афинской рукописи (Athen. Bibl. Nat. 547) 3 сочинения М. П.: «О духовном законе», «О думающих оправдаться делами» и «Послание Николаю». В 1864 г. сочинения М. П. были опубликованы в составе «Греческой патрологии» Ж. П. Миня на основе изданий Пико и Галлана (PG. 65. Col. 905-1140). В 1891 г. А. И. Пападопуло-Керамевсом был впервые издан ранее неизвестный трактат «Против несториан»; в 1905 г. он был переиздан Дж. Коцца-Луци с учетом новооткрытой рукописи ( Cozza-Luzi J. Nova Patrum Bibliotheca. R., 1905. T. 10. P. 195-252). Критическое издание трудов М. П. было выпущено канадским исследователем Ж. М. де Дюраном ( Marc le Moine. Traités. 1999-2000). Оно основано на всех известных греческих рукописях с учетом древнего сир. перевода; 2 тома этого издания впервые объединяют все аскетические и догматические сочинения М. П., изданные в разное время и в разных местах. Сочинения М. П. уже в древности были переведены на сирийский, арабский и грузинский языки. Существует древний слав. перевод некоторых сочинений М. П. в рукописях XIV-XV вв., он остается неизученным. Поздний слав. перевод прп. Паисия (Величковского) входит в состав слав. «Добротолюбия» (М., 1793). На рус. язык нек-рые сочинения М. П. были переведены и опубликованы прот. Герасимом Павским в 1821-1834 гг. (ИАБ. 4. 1334). В 1858 г. был издан подготовленный изд-вом Оптиной пустыни сб. «Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова». Слова 7 и 10 данного издания не принадлежат М. П.; в собрание не вошли сочинения М. П. «О Мелхиседеке» и «Против несториан» (Там же). Подлинные «О духовном законе» (Περ νμου πνευματικο; De lege spirituali; CPG, N 6090), собрание сентенций.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

ПБ – Письмо к г. Бунзену. ПЛ – Письмо к Монсеньору Лоосу, епископу Утрехтскому. ПО – Православное обозрение (М., 1860–1891). Св. Серафим – Беседа преп. Серафима о цели христианской жизни//Русский паломник (Platina СА). 1900. Тютчев – Федор Иванович Тютчев. Кн. 1. М., 1988 (ЛН. Т. 97). Флоровский – Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. ЦО – Церковь одна. Baron – Baron Ρ., L " abbé. Un théologien laïc ortodoxe russe au siècle Alekxis Stépanovitch Khomiakov (1804–1860). Son ecclésiologie – exposé et critique. Roma, 1940 (OCA, Birkbeck – Birkbeck W J. Russia and the English Chuch. During the Last Fifty Years. Vol. l. London, 1895. Gratieux 1, 2, 3 – Gratieux A. A. S. Khomiakov (1804–1860) et le Mouvement slavophile. Vol. 1, 2. Paris, 1939 (Unam Sanctan, N 5, 6). (Vol.3) Le Mouvement slavophile à la veille de la Révolution. Dmitri A. Khomiakov. Paris, 1953 (Unam Sanctan, N25). EL – Khomiakov A.-S. L " Eglise latine et le protestantisme au point de vue de L " Eglise d " Orient. Lausanne et Vevey, 1872. Ir – Irenikon. Amay-sur-Meuse-Chevetogne, 1924–. ОСА – Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1937 – (NN 101–). OCP – Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1937 – O " Leary – O " Leary P. P., OP. The Triune Church. A Study in the Ecclesiology of A.S. Khomiakov. Freiburg, 1982 (Okumenische Beihefte zur Freiburger Zeitschrft fur Rhilosophie und Theologie, 16). PC – Patrologiae cursus completus. Accurante T. – P. Migne. Series graeca. T. 1–161. Parisiis, 1857–1865. Podskalsky – Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrshaft (1453–1821). Die Ortodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westers. München, 1988. Suttner – Suttner E. Offenbarung, Gnade und Kirche bei A.S. Chomiakov. Würzburg, 1967 (Das östliche Christentum. N. F. H. 20). Florovsky I, II, III – Florovsky G. Collected Works. Belmont, Mass. Vol. I. Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox Vlew. 1973. Vol. II. Christianity and Culture. 1974. Vol. III. Creation and Redemption. 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Пример такого патриотического служения показал престарелый митрополит Платон, специально приехавший в Москву, чтобы в день Бородинского сражения быть со своей паствой. Его викарию буквально силой удалось увезти его обратно в Троице-Сергиеву Лавру уже перед самым вступлением неприятеля в город. На дело спасения Отечества он, как священноархимандрит Лавры, не только пожертвовал свои личные сбережения (342 империала ), но и передал для этого из лаврской казны 70 тыс. руб. ассигнациями, 2,5 тыс. руб. серебром и еще около шести пудов серебра посудой и в слитках. После Бородинского сражения и сдачи Москвы неприятелю обитель Преподобного Сергия и прилегающий к ней посад превратились в большой госпиталь для раненых воинов и место убежища для москвичей. Такое же преданное служение своему народу русские епископы и духовенство совершали на всей территории, где шли военные действия. Святейший Синод пожертвовал на нужды защиты Отечества и его послевоенного восстановления значительные суммы, составлявшие училищный капитал, собранный для проведения реформы духовного образования и улучшения материального обеспечения духовенства. События Отечественной войны 1812 г. пробудили общественное самосознание в русском образованном обществе. Мысль о будущих судьбах русского народа, избавившего Европу от наполеоновской тирании, волновала в то время многие умы русской дворянской интеллигенции. Одним из течений русской философской и общественной мысли, зародившейся в конце 20-х годов XIX в. и получившей развитие в последующие десятилетия, было так называемое славянофильство. Его родоначальник Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) видел в Православной Церкви идеал общества, где господствует «согласие всех в любви». Основным началом, на котором, по мнению славянофилов, должна строиться жизнь государства и общества в России, является церковное начало соборности. Идея Церкви как преобразующего начала жизни общества была близка целому ряду русских мыслителей, среди которых особо выделяются Ю. Ф. Самарин (1819—1876), Ф. М. Достоевский (1821—1881), К. Н. Леонтьев (1831— 1891) и В. С. Соловьев (1853—1900).

http://sedmitza.ru/lib/text/436417/

с 10.03.1821 по 5.08.1824 еп. Тамбовский и Шацкий Кирилл (Богословский- Платонов) епископ, рукоположен с 26.10.1824 по 26.03.1827 еп. Вятский и Слободской Иннокентий (Сельно-Кринов) епископ, рукоположен с 30.05.1827 по 28.03.1831 еп. Курский и Белгородский Николай (Соколов) епископ, рукоположен с 8.06.1831 по 2.10.1834 еп. Калужский и Боровский Исидор (Никольский) епископ, рукоположен с 11.11.1834 по 5.07.1837 еп. Полоцкий и Витебский Виталий (Щепетов) епископ, рукоположен с 27.06.1837 по 14.11.1842 еп. Костромской и Галичский Иосиф (Богословский) епископ, рукоположен с 27.12.1842 по 20.11.1849 еп. Оренбургский и Уфимский Филофей (Успенский) епископ, рукоположен с 18.12.1849 по 19.08.1853 еп. Костромской и Галичский Алексий (Ржаницын) епископ, рукоположен с 20.09.1853 по 20.07.1857 еп. Тульский и Белевский Евгений (Сахаров- Платонов) епископ, рукоположен с 6.10.1857 по 13.10.1858 еп. Симбирский и Сызранский Порфирий (Соколовский) епископ, рукоположен с 21.11.1858 по 21.03.1859 еп. Уфимский и Мензелинский Леонид (Краснопевков) епископ, рукоположен с 26.04.1859 по 15.05.1876 с 20.11.1867 по 25.05.1868 временно управлял Московской епархией архиеп. Ярославский и Ростовский Никодим (Белокуров) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 17.06.1876 † 14.10.1877 Игнатий (Рождественский) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии с 17.12.1877 по 11.02.1878 еп. Костромской и Галичский Амвросий (Ключарев) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии с 6.04.1878 по 22.09.1882 еп. Харьковский и Ахтырский; † 3.09.1901 Алексий (Лавров-Платонов) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии с 22.01.1883 по 9.03.1885 еп. Таврический и Симферопольский Мисаил (Крылов) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии с 4.05.1885 по 3.06.1889 еп. Орловский и Севский † после 1918 Виссарион (Нечаев) епископ, рукоположен с 30.07.1889 по 14.12.1891 еп. Костромской и Галичский; † 30.05.1905 Александр (Светлаков) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С XIV в. в Далмации стало увеличиваться число правосл. сербов, к-рые в церковном отношении подчинялись Дабро-Босанской епархии . В 1647 г. архиеп. Бернардо Флорио (1642-1656) с целью привлечь сербов в католичество разрешил совершать богослужения и на церковнослав. языке. При архиеп. Теодоре Бальби (1656-1669) и при поддержке Венеции в З. в 1659 г. открылась семинария «Seminarium Florianum» (в честь архиеп. Бернардо) с преподаванием на лат. языке. В 1688 г. правосл. население было подчинено униат. архиепископу Филадельфийскому, поэтому архиеп. Иоанн Парцаги просил Конгрегацию пропаганды веры Римской курии прислать миссионеров для проповеди среди сербов ( Н. Римокатоличка црква и хрватство: Од илирске uдeje до великохрватске peaлuзaцuje: 1453-1941. Београд, 1977. С. 63). В 1729 г. архиеп. Вицко Змаевич (1713-1745) получил разрешение папы Римского Бенедикта XIII на строительство хорват. семинарии (открылась 1 мая 1748). Далматинские сербы боролись с навязыванием унии и стремились иметь правосл. епископа, но официально Далматинская епархия с кафедрой в Шибенике была основана только в 1808 г. В начале австр. периода из-за прекращения финансирования Венецией была закрыта лат. семинария «Seminarium Florianum», а хорват. семинария в 1821 г. была преобразована по образцу австр. учебных заведений (в 1831 хорватский был заменен лат. языком и школа получила название «Seminarium theologicum latinum»). В 1828 г. папа Римский Лев XII даровал архиеп. Иосипу титул митрополита всей Далмации, а кафедры в Сплите и Дубровнике понизил до ранга епископий. В 1839 г. архиеп. Иосип открыл хорват. семинарию, а 18 авг. 1867 г. архиеп. Петар Дуям Маупас (1862-1891) - лат. семинарию. В 1897 г. в З. была основана хорват. гимназия. В 1910 г. за активную поддержку движения за хорват. возрождение австр. власти сняли с кафедры архиеп. Матея Дуяма Дворника. После передачи города Италии Задарский диоцез оказался на территории 2 гос-в: сам город и 4% территории епархии - в Италии, остальная часть - в Хорватии.

http://pravenc.ru/text/182465.html

С Нерехтским уездом были связаны и другие представители этого рода: сестра Афанасия Фёдоровича, - Мария Фёдоровна, была замужем за кинешемским дворянином Грамотиным, а их сын - известный поэт и писатель Николай Фёдорович Грамотин (1786-1827), оставшись рано сиротой, воспитывался у своего дяди в его усадьбе; дочь Афанасия Фёдоровича, - Варвара Афанасьевна, была замужем за Нерехтским городничим Василием Александровичем Коптевым (1784-1865) и жила в усадьбе Марьинское, где и была похоронена (её первый рано умерший муж был Степан Васильевич Завязкин, принадлежал к старинному дворянскому роду, был капитан 2 ранга, за 35 лет службы участвовал во многих морских походах, умер в Кронштадте в 1821 г.). После смерти Варвары Афанасьевны в 1852 г., во владение имением вступила её старшая дочь Александра Степановна Завязкина. Согласно данным Комитета по улучшению быта помещичьих крестьян на 1 января 1858 г. в её Нерехтском имении состояло крестьян 560 душ мужского пола, дворовых - 19 душ, земли крестьянской - 2170 десятин, земли помещичьей - 188 десятин (подобных имений, по данным в Костромской губернии, с числом крепостных более 500 душ, было не более 2-ух процентов). А.С. Завязкина умерла в 1891 г., в возрасте 79 лет, не оставив после себя прямых наследников. В 1898 г. часть усадьбы Дементьево, что неподалеку от села Марьинское, была приобретена Костромской епархией для вновь открываемой церковно-приходской школы. Открытие Дементьевской мужской второклассной церк. - приход. школы состоялось 1 октября 1898 г. Заведующим и законоучителем школы был назначен священник Воскресенской церкви с.Марьинского отец Геннадий Приоров. Попечителем школы был дворянин А.В.Елагин, старинному роду которого принадлежала одна из усадеб Нерехтского уезда под названием Жары возле села Марьинского. Отец живших здесь Елагиных, - Василий Дмитриевич Елагин имел многочисленную семью. Его супругой была Варвара Николаевна (урожд. Васильчикова?) и было у них 14 детей, которые были крещены в Воскресенской церкви с.Марьинского.

http://sobory.ru/article/?object=23574

Серебряная В.В. «Культовое зодчество Волгоградской области» Церковь производит очень сильное впечатление своей массивностью, незыблемостью. Вот что пишет П.И. Селезнев о впечатлениях командующего 6-ой армией Фридриха фон Паулюса, некоторое время находившегося в станице Голубинской, от знкомства с Голубинским храмом в своей книге «Южный крест»: Двадцать первого ноября генерал Паулюс покинул станицу Голубинскую. Два " Физилер-Шторха " поднялись со штабного аэродрома, пересекли Дон, взяли курс на юг, на станицу Нижне-Чирскую. Летели низко. Паулюс воротил голову в сторону, смотрел на густую россыпь станичных домиков, на задонские бугры; почему-то боялся потерять из виду церковную колокольню. Словно все еще надеялся понять, определить... Даже с самолета она виделась высокая, огромная, нестерпимо русская. Все дни, все недели, пока командный пункт армии находился в Голубинской, его тянуло к этой русской церкви. Прогуливаясь, оказывался вдруг рядом; смотрел на церковь из окна квартиры, даже мысленно видел... И привлекала его не старинная кладка, не изящество строгих линий и уж, конечно, не религиозные мотивы. Только сейчас, в самолете, понял, что тянуло его чувство страха. От русской церкви исходило вековое, что-то необъяснимо огромное. Страшное заключалось в этой необъяснимости. Ее нельзя, невозможно преодолеть. Ощущение российской незыблемости исходило от огромных тесаных камней цоколя, от темного, угрюмоватого жженого кирпича, от ровных, словно по линейке отбитых швов. Всякий раз генерала Паулюса тянуло взглянуть вверх, увидеть шпиль и медный колокол. Звонница высокая, прямая, строгая, а колокол висел тяжелый, молчаливый, грозный. Больше всего Паулюс боялся смотреть вверх. Ему казалось, что вот-вот колокол бухнет, ударит, загудит литой медью. Никто не знает, в какой момент земля дрогнет, перевернется и рухнет. Когда ударит колокол? ... Станицы Голубинской Николаевская церковь Известно, что в 1735 году было окончено строительство и освящена деревянная церковь. По ветхости и тесноте ее в 1775 году была заложена новая церковь. Была устроена из соснового леса, с дубовым фундаментом, освящена в 1788 году. В 1800 году деревянный фундамент заменили на каменный. В 1821 году она сгорела. Была отстроена новая церковь. Вновь отстроенная тоже сгорела от громового удара в 1876 году. Церковь построена по усердию и на средства прихожан и освящена 9 ноября 1891 года.

http://sobory.ru/article/?object=26504

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010