Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЕНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Панорама Успенского мон-ря в Оренбурге. Фотография. Нач. XX в. Панорама Успенского мон-ря в Оренбурге. Фотография. Нач. XX в. (Оренбургской и Саракташской епархии Оренбургской митрополии), находится в г. Оренбурге. Основан 17 февр. 1866 г. как жен. община казачьей вдовой Татьяной Алексеевной Кононовой (урожд. Амарцева; 1805-1891), к-рая после кончины мужа с 1821 г. странствовала по св. местам, жила в Киеве. По преданию, в Сарове прп. Серафим Саровский благословил ее основать монашескую общину. Вернувшись в Оренбург, в 1854 г. Кононова вместе с девушками и со вдовами, стремившимися к иноческой жизни, поселилась в доме при ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1852-1853). Сестры пели на клиросе, трудились, читали неусыпаемую Псалтирь по усопшим. Строитель этого храма купец Н. М. Деев ( 19 нояб. 1863) предоставил им жилой многоквартирный дом. По его ходатайству Оренбургское городское управление бесплатно выделило насельницам 10 дес. земли рядом со старейшим кладбищем Оренбурга, в сев.-вост. части Конно-Сенной пл. На участке, обнесенном деревянным забором, сестры устроили огород и поставили саманный домик. После пожара, к-рый уничтожил многоквартирный дом, насельницы жили в саманной землянке. В 1863-1864 гг. на средства купцов Деевых здесь был построен первый 2-этажный полукаменный корпус, получивший название Белый. 17 февр. 1866 г. община, первоначально именовавшаяся Николаевской, была официально открыта, а 18 февр. сестры получили дарственную на выделенный городской управой участок в 10 дес. Начальницей обители 11 апр. того же года была назначена Кононова, 9 авг. 1867 г. принявшая монашеский постриг с именем Таисия. 20 окт. 1867 г. общине было разрешено иметь свою печать. В 1866-1868 гг. к Белому корпусу был пристроен временный кирпичный храм, освященный 18 июля 1868 г. во имя свт. Николая Чудотворца. В 1870 г. на Главной рыночной пл. Оренбурга община устроила часовню, доходы от к-рой (пожертвования, в т. ч. за требы и от продажи просфор) шли на благоустройство обители. В марте того же года при общине открылась школа грамоты для девочек «бедного состояния» с преподаванием Закона Божия, церковнослав. и рус. языков, арифметики и рукоделия. В сент. 1891 г. она была преобразована в церковноприходскую школу. В 1870 г. здесь обучались 25, в 1904 г.- 67, в 1910 г.- 113 воспитанниц.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

Михаил Булгаков и Патриарх Сергий: двойной портрет В один день, 15 мая, родился в 1891 году Михаил Булгаков и отошел в 1944 году в вечность Патриарх Сергий (Страгородский) 15 мая, 2016 В один день, 15 мая, родился в 1891 году Михаил Булгаков и отошел в 1944 году в вечность Патриарх Сергий (Страгородский) О том, что объединяет двух столь разных, казалось бы, людей – Патриарха Сергия (Страгородского) и Михаила Булгакова – размышляет иеромонах Димитрий (Першин). Современники, апологеты, страдальцы, сталинские адресанты, заложники своего выбора, критикуемые со всех сторон и при жизни, и в наши дни, они вошли в историю как ее символы. Как авторы книг, не понятых до сих пор. И как люди, о которых молилась гонимая Церковь и, соответственно, можем молитвенно вспомнить и мы. Сергий опережал время на эпоху. Булгаков – на жанр. Будущему Патриарху довелось проходить свои университеты в языческой Японии и в только что стряхнувшей турецкое иго Греции. В первом «вузе» его ректором был святитель Николай Японский. Во втором – священномученик Григорий V, патриарх Константинополя, повешенный на Пасху в 1821 году. Оба учили отца архимандрита тому, что Церковь может жить и во враждебном окружении без имперских скреп и костылей. Что уход в катакомбы – это крайняя мера, чреватая маргинализацией церковной жизни. Что ради легитимного выживания церковных институтов можно публично благодарить императора-язычника или султана-мусульманина за саму возможность дышать с удавкой на шее. И ради того, чтобы не пролилась кровь христиан, можно благословлять их на молитву о победе языческой Японии над православной Россией, либо анафематствовать их же, коль скоро они учинили бунт против иноверной Порты. А Михаил Афанасьевич, сын профессора Киевской Духовной Академии и внук священников, почерпнул от отца весьма глубокие познания в области западных исповеданий. Не прошел он мимо и либерального протестантизма, редуцировавшего Евангелие до набора моральных прописей, но при этом превратившего жизнь Иисуса в увлекательный роман. Книгами Ренана и Штрауса зачитывались.

http://pravmir.ru/mihail-bulgakov-i-patr...

В конце XIX века Святополк-Мирские построили вокруг церкви кирпичную ограду. Сейчас сохранились только два ее фрагмента. В тех местах, где ограда подпирала земляной склон. На фотографиях, сохранившейся с тех времен, видно, что на ограде были проемы в форме крестов. Возле церкви был семейный склеп — здесь захоронена вся княжеская семья. Надгробные плиты были отреставрированы не так давно. До этого несколько десятилетий по княжеским надгробиям ходили люботинцы. В начале 1990-х годов, когда началась реконструкция тротуара перед входом в горсовет, были найдены две плиты, лежавшие лицевой частью вниз. Никто не догадался о том, что это за плиты, да так и оставили их лежать на мостовой. О том, что это могилы, стало известно сравнительно недавно. На юго-восточной окраине города Люботина, возвышаясь над водной гладью, стоит белоснежная с золотыми куполами церковь. Храм Святителя Николая в пос. Гиёвка, что на окраине Люботина, является неотъемлимой частью усадебного комплекса княжеского рода Святополк-Мирских. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1778 г., когда имением владел прапорщик Щербинин. В 1821 г. имение переходит к харьковскому литератору Василию Григорьевичу Масловичу, при котором было завершено строительство каменного храма. В 1833 г. из-за ненадежного фундамента стены храма дали трещины, и Маслович решается разобрать, а затем заново построить храм. Строительство новой каменной церкви началось только 1838 г. и было закончено уже после смерти Василия Григорьевича его женой Надеждой Дмитриевной Маслович в 1841 г. Освящен храм был в 1843 году. В 1881 г. имение приобретает Харьковский генерал-губернатор Дмитрий Иванович Святополк-Мирский. При нём была отремонтирована церковь. В 1899 г. имение переходит его сыну Петру Дмитриевичу Святополк-Мирскому - предводителю Харьковского губернского дворянства, шефу корпуса жандармов, министру внутренних дел Российской империи в 1904-1905 гг. Петр Дмитриевич Святополк-Мирский лично заботился о благосостоянии Свято-Николаевского храма, став его старостой. В 1891 г. в храме было установлено отопление, велись позолотные работы, закупалась новая утварь и церковные облачения. Во время революционных событий и гражданской войны имение было разграблено.

http://sobory.ru/article/?object=03822

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 20.02.1822, с. Спас Волженский Вяземского у. Смоленской губ.- 22.10.1891, Троице-Сергиева лавра), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО. Род. в семье козельского дворянина, участника Отечественной войны 1812 г., штабс-ротмистра, затем асессора Тульского губернского правления Александра Александровича Кавелина († 7 марта 1874), принадлежавшего к старинному дворянскому роду; в Крымскую войну он возглавил Козельское ополчение (Летопись скита. 2008. С. 136); мать - Мария Михайловна (урожд. Нахимова; 1802-1860), двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. Племянник владимирского губернатора (1820-1821), директора Главного педагогического ин-та (1816-1819) Д. А. Кавелина (1778-1851), двоюродный брат историка и философа К. Д. Кавелина (1818-1885). В 1835 г., по окончании 4-го класса Калужской гимназии, определен в 1-й московский кадетский корпус (1835-1840). В корпусе проявились его «религиозность и склонность к учено-литературным занятиям» ( Никольский. 1914. С. 196). В 1839 г. в числе лучших воспитанников корпуса Л. Кавелин принимал участие в юбилейных маневрах на Бородинском поле, затем по предложению начальства составил их описание (Письмо из Бородина. 1839); стихотворение «Бородинское поле», датированное 1839 г., напечатали позже (Маяк. СПб., 1845. Т. 19. Кн. 38. Отд. 1. С. 48). Воспоминаниям об учебе и о преподавателях посвящены отдельный очерк (В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов//РА. 1878. 11. С. 405-409) и статья (Празднование столетия 1-го Московского кадетского корпуса//ДНР. 1879. 2. С. 167-172). По окончании курса в 1840 г. Кавелин «за отличные успехи» определен прапорщиком в лейб-гвардии Волынский полк. Состоявшееся практически одновременно с окончанием корпуса знакомство с издателем ж. «Маяк» С. О. Бурачком и редактором «Иллюстрации» А. П. Башуцким, «литераторами, отличавшимися, как и он, православно-религиозным направлением», задало новую тему лит. и научной деятельности Кавелина, в к-рой проявился интерес «к историко-археологическим исследованиям памятников русской старины и церковных преданий» ( Никольский. 1914. С. 197). Л. стал сотрудником ж. «Маяк», с 1843 по 1846 г. публиковал множество стихов, повестей, переводов, статей и очерков историко-лит., археологического и этнографического содержания. В это время Кавелин сблизился с архим. Сергиевской пуст. св. Игнатием (Брянчаниновым) , и молодой офицер «едва было не избрал Сергиевскую пустынь местом первых своих иноческих подвигов» ( Дмитриевский. 2009. С. 174-176).

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Братья: Виктор, Владимир, Александр, Николай Бежаницкие. Фотография. 10-е гг. XX в. Братья: Виктор, Владимир, Александр, Николай Бежаницкие. Фотография. 10-е гг. XX в. Стефанович Бежаницкий (2.12.1859, приход Прийпалу на мызе Сонтаг (Сонтак) Дерптского у. Лифляндской губ. (ныне дер. Прийпалу, Эстония) - 14.01. 1919, г. Тарту, Эстония), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых земли Эстонской и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Сын прот. Стефана Ананьевича Бежаницкого (1821-1892), известного в Эстонии миссионера и просветителя. Окончил Рижское ДУ в 1877 г. и Рижскую ДС в 1881 г., после чего был назначен псаломщиком в Николаевскую ц. с. Чёрного Дерптского у. (ныне г. Муствеэ, Эстония). Одновременно был учителем в местной церковноприходской школе. 25 нояб. 1883 г. рукоположен во иерея и назначен священником ц. Сретения Господня в с. Воронья (ныне Варнья) того же уезда. 27 авг. 1885 г. перемещен священником в храм во имя мц. Зинаиды Тарсийской на мызе Керкау Перновского у. Лифляндской губ. (ныне Кяргу , Эстония), назначен благочинным Керкауского окр. 28 июня 1891 г. приступил к служению в Екатерининской ц. г. Верро Лифляндской губ. (ныне Выру, Эстония). Одновременно был законоучителем Верроского жен. городского начального уч-ща и духовником Верроского благочиния (с 30 окт. 1902). 1 янв. 1904 г. назначен на служение в храм во имя св. Иоанна Предтечи в г. Феллин Лифляндской губ. (ныне Вильянди, Эстония). Одновременно состоял в должности законоучителя Феллинского городского уч-ща. Был членом местного тюремного комитета и попечительства о народной трезвости. С 8 апр. 1904 г. благочинный Феллинского благочиннического окр. Сщмч. Николай Бежаницкий. Фрагмент иконы. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Николай Бежаницкий. Фрагмент иконы. 10-е гг. XXI в. Сохранились воспоминания о Н. как о священнике, к-рый много сил отдавал делу народного просвещения, благотворил нищим и обездоленным, проявлял большое милосердие. Во время революции 1905-1907 гг., когда в крае действовали правительственные карательные отряды, Н. удалось добиться помилования 4 приговоренных к расстрелу. С целью облегчения участи др. арестованных Н. обратился за помощью к Рижскому и Митавскому архиеп. священноисп. Агафангелу (Преображенскому ; впосл. митрополит), и тот со своей стороны оказал необходимое содействие. 1 янв. 1908 г. Н. был назначен настоятелем Георгиевской ц. в г. Юрьеве (до 1893 Дерпт, с 1919 Тарту). Возведен в сан протоиерея. В это же время состоял в должности законоучителя начального уч-ща при Юрьевской учительской семинарии, городского уч-ща (с 1 февр. 1908), являлся духовником Юрьевского благочиния (с 1908), духовным следователем Юрьевских 1-го и 2-го благочиннических округов (с 16 окт. 1908). Избирался депутатом епархиальных съездов Рижской епархии в 1887, 1888, 1890 и 1899 гг. В 1908 г. избран председателем епархиального съезда.

http://pravenc.ru/text/2565660.html

Филипповское. Церковь Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Село Филипповское на реке Серой находится в 120 верстах от Владимира и в 56 верстах от Мурома. В писцовых книгах 1628 г. в Филипповском показана церковь во имя Николая чудотворца, когда построена эта церковь, неизвестно. В 1684 г. в Филипповском была построена новая деревянная церковь во имя того же святителя. Эта церковь просуществовала до построения каменного храма в 1821 г. В существующем храме устроено три престола: главный – во имя св. Николая чудотв., в теплых приделах – во имя преп. Сергия Радонежского и св. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1818 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон своею древностью и ценностью украшений замечательны иконы Спасителя, Смоленской Божией Матери и Николая чудотворца. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: процентного капитала, от земли пахотной, от служб и требоисправлений до 2500 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села, 9 деревень и 1 сельца, в коих по клировым ведомостям числится 2047 душ муж. пола и 2299 жен. В селе имеется школа грамоты и земская народная школа; в дер. Оленине с 1891 г. открыта церковно-приходская школа, содержится на средства местного купца. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Село Филипповское Киржачского района Владимирской области – место, где находится Свято-Никольский храм, принадлежало святителю Алексию митрополиту Московскому и Всея Руси (1292-1378 гг.), первому из Московских митрополитов, так как раньше духовным центром Руси был Владимир. Будучи епископом Владимиро-Суздальской епархии (до 1350 г/), святитель Алексий владел с. Филипповским. Перед своей кончиной святитель Алексий передал село во владение Чудову монастырю г. Москвы. Это случилось в 1377 году (за три года до Куликовской битвы), незадолго до смерти святителя, и об этом мы находим упоминание в его духовной грамоте: «Се аз смиренный грешный раб Божий Алексий, пишет грамоту духовную целым своим умом. Дано святому великому архангелу Михаилу и честному его Чюду село Жилинское, Серкизовское, Тюфтетское…, Филипповское с деревнями и бортью, Обуховскую деревню. А все те села даю с серебром и с половинки и с третинки и с животиною».

http://sobory.ru/article/?object=03907

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» (ЖМНП), офиц. издание Мин-ва народного просвещения, выходившее в 1834-1917 гг. ежемесячно (всего было опубл. 434 части, каждая включала неск. номеров). Мин-во народного просвещения начало выпускать свой печатный орган на основании Предварительных правил народного просвещения 1803 г. по инициативе министра П. В. Завадовского . В 1803-1819 гг. издавалось «Периодическое сочинение о успехах народного просвещения», в 1821-1824 гг.- «Журнал Департамента народного просвещения», в 1825, 1827 и 1829 гг.- «Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения». ЖМНП был основан в 1834 г. по инициативе министра народного просвещения гр. С. С. Уварова . Печатался в типографии С.-Петербургской АН. Редакторами журнала были К. С. Сербинович (1834-1856), А. В. Никитенко (1856-1860), К. Д. Ушинский (1860-1861), Ю. С. Рехневский (1862-1867), И. Д. Галанин (1867), А. И. Георгиевский (1868-1870), Е. М. Феоктистов (1871-1882), Л. Н. Майков (1883-1890), В. Г. Васильевский (1891-1899), Э. Л. Радлов (1899-1917), П. И. Лебедев-Полянский (1917). В 1-м номере в программной статье (1834. 1. С. I-IV) сообщалось, что «наставляемое повелениями монарха, неусыпно пекущегося о пользе Богом врученной ему страны, министерство вменяет себе в прямой и священный долг давать, по мысли и сердцу его, полезное направление читателям своего Журнала, да удовлетворится истинных сынов Отечества справедливое желание знать, каким образом они могут лучше содействовать высоким намерениям Отца России». В этом же номере было опубликовано циркулярное предложение Уварова от 21 марта 1834 г. «начальствам учебных округов о вступлении в управление министерством», в к-ром провозглашалась идеологическая триада: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование... совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и народности» (Там же. С. XLIX-L). По воспоминаниям сотрудника ЖМНП А. В. Старчевского, Уваров сам разработал план издания, его структуру, пригласил сотрудников из профессоров ун-тов, учителей гимназий и проч., установил суммы гонораров за статьи ( Старчевский А. В. Восп. старого литератора//ИВ. 1888. 10. С. 110).

http://pravenc.ru/text/182367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Иркутск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Благовещенская церковь строилась, в отличие от многих других иркутских храмов XVIII века, сразу в камне. Построена в стиле классицизма. Освящена в 1785 г. В пожаре 1879 пострадала настолько, что ее пришлось почти полностью перестраивать. Деньги на воссоздание храма пожертвованы богатыми прихожанами И.С. Котельниковым, С.И. Тельных и А.Ф. Дунаевым. Возведенную в русско-византийском стиле церковь освятили в 1891. После закрытия церкви на ее территории был устроен стадион, а в самом храме – спортивный зал. Находилась на углу Большой и Благовещенской улиц. Перед войной здесь построен большой жилой дом для железнодорожников. Автор: Сергей Иванович Медведев ____________ Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (каменная), 1785–1804; 1888–1890. Построена на средства купца И. Баушева. Сильно пострадала в пожар 1879 г. и была основательно перестроена на средства И.С. Котельникова, С.И. Тельных и А.Ф. Дунаева. В 1821–1823 гг. здесь служил священником будущий епископ Камчатский, Курильский и Алеутский митрополит Московский и Коломенский Св. Иннокентий (И.Е. Попов-Вениаминов). Разобрана в 1931 г. Находилась на месте углу улиц Благовещенской и Большой (ул. Володарского и К. Маркса). Первую каменную Благовещенскую церковь заложили в период управления епархией иркутским епископом Софронием – в 1758 г., на средства купца И. Бичевина. Были выложены фундаменты, но из-за пожара строительство остановилось. Возобновили его в 1785 г., на средства иркутского купца И. Баушева. Церковь имела четыре престола: главный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен 29 октября 1804 г.; боковые – во имя Трех Святителей – 16 ноября 1785 г. (повторно 26 июля 1796 г.), великомучениц Варвары и Екатерины – 26 июля 1789 г.  (1796 г.); последний холодный придел, устроенный под колокольней, освятили 4 (7?) августа 1821 г. во имя св. Сергия Радонежского и Макария Унженского Чудотворца. Каменная ограда была построена в 1852 г.

http://sobory.ru/article/?object=35461

Дмитровск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Городской Троицкий собор – второй по времени каменный храм в Дмитровске после церкви Св. Дмитрия Солунского (1723-1729, 1789) заложили в начале XIX в. Храм имел три престола: главный Троицкий – в холодном храме, освящен в 1812 г. и теплые в трапезной – УспенияПресвятой Богородицы (1817) и Св. великомученика Георгия (1821). В 1832 г. собор расширили, тогда же, вероятно, при нем возвели колокольню. В 1891 г. старанием церковного старосты Николая Лукина был сооружен новый иконостас в Троицком приделе взамен прежнего, пришедшего в ветхость; всю церковь расписали «живописью альфреско», а клиросы от иконостаса перенесли к задним пилонам. Из наиболее замечательных храмовых святынь, хранившихся в соборе, следует упомянуть иконы Св. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского, изготовленные на средства горожан в память спасения императора Александра III и его семьи 17 октября 1888 г. и помещенные в нижнем ярусе иконостаса, а также икону Иверской Божией Матери и резной, с позолотой по краям, кипарисный крест. В Иверскую икону и крест были вмонтированы дарохранительницы с частицами святых мощей. При храме находилась смешанная (для мальчиков и девочек) церковно приходская школа, помещавшаяся в собственном кирпичном доме. Кроме того, собору принадлежали кирпичная караулка и две небольшие лавки, сдаваемые в аренду. В состав прихода, кроме горожан, входили крестьяне деревень Вертякино и Аношенка. В 1903 г. рядом с собором поставили памятник императору Александру II, представлявший собой постамент из черного мрамора в виде скалы, увенчанный деревянным крестом, окрашенным под цвет пьедестала. В 30-е годы XX в. Троицкий собор был закрыт и вскоре взорван. Во время Великой Отечествен ной войны рядом с руинами немцы устроили кладбище, где хоронили погибших офицеров, солдат и русских полицаев (всего от 400 до 800 чел.). После войны развалины окончательно разобрали, а кладбище снесли. В настоящее время на этом месте площадь. Постамент памятника Александру II сохранился до наших дней, правда, он перенесен на другое место и его венчает бюст В.И. Ленина.

http://sobory.ru/article/?object=43451

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010