Весьма образованным человеком был преемник Гедеона на посту главы Русской Православной миссии монах Герман, о чем, в частности, свидетельствует список книг его библиотеки, хранящийся в Кадьякской церкви. Память этого подвижника, отшельником проведшего последние двадцать лет своей жизни в полном уединении на острове Еловом, до сих пор почитается всеми православными жителями Аляски и Алеутских островов 73 . Научная и образовательная деятельность русских миссионеров достигла своего апогея в творчестве великого русского религиозного деятеля, просветителя Аляски Иоанна Вениаминова (Ивана Евсеевича Попова), впоследствии ставшего митрополитом Московским Иннокентием (1797–1879). Иван Евсеевич Попов родился 20 августа 1797 года в селе Агинском, на левом берегу реки Ангары в Иркутской губернии. В возрасте девяти лет он поступил в Иркутскую семинарию, где провел 11 лет своей жизни. Помимо упорной учебы в этом весьма солидном для своего времени учебном заведении и активного самообразования, он научился многим ремеслам у своего дяди иеромонаха Давида. В 1814 году скончался весьма почитаемый всеми сибиряками епископ Иркутский Вениамин, и ректор семинарии для увековечения его имени выбрал своего лучшего ученика, которым оказался Иван Попов, с тем, чтобы тот принял имя покойного иерарха. Таким образом Иван Попов с того времени известен как Иван Евсеевич Вениаминов. В 1817 году, до окончания семинарии, Вениаминов женился на дочери священника Екатерине Ивановне (фамилия ее неизвестна). По окончании семинарии в 1820 году, посвященный в мае 1821 года в священники, Вениаминов служил два года в Сибири, а 7 мая 1823 года, в связи с решением Святейшего Синода открыть —59— православный приход на Уналашке, он отправился со своей семьей из Иркутска в Русскую Америку. На решение молодого священника повлияли увлекательные рассказы промышленника Крюкова, проведшего 40 лет своей жизни на Алеутах. В сентябре того же года о. Вениаминов, его пожилая мать, жена Екатерина, маленький сын и младший брат Степан прибыли на остров Баранова (Ситку), где они провели зиму, что дало возможность Вениаминову изучить с помощью одного из служащих Компании алеутский язык, а также пользоваться богатой библиотекой, оставленной 15 лет назад в Русской Америке Н.П. Резановым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протоиерей М. А. Константиновский, сын диакона села Константиновского, Новоторжского уезда, родился 6 ноября 1791 года. С самых ранних лет он стал проявлять охоту к учению и любил посещать храм Божий. Обучаясь в Новоторжском духовном училище, он отличался сколько успехами в науках, столько же доброю нравственностью и благочестием; каждый день ходил он в монастырь Борисоглебский, где почивают мощи преп. архимандрита Ефрема. Квартируя на постоялом дворе, куда нередко собирался простой народ для ночлега, он, выучив свой урок, приходил к ночлежникам с евангелием или с катехизисом и читал им... Так еще в годы детства обнаруживалось в нем то направление, которыми, отличался он потом в течении всей своей жизни. По переходе из училища в Семинарию, Константиновский, кроме тщательного и прилежного изучения преподаваемых в ней наук, любил заниматься чтением назидательных книг, в особенности творений св. Василия Великого и Иоанна Златоустог о. Часто посещая находящийся близ Твери Желтиков монастырь, где почивают мощи святителя Арсения, епископа Тверского, он избрал в Желтиковской роще, на берегу реки Тьмаки, уединенное место, куда нередко уходил для молитвы и оплакивания своих грехов. По окончании курса Семинарии, он решился было постричься в монашество, но слезы матери удержали его от приведения в исполнение этой решимости. Он женился и 10-го февраля 1814 г. рукоположен был во диакона в погост Осечно Вышневолоцкого уезда. Чрез 7 почти лет, ему предложено было бывшим тогда архиепископом Тверскими Филаретом священническое место в селе Диеве Бежецкого уезда, и он рукоположен был во священника 30-го октября 1820 г. преемником Филарета архиеп. Симеоном. В 1833 г. он переведен был из Диева в село Эсько того же уезда. В г. Ржеве начал усиливаться раскол. Ревнитель православия, всегда много заботившийся об искоренении раскола, преосвященный Григорий, архиепископ Тверский, нашел о. Матфея способным состязаться с отпавшими от православной церкви и решился перевести его в Ржев для действования на раскольников; 17-го июня 1886 г. он переместил его туда к градской Спасо-Преображенской церкви, к крайнему огорчению прихожан Эсьской церкви. В 1849 г. 1-го мая, о. Матфей переведен был преосвященным архиепископом Гавриилом в Ржевский Успенский собор штатным протоиереем, где он и скончался 14-го апр. 1857 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   Цикл проповеднических сочинений Патриарха Кирилла завершается шестью томами под общим заглавием «Путь Господень». Эти тома (общим объемом до 2696 страниц) содержат слова и речи Патриарха Кирилла на воскресные, праздничные дни и разные случаи за время с 1953 по 1968 гг. Как трилогия «У Источника», так и сборники — «Слово жизни» и «Путь Господень» — настольные книги болгарских православных священнослужителей-проповедников.    В 1949 г. Патриарх Кирилл опубликовал труд «Гости Русской Церкви». В этой работе он поделился впечатлениями делегации Болгарской Православной Церкви, посетившей в 1948 г. Московский Патриархат по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и состоявшегося в Москве Совещания Глав и Представителей Поместных Православных Церквей. Патриарх Кирилл рассказал также своей пастве и о ходе деяний самого Совещания.    Предстоятель Болгарской Церкви проявил весьма большой интерес к церковной истории. Большинство его оригинальных трудов этого рода посвящены изучению истории своей Церкви. Прежде всего необходимо отметить его обстоятельную церковно-историческую трилогию, посвященную исследованию жизни и трудов выдающихся предшественников Патриарха Кирилла на Пловдивской митрополии, а именно: 1. «Паисий, митрополит Пловдивский, в церковно-народной борьбе (1872)»; 2. «Панарет, митрополит Пловдивский (1805 —1883)» 3. «Нафанаил, митрополит Охридский и Пловдивский (1820 — 1906)».   Труды эти появились в печати последовательно в 1938, 1950 и 1952 годах. «В этом монументальном труде автор показал, — пишет архиепископ Волоколамский Питирим, — как Церковь в тех или иных исторических условиях осуществляет свою высокую религиозную миссию и патриотическое служение. Эта церковно-историческая трилогия снискала автору признание его ученых заслуг», о чем свидетельствует тот факт, что «после выхода в свет этих трех капитальных томов Болгарская Академия наук обратилась к их автору с поручением написать исследование об известном Кресненском восстании (1878 —1879. — К. С.), связанном с сопротивлением болгарского народа решениям печальной памяти Берлинского конгресса. И в 1955 г. вышло в свет это новое историческое исследование Патриарха Кирилла под заглавием «Сопротивление против Берлинского договора. Кресненское восстание».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

721 . с. Обгов 371 (при реке Ульке, расположено на равнине) волости Судобичской, от Житомира 195 вер., от Дубно и ближ. почт. ст. 15 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Дубно 12 вер., от ближ. приход. Тростянца 4 вер., Ступна 5 вер. и Малой Мощаниды – 7 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построена в 1625 году, но кем – неизвестно. Деревянная, довольно стара, с деревянною колокольнею, перестроенною в 1871 году. Утварью достаточна. Проводы бывают в Светлую субботу, в Фомино воскресенье и понедельник. Копии метрич. книг хранятся с 1774 г., а испов. ведом. с 1820 г. Опись церк. имущества составлена в 1807 году. Земли: усад. с огород. 3 дес., пахот. 30 дес., сенок. 3 дес., под хутором в уроч. «Конец горы» 1½ дес. и на Бондаревой горе леска 1 дес. – всего 42 дес. 380 саженей. Кроме того, около 1 десятины свободной земли, находившейся в пользовании причта с 1865 г., приговором сельских обществ от 23 сентября 1885 г. отпущено под церковно-приходскую школу. Причт пользуется землёю спокойно. На всю церк. землю имеются план, а также проект, по которому, между прочим, положено на отопление свящ. дома 7 кубич. саженей дров в год из ближ. помещичьих лесных дач. Земля гориста, частью камениста, а частью болотиста и покрыта кустарниками и дремуч. лесом. Причт: свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб. и просф. – 16 руб. Для свящ. дом построен прихожанами в 1875 г., хоз. постройки построены ими же и нуждаются в исправлении. Псаломщик живёт в собственном доме при собствен. хоз. постройках на церк. земле. Для просфорни дома и хоз. построек нет. Церк.-приход. школы нет. Владелица села – княгиня Ядвига Любомирская. Есть заводы: винокур., стекляной, смоляной и водян. мельница. Деревни прихода: Нагоряны в 1 вер., Бондары в 2 вер. и Майдан (старая и новая Гута) иначе – Балярня в 6 вёрстах. Дворов – 192, прихожан – 1,532 д. об. п., рим.-катол. 156 д. об. п. Свящ. – Владимир Васильев. Германовский (с 1868 г.) и псаломщ. – Платон Иван. Добровольский (с 1879 г., а на службе с 1865 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. В 1873 году церковь была поставлена на каменный фундамент, обшита снаружи новыми досками, уложен новый пол, обновлён иконостас и пристроена новая, крытая железом колокольня – на средства прихожан. В 1879 году на их же средства (1,200 руб.) устроен новый купол, вся церковь покрыта железом, вокруг церкви и колокольни устроены водосточные трубы, вызолочены кресты на церкви и колокольне и вся церковь, и колокольня покрашены внутри и снаружи масляными красками. Утварью и ризницею церковь скудна. Копии метрич. книг хранятся с 1808 по 1830 год, а с 1830 года соединены с метрическими книгами Дубенского собора. Исповед. ведомости хранятся с 1820 по 1833 годы, а с 1833 года соединены с ведомостями того же собора. Земли: усад. и огород. 1 дес. 1,392 саж., пахот. 43 дес. 1,116 саж., из коих отведены под железную дорогу 1 дес. 260 саж. и под фортификационные постройки 5 дес. 1,200 саж. и более 5 десятин остаются без употребления по причине дальности расстояния, и потому заросли кустарниками; сенок. 33 дес. 1,430 саж, из коих под болотом негодной 21 дес. 1,670 саж. и большая половина грудового сенокоса (11 дес. 2,160 саж.), после поднятия шлюза при мельнице в Дубне на реке Икве, заросла тростником так, что из всего количества сенокосной земли, означенной в плане в количестве 33 дес. 1,670 саж., получается сена едва от 4-х саженей. На эту землю план есть. Домов и хозяйственных построек для причта нет. Церковно-приход. школы нет, но она предполагается к открытию в 1889 году. Деревня прихода – Загорцы. Дворов – 66, прихожан – 515 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему соборному приходу г. Дубно в 5 вёрстах. 680 . В том же г. Дубно находится Церковь во имя святого Пророка Илии. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка и вместительна. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1841 года, а исповед. ведом. с 1872 года. Опись церк. имущества составлена в 1872 году. Земли: усад. и огород. 1 дес., пахот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Священник преподает Закон Божий солдатским детям и учебной команде, из нижних чинов. Священнику дается жалованья 294 р., и столовых 99 р., также квартира с отоплением и освещением. Первый священник полка был 1) Василий Назаров (1814–30), за ним 2) Михаил Спасский студент Богословия, сперва священник домовой церкви главного священника армии и флотов, а потом настоятель преображенского собора; 3) Георгий Сергеевич Юпашевский из учителей Псковской епархии, умерший здесь в 1862 г.: 4) Павел Иларионович Фаворский, из студентов новгородской семинарии, перешедший отсюда к гатчинскому полку; 5) Константин Алексеевич Хорошавин кандидат с.-петербургской духовной академии, преподавал Закон Божий в дерптских училищах; переведен сюда в 1873 г., а потом перешел к Московскому придворному Верхоспасскому собору; 6) Аркадий Иванович Пушнов из студентов Смоленской семинарии, учившийся в удельном земледельческом училище и посвященный в 1879 году. Церковь св. Александра Невского в Павловском полку Церковь находится на царицыном лугу. История церкви следующая: по прибытии в столицу, в 1814 г., 1-й и 3-й батальоны павловского полка расположились в здании старого ломбарда, имевшего свою церковь , которая была до того ветха, что в ней нельзя было совершать богослужение. В 1817 году, при командире полка генерал майоре Бистроме, назначена была капитальная перестройка здания, и когда в 1818 г. поместился здесь полк, здание названо казармами лейб-гвардии Павловского полка. Но, во время перестройки старого ломбарда, церковь не была исправлена и оставалась без богослужения. В 1820 году обер-священник Торопогрицкий разрешил полковому священнику Захарию Маскевичу поставить временную церковь в одной из комнат полкового здания. Нынешняя церковь устроена, вероятно, в 1822-м или 1823-м году. В церкви хранятся три знамени Тенгинского пехотного полка, из которого образовался лейб-гвардии Павловский полк и, кроме того, мундиры Императоров Николая I, Александра I и Александра II. Церковь во имя св. священномученика Иерофея еп. Афинского

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

115 Ипатьевский мужской 1-го класса кафедральный монастырь в Костроме был основан в 1330 г. татарским князем Четом, родоначальником бояр Годуновых. Монастырь стал родовой усыпальницей Годуновых. Известен и тем, что здесь находился древнейший памятник русского летописания – Ипатьевская летопись (открыта М. Н. Карамзиным ). 116 Зибель Генрих фон (1817 – 1895) – немецкий историк и политический деятель, представитель национал-либерального направления. Основные труды: 10-томная «История революционной эпохи», «Основание Германской империи Вильгельмом I» и др. 117 Конституция 3 мая – конституция Речи Посполитой, принятая в 1791 г. Отражая программу сложившейся в ходе деятельности Четырехлетнего сейма партии реформ («патриотической партии»), конституция существенно изменяла государственный строй Польши. 118 Восстание Костюшко – национально-освободительное восстание в Польше (12 марта – 16 ноября 1794 г.) против магнатства, захватившего власть в результате мятежа Торговицкой конфедерации и интервенции царской России и Пруссии, осуществивших в 1793 г. второй раздел Польши. Восстание проходило под лозунгами национальной независимости Польши, воссоединения польских земель, восстановления конституции 1791 г., продолжения прогрессивных реформ, начатых Четырехлетним сеймом 1788 – 1792 гг. 119 Первое посмертное издание собрания сочинений Т. Г. Шевченко «Кобзарь» тиражом 3000 экземпляров на средства Д. Кожанчикова было осуществлено в 1867 г. в Петербурге. Редакторы издания – Н. Костомаров и Г. Вашкевич. 120 Литовская метрика – архив государственной канцелярии Великого княжества Литовского. Более 550 его томов содержали различные документы XIV – XVIII вв. или их копии. Часть документов издана. 121 Имеется в виду Слободищанский трактат 1660 г. – договор гетмана Ю. Хмельницкого с польско-шляхетским правительством об отрыве Украины от России и переходе ее под власть Польши. 122 Забелин Иван Егорович (1820 – 1908) – русский историк и археолог. Почетный член Академии наук. В 1859 – 1876 гг. работал в Петербурге в Археологической комиссии, в 1879 – 1888 гг. – председатель Общества истории и древностей российских при Московском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

старостою Гординским на свои средства; другая же половина платы идет в пользу собора. Приход в 1785 г. состоял только из 120 душ муж. пола, а потом постепенно увеличивался, и ныне в нем считается уже 3694+3642=7336. Дух. 12 + 15. Он состоит из города Орехова и 5 деревень: это 1) Щербаково, так названное от первых поселенцев Якова и Григория Щербаковых, 2) Новопавловка, названная также от первого поселенца Павла Ярового, 3) Бураковка, названная от первого поселенца Бурака, 4) Новоданиловка и 5) Новоандреевка, названные от главных руководителей при размещении переселившихся сюда крестьян – Даниила Дейнеги и волостного писаря Андрея Спроженко. Жители этих деревень выселились из Орехова: Щербакова в 1820 г. Новопавловки и Бураковки в 1840 г., Новоданиловки и Новоандреевки в 1879 г. Все – малороссы. Есть в ореховском приходе 3 семейства раскольников и несколько иноверцев: католиков 13+7, лютеран 18+7, менонитов 33+36 и евреев 351+336. Главное занятие прихожан – земледелие. Но пашут большею частью не плугом, а немецкими плужницами о 3–5 лемешах, и ничем землю не удобряют: при общинном владении землею и при недостатке скотоводства удобрение почти и невозможно. Сеется пшеница всех сортов, рожь, ячмень, овес, просо, лен, конопля. На баштанах растут арбузы, дыни, тыква, кукуруза. В огородах – бураки, помидоры и др. Садоводство не процветает. Скотоводство слабо развито, по недостатку свободных пастбищ. Из ремесел – только горшечное производство в довольно широких размерах; прочие ничтожны. В Орехове – до 24 торговых лавок, 10 винных погребов, 12 питейных домов, 16 мельниц, 5 кирпичных заводов, 2 черепичных, 6 гончарных, 2 кожевенных и 6 маслобоен. Винные погреба и питейные дома почти все в руках евреев. 515 Таким образом, в 3 городах бердянского уезда в 1884 году было: а) 8 храмов: 2 собора, 3 приходские церкви, 1 в учебном заведении и 2 на кладбищах. б) Служащего духовенства: 2 протоиерея, 7 священников, 5 диаконов и 6 причетников, всего 20 лиц. Из протоиереев и священников: 4 студента, 4 окончили курс воспитанниками семинарии и 1 уволен из семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Приходское попечительство открыто в 1870 году, а члены утверждены указом духовной консистории от 23-го марта 1872 г. за 1063. Председателями его были прежний и нынешний священник. Ныне всех членов 39. Заботы попечительства направлены были к устройству церкви, домов причта и училища. В 1874 г. попечительством устроена, упомянутая выше, «гостинница» с училищем. С 1875 по 1883 год на училище и гостинницу истрачено было 563 руб. 48 коп. сер. В 1879 г. попечительством куплен колокол во 100 пуд. 33 фунта ценою в 1772 руб. 77 коп. сер., с 1878 по 1880 год устроены помещения для священника и дьячка за 1,750 руб. В 1881 году члены попечительства, личным трудом и деньгами, в количестве 65 руб. починили храм и крыльцо. В 1882 г. устроен в каменном храме придел Пророка Илии и церковная панель. С 1883 г. начат сбор на каменную ограду и уже собрано материалов на 498 руб. 56 коп. Кроме этих забот попечительство помогает бедным прихожанам в посеве хлеба, нанимает церковного сторожа, платит просвирне, вносит страховые деньги, отдает бедным деньги в ссуду, за небольшие проценты. Кроме сборов с членов и процентов, попечительство имеет кружки, которые носятся по церкви во время службы и по домам в сельские праздники, часть денег получается от богомольцев за даровой приют, ночлег и кипяток в гостиннице. Ныне всех попечительских сумм 203 руб. 12 коп. сер. Священник Владимир Добровольский. Георгиевская церковь в Оломне Село Оломна находится в 180 вер. от Петербурга, в 70 вер. от Новой Ладоги, в 6 вер. от границы Шлисс. уезда, на берегу р. Оломны, впадающей в Волхов. Из описи церковного имущества, составленной в 1809 г. и засвидетельствованной благочинным, священником Михаилом Грузинским, видно, что прежняя церковь была, деревянная, во имя св. великомученика Георгия, с приделами Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы; на престоле ее был полотняный антиминс, освященный в 1717 г. Иовом митрополитом Новгородским. Следовательно церковь существовала здесь с 1717 г. или раньше. В 1816 г. она сгорела от свечи, оставленной, после литургии, в приделе Параскевы. В 1820 г., усердием прихожан, выстроен нынешний каменный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

(Читовит. Ист. Пет. дух. акад. Спб. 1857; Яросл. епарх. вед. 1870 г. 48; 1872 г. 52; Православное Обозрение 1873 г. декабрь). Николай Николай , до монашества Федор Федорович Берсенев, родился 11 ноября 1805 г. в селе Троицком Берсеневе Ярославского уезда, где отец его был диаконом; окончив курс своего учения в Ярославской семинарии в 1826 г., Берсенев рукоположен был во диаконы к Ярославской Златоустовской, что в Коровниках, церкви, а в 1829 г. (31 марта) переведен священником к Николо-Тропинской церкви в Ярославле, при которой служил 30 лет, Состоя здесь, он был немалое время преподавателем Закона Божия в училище кантонистов при 3-м учебном карабинерном полку и из воспитанников этого училища присоединил к православию 179 еврейских мальчиков. Овдовев, он поселился 1859 г. в Ростовском Богоявленском монастыре и назначен там казначеем; в 1864 г. (16 августа) принял монашество; в 1867 г. поставлен игуменом Ярославского Афанасьевского монастыря и членом духовной консистории; в 1869 г. возведен в сан архимандрита и определен благочинным 10 монастырей и 5-ти соборов Ярославской епархии. Скончался 3 января 1881 г.; погребен под церковью Афанасьевского монастыря, которому посвятил последние 14 лет своего священнослужения. В некрологе его 17 отмечено «усердие к преподаванию слова Божия». Новский Дмитрий Петрович Новский Дмитрий Петрович , протопресвитер Московского Успенского собора. Сын священника села Маркова Ярославской губ., родился в 1799 г.; он и воспитывался в Ярославской семинарии, из которой, как отличный, отправлен был 1820 г. в Московскую дух. академию. Здесь он окончил курс в 1824 г. и оставлен бакалавром по логике и психологии. В 1830 г. перешел он в Москву и посвящен во священники к Никитской, на Татарской улице, в церкви; в 1832 г. переведен к Воздвиженской церкви при Московском дворянском институте с назначением законоучителем этого института; в 1839 г. перемещен к церкви Адриана и Наталии; в 1840 г. назначен членом консистории; в 1842 г. получил сан протоиерея; наконец в мае 1856 г. он сделан протопресвитером Московского Успенского собора и членом Синодальной конторы. В 1874 г. он избран почетным членом Московской дух. академии. Скончался 4 июня 1879 г.; погребен на Пятницком кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010