Потомки князя Н.П. Трубецкого имеют обычай один раз в 10 лет собираться на семейную встречу. В 1996 и 2006 гг. эти встречи проходили в России и были означены визитом в Ахтырскую церковь. Посильные вклады Трубецких были направлены на приобретение колоколов, написание икон для иконостаса и другие цели. В настоящее время настоятель церкви – протоиерей Борис Можаев – кандидат медицинских наук, член Епархиального отдела по работе с медицинскими учреждениями. Второй священник – иерей Димитрий Беженарь – ответственный по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности в благочинии. Реставрационные работы ведутся преимущественно на средства членов прихода. В храме создана уникальная система отопления: в полу проведены воздуховоды, через которые проходит теплый воздух. Храмовая Ахтырская икона Божией Матери украшена многочисленными (более 50-ти) «привесками». Иконостас – дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской духовной академии. Образцом деисусного (от слова «деисус» – моление) чина послужил деисусный ряд из Высоцкого Серпуховского монастыря. В храме имеются ковчеги с частицами мощей святых, частями облачений мощей и пелены с Гроба Господня. На территории храма выстроена часовня в честь Новомучеников и исповедников Российских. Клирики Ахтырской церкви также совершают богослужения в церкви Спаса Нерукотворного музея-усадьбы «Абрамцево». Эта церковь была построена в 1880-1882 гг. по проекту В.М. Васнецова. В создании иконостаса принимали участие известные русские художники: В.Д. Поленов, И. Репин, Н.В. Неврев. Церковь была освящена в 1882 г. в день празднования Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Источник: http://www.spblago.ru/?p=523 Церковь – это единственная сохранившаяся постройка уникального комплекса усадебных зданий в стиле московского ампира, созданного по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1820-е гг. Искусствовед А.Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. По преданию, все постройки усадьбы погибли в пожаре, намеренно устроенном ее бывшим хозяином после революции. Церковь Ахтырской Божией Матери была возведена при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 гг. Название церкви произошло от списка Ахтырской иконы – семейной реликвии Трубецких.

http://sobory.ru/article/?object=00085

Из проспекта «Храм святаго великомученика Георгия Победоносца Погоста Камно». Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия». Церковь построена в XY веке. В документах начала XIX века отмечалось, что кровля и глава церкви очень ветхие. В 1879 году церковь расширена внутри за счет уничтожения четырех колонн, вместо каменного был сделан деревянный купол. Церковь построена из плиты; колокольня каменная, в связи с церковью, построена в 1844 году. На ней было пять колоколов. Большой колокол весил 52 п. 26 ф., средний - 12 п. 11 ф., малый - 6 п. 1 ф., два небольших подзвонка не имели обозначения веса. На большом колоколе было изображение Святого великомученика Георгия с шестью ангелами и надпись: «Лета 1873 колокол сей устроен усердием прихожан и старанием церковноприходского попечительства в церковь Святого Великомученика Георгия на Камне, лит на заводе почетного гражданина Андрея Самгина». На среднем колоколе было изображение Божией Матери с надписью: «Мастер Самгин в Москве», на других колоколах обозначено имя мастера. Престолов в церкви два, главный - во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, придельный - во имя Преподобного Никандра пустынножителя Псковского чудотворца. К Георгиевской церкви была приписана Казанская домовая церковь села Булаево. Вокруг церкви находится кладбище, на нем сохранилась часовня-усыпальница Святого Николая чудотворца. Возле церкви сохранились могилы владельца имения Камно поэта и переводчика Александра Николаевича Яхонтова (28 июня 1820 - 12 октября 1890) и его жены Анны Николаевны Яхонтовой (Ильман). По семейному преданию Яхонтовых, в имении Камно бывал Александр Сергеевич Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=00275

" Утраченная красота Троицкого собора " . Автор: М. Карамышева, научный сотрудник Балашовского краеведческого музея. Соборная Троицкая церковь построена и освящена в 1820 г. по усердию прихожан; каменная, крепкая и теплая; настоящая церковь, за маловместительностью и ветхостью, сломана в 1879 г. и вновь сооружается на том же месте новая, на средства прихожан. Приделы распространены в 1870 г., зданием каменная, колокольня вновь перестроена в 1870 году; церковь воздвигается теплая. Престолов в приделах два: по правую сторону – во имя святого Архистратига Михаила, а по левую – во имя св. Митрофания, Воронежского чудотворца. Утвари в храме достаточно. К церкви принадлежат здания на юго-западном углу каменной ограды: две каменных лавки и кладовая; на северо-западном углу той же ограды устроены шесть лавок под железной кровлей. Ближайшие к собору церкви Ильинская в сем же городе и Покровская в селе Козловке, в 2-х верстах. Земли при церкви нет. К соборной церкви приписана Михаило-Архангельская, бывшая прежде соборною. Причта положено по штату с 20 ноября 1873 г.: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Дома у священников собственные, деревянные, на собственных купленных землях; диакон и псаломщики живут в наемных от себя квартирах. Ныне при соборе состоят: протоиерей Иоанн Алонзов, священники Петр Смирнов и Андрей Беневольский, диакон Стефан Мануилов, псаломщик-диакон Алексей Скафтымов и псаломщики Алексей Изнаирский и Павел Островидов. Прихожан при церкви числится: военных муж. пола 211, жен. пола 203, статских: муж. пола 72, жен. пола 78; купцов, мещан и других обывателей: муж. пола 1429, жен. пола 1390; а всего душ муж. пола 1766, жен. 1725, дворов 539. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=35801

Марфа Георгиевна, жена Георгия Семеновича, ставшего уже к 1910 году титулярным советником, не могла иметь детей. Согласно семейной легенде, своим появлением Евгения обязана связи её отца с дочерью Софьи Александровны Николаи (урождённой Чавчавадзе). Биологическая мать Е.Г. Пчелиной – баронесса Мария Александровна Николаи, внучка известного грузинского поэта и генерал-лейтенанта русской армии А.Г. Чавчавадзе (1786 – 1848), племянница Нины Чавчавадзе (Грибоедовой), племянница правительницы Мегрелии Е.Г. Дадиани, впоследствии статс-дамы царского двора (титул пожалован Николаем I в 1856 г.). По другой линии Евгения Георгиевна приходилась внучкой барону А.П. Николаи – министру народного образования. Следует сказать, что Георгий Дмитриевич Шервашидзе (1847 – 1918) – потомок (правнук) легендарного владетеля Абхазии Келешбея (убит в 1808 году). Он рано осиротел. Его мать Екатерина Левановна Дадиани (1820 – 1849) – родственница клана Чавчавадзе. Его воспитал кутаисский губернатор Н.П. Колюбакин. Георгий в 18 лет поступил в Московский университет. После окончания в 1869 году был в должности титулярного советника и чиновника особых поручений при начальнике главного управления Кавказского наместничества. В 1879 г. женился на дочери остзейского барона А.П. Николаи (1821 – 1899), министра народного просвещения (недолго), а потом – педантичного председателя департамента законов Госсовета. Имел имение в Лачино Тифлисской губернии. Очень любил дочь Марию (на снимке). С 1883 года Г.Д. Шервашидзе – вице-губернатор, с 1889 по 1897 г. – губернатор Тифлиса. Имел звание камергера и чин действительного статского советника. С ноября 1899 года состоял при императрице Марии Федоровне (1847 – 1928), матери Николая II, в должности обер-гофмейстера (заведующего двором императрицы). С 1905-1913 заведовал ее канцелярией. В 1907 году он официально развелся со своей женой М.А. Николаи-Шервашидзе. Г.Д. Шервашидзе стал гражданским мужем вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Они были одногодками – 1847 года рождения. После отречения Николая II от престола М.Ф. Романова со своим морганатическим мужем Георгием Дмитриевичем пытались возвести на российский престол сына последнего – Дмитрия Георгиевича (1880 – 1937), матерью которого являлась Мария Николаи-Шервашидзе. Но эти попытки не увенчались успехом, так как Георгий Дмитриевич был арестовал в Ялте и погиб. Мария Федоровна, мать Николая II, спаслась на корабле, прибытия которого добивался Г. Д. Шервашидзе. Дмитрия в 20-е годы большевики выслали в Иркутск.

http://bogoslov.ru/article/5469864

Еп. Иона (Павинский) , с февр. 1820 г. проживавший в архиерейском доме, инициировал строительные работы на территории бывш. обители. К 1828 г. был сооружен 2-этажный архиерейский корпус с 6-колонным портиком, в к-ром освящена ц. Благовещения Пресв. Богородицы. В 1845-1858 гг. воздвигнуто 2-этажное здание консистории, достроены каменные стены вокруг всего комплекса, разбиты верхний и нижний сады. В неск. метрах севернее Малой Троицкой церкви-усыпальницы 5 июня 1860 г. был заложен, а 29 июня 1879 г. еп. Ювеналием (Карюковым) освящен 5-главый кирпичный архиерейский собор Св. Троицы (архит. Ефимов). Ок. 1899-1900 гг. все здания были отремонтированы, значительно перестроена Успенская ц., именовавшаяся Владычной усыпальницей. В ней были погребены епископы Никодим (Быстрицкий; † 1839), Поликарп (Радкевич ; † 1867), Ювеналий (Карюков; † 1882), Ириней (Орда ; † 1904), Митрофан (Землянский; † 1914). В 20-х гг. ХХ в. эти могилы были осквернены и разграблены. В ризнице архиерейского дома хранились 18 напрестольных Евангелий, в т. ч. Евангелие (1830) в серебряном позолоченном окладе с чеканной каймой (все «финифтияные изображения» осыпаны стразами), 12 напрестольных крестов, 5 потиров, в т. ч. серебряный позолоченный весом более 6 фунтов, 4 серебряных позолоченных ковчега. Среди 12 архиерейских панагий была привезенная из Севска серебряная панагия на синей финифти с «золотыми разводами», украшенная 32 бриллиантами и 4 яхонтами. Здесь же находились 7 наперсных архиерейских крестов, в т. ч. серебряный позолоченный крест, украшенный яхонтами, алмазами и 5 голубыми сапфирами, а также серебряный, местами вызолоченный архиерейский жезл с верхушкой, украшенной драгоценными камешками (более 5 фунтов) ( Прокопий (Леонов). 2001. С. 60-61). К нач. XX в. архиерейский дом владел 7 дес. 1356 кв. саж. земли, мясной лавкой близ Очного моста, переправой через р. Оку, мукомольной мельницей с сенокосом и Спасским лугом в г. Севске, Бандинской лесной дачей в Севском у., Клетнянским архиерейским подворьем в Брянском у.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

В 44-м письме к Прасковье Толстой от 3 декабря 1821 года, также приводимом в настоящем издании, Фотий писал: «Со 2 часу ночи все писал и оканчивал жизнеописание Иннокентия, кое листов более десяти. И притом два экземпляра писал, один в М. к Ан. Ал. Орловой, а другой в С.-Пб. к кн. С. Мещ. И слава Богу, кончил сей час все и переписал. После сего буди время и место и к тебе писать. Очень-очень бы хорошо тебе прочесть: но опасно для меня; дабы враги правды, пронюхав, не укусили меня зубами злобы. Необыкновенное есть назидание в жизнеописании…». В этом письме речь идет о списках (копиях) жития, составленного, согласно надписи на рукописи, в июле того же, 1821 года. Таким образом, всего существовало как минимум пять списков с оригинала «Жития…», причем один из списков был полностью выполнен самим Фотием (где оригинал и список находятся в настоящее время – неизвестно), а остальные – переписчиками. Как, однако, понимать фразу на 8 листе «Жития епископа Иннокентия», хранящегося в РГИА: «Писано о сем 1821 июля»? Мы полагаем, следующим образом: начато 1821 июля, окончено же декабрем того же года, в Новгородском Деревяницком монастыре; приписка о видении (в декабре 1822 года) сделана Фотием в бытность его игуменом Новгородского Юрьева монастыря. Письма к Прасковье Михайловне Толстой Печатается по рукописи (РГИА, ф. 925, оп. 1, 5). Публикуется впервые. Всего в деле имеется 95 писем (нумерация наша), видение (помещенное после 46 письма, так же, как и в рукописи), отрывок из «Жития епископа Иннокентия» (кое мы не приводим, ибо оно точно повторяет «Житие…», публикуемое в настоящем издании), а также записка неустановленному лицу (возможно, Толстой). Переписка началась с 181920 (третье письмо датировано февралем 1820 года) и прервалась по неизвестным для нас причинам в сентябре 1825 года. Записку неустановленному лицу можно отнести, исходя из почерка автора, к последним годам его жизни. О самой Прасковье Толстой нам известно немногое. Дочь М. И. Кутузова-Смоленского, она была замужем за тайным советником Матвеем Федоровичем Толстым (1772–1815), от которого имела детей: Павла (1800–1883), Николая (1802–1879), Ивана (1806–1867) и Анну (1809–1897). Прасковья Михайловна была писательницей, участницей женского патриотического общества. С осени 1823 года (см. Письмо 72, где Фотий впервые именует ее «чадом возлюбленным о Христе») она стала духовной дочерью Фотия – впрочем, ненадолго: по крайней мере, в 1827 году Фотий упоминает только о двух своих духовных «дщерях» – Дарье Державиной и Анне Орловой-Чесменской.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Святитель Феофан вёл обширную переписку с иноками Руссика. Его корреспондентами были настоятели монастыря-архимандрит Макарий (Сушкин) (1820 – 1889) и схиархимандрит Андрей (Веревкин) (1834–1903), а также другие насельники: иеромонах Арсений (Минин) (1823–1879), иеросхимонах Владимир (Колесников) (1851–1918), иеромонах Владислав (Попов) (1849–1918), иеромонах Денасий (Юшков) (1859 – 1928). Случилось так, что практически вся переписка святителя Феофана с афонцами к настоящему времени оказалась в библиотеке Пантелеймонова монастыря. Однако в архивохранилищах на территории России сохраняются письма афонских насельников к разным лицам, в которых упоминается вышенский затворник. Одним из таких архивохранилищ является Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Письма с Афона хранятся в разных фондах Отдела рукописей. Значительное их количество имеется в архиве архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рож дественского) (1851–1919) (Ф. 765). Преосвященный Никон не только вёл активную переписку с афонскими насельниками, но и хорошо знал святителя Феофана, с которым состоял в переписке, советовался по разным вопросам, отправлял ему для отзыва свои труды и, как мы увидим, участвовал и в издании трудов самого святителя. Преосвященный Никон переписывался с теми же насельниками Руссика, что и святитель Феофан, например, с архимандритом Макарием (Сушкиным). Архимандрит Макарий являлся для Русского Афона фигурой поистине легендарной. Будучи первым русским по происхождению настоятелем Пантелеймонова монастыря, он окончательно укрепил положение русского монашества на Святой Горе, увеличил число братии, строил храмы, устроил множество скитов и подворий своего монастыря в России и других странах. При архимандрите Макарии и его преемниках Пантелеймонов монастырь вёл активную издательскую деятельность. В монастырской типографии печаталось более ста наименований брошюр и печатных листов, а также большое количество книг. Поэтому неудивительно, что главной темой писем, хранящихся в ОР РГБ, является именно книгоиздательская деятельность. Большинство писем посвящено вопросам издания «Добротолюбия» («Филокалии») – сборника святоотеческих трудов IV-XV вв., составленного митрополитом Коринфским Макарием и Никодимом Святогорцем , уникального пятитомного труда, переведённого святителем Феофаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Уста сжаты гневом и скорбью; они как будто дрожат. Целый вечер смотрел я на это изображение человека, который дал нам право на историю и едва ли не один заявил наше историческое призвание». Теперь, спустя 50 лет по смерти Грановского, можно еще представить себе скорбный облик, с каким он ушел из жизни, подобный посмертному облику любимого им Петра, можно представить его в сонме таких же обликов, таких же теней гнева и скорби: Кавелин, думавший, что с освобождением крестьян все в России изменится к лучшему, С.М. Соловьев , веривший, что восстающий от времени до времени русский богатырь вынесет Россию на своих плечах, Чичерин, в 1860-х годах предпочитавший «честное самодержавие несостоятельному представительству», а 30 лет спустя принужденный печатать за границей свои последние и заветные мысли, и много, много других, менее видных людей. Все это были люди меры и порядка, надеявшиеся на улучшение действительности, и все они были обмануты в своих надеждах. Каждый независимый русский общественный деятель таит в себе хотя малую крупицу Петра Великого, своего духовного родоначальника, и каждый уходит с той же печатью гнева и скорби на сомкнутых устах. Сергей Михайлович Соловьев (умер 4 октября 1879 г.) 351 С.М. Соловьев родился 5 мая 1820 г. в Москве. Отец его, протоиерей Михаил Васильевич, был законоучителем в Московском коммерческом училище. Первоначальное образование Сергей Михайлович получил дома и только уже на 14-м году поступил в I Московскую гимназию прямо в третий класс. Окончив гимназический курс в 1838 г. с отличным успехом (имя его осталось на золотой доске I гимназии), он перешел в Московский университет на первое отделение философского факультета, как тогда назывался историко-филологический факультет. Из гимназии он вынес основательное знание древних классических языков, и им посвящен был первый литературный опыт, явившийся в печати с именем Соловьева: это была произнесенная им на гимназическом акте при выпуске речь «О значении древних классических языков при изучении языка отечественного».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Успенского собора Иаков Никольский, протоиерей Трехсвятительской ц. у Красных ворот Николай Другов и священник Воскресенской ц. в Барашах Симеон Соколов. Все они были выпускниками Славяно-греко-латинской академии или Троицкой семинарии. В дальнейшем Конференция включала в качестве внешних членов выпускников академии - архимандритов московских и подмосковных мон-рей и священников московских церквей; непременно - ректоров Московской и Вифанской ДС и профессора богословия Московского ун-та. Ректор и все ординарные профессора академии входили в состав Конференции по должности, для экстраординарных профессоров такое право испрашивалось и предоставлялось особо, при возведении их в это звание. В первые годы после преобразования в МДА не было в наличии 6 ординарных профессоров. Поэтому в виде исключения, и каждый раз с особого разрешения Комиссии духовных училищ при Святейшем Синоде (до 1839) или Синода (после 1839), нек-рых бакалавров также включали в состав Конференции. Так, при открытии Конференции МДА в ее состав были включены наряду с ректором, инспектором и профессорами Кутневичем и Тяжеловым 3 бакалавра: архим. Никанор (Клементьевский), Левитский и Розанов ( Смирнов С. К. 1879. С. 409). В 1820 г. членами Конференции стали выпускники МДА 1818 г. бакалавры Делицын и Ф. А. Голубинский. В деятельности МДА реализовывался и «научный замысел» о духовных академиях. МДА унаследовала 2 богатейшие б-ки: Славяно-греко-латинской академии и Троицкой семинарии, собиравшиеся в течение 130 и 70 лет соответственно (РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1253). Б-ка МДА в дальнейшем пополнялась благодаря неск. переданным ей собраниям, ценным книгам из Синодальной б-ки, с помощью закупок необходимой научной лит-ры и выписки периодических изданий. В февр. 1816 г., при переходе в старшее (богословское) отделение, студенты организовали кружок «Ученые беседы» для самостоятельного осмысления проблемных тем богословской науки. Инициаторами были лучшие студенты курса и буд. профессора академии Ф. А. Голубинский, Платон Доброхотов и Делицын.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

В учебном богословии наблюдался постепенный отход от старых дореформенных приемов преподавания, формировались новые учебные курсы, но это был длительный и сложный процесс. Так, ректор архим. Кирилл (Богословский-Платонов), решившийся читать курс догматического богословия лишь в 1820 г., пользовался рус. языком, основываясь на предписании КДУ от 4 сент. 1819 г., разрешавшем чтение лекций по богословию в академиях как на латинском, так и на рус. языке. Архим. Кирилл опирался на лекции ректора СПбДА архим. Григория (Постникова) , рекомендованные свт. Филаретом (Дроздовым), но вносил в них поправки аскетического характера. Лекции архим. Кирилла впосл. неоднократно критиковали, в т. ч. его преемники ( Смирнов. 1879. С. 18). Известное указание КДУ от 12 июня 1825 г., к-рое предписывало вернуться к чтению лекций по богословию на лат. языке и заменить собственные чтения или записки преподавателей академий и семинарий старыми печатными руководствами по строго указанному списку, свт. Филарет через 2 года назвал «обратным ходом, от общевразумительного учения к схоластицизму» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 2. С. 209-210). Для изучения догматического и нравственного богословия в академиях рекомендовалась «Богословия» преосв. Феофилакта (Горского) на лат. языке. Очевидно, быстрый переход на рус. язык, малопригодный для богословских построений, приводил к казусам и некорректности. Но правление МДА, поддержанное архиеп. Московским Филаретом, поняло это указание так, что старые сочинения на лат. языке следует рекомендовать студентам, не обременяя их записями, лектор же в аудитории имеет право читать по собственным конспектам. Напр., ректор архим. Поликарп (Гайтанников), взяв за основу записки своего предшественника, составил свой курс на лат. языке (Theologiae Dogmatico-Polemicae=Богословие догматико-полемическое архим. Поликарпа (Гайтанникова). Т. 1, 2//РГБ ОР. Ф. 173/I. Оп. 1. Д. 364. 1, 2). Особый интерес в его лекциях вызывало подкрепление богословских положений ссылками на св. отцов Восточной Церкви: соответствующими выписками занимались по очереди все студенты курса.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010