При увеличении прихода древние храмы расширяли пристройками в тоновской стилистике (или без выраженных стилевых признаков, избегая контраста со средневек. памятниками), напр. работы в классицистическом стиле архит. Дмитрова в Десятинном мон-ре: ограда и кельи (1814-1820); в Хутынском мон-ре: реконструкция келейных корпусов, больницы со Всехсвятским храмом (не сохр.), трапезной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского и Преображенского собора (1822-1829); в Сырковом Владимирском мон-ре: перестройка Вознесенской трапезной ц. (1823). В 1832 г. губ. архит. Праве в боровичском Свято-Духовом мон-ре расширил собор 1658 г. Совместно оба мастера, Дмитров и Праве, работали в Вяжищском Николаевском мон-ре в 20-30-х гг. XIX в.; известны работы городского архит. И. Ф. Соколова в Антониевом мон-ре (30-е гг. XIX в.). Новые колокольни были преимущественно ярусные, в стилистике классицизма, напр. в мон-рях: Клопском (1804-1805), Антониевом (1806-1807), Десятинном (1809-1810), Духовом (30-е гг. XIX в.), Мало-Кирилловом, Зверином (юж. надвратная колокольня с шатровым верхом 1846, архит. Р. К. Кржижановский); при церквах в Вел. Новгороде: Власиевской (1775); Борисоглебской в Плотниках (70-80-е гг. XVIII в.), Спасо-Преображенской на Нередице (1796-1797), Иоанно-Богословской на Витке (1799), Феодоро-Стратилатовской на Щирковой ул. (1804), Благовещенской на Городище (1806-1807, 1882), Иоанно-Предтеченской на Опоках (1825), Георгиевской на Торгу (20-е гг. XIX в., 1912 г.), Рождество-Богородицкой в Перынском скиту (1826-1828), Успенской на Торгу (30-е гг. XIX в.), Троицкой в Ямской слободе (придел и колокольня - 1830, архит. Соколов), Воскресенской на Красном поле (1844), Успенской на Волотовом поле (1857), Спасо-Преображенской на Ильине ул., Климентовской на Иворовой ул. В 1781-1798 гг. Вознесенский собор 60-х гг. XVII в. в Савво-Вишерском мон-ре был окружен приделами и папертью, получил новый алтарь (не сохр.). Перестройке в классицистических формах в 1812, 1835, 1850 гг. подверглась Михаило-Архангельская ц. на Торгу, в XVIII - 1-й пол. XIX в.- храмы и колокольня Старорусского Преображенского мон-ря и Никитская ц. в Новгороде, в нач. XIX в.- собор Михаило-Архангельского Сковородского мон-ря (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Архиерейский дом с Покровской ц. в Кишинёве. Нач. XIX в. (не сохр.). Фотография. 1912 г. Архиерейский дом с Покровской ц. в Кишинёве. Нач. XIX в. (не сохр.). Фотография. 1912 г. 21 авг. 1813 г. имп. Александр I Павлович утвердил образование в Заднестровской (Бессарабской) обл. Кишинёвской и Хотинской епархии. За правящим архиереем был сохранен не только титул митрополита, но и особые права и членство в Синоде. В новую епархию передали по 100 храмов из Херсонской и Екатеринославской епархий. Число храмов постепенно уточнялось; в 1818 г. указано окончательное число - 935 церквей, Вознесения Господня Гыржавский муж. мон-рь и 24 скита. Выполнены были и просьбы митр. Гавриила о передаче ему десятины ханских виноградников в Аккермане. 31 янв. 1813 г. состоялось торжественное открытие Кишинёвской ДС, в следующем году начало работу Кишинёвское ДУ. Семинария, до 1838 г. являвшаяся основным духовным учебным заведением для юж. регионов Российской империи, первоначально имела 2 класса: подготовительный и грамматический; в ней преподавался молдав. язык, в 1821 г. открыт богословский класс. К 1813 г. семинария была единственным учебным заведением в Бессарабии, в связи с чем бессарабский губернатор С. Стурдза предложил, чтобы в ней учились дети как духовенства, так и дворянства. В 1813 г. из 53 учеников только семеро были детьми священников, в 1814 г. в ней насчитывалось 78 учеников при 4 учителях, ректоре и префекте, в 1820 г.- 182. Митр. Гавриил дважды издавал указы, которыми обязывал духовенство под угрозой наказания отдавать своих детей в семинарию. В 1816 г. митр. Гавриил по желанию бессарабского дворянства открыл при семинарии благородный пансион, который просуществовал до 1834 г. и заменял собой обл. гимназию. Целью пансиона была подготовка чиновников для администрации; в нем преподавали учителя семинарии. В пансионе в 1820 г. состояло 18 учеников, 8 из них - дети местных дворян. В 1823 г. при пансионе был учрежден разряд казенных воспитанников из семей бедных заслуженных дворян в количестве 10 чел. (с 1824 - 12 чел.).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

К сер. XIX в. ядро Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери муж. пуст. (в с. Оранки Богородского р-на) представляло собой единовременно сложившийся целостный ансамбль, стилистически однородный и единый в использовании архитектурных приемов. Каменное строительство началось с возведения Владимирского собора (1819); с 1830 по 1835 г. были построены зимняя Рождественская ц., келейные корпуса, здание трапезной с домовой церковью, колокольня, а также каменная ограда с 4 башнями по углам и 3 воротами. Архитектурный комплекс Троицкого единоверческого жен. мон-ря в с. Белбаж Ковернинского р-на начал формироваться в сер. XVIII в. Мон-рь был обнесен высокой каменной стеной и имел 3 каменных храма: Троицкий (1720-1726; 3 престола: во имя Св. Троицы, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя Иоанна Богослова; приделы 1809-1810 гг.), Введенский (1733), Спаса Нерукотворного (1815, на средства купца Д. Корнилова). Первая правосл. церковь в приходе сгорела во время пожара вместе с монастырской слободой, в 1820 г. в селе была построена каменная Покровская ц. с высокой колокольней (в ней имелось 3 престола: в честь Покрова Пресв. Богородицы, Сретения Господня, во имя апостолов Петра и Павла). Храм относился к крестово-купольному типу, имел форму большого кубического объема, завершенного пятиглавием (Там же. С. 88). План Высокогорского Вознесенского муж. мон-ря (ныне в черте Арзамаса) приближен к правильному прямоугольнику. Облик Вознесенского собора (1759, неск. раз перестраивался, не сохр.) известен по фотографии нач. ХХ в.: 2-светный четверик храмовой части был увенчан 5 главами, глухая центральная луковичная глава удерживалась цилиндрическим барабаном, восьмериковые барабаны боковых глав были увенчаны маленькими луковичными главами (Арзамас. 2013. С. 484). Двусветный четверик Покровской ц. (1768, капитально перестроена в 1845), перекрытый на 4 ската, был завершен крупным цилиндрическим световым барабаном, увенчанным луковичной главой. Алтарная часть представляла собой 3 полукруглые в плане апсиды. Ныне памятник представляет собой квадратный в плане четверик на высоком подклете с равным ему по ширине зап. притвором. Сев. и юж. фасады украшены пилястрами, которые поддерживают 3 полуциркульных архивольта. Прямоугольные окна храма обрамлены пилястрами по бокам и полуциркульными сандриками. Над св. воротами была построена 3-ярусная колокольня в классическом стиле (1785, не сохр.; Там же. С. 477).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Несмотря на разнообразие его жизненных и профессиональных интересов, есть основания полагать, что их основной сферой была именно архитектура; при этом отсутствуют к.-л. прямые свидетельства об архитектурной деятельности З., его архитектурная графика практически неизвестна. З. обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с др. свидетельствами дало повод считать его главным архитектором Москвы петровских времен. Грабарь и др. исследователи пытались приписать З. ряд известных памятников московской архитектуры нач. XVIII в.- церкви св. Панкратия близ Сухаревой башни (1700, не сохр.), мч. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717), апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной (1705-1714), соборы Заиконоспасского (1709) и Варсонофиевского (1709-1714, не сохр.) мон-рей, надвратную Тихвинскую ц. Донского мон-ря (1713-1714), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1703-1711) и др. Эти атрибуции ценны как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников; несмотря на то что в наст. время не представляется возможным признать З. архитектором, не подлежит сомнению его существенная роль во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное пространство Москвы петровского периода. Лит.: Розанов Н. П. Церковь арх. Гавриила в Москве на Чистом пруде или Меншикова башня//Рус. достопамятности. М., 1877. Т. 2. С. 1-17; Грабарь И. Э. И. П. Зарудный и моск. архитектура 1-й четв. XVIII в.//Русская архитектура 1-й пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы. М., 1954. С. 39-92; Куницкая Е. Р. Меншикова башня//Архит. наследство. Л.; М., 1959. Вып. 9. С. 157-168; Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках рус. архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.: 2. Забытое известие о Меншиковой башне//Рус. искусство XVIII в. Мат-лы и исслед. М., 1973. С. 25-30; Гатова Т. А. Из истории декоративной скульптуры Москвы нач. XVIII в.//Там же. С. 31-44; она же. Зарудный//Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.)/Сост.: А. Ф. Крашенинников.

http://pravenc.ru/text/182639.html

XVII - 1-й трети XVIII в. с элементами барокко, возникали строительные артели. Как правило, храмы В. е. 2-й трети XVIII в. представляли собой небольшие кубические постройки, перекрытые сомкнутым сводом со световой главой на граненом барабане, с пониженными трапезной с приделами и колокольней с запада. Как и в др. районах Черноземья, в В. е. не получили распространения комплексы холодных и теплых церквей и 2-этажные храмы. Алтарные части имели разную форму (полукруглую, граненую или прямоугольную, с полукруглым выступом). Так, в Преображенской ц. Толшевского мон-ря (1759, перестроена в 1894) форма алтаря, возможно, повторяла воронежские храмы такого типа, как Никольский, ап. Иоанна Богослова (1748-1759, перестроен в 1799-1807, 1820, не сохр.), Рождества Богородицы (вмц. Параскевы Пятницы) (после 1748-1761, перестроен в 1825, не сохр.). Один из них, изящный Тихвино-Онуфриевский храм в усадьбе суконного фабриканта П. Н. Гарденина (1735-1746, перестроен в 1758-1762, 1795, 1873), первоначально был с деревянным приделом над трапезной (по-видимому, домовый храм заказчика) и декором четверика, в к-ром рамочные наличники с полуциркульным верхом гармонично сочетались с мотивами нарышкинского барокко (8-гранные окна верхнего света, волюты на ребрах граненого барабана). В селах подобные церкви продолжали строить в 60-х гг. XVIII в.- Архангельская в с. Чертовицком (1763), усадебная во имя прп. Алексия, человека Божия (1763, освящена в 1764), в с. Лосеве Воронежского у. (ныне пансионат «Репное» в с. Репном, входящий в адм. подчинение Воронежа), Троицкая в с. В. Ольшан (1769). Такие храмы могли иметь криволинейные посводные кровли, к-рым соответствовали низкие полукруглые фронтоны во всю ширину четверика, вероятно восходившие к фронтонам-полуглавиям (ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спасская) в Воронеже, 1744-1755; Алексиевская ц. Акатова мон-ря после перестройки 1746-1755). Изредка встречались 2-этажные, с прямоугольной алтарной частью, как, напр., ц. Богоявления в с. Богоявленском (1748, характер завершения неизв.), и ярусные, с 2 восьмериками на четверике и конусообразной главкой, как ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Могилёве-Подольском. 1808–1820 гг. Фотография. 2012 г. Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Могилёве-Подольском. 1808–1820 гг. Фотография. 2012 г. В 1923-1924 гг. делалась попытка организовать муж. скит в Иосафатовой долине близ с. Голынчинцы Джуринского (ныне Шаргородского) р-на, где 15 авг. 1923 г. местному пастуху Якову Мисику явилась Божия Матерь. Паломники, следуя советам священников, поставили в долине более 100 крестов. В марте 1924 г. местные власти стали задерживать паломников, в июле-авг. 1925 г. за организацию паломничеств были приговорены к различным срокам заключения 9 священников, 18 мирян. Паломничество в долину прекратилось. К 1925 г. в Могилёв-Подольском окр. насчитывалось 153 общины РПЦ, 53 общины обновленцев и 18 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). К нач. 1926 г. статистика была следующей: 29 общин РПЦ, 159 общин обновленцев, 27 общин УАПЦ и 16 общин «Соборно-епископской церкви» Феофила (Булдовского) (см. Булдовский Ф. И.). К 1928 г. в Могилёв-Подольском окр. действовали 53 общины РПЦ, 113 общин обновленцев, 28 общин УАПЦ и 51 община «Соборно-епископской церкви». Причины стремительного распространения обновленчества в крае раскрыты в отчете Подольского губотдела ГПУ от 31 янв. 1925 г., где указывается, что органами ГПУ проведена большая работа по усилению раскола. В 1929 г. бывш. настоятельница браиловского во имя Святой Троицы женского монастыря игум. София (Рачинская) и бывш. духовник обители иером. Ксенофонт (Горбатюк) основали жен. скит в с. Кривохижинцы Мурованокуриловецкого р-на. В 1932 г. скит был закрыт (сохр. полуразрушенное монастырское здание). Игумения и иером. Ксенофонт переехали в Житомир, где в 1937 г. были арестованы. В период немецко-фашистской оккупации началось церковное возрождение. Открылись 29 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 22 - в Ямпольском р-не, 30 - в Шаргородском р-не, 32 - в Томашпольском р-не, 28 - в Крыжопольском р-не, 19 - в Мурованокуриловецком р-не, 17 храмов - в Черневецком р-не.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

Архитектурная поверхность барочной К. могла быть трактована гротескно: напр., в ц. Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме (1634-1667, архит. Ф. Борромини) в изогнутые кессонированные К. вписаны фронтоны. Живописная декорация, дематериализующая архитектурную форму, также была популярна в эпоху барокко: в К. придворной капеллы в Версале (1698-1710, архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, Р. де Котт) было написано «Вознесение Господне»; иллюзионистическая фреска украсила К. капеллы епископской резиденции в Вюрцбурге (1719-1753, архит. Б. Нойман). Для К. эпохи классицизма характерны антикизированная форма и декор в виде кессонов. Они получили широкое распространение в церковной архитектуре, напоминая об имп. храмах раннего христианства, а именно о базиликах в Риме и Иерусалиме. К. с декором в виде кессонов встречается в низких иконостасах, царские врата которых стилизованы под триумфальную арку (иконостасы по проектам М. Ф. Казакова для дворца имп. Екатерины II на Пречистенке, для архиерейского дома в Чудовом мон-ре на территории Московского Кремля, 70-е гг. XVIII в., не сохр.). К. над царскими вратами иконостаса Троицкого собора Александро-Невской лавры (проект И. Е. Старова, 1774-1776; исполнен Л. Пинкетти в 1786-1790) напоминает о рим. имп. базиликах. От этих произведений, вероятно, ведут свое происхождение необычные фальшь-К. из дерева, к-рые сохранились в конструкциях провинциальных рус. иконостасов: в ц. Преображения дер. Никола-Высока (1820, Весьегонский р-н Тверской обл., см.: СПАМИР. 2013. С. 92), в ц. Всех святых в Туле как имитация каменного свода в интерьере (1776-1825, иконостас - 1820); в ц. Св. Троицы в с. Пятине Инзенского р-на Ульяновской обл. (бывш. Симбирская губ., 1823-1832, архит. М. П. Коринфский (?)). К. широко применялась и в светском строительстве, напр. в зале с лестницей в Холкем-холле, графство Норфолк, Англия (30-е гг. XVIII в., архит. У. Кент); в кабинете «фонарик» Павловского дворца под С.-Петербургом (1807, архит. А. Н. Воронихин ). Применение К. прекратилось с упадком классической традиции в архитектуре, а также с появлением новых технологий на рубеже XIX и XX вв.

http://pravenc.ru/text/2057166.html

Во время Отечественной войны 1812 г. О.-Ч. пожертвовала на нужды народного ополчения 100 тыс. р., приобрела обмундирование для 18 крестьян из с. Михайловского и дер. Глотаево Серпуховского у. Московской губ., зачисленных в 7-й полк народного ополчения, а также оружие (4,3 тыс. ружей и 4,3 тыс. пик и штыков и др.) и боеприпасы. Весной 1819 г. О.-Ч. познакомилась в Москве с еп. Иннокентием (Смирновым), назначенным на Пензенскую и Саратовскую кафедру, и оказала ему помощь, когда он заболел: приглашала врачей, поселила его в своей усадьбе. После смерти епископа в Пензе 10 окт. на средства О.-Ч. была устроена пещера-усыпальница в пензенском Спасском кафедральном соборе и установлен мраморный памятник (не сохр.). 27 апр. 1820 г. О.-Ч. в поисках нового духовника посетила литургию в с.-петербургском Казанском соборе, к-рую служил иером. Фотий (Спасский) , законоучитель 2-го кадетского корпуса, и 2 мая, в день ее рождения, иером. Фотий нанес ей визит. 20 июля 1820 г. он был назначен игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . На протяжении 2 лет игум. Фотий не брал О.-Ч. под духовное окормление по причине богатства и аристократического происхождения, хотя называл ее ангелом чистоты. О.-Ч. пожертвовала 3 тыс. р. на восстановление Деревяницкого монастыря, затем еще 10 тыс. р. и 2 обоза (один - со свечами, ладаном и вином, второй - с хлебом). 29 янв. 1822 г. Серафим (Глаголевский) , митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, по протекции графини возвел игум. Фотия в сан архимандрита с назначением в Сковородский во имя архангела Михаила мужской монастырь , а в апр. вызвал архим. Фотия в С.-Петербург, поселил в Александро-Невской лавре и благословил его на духовное руководство О.-Ч. и вдовы поэта Д. А. Державиной. Митр. Серафим надеялся, что под влиянием архим. Фотия О.-Ч. направит свои средства на церковные нужды, в частности на восстановление бедных монастырей. 18 мая 1822 г. состоялось знакомство архим. Фотия с министром духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыным , их встречи обычно проходили в доме О.-Ч. Благодаря ее связям при содействии Голицына архим. Фотий добился аудиенции у имп. Александра I 5 июня 1822 г. После этой встречи имп. Александр I подписал указ о запрете масонских лож и тайных об-в и 21 авг. назначил архимандрита настоятелем 1-классного Юрьева новгородского мужского монастыря ; О.-Ч. посетила Юрьев мон-рь в нояб. 1822 г. и подарила своему духовнику митру стоимостью более 100 тыс. р., драгоценный крест, а также выезд.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Груз. , ] († 1735), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 18 июля). Сведения о нем сохранились в соч. «Мерное слово» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). По его данным, К.- сын мцигнобартухуцеси (главного везира), иеромонах из пуст. Гареджи , был родом из Кахети. Антоний I встречался с К., когда тот гостил у его матери. Католикос-патриарх характеризовал его как человека праведного и грамотного, «от безбожных варваров» за Христа убиенного. Антоний I также указал, что видел метафрастическое сочинение К., посвященное мученичеству царицы вмц. Кетеван ,- «Восхваление царицы Кетеван» (не сохр.) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 278-279). По сведениям историка XIX в. П. И. Иоселиани , основывавшегося на нарративных и неизвестных на данный момент письменных источниках и подтвердившего в т. ч. сведения Антония I, К., «возвратившись в Кахети, был убит лезгинами», совершавшими набеги на монашеские поселения с целью грабежа. В календаре ГПЦ годом кончины К. ошибочно назван 1630-й. Ист.: Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 278-279, 356 (на груз. яз.). Лит.: Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 309; Кавтария М. Литературная школа Давидгареджи. Тбилиси, 1965. С. 71 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 496; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 115-116. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/2458779.html

В кон. 1800 г. была создана специальная комиссия во главе со Строгановым, к-рый добился передачи всех заказов, связанных со строительством собора, в ведение АХ. Графические работы В. позволяют проследить развитие авторского замысла создания собора, главный вход к-рого из-за особенностей отведенного под строительство участка должен был располагаться со стороны боковой улицы. В плане собора В. соединил схему лат. креста с купольной композицией, что ранее было применено архит. И. Е. Старовым при проектировании Троицкого собора Александро-Невской лавры; при этом купол доминирует в восприятии всех фасадов. Органично связаны основной массив собора и колоннады за счет единого антаблемента, а также пилястр одинаковой высоты и общего ордера. Это позволило скрыть асимметрию сооружения (со стороны Невского проспекта), соответствовавшую облику рим. прототипа, и составило основное отличие проекта В. от предложений др. архитекторов и самого образца. Проезды в углах колоннады соединили здание с набережной канала и существовавшими прежде улицами. По мнению Г. Г. Гримма, в творчестве В. впервые в истории рус. искусства колоннады обрели значение элементов, оформляющих подходы к зданию, и переходных мотивов, связывающих его с пространством города, т. о. была решена сложная градостроительная задача. Во внутреннем пространстве собора центральные рукава планового креста представляют собой сводчатые залы, отделенные колоннами от более узких боковых нефов. Купол на высоком барабане, возведенный над средокрестием, поддерживают 4 пилона. Иконостас, исполненный по проекту В., располагался между колоннами и представлял собой преграду, украшенную пилястрами, антаблементом и аттиком (разобран после 1830). Сев. фасад Казанского собора в С.-Петербурге. Гравюра М. Н. Воробьёва по чертежу А. Н. Воронихина. Ок. 1820 г. Сев. фасад Казанского собора в С.-Петербурге. Гравюра М. Н. Воробьёва по чертежу А. Н. Воронихина. Ок. 1820 г. В. был также автором скульптурного оформления храма, в т. ч. тематики, размеров и местоположения статуй и барельефов. Первоначально он предполагал поместить статуи в каждом портике собора, но был украшен лишь сев. портик, обращенный на Невский проспект, где установили изображения равноап. кн. Владимира (скульптор С. С. Пименов), ап. Андрея Первозванного (скульптор В. И. Демут-Малиновский), Иоанна Крестителя (скульптор И. П. Мартос), блгв. кн. Александра Невского (скульптор Пименов). Фасады собора украсили 12 барельефов, посвященных Божией Матери (сохр. «Взятие Христа под стражу» (в нише над сев. входом) и «Шествие Христа на Голгофу» (внутри храма в нише над юж. входом) скульптора Ф. Ф. Щедрина); предполагались скульптурные изображения и в интерьере храма (большинство утрачено).

http://pravenc.ru/text/155274.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010