Среди окончивших Санкт-Петербургскую академию в эти ранние годы самым вдохновенным выразителем и проповедником новых настроений был Макарий Глухарев, один из самых замечательных людей той эпохи (1792–1847). В академии Глухарев был под всецелым влиянием Филарета, — «отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения, и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы». Эта духовная связь между наставником и учеником осталась навсегда. Глухарев был человек исключительной впечатлительности, но всецело обращенный вовнутрь, действовать в обыденной обстановке ему было трудно. В академии он много читал мистических книг, Арндта больше всего, — из них усвоил учение о возрождении и обновлении внутреннего человека, озаряемого от Святого Духа. Был однажды и у Татариновой, но, испуганный, бежал… По окончании академии был он послан наставником в Екатеринославль. Здесь он встретился с местным епископом, Иовом Потемкиным, постриженником Молдавских старцев, и через него сблизился с двумя монахами из Молдавии, о. Ливерием и о. Калинником. Под этими влияниями Глухарев решил принять постриг. В этот период жизни он весь был в искании и беспокойстве. Вскоре его перевели ректором в Костромскую семинарию, но он мучительно тяготился не только управлением, но и самим преподаванием. При первой же возможности Макарий оставил службу и ушел жить в Печерскую лавру, потом в Глинский монастырь, бывший в то время одним из очагов созерцательного возрождения, — здесь он много читал, под руководством старца Филарета, и переводил — блаженного Августина Исповедь, Лествицу, беседы Григория Великого, огласительные слова Феодора Студита. «Это школа Христова, эта одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти надлежит умалиться до Христова младенчества…» Переводил Макарий и с французского, — творения Терезы Испанской, [ 56 ] собирался переводить Паскаля… К иным исповеданиям он всегда относился с пытливым благожелательством. В Екатеринославе молился с «духовными христианами» (молоканами), и нашел, что свет Божия озарения сияет и в их теплой вере. Квакеры, путешествовавшие по России в 1819-м году, Грелье и Аллен, посетили его в Екатеринославле, с вводным письмом от Филарета, и нашли с ним много общего, душевную близость. Впоследствии Макарий мечтал построить в Москве храм с тремя отделами — для православных, католиков и лютеран…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Старший его сын Василий Лонгинович после смерти отца остался в его доме и с августа 1828 года продолжил бессменно исполнять обязанности церковного старосты и благодетельствовать храму преподобного Марона. Во имя Рождества Иоанна Предтечи им устроен новый придел, в 1837 году для пользы храма куплен соседний участок земли, на котором был выстроен двухэтажный дом, где разместился приют для шести бедных женщин. В Клину попечением Василия Лонгиновича выстроена градская больница, ее так и называли Лепешкинской 344 . Всего по завещанию Василия Лонгиновича выделено более 35 700 рублей серебром на храмы и монастыри и более 50 тысяч рублей серебром на вспомоществование богадельням, сиротам и бедным, в том числе – всем богадельням Замоскворечья, на содержание четырех бедных учащихся в мещанском училище 345 и т. п. Выражаясь светским языком, он добился многого в своей жизни – стал купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином, мануфактур-советником и кавалером. Его духовное завещание начинается знаменательными словами, которые могут стать смыслом жизни для одаренных Божиими милостями современных христиан. «Бог убожит и богатит 346 . Чувствуя в смиренном сердце неизреченную благость Господа Бога, благословившего меня видимым достоянием, почитаю первою обязанностью часть сего достояния употребить на богоугодные устройства в славу Бога, благ Подателю». Дед игумений Афанасии, старший сын Василия Лонгиновича, Николай Васильевич (25.03.1819–24.10.1882), – купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, мануфактур-советник и кавалер. Состоял старостой Московских придворных соборов с 1847 по 1875 годы, был членом различных комитетов, выборным от московского купечества, гласным Московской городской думы с 1877 года, а с 1880 года – статским советником 347 . Торговал москательным товаром в старом Гостином дворе. Имел химический завод близ Серпуховской заставы. Николай Васильевич стал церковным старостой храма преподобного Марона после смерти отца. При нем церковь была возобновлена внутри и снаружи, полное ее освящение совершил митрополит Московский и Коломенский Филарет 29 октября 1844 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Глава 7 Несколько силуэтов среди мрака Втечение шести лет, с 1819 и по 1825 год, настоятельницей монастыря Малый Пикпюс была мадемуазель де Блемер, в иночестве – мать Непорочность. Происходила она из рода Маргариты Блемер, автора «Жития святых ордена св. Бенедикта». Ее избрали вторично. Это была женщина лет шестидесяти, приземистая, дородная, с голосом, дребезжащим, точно «надтреснутый горшок», как говорится в письме, о котором мы уже упоминали выше, впрочем, добрейшая душа, единственное веселое существо во всем монастыре, и за это любимая до обожания. Мать Непорочность унаследовала качества прабабки Маргариты, этой Дасье своего ордена. Она была образованна, начитанна, учена, книжница, своеобразный знаток истории, нашпигована латынью, напичкана греческим, начинена еврейским – скорее бенедиктинец, чем бенедиктинка. Помощницей настоятельницы была старая, почти слепая, монахиня-испанка, мать Синерес. Самыми почитаемыми среди матерей-изборщиц были: мать св. Гонория, казначея; мать св. Гертруда, начальница послушниц; мать св. Ангела, ее помощница; мать Благовещение, заведовавшая ризницей; мать св. Августина, заведовавшая лазаретом, единственная злая женщина во всем монастыре; затем мать св. Мехтильда (девица Говэн), совсем еще молодая, обладавшая чудным голосом; мать Святые ангелы (девица Друэ), уже побывавшая в монастыре сестер Странноприимного ордена и в монастыре Священных сокровищ, что между Жизором и Маньи; мать св. Иосифа (девица Коголлудо); мать св. Аделаида (девица д’Оверне); мать Милосердие (девица де Сифуентес), которая не в состоянии была вынести строгостей устава; мать Сострадание (девица де Мильтиер), принятая в общину шестидесяти лет, вопреки уставу, очень богатая; мать Провидение (девица де Лодиньер); мать Введение (девица Сигенца), ставшая в 1847 году настоятельницей; наконец, мать св. Селина (сестра скульптора Черакки), сошедшая с ума, и мать св. Шанталь (девица де Сюзон), тоже сошедшая с ума. В числе красивейших была также прелестная двадцатитрехлетняя девушка с острова Бурбон, правнучка кавалера Роз. В миру она носила бы имя мадемуазель Роз, а в схиме называлась мать Вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Мироносицкая церковь неоднократно перестраивалась и меняла свои названия, но в народе её имя оставалось прежним. С 1809-го по 1819 год по проекту архитектора Евгения Васильева церковь перестраивалась, были пристроены два каменных придела с престолами Николая Чудотворца и Тихвинской Божией Матери, последний стал главным престолом, от чего в это время церковь получила название Тихвинской. Попечителями постройки были купец Иван Тараканов и городовой секретарь Дмитрий Сердюков. Ими же была возведена каменная ограда церкви, которая с небольшими изменениями в 1848 и 1864 г.г., прослужила до самого закрытия этого храма. В 1839 г. церковь вновь подверглась перестройке: известная своей благотворительностью на харьковские храмы Прасковья Тамбовцева пожертвовала на устройство ещё двух приделов 5 000 рублей серебром, и по ее желанию в правом приделе был устроен престол во имя Корсунской Божией Матери. Кроме неё, на перестройку церкви жертвовали купец Иван Киктевич, надворный советник Крамаренков, помещица Анна Безпальчева. А в 1847 г. купец Сергей Костюрин вложил 500 рублей серебром для устройства престола преподобного Сергия Радонежского. Главный престол в 1841 г. был освящён во имя Креста Господня, соответственно и церковь стала называться Крестовоздвиженской. Последняя капитальная перестройка состоялась в 1890 г., тогда были убраны два придела, подняты арки и своды внутри храма, изменены размеры и расположение окон, устроено калориферное отопление. Работы производились по проекту архитектора Михаила Ловцова и предполагали полное изменение всего облика классической архитектуры церкви, но средств для таких масштабных перестроек не было. В 1908 г. архитектор Владимир Покровский, изучив состояние Мироносицкой церкви, писал в пояснительной записке, что после перестроек 1890 г. её наружные фасады свидетельствуют о полном отсутствии какого-либо стиля или характера, поражая своей недоделанностью. В 1908-м В. Покровский начинает строительство новой колокольни, так как старая уже давно была непригодна для размещения на ней колоколов, они висели на двух столбах под навесом рядом с церковью. В 1911 г. колокольня была построена и стала в округе самым высоким сооружением.

http://sobory.ru/article/?object=33252

Павскаго воспринял мысль о необходимости перевода Св. Писания на русский язык именно только с языков «оригинальных», то есть исключительно с еврейского св. книги Ветхого и с греческого св. книги Нового Завета, как и проводил он эту мысль в известном уже нам письме на имя митрополита Филарета, писанном в 1834 году. Осуществление же этой мысли он представил в своих переводах, как тех, которые в 1837–1840 гг. представлял к высшему духовному начальству на дальнейшее движение, так и тех, которые уже в 1860 и дальн. годах напечатаны в Православном Обозрении. самом Макарии и его переводах Библии см. у Филарета Черниг. в Обзоре Рус. Дух. Литер. Ч. II, стр. 262–263; у Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г. Ч. III, стр. 3–49; в Правосл. Обозр. за 1860 г. Т. I, стр. 449 –450 примеч.; 1869 г. Т. I, стр. 808–810 и др. 265 Полюбивши пылкого, ревностного к делу и слову Божию юношу еще в академии, Филарет не упускал его из виду и после. В бытность Макария в Екатеринославе путешествовавшими по России в 1818–1819 годах квакерами привезено было ему из Петербурга письмо от Филарета (Рус. Старина за 1874 г. Т. IX, стр. 32–33). Переписка их не прекращалась, как мы отчасти знаем, и потом. Мудрый и опытный святитель Московский умерял пыл воображения молодого монаха и способствовал облегчению участи его в тех случаях, когда неразумная ревность Макария увлекала его за границы ближайших обязанностей своих и благоразумия. По смерти Макария Филарет озаботился даже приобретением для себя портрета его, о чем распоряжение Филарета см. в письме его к наместнику Лавры Антонию от 13 августа 1847 г. (Писем, ч. II, стр. ЗЗ0). 266 В этом определении между прочим в вину архимандриту Макарию поставлено было, что 1) он, употребляя пред Святейшим Синодом настояние о продолжении перевода Св. Писания на русское наречие, преступает пределы своего звания и своих обязанностей, и тем более, что входит в суждения, не согласные с решением уже принятым по сему предмету высшею властью; 2) неосмотрительная ревность его основывается на погрешительном мнении, будто церковь Российская не имеет всего Священного Писания на природном наречии Российского народа, тогда как она имеет оное на природном славяно-русском языке, который употребляется и в церковном богослужении, и на котором и простолюдины Священное Писание читают и разумеют, и некоторые даже охотнее читают, нежели в переводе на ново-русское наречие; 3) рассуждения архимандрита Макария, в которых он разные бедствия представляет как бы наказанием за неисполнение его мысли переложить все Священное Писание на новое русское наречие, сколько неосновательны и нелепы, столько же и не сообразны с должным повиновением к поставленной от Бога власти и с духом смирения, в противность которому он поставил себя непризванным истолкователем судеб Божиих».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Имп. Иосиф II , сын Марии Терезии (с 1765 соправитель; в 1780-1790 правил единовластно), приступил к проведению церковной реформы, провозгласив веротерпимость в наследственных владениях (1781), что серьезно осложнило отношения с Римом. Запрещались преследования на религ. почве, отменялись религ. ограничения при приеме на гос. службу, в т. ч. на преподавательские должности в ун-тах и др. В 1782 г. для решения этих вопросов папа Пий VI совершил поездку в Вену, однако изменить церковную политику императора ему не удалось. В 1782 г. Иосиф II распустил монашеские ордены, к-рые не занимались преподавательской деятельностью и уходом за больными. Имущество орденов было направлено на просветительские и образовательные цели, на поддержку приходских пресвитеров в новых приходах. В 1784 г. епископские семинарии были заменены гос. Ун-ты и лицеи получили исключительное право преподавать богословие. Были санкционированы изменения в католич. богослужении с целью упрощения и удешевления обрядов. Церковь была окончательно подчинена гос-ву, а духовенство приравнено к гос. служащим. Нек-рые мероприятия Иосифа II в сфере церковного переустройства встретили жестокое сопротивление со стороны католич. духовенства и части дворянства. В годы правления австр. имп. Франца I (1804-1835) начался период религ. обновления Австрии. После визита императора к папе Пию VII (1819) было принято решение о пересмотре церковного законодательства Иосифа II. При австр. имп. Фердинанде I в связи с дарованием в 1847 г. австр. подданства основателю старообрядческой белокриницкой иерархии митр. Амвросию (Паппа-Георгополи) возник конфликт с Россией вплоть до угроз разрыва дипломатических отношений. Австр. имп. Франц Иосиф I в 1855 г. заключил с Папским престолом конкордат, к-рый усиливал позиции католич. Церкви в стране. Реформы 70-90-х гг. XIX в. окончательно признали свободу веры и совести для любой конфессии, а также для атеистов, однако католич. Церковь продолжала занимать господствующее положение во владениях австр. Г. В 1903 г. австр. императоры утратили право вето при избрании Римских пап, к-рым ранее неоднократно пользовались.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР [серб. Петар] (Йованович Павле; 18.02.1800, г. Илок близ г. Вуковар (ныне в Хорватии) - 24.09. 1864, г. Сремски-Карловци (ныне в Сербии)), еп. Горно-Карловацкий, бывш. митр. Сербский. Род. в семье виноградаря Лазаря и Иулианы. Начальную школу окончил в родном городе, затем учился в гимназии в г. Осиек и в г. Сремски-Карловци. В г. Сегед (ныне в Венгрии) изучал философию. Окончил семинарию в Сремски-Карловци и в 1819 г. стал там же преподавать. После смерти супруги в 1830 г. переехал в Белград, работал секретарем Высшего народного суда, с нояб. 1832 г.- секретарем канцелярии серб. кн. Милоша Обреновича (1830-1839, 1858-1860; см. в ст. Обреновичи ). После смерти митр. Сербского Мелетия (Павловича) в 1833 г. князь решил поставить митрополитом Павле Йовановича, т. к. тот разделял его взгляды относительно деятельности Православной Церкви в княжестве Сербия. Поначалу Павле отказывался, уверяя, что намерен жениться. Но впосл. согласился и поехал в г. Чачак к еп. Ужицкому Никифору (Максимовичу-Вукосавлевичу), который в окт. 1833 г. постриг его в монашество с именем Петр. За 15 дней П. прошел все церковные чины вплоть до архимандрита. В сер. нояб. 1833 г. его направили в К-поль, где он был избран и 5 дек. патриархом К-польским Констанцием I (1830-1834) при участии 4 митрополитов хиротонисан во епископа. В свидетельстве о его хиротонии утверждалось, что по рангу Белградская кафедра соответствует статусу митрополии Эфесской. 23 дек. П. прибыл в г. Пожаревац, где пребывала княжеская семья, и на Рождество Христово отслужил 1-ю архиерейскую литургию, затем отбыл в г. Крагуевац, где в тот период располагалась кафедра Сербского митрополита. Главной задачей П. стало утверждение канонического порядка в Белградской (Сербской) митрополии , который должен был соблюдать и кн. Милош. После издания в 1835 г. Конституции княжества Сербия П. начал разработку закона, к-рый был принят 21 мая 1836 г. под названием «Начертание о духовных властях в Сербии»; по закону, наивысшая власть в Сербской митрополии принадлежала Синоду, митрополит Сербский был его председателем, а епархиальные архиереи - членами, учреждалась консистория митрополии. Согласно уставу «Устроение духовных властей княжества Сербского», принятому 28 авг. 1847 г., в Сербской митрополии были введены епархиальные консистории, Апеллатория и Архиерейский Собор.

http://pravenc.ru/text/2580306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАБАНОВ Иларион Георгиевич [псевд. Ксенос] (окт. 1819, дер. Глотово Мосальского у. Калужской губ.- 4.12.1882, старообрядческий Предотечев мон-рь в Клинцах (совр. Брянская обл.)), апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии , автор «Окружного послания» . В 15 лет оставил родительский дом и поселился в старообрядческом Лаврентьевском мон-ре на Ветке близ Гомеля. В 30-х гг. XIX в. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников ; впосл. старообрядческий Славский епископ), собравший вокруг себя много талантливых людей. Широкой начитанностью К. во многом был обязан хорошей монастырской б-ке. В 1864 г. еп. Аркадий писал о К.: «От юны версты вдаде себе в Лаврентьев монастырь на послушание, проходил строго-иноческую жизнь, прилежа чтению Божественного Писания, списа многия книги» (цит. по: Субботин. 1884. 4. С. 196). В книгохранилище Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) находится Цветник, написанный в Лаврентьевском мон-ре во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVIII в., с владельческой записью К.: «Сия святая и богодохновенная книга Цветник, жития святых отец, и поучения, и проч., принадлежит грешному Илариону, куплена им самим в Лаврентьевом монастыре у переплетчика инока Нила благоволением отца его инока Саватия ценою по счету 25 руб. ассигнациями 7352 (1844) месяца апреля в 3 день, в понед[ельник] Фомин 2 недели по Пасце в час 6 дне. Истинно написано и кроме всякаго лицемерия. Аминь, аминь, аминь» ( Юхименко Е. М. Рукописные и печатные книги//Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 227. 147). Сборник, приобретенный К. незадолго до (если не накануне) закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1844 г., свидетельствует об интересе владельца к иноческому образу жизни, к житиям подвижников и учителей Церкви. Не приняв иноческого пострига, К. до последнего дня вел жизнь согласно монашескому уставу. В 1844 г. Лаврентьевский мон-рь был закрыт властями, насельники, отказавшись присоединиться к единоверию , разошлись. К. жил в различных старообрядческих мон-рях Стародубья , участвовал в богословских диспутах с беспоповцами , в первую очередь в связи с мнением беспоповцев об уже состоявшемся духовном воцарении антихриста и о прекращении благодати священства. (Исходя из этого мнения, беспоповцы утверждали, что истинное священство в наст. время невозможно; после установления в 1846 Белокриницкой иерархии ее противники заявляли, что она ложная.) Среди первых сочинений К.- написанная в 1846 или 1847 г., после споров с беспоповцем Савой Борковым, кн. «О Енохе и Илии» против мнения беспоповцев об уже состоявшемся духовном пришествии ветхозаветных пророков Илии и Еноха . Во 2-й пол. 40-х гг. К. уже имел репутацию широко образованного начетчика и талантливого полемиста; чтобы читать святоотеческие книги в оригинале, он выучил греч. язык.

http://pravenc.ru/text/1319734.html

Вологда. Церковь Антипы Пергамского. Антипьевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Антипьевская церковь построена в последней четверти XVIII - первой половине XIX века, согласно Г.К. Лукомскому ( " Вологда в ее старине " ), в 40-х годах XIX века; точная дата ее возведения неизвестна. С 1819 года церковь числилась приходской. Известно, что первоначально в Антипьевском приходе существовало кладбище и церковь была кладбищенской. По данным на 1892 год, у церкви насчитывалось 509 прихожан. Антипьевская церковь была одноэтажной, одноглавой, трехпрестольной. В главной части храм имел кубическую форму с фронтонами и полушарным куполом посередине, несущим два восьмигранника с небольшой шарообразной позолоченной главкой. В 1895 году холодная церковь была соединена с теплой. Храм низкой трапезной связывался с колокольней, которая по характеру зодчества может быть отнесена к постройкам XIX века. Церковь закрыта в 1930 году. В настоящее время помещение полуразрушенной Антипьевской церкви используется в промышленных целях. Источник: http://history.nason.ru/hramy/16/ В Вологодском Заречьи – на левом берегу р. Вологды – появилась кладбищенская двухпрестольная церковь Воскресения Христова, имеющая также придел сщмч. Антипы Пергамского. Так как храмов Воскресения в городе было еще несколько, кладбищенскую церковь народ стал именовать Антипиевской, или Воскресенско-Антипиевской. Ее строительство завершилось в 1777 г. По некоторым данным, церковь была деревянной. Кладбищенским храм был до начала XIX в. Бывшая церковь при кладбище стала приходской. В 1847 г. было принято решение полностью разобрать её и заново отстроить на том же месте. Согласно сохранившимся документам, сделано это было «в течение одного лета». Высокие темпы строительства стали возможны благодаря помощи благотворителей – вологодских купцов Рыбниковых. Руководил стройкой староста прихода, мещанин Василий Маталындин. Имя создателя церкви неизвестно. Стиль постройки специалисты определяют как ампир. Одноглавый храм, купол церкви – полусфера. Церковь делилась на неотапливаемую «холодную» часть и «зимнюю». Это так называемая «трапезная» пристройка к церкви, где находились два придела. Церковь получила еще один престол: кроме Воскресенского и Антипиевского, появился придел Казанской иконы Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=01099

Любезнейшему братцу Отцу Алексею свидетельствую любовь и почтение убогой души моей. И всем сродникам усердно желаю всякой милости Божией. Благословите меня, милостивейший родитель! Недостойного именоваться сыном вашим и архимандритом Макария. 1825 г. Апреля 27 дня. 2 Милостивейший Родитель Священнопресвитер Иаков Михайлович! Извещая Вас, что я по милости Божией благополучен, прошу покорнейше исходатайствовать для старицы Екатерины паспорт, так называемый вечный, ибо тому с коим она пришла сюда, срок уже вышел 11 . Письмо же, при котором будет отправлен паспорт, извольте надписать: Ее Превосходительству Александре Петровне Г-же Хвостовой в Киев на Печерск близ Лавры. Желаю Вам и братцу моему Алексею Яковлевичу в радости встретить праздник Рождества Христова, и остаюсь с сыновнею преданностью, почтением и благодарностью. Недостойный А. Макарий. 1825 г. Ноября 17 дня. 1 Письмо, важное для установления некоторых спорных данных в биографии архим. Макария, освещающее притом состояние его духа после оставления ректорства в Костромской семинарии. 2 Послушник Иван Савельев, с судьбою которого сплелась на некотором протяжении жизнь о. Макария 6 Иеросхимонах Ливерий, имевший большое влияние на образование нравственного характера о. Макария (см. ниже письмо к Г. Т. Мизко, 11). В годы службы Макария в Екатеринославской семинарии, он был духовником Екатеринославского владыки. Потом жил на покое в Самарском Пустынском монастыре († 1825 г.). 7 Слободско-Украинский епископ Павел Саббатовский, префект и ректор Смоленской семинарии в годы учения там Макария Глухарева. 9 Ректор Мелетий Леонтович, магистр 1-го курса СПб академии и затем (1814−1817) бакалавр греческого языка († 1840 г.) в сане Харьковского архиепископа. Инспектор Смарагд Крыжановский, магистр 3-го курса СПб академии (1819) ( † 1863 г.) на Рязанской кафедре. В 1847 г. ему пришлось отпевать в г. Болхове архим. Макария. 10 К. Д. Грузин, ученик Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании в 1823 г. Киевской академии был оставлен здесь бакалавром философии, но в конце 1825 г. покинул должность. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010