Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Портрет. Кон. 30-х — 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) После епископской хиротонии и назначения на Тульскую кафедру архим. Симеона в февр. 1816 г. МДА возглавил свт. Филарет (Амфитеатров). При нем состоялся 1-й выпуск 1818 г., а в мае 1819 г. святителя сменил магистр 1-го курса СПбДА архим. Кирилл (Богословский-Платонов) . При архим. Кирилле состоялись 3 последующих выпуска МДА, на опыте к-рых были отлажены системы экзаменов и присуждения степеней. В 1822 г. архим. Кирилл стал доктором богословия - степень была присуждена Конференцией СПбДА за экзегетическое соч. «Опыт изъяснения Послания св. ап. Павла к Евреям». Преемником архим. Кирилла, хиротонисанного во епископа Дмитровского, стал в 1824 г. его однокурсник по СПбДА архим. Поликарп (Гайтанников), занимавший должность ректора МДА более 10 лет. К моменту вступления в эту должность архим. Поликарп был уже доктором богословия (степень присуждена во время пребывания на посту ректора СПбДС одновременно с архим. Кириллом). С ректорством (1835-1841) архим. Филарета (Гумилевского) связаны зарождение в МДА церковно-исторической традиции, новый подход к чтению курса догматического богословия. Самостоятельные богословские взгляды архим. Филарета, его творческое отношение к научным изысканиям и постановке академического процесса много значили и для МДА в целом, и для деятельности ее научно-руководящего органа - Конференции. Все последующие ректоры - архимандриты Евсевий (Орлинский) (1841-1847), Алексий (Ржаницын) (1847-1853), Евгений (Сахаров-Платонов) (1853-1857), Сергий (Ляпидевский) (1857-1861) и Савва (Тихомиров) (1861-1862) - внесли свой вклад в совершенствование той или иной стороны академической жизни. Впервые в истории российской духовной школы должность ректора в 1862-1875 гг. исполнял представитель белого духовенства прот. А. В. Горский. Свт. Филарет желал видеть Горского на посту ректора МДА еще в дек. 1860 г. при условии, что он примет монашеский сан ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 5. С. 3-4). После отказа прот. Горского ректором стал архим. Савва (Тихомиров), но когда через 2 года его рукоположили во епископа, ректором все же был назначен Горский, «аскет-профессор», «инок-мирянин, с подвижническою жизнью соединявший общительную гуманность и готовность всякому служить своими знаниями и трудами» ( Гиляров-Платонов Н. П. Сб. соч. М., 1899. Т. 2. С. 464-465). По уставу протоиерей - «последний член возможности быть ректором». Тем не менее сам Горский считал, что его назначение, возможно, «даст выход белому духовенству на совместное с монашествующими занятие высших учебных должностей», а это повысит статус ученого служения, ибо «учащиеся теперь будут иметь в виду более лучшую возможность достигнуть высших должностей в ученом обществе» ( Горский. 1885. С. 158).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

4). Сам Паисий писал о себе впоследствии: «...Аз же, аще в юности моей лета четыре и нребывах в киевских училищах, но точию грамматическому учению латинского языка отчасти научился бех, желанию иночества не иоиустившу высших коспутися учений». См. письмо к старцу Феодосию («Житие Паисия», стр. 217). В этом же письме объяснено, каким образом Паисий научился греческому языку; а о том, какого совершенства в знании этого языка достиг старец Паисий, свидетельствуют его переводы, о которых, но необыкновенной их точности и правильности, не обинуясь можно сказать, что после переводов Святых Кирилла и Мефодия они занимают первое место в славянской переводной литературе. 4 Напечатаны особо: Максима Исповедника «О любви, четыре сотницы» (СПб., 1819 г.) Его же «Толкование на Отче наш » (Москва, 1853 г.). Аввы Фалассия «О любви, воздержании и духовной жизни» (Москва, 1855 г.). Преп. Феогноста «О деянии и видении и о священстве» ( в книге: «Восторгнутые классы», Москва, 1849 г.). Блаж. Симеона Метафраста изложение 50-ти слов преп. Макария Египетского . (По сравнении можно видеть, что известные «7 слов» (за исключением 1-го – «О хранении ума») суть не что иное, как этот перифразис Метафраста. Смотри о сем и в изданном при Московской Духовной Академии переводе преп. Макария Египетского предисловии, стр. XXXI. – Григория Паламы «Десятословие Христова Законоположения, или Нового Завета» («Христианское Чтение», 1847 г., и «Духовная Беседа», 1859 г.). – Симеона Фессалоникского «О священной и благотворной молитве и о том, что все христиане должны по возможности молиться именем Иисуса Христа, по крайней мере в определенные времена» (СПб., 1856 г. Главы 261, 262). «Толкование на Господи помилуй» (помещено в «Житии и писаниях Паисия Величковского », Москва, 1847 г. – Русский перевод напечатан в Санкт-Петербурге в 1863 г.). – «От жития Св. Григория Паламы , о том, что все христиане должны непременно молиться» («Восторгнутые классы», Москва, 1855 г.). 5 Хранятся в рукописях: Иоанна Дамаскина «Слово душеполезное и чудное о всех добродетелях и страстях»; Максима Исповедника «О богословии и о воплощенном смотрении Сына Божия 200 глав».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

24 Помню только, как теперь, раздавшийся в один действительно прекрасный день, кажется ранней весной, звон во всех церквах, по случаю, как мне сказали, отъезда Преосв. Иоанна на Дон. 25 Между прочим, немало нам рассказывал о нем его товарищ по семинарии, наш довольно близкий родственник (родной дядя моей матери и родной брат нашей бабушке), И. С. Беляев, диакон села Павлова – весьма замечательная личность. Первенец того семинарского курса, на котором состоял Михаил (Доброзраков) (Преосв. Иоанн), окончивший семинарию, кажется 5-м или 6-м студентом, И. С. Б-в почему-то не попал в академию, а посвящен в диакона богатого села Павлова и здесь прожил всю жизнь. У нас в родстве считали его чуть не гениальным, и действительно он производил на всех нас впечатление человека необыкновенно умного, с весьма выразительным лицом, несколько саркастического склада. Когда Преосв. Иоанн сделался нижегородским епископом, он вызвал к себе бывшего своего товарища и предложил ему место священника, но И. С. Б-в не принял этого предложения и на всю жизнь остался сельским диаконом. Не принял потому (как я понял из разговоров родных, – я был тогда очень мал), что не хотел одолжаться бывшему своему товарищу. Об этом сельском диаконе рассказывал мне, уже когда я служил в Петербургской академии, наш также родственник, Н. И. Розов (родной его племянник, докт. медицины, бывший директор медицинского департамента), вот какой случай: «Заезжаю я в с. Павлово навестить своего дядю и застаю его, уже старца, летом, в меховой шубе, за чтением французского романа в подлиннике, т. е. на французском языке, чем, конечно, я был крайне удивлен». Вот какие в старину были сельские диаконы! 26 Рассказывали, что и в наш приход он приезжал к одному купцу в гости и привозил с собой своих архиерейских певчих, для пения концертов во время трапезы, даже иногда и вечерней. 27 У Чистовича И.А. в его «Истории С.-Петербургской духовной академии. 1858–1888» (СПб., 1889) «с правом на магистра» поставлен, однако, под 20, среди магистров; 1819 – рект. Екатериносл. сем., 1832 – еп. Саратов., 1847 – еп. Нижегор., † в 1850 г. мая 20, в сане архиеп., в С.-Петербурге, во время присутствования в Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Кладбище Внутри монастыря, от частых перестроек оного, древнее кладбище почти уничтожилось и никаких могильных плит с надписями, даже от 17 столетия, не уцелело, кроме одной и то разбитой, на которой иссечена следующая надпись: «188(1670) года января в 3 день, раб Божий схимник Варсонофий». В этой пустыни исстари погребались князья Воротынские и здесь погребен кн. Иван Михайлович (в иноках схимник Иона), боярину † 8 янв. 1627 г., ж. Мария NN † 3 мая 1628 г., кн. И. М. сын Мих. Иван. «Государев слуга» замученного Иоанном Грозным † 12 июня 1573 г.; кн. Иван. Мих. кажется невольно пострижен при низложении царя Василия Шуйского, как свояк его по жене, княжне Марии (Репниной или Буйносовой Ростовской), умершей 3 мая 1628 г. За алтарем же соборной церкви, кроме заметно отличающегося от других, памятника г. Нарышкина, есть несколько простых памятников, в Форме гробниц и колонн, вытесанных из белого камня с надписями; памятники эти принадлежат частью к прошедшему, а частью к настоящему веку. 1) Памятник г. Нарышкина: пьедестал из серого полированного гранита. На верху пьедестала утвержден массивный гранитный же крест с бронзированным прикрепленным на нем распятием. На лицевой стороне пьедестала вделан медный бронзированный круг с изображением родового герба гг. Нарышкиных, около полукруга по граниту золоченая надпись: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут». Ниже: «Сергий Кириллович Нарышкин родился апреля 1819 года, скончался 15 июля года. Не вниди в суд с рабом Твоим, Господи». Весь памятник окружен железною решеткою. 2) Памятник г. Сокаревой. Надписи: а) 1819 года августа 20 числа, скончалась подпоручица Анна Ефимовна Сокарева, жития ее было 75 лет. б) Под сим камнем лежит примерная мать и друг своим детям. 3) Памятник иеросхимонаха Виталия: а) Господи прими дух, мой с миром. б) Здесь погребено тело Калужской Тихоновой пустыни иеросхимонаха Виталия, скончавшегося 1847 года, май 11 дня, на 82 году от рождения. 4) Памятник г. Моховой: а) Здесь покоится прах вдовы Аграфены Моховой, скончавшейся 1829 года, апреля 12 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В том же приходе находится кладбищенский одноглавый одноапсидный храм святых Гурия, Самона и Авива (1845), созданный на средства муромского мещанина Гурия Синцова, но уже в формах «русского романтизма», напоминающий по облику древние церкви Руси (История Мурома и Муромского края. 2001. С. 187-188). Успенская ц. нач. XIX в. в дер. Шульгино Селивановского р-на построена под влиянием московской архитектуры переходного периода от позднего барокко к классицизму в местном варианте. Ее особенностью является необычайно редкий для Муромского края 8-гранный купол, перекрывающий бесстолпный 8-гранный в плане основной объем. Оригинальное совмещение форм классицизма с суздальской архитектурой, еще оказывающей влияние на местное строительство, заметно в архитектуре Илиинской ц. (1825) в с. Ильинском Селивановского р-на: крупномасштабная 5-главая бесстолпная церковь с мощным куполом, имеющим ордерные элементы, и храмовым декором «в суздальском духе». Печатью классицизма отмечены и все сохранившиеся храмы 1-й пол. XIX в. в Меленковском р-не. Высоким художественным уровнем отличается Спасская ц. в с. Ляхи (1802). Усадебный светский характер ей придает изящная ротонда барабана, поставленная на величественный четверик. К позднему классицизму относятся церкви: Казанской иконы Божией Матери в с. Денятине (1843); Михаило-Архангельская в с. Приклон (1845); Никольская в с. Бутылицы (1835). В Вязниковском р-не также сохранились ротондальные храмы того времени: Преображенская ц. в пос. Никологоры (1807), Борисоглебская ц. в дер. Золотая Грива (1840), 5-главая в стиле классицизма Покровская ц. в дер. Нагуев (1819). Классицизм «с трудом и опозданием» проявился в пределах Гороховца только в 1-й пол. XIX в. В основном это храмы, построенные столичными владельцами, такие как Вознесенская ц. на Вознесенском погосте близ совр. дер. Алферово (1819) и Покровский храм в с. Гришине (1847) ( Косткин и др. 1996. С. 289, 280, 366, 134, 128, 145-146). Во 2-й пол. XIX в. возводятся стены, башни и корпуса жен.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Подольск. Часовня Троицы Живоначальной. Троицкая придорожная часовня на Московско-Серпуховском тракте /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1846 и 1847. Год утраты:приблизительно 1930 (Разобрана) Адрес: Россия, Московская область, г. Подольск, тротуар по проспекту Ленина у дома 150/54 Координаты: 55.433152, 37.54771 Проезд:от ж.д. ст. Подольск МЦД-2 идти по Революционному проспекту в западном направлении 1,2 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Большое распространение в дореволюционной России имели придорожные часовни, которыми в старину отмечали различные опасные или труднопроходимые места. Они также могли стоять у околиц деревень, на перекрестках дорог, у въездов на мосты. Особенно много их стояло на больших оживлённых почтовых трактах, ведущие в крупные города и монастыри. В 1819 году в небольшом в ту пору уездном городе Подольск начали постройку Троицкого кафедрального собора. К востоку от его строительства на оживлённом Московско-Серпуховском тракте была возведена первая на этом месте придорожная часовня. Возле неё начал складываться ансамбль Красной площади Подольска. В 1846-1847 годах на месте старой часовни в стиле позднего классицизма была построена новая Троицкая часовня, как и ранее приписанная к городскому собору. В 1907-1910 годах к западу от часовни возведён ансамбль городских торговых " Красных рядов " . Известно, что в торговых рядах Подольска художник Игорь Эммануилович Грабарь писал картину «Купчихи». При реконструкции проспекта Ленина в 1930-х годах придорожная Троицкая часовня была снесена. Теперь на её месте тротуар и проезжая часть пр. Ленина. Тогда же произошла первая реконструкция торговых рядов, которые окончательно были снесены в сентебре 2003 года. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60537

Был такой случай. В 1819 г. Иван Ананьевский завещал свое имение жене, с тем, что все, что после нее останется, должно обратиться в наследство к сыновьям их, а в случае смерти их бездетными, в собственный род завещателя по мужской линии. По смерти вдовы, получившей имение, наследником явился сын ее Петр, и, сверх того, сын умершей ее дочери Казаков претендовал на указную 1/13 часть в степени своей матери. Сенат в 1834 г. утвердил одного Петра, а Казакову отказал на точном основании завещания Ивана Ананьевского. Затем, уже в 1847 году умер и Петр Ананьевский, и к наследству его явились, с одной стороны, Казаковы, потомки родных сестер его, с другой стороны – двоюродный брат его Дмитрий Ананьевский, и последний присваивал себе исключительное право на все наследство, ссылаясь на завещание Ивана Ананьевского и на Сенатское решение 1834 го-да, коим то завещание утверждено; по общему же закону, наследниками после Петра надлежало признать родных его, а не двоюродных. Сенат (I Общ. Собр. 11 февр. 1872 г.) рассудил, что решение 1834 года относилось к наследству после матери Петра Ананьевского, а нынешнее наследство совсем иное – после самого Петра, итак то решение совсем не имеет применения к новому делу. Если в 1834 году завещание Ивана Ананьевского было применено Сенатом к тому делу, то в 1847 г., по смерти Петра, за силой Высоч. указа 18 ноября 1839 года, последовавшего в разъяснение прежних узаконений, имущество его должно поступить к ближайшим наследникам по закону. 2 . Назначив по себе наследника в благоприобретенном имении, завещатель может обязывать его к действиям, ограничивающим полное право владения и пользования, сопряженное с собственностью, т.е. к повинностям или денежным выдачам в пользу другого лица, но лишь на время жизни сего наследника; далее сего срока не может действовать воля завещателя. Это ограничение устраняется, конечно, в том случае, когда имение завещано не физическому лицу, подлежащему смерти, но лицу юридическому, имеющему непрерывное существование: в таком случае и условия, на коих запрещается употребление капитала или имущества, могут быть непрерывные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

91 Действительно, если рассмотреть внимательно и беспристрастно эти десять лет подготовительных к занятию Филаретом такого важного положения в церкви, то это возвышение не покажется удивительным и незаслуженным. Редкие, выдающиеся способности, неутомимая, многоплодная деятельность, замечательная, при самых неудобных и неблагоприятных условиях быстро приобретенная богословская ученость и всегдашняя безукоризненная строгость жизни нового архиепископа и члена Свят. Синода давали ему на то несомненное право. Одни труды его по Петербургской Духовной Академии поражают колоссальностию результатов. Почти три курса Академии прошли под его ближайшим просвещенным руководством. Вполне оправдав правительственные заботы, они дали Церкви знаменитых архипастырей и пастырей, духовным училищам – просвещенных и благонадежных наставников, науке духовной и светской –талантливых и трудолюбивых деятелей, обществу – достойных членов. Из первого курса, состоявшего из 78 студентов, вышло впоследствии 8 архипастырей, именно: Григорий Постников , доктор богословия, митрополит С.-Петербургский (1856–1860); Афанасий Протопопов, архиепископ Тобольский (1832–1842); Моисей Платонов, доктор богословия, Экзарх Грузии (1832– 1834); Кирилл Богословский-Платонов , доктор богословия, архиепископ Подольский (1832–1841); Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский (1835–1840); Гавриил Городков , архиепископ Рязанский (1837–1858); Венедикт Григорович, архиепископ Олонецкий (1842– 1850) и Павел Подлипский, архиепископ Черниговский (1836–1859). Из второго курса, состоявшего из 36 студентов, вышло впоследствии 4 архипастыря, именно: Иоанн Доброзраков, доктор богословия, архиепископ Донской (1847–1867); Нафанаил Павловский, архиепископ Псковский (1844–1849); Иринарх Попов, архиепископ Рязанский (1863–1867) и Иоанникий Образцов, епископ Кавказский (1849–1858). Из пастырей церкви первого и второго курса следует указать на архимандритов Поликарпа Гойтанникова, доктора богословия, члена Императорской Российской Академии († 1837 г.) и Макария Глухарева, славного апостольскими трудами († 1847 г.); на протоиереев, оставивших по себе добрую память как службою, так и учеными трудами: Герасима Петровича Павского, доктора богословия († 1863 г.), Иоакима Семеновича Кочетова, доктора богословия († 1851 г.), Тимофея Ферапонтовича Никольского († 1848 г.), Алексея Ивановича Малова, почетного члена Императорской Российской Академии († 1855 г.), Ивана Михайловича Скворцова, доктора богословия († 1863 г.), Ивана Ивановича Григоровича, члена археографической комиссии († 1852 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пуст. и жертвователями обители. Картина. 1847 г. Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пуст. и жертвователями обители. Картина. 1847 г. В Рославльских лесах М. и мон. Антоний получили возможность работать со святоотеческим наследием прп. Паисия (Величковского), рукописные переводы к-рого хранились у старца Афанасия (Степанова). Делая выписки из рукописей, братья составили неск. сборников, в к-рых последовательно изложили правила христ. жизни, особенно монашеской: «О подвижничестве иноков», в 3 книгах (Там же. Опт-600, 601 и 645), «О покаянии и спасении души» в 3 книгах (Там же. Опт-589-591, 606, 607), «Уединенное поучение» в 2 книгах (Там же. Опт-592, 593; Опт-629), «Душевная пища вседневного употребления» (Там же. Опт-642). М. и прп. Антоний писали сборники четким, ровным полууставом, нередко оставляя после статей место для последующих дополнений. Большинство сборников переписаны рукой М., а о. Антоний иногда помогал брату. Нередко М. просил его переписать назидательные отрывки, к-рые могли относиться и к самому мон. Антонию (Путилову). Напр., в 1-й книге сб. «О подвигах иноческих» о. Антонием написана только гл. «О вреде делания без благословения старцева». В выписке из Четьих-Миней говорилось о прп. Астионе, к-рый пошел на реку за водой без благословения и потом утаил это от старца, за что оказался борим различными помыслами. После искренней исповеди прп. Астион ощутил облегчение брани и получил напутствие старца. Сборники, составленные для собственного келейного пользования и назидания, позже были принесены в Оптину пуст. и служили духовным ориентиром как для самих старцев, так и для их учеников. Это, в частности, небольшая рукопись прп. Антония (Путилова) «Нравоучительные статьи, беседы, молитвы» (Там же. Ф. 213. К. 57. Ед. хр. 2), составленная им для келейного употребления и содержащая чин исповедания грехов перед старцем, и др. «Дневниковые записи», к-рые М. вел в Рославльских лесах, содержат свидетельство его постоянной духовной работы над собой. 16 нояб. 1819 г. он отмечал: «По духовном собеседовании с братом А. о пользе души усмотрел после в мысли своей за необходимо нужное помнить следующее.- Не начинать никогда говорить брату о пользе души о всяком исправлении. Также и выслушивать объяснения его, без обращения прежде ко Господу ума своего с требованием себе и брату вразумления его.- И говорить потом с воображением присутствия Божия» (Там же. К. 86. Ед. хр. 3. Л. 2 об.).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010