IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Фешево. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Рождества Христова Архитектурные стили: Классицизм , Эклектика Год постройки:Между 1812 и 1819. Адрес: 171978, Тверская область, Бежецкий район, село Фешево Координаты: 57.945931, 36.694762 Проезд:От Бежецка следовать по Р84 в сторону Красного холма до левого поворота на Морозовскую дорогу (грейдер с фрагментами асфальта). Проехав деревню Морозово следовать около 3-х км до Т-образной развилки, на которой следует свернуть налево на второстепенную дорогу (песчаный грейдер), ведущую на кладбище в селе Фешево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Фешево Яковлевской волости Бежецкого уезда от Твери в 140-ка от Бежецка в 20-ти верстах. Ныне от села, насчитывающего в начале XX века 51 двор с населением 406 человек, осталось лишь кладбище и полуразрушенная Казанская церковь. Кирпичная оштукатуренная с белокаменными деталями декора церковь построена на средства прихожан по проекту, засвидетельствованному губернским архитектором И.Ф. Эгетмейером, в 1812-1819 годах на месте прежней, деревянной. Имела два престола: в холодном храме главный - Казанской Божьей Матери (освящен в 1833 году); в теплой трапезной придельный - Рождества Христова (освящен в 1825 году). Выполненный в стиле зрелого классицизма храм с довольно редкой объемной композицией представляет собой двусветный четверик со скругленными углами, вытянутый по поперечной оси и завершенный купольной ротондой с цилиндрическим барабаном. С востока к основному объему примыкает пониженная полукруглая в плане двусветная апсида. В начале XX века церковь подверглась существенной перестройки, в ходе которой разобрали прежние трапезную и колокольню, а вместо них по проекту 1898 года под надзором губернского архитектора В.И. Назарина возвели эклектичные новую обширную трапезную и трехъярусную колокольню с палатками по бокам. Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и окрестных деревнях Гряда, Селищи, Ошекулово, Раменье, Котловица, Морозово, Коноплино, Павшино, Сухариха, Суморядово - 801 мужчина и 861 женщина.

http://sobory.ru/article/?object=28173

Андреевка. Андреевский мужской монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1898 и 1901. Адрес: Оренбургская обл., Саракташский район, с.Андреевка, ул. Школьная, 2 Координаты: 51.932712, 56.639257 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В средней части Оренбуржья, на границе с Башкирией, расположен поистине заповедный уголок, как бы отгороженный, защищённый от суетного мира самой природой. В этом укромном углу, в 130 км от областного центра, расположилось одно из стариннейших селений Оренбургского края, вписавшего в свою историю замечательных деятелей русской науки и культуры. Первым из них стоит имя известного исследователя Камчатки академика Степана Петровича Крашенинникова (1711–1755), одного из старших родственников основателей Андреевки, прибывших в числе первых устроителей нового российского края и глубоко укрепившихся на оренбургской земле. Деревня Андреевка основана в 1780-х годах поручиком Петром Дмитриевичем Крашенинниковым (1759 – до 1819), сыном заседателя оренбургского совестного суда, и получила своё название по имени первенца основателя – сына Андрея Петровича (1780–1812). Церковь в Андреевке появилась через сто с лишком лет после её основания благодаря известному в оренбургском крае жертвователю на богоугодные заведения, косвенно вошедшему в родственную связь с Крашенинниковыми. Самое же значительное из многих богоугодных дел Михаила Алексеевича Чистозвонова было построение в селе Андреевка большого красивого храма во имя Архистратига воинства небесного Михаила Архангела. В клировой ведомости говорится, что церковь была начата постройкой в 1898 году на средства губернского секретаря Михаила Алексеевича Чистозвонова по плану, утверждённому в губернском строительном отделении, и окончена постройкой 30 августа 1901 года, а 24 сентября того же года освящена с благословения Преосвященнейшего Владимира, епископа Оренбургского и Уральского.

http://sobory.ru/article/?object=37608

Книги и статьи о свт. Филарете (Дроздове) и его произведениях Скачать epub pdf 1 . Корсунский И.Н. Святитель Филарет, митр. Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре, по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821–1867 гг.). Харьков, 1894. 2 . Его же Памяти святителя Филарета, митр. Московского. М., 1894. 3 . Его же Митр. Филарет о холере. М., 1892. 4 . Его же Деятельность митр. Филарета в холеру 1830–1831 гг. М., 1887. 5 . Его же О подвигах Филарета, митр. Московского. М., 1883. 6 . Корсунский И.Н. Полное собрание резолюций Филарета, митр. Московского. М., 1898. 7 . Его же Проповедническая деятельность Филарета (Дроздова) в бытность его архиеп. Тверским и Ярославским 1819–1821 гг. 8 . Его же Свят. Филарет, митр. Московский. Харьков, 1884. 9 . Лебедев А. Черты нравственного облика Московского митр. Филарета. М., 1905. 10 . Его же Великий в малом Московский митр. Филарет. «Троицкий цветок». 11 . Его же В защиту Филарета, митр. Московского от нападок историка С.М. Соловьева . М., 1907. 12 . Зыков А. Деятельность митр. Филарета в борьбе с расколом. М., 1893. 13 . Ромашков, свящ. Записки П.С. Грозова, бывшего диакона при Филарете, митр. Московском, о служениях последнего в Москве и Московской епархии. М., 1904. 14 . Субботин Н. , проф. Митр. Филарет и архим. Антоний, как чтители заветов и памяти преп. Серафима. М., 1904. 15 . Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 80. 16 . Назаревский В.В. Государственное учение Фаларета, митр. Московского. М., 1883. 17 . Несмелов Г. О церковных наказаниях по сочинениям Филарета, митр. Московского. Томск, 1895. 18 . Авдашкевич М. свящ., Филарет Московский и его значение на православном Востоке (Странник, 1905, ч. 2, с. 697–730). 19 . Аканфиев Д Мессионерские пророчества книги Бытия по митр. Филарету и святоотеческим толкованиям: Тр.-Серг. Лавра, 1954. 20 . Беликов В.И. Деятельность Московского митр. Филарета по отношению к расколу. Казань, 1896. 21 . Барсов Н.И. Взгляд на жизнь и деятельность Московского митр. Филарета. (Христ. чтен., 1883, III-IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Лужники. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Упоминания о храме на этом месте имеются в летописях XVI века. В 1813 году на месте сгоревшей деревянной церкви Воскресения Христова «тщанием покойного поручика Порфирия Феодоровича Грекова при надзоре опекунов его малолетними детьми», был заложен каменный храм Святой Троицы с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Храм строился по частям и был достроен в 1837 году, а колокольня пристроена в 1898 году. В 1930-е годы во время гонений на веру храм был закрыт и превращен в колхозный склад. В 1970 году сгорел и как ветхий фонд передан в 1991 году Русской Православной Церкви. Разрушения храма были очень сильные: отсутствовал потолок, крыша, двери, окна. Стены частично были разрушены. Фактически он находился в руинированном состоянии. Кирпичная церковь в стиле ампир построена в 1847 г. на средства А. Маслова. Боковые фасады кубического основного объема обработаны двухколонными лоджиями и полукруглыми окнами над ними. В третьей четверти XIXb. пристроена новая трапезная с двумя приделами. В 1930-х гг. церковь была закрыта, в 1991 г. возвращена верующим. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Лужники в 1-й половине XVI в. - оброчное поместье Андрея Непотева. В 1559 г. оно пожаловано Троицкому Белопесоцкому монастырю. В 1627 г. в Лужниках построена деревянная церковь Воскресения Христова. В 1774 г. владелец села Семен Никитич Маслов построил новую деревянную церковь, освященную во имя Живоначальной Троицы. В 1813 г. по завещанию поручика Порфирия Федоровича Грекова на месте сгоревшей возведена каменная ныне существующая Троицкая церковь. В 1819 г. пристроена трапезная с престолами во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Екатерины. После перестройки в 1847 г. церковь приняла вид. в котором дошла до нашего времени. В советское время церковь была закрыта. В 1991 г. руины переданы общине верующих. Храм восстановлен. http://stupino.stinline.ru/raion/hrami.html

http://sobory.ru/article/?object=09248

М.Н. Боголюбов Кычанов Е. И. Владимир Васильевич Горский (1819–1847) Владимир Васильевич Горский родился 8 июля 1819 г. в Костроме в семье священника. По окончании гимназии стал студентом Петербургской Духовной Академии. Годы его студенчества совпали с формированием для поездки в Китай 12-й Пекинской Духовной Миссии. В январе 1838 г. в Петербургскую Духовную Академию возвратился о. Поликарп (Тугаринов), до этого находившийся в штате 11-й Пекинской Духовной Миссии. Через некоторое время духовными и светскими властями ему было поручено подготовить состав очередной Миссии. Имея опыт жизни и работы в Китае, о. Поликарп настоял на предварительной языковой подготовке будущих членов Миссии. Кандидатом на поездку с Миссией в Китай оказался и студент Академии В. В. Горский. Все те, кому предстояло поехать в Пекин, обучались китайскому и маньчжурскому языкам. Преподавателей подобрали весьма именитых: китайскому языку обучал о. Иакинф (Бичурин), маньчжурскому – С. В. Липовцов. Занятия велись пять раз в неделю. В. В. Горский регулярно писал своим родным письма из Петербурга и позже из Пекина. В 1897–1898 гг. эти письма были опубликованы в журнале «Богословский вестник» в обширной статье «Страница из истории православной русской миссии в Китае (Письма миссионера) 72 . Из этих писем мы и знаем кое-что об организации занятий и их уровне. В. В. Горский писал: «Начали учиться, как мальчики, с букваря. Преподают очень просто и ясно... Признаюсь, я думал, что о. Иакинф будет читать свой предмет как ученый профессор, а не как учитель 2 класса... О. Иакинф говорит, что довольно знать 2000 знаков и 10000 выражений, которые мало-помалу изучатся в разговоре» 73 . Позже он писал: «Мы уже прошли всю китайскую грамматику и начинаем повторять ее, маньчжурскую прошли до половины» 74 . 2 декабря 1839 г. состоялся экзамен, о результатах которого В. В. Горский уведомлял родных: «Департамент оказался доволен нашими трудами» 75 . Если к этому добавить, что будущие члены Миссии, наверное, прочли о Китае все, оказавшееся в Петербургских библиотеках, и слушали рассказы о Китае Н. Я. Бичурина, С. В. Липовцова и других лиц, ранее побывавших в стране, то можно с уверенностью заключить: предварительную подготовку персонал 12-й миссии прошел успешно. А между тем Азиатский департамент МИД России был тогда особенно заинтересован в сильном и квалифицированном составе Миссии. К этому побуждала ситуация в Китае и состояние русско-китайских отношений на рубеже 40-х гг. XIX в. Не случайно большую активность в подготовке Миссии проявил вице-директор Азиатского департамента Н. И. Любимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яков Полонский Яков Петрович Полонский (1819–1898) – поэт, прозаик, автор одного из самых популярных цыганских романсов «Мой костер в тумане светит...» В начале 40-х годов учился в Московском университете вместе с Аполлоном Григорьевым и А.А. Фетом. «Нет, не забуду я тот ранний огонек,//Который мы зажгли на первом перевале», – писал он через четыре десятилетия в стихотворении, посвященном Фету. Этим первым перевалом был журнал «Москвитянин», ставший, по словам Полонского, «единственным приютом для даровитых молодых людей». Издателем журнала был университетский профессор истории, прозаик, драматург М.П. Погодин, привлекший своих студентов. В погодинском «Москвитянине» увидели свет первые публикации не только Аполлона Григорьева, Полонского, Фета, но и А.А. Мея, А.Ф. Писемского, А.Н. О стровского. Этот круг авторов и составил «молодую редакцию» «Москвитянина», в которой царил культ русской песни. Но и знакомство в 1839 году с В.Г. Белинским тоже не прошло даром. Его первая стихотворная книга «Гаммы» была встречена «неистовым Виссарионом» на редкость благосклонно. Эстетическое чутье не подвело. Отметив гражданские мотивы, Белинский абсолютно точно определил основную суть дарования молодого поэта: «Полонский обладает в некоторой степени тем, что можно назвать чистым элементом поэзии и без чего никакие умные и глубокие мысли, никакая ученость не сделают человека поэтом». Пройдут десятилетия, и этот чистый элемент станет основой «чистого искусства» Полонского и поэтов его круга. Поэзия Полонского долгие годы, по его признанию, колебалась между «тревогами сердца» и «гражданскими тревогами», о чем свидетельствуют его знаменитые строки: Писатель, если только он Волна, а океан – Россия, Не может быть не возмущен, Когда возмущена стихия... «Веяния времени колебали меня во все стороны», – признавался он. Со временем тревоги сердца взяли верх. В программном стихотворении 1864 года, обращаясь к Некрасову, он воскликнет: «Оставь напрасные воззванья... Как льется музыка, – в цветы ради страданья,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРСКИЙ Владимир Васильевич (8.07.1819, Кострома - 13.04.1847, Пекин), востоковед, член 12-й Пекинской духовной миссии (1840-1847). Род. в семье священника, брат прот. А. В. Горского . Обучался в Костромской ДС, в 1837-1839 гг.- в СПбДА. В 1839 г., не окончив полного академического курса, по своему прошению был зачислен в 12-ю Пекинскую духовную миссию. Из уважения к предстоящему служению ему досрочно присвоили степень канд. словесных наук. В С.-Петербурге Г. изучал кит. язык под рук. архим. Иакинфа (Бичурина) , а также маньчжурский язык, позже в Китае выучил тибет. язык. В дек. 1839 г. выехал из С.-Петербурга, 21 июня 1840 г. в составе очередной группы миссионеров отправился в Пекин из Кяхты через Монголию. Служил вместе с крупными востоковедами В. П. Васильевым и мон. Палладием (Кафаровым). Во время пребывания в Пекине Г. изучал раннюю историю маньчжурской династии Цин, посвятил этой теме неск. сочинений, основанных на маньчжурских и кит. источниках. Изучал буддийские книги по кит., монг. и тибет. текстам. Занимался переводами, в частности перевел с тибет. буддийский трактат «Сидданта». В 1845 г. участвовал в приеме огромной коллекции буддийских сочинений, подаренной духовной миссии цинским правительством. Среди них был редкий полный экземпляр тибет. буддийского канона Ганджур и Данджур . Г. составил описание коллекции, в качестве ответного дара от российского правительства передал в Пекин 357 рус. книг по разным отраслям знаний. Сохранились письма Г. родителям и брату с подробным описанием подготовки буд. миссионеров, деятельности миссии в Китае, с бытовыми зарисовками из кит. жизни. Письма частично опубликованы в «Богословском вестнике» . Арх.: АВП РИ. Ф. Гл. арх. I-V. 1840-1850. Д. 2. П. 34. Ч. 1; РГБ ОР. Ф. 172. К. 85. Ед. хр. 1. Соч.: Начало и первые дела маньчжурского дома//Тр. членов Рос. духовной миссии в Пекине. СПб., 1852. Т. 1. С. 1-187; О происхождении родоначальника ныне царствующей в Китае династии//Там же. С. 189-244; Страница из истории правосл. рус. миссии в Китае: (Письма миссионера)//БВ. 1897. 5. С. 225-239; 8. С. 158-175; 10. С. 103-113; 11. С. 254-266; 1898. 1. С. 89-100; 2. С. 230-241; 4. С. 61-80; 6. С. 342-359; 8. С. 202-224; 10. С. 92-102; 11. С. 212-226; 12. С. 361-372.

http://pravenc.ru/text/166269.html

Иркутск. Церковь Николая Чудотворца в с. Кузьмиха. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:между приблизительно 1819 и 1822. Год утраты:приблизительно 1970 Адрес: г. Иркутск, ул. Старо-Кузьмихинская Координаты: 52.239927, 104.29524 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Появление церкви в селе Кузьмихинское связано с романтической историей. В деревне в 1814 г. проживал на поселении богатый ярославский помещик А. Шубин, сосланный за порочащий честь офицера поступок. Здесь Шубин встретил и полюбил молодую красивую дочь простого казака, на которой женился. Вскоре прощенный, он вернулся в армию и востановил свой офицерский чин. Выйдя в отставку, он приехал в Иркутск и в 1819 г. подал в Иркутскую Духовную Консисторию прошение разрешить ему, в месте его многолетнего страдания и искупления вины, построить каменную церковь, на что и получил благословенную грамоту. Несколькими годами ранее, в 1811 г. Иркутскому губернскому архитектору Я.А. Кругликову было поручено составление проекта на предполагаемую в селении церковь. Письменные документы не дают ясного ответа, был ли он действительно автором построенного храма, но очевидно, что замысел храма-ротонды в провинции того времени мог принадлежать только профессиональному архитектору. Заложенная на пожертвования А. Шубина церковь вскоре была построена и 8 декабря 1822 г. ее освятили во имя Николая Чудотворца. Кроме Николаевской церкви в селении были деревянный молитвенный дом, построенный в 1898 г. и часовня, возведенная в 1884 г. В 1923 г. церковь передали в пользование обновленческой общины верующих. Еще в 1937 г. в ней проводились богослужения, но, вероятно, вскоре она была закрыта, так как в списках действующих церквей 1948 г. она не значится. В 1960-е гг. здание было снесено.

http://sobory.ru/article/?object=39525

Вениамин (Платонов Василий Николаевич), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии. Родился 26 февраля 1819 года в семье священника Курской губернии. Окончил Курскую духовную семинарию и в 1845 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. Службу начал с 1845 года преподавателем богословских наук в Курской семинарии и помощником ректора. 29 июля 1848 г. принял монашество и 6 авг. рукоположен во иеромонаха. С 21 дек.1851 г. – инспектор и профессор логики и психологии в Литовской духовной семинарии. 23 янв.1856 г. возведен в сан архимандрита. С 4 дек.1859 г. – инспектор и профессор богословских наук Казанской духовной академии. С 31 марта 1864 г. – ректор Харьковской духовной семинарии. Искренно верующий профессор. Он глубоко возмущался современным шатанием умов в обществе и литературе и горячо восставал против этого в аудитории и частных беседах. До 1872 года был на педагогической работе в духовных учебных заведениях. 30 июля 1872 г. хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. В 1876 г. председатель вновь открытого комитета Православного Миссионерского общества в Харькове. С 9 апр.1883 г. – епископ Кинешемский, вик. Костромской епархии. В 1898 г. почетный член Казанской духовной академии. Скончался 13 июня 1905 года. Последние годы жизни жил в Ипатьевском Костромском монастыре. Постник, аскет, старец-подвижник, молитвенник. Простолюдины костромичи величали любимого владыку «другим батюшкой отцом Иоанном», сравнивая его с о. Иоанном Кронштадским. Он был малого роста и народ прозвал его «Воробушко». Дожил до глубокой старости. Слыл прозорливцем. Его знали скорее не как архипастыря, а как старца-подвижника мудрого, духовного советника. Простой народ посещал его каждодневно толпами, желая получить его благословение и найти у него утешение в горе, умиротворение смятенной душе, наставление в доброй жизни, укрепление в вере и благочестии. Труды: «Христос – свет для сокровенной глубины душ человеческих». «ПравСобес.” 1861, I. «Вопрос о вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010