архиепископ Анатолий (Мартыновский) (1793–08.08.1872) Основы православия Слова и беседы Сравнительное богословие Церковное искусство архиепископ Анатолий (Мартыновский) Архиепископ Могилевский и Мстиславский, духовный писатель, магистр Киевской духовной академии. Биография В миру Мартыновский Августин Васильевич, родился в 1793 году в м. Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье бывшего униатского священника, присоединившегося к православию в 1788 г. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы. С 15 декабря 1817 года - священник в м. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Свящ. Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года - ректор Курской семинарии, а 7 июня того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 4 августа 1840 года был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 10 июня 1841 года - епископ Острожский, викарий Волынской епархии. 22 ноября 1844 года назначен епископом Могилевским. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. На Могилёвской кафедре он много внимания уделял повышению духовно-нравственного уровня священнослужителей, заботился об увеличении количества приходов (при нем в епархии насчитывалось 526 церквей), часто проповедовал, в наиболее многолюдных приходах епархии устраивал катехизические беседы, активно содействовал открытию школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Афанасий, епископ Пензенский и Саратовский (Корчанов) Происходил из дворянской семьи. Окончил Киевскую духовную академию. В 1778 году пострижен в монашество. Затем занимал разные должности в семинариях Черниговской и Переяславской. В 1792 году назначен префектом Киевской духовной академии. С 1793 года – игумен Козеледкого монастыря. С 1794 года – вице-ректор Киевской духовной академии. С 10 июня 1797 года – игумен Киево-Выдубицкого монастыря. В 1798 году возведен в сан архимандрита. 21 марта 1799 года назначен ректором Черниговской духовной семинарии и настоятелем Елецкого монастыря. 15 сентября 1811 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. 8 февраля 1819 года уволен на покой с пребыванием в Пензе. Скончался 14 декабря 1825 года. Характерной особенностью для преосвященного Афанасия было то, что он не мог мириться с духовным «скудоденежьем» и часто изливал жалобы на «штаты», говоря: «Посадила нас матушка Екатерина на штатные оклады, а как на них жить архиерею? Хуже всего то, что и скудость-то нашу нам не велят проявлять: через это-де умаление сана епископского происходит и некий укор Российскому государству». Считая невозможным обойтись штатным жалованьем и заботясь об улучшении материального положения пензенских епископов в будущем, преосвященный Афанасий стал применять налог на ставленников. Часть этого налога поступала на содержание певчих и лиц, принадлежавших к архиерейской свите. Другую часть он собирал на приобретение архиерейского дома на хуторе. Ему удалось таким образом собрать 3000 руб. серебром. При удалении на покой все собранные деньги преосвященный Афанасий сдал консистории. Епископ Афанасий обладал острым умом и твердостью характера. Литература: Ефимов А., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. – Чернигов, 1903. – С. 135–136. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 322. Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. (Историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Борок. Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь. Церковь Трёх Святителей. Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:1811. Трапезная - 1843-1850. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, Буйский район, с. Борок, ул. Колхозная, д. 43 Координаты: 58.354314, 41.623438 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1809-1811 гг. каменная ограда с 3 небольшими угловыми башнями сменила прежнюю деревянную; в 4-м сев.-вост. углу к башне с Трехсвятительским храмом (упразднен в 1838) пристроена братская трапезная (1843-1850). Это прямоугольное в плане здание с 3-скатной кровлей. Декор трапезной крайне аскетичен. В XIX в. в Ж. м. были также построены каменные 2-этажный келейный корпус (1825) и др. здания, в т. ч. каменный житный амбар (1811), деревянная гостиница для богомольцев (1819) за стенами обители. Близ мон-ря находилась деревянная часовня. 5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход от Борков к мон-рю возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Среди руин обители был совершен праздничный молебен. Указом архи-еп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывш. мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в мон-рь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин).  Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в.  http://www.sedmitza.ru/text/1157388.html Башня-часовня Трех святителей, 1843-1850 гг., выдержанная в простейших формах позднего классицизма, обладает традиционной для подобных монастырских сооружений композицией «восьмерик на четверике». Шатровую кровлю некогда завершала луковичная главка на тонкой шейке с крестом (в настоящее время установлен только крест). С юга, со стороны монастырского двора к четверику примыкает квадратный в плане притвор, трехскатная кровля которого ныне увенчана главкой (первоначальное завершение – килевидный кокошник, аналогичный тамбуру трапезной). Северный и восточный фасады, имеющие симметричную композицию с тремя прямоугольными окнами, выделены в средней части ризалитом. На северном фасаде в ризалите расположено световое окно, а по сторонам – ложные. На восточном фасаде, наоборот, центр занимает ложное окно, а по сторонам световые. Южный фасад четверика полностью закрыт примыкающей трапезной. Грани восьмерика, расположенные по странам света, расчленены стройными прямоугольными окнами с рамами на восемь квадратов, диагональные грани – ложными проемами. Над окнами помещены сандрики-полочки. В уровне подоконников обоих ярусов проходит полочка. Внутри переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи тромпов.

http://sobory.ru/article/?object=05156

Василий, архиепископ Полоцкий и Витебский (Лужинский Василий) Родился около 1788 года в семье греко-униатского священника в селе Старой Рудни Рогачевского уезда Могилевской губернии. Рано осиротел. Окончил Белорусскую (Полоцкую) униатскую семинарию. В 1816 году окончил курс Полоцкой иезуитской академии со степенью кандидата философии и поступил на богословский факультет Виленского университета. 6 августа 1819 года рукоположен во иеромонаха. 1 августа 1820 года окончил курс университета со степенью магистра богословия. Избран префектом Главной семинарии, но по настоянию Полоцкого архиепископа Иоанна (Красовского) перешел в Полоцкую духовную семинарию и принимал участие в епархиальном управлении. В 1824 году вторично избран префектом Виленской Главной семинарии и возведен в кафедральные каноники. В 1825 году получил степень доктора богословия. В 1828 году назначен асессором греко-униатской коллегии в Санкт-Петербурге. 6 декабря 1833 года униатский митрополит Иосафат (Булгак) поручил ему управлять Полоцкой епархией. 28 января 1834 года (по Н. Д. – 6 января 1839 года) хиротонисан во епископа Оршанского, викария Полоцкой епархии. 6 марта 1838 года ему повелено управлять Белорусской епархией. Принимал деятельное участие в деле воссоединения униатов. 6 марта 1838 года принят в общение с Православной Церковью. С 7 июля 1840 года – православный епископ Полоцкий. В 1840 году восстановил Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. 5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа. 27 марта 1866 года назначен членом Святейшего Синода с увольнением из епархии и переездом в Санкт-Петербург. С 1876 года – почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. Скончался в Санкт-Петербурге 26 января 1879 года. Погребен в своем имении в селе Любашково Витебской губернии. По отзыву доктора церковной истории С.Г. Рункевича , имя преосвященного Василия не может быть обойдено ни в одном сочинении, касающемся воссоединения униатов в 1839 году. Как член Святейшего Синода, архиепископ Василий подписал Устав церковных училищ. Он внес свой вклад на построение православной церкви в Нью-Йорке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вонгуда. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Вонгудский приход стал самостоятельным в 1685 году со строительством пятиглавой церкви Собора Пресвятой Богородицы, с большой трапезной и колокольней (отдельно стоящей?), на которой было 5 колоколов. Рядом была построена холодная шатровая Вознесенская церковь. Оба храма сгорели 7 мая 1815 года. Вместо них в 1817 г. начата постройка двух каменных храмов, соединенных между собой. Теплая церковь Собора Пресвятой Богородицы была освящена в 1819 г., придельный Трехсвятский храм - в 1820 г., а холодная Вознесенская церковь - в 1824 г. В 1887 г. деревянная кровля была заменена на железную. Сохранились остатки иконостаса 1895-96 гг.  Вонгудский приход. Современное местоположение: Онежский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Онежский уезд, Архангельская губерния. Приход располагался на левом берегу р. Вонгуды, в 4 верстах от впадения ее в р. Онегу. В приход входило 5 деревень. В церковной летописи от 1825 г. указывалось, что приходские деревни издревле принадлежали к Порожскому приходу, а в 1685 г. были обращены в самостоятельный приход, согласно желанию крестьян, испросивших у архиепископа Новгородского Иова благословение на устройство первой церкви в честь Собора Пресвятой Богородицы. Церковь освящена 4 июля 1685 г. Кроме того, усердием вонгудских крестьян была устроена другая, холодная, церковь в честь Вознесения Господня. Согласно летописи, 7 мая 1815 г., в воскресенье около полудня, после литургии загорелась Вознесенская церковь, за ней колокольня, а затем и церковь Собора Богоматери. Священники успели вынести только напрестольное Евангелие, одну ризу и две приходно-расходные книги, а прихожане спустили колокола с колокольни и вынесли иконы из теплой церкви, все остальное имущество сгорело, т.к. находилось в кладовой Вознесенской церкви, откуда начался пожар. В том же 1815 г. причт и прихожане обратились к Преосвященному Парфению о строительстве в приходе двух каменных храмов с прибавлением в теплой церкви придела во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Получив разрешение, прихожане начали заготавливать строевой материал для церквей. Архимандрит Сийского монастыря Вениамин, уроженец с. Вонгуды, собрал до 2000 руб. По его просьбе Преосвященным Неофитом была выдана сборная книга по всей епархии, и первым вкладчиком был сам архиерей, пожертвовавший из своих средств 50 руб. Но собранной суммы было недостаточно. Тогда архимандрит Вениамин обратился в Св. Синод с просьбой дать недостающую сумму. В ответ на просьбу Св. Синод выдал 6050 руб. ассигн. На пожертвованные деньги крестьяне выстроили два каменных храма.

http://sobory.ru/article/?object=19523

Гедеон II, архиепископ Полтавский и Переяславский (Вишневский Георгий Иванович) Родился в 1797 году в семье причетника села Кутузова Бронницкого уезда Московской губернии. Обучался в Перервинской духовной семинарии. В 1819 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1823 году окончил академию и 16 июля назначен инспектором Рязанской духовной семинарии; 21 августа удостоен звания магистра богословия. 23 ноября 1823 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона, а 2 декабря – во иеромонаха. 26 июля 1825 года в сане игумена назначен настоятелем Рязанского Иоанно-Богословского монастыря. С 22 декабря 1827 года – ректор Рязанской духовной семинарии. 1 января 1828 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря. С сентября того же года – ректор Подольской духовной семинарии и настоятель Каменец-Подольского Троицкого монастыря. 29 июля 1834 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Полтавского митрополитом Филаретом (Дроздовым) совместно с другими иерархами. В 1843 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 24 марта 1844 года возведен в сан архиепископа. 5 апреля 1846 года награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира. Скончался 11 октября 1849 года в селе Абазовке во время объезда епархии. Погребен под Преображенскою церковью Мгарского Спасо-Преобра- женского Лубенского монастыря. В период преподавательской деятельности Гедеон отличался необыкновенным спокойствием и хладнокровием. К учащимся относился ровно, без излишней любезности. Хладнокровно выслушивал и разбирал жалобы и даже при наказаниях был спокоен. Свой предмет он вел с большим умением. Его лекции по философии были очень увлекательны. Несмотря на свою монашескую рясу, он находил возможным знакомить своих слушателей с новыми идеями и иногда позволял себе полиберальничать в классе. Как епархиальный архиерей архиепископ Гедеон был деятельным администратором и усидчивым канцелярским работником. Он «строго и зорко следил за правильным течением и решением дел по консистории, с опасностью иногда для своего здоровья».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн, архиепископ Донской и Новочеркасский (Доброзраков Михаил) Родился около 1790 года в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в семье священника. Обучался в Нижегородской духовной семинарии. 16 июля 1817 года окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра и 24 июля того же года назначен профессором Черниговской духовной семинарии. 20 августа 1819 года переведен бакалавром в Петербургскую духовную академию, а 21 августа пострижен в монашество и причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 26 июля 1821 года – инспектор Петербургской духовной семинарии; 16 августа того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Юрьево-Польского Архангельского монастыря Владимирской епархии с оставлением при академии. С 17 октября 1822 года – экстраординарный профессор академии. 23 февраля 1824 года назначен членом цензурного комитета; с 14 ноября того же года – ректор Петербургской духовной семинарии. В том же году 25 ноября назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря и благочинным над учителями учебных заведений. 23 февраля 1825 года удостоен степени доктора богословия. С 30 января 1826 года – ректор Петербургской духовной академии, профессор богословских наук и член Синодальной конторы. С 14 января 1829 года – архимандрит Пинского Богоявленского монастыря. 17 августа 1830 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. 19 января 1835 года перемещен на Нижегородскую кафедру. 13 января 1847 года возведен в сан архиепископа Донского и Новочеркасского. В 1851 – 1852 годы присутствовал в Святейшем Синоде. 6 марта 1867 года по болезни уволен на покой в Кременский Вознесенский монастырь Донской епархии. Скончался 23 июня 1872 года. Погребен в Кременском монастыре в соборе за колонною правого клироса. 4 октября 1911 года при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под Новочеркасским кафедральным собором тело его и одежды были найдены нетленными. С юных лет отличался будущий святитель красотою душевной, которая приобрела ему фамилию Доброзракова.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанникий, епископ Кавказский и Черноморский (Образцов Иван Яковлевич) Родился в 1793 году в семье причетника села Титовки Весьегонского уезда Тверской губернии. С 1803 года учился в Тверской духовной семинарии. В 1814 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 18 июля 1817 года окончил духовную академию со степенью кандидата и 31 июля того же года назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. 28 августа 1819 года пострижен в монашество; 29 августа рукоположен во иеродиакона, а 30 августа – во иеромонаха. В июле 1820 года назначен присутствующим в Черниговской духовной дикастерии (судебной палате. – Прим, ред.). С 16 августа 1821 года – ректор и профессор богословских наук Минской духовной семинарии. 16 февраля 1824 года назначен настоятелем заштатного Грозовского Иоанно-Богословского монастыря; в августе того же года перемещен ректором в Могилевскую духовную семинарию. 1 сентября 1825 года переведен в Тобольскую духовную семинарию; 7 октября назначен настоятелем Знаменского монастыря и 13 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 4 января 1826 года – кафедральный цензор. 16 января 1828 года перемещен в Пермскую духовную семинарию. 13 июля 1829 года назначен настоятелем Нижне-Ломовского Богородицкого монастыря Пензенской епархии и в том же году 27 июля – ректором Пензенской духовной семинарии. 3 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 16 ноября 1835 года – епископ Оренбургский и Уфимский. С 20 ноября 1849 года – епископ Кавказский и Черноморский. 30 октября 1857 года по прошению уволен на покой в Нежинский Благовещенский монастырь. Скончался 18 апреля 1880 года. Погребен в Сретенском приделе Благовещенского монастыря. Существует мнение, что епископ Иоанникий был человеком очень ограниченных умственных способностей и не знал самых обыкновенных форм духовного производства. Был пристрастен и несправедлив. Окруженный своими племянниками, он позволял вмешиваться в дела управления не только им, но и их женам. Главным же пороком, в котором обвиняли его, было корыстолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кулюшево. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена на площади, в центре села Кулюшово, у речки Кобылки, взамен сгоревшей деревянной, возведенной в 1706 году. Характерный пример сельского храма в стиле классицизма с чертами барокко, архитектуру которого обогащают изящный по пластике набор декоративных элементов. Композиция симметричного в плане сооружения отличается цельностью и равновесием. Высокий массивный объем собственно храма, доминирует в композиции, состоит из двусветного и двухъярусного четверика, завершенного типа кровлей, с восьмигранным световым барабанчиком и барочным завершением (главка утрачена). Низкая одноэтажная трапезная по ширине и высоте равна нижнему ярусу храма и составляет с ним и с основанием колокольни единый объем. Равновысокая ей полукруглая апсида чуть уже четверика. Западный торец обширной трапезной нижним четвериком трехъярусной колокольни с двумя палатками по бокам. Второй четырехгранный ярус с проемами под циркульными перемычками закреплен угловыми плоскими лопатками и увенчан, ступенчатым карнизом. Третий восьмигранный ярус, с арками в основных гранях и нишками в промежуточных, завершен сводчатой кровлей с изящноизогнутыми барочными люкарнами, восьмигранным фонарем и невысоким шпилем. Боковые фасады основного объема разделены карнизом на два яруса. Нижний ярус на всю высоту оформлен плоским портиком с пологим фронтоном. В центре портиков поставлены дорические полуколонны, по краям – массивные лопатки, покрытые французским рустом. Проемы второго света четверика трактованы по принципу итальянского окна. По материалам сайта ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ УДМУРТИИ По указу Вятской духовной консистории от 28 февраля 1819 г. 2476 была заложена каменная церковь. Церковь строилась на средства прихожан. В 1825 г. освящен придел теплой каменной церкви во имя св. великомученицы Екатерины. До освящения холодного храма церковь называлась Екатерининская, а с освящения в 1844 г. холодного храма во имя св. великомученика Георгия церковь стала называться Георгиевская. В церкви три престола: в холодной церкви – главный – Георгиевский, в теплой: придельный – правый – Екатерининский, левый – Николаевский, в честь Святителя Николая Мирликийского. В 1871 г. при церкви открыто церковноприходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=10298

Любимовка. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Сретенская церковь с. Сретенское-Любимовка Ф. 1471 , III кат., 1 ед. хр. , 1819 - 1825 г. , 1 оп. (рукопись). В приходе: с. Сретенское-Любимовка, Коровинка тож, д. Александровка, д. Дуплищи, д. Плоты, д. Ржавка, д. Турдей. Приход образован в 1758 г. (280, с. 118). Каменная церковь построена в 1883 г. на средства прихожан. Три престола: главный - в честь Сретения Господня, в трапезной - во имя Святой Троицы и в честь Вознесения Господня (286, л. 432). О ликвидации см. ист. справку к ф. 1380 «Предтеченская церковь г. Алексина». Общая метрическая книга. Село Любимовка-Сретенское, Коровинка тож, занимает положение при двух больших дорогах Воронежской и Епифано-Лебедянской, в 90 верстах от Тулы, в 36 верстах от Богородицка и Ефремова и в 10 верстах от ст. Караси Елецкой ветви Сызрано-Вяземской ж. д. Происхождение прихода относится к 1758 г., когда построен был в селе первоначальный храм во имя Сретения Господня. Отсюда получилось название села Сретенским; название же Любимовка, по догадкам, произошло оттого, что первым поселенцам этого села очень понравилась, полюбилась эта местность. В народе это село более известно под именем Коровинки, оно произошло оттого, что по большой Воронежской дороге в прежнее время прогонялись гурты рогатого скота, и местность около села Любимовки, вероятно, была местом частой остановки гуртовщиков вместе со своим скотом для отдыха. Приход села Любимовки первоначально состоял только из села и деревни Турдей, остальные же деревни этого прихода: Сухие Плоты-Папортки тож, Александровка, Дуплищи и Ржавки присоединились к нему после, частью отделившись от других приходов, частью образовавшись вновь из переселенцев из других мест. В настоящее время жители этих деревень празднуют не храмовый приходский праздник, а праздники тех тех приходов, к каким они прежде принадлежали: жители, напр. Сухих Плотов и Александровки празднуют храмовый праздник с. Папортки, откуда они и выселились, жители Дуплищ и Ржавки – храмовый праздник с. Ростова, к которому они прежде и принадлежали. Всех прихожан числится муж. пола 2167 и жен. пола 2322.

http://sobory.ru/article/?object=20965

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010