Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ (Канивецкий Евдоким Саввич; 1775/76, Богушкова слободка Переяславского полка (ныне с. Чапаевка Золотоношского р-на Черкасской обл.) - 24.05.1825, Воронеж), еп. Воронежский и Черкасский. Окончил Переяславскую ДС, в 1794 г.- КДА, служил учителем в Переяславской ДС. В 1800 г. в Переяславе был пострижен в монашество с именем Епифаний, рукоположен во диакона и во иерея. В 1805 г. назначен учителем риторики и математики в Новгородскую ДС, в 1806 г. переведен в СПбДС учителем герменевтики и церковной истории, служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры . В 1807 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря с оставлением на чреде служения и при СПбДС. В 1808 г. определен ректором и профессором богословия КазДА, настоятелем казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря . В 1809 г. основал при академии б-ку, за что был награжден орденом св. Анны 2-й степени (7 янв. 1811). 26 марта 1816 г. Е. был хиротонисан во епископа Воронежского. Продолжил строительство 3-этажного здания Воронежской ДС, начатое его предшественником еп. Антонием (Соколовым) . 16 сент. 1817 г. по примеру еп. Антония Е. издал воззвание, в к-ром призывал клир и паству епархии «продолжить богоугодное дело жертвования на достройку корпуса». Общая сумма пожертвований на семинарию составила ок. 70 тыс. р. Этого было недостаточно, и Е. добился от Святейшего Синода денежной субсидии в размере 136 464 р., выделенной в течение 3 лет (1819-1821) равными долями. Утвердил инструкции для экономов муж. (7 авг. 1819) и жен. (20 янв. 1820) мон-рей епархии. В 1822 г. строительство здания ДС было завершено. На основании указа Святейшего Синода от 19 нояб. 1816 г. об учреждении при семинариях уездных и приходских духовных уч-щ Е. открыл уездные ДУ в Воронеже (1817), Павловске, Задонске, Бирюче. В 1819-1822 гг. в епархии действовало Ольховатское ДУ. Проявлял особую заботу о содержании учеников, он требовал от приходского духовенства не лишать семинаристов одного из источников их существования - закрепления за ними мест приходских священников. Пожертвовал в Воронежскую ДС 6 тыс. р. для содержания на проценты от суммы 3 семинаристов.

http://pravenc.ru/text/190083.html

Христофор, епископ Вятский и Слободской (Эммауский Фёдор Максимович) Родился в 1795 году в селе Эммаус Тверской губернии в семье священника. В 1804 году, по смерти отца, был отправлен в Тверскую духовную семинарию. В 1813 году учитель Тверской духовной семинарии иеромонах Амвросий (Орнатский) , принимавший живое участие в судьбе сироты Фёдора, будучи переведён в Новгородскую духовную семинарию, взял его с собой и содержал в семинарии на свой счёт. В 1815 году архимандрит Филарет (Дроздов ; † 1867, память 19 ноября/2 декабря), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, ревизовал Новгородскую духовную семинарию и по ревизии избрал Фёдора Эммаусского, как одного из лучших воспитанников, в число студентов, предназначавшихся к поступлению в Санкт-Петербургскую академию. Во время обучения в академии (с 1815 по 1819 годы) находился под непосредственным руководством архимандрита Филарета (Дроздова) и знаменитого гебраиста Г.П. Павского († 1863). 9 августа 1819 года окончил академию со степенью кандидата богословия. 15 августа 1819 года назначен на должность учителя гражданской истории и французского языка в Киевскую духовную семинарию. 12 октября 1824 года перемещён в Орловскую духовную семинарию. В августе 1825 года рукоположен во священника к Георгиевской церкви в городе Волхове. В 1826 году определён присутствующим Волховского духовного правления. 29 июля 1828 года возведён в сан протоиерея и назначен благочинным. В 1831 году переведён в город Орёл к Крестовоздвиженской церкви. С 21 сентября 1833 года – смотритель Орловских уездных и приходских училищ. 9 декабря 1833 года пострижен в монашество. 9 октября 1834 года определён присутствующим Орловской духовной консистории. 28 октября 1834 года возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Волховского Оптина Троицкого монастыря. В 1835 году уволен от училищной должности. 23 марта 1836 года назначен настоятелем Трубчевского Спасского Чолнского монастыря и продолжал управлять Волховским монастырем (из-за недостатка настоятелей).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIX. Епархия Калужская Калужская епархия учреждена в 1799 г. Первая из третьеклассных. Епископы Калужские и Боровские 1. Серапион Александровский , викарий Московский, назначен 16 окт. 1799, но, не быв на епархии, 21 окт. перев, в Казань. 2. Феофилакт Русанов 30 окт. 1799 хирот. из архим. Иверо-Валдайского монастыря; 25 дек. 1803 пожалован в архиепископа; 5 мар. 1809 перев. в Рязань. 3. Евлампий Введенский 16 апр. 1809 перев. из Архангельска; † 22 мая 1813. 4. Евгений Болховитинов 19 июля 1813 перев. из Вологды, а 7 февр. 1816 – в Псков. 5. Антоний Соколов 7 февр. 1816 перев. из Воронежа, а 15 мар. 1819 – в Каменец-Подольск. 6. Филарет Амфитеатров хирот. 1 июня 1819 из архим. Ново-Иерусалимских, а 12 янв. 1825 – в Рязань. 7. Григорий Постников 4 янв. 1826 перев. из викариев С.-Петербургских, а 3 мар. 1828 – в Рязань. 8. Гавриил Городков 20 мая 1828 хирот. из архим. Печерского Нижегородского монастыря, а 26 авг. 1831 перев. в Могилев. 9. Никанор Клементьевский в авг. 1831 перев. из викариев С.-Петербургских, а 5 сент. 1834 – в Минск. 10. Николай Соколов 2 окт. 1834 перев. из викариев Московских; † 18 сент. 1851. 11. Григорий Миткевич 9 дек. 1851 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 20 апр. 1869 пожалован в архиепископа. Монастыри 1 Пафнутиев, от Боровска в 3 верстах, основан в половине XV века; архимандрия с 1684 г. Ныне первоклассный. [III, 432.] Игумены Св. Пафнутий , основатель, бывший игум. Боровского Покровского монастыря, с 1444; † 1 мая 1477. В лике святых с 1547. Св. Иосиф , в 1477–79; потом основал на Волоке-Ланском свой мнтрь. Герасим Смердков 29 июля 1481 хирот. в епископа Коломенского. Арсений , 1486, 88. Пафнутий , 1531, 34, 42. Вениамин упом. 3 февр. 1555. Гурий в 1567 в Симонове на покое. Киприан , 1571 и 72. Тихон , 15 янв. 1580. Феодосий , 1584. Варлаам , 1588 и 89. Иоасаф , 16 февр. 1592; с 1605 Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Никен , 1608–10, убит. Иона в 1612 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря; до 1619.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Историки Церкви Амвросий (Орнатский  Андрей Антонович) (1778–1827) Амвросий (в мире Андрей Антонович Орнатский) родился в 1778 году в погосте Чудском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье диакона церкви Рождества. В десятилетнем возрасте он был отдан в Кирилло-Белозерское Духовное училище, в 1792 году переведен в Александро-Невскую Духовную семинарию, по окончании которой определен учителем в Новгородскую Духовную семинарию. В 1802 году назначен инспектором этой семинарии, а в 1804 году – префектом и учителем философии. В 1805 году пострижен в монашество с именем Амвросий, в 1808 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Новгородской Духовной семинарии. В 1812 году архимандрит Амвросий назначен наместником Новоспасского ставропигиального монастыря, одновременно он исполнял обязанности председательствующего в Московском комитете духовной цензуры. В 1816 году хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, в 1819 году назначен епископом Пензенским и Саратовским. За свои ученые труды в 1816 году преосвященный Амвросий был избран почетным членом Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете. В 1825 году епископ Амвросий обратился в Святейший Синод с просьбой об увольнении «до приведения к окончанию» второго издания своего главного труда – «Истории Российской иерархии». Как писал епископ Амвросий, «история иерархии, или преемства священноначальников, есть существенная часть истории церковной и может даже почитаться такою же для оной основою, какою служит хронологический порядок династий и владетелей для истории гражданской». И.А. Чистович называл «Историю Российской иерархии» «почтенным памятником образованности и трудолюбия», архиепископ Черниговский Филарет писал, что «это был труд высокой важности, дорогой для Святой Церкви». Немало потрудился епископ Амвросий и на поприще служебной деятельности. Епископ Амвросий скончался 26 декабря 1827 года после тяжелой болезни и был погребен в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Печатные труды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фешево. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Рождества Христова Архитектурные стили: Классицизм , Эклектика Год постройки:Между 1812 и 1819. Адрес: 171978, Тверская область, Бежецкий район, село Фешево Координаты: 57.945931, 36.694762 Проезд:От Бежецка следовать по Р84 в сторону Красного холма до левого поворота на Морозовскую дорогу (грейдер с фрагментами асфальта). Проехав деревню Морозово следовать около 3-х км до Т-образной развилки, на которой следует свернуть налево на второстепенную дорогу (песчаный грейдер), ведущую на кладбище в селе Фешево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Фешево Яковлевской волости Бежецкого уезда от Твери в 140-ка от Бежецка в 20-ти верстах. Ныне от села, насчитывающего в начале XX века 51 двор с населением 406 человек, осталось лишь кладбище и полуразрушенная Казанская церковь. Кирпичная оштукатуренная с белокаменными деталями декора церковь построена на средства прихожан по проекту, засвидетельствованному губернским архитектором И.Ф. Эгетмейером, в 1812-1819 годах на месте прежней, деревянной. Имела два престола: в холодном храме главный - Казанской Божьей Матери (освящен в 1833 году); в теплой трапезной придельный - Рождества Христова (освящен в 1825 году). Выполненный в стиле зрелого классицизма храм с довольно редкой объемной композицией представляет собой двусветный четверик со скругленными углами, вытянутый по поперечной оси и завершенный купольной ротондой с цилиндрическим барабаном. С востока к основному объему примыкает пониженная полукруглая в плане двусветная апсида. В начале XX века церковь подверглась существенной перестройки, в ходе которой разобрали прежние трапезную и колокольню, а вместо них по проекту 1898 года под надзором губернского архитектора В.И. Назарина возвели эклектичные новую обширную трапезную и трехъярусную колокольню с палатками по бокам. Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и окрестных деревнях Гряда, Селищи, Ошекулово, Раменье, Котловица, Морозово, Коноплино, Павшино, Сухариха, Суморядово - 801 мужчина и 861 женщина.

http://sobory.ru/article/?object=28173

Штутгарт. Часовня Екатерины. Могила-часовня Катерины Nabлobhы,Grabkapelle der hl. Katharina Часовня. Действует.   Освящена в честь: Екатерины Александрийской Год постройки:1820. Архитектор:Джовани Салуччи Ссылки:   Адрес: Stuttgart, Württembergstraße 340 Координаты: 48.782042, 9.268789 Проезд:На общественном транспорте: от главного вокзала Штутгарта на S1 до станции Унтертюркхайм, затем на автобусе 61 до Ротенберга. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня на горе Вюртемберг (Штутгарт) была возведена по воле короля Вильгельма I (27 сентября 1781 - 25 июня 1864) в память о супруге Екатерине Павловне (10 мая 1788 — 9 января 1819) дочери Павла I. Haдrpoбhaя часовня была построена в 1820-1824 гг. Вильгельм I выбрал для усыпальницы символическое место: раньше здесь находился родовой замок Вюртембергских герцегов, где любила бывать покойная королева. После внезапной кончины супруги 9 января 1819 года король Вильгельм I повелел снести родовой замок и объявил конкурс на строительство часовни в память о королеве Катерине. Был выбран проект придворного архитектора Джованни Салуччи. Салуччи построил ротонду из песчаника. Позднее в часовне был погребен и сам король и его старшая дочь Мария Фридерика Шарлотта фон Вюртемберг. Место  для могилы второй дочери Софии пустует: она вышла замуж за короля Нидерландов и похоронена в Дельфте. С 1825 по 1899  гг. часовне проводились православные службы, сейчас они также проводятся, но 2 раза в год. В часовне есть иконостас. В остальное время часовня является туристическим объектом. В наши дни Штутгарт — главный город земли Баден-Вюртемберг и крупный промышленный центр с огромными заводами автомобильнго концерна «Мерседес». Он сильно пострадал от бомбардировок во время последней войны и по этой причине почти лишен уюта и прелести старых немецких городов. В центре города стоит восстановленный Новый замок, в котором жила принцесса Мария Феодоровна, будущая супруга Императора Павла I, а также ее средняя дочь Екатерина. Великая княгиня Екатерина Павловна (1788–1818), которую А. С. Пушкин назвал «женщиной с умом необыкновенно возвышенным», дважды была замужем и оба раза прожила в браке всего три года. Первым ее супругом был принц Георг Ольденбургский, вторым — Король Вюртембергский Фридрих-Вильгельм I (1781–1864), который обвенчался с Екатериной Павловной 12 января 1816 в Петербурге. Брак этот не был счастливым из-за любовных похождений венценосного супруга.

http://sobory.ru/article/?object=19496

архимандрит Вениамин (Смирнов) Сведение о миссионере архимандрите Вениамине Миссионер архимандрит Вениамин, написавший записки о обращении в христианство мезенских самоедов в 1825–1830 годах, 1 образование получил в архангельской семинарии, поступив в оную в 1793 году. До вступления в монашество, носил имя Василия Смирнова. В монашество пострижен в 1811 году. В том же 1811 году получил он звание префекта архангельской семинарии и игумена третьеклассного Николаевского монастыря. В 1814 году определен присутствующим в архангельскую духовную консисторию. В 1817 году возведен в сан архимандрита, и получил в управление Архангельский монастырь. В 1818 году сделан смотрителем архангельских приходских и уездных училищ. В 1819 возложена на него должность инспектора семинарии, которую проходил до призвания его к миссионерскому служению. В 1820 году вверен его управлению, вместо Архангельского, Сийский второклассный монастырь. Состоя на училищной службе с 14 декабря 1805 до 27 декабря 1824 года, т.е. до призвания его к апостольскому служению среди язычествующих самоедов, он преподавал разные предметы учения, как в низших духовных училищах, так и в семинарии. В низших училищах обучал он греческому и латинскому языкам, арифметике, географии и священной истории. С 1811 года в семинарии обучал греческому языку, риторике и поэзии, гражданской и церковной истории; в 1820 году преподавал богословие. В 1824 году, декабря 27 дня, отец архимандрит Вениамин, устроением промысла воззван был к новому служению, к проповеданию евангельского учения самоедам, блуждавшим во мраке язычества. Подвиги проповеднического служения его, как видно из напечатанных записок о обращении в христианство мезенских самоедов, продолжались более пяти лет. Среди сих подвигов, за неутомимые труды в деле проповеди, в 1827 году он удостоен всемилостивейшей награды орденом св. Владимира 3-й степени. По возвращении с поприща проповеднического служения, он, получив звание Благочинного над монастырями и соборами Архангельской епархии, и в тоже время ему поручено было управление второклассным Крестным и третьеклассным Архангельским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ob-obras...

Глава VIII. Положение монастырей в первой четверти XIX века (1797–1825) Содержание. Улучшение в материальном обеспечении монастырей: наделение их земельными участками и добавочным жалованьем. Возвышение некоторых монастырей на степень архимандрий и игументств. Учреждение общежития в Толшевском и Донецком монастырях. Недостатки в монастырской жизни, зависевшие от тесной связи монастырей с миром. Недостаток хозяйственности. Нестроения, зависевшие от совмещения настоятелями должностей по епархиальному управлению. Ревизия 1819 года. Инструкция казначеям. Заключение. С воцарением Императора Павла замечается поворот в отношении правительства к монастырям. 18 Декабря 1797 года состоялось распоряжение правительства об ассигновании архиерейским домам и монастырям добавочных окладов. Бедные монастыри постановлено было наделить земельными участками в размере 30 десятин на монастырь. Вместе с тем монастырям пожалованы были небольшие угодья, в виде мельниц и рыбных ловель. Одновременно с этим обнаруживается забота Св. Синода об упорядочении и возвышении монашества и монастырей. 24 марта 1799 года последовал указ Св. Синода, коим – для лучшего устроения монашеской жизни – во 1-х, во всех епархиях постановлено было учредить должность благочинных монастырей, и во 2-х, в каждой епархии постановлено было избрать по одному монастырю для введения в нем общежительного строя, с тем, чтобы этот монастырь служил показателем той нормы монастырской жизни, которая желательна для всех монастырей. Эти общие распоряжения должны были улучшить и материальное положение монастырей, и поднять в них дисциплинарный строй. В жизни придонского монашества замечается заметное улучшение, их материального быта. Монастыри приобрели себе угодья и земли: Алексеевский Акатов – близ деревни Парусной по р. Тамлыку из поляны, называемой Скупуха, в количестве 22 десятин (до 1798 г. монастырю принадлежало 8 десятин); близ р. Дона монастырю было пожаловано озеро Кужное – «для пропитания больных» (ранее там же ему принадлежало озеро Калач). Ему же дана мельница при с. Нижнем Студенце, Задонского уезда, о двух поставах и одной толчее. К прежнему денежному жалованью в 1311 р. 90 к. и 88 р. 58 к. на монастырских служителей, в 1797 г. 18 декабря прибавлено 1030 р. ассигн. Кроме того, по указам 1793 (40 р.) и 1797 г. (60 р.), отпускалось 100 р. на содержание монастырской больницы 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010