Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМИНСКИЙ Александр Степанович (29.11.1829, Волынская (Киевская?) губ.- 17.12.1897, Москва), рус. архитектор. К. род. в малороссийской семье дворян Волынской губ., в 1848 г. окончил Киевскую гимназию. Вслед за старшим братом Иосифом (1818-1898; впосл. академик, профессор архитектуры, фактический руководитель работ по возведению храма Христа Спасителя и автор проекта ц. свт. Григория Богослова в Москве (1876-1880, не сохр.)) поступил в АХ в качестве вольноприходящего ученика, учился у К. А. Тона. В 1852 г. за академические проекты получил 1-ю и 2-ю серебряные медали, в 1854 г.- 2-ю золотую медаль за проект Публичной б-ки. В 1856 г. окончил АХ с чином XIV класса, со званием классного художника архитектуры 1-й статьи и с правом на пенсионерскую поездку (пенсионер вел. кнг. Марии Николаевны). В 1857-1860 гг. стажировался за границей; в Риме (по др. сведениям, в Париже) познакомился с П. М. Третьяковым, который приобрел у него неск. акварелей с видами античных руин Рима. После женитьбы 11 нояб. 1862 г. на сестре Третьякова Софье Михайловне К. окончательно поселился в Москве. С 1863 г. жил в приходе Знаменской ц., в Б. Знаменском пер. В семье К. было 3 детей: Александра (1863), Павел (1866) и Елена (1872). В 1867-1893 гг. состоял архитектором Московского купеческого об-ва. С 23 марта 1879 г. на службе в Мин-ве юстиции в чине коллежского регистратора, по прошению от 24 мая 1884 г. уволен в чине губ. секретаря. 7 окт. 1881 г. К. подал прошение в Московское уч-ще живописи, ваяния и зодчества об определении на должность преподавателя архитектуры, 10 нояб. назначен советом старшим преподавателем. 10 апр. 1885 - 30 янв. 1889 г. занимал должность архитектора Имп. Московского технического уч-ща. За выслугу лет удостоен чина коллежского асессора со старшинством (17 марта 1892) и ордена св. Станислава 3-й степени (14 мая 1895). Являлся редактором «Художественного сборника работ русских архитекторов (и инженеров)» (1890-1893, совм. с А. А. Нетыксой). Выпуски включали художественно-строительный отдел, библиографию, объявления и альбом с комментариями, в котором были помещены увражи работ К. и стилистически близких к нему архитекторов-художников (отца и сына Зыковых, А. П. Попова, Ф. С. и В. Ф. Харламовых, Д. Н. Чичагова, В. О. Шервуда и др.). Создал ряд оригинальных образцов мебели, фарфора, тканей (напр., для Николо-Угрешского мон-ря). Среди учеников К.- И. Е. Бондаренко, М. К. Геппенер, Л. Ф. Даукша, И. П. Машков, Ф. О. Шехтель, С. С. Эйбушиц. Коллеги отмечали его «горячую любовь к искусству, которую он старался вселить и в своих учеников» (Строитель. СПб., 1897. Дек. 23-24. Стб. 947).

http://pravenc.ru/text/1470133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (4.11.1818, С.-Петербург - 3.05. 1885, там же), русский философ, историк, правовед, публицист. С 1835 по 1839 г. учился на юридическом факультете Московского университета, который окончил 1-м кандидатом прав с золотой медалью за соч. «О римском владении» (под рук. проф. Н. И. Крылова ). До сер. 1842 г. продолжал научные занятия в Москве. В университетские годы посещал салон А. П. Елагиной (матери И. В. Киреевского и П. В. Киреевского ), сблизился со славянофилами А. С. Хомяковым и К. С. Аксаковым (см. Аксаковы ). Несмотря на то что впосл. К. примкнул к западникам (см. Славянофильство и западничество ), близость к славянофилам в юности оставила в нем столь глубокий след, что «вполне западником он никогда не был» ( Корсаков. 1897. С. XVII). В это же время сблизился с Т. Н. Грановским, а по переезде в 1842 г. в С.-Петербург - с В. Г. Белинским , оказавшими на К. большое влияние. В 1844 г. защитил в Москве магист. дис. «Об основных началах русского судоустройства и гражданского судопроизводства от Уложения до Учреждения о губерниях». В том же году получил должность адъюнкта при кафедре истории рус. законодательства, которую занимал до 1848 г. В 1845 г. женился на А. Ф. Корш. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. С 1848 г. жил в С.-Петербурге. Служил редактором в городском отделе хозяйственного департамента Мин-ва внутренних дел (1848-1850), начальником учебного отделения в штабе военно-учебных заведений (1850-1853), начальником отд-ния в канцелярии Комитета министров (1853-1857). С кон. 40-х гг. XIX в. пропагандировал освобождение крестьян во влиятельных петербургских кругах. С этой целью вступил в Императорское Русское географическое об-во, был секретарем Императорского Вольного экономического об-ва (в первом об-ве для уничтожения крепостного права собирались этнографические и статистические данные о крестьянском быте, во втором готовились материалы по рациональному сельскому хозяйству).

http://pravenc.ru/text/1319752.html

Иером. Макарий. Гравюра. XIX в. [Румын. Macarie] (1750 (в источниках также упом. 1770, 1780), с. Периеци, совр. жудец Яломица, Румыния - 30.08.1836, мон-рь Вифорыта близ Тырговиште, совр. Румыния), иером., румын. протопсалт и мелург. Согласно записи, сделанной в 1897 г. митр. Молдавским Иосифом (Наниеску) в Калофоническом Ирмологии, написанном М. в 1833 г. (Bucur. Acad. Rom. m. r. 1685. Fol. 2-2v), иеромонах умер в возрасте 86 лет. С детства М. пел в церкви. Принял монашество одновременно со своей сестрой Иустиной: он был пострижен в мон-ре Кэлдэрушани , она, с именем Феврония,- в мон-ре Вифорыта. При митр. Досифее (Филитти) (1793-1810), который, вероятно, рукоположил его во иеромонаха, М. преподавал одноголосное церковное пение по «старой системе» протопсалта Константина, «ученика учителя Шэрбана, протопсалта Румынской земли». В 1816-1818 гг. М. изучал «новую систему» пения визант. традиции (см. Новый метод ) у греч. мелурга Петра Эфесского в школе при ц. свт. Николая Чудотворца (Сфынтул-Николае-дин-Шелари) в Бухаресте. В 1819 г. митр. Дионисий (Лупу) назначил М. руководителем певч. школы (вероятно, тогда же он получил церковный чин портария) и поручил ему заняться переводом певч. книг с греч. языка на румынский. В 1821 г. М. уехал в г. Сибиу, а затем в Вену, где в 1822-1823 гг. в типографии арм. монахов-мхитаристов издал первые певческие книги визант. традиции на румын. языке: «Церковный Анастасиматарий согласно правилам новой системы» (переведен гл. обр. с греч. Анастасиматария лампадария Петра Пелопоннесского († 1777 или 1778), изданного Петром Эфесским (Бухарест, 1820); см. также греческий рукописный Ирмологий, имеющий аналогичные содержание и структуру: Bucur. Acad. Rom. m. g. 751), «Ирмологий, или Сборник музыкальных катавасий» (перевод книги Петра Пелопоннесского с добавлением задостойников М.) и «Теоретикон, или Всеобъемлющий взгляд на церковное певческое искусство согласно правилам новой системы» (краткое изложение основ нотации и гласовой теории Нового метода, 1-я печатная книга по теории церковного пения на румын. языке). Эти книги М. были переизданы Д. Сучевяну (Яссы, 1848) и иером. Серафимом (Бузэу, 1856). А. Панн и Сучевяну продолжили перевод на румын. язык и адаптацию греч. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2561374.html

Филипповское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Филипповское на реке Серой находится в 120 верстах от Владимира и в 56 верстах от Мурома. В писцовых книгах 1628 г. в Филипповском показана церковь во имя Николая чудотворца, когда построена эта церковь, неизвестно. В 1684 г. в Филипповском была построена новая деревянная церковь во имя того же святителя. Эта церковь просуществовала до построения каменного храма в 1821 г. В существующем храме устроено три престола: главный – во имя св. Николая чудотв., в теплых приделах – во имя преп. Сергия Радонежского и св. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1818 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон своею древностью и ценностью украшений замечательны иконы Спасителя, Смоленской Божией Матери и Николая чудотворца. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: процентного капитала, от земли пахотной, от служб и требоисправлений до 2500 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села, 9 деревень и 1 сельца, в коих по клировым ведомостям числится 2047 душ муж. пола и 2299 жен. В селе имеется школа грамоты и земская народная школа; в дер. Оленине с 1891 г. открыта церковно-приходская школа, содержится на средства местного купца. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Село Филипповское Киржачского района Владимирской области – место, где находится Свято-Никольский храм, принадлежало святителю Алексию митрополиту Московскому и Всея Руси (1292-1378 гг.), первому из Московских митрополитов, так как раньше духовным центром Руси был Владимир. Будучи епископом Владимиро-Суздальской епархии (до 1350 г/), святитель Алексий владел с. Филипповским. Перед своей кончиной святитель Алексий передал село во владение Чудову монастырю г. Москвы. Это случилось в 1377 году (за три года до Куликовской битвы), незадолго до смерти святителя, и об этом мы находим упоминание в его духовной грамоте: «Се аз смиренный грешный раб Божий Алексий, пишет грамоту духовную целым своим умом. Дано святому великому архангелу Михаилу и честному его Чюду село Жилинское, Серкизовское, Тюфтетское…, Филипповское с деревнями и бортью, Обуховскую деревню. А все те села даю с серебром и с половинки и с третинки и с животиною».

http://sobory.ru/article/?object=03907

Ф. И. Буслаев. Фотография. Кон. XIX в. Федор Иванович (13.04.1818, г. Керенск (ныне с. Вадинск) Пензенской губ.- 31.07.1897, пос. Люблино Московской губ.), языковед, литературовед, историк искусства. Род. в семье секретаря уездного суда, в 1828-1833 гг. учился в Пензенской гимназии. В 1834 г. поступил на словесное отд-ние философского фак-та Московского ун-та, в мае 1838 г. окончил курс со степенью кандидата. В 1838-1839 гг. преподавал в младших классах 2-й московской гимназии, служил домашним учителем в семье бар. Л. К. Боде. С весны 1839 г. стал преподавателем детей попечителя Московского учебного округа, мецената гр. С. Г. Строганова, с семьей к-рого в 1839-1841 гг. посетил Австрию, Германию, Италию, где изучал археологию, историю искусства, архитектуру, итал. язык и лит-ру. В 1841-1847 гг. работал в 3-й московской гимназии, занимался вопросами методики преподавания рус. языка. В сер. 40-х гг. был близок к кружку славянофилов, в 1845 г. заведовал отделом критики и библиографии в ж. «Москвитянин», к-рый издавал И. В. Киреевский . В 1848 г. защитил магист. дис. «О влиянии христианства на славянский язык: Опыт истории языка по Остромирову Евангелию» (М., 1848; в 1851 удостоена золотой медали РГО). С 1846 г. приват-доцент Московского ун-та, после защиты диссертации - адъюнкт по кафедре рус. словесности, читал лекции по сравнительной грамматике (впервые в России), истории церковнослав. и рус. языков на филологическом фак-те. С дек. 1850 г. экстраординарный профессор Московского ун-та, с июня 1859 г. ординарный профессор, с 1873 г. заслуженный профессор. В 1861 г. за труд «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (М., 1861. 2 ч.) удостоен степени д-ра рус. словесности, за соч. «Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX в.» (М., 1884) - степени д-ра теории и истории искусства. В 1847 и 1865-1870 гг. исполнял обязанности секретаря филологического фак-та, в 1881 г. оставил преподавание, вышел в отставку. Среди учеников Б.- А. Н. Веселовский , В. О. Ключевский , Н. П. Кондаков , Ф. Е. Корш, А. А. Котляревский , А. И. Кирпичников , В. Ф. Миллер, А. И. Соболевский и др. В 1859-1861 гг. Б. читал курс истории рус. словесности наследнику вел. кн. Николаю Александровичу. В 1863-1864, 1870, 1874 гг. посетил Чехию, Германию, Италию, Швейцарию, Францию, изучал иконографию, миниатюру, орнаментику. С 1852 г. чл.-кор., с 1862 г. действительный член имп. С.-Петербургской АН. В 1865 г. стал секретарем Об-ва любителей древнерус. искусства при Румянцевском музее, в 1874-1877 гг. являлся председателем ОЛРС. В 1888 г. избран почетным членом Новороссийского и Казанского ун-тов, Петербургского и Московского археологических об-в , Московского об-ва этнографии, Казанского об-ва истории и археологии и др. Похоронен на кладбище Новодевичьего московского жен. мон-ря .

http://pravenc.ru/text/153689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Я. К. Буркхардт. Фотография. Кон. XIX в. [нем. Burckhardt] Якоб Кристофер (25.05.1818, Базель - 8.08.1897, там же), швейцар. историк христ. культуры и искусства, один из основателей искусствоведения и культурологии. Сын протестант. священника, принадлежавшего к одному из старинных родов Базеля. Учился в Базельском (1837-1839) и Берлинском (1839-1843) ун-тах; занимался историей античности и средневековья в семинарах И. Дройзена , Л. Ранке , Ф. Куглера , Я. Гримма. Интересовался художественными и архитектурными достижениями эпохи Ренессанса; с научными целями посетил Германию, Бельгию, Италию. В молодости увлекался христ. теологией, но затем, пережив мировоззренческий кризис, обратился к пантеизму. В 1843 г. получил степень д-ра философии Базельского ун-та, читал частные лекции по истории искусства. В 1855-1857 гг. был преподавателем в Швейцарском федеральном ин-те в Цюрихе. С 1858 г. проф. истории искусства в Базельском ун-те. Одним из его студентов был Ф. Ницше . В 1893 г. Б. вышел в отставку. Монография «Время Константина Великого» (1853) - первая попытка Б. воссоздать историю Римской империи в период ее кризиса и становления христианства как новой офиц. религии. Ему принадлежит важная роль в осмыслении эпохи поздней империи и раннего христианства как переходного времени от античности к средневек. культуре, приобретшей классические формы в XII-XIII вв. В XIX в. большой известностью пользовалась кн. «Чичероне: Пособие для наслаждения произведениями искусства Италии» (1855), где в жанре путеводителя Б. описал историю итал. искусства начиная с античности. Он снабдил повествование подробными научными комментариями, в к-рых отразились и его собственные впечатления. В этой книге заметно изменение культурологической концепции Б., для к-рого классическое искусство является продуктом индивидуальной фантазии, регламентируемой нормативной культурной традицией, а не «органической» или «исконной» экспрессией народного духа. В кн. «История современного зодчества» (1867) Б. рассматривает историю искусства как «историю художественных задач», стоявших в определенное время перед зодчими, что в перспективе дало, по выражению ученика Б. и его преемника на кафедре Базельского ун-та Г. Вёльфлина, «историю искусства без имен». Б. выделил 2 устойчивые категории: органический и пространственный стили, определив понятие «стиля» как «способ выражения прекрасного в искусстве» через, напр., конкретную архитектурную типологию, связанную с общественной и религ. практикой.

http://pravenc.ru/text/153667.html

Владикавказ. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор (старый собор) /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Сейчас трудно сказать, чье имя носил первый храм. В делах соборного архива за 1806 год упоминалось о церкви во имя Иоанна Предтечи. Церковь была выстроена из турлука и обмазана глиной. В 1818 году вместо нее была сооружена деревянная Спасо-Преображенская церковь. Церковь принадлежала Владикавказскому гарнизонному полку, затем Кавказским линейным батальонам. Об этой церкви известно лишь наличие в ней очень хорошего письма иконостаса, приношения одной из царственных особ. В 1858-1859 гг. храм был расширен приделами на юг и север. В 1863 году церковь становится собором и переходит в собственность города Владикавказа. В 1885 году к ней был пристроен придел во имя Святого Николая Мирликийского, она получила статус Кафедрального собора, а через пять лет вместо деревянной постройки была воздвигнута каменная церковь. В 1897 году храм стал принадлежать Терскому казачьему войску, выполняя роль войскового собора. По инициативе Высокопреосвященного Павла, экзарха Грузии, при Спасо-Преображенском соборе в сентябре 1890 года было учреждено православное Братство Грузинского экзархата во имя Пресвятой Богородицы, покровительницы Грузии, с целью распространения и утверждения религиозно-нравственного просвещения, осуществления миссионерской деятельности среди сектантов и раскольников. Перед храмом находился сквер. В 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина Городская Дума постановила: «Назвать именем Пушкина сквер против Старого собора». Этот сквер между Старым собором и Михайловской площадью был разбит давно. В центре его стояла красивая беседка в честь посещения Владикавказа Императором Александром III. В 1920-х годах беседку Александра III снесли, а Пушкинский сквер назвали сквером Красных пожарников. Правда, прежнее название вскоре вернули, но уже в 1930-х годах на месте сквера построили правительственное здание. В 1937 году, в год 100-летия со дня смерти известного поэта, из Москвы прибыл запрос - существует ли Пушкинский сквер. Спасо-Преображенский храм к этому времени был уже снесен, и местные власти снесли и кладбище в его ограде, в центр нового сквера поставили памятник поэту и сказали, что это и есть дореволюционный Пушкинский сквер.

http://sobory.ru/article/?object=42813

Моршанск. Церковь Николая Чудотворца. Рождественская церковь, Богородичная церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1803 г. во имя святителя Николая Чудотворца была построена однопрестольная церковь. В 1807 г. был освящен первый придел во имя святителя Николая Чудотворца. Никольская церковь в скором времени оказалась тесной для многочисленных прихожан и решено было построить новый просторный каменный храм. В 1813 г. завершилось строительство новой каменной церкви. Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь стала называться Рождество-Богородичной, хотя народ по-прежнему называл ее Никольской. В 1818 г. с северной стороны выстроили еще один придел, который освятили только в 1824 г. во имя святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. В 1839 г. завершилось строительство каменной колокольни не без помощи купца Ефима Феодоровича Тюлюкина. К 1840 г. снова встал вопрос о расширении площади храма, ставшей тесной для растущего населения, но только в 1857 году начались строительные работы. Освящение храма состоялось в 1868 г. Он стал пятипрестольным: главный престол в честь рождества Богородицы; приделы – во имя святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев; в честь усекновения главы Иоанна Крестителя; во имя святого Димитрия Солунского; во имя святителя Николая Чудотворца. Пожар 1875 г. нанес серьезный ущерб церкви. Буквально через год ремонт уже был завершен. На средства купца Ивана Евсеевича Болдырева была восстановлена настенная живопись на сюжеты священного Писания. При храме существовало попечительство, работала библиотека. В 1893 г. на средства почетного гражданина Моршанска Леонида Григорьевича Фанталова внутри ограды было выстроено одноэтажное каменное здание церковно-приходской школы, одной из лучших в городе, а в 1897 г. – здание богадельни. На строительство богадельни, а также на обновление церковных иконостасов деньги пожертвовала Матрена Артемовна Фанталова. С 1907 по 1911 гг. в церкви проведено паровое отопление и электричество, пол выложен терракотовой плиткой, заменена железная кровля, приобретена новая церковная утварь. На столь капитальный ремонт средства выделены купцом Григорием Васильевичем Белоусовым.

http://sobory.ru/article/?object=39307

Мценск. Церковь Воздвижения Креста Господня. Никитская, Мироносицкая церковь Карта и ближайшие объекты Расположена на углу при пересечении улиц К. Маркса и Пионерской (Б. Никитской и Староникитской) в юго-восточной части города. Крупный объем храма господствует над застройкой правобережья Зуши. Это один из лучших памятников классицизма в Орловской области. Предположительно, Никитский приход “повыше” Затинной (Вышезатинной) слободы существовал уже в XVI в. Впервые же деревянная Никитская (Мироносицкая) церковь упоминается в переписной книге г. Мценска 1625 г.: “Церковь Святых жен Мироносиц да Никиты святаго Мученика древеная клецки, а в них Божия милосердия образы месные, книги и ризы и колокола и всякое церковное строенья тое ж церкви попа Герасима”. В 1757 г. вместо обветшавшей деревянной церкви была выстроена каменная, но и она из-за близости к реке быстро обветшала. В начале XIX в. на средства купца Ивана Никитича Барыкова на новом месте, выше старого на квартал, началось строительство каменного храма, превосходившего по размерам все остальные церкви города и оконченного в 1818 г. Он имел три престола: главный холодный — Воздвижения Креста Господня, в теплой трапезной — во имя св. Жен-мироносиц (справа) и св. великомученика Никиты (слева). Благодаря богатому внутреннему убранству и значительной вместимости, превосходившей старый городской собор, Крестовоздвиженская церковь вплоть до 40-х гг. XIX в., когда был окончен новый собор во имя Св. Николая Чудотворца, выполняла функции соборной. 23-25 января 1826 г. в храме покоилось тело императора Александра I, которое везли из Таганрога в Санкт-Петербург. В память об этом событии членами царской фамилии храму было поднесено паникадило, а внутри церкви установлена памятная доска. В 1897 г. храм в последний раз капитально отремонтировали. С 1899 г. при нем начала функционировать церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном деревянном доме. Церковь закрыта в 1930 г. В годы войны авиабомбой были разрушены своды трапезной. В 1960 г. здание поставили на госохрану, что не помешало городским властям хлопотать о его сносе под предлогом ветхости. К счастью, храм удалось отстоять. 

http://sobory.ru/article/?object=02342

Москва. Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Здание храма представляет собой типичную " уличанскую " церковь - небольшой бесстолпный посадский храм XVII в. Строительство храма на месте деревянной сгоревшей церкви завершено в 1634 г. Трапезная и колокольня были пристроены в 1818-1820 гг. В 1879 г. на колокольне надстроили еще один ярус. Так как в приходе храма на ул.Неждановой жило много известных артистов, благодаря их просьбам, храм в годы советской власти не был закрыт. В 1930-е гг. сняли колокола с колокольни. В настоящее время храм оперелен местом постоянного служения в Москве митрополита Волоколамского и Юрьевского. Главный престол освящен в честь Воскресения Словущего, южный придел - во имя пророка Елисея, северный придел - святого Николая. История храма восходит ко временам Иоанна IV Грозного и Бориса Годунова. Некогда здесь, между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, " урочище " ) получило наименование " Успенского вражка " (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом " Белом городе " Москвы. Впервые упоминается в 1548 г. Существующий каменный храм построен в 1634 г. на месте деревянного, сгоревшего в 1629 г. Трапезная и колокольня перестроены в 1816-1820 гг., еще раз колокольня перестраивалась в 1897 г. Храм не закрывался, его прихожанами были многие выдающиеся русские артисты. С 1620 г. рядом находился храм прор. Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г. Здание храма - типичной " уличанской " церкви - представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

http://sobory.ru/article/?object=02258

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010