Жиздра. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1810 и 1875. Год утраты:1943 (взорван немцами) Архитектор:И.Д. Ясныгин Адрес: Калужская область, Жиздринский район, город Жиздра (перекресток улиц Коммунистической и Красноармейской). Координаты: 53.74797, 34.73478 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Александро-Невский собор, каменный, с каменной колокольней. Первоначально построен на казённые средства в 1777 г. Освящён преосвященным Феоктистом, епископом Севским в 1780 г. и значился в списках Севской епархии, а с 1799 г. в Московской епархии. При открытии в Калужской губернии самостоятельной кафедры в 1799 г. стал относиться к Калужской епархии. По благословению преосвященного Евлампия трапезная и колокольня были разобраны и на церковные суммы построена новая с тремя приделами. Настоящая часть по резолюции Калужской духовной консистории от 11 января 1832 г. разобрана, и по проекту губернского архитектора Соколова 4 июня 1833 г. заложен новый храм. Освящён преосвященным Григорием 21 августа 1855 г. во имя Святой Живоначальной Троицы, память на 50-й день по Пасхе, Пятидесятница. В настоящей части в 1875 г. устроены два придела. С правой стороны престол освящён 30 сентября 1875 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери, память 28 июля/10 августа. С левой стороны престол освящён преосвященным Григорием 1 октября 1875 г. во имя благоверного князя Александра Невского в схиме Алексия, память 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря. В тёплой трапезной части было три придела. На хорах престол освящён преосвященным Антонием 11 октября 1818 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа. Второй престол - во имя благоверного князя Александра Невского — переименован в 1875 г. во имя священномученика Власия, епископа Севастийского, память 11/24 февраля. Третий престол освящён во имя преподобного Сергия Радонежского, память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября. Последние два престола в приделах освящены преосвященным Филаретом в 1820 г. Один 22, другой 23 августа.

http://sobory.ru/article/?object=33415

Кашары. Церковь Автонома, епископа Италийского. Карта и ближайшие объекты Церковь священномученника Автонома Италийского в селе Трисвятском, или Кошарах, Задонского уезда, каменная с такою же колокольнею, построена в 1823 году помещиком Кожиным, с приделом (в трапезе) св. Митрофана Воронежского. Земли церковной 33 десятины пахотной. От прихожан причту ежегодно платится 550 рублей. Эта церковь считается приписною к Крестовоздвиженской церкви, села Ржавца, хотя есть особый причт из 2-х лиц. Прихожан 540 душ. Деревни: Кошары, Нечаевка, Проходня. Выписка из книги: «Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии» (Вып. I, г. Воронеж, 1884 г.) Летний храм (ротонда) был построен в 1822—1823 годах согласно Его Императорского Величества указа из Святейшего Правительствующего Синода от 11 мая 1818 г. за 1970 на средства помещика – полковника Ивана Артамоновича Кожина (1781—1833 гг.) и освящен в честь священномученика Автонома, епископа Италийского. К сожалению, имя автора неизвестно, но есть предположение, что храм был построен по проекту архитектора Бове. Храм построен в стиле палладианства, характерного в церковной архитектуре рубежа XVIII-XIX вв. Церковь святого Автонома представляет собой двухъярусную ротонду. Первый двусветный ярус прорезан прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами, над которыми расположены небольшие круглые проемы второго света. Первый ярус по периметру окружен колоннадой тосканского ордера. Образованный колоннадой открытый портик-лоджия разделен на два сегмента с севера и юга, между которыми на западе и востоке интерколумнии решены как сплошные стены. Главный вход расположен с западной стороны. Соседние с ним простенки между колоннами прорезаны оконными проемами в два света по аналогии с внутренней ротондой (прямоугольные, с полуциркульным завершением внизу, круглые – вверху). Меньший по диаметру объем ротонды второго яруса выполняет функцию светового барабана, прорезанного по периметру восьмигранными вытянутыми по горизонтали оконными проемами, в простенках между которыми расположены плоские ниши аналогичного силуэта, но меньшего размера. Полусферический купол с главкой утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=05950

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аркадий (Фёдоров), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786, Дмитровский погост Покровского у. Владимирской губ.- 8.05.1870, Александров Свирский мон-рь), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер. Род. в семье дьячка. В 1796 г. поступил во Владимирское народное уч-ще, в 1800 г.- во Владимирскую ДС, по окончании к-рой 1 нояб. 1807 г. оставлен в семинарии преподавателем франц. языка, 27 февр. 1808 г. назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впосл. учителем высшего франц. класса, библиотекарем, преподавал поэзию. 18 мая 1814 г. пострижен в монашество с именем А., 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. 3 июля 1814 г. назначен строителем Сольбинской пуст. (впосл. мон-рь), 23 дек. того же года - смотрителем владимирских духовных уч-щ. 26 мая 1818 г. возведен в сан архимандрита владимирского Боголюбского муж. мон-ря , 23 нояб. 1822 г. назначен благочинным над муж. мон-рями Владимирской епархии. В июне 1823 г. определен ректором Могилёвской ДС, настоятелем Кутеинского оршанского мон-ря . В июне 1824 г. назначен ректором Минской ДС, настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря, 27 мая 1825 г.- настоятелем пинского Братского мон-ря . В окт. 1827 г. переведен ректором в Ярославскую ДС. 8 дек. 1828 г. А. был назначен, 3 февр. 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского, 8 авг. 1831 г. переведен на Пермскую кафедру, с 25 дек. 1833 г. архиепископ. 29 марта 1851 г. назначен на Олонецкую кафедру. В 1854/55 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде. 7 июля 1869 г. уволен на покой в Александров Свирский мон-рь , перед смертью принял схиму. Деятельный архипастырь, автор многочисленных сочинений против старообрядчества , по словам проф. И. Е. Троицкого , «прирожденный миссионер, какие родятся только веками», проповедник. В период управления А. Пермской епархией число старообрядцев сократилось со 150 до 75 тыс. Отличался усердием к богослужениям, совершал частые поездки по епархии, любил беседовать с простым народом. Несмотря на странности в поведении, из-за к-рых А. имел репутацию «сфинкса» и даже «анекдотического архиепископа», пользовался любовью паствы.

http://pravenc.ru/text/76046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780, Рига - 6.03.1845, Симонов Новый московский мон-рь), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря . Род. в купеческой семье. Обучался в Рижской градской гимназии. В 1796 г. приехал в Соловецкий мон-рь, через год определен в трудники обители. Нес послушание в звероловной тоне на Сосновой губе, где познакомился с буд. старцем Наумом ( 1853), к-рого обучил грамоте. В 1799 г. принял монашеский постриг, в сент. 1803 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. В янв. 1807 г. переведен в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь и назначен на должность казначея. В 1818-1819 гг. временно управлял мон-рем по смерти настоятеля архим. Аполлинария (Пуляшкина). В 1819 г. по собственному прошению переведен в Александро-Невскую лавру , служил помощником казначея по расчету и раздаче ежемесячного довольствия братии. В 1822 г. по ходатайству Адмиралтейств-коллегии исполнял обязанности благочинного над духовенством во время 4-месячного похода военной эскадры в Балтийском м. В апр. 1823 г. Д. был возведен в сан игумена Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и назначен настоятелем новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря . С 1824 г. член Новгородской духовной консистории. Зимой 1826 г. по случаю перенесения тела имп. Александра I из Таганрога в С.-Петербург назначен духовным церемониймейстером (старшим распорядителем) при прохождении процессии через Новгородскую губ. 19 марта 1826 г. Д. был определен в настоятели Соловецкого мон-ря, 4 апр. того же года митр. Серафимом в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита. Настоятельство Д. (известного в истории мон-ря как Досифей II) ознаменовалось масштабными строительными и хозяйственными работами. В 1826-1833 гг. возобновлен Анзерский Голгофо-Распятский скит : стараниями настоятеля сооружена каменная ц. в честь Распятия Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы, трапезной палатой, 2-этажными кельями и колокольней, перенесен к подножию горы деревянный храм в честь Воскресения Христова, возведены необходимые хозяйственные постройки и жилые помещения. В 1827 г. сооружена морская дамба между о-вами Б. и М. Муксалма, спущены на воду построенные в соловецком доке 2 трехмачтовых большегрузных морских судна: «Николай Чудотворец» и «Преподобный Савватий», предназначенные для перевозки богомольцев. В 1827-1829 гг. по воле имп. Николая I в целях улучшения содержания заключенных была произведена реконструкция острога, к-рый затем отделили от мон-ря каменной стеной. В 1827-1831 гг. было расширено и отремонтировано подворье мон-ря в Архангельске, куплены новые здания и участки, утвержден генеральный план. В 1832 г. перестроена старая ризница, над ней возведена новая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/180337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793, г. Банско, ныне Болгария - 4.01.1881, Рильский мон-рь), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель. Начальное образование получил в Банско у своего отца, свящ. Петра Бенина. С 1811 г. в Рильском монастыре учился живописи у Т. Вишанова , в Болгарско-греческом уч-ще изучал греч. язык. В 1818 г. принял монашество с именем Неофит. В период с 1821 по 1827 г. учился в греч. школе в г. Мелник, где начал работу по составлению греческо-болг. словаря (Словарь греко-славянский. Цариград, 1852). В 1827 г. в г. Самоков открыл Славяно-греческое уч-ще (действовало до 1831) и был секретарем греч. митр. Самоковского Игнатия. В 1831-1833 гг. был секретарем Рильского монастыря, потом ездил по разным городам для сбора милостыни на ремонт обители после пожара. В 1834-1835 гг. в Бухаресте слушал лекции по педагогике. В этот период составил «Болгарскую грамматику» (Болгарска грамматика. Крагуевац, 1835), издал т. н. Взаимно-заучиваемые таблицы (Взаимноучителни таблици. Крагуевац, 1835. Букурещ, 1848) и «Священный краткий катехизис» (Крагуевац, 1835). Затем работал учителем в школе в Габрово, одном из главных центров болгарского возрождения, в обучении отдавал приоритет болг. языку. Занимался подготовкой учителей для работы в др. школах. Сербский кн. Милош Обренович (см. в ст. Обреновичи ) предложил ему принять епископский сан в Сербской Православной Церкви, но М. отказался. После недолгого проживания в мон-ре близ Пловдива и на Афоне он учительствовал в 1837-1839 гг. в г. Копривштице. В 1839-1848 гг. жил в Рильском мон-ре, преподавал в монастырской школе, занимался составлением б-ки, переводами и писательством. По поручению Лондонского библейского об-ва при помощи серба К. Огняновича перевел с церковнослав. языка на болгарский НЗ (Смирна, 1840), но К-польская Патриархия в 1841 г. запретила распространение этого перевода якобы из-за допущенных в нем ошибок.

http://pravenc.ru/text/2564984.html

Москва. Церковь Седьмого Вселенского Собора близ Новодевичьего монастыря. Седьмовселенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1525 г. Василий III поставил деревянную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 17-век, из камня. 1722 г. - придел Николая Чудотворца. В 1812 г. взорвана французами, июнь 1813 г. - начато строительство. В 1818 г. освящен Предтеченский престол, 27 августа 1833 г. освящен главный придел. 25 сентября 1812 года Новодевичий монастырь посетил Наполеон. По его приказу была взорвана находившаяся с восточной стороны от монастыря церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (позднее в память об этом храме на новом месте будет выстроена церковь Святых Отец Седьмого Вселенского Собора, уничтоженная в 1930-х гг.). Окончательно разобрана в 1935 г. После 1947 г. на ее месте поставлен 9-этажный дом с двухзальным кинотеатром " Спорт " , парикмахерской и магазином. Посвящение главного престола церкви делегатам этого собора выглядит несколько странным в Москве, т.к. седьмой Вселенский Собор ничем особенно не выделялся из рада других. Но это посвящение объясняется тем, что в день поминовения собора - 11 октября 1812 г. - французские войска были вынуждены уйти из Москвы. Перед тем по приказу Наполеона разрушили древнюю церковь св. Иоанна Предтечи, стоявшую у самых стен Новодевичьего монастыря. Староста церкви, владелец большой текстильной фабрики поблизости, Семен Афанасьевич Милюков, решивший совершить богоугодное дело, пожертвовал 163 тысячи на восстановление старинной церкви. " Церковь прихода моего, известная как древностию лет, так и царским построением, к величайшему ныне прискорбию, в бытность неприятеля в столице, вся до основания минами разрушена; таковое разрушение или груда камней пред глазами пронзает сердца наши до слез " , - писал он в своем прошении. Однако преосвященный Августин, глава московской церковной администрации, рассудил иначе: церковь не восстанавливать, а построить новую, большую и в современном стиле, а престол освятить в память знаменательного события - освобождения Москвы от " двунадесяти языков " наполеоновской армии.

http://sobory.ru/article/?object=33593

Ульяновск. Часовня Кирилла и Мефодия при медицинском факультете УлГУ. Церковь Кирилла и Мефодия при Симбирском духовном училище Карта и ближайшие объекты В 2013 году исполнилось 120 лет со времени постройки объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Здание духовного училища», 1891-1893 гг., расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Архитектора Ф.О. Ливчака, 2/1. В августе 1893 года завершилось строительство здания, возведенного Симбирской епархией специально для мужского Симбирского духовного училища. Один из красивейших домов Симбирска-Ульяновска на углу современных улиц Карла Либкнехта и Архитектора Ф.О. Ливчака построил талантливый симбирский архитектор Михаил Григорьевич Алякринский, работавший в должности инженера при Симбирской уездной земской управе. Данное здание включено в список памятников истории и культуры Решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 79, как памятник регионального значения. История этого старейшего в губернии учебного заведения началась в 1803 году, когда в связи с переводом мужской духовной гимназии из Саранска в Симбирск было открыто Симбирское русское училище. В ноябре 1818 года его переименовали в Симбирское духовное училище. Сначала оно занимало один из корпусов мужского Покровского монастыря, (ныне территория парка И.Н. Ульянова), а в 1822 году было переведено на территорию женского Спасского монастыря (на его месте находится ДК «Губернаторский»). В 1833 году училище переехало в здание бывшего Воспитательного дома (ныне Гончарова, 13а), а после пожара 1864 года на время реставрации здания его перевели в город Сызрань. В конце 1880-х годов Симбирская епархия с одобрения вышестоящего начальства решила построить для него новое здание, отвечающее требованиям времени. В губернии к тому времени насчитывалось девять монастырей и более 700 различных церквей (приходских, приписных, кладбищенских, домовых), в которых несли службу около 800 священников, свыше 230 дьяконов и около 680 псаломщиков: епархия явно испытывала потребность в священнослужителях.

http://sobory.ru/article/?object=22303

Уть. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты В 1770 году Казанская епархия выдала грамоту на строительство деревянной церкви и основании нового села в 10 верстах от казенных лесных дач на берегу ручья Чукшец. Деревянная церковь построена в 1774 году и освящена 7 июля 1774 года во имя Святой Животворящей Троицы. В состав прихода входило 52 селения. Со временем деревянная церковь стала мала для такого большого прихода, простиравшегося на 12 верст. Было принято решение о строительстве в селе каменного храма. В 1818 году вместо деревянной церкви сооружен на средства прихожан каменный храм. Правый придел теплой церкви освящен в 1823 году в честь Введения во храм Божьей Матери, левый придел освящен в 1825 году в честь Пророка Илии. 9 ноября 1845 года освятили главный престол в честь Вознесения Господня. Церковь стала именоваться Вознесенской. Это же название по церковным документам перешло и селу. Впоследствии по земскому учету за селом укрепилось название Уть. В Утинской Вознесенской церкви хранились в свое время замечательная, небольшая, но очень старинная дароносица, благочинческий архив, содержавший в себе все дела, касающиеся церквей западной половины Глазовского уезда с 1833 по 1859 годы. В 1871 году при церкви открыто церковноприходское попечительство, в 1875 году – церковноприходская школа. Священнослужителями церкви была династия Зубаревых: Алексея Павловича, Василия Алексеевича, Александра Васильевича. Эти люди много сделали для образования своих прихожан, повышения их культурного уровня. Закрыли Вознесенскую церковь в 1939 году, устроили в ней склад. В этом же году со звонницы сбросили колокола, которые пошли в переплавку. Сломали церковную ограду, были растащены каменные надгробия, а чугунные сданы в утиль. Сейчас церковь в Ути пустует. Информация с сайта Унинского района http://uniposelok.ru Село Уть (Ути). Вознесенская церковь каменная, построена в 1823 г., расстоянием от г. Вятки в 180 верстах, от уездного города в 80 верстах; часовня деревянная при деревне Пьяной Степи, построена в 1882 г.

http://sobory.ru/article/?object=19741

Шаблыкино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Шаблыкинский приход получил свое название, как говорит предание, от фамилии помещика Шаблыкина, который лет 200 тому назад владел этой местностью. К приходу принадлежат деревни: Павловка, Савостино и Погорельцево. Общая численность прихожан до 1895 г. простиралась свыше 2000 душ обоего пола. Но в этом году 189 семейств в числе 1313 душ выехали на поселение в Тобольскую губернию, где получили на каждую наличную душу муж. пола по 15 десятин земли. Причины, побудившие крестьян к переселению в таком количестве, были следующие. Выходя на волю по Высочайшему манифесту 19 февраля 1861 г., крестьяне села Шаблыкина отказались получить от помещика Киреевского полный земельный подушный надел, а согласились взять лишь по ½ десятины на тягло дарственной земли. Полная невозможность увеличившемуся населению прокормиться с наличного надела земли заставила искать свободные земли в Тобольской губернии, где в Ишимском округе и облюбовали себе участки. Их надельная земля на родине поступила в пользование оставшимся крестьянам около 3 десятин на душу. В настоящее время во всем приходе числится 570 душ муж. пола и 550 душ жен. пола в 182 крестьянских домах. Из описи храма за 1791 г. видно, что первоначально в селе Шаблыкине церковь была деревянная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а по описи за 1818 г. значится тоже деревянная церковь, но уже во имя св. вмч. Георгия Победоносца. Как и почему произошла такая перемена – из документов ничего не видно. Настоящая каменная церковь начата постройкой в 1833 г. старанием и на средства помещика Николая Васильевича Киреевского и освящена в 1853 г. высокопреосв. Смарагдом. Церковь имеет величественный и даже грандиозный вид, крестообразную форму и может считаться одною из лучших сельских церквей. Для прихода церковь достаточно вместительна. В ней в ряд стоят три престола: главный средний – во имя св. Георгия Победоносца, придельный с правой стороны – во имя свят. и чудотв. Николая, а с левой – во имя св. и праведной Плисаветы, покровителей имен строителя храма и его матери. Церковь холодная, в ней три выходных двери, с западной стороны устроены певческие хоры. При церкви каменная четырехъярусная колокольня, соединенная с настоящим храмом крытой галереей, на каменных в два ряда колоннах. Вокруг колокольни и церкви каменная ограда. В 1896 г. на средства помещика Сергея Владимировича Блохина левый придел сделан теплым и отделен от настоящего стеклянной перегородкой. Капитальный ремонт всего храма произведен в 1890 г. Все три иконостаса были отделаны заново и вызолочены.

http://sobory.ru/article/?object=58991

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Рязанский, свт. - житие ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 апреля, в Соборах Белорусских, Нижегородских, Рязанских святых В миру Городков Григорий Иванович, родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря. В 1808 году окончил Рязанскую семинарию. В 1809 году был отправлен для продолжения образования в С.-Петербургскую духовную академию. В 1814 году окончил курс академии со степенью магистра богословия и назначен преподавателем Рязанской семинарии. В 1815 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. 27 февраля 1816 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря. В 1817 году определен инспектором Рязанской семинарии. В том же году переведен ректором в Орловскую семинарию для преобразования ее согласно с новым положением о духовных школах и назначен архимандритом Успенского монастыря в Орле. С 1818 года - ректор Нижегородской семинарии и настоятель Макариевского монастыря. С 1821 года - настоятель Нижегородского Печерского монастыря. 20 мая 1828 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 26 августа 1831 года назначен епископом Могилевским и Витебским для подготовки воссоединения западно-русских униатов. 30 апреля 1833 года - епископ Могилевский и Мстиславский. 26 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. 15 апреля 1837 года переведен в Рязань. В 1841-1843 годах присутствовал в Св. Синоде. 5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем. Скончался 7 апреля 1862 года. Погребен в Троицкой церкви Ольгова монастыря. 16 июля 1999 святитель Гавриил прославлен в лике месточтимых святых. Мощи святителя обретены 26 октября 1999 г. и покоятся в Свято-Троицком монастыре г.Рязани. Подробное жизнеописание Святитель Гавриил родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Ивана Яковлевича Городкова и жены его Евдокии Филипповны.

http://pravicon.com/info-2018

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010