Выход же из семинарии, для поступления в светские учебные заведения, не возбранялся, хотя допускался также не без разбора. Так в 1811 г. одному из учеников низш. отд. просившему увольнения из семинарии, для поступления в медицинскую академию, отказано, со внушением «о неленостном продолжении учения». В 1833 г. восп. Еф. Михайлов 2-й не уволен в медицинскую академию, потому что был в числе лучших и состоял на казенном содержании. Но, по окончании курса, в 1836 г. уволился из духовного звания. Особенно часты были заявления о желании поступить в медико-хирургическую академию 141 , тем более, что академия сама обыкновенно вызывала воспитанников семинарии. Испытание ученикам желающим поступить в медицинскую академию первоначально производилось, на основании постановления 1811 года, во врачебных управах, в присутствии одного члена семин. правления, но потом это изменено. В 1817 г. прислана была от медиц. академии программа для поступающих в нее из семинарии, определен срок подачи прошений и чрез Комиссию дух. уч. объявлено, чтобы ученики, увольняясь из семинарии, сами не приезжали в академию без достаточной подготовки и без всяких средств к жизни. В правилах 1818–22 г. для поступающнх в медико-хир. академии из всех классов сем. определены годы 16–24 и предъявлены требования – в знании латинского и русского языков, арифметики и геометрии, логики и физики, с дозволением переходить на фармацевтическое отделение, в случае отвращения к трупам, или уезжать обратно. В 1824 г. было предписано – не подавать ученикам прошений высшему начальству, мимо своего, об увольнении их в медико-хирургическую академию. В том же году последовало предписание от акад. правления, подтвержденное и в 1832 г., чтобы сем. правление «представления свои о увольнении учеников в медицинское ведомство присылало непременно к последним числам марта, с тем, что ежели таковые представления получатся в академ. правлении после марта, то оные будут оставляемы без дальнейшего движения». В янв. 1835 г., по Высочайшему повелению, было предписание от Комиссии дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew " s Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

http://pravenc.ru/text/2578009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕТРИНСКИЙ Иродион Яковлевич (1787, с. Ветрино Мологского у. Ярославской губ.- 7.07.1849, С.-Петербург), профессор философии, переводчик, поэт, издатель. Из семьи священника. С 1797 г. учился в Ярославской ДС, в 1809-1814 гг.- в СПбДА, был среди 12 студентов 1-го выпуска СПбДА, оставленных в академии для преподавательской деятельности. Вместе с В. в академии учились известные впосл. церковные деятели: митр. Григорий (Постников) , протоиереи Герасим Павский и Иоаким Кочетов . В 1814 г. В. был удостоен степени магистра, в авг. того же года Комиссией духовных уч-щ определен бакалавром философских наук. В окт. 1814 г. назначен членом академической конференции, 7 авг. 1817 г. избран секретарем академии, в 1818 г. утвержден в звании ординарного профессора СПбДА, через год - в звании профессора философских наук СПбДС. В 1814-1822 гг. В. преподавал в с.-петербургских духовных школах историю философии, в 1823-1826 гг.- метафизику, на основе лекций издал кн. «Institutiones metaphysicae» (Основы метафизики) (Petropolis, 1821). В сент. 1825 г. уволен с должности профессора в семинарии, 1 нояб. следующего года уволен из СПбДА. В марте 1826 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1819-1820 гг. В. работал в Комиссии по составлению устава духовной цензуры (утвержден 22 апр. 1828). 4 авг. 1826 г. был назначен цензором Главного цензурного комитета. В 1828 г., после преобразования Главного цензурного комитета в С.-Петербургский цензурный комитет, уволен с должности. В дек. 1830 г. поступил в Департамент гос. имуществ, в к-ром со временем занял должность помощника столоначальника. Начиная с 1821 г. В. участвовал в издании ж. «Христианское чтение» . В авг. 1831 г. получил разрешение на издание ж. «Северная Минерва», к-рый выходил в течение 1832 г. В журнале публиковались статьи по античной философии и совр. лит-ре, популярностью издание не пользовалось. В июле 1833 г. В. по собственному прошению был назначен членом правления Белорусского учебного округа, в мае 1834 г.- директором Могилёвской дирекции уч-щ, в 1837 г.- директором Таганрогской гимназии. В 1838 г. получил чин статского советника. Летом 1841 г. уволен со службы по болезни; последние годы жил в С.-Петербурге (умер от холеры).

http://pravenc.ru/text/158282.html

360 Максимов А. Я. Вокруг света. Плавание корвета «Аскольд» от Кронштадта до Бангкока. СПб., 1875. С. 426. 361 Путешествие в северный Тихий океан под начальством капитанов Кука, Клерка и Гора на судах «Резолюции» и «Дисковери» в продолжение 1776, 1777, 1778, 1779 и 1780 годов. Ч. 2, кн. 3. СПб., 1817. С. 112. 362 Об обстоятельствах гибели Кука см.: Котельников С. Новые и обстоятельные известия о смерти капитана Кука//Новые ежемесячные путешествия. Ч. XI. 1787, май. С. 5774; Шокальский Ю. 150-летие открытия Сандвичевых островов в северной части Тихого океана//Землеведение. 1929. Т. 31. Вып. 1. С. 18–19, и др. 363 Лихтенберг Ю. М. Гавайские коллекции в собрании Музея антропологии и этнографии//Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 19. М.; Л., 1960. С. 168. 366 Ванкувер Г. Путешествие в северную часть Тихого океана и вокруг света, совершенное в 1790–1795 гг. Т. 5. СПб., 1832. С. 39–42, 92–94. 368 В гавайском наречии полинезийского языка в отличие от таитянского отсутствуют звуки «т» и «р», которые переходят в «к» и «л». Поэтому правильнее не «Тамеамеа», а «Камеамеа». Коцебу О. Е. Новое путешествие вокруг света в 1823–1826 гг. М., 1959. С. 303, примеч. 2. 369 Головнин В. М. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 годах. Ч. 1. СПб., 1822. С. 353. 371 Об объединительной политике Камеамеа I см.: Тумаркин Д. Д Из истории гавайцев в конце XVIII – начале XIX веков//Советская этнография. 1958. 6. С. 38–53. 373 Вышеславцев А. Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания в 1857–1860 гг. СПб., 1867. С. 406. 374 Тумаркин Д. Д. Вторжение колонизаторов в «край вечной весны». Гавайский народ в борьбе против чужеземных захватчиков в конце XVIII – начале XIX в. М., 1964. С. 137. 377 Лисянский Ю. Ф. Путешествие вокруг света в 1803–1806 годах на корабле Нева. Ч. 1. СПб., 1812. С. 173–174. 386 Хлебников К. Т. Жизнеописание А. А. Баранова, главного правителя российских колоний в Америке. СПб., 1835. С. 108. 391 Окунь С. Б. Царская Россия и Гавайские острова//Красный архив. 1936. 5. С. 161 (предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Погребение подвижника Василиска, по обыкновению, назначено было на 3-й день по кончине, в воскресенье, 10 марта. В сей день собрались из г. Углича и окрестных селений – все знавшие и почитавшие в Бозе почившего старца. Согласно желанию почившего, все присутствующие брали положенные во гроб образки и крестики, как бы от живого подвижника Божия. Еще за пять лет до кончины своей старец Василиск приготовил себе гроб, служивший постоянным напоминанием о смерти. Вследствие общего глубокого уважения к подвижнику Божию, могила для него была приготовлена против алтаря церкви, где и опущен был гроб с останками незабвенного богомудраго старца Василиска. Память 8-го марта Игумен Нифонт был родом из г. Темникова (из мещан). В отроческом еще возрасте возымел он желание посвятить себя на жительство в братстве Саровской пустыни, куда убедительно и просился, но за несовершеннолетним не был принят. По достижении двадцатилетнего возраста, он оставил мир, пришел в Саровскую пустынь в 1787 г. при строителе Пахомии и принят в братство. На первом шагу он оказал знаки совершенной преданности воле отца настоятеля с оставлением или отвержением воли собственной; – что ни было при нем приобретенного в мире, положил все при ногах строителя Пахомия, отдавая усердно с тем вместе и себя в послушание ему. Это удивило старца строителя, и он всегда имел после того в особенном внимании сего послушника. По облечении в монастырские одеяния Василий (так он назывался в мире) возлагаемые на него послушания монастырские – в келарне и в церкви клиросное проходил с особенным рачением, с тихостью и смирением. По усмотрению настоятеля со старшей братией, в уважение таковой постоянно трудолюбивой и внимательной жизни, Василий пострижен в монашество 19 июня 1792 года с переименованием в Нифонта, вскоре потом в 1793 году посвящен в иеродиакона, а в 1796-м в иеромонаха и был определен общим духовником братии, каковую должность и исправлял с пользой для братии, принося духовным чадам обильное назидание душевное. При должности духовника отправлял он по сану иеромонаха и чреды священнослужения. В 1805 году определен в казначеи. В 1806 году по общебратственному выбору строителя Исаии утвержден епархиальным начальством в чине строителя. В 1818 г. марта 12 дня произведен во игумена сей же обители. В 1832 году награжден кабинетным золотым наперсным крестом. 1834 г. определен благочинным над двумя монастырями. 1837 г. Государем Императором по удостоению Святейшего Правительствующего Синода за полезное Церкви служение всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Веруем, что он труженик, аскет и живот вечный наследит. Подписано Б. И. Соколов . 73 Через год с небольшим по кончине батюшки о. Флавиана усердием давно его знавшей и уважавшей его высокую духовную личность Екатерины Васильевны Иловайской, бывшей духовной дочери о. Илариона, на могилке его был воздвигнут прекрасный памятник из серого мрамора. 2 Некоторые сведения об этой деятельности о.Илариона, а так же и о. Клемченке можно найти в брошюрах: а) Рассказ очевидца о действиях Преосвященного Иакова, по обращению Саратовских раскольников С.-П. б. 1862 г. и б) Два письма о народных суевериях. Москва 1871 г. 13 Степан Петрович Жихарев был в 20–50-х годах довольно в Москве популярный человек как обер-прокурор Сената, деятельный член обществ скакового и сельского хозяйства, а в 50-х годах председатель театрального литературного комитета. В бытность о. Илариона скитоначальником Жихарев однажды приезжал в Оптину пустынь. 14 Подробно о Климчонке см. дальше в приложениях. См. также брошюру «Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова по обращению раскольников Саратовского края» а равно и предисловие к брошюрке «Два письма Климчонка о народных суеверных заблуждениях» Москва. 1871 г. 32 Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова по отношению к расколу в Саратовской епархии с 1832 г. по 1839 г., напечатанный сначала в журнале «Доиашняя беседа» за 1861 год, а потом и особою брошюрою в 1862 г. 38 Об о. Моисее Миртовским подробнее будет сказано в приложении в статье о Семёне Климыче и о последних днях его жизни, смотр. Прилож. 40 В марте 1829 года губернатором в Саратове был князь А. Б. Голицын (см. Правосл. Собесед. за 1858 г. ч. 1, стр. 239). Обращение Иргиза губернатором Степановым начато было в 1836 году, следовательно, губернаторство П. было после 1829 и до 1836 г. 41 Ириней Клементьевский был с 1782 по 1788 г. ректором Ярославской семинарии, после 1792–1798 г. архиепископом Псковским, и скончался на покое 24 апреля 1818 г. (смотри обзор духовной русской литературы Филарета, изд. 2-е, часть 2, стр. 199). 54 С 2 июня 1852 г. мантейный монах, с 16 июня 1855 г. иеродиакон, а 23 августа 1862 г. иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Пузино И. Взгляд на суеверие и предрассудки. СПб., 1834//Цит. по: БЧ. 1834. Т. 6. С. 31.  Галатея. 1829. Ч. 5. С. 185-192; 220-230.  BE. 1827. 5. С. 63-68; 6. С. 290-298; 7. С. 60-65.   Греч Н. И. Черная женщина. СПб., 1855. С. 73.   Греч Н. И. Записки о моей жизни… С. 31.  Приключения по смерти г-на Кохтина//Новый живописец. 1832. Ч. 4. С. 163.   Безгласный. Письма к графине Е. П. Р-й о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, кабалистике, алхимии и других таинственных науках//ОЗ. 1839. Т. 5. С. 25.  Воспоминания графини Антонины Дмитриевны Блудовой.//РА. 1889. 1.С. 42.  Воспоминания на святках… С. 90.  Атеней. 1828. Ч. 5. С. 175.  ОЗ. 1826. Ч. 28. С. 65-82; 206-223.  СО. 1823. Ч. 89. С. 17-33.  Описание Черногории.//СО. 1818. Ч. 47. С. 122-123.  БЧ. 1836. Т. 14. С. 99-102.  Атеней. 1828. Ч. 6. С. 380-387. Глава XXXII  Некоторые любопытные приключения и сны… С. 241.  Там же. С. 253-262.  Там же. С. 237-243.  Некоторые любопытные приключения и сны… С. 262 — 266.  Галатея. 1829. Ч. 8. С. 189-196.  СО. 1816. Ч. 28. С. 116-119.  Телескоп. 1833. Ч. 13. С. 426-432.  Галатея. 1839. Ч. 6. С. 408-413.   Греч Я. И. Черная женщина.//Страшное гадание. Библиотека русской фантастики. В 20 т. М., 1997. Т. 7. С. 314 — 318.  Там же. С. 318-320.  Воспоминания графини Антонины Дмитриевны Блудовой.//РА 1889. Кн. 1.С. 41-46.  Благонамеренный. 1819. Ч. 8. С. 111 — 117. Глава XXXIII  Видение.//Северный вестник. 1805. Ч. 7. С. 94.   Погодин М. П. Простая речь… С. 43.  Там же. С. 42 — 43.  Воспоминания графини Антонины Дмитриевны Блудовой.//РА. 1889. Кн. 1.С. 100-102.  Из дневника Марты Вильмот… С. 393.  БЧ. 1834. Т. 5. С. 204-205.   Глинка С. Н. Указ. соч. С. 204 — 205.  Из записок баронессы Оберкирх (РА 1869. 3. С. 517 — 526)// Погодин М. П. Простая речь… С. 85 — 93.   Беннигсен Л. Л. Записки.//Русские мемуары. М., 1989. С. 30.   Саблуков Н. А. Записки.//Там же. М., 1989. С. 47.  Записки графа Мориолля.//ИВ. 1909. 7. С. 80.  Рассказы князя Сергея Михайловича Голицына, записанные М. П. Полуденским.//РА. 1869. 4. С. 633 — 634.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Теории обоснования нравственности Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 23, 1999 — 2000 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 23, 1999 — 2000 Осмысление темы в европейской традиции XIX–XX вв. Слова нравственная природа человека указывают на то, что человек — не просто природное существо, что он не просто “животное общественное и разумное”, как его в древности определял Аристотель 1 . Сказать, что человек по природе своей есть существо нравственное — значит дать определение человека как существа, различающего добро и зло. И в таком случае именно этика становится фундаментальной наукой о человеке, ибо, по справедливому слову Н. О. Лосского, она “есть наука о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека” 2 . В одной статье невозможно осветить все многообразие подходов к рассмотрению проблем этики в XIX и XX веках. Придется ограничиться лишь некоторыми из них, но при этом так, чтобы увидеть наиболее существенные линии, по которым шло развитие нравственной философии этого периода. Представляется интересным остановиться на той полемике, которая уже более двух столетий ведется между двумя направлениями в этике; с известной долей условности их можно обозначить как натуралистическое и антинатуралистическое , или метафизическое обоснование нравственности. Первое ищет предпосылки этических принципов в природе, которые не вполне одинаково трактуются у различных представителей натурализма. Второе пытается обосновать абсолютную этику , не считая возможным свести нравственное начало к чему бы то ни было другому. В XIX в. натуралистическая этика представлена в учениях утилитаризма , наиболее известными представителями которого являются Иеремия Бентам (1748–1832) и Джон Стюарт Милль (1806–1873), эволюционизма , обоснованного в трудах Чарльза Дарвина (1809–1882) и Герберта Спенсера (1820–1903), и философии жизни , возникшей в последней четверти века, получившей разные формы у Фридриха Ницше (1844–1900), Вильгельма Дильтея (1833–1911) и Анри Бергсона (1859–1941), творчество которого в основном приходится уже на ХХ век. Сюда же с некоторыми оговорками можно отнести и социоцентристские концепции этики; наиболее значительными представителями социоцентризма в XIX в. были Огюст Конт (1798–1857), Карл Маркс (1818–1883) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917).

http://pravmir.ru/teorii-obosnovaniya-nr...

причин пожара и проч., с 1816 года определен присутствующим в консистории. В 1817 г. назначен членом открытого при академии цензурного комитета. При преобразовании академии в семинарию в 1818 г. отказался от учительства. 8) Петр Ив. Талиев (1801–1818) В 1818 г. коммиссиею духов, училищ оставлен в семинарии учителем французского языка, и, по представлению семинарского правления назначен смотрителем уездного и приходского училищ, открытых в 1818 году при академии. Скончался протоиереем Богоявленской церкви в 1832 г. 9)Андрей Ив. Мироносицкий (1802–1818), протоиерей, преподавал еврейский язык. В 1804 году произведен во священника в кафедральный собор; в 1809 г. сделан экзаменатором ставленников по симбирской губернии. В 1807 г. назначен библиотекарем фундаментальной и продажной библиотек и катехизатором. В 1816 г. утвержден ключарем кафедрального собора; в 1817 членом комиссии по постройке собора, и, по личному усмотрению пр. Амвросия, произведен протоиереем к Владимирскому собору. В 1818 г. комиссиею дух. училищ утвержден учителем еврейского языка в семинарии и в этом году определен присутствующим консистории. Им составлена была еврейская грамматика, которая в рукописи и ходила между студентами. 10)Петр Пластов (1803–1817) обучался в нижегородской семинарии до философии, а потом в казанской академии. С 1809–1818 был безмездно библиотекарем библиотеки чтения. В 1814 г. за ревностную и прилежную службу произведен в чин 12 класса со старшинством. В 1817 году выбыл в светское звание. Скончался секретарем приказа общественного призрения. 11)Тимофей Сагацкий (1802–1817). Он перевел с греческого языка на русский «Беседы воскресных евангелий и апостолов, сочин. Никифора архиепископа астраханского и ставропольского». В 1814 г. за усердную службу произведен в чин 12-го класса со старшинством. В 1817 г. вышел в светское звание. Скончался секретарем казанской палаты около 1838 г. 12)Михаил Полиновский (1805 – 1818). 1818 г., при преобразовании академии в семинарию, оставил службу при академии и определен был адъюнктом латинского языка в казанском университете. Будучи адъюнктом, он издавал «Заволжский Муравей». Скончался директором вятской гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий Конст. Смирнов. С 1844 года бакалавр русской гражданской истории, которую преподавал до 1870 года. Профессоры и бакалавры словесности а) общей Михаил Федор. Божанов. Из воспитанников московской славяно-греко-латинской Академии старший кандидат первого курса петербургской Академии, получивший степень магистра через год службы. Бакалавр с 1814 года. В 1818 году поступил на должность священника при церкви Богоявления, в Елохове. Скончался в 1822 году. Платон Иван. Доброхотов. Из воспитанников московской славяно-греко-латинской Академии, магистр первого курса московской духовной Академии. С 1818 года бакалавр, с 1826 года экстраординарный профессор словесности. Скончался в 1832 году в чине надворного советника. Александр Евфим. Нечаев. Из бакалавров греческого языка, бакалавр словесности в 1832 году. Выбыл в 1834 году. Скончался в сане протоиерея Софийской церкви на берегу Москвы реки в 1871 году. Андрей Иван. Смеловский. Из бакалавров церковной, бакалавр общей словесности в 1834 году. В 1838 г. возведен в звание экстраординарного профессора. Выбыл в 1839 году на светскую службу. Скончался в 1860 году в чине статского советника и на должности ревизора новгородской казенной палаты. Егор Васил. Амфитеатров. Магистр петербургской Академии. С 1839 года бакалавр, с 1844 г. экстраординарный, с 1848 г. ординарный профессор словесности. б) церковной Петр Иван. Розанов, магистр петербургской Академии первого курса. бакалавр с 1814 года. В сентябре 1818 года по прошению уволен. Скончался в 1858 году в чине статского советника и на должности начальника отделения духовно-учебного управления при св. Синоде. Никифор Иван. Потапов, магистр первого курса московской Академии, бакалавр с 1818 года. В 1823 г. поступил во священника к церкви св.Евпла, на Мясницкой. Скончался в сане протоиерея церкви Введения, в Семеновском, в 1865 году. Михаил Максим. Стеженский, магистр петербургской Академии, бакалавр с 1823 года. Скончался в 1827 году. Андрей Лебедев. Бакалавр с 1827 года. В 1832 г. пострижен в монашество (Феогност) и перемещен на богословский класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010