К сожалению, и к этой части исследования (к 3-ей главе) полностью относятся замечания, сделанные выше по поводу первой главы. Большое количество ошибок и неточностей свидетельствует о недостаточной документальной базе, с которой мог работать автор. Более того, наличие большой правки в этой главе позволяет думать, что перед нами неокончательный текст, что автор намеревался еще работать над ним. Насколько можно судить по содержащимся в рукописи указаниям, В.Н. Хитрово предполагал со временем написать и вторую главу исследования, посвященную епископу Кириллу (Наумову) , и четвертую – об Антонине (Капустине) , т. е. создать своеобразную тетралогию, доведя повествование о деятельности РДМ до времени возникновения Палестинского Общества. Почему он потом отказался от своего замысла и более к рукописи не возвращался, можно только гадать. Тем не менее, считаем публикацию данного источника чрезвычайно важной, поскольку имеем дело с первым в исторической литературе опытом цельного, с единой точки зрения освещения истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Следующий шаг будет сделан лишь три четверти века спустя, в 1959 г., архимандритом Никодимом (Ротовым). Н. Лисовой 1173 Необходимость создания русского консульства в Иерусалиме сознавалась церковными и светскими дипломатами еще в 1830-е гг. (см., например, предложение вице-консула в Яффе Г. Мостраса, обсуждавшееся в Совете Министерства иностранных дел 22 сентября 1832 г. (АВП РИ, ф. СПб ГА II-9, оп. 46, д. 3 (ч. 2). Л. 45а-54 об.). 1174 Неклюдов Василий Сергеевич (1818–1880) – российский дипломат и публицист. Советник посольства в Афинах в 1850-х гг. (отозван в 1858 г.). В 1860-х – 1870-х гг. сотрудничал как специалист по Восточному вопросу в изданиях М.Н. Каткова: газете «Московские ведомости» и журнале «Русский вестник». Оставшаяся неопубликованной записка Неклюдова читалась и обсуждалась как в МИДовских, так и в церковных кругах. Митрополит Филарет (Дроздов) в письме от 13 ноября 1858 г. писал своему духовнику архимандриту Антонию (Медведеву): «Главная мысль статьи справедлива, и жаль, что наше правительство не размышляло так ранее» (Святитель Филарет, митрополит Московский. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 3. СТСЛ. 2007. С. 79–80). Но правительство ни в конце 1858 г., ни позже так не думало: так думали лишь некоторые грекофильски настроенные чиновники и писатели ( К.Н. Леонтьев , Т.И. Филиппов, Н.Н. Дурново, А.И. Нелидов и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Письма к Л. В. Горскому О. М. Бодянского, Ф. И. Буслаева, Л. Ф. Гильфердинга, Н. С. Тихонравова и И. И. Срезневского Издаваемые письма известных русских ученых извлечены из архива А. В. Горского, хранящегося в библиотеке Московской Духовной Академии. За интерес, какой могут представлять эти письма, столько же говорит славное имя их адресата, сколько и почтенные имена их авторов. О. М. Бодянский (1803–1877), Ф. И. Буслаев (1818–1897), А. Ф. Гильфердинг (1831–1872), Н. С. Тихонравов (1832–1893), И. И. Срезневский (1812–1880) – все это лица, достаточно известные своими огромными заслугами перед отечественной наукой, чтобы нужно было говорить о них подробно. Их письма к А. В. Горскому относятся преимущественно к 50–60-м годам прошлого столетия. В то время, при слабом еще развитии в России ученой журналистики, переписка ученых между собой служила одним из главных средств для обмена мнений и одним из возбудителей ученой любознательности и разысканий в области древней литературы. В этом отношении материал, заключающийся в издаваемых письмах, оказывается весьма интересным, хотя он и не всегда имеет ценность новизны. Но предлагаемые письма важны еще и в другом отношении. Они красноречиво показывают, какой глубокий источник научной производительности и одушевления представлял собой А. В. Горский, с каким высоким признанием относились к нему современные корифеи русской науки, как часто и по каким разнообразным поводам обращались они к нему за помощью, содействием и сотрудничеством. Благодаря Горскому, между Академией и другими центрами русской науки, особенно Московским и Петербургским университетами, выросли крепкие живые нити, которыми поддерживался между ними постоянный обмен научной энергии и накоплявшихся познаний. Вот почему письма ученых к Горскому являются свидетельством того высокого научного значения, какое приобрела Академия при А. В. Горском и которое было завещано ей в будущем. Всего здесь издается 48 писем. Из них 14 принадлежат О. М. Бодянскому, 8 – Ф. И. Буслаеву , 1 – А. Ф. Гильфердингу, 6 – Н. С. Тихонравову, 18 – И. И. Срезневскому и 1 (ответное Срезневскому) А. В. Горскому. Орфография писем везде сохранена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стремление к просвещению всегда было свойственно старообрядцам, и в силу своих возможностей они пытались это стремление осуществить. «При знакомстве с историей старообрядчества, с его современной общественно религиозной жизнью, – писал в начале XX в. старообрядческий мыслитель И. А. Кириллов , – невольно бросается в глаза горячее стремление к истинному, не однобокому свету знания. История старообрядчества дает яркий пример русской самобытной школы, которая жила на Руси, несмотря ни на какие административные карательные меры, и скромно делала свое великое и святое дело. Да, это не преувеличение – великое и святое! Русский народ многим обязан старообрядческим народным вольным учителям, этим стильным старушкам и старичкам с их старинной, “иосифовской” Псалтырью. Сколько русских людей воспиталось на этой дивной книге, сколько душ соблюла она от грязи и разложения!» 54 . О результатах распространения просвещения среди старообрядцев красноречиво говорит статистика: если в 1908 г. средний уровень грамотности в Европейской России равнялся 23 %, то среди старообрядцев он достигал 36 %, причем в северных областях даже до 43 %. В бюджете старообрядческой крестьянской семьи в 1908 г. на книги затрачивалось в среднем 61 копейка (в то время как крестьянство иных конфессий денег на книги почти не тратило, например, в Вятской губернии в том же году эта цифра в среднем крестьянском бюджете равнялась полутора копейкам) 55 . Однако старообрядцы не довольствовались домашним образованием, духовные вожди старообрядчества всегда чувствовали потребность в лучших школах, которые бы могли дать народу более широкое образование. Начиная с царствования Александра I, они неоднократно обращались к властям с просьбой разрешить им открыть свои школы, но постоянно наталкивались на отказ. При Николае I были уничтожены и те немногие школы, которые старообрядцам все же удалось создать. В 1832 г. была закрыта в Риге единственная русская школа, основанная еще в 1818 г., на том основании, что ей управлял «раскольник». Сироты, учившиеся в рижской старообрядческой школе, были переведены в рижский батальон военных кантонистов. В 1835 г. такая же участь постигла московское старообрядческое училище для сирот и подкидышей на Рогожском кладбище. В 1839 г. последовало запрещение выдавать старообрядцам свидетельства на право обучения детей и в то же время министру народного просвещения предписано при выдаче подобных свидетельств спрашивать просителей, к какому вероисповеданию они принадлежат. В 1850 г. рижские старообрядцы ходатайствовали о дозволении их детям обучаться в государственных гимназиях и университетах. Им это было дозволено не иначе, как по предварительном присоединении их детей к господствующей церкви, и предписано немедленно исключать их из заведений в случае «замеченного в них религиозного охлаждения». В 1879 г. журнал «Новое время» сообщал о безуспешном желании купцов-старообрядцев устроить специальное училище с программой, отвечающей потребностям торгово-промышленного класса.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

1638 Описание и оценку своего критического материала Birch сделал в своих предварительных замечаниях. – Предназначенное для продажи издание Бирхова критического аппарата для Евангелий явилось Hafn. 1801. 8. 1639 Пожар в Копенгагене 1795 уничтожил не только большую часть экземпляров первой части Бирхова Нового Завета, но также материалы, заготовленные для второй части, и Бирх издал отдельно свои своды текстов – для книги Деяний Апост. и посланий в 1798, для Апокалипсиса в 1800 г. in 8°. 1640 Ручное издание явилось Lips. 1805. 2 Voll. 8; роскошное издание (один только текст, cum selecta lect. var.) Lips. 4 Voll. fol. выходило с 1803 по 1807 г. – Основания, которыми Griesbach руководствовался при обработке своего второго издания, он изложил в своем Commentarius crit. in text. N. Т. 2 Particc. len. 1802. 11. 1641 Кроме того текст Грисбаха был принят и другими. Так его текстом воспользовались для своих изданий: Н. A. Schott N. Т. graec. et lat Lips. 1805. 8. ed. 3. 1825; ed. 4:1842; de Wette и Lücke Synopsis evv. Berol. et Lond 1818. 4. (второе критически обработанное издате 1841. 8.); Mor. Rödiger Synopsis evv. Hal. 1829, ed. 2. 1839. 1642 Scholz сам высказывается по этому поводу в своих Curae criticae in historiam textus evv. Heidelb. 1820. 4, в своем Biblisch. krit. Reise. Lpz. 1823, и в своих предварит. замечаниях к изданию Нового Завета. 1643 Такую переработку изданию дали, между прочим, с одной стороны G. С. Knapp. Hal. 1797. ed. 3. 1824., ed. 5. 1840 (затем переработка Grisbach " a и Knapp " a – ed. J. S. Vater Hal. 1824. 8: другая переработка Knapp " a с ссылками на Грисбаха и Лахманна издана A. Goeschen Lips. 1832. 8; еще новая переработка Knapp " a с очень многочисленными, впрочем точными ссылками на новейшие ученые издания – изд. С. G. G. Theile. Lips. 1842. 16. [ed stereotypa; ed. 3. Lips. 1850; ed 4. на греческом и. немецком языках, 1852]); с другой стороны (значительно приближающееся к textus receptus издание) I. А. Н. Tittman Lips. 1828. 12. (вновь переработанное A. Hahn Lips. 1840); многие другие ученые, напротив, снова распространили, в интересе чисто историческом, древние тексты Комплютенский, Еразмов textus cereptus. (Комплютенский текст мы встречаем в издании Gratz Tub. 1821. 2 Voll.; комплютенский и Еразмов [как текст двух, одобренных папою Львом X, изданий], вместе с Вульгатою, – в издании Leander van Ess. Tüb. 1827. 8.; textus receptus – в базельском издании 1825. 2 Voll. 8; и т. д. Вместе с тем все более и более приходили к сознанию, что научные приобретения Грисбаха отличаются не столь положительным, a textus receptus не столь отрицательным характером, как это обыкновенно думали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

966 Столько, по крайней мере, можно насчитать по различным ведомостям и указаниям в различных делах. Статистика в то время была крайне неисправна, и возможно, что количество православных церквей было значительно больше. 973 Преосвященный Гавриил Петров, архиепископ С. Петербургский, с 22 сентября 1783 г. – митрополит новгородский и с. Петербургский. Уволен на покой 19 декабря 1800 г. Скончался 26 января 1801 г. Он был первым лицом духовного сана, получившим орден (св. ап. Андрея первозванного), – «и с сего времени многие из архиереев и архимандритов жалованы были кавалерами орденов», – Амвросий, «История росс. иерархии», I, 84. 975 АСС., 1794 г., 265, лл. 2122. 29. – Прошения были подписаны 437 лицами, причём вслед за подписью нескольких лиц из каждого селения стояло добавление. «со всею громадою». – Двадцать подавших прошение деревень пересчитаны у М. О. Кояловича, «Ист. возст. ун.», 335, прим. – Также в КЕВ., 1891 г., 187190. «Материалы для истории возсоединения жителей югозападного края России с православною церковью». 982 Г-н К. Доброловский, в своём историкобиографическом очерке о преосвященном Викторе, – ПЕВ., 1892 г., 5561. 7584. 91100. 105115. 121129. 139153. 163171 – говоря, будто преосвященный Виктор в марте 1794 г. был в Петербурге, совершенно неосновательно ссылается на одно из моих примечаний к изданным мною письмам преосвященного Виктора. – ПЕВ., 1892 г., 144. – Ср. «Письма», прим. 177. 984 А. И. Мусин-Пушкин, в последствии граф и президент академии художеств, родился в 1744 г., скончался в 1818 г. – И. Н. Березин, «Энцикл. слов.». 985 АСС., 1794 г., 265, л. 1 – М. О. Коялович, « Ист. возс. уп.»., 357 – КЕВ., 1891 г., 3940. «Матер. для истор. правосл.». 989 Невозможно установить точно последовательность событий этого достопамятного дня. Мусин-Пушкин, объявляя высочайшее повеление, говорит о рескрипте Тутолмину, как о факте совершившимся; а рескрипт в таком же смысле упоминает о грамате преосаященного Виктора и об указе св. синоду. Очевидно, и указ, и рескрипт, и грамата – были заготовлены заранее, и 22 апреля «подписаны» одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Кассиодор также отмечает, что толкование на все 7 соборных Посланий составлял Дидим Слепец. По его словам, текст Дидима был переведен на лат. яз. схоластиком Епифанием ( Cassiod. De inst. div. lit. 8. 6). Однако блж. Иерониму, к-рый хорошо знал Дидима и его труды, эта работа Дидима не была известна. Лат. текст толкований Дидима на все соборные Послания впервые был издан в 1531 г. ( Didymi Alexandrini Praeceptoris divi Hieronymi in omnes epistolas canonicas brevis enarratio. Cologne, 1531). Критическое издание подготовлено Ф. Цёпфлем ( Didymi Alexandrini in epistolas canonicas brevis enarratio/Hrsg. Fr. Zoepfl. Münster i. Westf., 1914). Известно неск. греч. катен с толкованиями на соборные Послания ( Matthaei Chr. F. SS. Apostolorum septem epistolae catholicae… et inedita scholia graeca. Riga, 1782. P. 183 sqq.; переиздано с лат. пер. Ф. Люкке ( L ü cke F. Quaestiones ac vindiciae Didymianae. Gött., 1829-1832. 4 Tl.), затем включено в Патрологию Ж. П. Миня (PG. 39. Col. 1749-1818)) и издание Дж. Крамера ( Cramer J. A. Catenae graecorum patrum in NT. Oxf., 1844. Vol. 8. Fragm. 2, 30, 52-53, 65). Крамер в своем издании опирался на 2 оксфордские рукописи нач. XII в. - Bodl. New College. 58 и Bodl. Rawl. gr. 157, приводя разночтения по Paris. Coislin. 25, X в. и Bodl. Misc. 169, X-XI в. Фрагменты, сходные с изданными Крамером, были обнаружены Ш. Рену в арм. катенах на соборные Послания ( Renoux Ch. La chaîne armènienne sur les Épîtres Catholiques. Turnhout, 1987. Vol. 3: La chaîne sur la première épître de Jean. (PO; 46/1-2); 1996. Vol. 4: La chaîne sur 2-3 Jean et Jude. (PO; 47/2). К. Штааб попытался среди греческих фрагментов катен вычленить оригинальные тексты Дидима ( Staab K. Die griechischen Katenenkommentare zu den katholischen Briefen//Biblica. 1924. Vol. 5. P. 296-353). В дополнение к материалам Крамера он использовал рукописи: Vat. Barber. gr. 582, XII в.; Roma. Casanat. 1395, XVI в.; Vat. gr. 1430, XI в. Дж. Роупс указал еще ряд рукописей, содержащих катены на соборные Послания: ГИМ. Син. Греч. 97(93), IX в.; Hieros. S. Crucis. 25, IX в.; Laurent. VI 5, X в.; Paris. gr. 221, XII в.; Ath. Vatop. 300, XI-XII вв. ( Ropes J. H. The Greek Catena to the Catholic Epistles//HarvTR. 1926. Vol. 19. N 4. P. 383-388).

http://pravenc.ru/text/469832.html

253. ПИЙ IX Римские Папы. Список 253. ПИЙ IX. 1846—1878. Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти. Родился 13 мая 1792 г. в Сенигальи, близ Анконы. В 1818 г. Пий VII посвятил его в сан священника. В 1827 г. он был назначен епископом Сполето. В период революции 1831 г. сбежал в Швейцарию. В 1832 г. был назначен епископом Имоли. В то время Мастаи-Ферретти был известен своими либеральными взглядами. Несмотря на это, Григорий XVI назначил его кардиналом. Через месяц после своего избрания папой Пий IX объявил амнистию для всех политических заключенных в папском государстве. А было их более 10 тысяч. Обрадованный народ выпряг лошадей из кареты папы и, осыпая его цветами, ввез во дворец на Квиринале. Ожидали, что папа станет глашатаем объединения Италии. С энтузиазмом писали о нем Мадзини, Джоберти и другие итальянские патриоты. Вскоре, однако, они убедились, насколько безосновательными были их надежды. Папская политика оказалась в тупике: поддержка революционных сил означала бы отход от основных принципов католического легитимизма и сближение с осуждавшимся папством до сих пор либерализмом. Признание претензий Австрии на итальянские земли ставило папу в положение предателя собственного народа. Пий IX не обладал дипломатическими способностями, а его статс-секретарь кардинал Джакомо Антонелли, который не являлся духовным лицом, был убежденным консерватором. В 1848 г., когда решались судьбы Италии в борьбе с Австрией, вспыхнуло восстание в самом Риме. Пий IX не решился вступить в борьбу с Австрией и спасся бегством в Гаету (около Неаполя). Вернулся он оттуда, когда австрийские и французские войска уже полностью контролировали ситуацию в Италии. Но возвращение это было унизительным. Итальянский народ отвернулся от папы. С того времени Пий IX со всей энергией приступил к борьбе с любыми проявлениями либерализма, а тем более социально религиозных доктрин, которые он считал «силами ада». Он опубликовал тогда серию энциклик, осуждающих подрывные лозунги социалистов, коммунистов и других «заговорщиков», угрожающих, по его мнению, свободе церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/442691/

Lagrange, «Le Judaisme avant Jésus–Christ». Paris, 1931, p. 353; 362. 1806 «Discours sur l " histoire universelle», Π part., chap. 19. 1807 Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. «Le Judaisme». Paris. 1925, pp. 90–91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. «Judaism in fhe first centuries of the Christian era». Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311–319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд. 1808 Cf : Gross. op. cit. pp. 93–94. 1809 Проф. В. Несмелов. «Наука о человеке», т. II. Казань, 1906, стр. 37. 1810 Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716. 1811 Ennead. l, 2. 3, 15–20. 1812 Ennead. VI, 9, 9, 56–60. 1813 «De incarnat. Verbi», cap. 54. — MPGr. t. 25, col. 192. 1814 «Adv haeres.» III, X, 2. — MPGr. t. 7, col. 873. 1815 Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1–ая. 1816 Октоих, гл. 7, четверток вечера на «Господи воззвах». 1817 Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, песнь 6–ая. 1818 Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3–я. 1819 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3–я. 1820 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5–я. 1821 Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1–я. 1822 Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8–й. 1823 Октоих, гл. 8, среда, утро, канон Кресту, песнь 8–я. 1824 П. Минин. «Главные направления древне–христианской мистики». — «Бог. Вестн.», 1911. декабрь, стр. 823–824. 1825 Abbé Freppel. «Clem. d. Alexandrie» P. 1865, p. 485. 1826 Gross, op. cit. pp. 173; 184. 1827 Минин, op. cit. «Бог. Вестн.», 1911, декабрь, стр. 832–838; и 1914, июнь, стр. 307. 1828 Gross. op. cit. p. 185. 1829 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 307–308. 1830 Минин, op. cit. 1913, май, стр. 151; 156–157. 1831 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 315–324. 1832 И. Попов. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского». «Бог. Вестник». 1905, июнь, стр. 243; 237. 1833 MGPr. t. 37, col. 685. 1834 Ibid., col. 678 A. 1835 «De opific. homin.» cap. 16. — MPGr. t. 44, col. 180: 1836 «Агнец Божий», стр. 161. 1837

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

– Вы слышали, что государь меня назвал графинею? – Да, как же. . . – Вы хорошо слышали? – Конечно, Боже мой, слышала… – Так он меня назвал графинею? Ах, слава Богу, слава Богу. . . Это потому так порадовало Разумовскую, что ее брак был, стало быть, признан по смерти ее первого мужа... Впоследствии эта графиня Разумовская была при дворе и, не имея никакого придворного чина, очень часто посещала императриц как знакомая. 207 В доме Апраксиных был отдельный театр с ложами в несколько ярусов, и когда в Москву приезжала итальянская опера, то итальянцы в этом театре и давали свои представления, 208 и помнится мне, что в 1818 или 1819 году как будто тут же видела известную мамзель Жорж. 209 Все знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве, непременно попоют и поиграют у Апраксиных, и много хорошего наслушалась я на своем веку в их доме. He припомню, в котором именно году, добрые наши соседи Титовы продали свою деревню Сокольники, которую и купил Степан Степанович Апраксин, а когда его старшая дочь Наталья Степановна вышла замуж за князя Сергея Сергеевича Голицына, то он ей и отдал это имение, и Голицыны несколько лет тут прожили. Жаль нам было Титовых, потому что мы с ними свыклись, но соседство Голицыных было приятно потому, что князь Сергей Сергеевич был очень веселый и милый человек, весьма любезный и приветливый и очень хороший музыкант и сочинитель многих романсов. 210 Потом Голицыны переехали жить в Петербург, и когда мы туда ездили в 1822 году и там прожили целый год, с ними часто видались; он умер в скором времени после холеры, 211 помнится, что в один год с Владимиром Степановичем Апраксиным, стало быть, в 1832 или 1833 году; детей у Голицыных не было. Вторая дочь, Софья Степановна, вышла за князя Щербатова Алексея Григорьевича, который потом был в Москве. генерал-губернатором. II Дом Обольяниновых был совершенно в другом роде, чем дом Апраксиных, чувствовалась великая разница: один был природный вельможа, другой человек случайный и временщик. Петр Хрисанфович Обольянинов был очень небогатый порховский дворянин, который служил в военной службе в Гатчинском полку, умел снискать расположение великого князя Павла Петровича, а когда тот вступил на престол, сделался важным человеком и получил пожалование от государя более 3000 душ крестьян и в четыре года Павлова царствования очень шагнул вперед. Он один из первых после кончины императрицы получил Анненскую ленту, 212 был потом генерал-прокурором и пользовался неограниченною доверенностью государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

185 Пий IX (1792–1878) – папа римский с 1846 г. В миру – Джованни Мария граф Мастаи-Феррсти. Родился близ Анконы. В 1818 г. Пий VII посвятил его в сан священника. В 1827 г. он был назначен епископом Сполето, а в 1832 г. – епископом Имолы. Григорий XVI возвел его в сан кардинала. Через месяц после своего избрания папой Пий IX объявил амнистию для более чем 10 тыс. политзаключенных в папском государстве. Обрадованный народ выпряг лошадей из кареты папы и, осыпая его цветами, ввез во дворец в Квиринале. Ожидали, что папа станет глашатаем объединения Италии. Вскоре, однако, все убедились, сколь безосновательны были эти надежды. В 1848 г., когда решались судьбы Италии в борьбе с Австрией, вспыхнуло восстание в самом Риме. Пий IX не решился вступить в борьбу с Австрией и бежал в Гаету (около Неаполя). Вернулся он оттуда, когда австрийские и французские войска уже полностью контролировали ситуацию в Италии. Возвращение папы было унизительным: итальянский народ отвернулся от него. С этого времени Пий IX начал борьбу с любыми проявлениями либерализма. Он опубликовал серию энциклик, осуждавших «подрывные лозунги» социалистов, коммунистов и др. «заговорщиков», угрожавших, по его мнению, свободе Церкви. Синтез осуждений Пия IX содержится в энциклике «Quanta сига» и в приложении к ней – «Силлабусе», или перечне главных [заблуждений XIX века (1864). 8 декабря 1854 г. Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Последним важным актом, венчающим этот самый длинный в истории папства понтификат, был созыв I Ватиканского собора (1869–1870). 18 июля 1870 г. собором была принята 1-я догматич. конституция «Pastor aeternus» («О Церкви Христовой»), в силу которой папа признавался непогрешимым в суждениях о делах веры и морали. В это время пьемонтские войска приближались к Риму. Когда они вошли в город, папа укрылся в Ватикане и провозгласил себя «узником», а затем осудил «святотатственное» нарушение границ папского государства, которое фактически уже перестало существовать. 188

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010