Для сохранения Закавказья приоритетной задачей Е. считал фактическое включение в состав империи территории Сев. Кавказа, лишь номинально находившейся под российским контролем. Пересмотрел тактику ведения операций и прекратил малоуспешные прямолинейные походы в глубь территории Сев. Кавказа, в основном сопровождавшиеся значительными людскими и материальными потерями. Создал систему фронтального продвижения войск с закреплением на покоренной территории (рубка леса для свободного доступа к аулам, постройка новых укреплений, «выдавливание» противника с одновременным уничтожением непокорных аулов). Применение его тактики в 50-х гг. XIX в. кавк. наместниками князьями М. С. Воронцовым и А. И. Барятинским позволило одержать победу над имамом Шамилем. Первоочередной задачей, стоявшей перед корпусом, Е. посчитал прочное закрепление в предгорьях Кавказа и выдвижение российских укрепленных баз ближе к Кавказскому хребту. За неск. лет была создана единая укрепленная линия с востока на запад, от Каспийского м. до совр. Назрани: ее крепости (Грозная, Внезапная, Преградный Стан, Бурная, Герзель и др.) стали опорными пунктами российских войск в предгорьях Кавказа, ограничив свободу действий и географию набегов горцев. Одновременная направленная рубка просек с севера на юг должна была обеспечить доступ в глубь Чечни и Дагестана и их блокаду с последующим разделением территорий Сев. Кавказа на неск. изолированных зон. Эти блокадные мероприятия Е. сочетал со стремительными внезапными ударами по важным стратегическим пунктам края. Наиболее значимые операции того времени под командованием Е.- победы над аварским ханом Султан-Ахмедом у сел. Параул (1818) и союзом акушинских обществ (1819), разгром Сурхай-хана Казикумухского (1820). Эти успехи позволили Е. уже к нач. 20-х гг. контролировать значительную часть Дагестана и добиться признания российской власти в большей части чеченских обществ. В 1818-1820 гг. выселение кабардинцев из района Пятигорья, междуречья Кумы и Малки, соединявшего 2 речных участка старой границы (Кубань и Малку-Терек), при одновременном создании новых укреплений и казачьих станиц позволило Е. окончательно разделить единый горский пояс на «закубанский» (Сев.-Зап. Кавказ) и «чеченско-чавлинский» (Сев.-Вост. Кавказ). Это обеспечило постоянное российское военное присутствие в центральной части Сев. Кавказа, практически бесперебойную связь между метрополией и присоединенным ранее Закавказьем, а также относительную безопасность станиц старой линии по Тереку. Е. ввел в практику выдачу заложников (аманатов) при условии верности местных владетелей и обществ России. В 1825 г. им было подавлено крупное восстание Бей-Булата в Чечне.

http://pravenc.ru/text/190211.html

д. В то же время возраставшая в XIX в. либерализация норвеж. общества способствовала постепенной отмене ограничений в религ. сфере. В том же 1814 г., после завершения наполеоновских войн, в Н. вернулись моряки, познакомившиеся в брит. плену с учением квакеров, к-рое начали практиковать на родине. Первые собрания проходили в частных домах в Ставангере и Кристиании. Появление немногочисленной общины квакеров в Н. актуализировало вопрос о свободе культа для отличных от евангелическо-лютеранского вероисповеданий. В 1818 г. был подготовлен законопроект, по к-рому квакерам предоставлялись право жить в определенных городах Н. и освобождение от военной службы (ввиду их пацифистской позиции), однако они были лишены избирательного права и им запрещалась пропаганда своего учения. Этот законопроект был отвергнут стортингом как слишком либеральный. Хотя основанная в 1818 г. община квакеров, насчитывавшая 8 чел., не была признана норвеж. властями, в 1819 г. брак, заключенный по квакерскому обряду в 1816 г. в Кристиании между К. Х. Ревемом и А. Ульсдаттер, был объявлен оформленным на законных основаниях. Не добившись для себя свободы, квакеры и симпатизировавшие им оказались в числе первых норвежцев, эмигрировавших в 1825 г. в США. Однако уже в 1826 и 1828 гг. королевскими указами квакерам было разрешено селиться в Ставангере при условии, что они не будут вести прозелитическую деятельность и будут информировать власти о проведении обрядов в связи с рождением, смертью и т. д. Кваверов, проживавших в то время в Ставангере, было ок. 10 чел. По переписи 1865 г., в Н. было 473 чел., причисливших себя к квакерам, а в 1875 г.- 403 чел. Разрешение квакерам селиться в Н. и проводить свои обряды впервые со времен Реформации сломало религ. монополию НЦ: в стране появились первые нелютеран. христ. общины, действовавшие на законных основаниях. Вслед за квакерами в 1843 г. послабление получили католики: королевской резолюцией им было разрешено основать в Кристиании приход во имя св. Олава и открыто проводить богослужения.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

С началом Отечественной войны 1812 г. Ермолов назначен начальником Главного штаба 1-й Западной армии. В Бородинском сражении фактически выполнял обязанности начальника штаба Кутузова. После перехода русской армии через Неман Ермолов возглавил артиллерию союзных армий, с апреля 1813 г. командовал различными соединениями. В 1813—1814 гг. участвовал в сражениях под Бауценом и Кульмом, в боях за Париж руководил гренадерским корпусом. Награжден орденом святого Георгия 2-й степени. С 1816 г. Ермолов — командир Отдельного Грузинского корпуса, управляющий гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях, чрезвычайный посол в Персии. В кампании 1818 г. руководил постройкой крепости Грозная. В его подчинении находились войска, посланные для усмирения аварского хана Шамиля. Генерал от инфантерии (1818). В 1819 г. Ермолов приступил к возведению новой крепости — Внезапная. В 1823 г. командовал боевыми действиями в Дагестане, а в 1825 г. воевал с чеченцами. С 1827 года Ермолов в отставке. С 1831 года - член Госсовета. Генерал от артиллерии (1837). С началом Крымской войны он был избран начальником государственного ополчения в семи губерниях, но принял эту должность только по Москве. В мае 1855 г. покинул этот пост. Генерал скончался в Москве 23 апреля (11 апреля ст. ст.) 1861 г. Москва провожала генерала двое суток, а жители Орла по прибытии тела на Родину устроили ему грандиозную панихиду. Площадь перед Троицкой церковью, где шло отпевание Ермолова, и все прилегающие улицы были заполонены людьми. В Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, во всех магазинах были выставлены его портреты. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/14/v_p...

   Под влиянием Французской буржуазной революции и масонских лож в России стало подпольно распространяться антимонархическое, республиканское движение.    12 марта 1818 г. в Киеве была основана ложа «Соединенные Славяне» (Les Slaves Reunis). Она была в союзе с петербургской великой ложей «Астрея» и ложей «Великий Восток» в Польше. Членами тайной организации были русские и поляки, но на эмблеме ложи, с изображением креста с кругом в середине и рук, поданных на союз, была надпись по польски: «Jednosc Slowianska».    Члены масонской ложи «Любовь к истине», основанной в 1818 году в Полтаве И. Котляревским, В. Лукашевичем, Н. Тарновским и другими представители украинской интеллигенции, сначала выступали за пропаганду традиций и славных страниц прошлого Малороссии, а затем выдвинули идею создания славянской федерации с предоставлением равных прав всем республикам. Организация была запрещена, но вместо нее возникли другие.    На базе «Общества первого согласия», основанного в Полтавской губернии артиллеристами братьями П.И. и А.И. Борисовыми, возникло «Общество соединенных славян». Оно было учреждено в 1823 г. под влиянием шляхтича Ю.К. Люблинского, высланного из Варшавы за участие в польском революционном движении. Под влиянием заговорщика кружок Борисовых был преобразован в тайное общество. Целью его стало объединение всех славянских народов в демократическую республиканскую федерацию. Членами ее могли стать: Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроатия (Хорватия). Каждая страна федерации, распростертой от моря до моря, должна была получить свою конституцию. Достижение панславянского единства планировалось осуществить путем народной революции.    В 1825 г., благодаря содействию будущего декабриста М.П. Бестужева Рюмина, полтавское «Общество соединенных славян» объединилось с «Южным обществом» П.И. Пестеля в Киеве. Оно, в свою очередь, было связано с польским Патриотическим союзом князя Яблонского, добивавшегося независимости Польши от России и отторжения от нее Малороссии и Литвы.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/23/ewe_ra...

Кросс Э.Г. У Темзских берегов. С. 65; АВПРИ. Ф. 1, IV-20 (1818 г.). Д. 4, 12. Этот вопрос подробно исследован в книге Алексеева и в одной из статей Кросса. Последний отмечает тот факт, что Смирнов способствовал популяризации в Великобритании именно ломоносовской традиции, наиболее ценимой и любимой в русской литературе им самим. – Кросс А.Г. Русское посольство в Лондоне и знакомство англичан с русской литературой в начале XIX в.//Сравнительное изучение литератур. Л., 1976. С. 106 (далее – Кросс А.Г. Русское посольство в Лондоне…). Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи... С. 144. И.Я. Смирнов (ум. в 1884 г.?) – служил курьером и переводчиком, потом секретарём в российском посольстве в Лондоне, в 1836 г. назначен генеральным консулом в Генуе. Подробнее о нём см.: Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи… С. 180. Прим. 100. Кросс Э.Г. У Темзских берегов. С. 67. Там же. С. 82-85, 97, 106-107. Александренко В.Н. Русские дипломатические агенты… Т. I. С. 427. О контактах Смирнова с Академией художеств подробнее см.: Кросс Э.Г. У Темзских берегов. С. 66. Сумароков П.[И.] Прогулка за границу. Ч. III. СПб., 1821. С. 26, 144, 145; Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825–1826 гг.). М.–Л., 1964. С. 395, 407; Необыкновенные похождения и путешествия русского крестьянина Дементия Иванова Цикулина и пр[очее] (окончание)//Северный архив, 1825. Ч. 15, IX. Раздел III. Путешествия. С. 64; Паулович К.[П.] Замечания о Лондоне. Харьков, 1846. С. 521, 527, 528. В письме к президенту Академии художеств А.Н. Оленину от 14/26 апреля 1831 г. Смирнов, сообщая о том, что по его ходатайству Иордану определили годовой оклад в 200 ф.ст., отмечал: «О поведении и прилежании сего молодого человека я слышу от г. Рейнбаха (так в тексте. – А.О.) самые лучшие отзывы». – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ОР РНБ). Ф. 542 (Оленины). Оп. 1. Д. 300. Л. 14. Записки ректора и профессора императорской Академии Художеств Фёдора Ивановича Иордана, 1800–1883 гг. Гл. X–XI//Русская старина, 1891. Т. 70, 5. С. 321.

http://sedmitza.ru/text/6102722.html

265 Архимандрит Евгений (Казанцев) состоял настоятелем Донского монастыря с 1814 года до 14 июля 1818 года, когда он был хиротонисан в епископа Курского. Позднее, в 1822 году, он был назначен архиепископом в Псков, а в декабре 1825 года переведен на Тобольскую кафедру, куда прибыл 30 декабря [Софронов В. Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1998. С. 142–143]. Любопытно, что именно к тому моменту старец Зосима и все приверженные ему сестры покинули сибирские пределы. 270 Дневник Варвары Петровны Шереметевой, урожденной Алмазовой, 1825–1826 гг. (из архива Б.С. Шереметева). М., 1916. С. 165–166. 271 ОР РГБ. Ф. 817, к. 69, д. 73. Письмо старца Зосимы (Верховского) к Шереметевым Сергею Васильевичу и Варваре Петровне (автографы м. Веры и самого старца Зосимы). Трогательно то, как аккуратно получатели письма вырезали печатку старца, чтобы, не сломав ее, прочитать письмо. На печатке изображена часовенка, окруженная лесом, и буквы: «З.В. Пустын» (именно так почему-то: без мягкого знака на конце). 273 РГАДА. Ф. 1287, Шереметевы (Михайловское), оп. 1, д. 3607, л. 22, 12, 26. Письма М. С. Бахметевой к родственникам 1835–1838 годов. 278 Шереметев С.Д. Михайловское (очерк). С. 34. Год смерти М. С. Бахметевой здесь назван 1838, но это ошибка. Сохранились купчий, подписанные Марией Семеновной Бахметевой в сентябре 1839 года [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 33, л. 4, 5]. Усадьба Михайловское частично сохранилась; до нее можно доехать из Москвы на автобусах, идущих в Секерино или Плесково. 280 Боевые подвиги Кавказских войск. Альбом. Сост. Б. С. Эсад- зе. Тифлис, 1899; текст к иллюстрации 33. 282 Капиталы пожалованы взамен уделов, кои имели царевичи в Грузии: престолонаследнику Давиду было положено 300 тыс. руб., старшим братьям по 150 тыс. руб., а Илию, Окропилу и Ираклию (которому по отъезде из Грузии было не более 6 лет) по достижении совершеннолетия – по 90 тысяч. Пенсион получали царевичи по 10 тыс. руб., и только Окропил и Ираклий по 5 тыс. рублей. Царевнам, проживающим в Петербурге, добавлялось по 4 тыс. на наем квартиры и отопление и по 3 тыс. руб. ассигнациями на наем экипажа [РГИА. Ф. 1284, оп. 46, 1819 г., д. 90, л. 214–216].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Одной из наиболее важных заслуг XIX столетия для христианского просвещения народа был перевод Св. Писания на русский общепонятный язык. Дело это началось с царствования имп. Александра I, когда в России было основано библейское общество, поставившее себе задачей самое широкое распространение Библии между всеми народами России на их природных языках. Общество это возникло в начале 1813 г. в подражание такому же британскому библейскому обществу в Англии и по предложению английских методистов Патерсона и Пинкертона, нарочно явившихся за тем в Петербург. На первых порах они предложили правительству через князя Голицына издавать и распространять библейские книги только между живущими в России инородцами и иностранцами и только на их языках. Государь и кн. Голицын отнеслись к их предложению весьма сочувственно. Государь сам лично записался в члены общества с ежегодным взносом в 10 000 руб. и с единовременным в 25 000. Кн. Голицын принял на себя звание президента в административном комитете общества. После этого в члены общества поспешили записываться все чиновные, сильные и богатые люди как в столицах, так и в провинциях, и дела его быстро пришли в самое блестящее положение. Его отделения и товарищества умножались с каждым годом и своею сетью охватили всю империю до отдаленнейших ее углов; его имущество, состоявшее в деньгах, домах, типографских принадлежностях, лет через 10 простерлось до 2 000 000 руб., несмотря на громадные расходы, какие оно щедрой рукой делало на печатание и на даровую раздачу своих книг и брошюр. Денежные пожертвования в его пользу лились рекой. Общество отыскивало на них нужных переводчиков и каждый год издавало новые переводы Библии и частей ее на разных языках в нескольких типографиях сразу (в обеих столицах, в Казани, Вильне, Астрахани и др. местах.), так что к 1825 г. общая цифра его изданий, более чем на 40 языках и наречиях, доходила до 876 000 экземпляров. В 1815 г. государь задал ему новую важную задачу «доставить и россиянам способ читать слово Божие на природном российском языке». Св. Синод поручил комиссии духовных училищ приискать для того переводчиков. Таковыми явились ректор Петербургской академии Филарет, профессоры Г. Павский и архим. Моисей и ректор семинарии Поликарп. К 1818 г. они перевели все Евангелия, к 1819 – Деяния, к 1821 кончили весь Новый Завет, а в 1822 г. Псалтирь; все эти переводы разошлись чрезвычайно быстро в нескольких изданиях (Псалтири в один год в 12 изданиях) в громадном числе экземпляров. Перевод Ветхого Завета затянулся – в 1825 г. отпечатан был только первый его том (до кн. Руфь включительно), но и тот не был выпущен в свет за скорой кончиной государя и за последовавшим за тем закрытием самого общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Духовная карьера Кутневича была стремительной. 17 июля 1818 года он рукоположен во диакона, 21 июля – во священника, а уже 4 августа – в протоиерея московского кафедрального Архангельского собора. Впоследствии благочинный кремлевских церквей (1825), обер-священник армии и флота (1832), член Комиссии духовных училищ (1833) и член Священного Синода (1849), Кутневич до конца дней не порывал связей с орденом (как «внутренним Союзом истинных философов Христианских» 207 ) и наставлял в верности ему представителей духовенства 208 . Источники для изучения философских симпатий В.И. Кутневича чрезвычайно скупы. Кроме нескольких ранних работ экзегетического характера и лекций по опытной психологии 209 , он оставил лишь три проповеди , поэтому особую ценность представляют свидетельства его современников. По воспоминаниям В. С. Арсеньева, В.И. Кутневич говорил, что «был влюблен в философию» и думал «найти в ней всему развязку», что поворотным событием стала для него встреча с И. Фесслером, который «не устоял открыть яда скрытого и говорил во имя Царствия Божия внутри сущего», наконец, что орденское учение – «единственная буссоль при изучении философских систем» 210 . Из бесед с Кутневичем Арсеньев сделал вывод, что «в последние времена Г дь даровал Церкви оплот против философии мира – в » 211 . Итак, преподавать философию в МДА В.И. Кутневич взялся, будучи исполненным благоговения перед «мыслительными силами» И. Фесслера и орденским учением. Это благоговение он вполне передал своему лучшему ученику и преемнику по философской кафедре Голубинскому... Кутневич оставил преподавание в МДА в 1824 году. К этому времени Голубинский уже в течение нескольких лет был фактически его ассистентом (с 1818 – бакалавром, с 1822 – экстраординарным профессором) и, естественно, унаследовал его кафедру, а с 1826 – и обязанности цензора духовных книг, ибо Кутневич состоял членом цензурного комитета академии. Параллельно Кутневич выступал и в роли орденского наставника Голубинского, чему имеется ряд свидетельств, как в «Дневнике» В. С. Арсеньева, так и в подневных записях самого Федора Александровича.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Фридрихсгама, ныне Хамина, Финляндия). Несмотря на критику технической стороны проекта Комитета по делам строений (А. Модюи и Ф. Вигеля), Александр I подтвердил свое решение сохранить алтарную часть старого собора. В 1821-1825 гг. проект был доработан. Новый вариант предусматривал при сохранении квадратного в плане подкупольного компартимента удлинение продольной оси за счет симметричного воспроизведения композиции старого алтаря с запада. Уменьшенные в масштабе колокольни подчеркнули пирамидальный характер композиции, ставшей к тому же более компактной. Для единообразия вост. и зап. фасады получили 8-колонные портики в дополнение к 16-колонным с юга и севера. Общий вид собора. 1818–1858. Архит. О. Монферран Общий вид собора. 1818–1858. Архит. О. Монферран Наземные строительные работы начались с установки 48 гранитных колонн 4 портиков (вес каждого монолита достигал 114 т, высота - 17 м). Идея об установке колонн до возведения стен и разработка подъемного механизма (с изготовлением модели) принадлежали Монферрану. В марте-июле 1828 г. были установлены колонны сев. портика, южного и западного - в мае-сент. 1829 г., восточного - к авг. 1830 г. На церемониях установки первой и последней колонн присутствовали члены имп. семьи; 1-ю колонну установили за 45 мин. 478 рабочих. Бронзовые капители были отлиты на заводе шотл. уроженца К. (Ч.) Н. Берда по алебастровым моделям Е. Балина (1821-1832), к 1834 г. была завершена полировка колонн, к сент. 1836 г.-монтировка капителей. В 1830-1836 гг. осуществлялось возведение стен и подкупольных пилонов. Кирпичная кладка на известковом растворе перемежалась для прочности каменными прослойками, к ней металлическими скобами крепилась мраморная облицовка. По проекту Монферрана К. Н. Берд создал оригинальную конструкцию перекрытий портиков: кирпичные своды он заменил полносборными чугунными фермами, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, с кладкой и облицовкой. В 1835 г. в проект были внесены дальнейшие изменения. Круглые в плане боковые башни сменились квадратными в плане колокольнями с 2-колонными портиками по сторонам.

http://pravenc.ru/text/674760.html

1397 Здесь и далее, обращаясь к Гилярову, Галахов ошибается в его имени. Оставляем без исправления. 1398 Предположительно речь идет о 40 за 10 февраля 1886 г. Здесь, в фельетонном подвале (на с. 1–2), была опубликована статья Гилярова о Л. Толстом «За что гонение?», которую он готовил для аксаковской «Руси» (не напечатана там за прекращением издания) – в защиту «народных рассказов» Толстого от предвзятой критики их членами Общества любителей духовного просвещения. 1400 Отдельный оттиск философско-лингвистического эссе, опубликованного под криптонимом «Н. Г–в», из издававшегося Гиляровым в 1883 г. иллюстрированного журнала «Радуга»: . 26 с. Впервые: Радуга. 1883. 7. 22 февр. С. 142–144; 22. 5 июня. С. 498, 500, 502; 25. 26 июня. С. 564, 567568; 28. 17 июля. С. 636–638. 1404 Речь идет об учебном пособии: Галахов А. Д. Полная русская хрестоматия, или Образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечественных писателей. М., 1843. Ч. I–II; с 10-го изд. (СПб., 1864) назв.: Русская хрестоматия. 20-е изд. вышло в 1886 г. Последнее, 40-е изд., вышло в 1918 г. 1408 Имеется в виду сочинение Марка Филиппа Дютуа де Мамбрини (Dutoit de Membrini; 1721–1793) «Божественная философия в отношении к непреложным истинам, открытым в тройственном зерцале: вселенной, человека и Священного Писания» (М.: В Унив. тип., 1818–1819. Ч. I–VI). 1409 Речь идет о сочинении Лоренцо Скуполи (Scupoli; 1530–1610), вышедшем в России в двух переводах: 1) Брань духовная, или Наука о совершенной победе самого себя/На российской язык перевел И.М.У. с Иван Андреевский. М.: Тип. Комп. типогр., 1787; 2) Брань духовная, или Наука побеждать свои страсти и торжествовать над пороками/Пер. с фр. . СПб.: В Морской типогр., 1816. (Путеводитель к совершенству жизни христианской; Ч. I). 1410 Назван ежемесячный религиозно-нравственный журнал мистического направления, издававшийся А. М. Лабзиным с января по сентябрь 1806 г. и с апреля 1817 г. по июнь 1818 г. (всего вышло 9 частей, или 25 книжек). Был запрещен указом Св. Синода от 14 мая 1825 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010