С 1813 г. Г. в педагогическом ин-те в качестве адъюнкт-профессора читал полный курс философских дисциплин - логику, психологию, этику и метафизику, а в 1817 г. стал экстраординарным профессором. С мая 1814 по июнь 1815 г. Г. преподавал лат. язык в Царскосельском лицее, в к-ром в то время обучался А. С. Пушкин . В стихотворении «Пирующие студенты» (1814; опубл. в 1841) Пушкин писал: «Апостол неги и прохлад,/Мой добрый Галич, vale!/Ты Эпикуров младший брат,/Душа твоя в бокале,/Главу венками убери,/Будь нашим президентом,/И станут самые цари/Завидовать студентам» ( Пушкин А. С. ПСС. 1937. Т. 1. С. 59-60). В 1815 г. 16-летний поэт опубликовал в «Российском Музеуме» под псевдонимом еще 2 стихотворения - «К Г[аличу]» и «Послание к Г[аличу]». Г. не был требовательным преподавателем и, несмотря на свои обширные знания, вынужден был очень скоро оставить преподавание в лицее. 8 февр. 1819 г. педагогический ин-т был преобразован в С.-Петербургский ун-т, в к-ром Г. в качестве экстраординарного профессора философско-юридического фак-та вел курс истории философии ( Сухомлинов. С. 247). В 1818-1819 гг. была опубликована «История философских систем, по иностранным руководствам составленная А. Галичем», с посвящением гр. С. С. Уварову . Цели философии Г. формулировал по И. Канту : «Умозрение значит познавание вещей, не подлежащих опыту. Высочайшая для разума задача суть, что я могу знать, что я должен делать, на что смею надеяться» (С. 1). В изложении истории философии Г. руководствовался традиц. для своего времени делением на 3 эпохи: античность, ср. века и Новое время,- соответственно его 2-томное исследование было поделено на 3 части. Античная философия подразделяется на 5 периодов: 1) до Фалеса; 2) от Фалеса до Сократа ; 3) Сократ- Платон - Аристотель ; 4) «окончательные философские системы греков» - Пиррон, Эпикур, стоики, Новая академия; 5) упадок греч. философии - эллинские иудеи, новые пифагорейцы, вероисповедная философия палестинских иудеев. Весьма подробное изложение античной философии, в к-рой главное внимание уделено Платону и Аристотелю, завершается гл.

http://pravenc.ru/text/161547.html

При 12-й миссии (1840–1849) находились студенты В. В. Горский (1819–1847), И. И. Захаров (1814–1885) и прикомандированный магистр В. П. Васильев (1818–1900), впоследствии прославившиеся своими трудами по маньчжуроведению. Среди многочисленных занятий и увлечений В. В. Горского были и исследования по истории маньчжурского народа. В 1852 г., уже посмертно, были опубликованы его переводы «О происхождении родоначальника ныне царствующей в Китае династии Цин и имени народа Маньчжу» и «Начало и первые дела маньчжурского дома» 329 . В Пекине начали свои переводы и составления маньчжурских учебников В. П. Васильев и И. И. Захаров. Занятия маньчжурским языком во время 10-летнего пребывания в Пекине помогли В. П. Васильеву стать первоклассным преподавателем сначала в Казанском университете, а затем в Петербургском, где В. П. Васильев преподавал маньчжурский язык в течение 12 лет. Ему пришлось самому разработать программу занятий, в которую входили лекции по грамматике, чтение маньчжурских оригинальных и переводных текстов. В помощь студентам В. П. Васильев составил «Маньчжурскую хрестоматию» 330 и «Маньчжурско-русский словарь» 331 . «Маньчжурская хрестоматия» явилась первым опубликованным в России учебным пособием по маньчжурскому языку. В ней дан оригинальный маньчжурский текст без китайской версии и перевода и представлены образцы различных стилей маньчжурской речи. При чтении хрестоматии и других маньчжурских текстов студенты пользовались составленным В. П. Васильевым маньчжурско-русским словарем. По определению Б. К. Пашкова, «словарь содержит наиболее употребительные слова из маньчжурского словарного состава, отличается точностью значений и в этом отношении далеко превосходит трехтомный маньчжурско-французский словарь Амио (Amiot J, Grammaire tartare – mantchou. 1788), страдающий крайней неопределенностью значений и мало пригодный к употреблению» 332 . В словаре Васильева слова расположены по русскому алфавиту, но внутри каждого раздела гнездовые слова помещены в маньчжурском порядке. Долгое время хрестоматия и словарь В. П. Васильева были единственными легкодоступными пособиями по изучению маньчжурского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель имен Августин Аврелий (354–430), христианский теолог и философ, представитель христианской патристики. Авель (библ.), второй сын Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом Каином ( Быт.4:2–8 ). Авраам (библ.), родоначальник еврейского народа. Адам (библ.), первый человек, созданный Богом и вместе с Евой изгнанный из Рая. Адлер Альфред (1870–1937), австрийский врач и психолог, основатель школы «индивидуальной психологии». Алданов (наст. фамилия Ландау) Марк Александрович (1886–1957), русский писатель и публицист, с 1919 г. в эмиграции. Александр из Гэльса, Александр Гэльский (ок. 1185–1245), средневековый богослов и философ, основатель францисканской школы в Парижском университете, которому приписывается обширный труд «Сумма теологии», составленный его последователями. Александр I (1777–1825), российский император с 1801 г. Александр II (1818–1881), российский император с 1855 г. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964), русский философ и социолог, близкий друг и родственник Б. П. Вышеславцева . Анаксимандр (610 – ок. 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), теолог, представитель схоластики. Аполлон (миф.), бог солнечного света, бог прорицатель и врачеватель, покровитель музыки и поэзии («Мусагет», т. е. «водитель Муз»), сын Зевса и Латоны. Арджуна, в древнеиндийской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ. Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, одно из действующих лиц диалога Платона «Пир». Архимед (ок. 287–212 до н. э.), древнегреческий ученый, математик и механик, убитый римским солдатом при взятии Сиракуз. Аскольдов (наст. фамилия Алексеев) Сергей Александрович (1871–1945), русский философ. Афина (миф.), дочь Зевса, родившаяся из его головы, богиня мудрости. Бакунин Михаил Александрович (1814–1876), русский революционер, мыслитель, теоретик анархизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Опыт археологический, филологический и герменевтический». 85 Это издание перепечатано без перемен с издания 1806 года, «тщательнейше исправленного», как говорится в заглавии Толкования. 87 Симеон (в мире Савва) Крылов (1771–1824), из воспитанников Троицкой Лаврской Семинарии, с 1798 г. учитель той же Семинарии, с 1801 Моск. Славяно-греко-латинской академии, с 1810 ректор последней, с 1814 года ректор преобразованной Моск. Дух. Академии, с 1816 епископ Тульский, с 1818 Черниговский, с 1820 Тверской и с 1821 Ярославский, принимал живое участие особенно в редакции русского перевода Псалтири, почему и является подпись его под предисловием к изданию этого перевода. Срав. также речь его в генеральном собрании Ярославского отделения Росс. Библ. Общества в 1823 г., напечат. в Известиях Библ. Общ. за 1824 г. стр. 130 и дал. О нем самом см. С. К. Смирнова, Историю Моск. Сл.-гр.-лат. академии, стр. 362; его же, Историю Моск. Дух. Академии, стр. 378; Филарета Черниг. Обзор Рус. Дух. Литер. ч. 2, стр. 211–212. Для характеристики его срав. также Письма его к Парфению, еп. Владимирскому, напечатанные при редакции Прав. Обозр. 91 Разумеем первое Петербургское издание, так как первое Московское издание вышло из печати лишь в начале 1823 года. 92 См. отчеты Библ. Общества за 1821, 1822 и 1823 годы и Известия Общества за 1824 год. Срав. также Чистовича цит. Ст. В Христ. Чт. За 1872 г. ч. 1, стр. 441–442. 93 В 1822 году Филарет лишь в начала Августа прибыл в Петербург для присутствия в Св. Синоде, не быв перед тем почти целый год там. См. Письма его к родным, стр. 245–250. М. 1882. 94 См. у Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г. ч. 1, стр. 440–441. У нас под руками имеется экземпляр первого издания Псалтири в русском переводе (Спб. 1822), поступивший в библиотеку Моск. Дух. Академии из книг покойного святителя Московского Филарета. На начальных двух листах переплета этого экземпляра находятся любопытные рукописные пометки, указывающие на то, какие именно места Псалтири в заседаниях переводного Комитета 6 и 28 Сентября (1822 г.) были исправлены. Это суть: III, 9; VIII, 1; X, 7; XI, 9; XIII, 1; XVI, 3, 4, 11; XXI, 30, 31; XXVI, 12; XXXVIII, 5; LXXXIX, 5, 6; CIII, 3, 5; CL, 7. Как очевидно из сличения этих мест с выше приведенными в письме Павского к Попову, они в большей части суть те же самые, что и последние. А этим устанавливается связь между тем, чего желал Павский в отсутствии Филарета и что решено в Комитете по прибытии последнего в Петербург в Августе 1822 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Школа классическая Князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов , в монашестве Аникита (1783–1837), последователь Шишкова и член Российской Академии, написал поэму в трех песнях: «Пожарский, Минин и Гермоген, или спасенная Россия» (Спб. 1807) и лирическое песнопение в 8 – ми песнях – «Петр Великий» (Спб. 1810), – в подражание Юнгу: «Ночь на гробах» (Спб. 1812), «Ночь на размышления» (Спб. 1814) и др. стихотворения. Батюшков о поэме «Петр Великий» сказал: Какое хочешь имя дай Твоей поэме полудикой: Петр длинный, Петр большой, но только «Петр Великий» Ея не называй 93 Семен Сергеевич Бобров (1760–1810), воспитанник духовной семинарии, а потом Московского университета, был ученик и последователь Хераскова, усвоивший от него мистико-масонское направление. При императоре Павле, будучи на службе в Черноморских портах, Бобров посетил Крым и написал поэму: «Таврида, или мой летний день в Таврическом Херсонисе» 94 и другую мистико-аллегорическую поэму: «Древняя ночь вселенной, или Странствующий Слепец» (Спб. 1807–1809), в которой он подражал поэме Хераскова: «Владимир». Известна эпиграмма на эти поэмы князя Вяземского: Нет спора, что Бибрис богов языком пел: Из смертных бо никто его не разумел! 95 Александр Петрович Беницкий (1780–1809) был воспитанник пансиона Шадена, где изучил немецкий и французский языки. Батюшков в письмах к Гнедичу вспоминает о нем, как о человеке с пылкою, благородною душею, с большим умом и литературным талантом. Действительно, он обладал несомненными дарованиями, как показывают его сказки и восточные повести: «Ибрагим или Великодушный», «Параллели: женщина и дама; умный и дурак»; «Бедуин»; они отличаются живым, интересным рассказом, остроумием и хорошим языком. Вместе с А. Е. Измайловым в 1809 г. он издавал ежемесячный журнал «Цветник», в котором сотрудниками были главным образом писатели Карамзинского направления. В журнале он помещал переводы, писал рецензии на разные сочинения и разные стихотворения 96 . Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) воспитывался в Горном Кадетском Корпусе. Получив еще в корпусе расположение к литературе, он постоянно занимался ею и в то время, когда состоял на службе в разных местах. Им был основан журнал «Благонамеренный», который продолжался 10 лет (с 1818 по 1827). Журнал этот имел сатирический характер; он отличался веселостью и остроумием, довольно грубоватым и не всегда скромным и приличным. Специальностью, вполне соответствующею таланту Измайлова, были басни и сказки, которых он написал очень много. Они не заключают в себе ничего особенного, но очень нравились современникам своим сатирическим элементом. Первым объемистым произведением Измайлова была повесть: «Евгений или пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (Спб. 1799) 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

См.: Smolitsch. Russisches Monchtum, особенно гл. 6 и 8. 758 ААЭ. 4. 315; ср.: Горчаков. Монастырский приказ. С. 118. Упразднение Монастырского приказа в 1677 г. не привело к исчезновению государственного контроля, см., например: АИ. 4. 166; Милютин, в: Чтения. 1861. 2. С. 505. 759 ПСЗ. 3. 1664. В 1698 г. Петр запретил основывать новые монастыри в Сибири (ПСЗ. 2. 1629). 760 Рункевич (1900) (библиогр. к § 2–4). С. 27; у Соловьева (15. С. 116) и Горчакова (ук. соч. С. 121) письмо Курбатова к Петру цитируется неточно. 761 ПСЗ. 4. 1818, 1829; ср. 1814 и 1886. 762 Горчаков. Ук. соч. С. 102; см. указы последующих лет: ПСЗ. 4. 1876, 2108; 5. 3182; 6. 3954, 4081. Особенно чувствительно церковное управление пострадало передачей Монастырскому приказу также и судопроизводства (кроме духовных дел) (ПСЗ. 4. 1834 от 24 января 1701 г.). Еще ранее (1699) все привилегии церковных вотчин были объявлены недействительными (ПСЗ. 3. 1711). Затем были введены новые оброки (например, на пчелиные ульи: ПСЗ. 4. 1961, 2222), рыбные тони были конфискованы в пользу государства (ПСЗ. 4. 1956, 1958, 1995, 2007 и др.), частные монастырские солеварни превратились в государственные, монастырские мельницы обязывались отдавать 25% своих доходов государству (в пользу новой армии) (ПСЗ. 4. 1965, 1966, 1981, 1983), были увеличены отчисления с монастырского хозяйства (ПСЗ. 4. 2150). 763 ПСЗ. 4. 1834; Иванов И. Описание Государственного архива старых дел (М., 1850). Приложение. С. 344–358. Кроме того, в 1678 г. в епархиях числилось 107 777 (по другим сведениям 107 694) крестьянских дворов, которые отныне также находились под управлением Монастырского приказа (Горчаков. С. 90, 95, 121–132). 764 Горчаков. Ук. соч. С. 242, 164, 203. Приложение 10, 11, 6; он же. О земельных владениях. С. 159; Елагин. История русского флота (СПб., 1864). С. 51; ПСЗ. 4. 1926, 2462; 6. 3659; 7. 5207; 8. 5371. 765 Горчаков. Монастырский приказ. С. 163, 242. Приложение. С. 39–43. До 1712 г. многие церковные имения, имевшие многолетнюю налоговую задолженность, конфисковались; лишь указами от 4 апреля 1712 и 4 апреля 1713 г. эта практика была отменена (ПСЗ. 4. 2514; 5. 2662). 766

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Но все это казалось более или менее случайным. И в оставшихся заключительных строках прямо не дается разгадка только что поставленного вопроса. Но, тем не менее, здесь найти ключ ко всему «отзыву» уже не так трудно. Вот эти заключительные строки. „Впрочем, монахов вообще наш автор считает нежелательными педагогами» повторяя весьма малоубедительное указание па их якобы частую сменяемость и неудачно стараясь поразить читателя такою статистикой, как, напр.: во Владимирской семинарии в период 1814–1840 гг. сменилось 4 ректора, в Волынской за 1817–1840 – 5 ректоров, в Пермской – 1818–1840 – 5 ректоров (II, 250 ср. II, 268). – Это вовсе не так много; в военных училищах начальников держат не более 5 лет, а в протоиерейский период семинарской жизни наиболее вопиющие безобразия и бунты обнаружились в эпоху их зарождения (1899–1900) именно в тех семинариях, где ректоры сидели по 20 лет и вместе со своими супругами взирали на семинарии, как на свою вотчину (см. моя III докладная записка Св. Синоду 1906 г. Полное соч. т. III). Мы не будем вменять нашему автору в нарочитую вину его отношения к монашеству и даже к Православной Церкви. Будь эти отношения вне всяких упреков, все равно собранный им, но научно необработанный, сырой материал так же мало заслуживает ему ученой степени, как содержащая в себе еще более сырого материала и еще более толстая книга „Весь Петербург“, около которой случайно лежала на моем столе его книга. Ученой диссертацией она признана быть не может независимо от направления автора, в ней выразившегося. Нижеподписавшемуся рецензенту придется еще долго сожалеть о бесполезно для себя потраченном времени на изучение и оценку этой скучной книги». С первого взгляда эта тирада представляется невинной, даже как будто для автора особенно снисходительной. Не вскрывая пока её соли, раскроем сначала степень её фактической убедительности. Высокий рецензент заявляет, что наше указание на неудобство для монашествующих административно-педагогической деятельности мало доказывается фактом частой сменяемости ректоров-монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

Наконец, до последнего времени не было заведено общего управления духовными школами; оставаясь только епархиальными, архиерейскими учреждениями, они не имели ни взаимной между собой связи, ни общего устава, ни определенных однообразных курсов, зависели во всем своем строе от воли и вкусов одних местных архиереев; академии, начинаясь с низших классов, как и семинарии, ничем почти не отличались от последних. В таком положении духовные школы просуществовали до самого преобразования их комитетом 1808 г. Всех их к этому времени было: 4 академии, 36 семинарий и до 115 низших училищ, с числом учеников, простиравшимся до 29 000 человек. Преобразование духовных училищ в 1808 г. На основании комитетского проекта 1808 г. духовные школы, как известно, в первый раз были объединены под управлением комиссии духовных училищ в виде особого духовно-учебного ведомства, разделенного на академические округи, и получили общие однообразные уставы. Академии оставлены с одним высшим образованием для воспитанников, уже кончивших семинарский курс. Семинариям (по одной на епархию) предоставлено среднее духовное образование. Низшие училища – уездные (по 10 на епархию) и приходские по благочиниям (по 30 на каждую епархию) должны были разделить между собой труд низшего образования детей. Число всех школ на деле не достигло до предположенной цифры, – низших школ открыто всего до 300, академий оставлено пока 3, так как Казанская академия была в 1818 г. на время обращена в преобразованную семинарию с присоединением ее округа к московскому и открыта в предположенном виде уже в 1842 г.; но предположения относительно самой организации духовных школ были осуществлены вполне. В 1814 г. были изданы их уставы, написанные отчасти Сперанским, но главным образом Феофилактом. По своему общему характеру все духовные школы организованы были в виде сословных школ смешанного типа, с общеобразовательным и специальным курсами вместе. Образование в них по-прежнему сделано обязательным для детей духовенства; число их учеников при Александре I дошло до 46000.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

—506— указаны в Писании тридцатью годами, в которые Спаситель ничего не делал явно. 1812 Произведение дванадесятицы эонов (τς δωδεκδος τν Ανων) гностики видели в том, что Господь, будучи 12 лет, беседовал с книжниками, а так же и в избрании двенадцати апостолов. Остальные восемнадцать эонов указаны в том, что Господь, по воскресении из мертвых, пребывал (διοτριφναι) с учениками восемнадцать месяцев. Кроме, того, двумя начальными буквами Его имени Иисус, т. е. иотою (ι) и итою (η), по мнению гностиков, будто бы ясно указаны восемнадцать эонов. Первая буква в имени Господа Иисус – иота (ι) означает десять эонов, почему Спаситель и сказал: иота едина или едина черта не прейдет, пока не исполнится все. 1813 Учение об отпадении двенадцатого эона гностики видели в отступничестве Иуды, двенадцатого апостола, в страдании Господа в двенадцатый месяц года, в исцелении кровоточивой женщины после двенадцатилетней болезни. 1814 Еще пример. В притче о винограднике ( Мф.20:1–16 ) говорится, что хозяин выходил для найма работников в первый, третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы. Если сложить эти числа, получится тридцать, а это, по мнению гностиков, указание на тридцать эонов. 1815 Приведенные примеры, не принадлежащие к числу худших, 1816 показывают, как далеко заходили гностики в аллегорическом толковании новозаветных книг, и можно вполне, согласиться с Тертуллианом , что подобное толкование вредило истине не меньше, чем самая порча текста. 1817 Нам остается еще добавить, что Маркион, совершенно —507— не хотел знать аллегорического толкования и был сторонником исключительно буквального понимания текста. 1818 Да и другие гностики при случае упорно настаивали на буквальном смысле, если это благоприятно было их учению. 1819 Таково было отношение гностиков к Новому Завету. Пред церковными писателями лежала задача – защитить апостольское наследство Церкви от вражеских нападений, а также и установить свое, церковное отношение к книгам Нового Завета. Как же исполнили эту весьма важную задачу церковные писатели второго века?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. отец резко отграничивает, как мы уже знаем, душу от тела. Если душа имеет своим источником Бога, то материей является земля (terra) 1812 ; если душа вечна, то тело временно 1813 : «всякая плоть, как сено». 1814 Тело – это только временная «оболочка» души, с которой последняя связана при жизни «некоторым законом нашей природы» 1815 ; тело – это только одеяние или одежда души, 1816 которая мешает уму или душе видеть Господа, ибо «Господь удостаивает показать себя тем, кто отложил покров плоти» 1817 ; лишь во время сна душа не отягощаемая плотью, может созерцать высочайшее и совершеннейшее. 1818 Отсюда тело является оковами души 1819  и её темницей. 1820 Оковы души страшны тем, что они суть оковы искушений, которые связывают человека «некоторым законом греха» и делают его пленником плоти. 1821 Четыре царя, захватившие Лота в плен, суть прельщения телесные и мирские, ибо и тело человека, и мир состоят из четырёх элементов. 1822 Тело человека есть зло, ибо оно является причиной развращения в нём души; тело – это страна или место услады, из которой, как из источника, проистекают разливающиеся реки сильных греховных страстей 1823 ; оно сковывает душу человека прельщениями наслаждений 1824 и окутывает её мраком грехов. 1825 «Хорошо апостол хотел ( Рим. 7; 24 ) освободиться от этого тела смерти, ибо мы заключаемся в некоторой темнице и некотором доме роскоши и окутываемся мраком прегрешения». 1826 Тело – это темница, страшная своей мрачной грязью (tenebroso suti), 1827 которая пачкает душу. «Много забот, – пишет св. отец, – рождает и причиняет нам связь с этим телом и пользование им: этими заботами удерживается душевная сила и ослабляется напряжение. Поэтому прекрасно сказал Иов: «Вспомни, что Ты создал меня прахом» ( Иов. 10; 9 ). Итак, если тело есть прах, то он, конечно, грязнит нас, а не омывает, и оскверняет душу грязью невоздержания». 1828 Плоть св. Амвросий называет также телом смерти, гробом, 1829 чем-то мертвенным, прикосновение к которому делает каждого человека нечистым, подобно тому, как в Ветхом Завете становился нечистым всякий прикоснувшийся к трупу. 1830

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010