П. Бурнашев (1809–1888) — литератор, публицист, агроном-дилетант; редактировал «Труды Императорского Вольного экономического общества». Слова в сноске Лескова: «он иногда служил не одним литературным потребностям» — намек на службу Бурнашева в III отделении. Высмеивая лечение лоснящейся сажей, Лесков мог иметь в виду рассуждения Осипа Каменецкого в его книге «Краткое наставление о лечении болезней простыми средствами», в течение многих лет распространявшейся по распоряжению Медицинского департамента министерства внутренних дел. В 1864 году в типографии «Общественная польза» напечатано девятое издание «Наставления». «Краткое наставление» имеет раздел «Об употреблении лоснящейся сажи», в этом разделе идет речь о целебном действии лоснящейся сажи и ее различном действии, якобы зависящем от того, соскоблена ли сажа «ножиком с верхней стороны вниз» или «с нижней стороны вверх» («Краткое наставление», 1864, стр. 84). См. также наст. изд., т. 3, стр. 630. 205 Музей бетизов — музей глупостей (франц. bêtise — глупость, пустяк). 206 Живописец Петр Соколов — П. П. Соколов (1821–1899), художник-акварелист; писал картины из народного и солдатского быта, а также охотничьи сцены и портреты; лучшими его произведениями являются иллюстрации к «Запискам охотника» Тургенева и к стихотворениям Некрасова. 207 Михайловский-Данилевский, А. И. (1790–1848) — генерал-лейтенант, военный историк и писатель. 208 Ефим Федорович Зарин (1829–1892) — третьестепенный русский писатель; будучи сотрудником «Библиотеки для чтения» и «Отечественных записок», вел борьбу против Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. 209 Сценой действия сделался наш Крым. — Имеется в виду война России с Англией, Францией, Сардинией и Турцией в 1853–1856 годах. 210 Аскоченский, В. И. (1813–1879) — реакционный писатель, журналист и историк литературы; в 1837 году окончил Киевскую духовную академию, получил степень магистра богословия; с 1858 по 1877 год издавал журнал «Домашняя беседа», где душил всякие проблески мысли и защищал догматы церкви; был адъюнкт-профессором Киевской духовной академии, затем служил чиновником в Киеве и Каменец-Подольске; в 1851 году вынужден был из-за постыдного поведения выйти в отставку; написал «Историю русской литературы», роман «Асмодей нашего времени» и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Помимо своих помощников, – корреспондентов преосвященный автор моп» приобретать и действительно приобретая, судя, главным образом, по его цитатам в Словаре, нужные ему биографические и библиографические сведения у H. И. Новикова, в «Опыте» которого сообщены известия о 106 духовных писателях, 522 из Степенной книги (Сл. т. II, стр. 168), у Болтина (т. стр. 310), Шлецера (II, стр. 86–7 и др., стр. 200), Татищева (т. I, стр. 193, 321–322; т. II, стр. 10, 44, 140–141, 143, 164, 209, 213, 219, 236, З18, 323), Эмина (II, стр. 10), Миллера («Сибирская история» , Слов. т. I, стр. 329), Голикова («История Петра Великого»; Слов. т. I, стр. 288, 320; II, 218 стр.), Курбского (II, 32, 281), Селлия («Schediasma litterarium» etc...; Сл. т. I, стр. 63; II, стр. 148, 155), Карамзина (I, стр. 65; II, стр. 193, 194, 219, 265), из «Древней Российской Вивлиофики» 523 , из различных монографий (в роде известного уже нам «Исследования об Иоанне, экзархе болгарском», К. Ф. Калайдовича), житий святых (I, стр. 36, 137, 143, 173, 257, 166–171, 312, 340; II, стр. 26, 37, 41, 191, 234, 267–268, 276, 283), Истории российской иерархии (Сл. I, стр. 340), Каталога киевских митрополитов (II, стр. 7) и проч. Мы уже сказали, что, располагая корреспонденциями своих знакомых и друзей и сейчас указанными пособиями, преосвященный Евгений мог приобретать библиографические и вместе биографические данные для своего Словаря. Первые, однако, всего легче и естественнее было заимствовать из различных библиотечных каталогов, реэстров, описей и т. п. Но называй в письме к Анастасевичу от 12 июля 1820 г. каталоги «неполными и неисправными и замечая в письме от 3 сентября того же года тому же корреспонденту, что «библиогносия у нас еще без внимания , преосвященный вот что частнее писал о каталогах Анастасевичу же 1 февраля 1813 года: «К посрамлению нашему мы доныне еще не имеем и каталога книг своих полнее 12-ти томного Бокмеистерова (на немецком языке). Сопиков первый вздумал вывести нас из сего стыда... Нет нужды, что у него одни названия книг, а по оным можно доискаться и самых книг, и узнать писателей». Когда Анастасевич известил Евгения о готовившемся к изданию каталоге или «росписи» книг библиотеки Плавилыцикова (отпеч. в 2-х ч. в 1820–1821 г.), Евгений писал: «Что за каталог Плавильщикова? Я бы желал его иметь, естьли он может быть полезен для моего Словаря, или хотя вашу выписку тех авторов, кои не показаны у Сопикова». Получив 1 ч. «Росписи», преосвященный писал Анастасевичу 17 сентября 1820 г., что все ее экземпляры «скоро разойдутся по рукам любителей словесности. У нас-де доселе еще не было такого указателя; но нужен и индекс авторов».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Hispaliens. Lipsiae. 1792–94. 27. Преосвящ. Порфирий, бывший Чигиринский: «Проповедники в четырех патриархатах восточных и их проповеди». В журнале: «Труды Киевской духовной академии», 1879–80. Второстепенныт пособия: 1. Camn. Vitringa. Sacrarum observationum libri IV. Francf. 1683–1708. 2. Hierolexicon s. sacrum dictionarium, in quo ecclesiae voces elucidantur auct. Car. Mareo, Rom. 1677 . Venet. 1712. 3. Jos. Bingham. Origines sive antiquitates Ecclesiae, на английском языке. – London. 1710 и 1726. Латинский перевод Н. Gristhof, Halle, ed. 2-е. 1751–1761. 4. В. Ferrarins, libri III de ritu sacrarum eccles. veterum concionum. Mediol. 1620. Veron. 1731. 5. Его же. De veterum acclamationibus et plausu, libri septem. Mediol. 1627. 6. C. B. Petrus. De applausibus declamatoriis, sive solemn. actib. public. declamatoriis ap. veteres applaudendi more. Rostoch. 1801. 7. I Hildebrandt. Dissertatio de veterum concionibus. Helmstadt. 1661. 8. J. Cotta. De jure docendi in conventib. Sacris. Tubing. 1755. 9. Eggelink. Exercitatio de veterum concione. Helmst. 1780. 10. G. Wegner. De postillis ecclesiast. Regiom. 1700. 11. Gaetze. Commentatio de concionatoribus illustribus. Annaberg. 1700. 12. Prussing. Dissertatio theolog. de concionibus artificios, Rostoch. 1700. 13. Fabricius. De regular. eloquentioe sacrae scriptoribus et historia. Leipz. 1748. 14. Jos. Rom. Joty. Histoire de la prédication, ou la manière, dont la parole de Dien a été prêchée dans tous les siècles. Amsterd. et Paris. 1767. 15 J. G. Walch. Bibliotheca theologica selecta. Jen. 1757–1765. 16. Weisenback. De eloquentia Patrum libri XIII. Девять томов, Vindetic.1775. 17. Cannabich. Eloquentia Iudaeorum et christianorum sacra, inde a Mose usque ad Carol. Magn. usitata, quatuor orationibus in conventibus sacris exposita. Leipz. 1806. 18. Bellin de Ballu. Histoire critique de l’eloquence cher les Grecs. Paris. 1813. 19. Th. Tzschirner. De claris oratinibus veteris ecclesiast. commentatio I–IX. Lips. 1817–1821. 20. Его же. Opuscula academica edid. Jul. Fridr. Winzer. Lipsiae. 1829. 21. Willemain. Melanges historiques et litteraires, Bruxelles. 1829. 22. Его же. Tableau d’eloquence sacrée au IV siècle, nouvelle edition. 1851. О некоторых из этих изданий смотри подробные замечания в статьях С. Терновского в «Правосл. Собеседнике»: О Ефреме Сирине (Прав. Соб. 1884 г.) и св. Афанасии Великом (Прав. Соб. 1885 г.). Читать далее Источник: Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди (до IV века). Типография С. Добродеева, 1885. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

358 Митрополиты, по свидетельству той же Степенной книги, без всяких оговорок принимаемому и нашим автором, располагали, между прочим, для своего содержания и собственною землею. Для нас интересно подчеркнуть этот взгляд Евгения потому, что еще ранее его Карамзин (622 примеч. к VI т.), a после Милютин (в ст. «О недвижимых имуществах духовенства в России», Чт. в Общ. Ист. и Др. Росс. 1859 г., кн. IV, стр. 19–35) отрицательно отнеслись к авторитету Степенной книги и не нашли возможным признать факт земельных митроличьих владений при великом князе Владимир. Позднее, о. Горчаков, специально занимавшийся вопросом «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода» (1871 г.), довольно основательно поддерживает свидетельство Степенной книги и, следовательно, преосвященного Евгения, аргументируя свое мнение вескими и вполне научными доказательствами (стр. 46–47). 359 Любопытно, однако, что в вышедшей через год после «Описания Киево-Софийского собора» «Истории российского законодательства» (Спб. 1826 г.), наш автор не полемизирует уже с Карамзиным и как-будто молча соглашается с ним. «При многих списках славянской Кормчей, пишет он там, есть устав Ярославов 1052 г. «О церковных судах и пошлинах, и земских делах». Но российский историограф Н.М. Карамзин почитает его подложным, судя по несообразности оных с Русскою Правдою и с естественным правосудием, а также и по включенным в него некоторым уже новейшим словам». (Стр. VII). 360 В сб. 71 находится, между прочим, «Систематическая и хронологическая выписка духовных указов» до 1821 г. включительно, – содержание указов 1811–1813 г. выписало рукою самого м. Евгения. 362 Имея в виду облегчить для читателя «Прибавления» справки с самою «Историею киевской иерархии», отметим страницы этой последней, к коим относятся «Прибапления»: 1=59 и 257, 2=60, 242 и 249; 3 и 4=70; 5=83 и 259; 6=91; 7=86, 8=92, 9=98; 10=115; 11=116; 12 и 13=122; 14=138; 15=149; 16=164; 17=185; 18=198; 19=200; 20=200, 204 и 264; 21=204; 22=208; 23=211; 24–27=209; 28–33=211; 34–36=213; 37=214; 38=218; 39=225; 40=226; 41=240; 42=249; 43=?; 44=248; 45=250 п 261; 46–48=253; 49=223; 50=277 и 51=291.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

была «государством чиновников и крестьян». Дворянство окончательно упразднялось законом 1821 г. Отражением зарождавшегося норвеж. национального самосознания стало творчество поэта-романтика, юриста, историка и журналиста Х. А. Вергеланна (1808-1845). Он возглавил движение за реформу дат. лит. языка, приближение его к народным норвеж. диалектам. На их основе И. А. Осеном (1813-1896) был составлен т. н. ланнсмол; употреблявшийся в прессе и городской среде датско-норвеж. язык стал называться риксмол (в 1929 переименованы в нюнорск («новонорвежский») и букмол («книжный») соответственно). В религ. сфере в 1-й пол. XIX в. большое влияние сохраняли сторонники хаугеанства. Хаугеане 2-го поколения были менее радикально настроены, чем первые представители этого течения, и, следуя заветам основателя, стремились не к отделению от НЦ (за исключением небольших мистических и апокалиптических сект), а, напротив, к расширению своего присутствия в ней. Основными их задачами были борьба за отмену запрета на частные религ. собрания, введенного еще в эпоху политики гос. пиетизма («конвентикель-плакат»), и организация внешней и внутренней миссии. Для реализации своих задач хаугеане активно участвовали в политической жизни страны, их сторонники были представлены в стортинге и правительстве. В 1842 г., несмотря на сопротивление консервативной части духовенства, стортинг отменил «конвентикель-плакат», и миряне НЦ получили право свободно посещать частные собрания без обязательного присутствия пастора или его представителя. В др. вопросах религ. политики хаугеане проявляли больший консерватизм, выступая против введения свободы вероисповедания для нелютеран. конфессий. Несмотря на то что Конституция 1814 г. открыто не запрещала пребывание нелютеран. христ. конфессий в стране (кроме католич. монашеских орденов), христианам, не являвшимся прихожанами гос. церкви, жить в Норвежском гос-ве было весьма затруднительно. Начальные школы управлялись НЦ, все чиновнические должности могли замещать только члены НЦ, действовали законы о фактически принудительном прохождении обрядов крещения и конфирмации в НЦ, без пастора НЦ невозможно было вступить в законный брак и т.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Публичною библиотекою, коей принадлежит все Погодинское «Древнехранилище», обязательства, не может давать посторонним лицам никаких материалов. 3 Отпечатаны между «Письмами разных ученых знаменитому Иннокентию Борисову , Архиеп. Херсонскому» (Чт. в Общ. Ист. и Древн. Росс., 1884 г., кн. 4, стр. 33–35 и 37–38). Издатель их, проф. H. И. Барсов, ошибочно включает их в число писем, адресованных к самому Иннокентию. 4 Все, сейчас наименованные, письма сообщены нам (в копиях) в редакцию Чтений в Общ. Ист. и Др. Российских. 8 Последнее письмо хранится в Рум. Музее (собрание автографов Бецкого), 123 письма хранятся в Моск. Архиве Мин. Иностр. дел (папка 1426). Все они печатаются теперь в журнале «Русский Архив» (1889 г., 5–7). Остальные 7 все еще остаются в рукописи. Цитовать их мы будем однако, не по «Русскому Архиву», так как они опубликованы нами в последнем после уже составления диссертации, и (для краткости) без указания каждый раз места, где они находятся в настоящую пору. Письма же Евгения к тому же Анастасевичу (от второй пол. 1813 г., 1814, 1817, 1821 и 1822 гг,), отпечатанный в «Др. и Новой России» (1880 г., т. 18, и 1881 г., февр.), будут цитоваться обычным порядком. 10 Интересно, что писем, адресованных к самому м. Евгению, сохранилось очень мало: он или сам их уничтожал или они попали после его смерти в чьи-нибудь ненадежные руки (см. письмо Погодина к Максимовичу от сентябр. 1838 г., – «Письма М. И. Погодина к М. А. Максимовичу», Сиб., 1882 г.). 11 Кстати заметим, что в этом же Музее за 1 сохранились и письма Евгения к В. И. Македонцу, в «выдержках» напечатанные в Р. Архиве, 1870 г., 4–5. 12 См. Отчет по Моск. публичному Музею со времени основания его до 1 янв. 1864 г., Спб., 1864 г., стр. 24–26. 13 Хотя бы и не ваше дело указывать недочеты в настоящем « Списке», поскольку они не касаются истории русской церкви, но, не предвидя более случая восстановить истину, мы заметим здесь, что г. Шмурло не внес в число Евгениевских трудов «Магазин чтения, для всякого возраста и пола людей, собранный из разных повестей, сказок, басен, анекдотов, стихотворческих и других кратких сочинений. 4 ч. M. 1789 г. 8º». О «Магазине» этом сам Евгений писал Анастасевичу от 17 мая 1820 г., что он «собран, переведен и частию сочинен Евфимом Болховитиновым в бытность его Московским студентом».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1806 г. с занятием Йены войсками Наполеона ун-т был закрыт на неопределенное время, а преподаватели отправлены в отпуск. Г. благодаря помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера переехал сначала в Бамберг и получил должность редактора «Бамбергской газеты», а затем, после ее закрытия,- в Нюрнберг, где стал директором специальной гимназии (1808), в программе к-рой философские дисциплины занимали большое место. В младшем классе гимназии Г. преподавал учение о праве и религии, в среднем - феноменологию, в старшем - философскую энциклопедию. В соответствии с этим учебным планом в 1808-1811 гг. им была написана работа «Философская пропедевтика», в к-рой в краткой и доступной форме излагалась его система философии. В качестве директора гимназии Г. прочел 5 речей, составивших работу «Гимназические речи» (Gymnasialreden…), но главным трудом этого периода стала основополагающая «Наука логики», первые 2 части к-рой («Объективная логика») вышли в 1812-1813 гг., а 3-я («Субъективная логика») - в 1816 г. В сент. 1811 г. Г. женился на Марии фон Тухер; в этом счастливом браке, продолжавшемся 20 лет, у них родились 2 сына - Карл и Иммануил. В 1817 г., по желанию жены Г., к ним присоединился Людвиг, незаконный сын Г., родившийся в йенский период жизни. В 1816 г., воспользовавшись приглашением, Г. переехал в Гейдельберг и стал профессором Гейдельбергского ун-та; здесь он читал лекции по истории философии, философской энциклопедии, антропологии и психологии, эстетике; вел философский отдел ж. «Гейдельбергский ежегодник литературы», в к-ром напечатал ряд своих статей (2-я статья о Якоби и др.). В 1817 г. Г. была опубликована «Энциклопедия философских наук», содержащая научно-систематическое изложение его философии. В 1818 г. Г. получил лестное приглашение из столицы Пруссии и в окт. того же года стал профессором Берлинского ун-та. Берлинский период жизни Г., один из самых длительных и насыщенных, был наполнен многообразными занятиями и творческими замыслами: Г. много преподавал, практически вся его философия нашла отражение в лекционных курсах; он читал лекции по истории религии, о доказательствах бытия Бога (1829), по истории философии, по эстетике, по философии истории, по естественному праву и науке о гос-ве и др.; им были опубликованы «Основы философии права» (1820-1821), осуществлены новые, дополненные издания «Энциклопедии философских наук» (в 1827 и 1830).

http://pravenc.ru/text/161846.html

Вселенский патриарх Григорий VI, дважды занимавший константинопольский престол (1835–1840 и 1867–1871 г.г.), был одним из наиболее выдающихся церковно-общественных деятелей православного Востока в XIX веке. Крупная его заслуга для православной церкви состояла, между прочими, в том, что он с пламенным усердием заботился о чистоте и неприкосновенной целости церковных догматов и канонов, самым энергичным образом охранял святую православную веру и от малейших её нарушений, от кого бы они ни исходили, и с апостольской ревностью боролся с инославной пропагандой, раскинувшей свои миссионерские сети почти по всему православному Востоку. Устройство народных школ и благотворительных заведений, распространение миссионерских книг и изданий, открытая проповедь латинства и протестантства, политическое покровительство бедной и обездоленной ромейской расы, финансовые с ней сделки и прямой подкуп – вот обычные средства и приемы, которыми пользовались западные миссионеры с целью вероисповедной пропаганды среди православного населения Востока. И должно отметить, что пропаганда имела здесь немалый успех и невольно вызывала опасение и за целость православия, и за судьбу греческой церкви на Востоке. Представители местной церковной власти прекрасно понимали грозную опасность для православного Востока со стороны инославного Запада и по мере сил и средств, находившихся в их распоряжении, противодействовали завоевательному походу латинства и протестантства. Известна борьба с инославной пропагандой константинопольских патриархов Кирилла VI (1813–1818 г.), Григория V († 1821 г.), Агафангела (1826–1830 г.) и Константия I (1830–1834 г.), которые, в виду систематических усилий со стороны западных деятелей достигнуть вероисповедного торжества на Востоке, целым рядом посланий и церковно-административных мероприятий стремились парализовать успех прозелитизма и противопоставить лживым упованиям инославия светлую правду ортодоксии 2 . Но особенно почтенны были труды в отношении защиты православия со стороны вселенского патриарха Григория VI, обнаружившего великую ревность в борьбе с католическими и протестантскими миссионерами на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010