словарь профессоров и преподавателей Импер. Московского Университета, ч. II, М. 1855 г., стр. 24–41. Полнейший перечень изданных работ Маттеи приложен к книге Ποκιλα ’Ελληνικ seu varia graeca. Москва 1811 г. В Московских Ученых Ведомостях за 1805 г., 7, стр. 49–54 помещен отзыв о Маттеевом издании Нового Завета; здесь кратко говорится о работах Маттеи касательно текста Священного Писания. 15 Описание рукописей в Accurata cod. manuscriptorum etc. то же самое, что и в «Notitia»... etc., только оно в первом по местам сокращено. Экземпляр Notitia etc., имеется в библиотеке М. Г.А. М. И. Д. 119 в лист. 16 Экземпляр этого издания имеется также в библиотеке М. Г. А. М. И. Д. 142 в 4-ку. После посвящения С. Г. Домашневу и предисловия читателю (стр. 1–30) следует (стр. 31–56) самый index рукописей: в лист 219 в 4-ку 220–369 и в 8-ку 370–401; на дальнейших страницах находится: (стр. 57–65) index рукописей библиотеки Москов. Синодальной типографии (33 в лист, 59 в 4-ку и 9 в 8-ку и перепечатка посвящения и «предисловия Аф. Скиады к его каталогам (стр. 66–75) с небольшими по местам примечаниями Маттеи. Составлено было в сутки для императора Иосифа II в 1780 г. См. Московские Ученые Ведомости 1806 г., 2, стр. 15–16. 17 Экземпляр его в библиотеке М. Г. А. М. И. Д. под 182 в 8-ку. Краткую рецензию сего труда см. в Московских Ученых Ведомостях. 806 г., 2, стр. 14–16. 18 После смерти Маттеи его библиотека была куплена в 1812 г. комиссиею духовных училищ и ныне почти вся (за исключением некоторых печатных книг, переданных в свое время в семинарские библиотеки) находится в Петербургской духовной академии. Кроме печатных книг и различных работ Маттеи в ней имеется одно письмо-автограф (иером. Нектария, впоследствии патриарха) и 1 рукопись XVII в. (θετρον πολιτικν), которые принадлежали Герману митр. Нисскому, разбором библиотеки коего, находившейся в Москве, Маттеи занимался ок. 1778 г. Описание библиотеки Маттеи издано А. С. Родосским под следующим заглавием: «В память 75-летнего юбилея Петербургской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1609–1884 г. Библиотека Спб. духовной академии. II. Каталог книг печатных и рукописных библиотеки покойного профессора Маттеи, купленных коммисиею духовных училищ для библиотеки [Спб. дух. академии (в 1812 г.). Составил Алексей Родосский . (Христ. Чтение за 1884 г., 9–10, стр. 1–32; 11–12, стр. 33–64; 1885 г., 1–2, стр. 65–80; 5–6, стр. 81–96; 7–8 стр. 97–128; 9–10, стр. 129–155 и отдельно Спб. 1885 г., стр. 155, 8 о ). Описание одних рукописей Маттеи см. также в «Описании 432 рукописей, принадлежащих Спб. духовной академии и составляющих ее первое по времени собрание», сост. А. Родосским , Спб., 1894 г. См. в указателе s. . Маттеи. 19 Первая половина «Писем русского путешественника» впервые была напечатана в «Московском Журнале» 1791 и 1792 гг. Здесь в издании Μ. 1797 г. (ч. I, стр. 289) читается: «хотел бы я знать, где...» и пр... С издания М. 1803 г. (ч. II, стр. 190) и до сих пор печатается: «спрашивается, где...» См. издания: М. 1820 г., Смирдина Спб. 1848 г. (т. II, стр. 105–106). Ср. избранные сочинения Н. М. Карамзина , изд. Л. Поливановым, ч. I, М. 1884 г., стр. 140. – В письме из Мейсена Карамзин пишет, что Маттеи был несколько лет директором здешней школы, уехал в Виттенберг, считается в Германии лучшим филологом и что «ему конечно везде дадут место». См. Письма, по изданию М. 1797 г., ч. II, стр. 12–13. 21 В первом каталоге, – каталоге рукописей определенных лет – 50 во втором каталоге – 304, в «пристяжении» к ним – каталоге греческих рукописей Москов. Типографской библиотеки – 93. Каталог напечатан в два столбца, на русском и латинском языках. На экземпляре его, принадлежащем ныне библиотеке М. Г. А. М. И. Д., прежним владельцем его, получившим его от самого Скиады, записано со слов последнего свидетельство, что этот каталог был напечатан в количестве 100 экземпляров, а не 50, как у нас утверждается в печатной литературе. То же говорят и официальные документы. Указом Свет. Синода от 1 марта 1723 г. «новосочиненную на словенском и латинском диалектах книжицу, в которой обретаются содержащимся в Синодальной книгохранительнице манускриптам каталоги» велено напечатать по 100 экз Библиотека Московской Синодальной типографии. Архив, книги XVIII в., 175,. л. 102. Латинский текст каталога (один) перепечатан Lipsiae 1724 г. под заглавием Arcana Bibliothecae Synodalis Mosquensis Sacra, duobus catalogis codicum manusoriptorum graecorum ab Athanasio Schiada refecta (в 16°д., 46 стр.). Экземпляр и этого издания имеется в библиотеке М. Г. А. М. И. Д. (пришит к предыдущему изданию). О перепечатках за границей сего каталога см. в Московских Ученых Ведомостях 1806 г., 2, стр. 15. 22 А. Ф. Малиновский определен в Архив актуариусом в 1780 г. В 1814 г. был назначен управляющим Архивом, в каковой должности и умер в 1840 г. Для большей убедительности помещаю здесь снимок пометы его на каталоге Скиады: стр.10 оригинала

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Отсюда отплывал фрегат «Паллада»…  – 7 октября 1852 г. из Кронштадта на фрегате «Паллада» ушел в двухлетнее плавание Иван Александрович Гончаров (1812–1891). В 1858 г. он издаст свою двухтомную книгу путешествия «Фрегат „Паллада“». Примечания Стой спокойно, Глеб, стой спокойно! (нем.) Дети, домой! (нем) Девушка из Риги (нем) Глеб курит (нем). Положение обязывает (фр). Скамья для молитвы (фр) От лат extemporalia учебные упражнения – тексты для перевода на латынь или древнегреческий. старый лев подобен больному (лат). винительными с неопределенными (лат) женщина (лат.). Примечания Благодарю (пол) Польская скороговорка: стрекочет кузнечик в тростнике. Может, пан инженер озверел? Встал и не играет! (пол) кляча (пол) председателя (пол) бездельник, лентяй (пол) Что я имел, что ты имел, что он имел (фр.). Что мы имели, что вы имели… (фр) Я римский гражданин, меня зовут Кай Муриум. В смерти не меньше души, чем в убийстве (лат). косвенная речь (лат) средний (лат) отсталая (фр). с листа, без подготовки и без словаря (фр). Локти, локти! (фр) Дмитрий, у тебя лопнет живот (фр) скромное место для отдыха (фр). я хотел, что бы вы. я вас хочу (фр) разборчивая (фр) теща (фр). туда и обратно (ит). приносишь удачу (фр) Мода есть мода (фр) Помещение, приспособленное под кухню (нем) обе комнаты (нем) Вегетарианский суп (нем) Малышка очень умная (нем) Оба больны (нем) Но малышка очень умна (нем) Доктор – еврей (нем) курорт Киссенген (нем). Решено (нем). «Знаешь ли ты эту страну…» (нем) Но малышка была самой умной… (нем) Вокзал в Анхальте (нем). Академическая гостиница (ит). мэрия (ит). Госпожа очень любознательна (ит). русские друзья господина Эдуарде (шп). большое спасибо (ит) Английская уборная (ит) сахар (ит). Синьорина, пожалуйста… сахар кусковой (ит). брат (ит). Нет, нет, Елена, дорогая (ит). О, какая симпатичная девчушка… (ит) Послушайте (ит). тотчас приду (ит). Погиб (ит) дом, хижина (ит) Бароло (ит)  – сорт винограда и вина. «Да хранит тебя Господь» (лат). еврейка? (ит) Да (ит) сын… (ит)

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Он изобразил его выползающим из темной расселины скалы и испускающим яд из разверзнутой пасти, пламя из глаз и дым из ноздрей, причем настолько необычно, что оно и на самом деле казалось чем-то чудовищным и устрашающим… И вот когда однажды утром сер Пьеро вошел к нему в комнату за щитом и постучался в дверь, Леонардо ее отворил, но попросил его обождать и, вернувшись в комнату, поставил щит на аналой и на свету, но приспособил окно так, чтобы оно давало приглушенное освещение. Сер Пьеро, который об этом и не думал, при первом взгляде от неожиданности содрогнулся, не веря, что это тот самый щит, и тем более что увиденное им изображение – живопись, а когда он попятился, Леонардо, поддержав его, сказал: „Это произведение служит тому, ради чего оно сделано… Таково действие, которое ожидается от произведений искусства“» (Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. III. М., 1970. С. 19–20). …читает Боборыкина, роман «Василий Теркин».  – Петр Дмитриевич Боборыкин (1836–1921) – прозаик, драматург, литературовед. «Василий Теркин» (1892) – один из первых русских романов, посвященных предпринимательству. Тишина Главы «Тишины» в 1938–1940 гг. печатались в парижской газете «Возрождение», журнале «Современные записки» и в рижской газете «Сегодня». Первое (и единственное) книжное издание – Париж. Возрождение, 1948. Печ. по этому изд. В России роман впервые издан в кн.: Зайцев Б. К. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М.: Художественная литература; Терра, 1993. …тургеневский «Фауст»…  – Повесть Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) «Фауст. Рассказ в письмах» (1856) посвящена теме трагизма любви и крушения индивидуализма. В ней нашли отражение принципиальные расхождения Тургенева со взглядами Гете и его «Фаустом», впервые высказанные в статье о русском переводе шедевра немецкого классика (см.: Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения. Т. 1. М.: Наука, 1978. С. 197–235). А «Обрыв» явно за частоколом…  – Имеется в виду роман Ивана Александровича Гончарова (1812–1891) «Обрыв».

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Валентина. Скажем несколько слов о первой шамординской игумении Софии, рожденной Болотовой, сестры оптинского иеромонаха-художника о. Даниила Болотова. Мать София была незаменимой помощницей Старца по устроению юной обители его, что называется правой рукой. К сожалению, ее управление продолжалось недолго. Разумная, хорошо понимавшая и жизнь духовную и дела хозяйственные, всею душой преданная Старцу, она, под его непосредственным руководством, вступив на путь иноческой жизни и приняв самое тяжелое в обители послушание начальницы, стала подвизаться с великою ревностью. В мокрую, холодную погоду в осеннее время, случалось по целому дню, с утра и до вечера, ходила она сама по всей обители, следя за всеми монастырскими работами, и уж к ночи возвращалась в свою келлию, вся промокшая и прозябшая. Эти труды и заботы, в соединении с строгой подвижнической жизнью, вскоре сломили ее крепкое здоровье. Кроме того, мать София несла еще личный крест: отрекшись от мира, она пожертвовала своим материнским чувством к дочери, которую теперь уже не она воспитывала. Много было ею пролито слез в ночной тиши. Она постепенно стала чахнуть и, мало-помалу таяла, как свеча; наконец, 24 января 1888 г. уснула вечным сном праведницы, получив от Господа воздаяние, соответствующее ее великой ревности и трудам. Старец Амвросий, при воспоминании о ней, говаривал нередко с особенным чувством умиления: «Ах, мать! Обрела милость у Бога!» Ввиду увеличивающегося все время числа сестер в обители, старец Амвросий не мог сам быть духовником каждой из них. Потому он передал многих духовничеству отца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , который относился к ним с самой заботливой отеческой любовью, как это видно из его «Писем к монахиням». Вначале ее деятельности мать София нашла в Шамордине всего лишь очень скромные строения: деревянный дом с домашней церковью и несколько изб для жилья сестер. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни запасов. А между тем население обители с каждым днем увеличивалось. Старец посылал в обитель не только работоспособных сестер, но еще больше больных и калек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

При разговоре о Дарьюшке-страннице старец, вздохнув, сказал: «Да, Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость; а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет». На замечание, что Дарьюшка хорошо умерла, батюшка сказал: «Оттого и кончина была хорошая, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь». ◊ О том, как трудно искореняются греховные навыки в человеке и как сильно действует на него пример других, старец говорил: «Как на пойманную в табуне одичалую лошадь, когда накинут аркан и поведут, она все упирается и сначала идет боком, а потом, когда присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, и сама пойдет в ряд; так и человек». О сетях диавольских ◊ «Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет; как только попадается муха, сейчас и голову ей долой; а муха-то жужжит». При этом батюшка многозначительно прибавил: «Зажужжим! Так и враг всегда протягивает сети, как кто попадется, сейчас ему и голову долой». Затем старец обратился к кому-то и говорит: «Смотри, – не будь мухой, а то также зажужжишь». ◊ Вышел как-то старец в хибарку, чтобы преподать благословение, и говорит: «У хозяина были гуси, он и ласкает их: те-жа, те-жа; а они все те же». ◊ Был старец нездоров и на общем благословении сказал: «Ну уж меня сегодня прихватило! Если еще несколько раз так повторится, то едва ли долго проживу. Да ведь надо же когданибудь и на тот свет пойти». – «Только не теперь, батюшка, – возражают ему, – как же мы без вас останемся? Вам еще надо с нами пожить». На это батюшка сказал: «Да с вами-то мне иногда уже очень трудно бывает. Вот я вас учил, кажется, все вам говорил, всему учил, только не знаю, выучил ли чему-нибудь. Вот я и больной задавал себе этот вопрос. По крайней мере, имейте мир между собою». ◊ Нередко преподобный Амвросий говаривал на общих благословениях: «Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото». «Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться». «Вот я как бы закидываю удочку о многих концах и крючках. На каждом из них – добыча. Умейте только брать».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

◊ Бог да благословит оставить обычное правило и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев по имени Василий объяснял это так: держащийся большого келейного правила, когда исполняет оное, подстрекаем бывает тщеславием и возношением; когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А держащийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем. На словах же старец прибавлял: «Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный, просит милостыни: помилуй, помилуй! – а подастся ли милость, это еще кто знает». Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. «Да как же так?» – «Да так – они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву – так и привык». ◊ Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народа, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! – так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай – молись!» ◊ У одного боголюбца был обученный говорить скворец, который, постоянно слыша произносимую хозяином молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – и сам навык ее повторять. Раз летом вылетел он в растворенное окно на улицу, а тут и налетел было на него ястреб, но скворец, по привычке, в испуге проговорил Иисусову молитву, и тотчас ястреб отскочил от него. Так даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение от угрожавшей беды. ◊ Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, – да и сам мужик не лежи». И еще говорил: «Премудрость созда себе дом, а потом она сказала: кто мой и пейте вино, еже растворих вам, и просите разума ведения». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?». Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни: двадцать апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их, а сама стала просить – упросила».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

◊ «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями», – сказала батюшке Амвросию другая сестра. Ответ старца: «Будь сама справедлива и не обижай никого». Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, все дадут; добрых дел никто не даст». О монашеском послушании «Отчего это, батюшка, – спросила одна особа, – игуменье дано право распоряжаться монахинями как крепостными?» Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято: монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право». О раздражительности «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, это происходит от гордости. А «гнев мужа, – по слову святого апостола Иакова, – правды Божия не соделовает» ( Иак. 1, 20 ). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться». Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какоенибудь добро врагам своим; а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения». Одна особа спросила: «Мне непонятно, батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто об вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их». Старец много этому смеялся и сказал: «У тебя был маленький сын; сердилась ли ты на него, если он что не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?» О любви «Любовь, – говорил старец словами апостола, – все прощает, долго терпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует». Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим. Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

◊ «Некоторые, – говорил еще старец, – отрекались от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай: один так-то не верил в Бога. А когда во время войны на Кавказе пришлось ему драться, он в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, он отрекся от своих слов». Затем батюшка прибавил: «Да, лицемерие хуже неверия». О лености и унынии Скука унынию внука и лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь. Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным, и многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь – все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: «взыщи мира и пожени и». ◊ О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С. батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши». Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут». О покаянии Чтобы дать надлежащее понятие о силе и важности покаяния, старец раздавал брошюру: «О покаянии» преподобного Марка Подвижника . Между прочим говорил: «Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую; а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи и в подробности, но затем опять за свое принимается». Передавал еще старец назидательный рассказ: «Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: что же ты ничего не делаешь?» Бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать – люди все делают лучше меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

◊ О том, что без смирения невозможно спастись, старец рассказывал пример: «Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса Христа и пред Ним толпу народа. На Его зов первой подошла к Нему девушка-крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще, все люди крестьянского сословия. Госпожа подумала, что и ее за доброту и вообще за все ее добродетели Он также возьмет. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже и звать! Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он совсем отвратился от нее. Тогда она упала на землю и начала смиренно сознаваться, что действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии небесном». Батюшка затем прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо». На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет». ◊ На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут, по заповедям Божиим, не возносятся своей праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец. Потому, – прибавлял он, – спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно». ◊ Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари». Человеку-грешнику естественно и необходимо смиряться. Если же он не смириться, то смирят его обстоятельства, промыслительно устремляемые к его душевной пользе. В счастье он обыкновенно забывается и все приписывает себе, своей бессильной силе и мнимой власти, но, лишь посетит его какое-либо несчастье, просит пощады даже и у воображаемого врага. Истину эту старец выражал притчей: «Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собой и жужжит: „Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!“ А как солнце скроется, дохнет холодом, и загуляет ветер, – забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: „Не спихни!“»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010