III, 1805; t. II, 564–668; Салгюе (J. B. Salgues), De la littérature des Hébreux ou des Livres Saints considérés sous le rapport des beautés littéraires, in-8°, Paris, 1825; R. Lowth, Praetectiones de sacra poesi Hebraeorum, in-8°, Оксфорд, 1753, переведены на французский язык Sicard’oм. (Leçons sur la poésie sacrée des Hébreux, 2 in-8°, Lyon, 1812) и Roger’oм (Cours de poésie sacrée, 2 in-8», Paris, 1813); Mgr Plantier, études sur les potes bibliques, in-8°, 1842, 1865, 1881; аббата A. Henry, Eloquence et poésie des Livres Saints, in-8°, 1849; аббата Vuillaume, études littéraires, l’Orient et la Bible, in-8°, Paris, 1855; его же Bible latine des étudiants, comprenant, outre les textes, des notices sur tous les écrivains sacrés, des apergus sur leur mission, des critiques sur leur manire d’écrire, des analyses littéraires de leurs meilleures morceaux historiques, poétiques, oratoires, in-12, Paris, 1861; H. Laurens, Morceaux choisis de la Bible, modles de littérature et de morale sacrée, traduits sur les textes originaux, accompagnés de notices, de jugements esthétiques et de notes, et précédés d’un discours préliminaire, in-8°, Toulouse, 1869; A. Ollivier, La littérature sacrée develloppée et comparée à la littérature profane, in-12, Nantes, 1881; ero же, L’Epopee biblique décrite, par les potes, etc., 2 in-8°, Lille, 1886; ero же, Le Génie d " Israel, histoire et législation, in-8°, Paris, 1891; poésie, in-8°, Paris, 1891; Eloquence, 2 in-8°, Paris, 1891–1892; J. Veniolles, études littéraires sur les récits bibliques, in-12, Paris, 1883; ero же, Les récits évangéliques et leur beautés littéraires, in-12, 1888, и др. 18 Аббата Vollot, Devoirs de la critique envers la Bible, в Correspondant, 25 fevr. 1869, p. 690–691. Читать далее Источник: Руководство к чтению и изучению Библии: Общедоступ. и излож. в связи с новейш. науч. изысканиями: Курс Свящ. писания: Ветхий завет/Пер. с послед. (12-го) фр. изд. с доп. прим. и указ. русской библейской лит. В.В. Воронцова. – 2-е изд. - Москва: Тип. Г. Лисснера и Д. Совко, 1916./T. 1.: Общее введение; Пятокнижие: С ил. по памятникам. – 676 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

172, 65 килогр. 1895–96 в Англии (пшеница) в 1852–5 гг. 138, 3 килогр. 1868–15, 1886–90 во Франции в 1820–29 гг. 117 килогр. 1850–59 1890–94 Мяса съедал человек: в Англии в 1868 г. 100, 51 фунтов (англ.) 1891–95 г. во Франции в 1812 г. 17,16 килогр. в Саксонии в 1835–44 гг. 15,8 килогр. 1897 г. (Современный капитализм. Перев. под редакцией Иванюкова 1905 г. Стр. 30–31). 640 Ш. Сеньобос. Политическая история современной Европы. Изд. тов. „Знание“. 1903. II. Стр. 440. 643 Для обстоятельного знакомства с аграрным вопросом можно рекомендовать превосходный сборник „Аграрный вопрос“, изд. кн. Долгорукова и Петрункевича. В нем помещены статьи Герценштейна. Долгорукова, Мануилова, Петрункевича, Чупрова и др. 651 В 1875 г. из 36 милл. народонаселения лишь 1 милл. владе11, землей, причем у 852 тысяч владельцев было менее одного акра земли. См. Социализм в Англии. Стр. 155. 656 Обстоятельное знакомство с сущностью рабочего вопроса дает книга В. Зомбарта „Рабочий вопрос в промышленности». Перев. Высоцко-Ермоловой. 1905. 658 Об отношении нашего правительства к стачкам см. в книге Прокоповича: К рабочему вопросу в России. 1905, стр. 45–76. 659 Доказательством непрочности побед, достигаемых путем стачек, может служить, напр., тот факт, что в январе на некоторых московских фабриках рабочий день с 10 часов увеличится опять до 11 ч. (Русск. Вед. 17 янв.). 660 Необходимость международных соглашений для охраны труда вызвало учреждение в 1900 г. „Международного общества законодательной охраны труда“, имеющее свой секции во всех промышленных странах. 661 В Клинском уездном комитете о нуждах сельскохозяйственной промышленности было высчитано, что самая бедная крестьянская семья с годовым доходом в 200–240 р. уплачивает косвенных налогов 29 р. 50 к. В балашовском уезде Саратовской губернии на каждый крестьянский двор приходится доходу в среднем 114 р. 35 к., а всех налогов 58 р. 21 к. 662 О тактике социал-демократии см. в книге Сеньобоса: Политическая история современной Европы. Т. II. Стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9-го ч. скончалась в Петербурге, с давнего времени знакомая мне, Камер-фрейлина Ее Величества, графиня Антонина Дмитриевна Блудова (род. в 1812 г.). Покойная отличалась глубокою религиозностью и обширною образованностью; она нечужда была даже знания классических языков. В печати известны ее литературные произведения, отличающиеся сколько основательностью мыслей, столько же и изящным изложением. 11-го ч. получил из Петербурга от Управляющего Канцелярией Св. Синода, Вл. Карл. Саблера 80 , конфиденциальное письмо от Ю-го ч. следующего содержания: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! Высокопреосвященнейший Митрополит Киевский Платон передавал Отцам Членам Св. Синода, что Вы изволите тяготиться пребыванием в Твери Преосвященного Геннадия, позволяющего себе иногда поступки, соблазняющие духовных и мирских лиц, посещающих обитель, управляемую Преосвященным. Отцы Члены выразили полную готовность иметь суждение о сем заботящем Вас деле, но желают, чтобы Ваше Высокопреосвященство изволили доверительно написать о неудобстве дальнейшего пребывания в Твери Преосв. Геннадия или Владыке Митрополиту Исидору, или непосредственно в Св. Синод. Исполняя возложенное на меня поручение, прошу Ваше Высокопреосвященство принять уверение в почтительной преданности испрашивающего Ваших молитв»... В ответ на это письмо я писал 18-го числа: «Вследствие конфиденциального письма Вашего Превосходительства от 10-го сего апреля, за 32, долгом почитаю сообщить Вам, досточтимый Владимир Карлович, что по предмету, о котором идет речь в почтеннейшем письме Вашем, а также и по некоторым другим вопросам епархиального управления, я желал бы иметь личное объяснение с Высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором, а равно и с прочими старейшими Членами Св. Синода. Посему покорнейше Вас прошу, не признаете ли возможным испросить для меня у Его Высокопреосвященства разрешение прибыть на несколько дней в Петербург в первых числах предстоящего мая, и о последующем благоволите меня уведомить.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Ист.: Проект устава духовных Академий. СПб., 1823; Венок на могилу высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Таврического: Собр. восп. о нем с прил. избр. проповедей/Сост.: М. П. Погодин. М., 1867; 50-летний юбилей КДА, 28 сент. 1869 г. К., 1869; Сб. из лекций бывш. профессоров КДА: архим. Иннокентия [Борисова], прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана) и Я. К. Амфитеатрова, изд. Академиею по случаю 50-летнего юбилея (1819-1869) ея. К., 1869; Устав Правосл. Духовных Академий (30 мая 1869 г.). [СПб., 1869]; Устав Церковно-археол. Об-ва при КДА. К., 1873; Отчеты Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА. К., 1872-1915 (кроме 1876); Протоколы заседаний Совета КДА. К., 1870-1884; Устав Богоявленского братства при КДА для вспомоществования нуждающимся студентам ея. К., 1882; Устав Церк.-археол. об-ва при КДА (10 авг. 1881 г.). К., 1882; Дневник В. И. Аскоченского/Предисл. и коммент.: Ф. И. Булгаков//ИВ. 1882. Т. 7. 1. С. 79-106; 2. С. 318-345; Устав и штат Правосл. Духовных Академий, Высочайше утвержденный 20 апр. 1884 г. СПб., 1884; Извлечение из протоколов (журналов) Совета КДА. К., 1885-1916; Отчеты о состоянии КДА. К., 1870-1916; Петров Н. И. Известия Церковно-археол. об-ва при КДА. К., 1875-1895; он же. Указатель Церк.-археол. музея при КДА. К., 1897 2; он же. Альбом достопримечательностей Церк.-археол. музея при КДА. К., 1912-1915. 5 вып. 1912. Вып. 1: Колл. синайских и афонских икон преосв. Порфирия (Успенского); 1913. Вып. 2: Сорокинско-Филаретовская колл. русских икон различных пошибов или писем; 1913. Вып. 3: Южно-рус. иконы; 1915. Вып. 4/5; он же. Киïвська Akaдeмiя//Зап. icm.-фiлoлoriчhoro biддiлy Укр. АН. К., 1919. Кн. 1. С. 3-17; он же. Ckpuжaлi пам " яmi/Упоряд: В. Ульяновський, I. Карсим. К., 2003; [Феофилакт (Праведников), еп.] Восп. о преосв. Иннокентии (Борисове), как ректоре КДА/Предисл.: прот. Ф. И. Титов//ТКДА. 1895. 4. С. 627-648; Устав Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА. К., 1901; Записка председателя Церк.-археол. об-ва при КДА, еп. Димитрия [Ковальницкого], заслушанная в собр. об-ва 9 окт. 1900 г.//ТКДА. 1901. 12. С. 18-30; Антоний (Храповицкий), архиеп. Отчет по Высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г. Почаев, 1909; Правда о КДА: Вынужденный ответ на изд. архиеп. Волынским Антонием брошюру «Отчет по Высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г.»: Сб. К., 1910; Певницкий В. Ф. Мои воспоминания//ТКДА. 1911. 5. С. 95-120; 6. С. 273-302; 10. С. 338-348; 1912. 6. С. 305-326; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киев. Академии. Отд. 3: (1796-1869)/Предисл., примеч.: прот. Ф. И. Титов. К., 1910. Т. 1: (1796-1803); 1911. Т. 2: (1804-1808); 1912. Т. 3: (1809-1812); 1913. Т. 4: (1813-1819); 1915. Т. 5: (1819-1869); Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и восп.//БВ. 1913. 10. С. 318-331; Рыбинский В. П. К истории КДА: (Курс 1887-1891 гг.)//Б-ка МДА. Б. м., б. г. Маш.; Сосуд избранный. 1994; Каталог збережених пам " яток Киïвського Церк.-археол. музею 1872-1922 рр. К., 2002.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Внешние обстоятельства мешают счастью Всё, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив. ( Сир. 2:4 ). Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены. ( 2Кор. 4:8–9 ). Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель, исполняет же душу покой мира и радования – внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его. Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913). Всегда должно помнить мудрую пословицу: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а все делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении. Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911). В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле Всеблагого Промысла Божия, указующего нам чрез обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: «со святыми упокой» … А мы все путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее; а забываемо, что неудобства сии часто исходят изнутри нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы, и неустройства. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Всё, что от Господа, помимо нашего произвола, есть самое лучшее для нас. Это не по вере только, отвлечённо так, но какое ни рассмотри обстоятельство из жизни, осязательно увидишь, что так всегда есть… Только остаётся молиться и, молясь, Бога благодарить. И за скорбное ещё более надо благодарить – лобзать наказующую и учащую десницу Божию. Слепота наша, ничего не видящая, и самолюбие, слишком притязательное, – одни причины суть скорбей наших – того, что слишком болеем сердцем при неблагополучных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1775 Розена. История Турции от 1826 г. до парижского трактата Ч. I, стр. 66. Перев. с немецк. Петерб. 1872. 1776 См. подробности об этом выше, стр. 96–123. А также Богосл. Вестник, 1891, часть II. стр. 206–245: «взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан греко-восточной церкви». 1777 Проф. Скабалановича. Политика турецкого правительства (точнее: было указано выше), стр. 444–445. 1780 Maurer. Das Griechishe Volk in öffentlichen, kirchlichen Beziehung. В I, S. 419–421. Heidelberg, 1835. 1783 По крайней мере любят ее приводить себе на память люди «ржавые» в среде Греков, т.е. такие, которые не очень-то прельщаются благами западной цивилизации Леонтьева. Из лизни христиан в Турции Том II, стр. 278 Мос. 1876. 1785 Теплова. Представители иностранных держав в прежнем Константинополе. Русс. Вестн., 1890, июнь. стр. 6. 1792 Протоиер. А.В. Горского О греческой церкви от 1463 г. до нач. XVIII столетия «Прибавлен к Творен св. Отцов» т. 32 (1833 г.), стр. 411. 1794 Elssner. Neueste Beschreibung derer Griechischen Christen in der Türkei, S. 272. Berlin, 1737. 1798 Розена История Турции Ч. I, 65, 66. Базили. Очерки Константинополя. Часть II, стр. 158. Петер. 1835. 1799 Палеолога и Сивиниса. Очерк народной войны за независимость Греции. Часть I, стр. 95. Петерб. 1867. 1808 Pichler. Geschichte des Protestantismus in der oriental Kirche im 17 Jahrhundert S. 23. München, 1862. 1809 От редакции. – Помещая эту статью уважаемого А.А. Киреева в целях всестороннего обсуждения вопроса. Редакция «БВ» не берет на себя обязанности защищать все ее частные пункты. 1810 Церковные Ведомости сочли справедливым дать старо-Католикам возможность однажды, ответить на обвинения о. Пр. Мальцева. 1812 Их обвиняли и в «лживости», и в желании обмануть нас; даже в том, что они нас (на люцернском конгрессе) уже и обманули, и печаталось это на страницах богословских журналов. Конечно, все это оказалось полнейшим вымыслом! 1813 В Бонне происходили Конференции в 1874 и 5 годах, но конечно условия воссоединения обсуждались многократно и на предыдущих и на последующих конгрессах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А вот в России такую исполинскую музыку, как Глинка и Чайковский, нежелательно слушать, особенно в больших собраниях… Там тысячелетняя национальная генетическая память и Тропарь Кресту, и «Боже Царя Храни!» – это не просто красивые песнопения. Неизвестно, что они пробудят в душе православного народа… В России многие возмущены тем, что американцы не сочинили своей американской музыки для подобной церемонии в день независимости, а позаимствовали произведение Чайковского. Но ведь таких гениев как Чайковский в нынешней глобальной Хазарии, скорее всего не будет. Наивно требовать от культурно молодых США того, чего уже не может дать миру даже старая музыкальная русская нация с давней и глубокой традицией национальной симфонической и оперной музыки, так же как немецкая, французская или итальянская. Для того, чтобы они дали что-то великое, нужен христианский духовный подъем. В Российском Православном Царстве с царями-самодержцами этот подъем был, потому появились и Глинка, и Чайковский, а в Российской Федерации его нет. Каким же образом «Торжественная увертюра 1812» Чайковского стала основным музыкальным произведением на американском празднике независимости? Какого-либо внятного объяснения происходящему нигде нет. Лишь есть версия, что это произведение появилось в 1974 году в связи с политикой разрядки в отношениях США с СССР. Тогда американские президенты приезжали в СССР, встречались с Брежневым в Москве, Владивостоке. Ради разрядки началось культурное сближение. Масон Киссинджер занял ключевые посты в США. Но затем сменялись президенты, госсекретари. Отношения с СССР ухудшались. Но Торжественная увертюра Чайковского ежегодно продолжала исполняться. Возможно, тайна во вкусовых предпочтениях кого-то из стариков-неоконов. Возможно, это связано с вкладом Рокфеллеров и Карнеги в развитие симфонической музыки в США (На открытие «Карнеги-холла» в Нью-Йорке в 1891 году был приглашен П.И. Чайковский, он исполнял свой «Коронационный марш», написанный в честь восшествия на престол Императора Aлekcahдpa III). Возможно, нынешняя политическая и экономическая элита США считает незазорным подобрать хороший гимн «Боже Царя храни!», коль СССР и современной России он не нужен. Может быть, эта «Увертюра» – ежегодно демонстрируемый трофей победителя? Версий может быть множество. Если это лишь дело частного вкуса, то можно предположить, что музыку Чайковского запретят, как только кто-то из носителей «частного вкуса» умрёт по старости лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/22/st...

Гельвальд Фридрих (1842–1892), нем. географ, историк, этнограф, автор известной Чехову в русском переводе книги – 218, 551, 855, 892 Гинце Андрей Иванович (р. 1827), начальник о. Сахалина в 1884–1888 гг., предшественник Кононовича В. О., военный генерал-губернатор, его именем названо селение Андрее-Ивановское – 97, 164, 199, 201, 251, 427, 533, 806, 814, 819, 820, 839, 882 Гладкий Тимофей, ссыльнокаторжный – 70, 403 Глен П. П., участник экспедиции в Сибирь и на Сахалин в 1860-х годах, автор известного Чехову отчета о путешествии – 175, 284, 826, 830, 841, 867, 885, 889 Глыбин Иван, поселенец Верхнего Армудана – 244, 576 Говард (Howard Duglas) (1825–1890), англ. тюрьмовед, путешественник, автор упомянутой Чеховым книги – 188, 218, 550, 551, 777, 846, 855, 892 Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) – 26, 42, 318, 320, 477, 661, 815 «Женитьба» – 318 «Мертвые души» (Ноздрев) – 26, (Заманиловка) – 477 «Ревизор» (Держиморда) – 320, 661, 815 Голицын, каторжный в Корсаковске, б. моряк, рулевой в команде, организованной И. И. Белым для работ на море – 193, 194, 321, 527, 844 Голицын Евгений, капитан-лейтенант флота, князь, автор известного Чехову руководства к навигации и мореходной астрономии 222, 892 Головацкий Александр Тимофеевич (р. 1855), ссыльнокаторжный, писарь, наблюдатель на метеорологической станции в Корсаковке – 111, 114, 192, 441, 442, 824, 825, 848 Головин, капитан, взятый в плен японцами (в начале XIX b.) на Курильских островах – 223, 555 «Голос», ежедневная политич. и литерат. газета (1863–1884), изд. в Петербурге, изд. ред. Краевский А. А. – 217, 353, 769, 807, 811, 854, 859, 874, 881, 884, 888, 890, 891 Голубев Герасим Филиппович (р. 1835), поселенец в Рыковском – 236, 567 Гомер, легендарный поэт Древней Греции «Одиссея» – 45, 354, 382, 732 Гончаров Иван Александрович (1812–1891), писатель – 34, 647, 772, 783, 889 Гончаров Осип Филатович (р. 1853), поселенец 1-го Арково – 737 Горбунов Василий (р. 1850), поселенец Поро-ан-Томари, пастух в Третьей Пади – 195, 529, 848

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Теперь, когда мне случается стоять над его могилой, я сознаю, как бесконечно много для меня ушло в эту могилу, потому что никогда больше не увидать мне воочию такого явления, не встретить более такой души. На надгробном памятнике я с волнением читаю выбитые золотом в белом мраморе слова из Апостола: Бых немощным, яко немощен да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу 3 . Эти слова воскрешают мне старца, ласкового, улыбающегося, греющего. Кажется мне, что я снова вижу его, как он, прославленный, святой, старается казаться простым человеком, чтоб его высота не смущала нас, пришедших к нему с грехами и слабостями... Точно слышится опять незабвенный тихий голос и смотрит дорогой приветливый взгляд, который один дает душе такое невыразимое счастье... Словно нет больше разлуки; спустилась снова на жизнь отрада, и стало все в жизни хорошо... А потом, закрывая собою тот теперь дальний земной образ, встает предо мною другой – весь озаренный нездешним сияньем. И моя вера мне говорит, что тот, кого я знал живущим на земле, теперь на небе великий чудотворец. Е. Поселянин. Царское Село. Октябрь 1898 г. 1 Примечание составителя. В настоящем очерке, в виде повествования, веденного от первого лица, изложены рассказы, слышанные составителем очерка от одного лица, знавшего почившего старца о. Амвросия. Остановившись на этих рассказах, вследствие искренности, а также потому, что они проливают некоторый свет на крайне интересное значение старцев в жизни верующей части образованного общества, составитель убедил то лицо позволить ему передать слышанное в виде связного рассказа, не стесняясь тем, что в нем будут затронуты некоторые стороны внутренней жизни, что неизбежно уже по самому содержанию рассказа. Вот несколько сведений для лиц, не читавших появлявшихся в повременной печати статей об Оптиной пустыни и об о. Амвросии. Старец о. Амвросий родился 21 ноября 1812 г. в Тамбовской губернии в семье сельского причетника и, по окончании курса в семинарии, был некоторое время преподавателем в Липецком духовном училище. Рано поступив в Оптину, он в последние годы жизни известного старца о. Макария был его ближайшим сотрудником и, по смерти его, заменил своего учителя. Очень слабого здоровья, о. Амвросий изнемогал несколько последних десятилетий и, большей частью, принимал, лежа на кровати. Он имел громадную, рассеянную по всей России паству, стяжал дары толкования Священного Писания , прозорливости, исцелений и утешения. О. Амвросий был полон обаятельной силы, привлекавший к нему людей. У него спрашивали совета в затруднительных случаях жизни и несли ему тягости душевные и горе. Он скончался 10 октября 1891 г. в основанной им в 15 в. от Оптиной, Шамординской женской общине, и погребен в Оптиной. При погребении его, были знамения. После кончины его были явления его и исцеления от него. Оптина пустынь выпустила подробное жизнеописание старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

1.3. БОГОУГОДНОЕ ВИДЕНИЕ ЖИЗНИ» Этот дар сообщения человеку богоугодного видения жизни достиг высокой степени в наиболее известном Оптинском старце – преподобном Амвросии (1812—1891). Его меткие, афористичные высказывания надолго запоминались и привлекли к старцу большое количество людей всех сословий. Повторяя и многократно разъясняя своим духовным чадам и подопечным все, сказанное его предшественниками о воле Божией, преп. Амвросий ярко выявил еще одну черту старчества – глубокий психологизм, видение и понимание самых потаенных движений человеческой души. Распознавая в душах стремление к особенным подвигам и праведности, старец говорил по этому вопросу точно и убедительно: Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте сердца предаваться воле Божией. Не попустит бо Бог искуситися паче силы, но сотворит со искушением и избытие (Ср.: 1 Кор.10:13). Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. …Аще же без наказания есте …убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр.12:6,8) с.238]. Напрошенный крест… Необычное, но интуитивно понятное выражение. Старец как бы говорит: вы можете вашими просительными молитвами действительно получить от Господа те испытания, о которых думаете и к которым стремитесь. Но тяжесть этих испытаний может оказаться слишком высока, и вместо мужества произведет в душе малодушие, а то и отчаяние. Преп. Амвросий здесь деликатен. Он не развивает эту тему в направлении заповеди “не искушай Господа, Бога твоего”. Хотя у некоторых людей отсутствие должного рассуждения о собственных чувствах приводит к смешению понятий: крест испрашивается в надежде на благодать, которая сделает несение этого креста легким. Т.е. люди на самом деле стремятся к получению благодати, а не несению креста, как они это утверждают. А это уже небезобидно. Ибо искушение Господа часто в том и заключается, что человек как бы вместо Бога принимает решение, что он будет так-то и так-то поддержан, и даже чудесно избавлен от напасти, к которой он сам же и стремится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010