1415 Имеется в виду главный коломенский тракт Большая Московская улица. Также называлась и Большой Астраханской (ныне ул. Октябрьской революции). 1417 Вероятно, это название было неофициальным. Губернская гимназия (позже Первая мужская) была основана в Рязани в 1804 г. и в 1815 г. разместилась в величественном здании на главной улице города – Астраханской (ныне Ленина); на Николо-Дворянской улице (с 1919 г. ул. Полонского) позднее располагалась Вторая мужская гимназия. 1419 Протоиерей Николай Андреевич Руднев (ок. 1812–1876), церковный историк, проф. МДА; тесть И. А. Вениаминова, ученика и преемника Гилярова по МДА. О трудной цензурной истории труда Руднева «Рассуждения о ересях и расколах в Российской Церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного» (М., 1838), в котором были обнаружены «догматические погрешности», прежде всего недооценка значения церковного предания (см.: Котович Ал. Духовная цензура в России (1799–1855 гг.). СПб., 1909. С. 175, 256, 269, 452), писал в своих мемуарах Гиляров: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 167, 185–187, 189. 1420 Протоиерей Михаил Васильевич Соловьев (17911861), законоучитель Московского коммерческого училища. О нем также упоминал Гиляров: Там же. С. 306. 1422 Московское училище ордена Святой Екатерины, один из институтов благородных девиц для обучения дочерей потомственных дворян. Основан в 1802 г. С 1928 г. в здании училища находится Центральный дом Красной Армии (ныне Центральный дом Российской Армии). Помимо институтской и двух церквей при Мариинской больнице, в районе Екатерининской площади была только одна приходская церковь – Иоанна Воина, иначе именовавшаяся Воздвижения Креста Господня на Старых Убогих домах, документально известная с 1635 г. и разрушенная в 1930-х гг. (на ее месте в 1937–1941 гг. построена гостиница Центрального дома Советской (ныне Российская) Армии. 1423 О протоиерее А. И. Невоструеве см. примеч. 3 на с. 232. Московское Александровское училище, где он преподавал Закон Божий в 1841–1848 гг., было основано в 1804 г. как отделение Екатерининского училища (с 1807 г. автономно; с 1891 г. Александровский женский институт).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

50 Сольси (Louis-Félicien-Jo seph Caignart de Saulcy, 1807–1880) – знаменитый французский археолог, историк и нумизмат, военный инженер по образованию, сенатор при Наполеоне III. Наиболее выдающиеся труды его: «Numismatique des croisades» (Paris, 1847), «Voyage autour de la Mer Morte» (Paris, 1853), «Numismatique Judaique» (Paris, 1854), «Les derniers jours de Jérusalem» (Paris, 1866). 53 Патриарх Иерусалимский Кирилл II (в миру Константин, 1790–1877) – выдающийся деятель Православного Востока. Уроженец о. Самос, Кирилл прибыл в Иерусалим в 1820 г., хиротонисан во епископа Севастийского (в 1830 г.), архиепископ Лиддский и патриарший наместник (с 1838 г.). Возглавлял Иерусалимскую Церковь в 1845–1872 гг., был первым из предстоятелей Иерусалимской Церкви, кто перенес свою резиденцию из Константинополя в Иерусалим (до этого Патриархи пребывали в столице Османской Порты, управляя своим Патриархатом через эпитропов). В 1872 г. отказался подписать постановление Константинопольского собора, объявившего схизму Болгарской Церкви, в результате чего был низложен с патриаршего престола греческим, националистически настроенным большинством Иерусалимского Синода. Находился в ссылке на о. Халки (Мраморное море), где жил на русскую пенсию. В 1875 г. был полностью реабилитирован. 54 В 1342 г. римский папа Климент VI издал особую буллу, подтверждавшую права ордена францисканцев быть преимущественным хранителем католических Святых мест в Иерусалиме и Палестине. Соответственно, глава францисканской общины в Палестине, по обычаю всегда итальянец, именуется Кустод (греч. «страж») Святой Земли. В 1863–1873 гг. им был Серафино Милани да Каррара. 55 Псалтирь на русском языке была издана в переводе Г. Павского Российским библейским обществом в 1822 г. Епископ Филарет (Дроздов) , один из ведущих деятелей РБО, был не переводчиком, а автором предисловия к изданию. В течение двух последующих лет, до закрытия Библейского общества, было издано более 120 тыс. экз. русской Псалтири. 56 Перевод Библии (Ветхого и Нового Заветов) на русский литературный язык (т. н. «синодальный перевод») вышел лишь в 1876–1878 гг. До этого библейские книги в русском переводе можно было читать лишь в изданиях Российского библейского общества (1812–1826 гг.) и в отдельных авторских переводах ( Герасима Павского , Макария Глухарева и др.). Автор неточно называет их «переводами Лондонского библейского общества».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

888 Письмо заведующего VIII отделом П.А. Красикова являлось ответом на заявление Н.Д. Кузнецова от 8 августа 1918 г. в Управление делами СНК. Вместе с ответом управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича с его резолюцией о необходимости проверки ситуации сложившейся вокруг Сретенского монастыря, переписка была возвращена в VIII отдел НКЮ (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 147). 891 Посылая в СНК 30 августа 1918 г. прошение игумении и монахинь Всехсвятского монастыря, Н.Д. Кузнецов в своем письме повторил основные положения, имевшиеся в прошении. Он также отметил, что «все здания монастыря построены исключительно на пожертвования самих старообрядцев, без каких бы то ни было пособий со стороны казны, и назначение здания монастыря на другие цели может произвести крайне тяжелое впечатление среди единоверцев» Н.Д. Кузнецов просил СНК признать действия отдела неправильными и разъяснить ему «необходимость в своих действиях считаться с уставами монастырской жизни» (ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 8–8 об.). 892 Московский Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Основан в 1862 г. на Новоблагословенном единоверческом кладбище в память освобождения крестьян от крепостного права. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре от старообрядческого Рогожского поселка. В 1864 г. монастырь и кладбище были обнесены оградой с воротами. В 1873–1876 гг. построена церковь свт. Николая Чудотворца с верхним Покровским приделом. В 1907 г. в монастыре жили 32 монахини с игуменьей и 24 послушницы. В 1918 г. монахини вынуждены были покинуть монастырь. В 1922 г. он был окончательно закрыт, впоследствии его территория передана заводу «Серп и молот» (быв. Гужона), храмы разрушены в 1934 г. Единственное сохранившееся здание – Никольская церковь . В настоящее время лишена признаков храма, используется как офисное здание. 894 I Московский государственный университет – официальное наименование университета в 1918–1930 гг. 895 Храм святой мученицы Татианы –домовая церковь Московского университета. Впервые церковь была освящена в 1791 г. В 1812 г. храм сгорел вместе с основными зданиями университета. В 1817–1837 гг. университетским домовым храмом стала соседняя церковь храма святого Георгия на Красной горке. В 1833–1836 гг. купленная для нового здания университета усадьба Д.И. и А.И. Пашковых была перестроена: в ней расположилась университетская церковь, освящена в 1837 г. С приходом к власти большевиков, по постановлению Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях от августа 1918 г., Татианинский храм был опечатан. Прихожане боролись за признание храма приходской церковью Университетского района. 8 июля 1919 г. по постановлению СНК храм был закрыт окончательно. В здании церкви находился читальный зал юрфака, затем студенческий клуб. В 1994 г. в Татианинском храме было учреждено Патриаршее подворье. В 1995 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1808-1813-х гг. при строительстве каменной церкви отмечены случаи чудесного исцеления от Животворящего Креста. В деревне Марково жили две сумасшедшие девицы, лишившиеся рассудка после страшной грозы. Их матери во сне явился старец, который велел отслужить молебен за здравие беснуемых Животворящему Кресту. Старец вынул крест из-за пазухи и показал матери. Мать пришла к о. Михаилу и пересказала сон. Отец Михаил показал все кресты, но нужного не нашли. Сон повторился, поиски продолжи-лись. Отец Михаил нашел в ризнице совершенно ветхий деревянный крест, который уже не использовался при службах (этот крест священник планировал забрать с собой в могилу). Отслужили молебен, беснуемых девиц окропили и дали святой воды. Они вылечились. Крест все же был слишком ветхим, поэтому с него сделали точную копию, которой передались чудодейственные свойства. Ильинско-Телешовский погост стал родиной известного духовного писателя Агафангела (в миру Алексея Михайловича Соловьева, 1812-1876 гг.). О. Агафангел - потомственный священник (на погосте служил его родной брат), был ректором харьковской и костромской семинарий, казанской духовной академии, епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским. В Казани основал журнал " Православный Собеседник " . Главные труды Агафангела: перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861 г.); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860 гг.); " Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам " (СПб., 1854 гг.); " Слова " (изд. 2, СПб., 1859 г.). На Телешовском погосте был сооружен памятник над могилой матери о. Агафангела по его поручению. Священник Ильинско-Телешовского погоста Федор Казанский был в числе добровольных корреспондентов, сотрудничающих с Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева. Цель деятельности бюро состояла в обширном по охвату и содержанию социологическом исследовании различных сторон русской традиционной культуры. Сначала разрабатывались анкеты – опросные листы, затрагивающие сотни вопросов из бытовых, религиозных…сторон жизни россиян, затем добровольные участники, проживающие в разных уголках страны (в числе которых был и Ф. Казанский) отвечали на вопросы, посылали результаты в столицу, выполнялась обработка и обобщение результатов. Среди сведений о корреспондентах указывается “известно, что Ф.Казанский принял энергичные меры к тому, чтобы учредить в 1894 г. в погосте Ильинское-Телешово общество трезвости. К 1895 г. число членов общества возросло с 10 до 33 человек. На своих собраниях члены общества обсуждали текущие дела, занимались чтением нравственных книг”. Ф. Казанский являлся членом уездного отделения Епархиального совета Шуйского уезда, в 1900 г. был награжден скуфьею.

http://sobory.ru/article/?object=06286

При расположении текстов он руководствовался принципом хронологии. Так, перевод книги пророка Исайи он начал с 6:1–11, затем перешёл к 1:1–28, 5:1–30 и т. д. Возле каждого отрывка он ставил предполагаемую дату. Этот перевод с исагогоческими и экзегетическими примечаниями предназначался только для студентов, но из Петербургской академии лекции попали в Московскую и Киевскою академии и к посторонним людям. Один из читателей этого перевода, иером. Агафангел Соловьёв (1812–1876 гг.) (впоследствии архиепископ Волынский) в 1841 г. написал анонимную докладную записку о переводе прот. Г. П. Павского трём митрополитам, членам Святейшего Синода: петербургскому Серафиму (Глаголевскому, 1757–1843 гг.), киевскому Филарету (Амфитеатрову , 1779-–1857 гг.) и московскому Филарету (Дроздову) . Иеромонах Агафангел являлся сторонником самой идеи перевода, но он расценил труд прот. Г. П. Павского как источник соблазна. Его возмутили простонародные выражения, употреблённые в переводе, и отход от традиции церковно-славянской Библии. Например, там, где слово «Мессия» всегда передавалось как «Христос», прот. Г. П. Павский переводил «Помазанник». Осуждал он и исагогические заметки и комментарии переводчика. Дело в том, что прот. Г. П. Павский буквально толковал Песнь Песней, называл книгу пророка Ионы «повестью», считал, что пророк Исайя в пророчестве об Эммануиле ( Ис.7:14 ) говорил о скором спасении и т. д. Иером. Агафангел предлагал возобновить работу над русской Библией, прерванную после закрытия РБО. В результате этого донесения было назначено следствие. Прот. Г. П. Павский должен был отказаться от некоторых своих мнений, а отобранные экземпляры его перевода постановлено было уничтожить. Несмотря на некоторые недостатки перевода, он оказал сильное влияние на русских переводчиков. Часть перевода прот. Г. П. Павского впоследствии была напечатана в журнале «Дух Христианина» за 1862–1863 гг. Архимандрит Макарий (Глухарёв) известный алтайский миссионер, пришёл к мысли о необходимости довести до конца работу по переводу Библии на русский язык, начатую РБО. В 1834 г. он перевёл с древнееврейского языка книгу Иова, а затем книгу Иисуса Навина, и переводы с сопроводительными докладами послал в Петербург. Главным аргументом докладов были изменения в русском языке, который все больше удалялся от славянского. «Язык славянский, — писал он, — сделался мёртвым, на нём никто у нас не говорит и не пишет». Кроме того, по его словам, «российская словесность достигла уже того возраста зрелости, когда русская Церковь может и поэтому должна иметь полную Библию на русском языке».

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Соч.: Речь, произнесенная в Свят. Синоде... по наречении его в епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии//ХЧ. 1859. Ч. 2. 10. С. 317-318; Речь к гг. дворянам Нижегородской губ. пред молебствием и присягою, по случаю выборов, 10 янв. 1864 г.//Нижегородские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 1. С. 19-27; Речь к Нижегородскому градскому обществу по случаю Градских выборов, 14 янв. 1864 г.//Там же. 2. С. 10-17; Письмо на имя ректора Академии//50-летний юбилей КДА, 28-го сент. 1869 г. К., 1869. С. 279-271; Письмо [к митр. Филарету, 6 мая 1861 г.]//ХЧ. 1899. 11. С. 891-893; то же: Письмо мая 1861 г.]// Львов А. Н. Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.). СПб., 1900. C. 566-568. Лит.: [Аскоченский В. И.]. Нектарий, архиеп. Харьковский: (Некр.)//ДомБ. 1874. Вып. 41. С. 1054-1055; Высокопреосв. Нектарий, архиеп. Харьковский и Ахтырский: Некр. Х., 1874 (отт. из: Харьковские ЕВ. 1874. 18. С. 169-205); Гапонов И., прот. Надгробная речь высокопреосв. Нектарию, архиеп. Харьковскому и Ахтырскому//Высокопреосв. Нектарий, архиеп. Харьковский и Ахтырский: Некр. Х., 1874. С. 32-35; Н. Д. Преосв. Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский: (Некр.)//Церк. летопись «ДБ». 1874. 39. С. 197-198; Некр.//ЦОВ. 1874. 105. С. 3-4; Преосв. Нектарий, архиеп. Харьковский//Там же. 108. С. 3; Прокопович И., прот. Последние дни жизни преосв. Нектария, архиеп. Харьковского//Там же. 118. С. 6-8; Толстой Д. А., гр. Заслуги преосвященных: Харьковского Нектария//Извлеч. из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Свят. Синода... по Ведомству правосл. исповедания за 1874 г. СПб., 1876. С. 6-8; Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1886. Т. 4. С. 308; 1887. Т. 5. Ч. 1: (1861-1864). С. 42, 59, 86-89, 113-118, 121-123, 134, 135, 143, 144, 187-199, 203-210; он же. Письма... к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 1. С. 21-26, 103-104; Ч. 2. С. 98-99, 165, 241-242, 276-277; Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси/Сост.: диак. А. Н. Снежницкий. Н. Новг., 1888. С. 161-164; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет: (1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 12-13; Серафим (Чичагов), еп. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря Нижегородской губ. Ардатовского у. СПб., 19032. С. 627-722; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Вып. 2. С. 316, 317, 321, 324-325, 326-328, 337, 382; Катанский А. Л. Восп. старого профессора: (с 1847 по 1913 гг.). Пг., 1914. Вып. 1. С. 112; Букова О. В. Жен. обители прп. Серафима Саровского: История десяти нижегор. мон-рей. Н. Новг., 2003. С. 291, 295, 300, 477.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

Младший сын М.-П. Владимир (1798-1854) - участник «Северного общества», знакомый Пушкина, владелец Настасьино (с 1829) и Иловны. Его жена - Эмилия Карловна, урожд. Шернваль фон Валлен (1810-1846). В честь святых Кирика и Иулитты, память к-рых празднуется в день именин Владимира (15/28 июля), был освящен придел усадебной церкви в Валуеве. Александр Алексеевич (1788-1813), средний сын М.-П., рано поступил на военную службу, имел боевой опыт во время войны с Турцией в 1808-1809 гг., с 1812 г. воевал в отряде атамана М. И. Платова, был произведен в майоры. М.-П. видел в Александре, члене Об-ва истории и древностей российских, продолжателя своего дела - собирателя и издателя российских древностей. Александром был издан перевод «Речи Флавиана, патриарха Антиохийского, к греческому императору Феодосию» (М., 1804, 18132). Но 23 марта 1813 г. Александр был смертельно ранен на поле боя под г. Люнебургом, это известие еще больше подорвало силы и здоровье М.-П. Отпевание М.-П. состоялось в Богоявленском соборе Москвы, гроб с его останками крестьяне перенесли на руках для погребения в усадьбу Иловна. В связи с созданием Рыбинского водохранилища все постройки усадеб Иловна и Борисоглеб в 1937-1940 гг., а также Кирилло-Афанасьевский монастырь были разрушены, территории затоплены; остатки усадьбы Иловна выявлены под водой в 2016-2017 гг. Ист.: Оленин А. Н. Письмо к гр. А. И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском, найденном на о-ве Тамани в 1792 г., с описанием картин, к письму приложенных. СПб., 1806; [Калайдович К. Ф.]. Записки для биографии его сиятельства гр. А. И. Мусина-Пушкина//ВЕ. 1813. Ч. 72. 21/22. Отд. 2. С. 76-91; Рескрипт Екатерины II к гр. А. И. Мусину-Пушкину//РА. 1870. Кн. 1. 4/5. Стб. 718; Ист. рассказы и анекдоты, записанные со слов именитых людей П. Ф. Карабановым//РС. 1872. Т. 5. 1. С. 129-147; 3. С. 457-468; 4. С. 670-680; 5. С. 767-773; Т. 6. 7. С. 87-97; 9. С. 285-292; Бантыш-Каменский Н. Н. Московские письма... к кн. А. Б. Куракину//РА. 1876. Кн. 3. 11. С. 257-284; Из бумаг прот. П. Алексеева//Там же. 1882. Кн. 2. 3. С. 82-90; 1910. Кн. 1. 2. С. 310-313; Сб. мат-лов для истории Имп. С.-Петербургской АХ за 100 лет ее существования. СПб., 1884. Ч. 1; Восп. кнг. С. В. Мещерской. Тверь, 1902; Бухерт В. Г. Неизвестные письма А. И. Мусина-Пушкина//Мусины-Пушкины: Сб. Ярославль, 1996. С. 107-116.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Пимен (Хмелевский) (1923–1993) — наместник Троице–Сергиевой лавры в 1958–1964 гг., в 1965 г. хиротонисан во епископа Саратовского и Волгоградского, с 1991 г. — архиепископ Саратовский и Вольский. Происходил из интеллигентной семьи, мать принадлежала к дворянскому роду, связанному родством с Ганнибалами. Питирим (Свиридов) (1887–1963) — митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1960 г.). До войны был протоиереем, принял постриг в 1941 г., тогда же хиротонисан во епископа. В 1945 г. за патриотическую деятельность возведен в сан архиепископа. Затем последовательно занимал Минскую, Гродненскую, Пинскую и Ленинградскую кафедры. Питирим Тамбовский (1645–1698) — святитель. Канонизирован в 1914 г. Небесный покровитель митрополита Питирима. Память его празднуется 28 июля/10 августа. Согласно семейному преданию род Быстровых (предков митрополита Питирима по материнской линии) восходил к племянникам святителя Питирима. Платон (Левшин) (1737–1812) — митрополит Московский. Платонов Вениамин Васильевич (1883–1948) — протоиерей, преподаватель Богословского института, настоятель храма Всех святых на Соколе. Подгорецкий , преподаватель музыки по классу виолончели в Тамбовской музыкальной школе. Пожарский Димитрий Михайлович (1578–1642) — князь, государственный деятель. Пономарев Аркадий Константинович (1884–2. 05.1948) — протоиерей, настоятель храма Петра и Павла у Яузских ворот (в 1935–1948 гг.). Похоронен на Немецком кладбище (уч. 5–5). Понтий Пилат, библ. Попов Тихон Дмитриевич (1876–1962) — протоиерей, ректор Богословского института в 1944–1946 гг. Прокофьев Иван Сергеевич — профессор МИИТа в 20–е — 40–е гг. Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837) — поэт, классик русской литературы. Пятницкий Митрофан Ефимович (1864–1927) — собиратель и исполнитель русских народных песен. Основатель и художественный руководитель Русского народного хора (1910, с 1927 — имени Пятницкого). Ранси Роберт — архиепископ Кентерберийский. Расторгуев Андрей (1894–1970) — протоиерей. Уклонялся в обновленчество, был обновленческим епископом Звенигородским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

«Положение…» должно было появиться примерно четверть века назад, поскольку о нём, как о реально существующем, в настоящем времени говорилось ещё в Уставе РПЦ 1988 г. (гл. IX, п. 9), а также в ныне действующем с 2000 г. аналогичном Уставе (гл. XII, п. 8). 7. Те же вопросы обходятся стороной и в ныне действующих Уставе РПЦ, Гражданском уставе РПЦ, уставах монастырей (автор настоящих строк ознакомился с теми из них, которые удалось обнаружить в сети интернет), о них умалчивается и в определении Поместного собора РПЦ 1917-1918 годов «О монастырях и монашествующих» от 31 августа (13 сентября) 1918 г., а также в прежнем Уставе РПЦ 1988 г. 8. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года (далее – ПСЗ-1). СПб., Тип. II отделения Собственной Е.И.В. канцелярии. 1830. Т. I: 1649–1675 гг. (ст. 1). С. 96–98. К концу XVII в. Русской церкви (в лице патриарха, епископов и монастырей) фактически принадлежало до трети всей земли и крепостных страны, а также огромное количество недвижимой и движимой собственности. (См. подробнее: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. СПб., Изд. Дмитрий Буланин. 2003. Т. 1. С. 383–384; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., Изд. дом «Территория будущего». 2005. С. 613–619). Вместе с тем среди специалистов существует мнение, что данные представления о таком богатстве российского духовенства несколько преувеличены. Однако те же исследователи не ставят под сомнение тот факт, что владения духовенства в России были весьма значительны. По причине же отсутствия полных сведений о всей церковной собственности степень этой значительности точно оценить не представляется возможным. (См.: Милютин В.А. О недвижимых имуществах духовенства в России. М., Университетская типография. 1862. С. 121–124.) 9. ПСЗ-1. 1830. Т. XXXII: 1812–1815 гг. (ст. 25162). С. 373. Термин «недвижимость» появился в российском законодательстве со времён императора Петра I. Например, понятие «недвижимое имущество» впервые применено к строениям в высочайшем указе «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» от 23 марта 1714 г. (ПСЗ-1. 1830. Т. V: 1713–1719 гг. (ст. 2789). С. 91–94).

http://bogoslov.ru/article/3016070

21 сент. 1886 г. при архим. Владимире состоялось освящение вновь отремонтированного Троицкого храма. 7 июня 1722 г. решением Синода насельник К. м. иером. Нифонт был извержен из сана и лишен монашества «за святотатство» и кражу из церкви привесов к иконе (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 976-978). В 1764 г. в К. м. проживали игумен и 20 монахов, в 1812 г.- 11 насельников, в т. ч. 8 выходцев из духовного сословия. В мае 1828 г. в К. м. был направлен «для исправления» под надзор настоятеля старец иером. Иларион (Здобин) , братский духовник Саровской пуст. 19 июня 1828 г. козловский иером. Димитрий докладывал о старце: «...в течение мая месяца никуда из монастыря не отлучался, вел себя хорошо и соответственно монашескому званию равно и ни в каких худых поступках никогда не замечен» (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 21). В 1854 г. в мон-ре числились 30 насельников, в т. ч. 20 выходцев из духовного сословия, в 1876 г.- 29 чел., в т. ч. казначей игум. Павел, духовник иером. Геннадий, в 1908 г.- 13 монашествующих и 11 послушников, в 1910 г.- 28 насельников, в т. ч. духовник схииером. Феофан, благочинный иером. Николай и казначей иером. Платон. 1920-2014 гг. В нач. 1920 г. предпринимались попытки устроить в стенах обители концентрационный лагерь. 26 марта в Тамбове состоялось заседание Секции охраны памятников и искусства, на котором решался вопрос о невозможности организации на территории К. м. концентрационного лагеря в связи с тем, что он является памятником архитектуры и должен быть «открыт для широких масс». В нач. 20-х гг. XX в. имущество К. м. было реквизировано, ценные бумаги, деньги и реликвии подлежали сдаче в казначейство. Насельники до 55-летнего возраста были выселены как тунеядцы, а престарелые и больные монахи переведены в ведение отдела социального обеспечения. В 1921 г. монастырская дубовая роща после частичной вырубки была зачислена в разряд памятников природы, в 1924 г. постройки мон-ря вошли в список памятников церковной старины. В 1926 г. территория мон-ря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И.

http://pravenc.ru/text/1841696.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010