Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Киреев Фотография. 2-я пол. XIX в. Александр Алексеевич (23.10.1833, Москва - 13.07.1910, Павловск, близ С.-Петербурга), богослов, публицист-славянофил. Происходил из древнего дворянского рода. Отец - кавалерийский офицер Алексей Николаевич Киреев (1812-1849; см. о нем: Остафьевский архив князей Вяземских. СПб., 1908. Т. 3. Ч. 2: Переписка кн. П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. С. 678; Пушкин А. С. Письмо Н. Н. Пушкиной от 18 мая 1836 г.//ПСС: В 10 т. Л., 1979. Т. 10). Мать - Александра Васильевна, урожденная Алябьева (1812-1891) («блеск Алябьевой» отмечен А. С. Пушкиным в стихотворении «К вельможе» (1830); ей посвятили стихотворения М. Ю. Лермонтов («Алябьевой», 1831) и Н. М. Языков («А. В. Киреевой (Сильно чувствую и знаю…)», 1844); см. о ней: Остафьевский архив князей Вяземских. 1908. Т. 3. Ч. 2. С. 677; Тютчева А. Ф. Воспоминания: (При дворе двух императоров). М., 2008. С. 247-248). Сестра - Ольга Алексеевна (1840-1925), в замужестве Новикова; проживая в Лондоне, публиковала книги и статьи, посвященные России, ее внешней политике и российско-англ. отношениям (см. о ней: Стэд. 1909-1915). Брат - Николай Алексеевич (1841-1876), кавалерийский офицер; один из наиболее деятельных членов Славянского благотворительного об-ва; принимал участие в освободительной войне на Балканах; геройски погиб в Болгарии в 1876 г. (см. о нем: Остафьевский архив князей Вяземских. 1908. Т. 3. Ч. 2. С. 678-679; Кирилл (Ковачев), митр. Боярин полковник Киреев и освобождение Болгарии. Варна, 2008). В своем московском доме чета Киреевых еженедельно устраивала вечера, собиравшие цвет тогдашнего культурного общества. Их посетителями были в т. ч. видные деятели раннего славянофильства - А. С. Хомяков , И. В. Киреевский и П. В. Киреевский , Ю. Ф. Самарин , К. С. Аксаков и И. С. Аксаков , что сказалось на формировании взглядов К., его брата и сестры. После смерти отца К., готовившийся к поступлению в университет, по личному указанию имп. Николая I Павловича был определен в Пажеский корпус (окончил в 1853). Служил в лейб-гвардии Конном полку. В 1856-1859 гг. был вольнослушателем С.-Петербургского ун-та. С 1862 г. адъютант вел. кн. Константина Николаевича (после смерти к-рого в 1892 оставлен служить при дворе его вдовы, вел. кнг. Александры Иосифовны). С 1878 г. генерал-майор, с 1888 г. генерал-лейтенант, с 1907 г. генерал от кавалерии.

http://pravenc.ru/text/1840157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Донской и Новочеркасской епархии , выходившее с 1 янв. 1869 по июнь 1917 г. В 1869 г. журнал издавался еженедельно, в 1870-1898 гг.- 2 раза в месяц (в 1898 вышло 27 номеров), в 1899-1914 гг.- 3 раза в месяц, с 1915 по июнь 1917 г. офиц. отдел выходил еженедельно, вместо неофиц. отдела по указу Святейшего Синода от 9 дек. 1914 г. ежемесячно выходил «Донской православный вестник: Прибавление к Донским епархиальным ведомостям». 1-м редактором «Д. е. в.» был назначен и. о. ректора Донской ДС архим. Вениамин (Смирнов ; впосл. епископ Воронежский). В 1869-1876 гг. он выпускал офиц. и неофиц. отделы, в 1877 г.- только неофиц. отдел, а редактирование офиц. отдела было передано в консисторию (соредакторы секретарь А. Ф. Мухин и член консистории игум. Иадор). С 6 за 1878 по 29 за 1908 г. оба отдела выпускались силами ДС, редакторами были с 1878 по 1883 г. 12) преподаватель А. К. Гиляревский, с 1883 13) по 1901 г. 25) преподаватель и инспектор А. А. Кириллов, с 1901 26) по 1905 г. 35) ректор прот. Митрофан Симашкевич (впосл. митр. Донской Митрофан ), с 1905 36) по 1908 г. 9) должность редактора исполнял Кириллов, с 10 его сменил ректор прот. Александр Замятин, к-рый редактировал неофиц. отдел по 1909 г. 13), его преемником с 1909 14) по 1914 г. был преподаватель Д. И. Грацианский, к-рый в 1915-1917 гг. редактировал «Донской православный вестник...». Издание офиц. отдела с 30 за 1908 г. было вновь поручено консистории, редакторами были секретари С. Г. Павловский (1908-1914 16)) и Н. И. Булгаков (1914 27) - 1917). В неофиц. отделе «Д. е. в.» печаталось немало статей, посвященных Донской епархии, ее архиереям и др. выдающимся делателям, мон-рям и святыням, а также истории Донского казачьего войска и его участию в военных кампаниях (русско-тур. войне 1877-1878 гг., экспедициях в Ср. Азию, русско-япон. и первой мировой войнах). В ознаменование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Москва. Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В 1721 и 1812 гг. храм горел и снова восстанавливался. Во время пожаров каким-то чудом удавалось спасать древний семиярусный иконостас храма, иконы которого относились к XVIIb. После пожара 1834 г. храм был выстроен из камня на средства московского купечества и церковного старосты. Освящение состоялось в 1838 г. Трапезная сохранилась от храма XVIII века. По приделу, освященному раньше других, храм получил свое нынешнее название. В 1864 г. с запада была пристроена высокая четырехярусная колокольня, в 1876 г. стены были расписаны А.С. Рогожкиным. В 1920-х годах храм стал обновленческим. Перед войной его закрыли. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Богослужения возобновлены в 1991 г. Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы, южный придел - во имя преподобного Сергия Радонежского, северный - святителя Николая. Первый деревянный храм прп. Сергия был построен в Рогожской Ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII в. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. церковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «деревянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия. В XVII в. район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме Ямской слободы, здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма стоит храм Святителя Алексия, основанный в начале XVII в. В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, относящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, оказал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого, был ученик преподобного.

http://sobory.ru/article/?object=02321

I В течение XVIII и большей части XIX века в центре внимания книжных справщиков и церковной власти находился библейский текст. В 1712–1751 гг. редактировался славянский текст Священного Писания (Елизаветинская библия). В 1769 елизаветинский текст вошел в богослужебные книги [Евсеев 1995:18–19]. В 1812 г. начинается работа над русским переводом Библии, которая была завершена лишь к 1876 г. Можно предположить, что вплоть до 1869 г. целенаправленная работа над языком и текстом богослужебных книг не велась. Редактирование ограничивалось решением рутинных проблем подготовки новых изданий и не осознавалось как самостоятельная задача. Между тем, постепенно в процессе работы над русским переводом Библии формулировались новые требования и к славянскому тексту. Если прежде основной задачей книжной справы было сделать текст более «правильным» – в богословском, источниковедческом или языковом плане, то теперь к этим требованиям добавляется еще одно – понятность. Славянский текст должен стать понятным для носителя русского языка. Программа исправления богослужебных книг в соответствии с этим новым требованием будет частично выработана лишь в 1907–1917 годах, в процессе работы Комиссии по исправлению богослужебных книг, возглавляемой митр. Сергием (Страгородским) 1 . Первые же опыты в этом направлении были предприняты в 70-е годы XIX в. Поводом для начала работ послужило заявление митр. Московского Иннокентия (Вениаминова) об ошибках в некоторых изданиях Московской Синодальной типографии. Корректоры типографии указали на ряд орфографических различий между московскими, петербургскими и киевскими изданиями богослужебных книг. Для устранения подобных разночтений был создан Комитет по пересмотру славянского текста Евангелия, Апостола, Следованной Псалтири, Требника и Часослова. Начав работу над текстами, члены Комитета почти сразу столкнулись с рядом проблем, выходящих за пределы их компетенции. Нормализация употребления знаков препинания повлекла за собой обращение к греческому оригиналу, что, в свою очередь, поставило ряд текстологических вопросов. Работа над славянской Псалтирью заставила обратиться к проблеме соотношения греческого и еврейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Михайлова Гора. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Михайлова Гора ныне Лихославльского района, от Твери 55 верст, от Торжка 40 верст, от Лихославля 20 километров. Преображенская каменная церковь построена в 1860 году с тремя престолами: Преображення Господня, святителя Николая, святой мученицы Параскевы. В приходе 23 деревни, 397 дворов, 1436 мужчин и 1581 женщина, все карелы. Построены восемь часовен: деревня Терешкино - святых Флора и Лавра, деревня Тимошкино - Успення Божьей Матери, деревня Затулки - святых апостолов Петра и Павла, деревня Гутты - святых Космы и Дамиана, деревня Жерихово - Преображения Господня, деревня Лужки - Рождества Пресвятой Богородицы, деревня Каменка - Иоанна Предтечи. В 1767 году в селе была построена деревянная Никольская церковь, которая к середине XIX века пришла в ветхость. В этой церкви хранилось старое Евангелие, напечатанное при царе Алексее Михайловиче в 1668 году. Разрешение на строительство новой каменной церкви было получено в 1852 году. В то время село принадлежало удельному ведомству царя, другие деревни прихода принадлежали разным владельцам: Повало-Шейковскому, генерал-лейтенанту Я.Я. Воробьеву (1792-1869 гг.), инженеру, коллежскому советнику С.И. Серебретинскому (1812-1876 гг.), князю Эгалычеву. К строительству церкви приступили в 1857 году, а уже в 1860 году церковь была освящена. В 1880 году один из приделов церкви сделали теплым, в 1882 году церковь оградили. В 1904 году построена церковная сторожка с бревенчатыми сенями. Церковь стоит в центре сельской площади, здание кирпичное на гранитном цоколе. Церковь была закрыта в 1965 году, в настоящее время не действует. Не сохранилась церковная сторожка, от ограды осталось лишь гранитное основание, кровля утрачена, полы прогнили, сильно пострадала настенная живопись. В 1901 году служили: священник Савва Макарович Михайловский, 55 лет, на службе с 1869 года, священником с 1876 года. В 1915 году священником служил Иван Тугаринов, 27 лет. Дьякон Василий Васильевич Рождественский, 40 лет, на службе с 1879 года, дьяконом с 1886 года, в 1915 году на этой должности служил Федор Таиров, 39 лет. Псаломщик Павел Матвеевич Алимпиев, 33 года, в должности с 1888 года, в 1915 году продолжал службу. Последним священником в селе был Арсений Михайлович Соколов, 1892 года рождения, уроженец деревни Заобразье Осташковского уезда. Арестован за антисоветскую агитацию 8 октября 1937 года, расстрелян 3 ноября того же года. Полностью реабилитирован 16 марта 1989 года.

http://sobory.ru/article/?object=30700

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЛАКОВСКИЙ Юлиан Андреевич (13.07.1855, г. Поневеж Ковенской губ., ныне Панявежис, Литва - 21.02.1919, Киев), рус. ученый, историк, специалист в области истории Рима и Византии, филолог-классик, переводчик с латыни и древнегреческого, археолог, публицист, педагог. Член-корреспондент Имп. АН (с 1906), действительный статский советник (с 1902), председатель Исторического об-ва Нестора Летописца при ун-те св. Владимира в Киеве (в 1904-1905, 1908-1919). Кулаковский Ю. А. Фотография И. Левитского. 80-е гг. XIX в. Кулаковский Ю. А. Фотография И. Левитского. 80-е гг. XIX в. Сын свящ. Андрея Ивановича Кулаковского (1812-1860), кандидата богословия, преподавателя Закона Божия в Поневежской гимназии. Вырос в многодетной семье (2 брата и 3 сестры). Брат К. Платон (1848-1913) - ученый-славист. К. обучался в Виленской гимназии, в 1871-1873 гг.- в лицее цесаревича Николая при Московском ун-те. В 1876 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та; среди его учителей были П. М. Леонтьев, Г. А. Иванов. С 1876 г. преподавал в лицее цесаревича Николая. В 1878-1880 гг. находился в научной командировке от Мин-ва народного просвещения, посещал лекции в ун-тах Бонна, Тюбингена и Берлина, семинары антиковедов Т. Моммзена , А. Гутшмида. С 1881 г. приват-доцент римской словесности и латыни в Киевском ун-те св. Владимира, а также преподаватель Высших жен. курсов. В 1883 г. защитил магист. дис. по теме «Коллегии в древнем Риме: Опыт истории римских учреждений». В 1888 г. в С.-Петербурге защитил докт. дис. «К вопросу о начале Рима». С 1884 г. экстраординарный, с 1888 г. ординарный профессор Киевского ун-та. Первоначально основной сферой интересов К. была история общественно-политических учреждений древнего Рима. Однако в течение мн. лет он проводил археологические исследования в Сев. Причерноморье, стал одним из крупнейших специалистов по античной и визант. археологии в дореволюционной России. Ему принадлежит ряд значимых открытий в Керчи, Ст. Крыму, Анапе и ряде др. мест. К. первым начал археологические исследования Ольвии, уделял много внимания реконструкции церковной истории визант. епархий Причерноморья. К. участвовал в международных съездах археологов на рубеже XIX и XX вв. Научные достижения К. пользовались государственным и общественным признанием. Он был членом Имп. Археологической комиссии, Московского археологического общества, вице-председателем Киевского художественно-промышленного и научного музея.

http://pravenc.ru/text/2462227.html

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В списках 1722 и 1727 гг. церковь значится уже каменной, шатровая колокольня этого здания сохранялась до 1864 г. Однобокая трапезная разобрана в 1796 году и вместо нее к 1800 г. выстроили новую с двумя престолами: Сергиевским и св. Николая. В 1818 году выстроена нынешняя главная церковь. В 1837 г. был пожар, а в 1838 году - обновление. В 1864 г. выстроена новая высокая колокольня. В 1812 году при нашествии французов церковь была разграблена, затем при пожаре храм сгорел, утварь же, зарытая в землю, была спасена. Находившийся рядом со старообрядческим районом, храм имел уникальное собрание древней иконописи. В 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным. 2 ноября 1899 г. состоялось освящение аудитории для собеседования со старообрядцами, духовных концертов и религиозно-нравственных чтений. Храм Сергия Радонежского, 1883 год В 1916-1918 годах в храме служил псаломщиком сщмч. Иосиф Сченснович (+ 1937). В 1920-х годах храм на какое-то время стал обновленческим. С 1920-х годов прихожанином храма был мч. Иоанн Малышев (+ 1940), в декабре 1937 года он стал членом церковной двадцатки. Осенью 1937 года были арестованы настоятель храма сщмч. Петр Никотин, певчий мч. Николай Кузьмин (+ 1937) В 1938 году храм был закрыт. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Долгое время храм стоял с ободранными куполами и сбитыми крестами. В конце 1950-х гг. остатки старых покрытий сняли, положили взамен крашеное железо. Здание использовалось под мастерские и склад. До 1984 года церковь так и оставалась безкрестной. Внутри в 1984 году в главном помещении находилась скульптурная мастерская Художественного фонда. Реставрация храма не планировалась, хотя он находился в скверном состоянии. В 1985 году храм передан в качестве филиала Центральному гос. музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. К 1990 году проведена реставрация.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сергия_Ра...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ († 20.07.1813, Дамаск), Патриарх Антиохийский (на кафедре с кон. дек. 1791). По происхождению грек с о-ва Кипр, до Патриаршества носил имя Афанасий. К нач. 90-х гг. XVIII в. был епископом Еленополя Вифинского (К-польский Патриархат). Антиохийский Патриарх Даниил I , оставивший по старости Патриарший престол (15 дек. 1791), избрал его своим преемником и представил на одобрение к-польского Синода. Еп. Афанасий был возведен на Патриарший престол, приняв имя А., и утвержден в этой должности султаном. Тем временем сир. митрополиты избрали на кафедру (1792) араба Афанасия Хуббаза, еп. Эмесского, известного своими учеными трудами и переводами греч. богословской лит-ры. Прибытие А. в Дамаск вызвало волнения и протесты правосл. общины, и Афанасий ради церковного мира отказался от своих прав на Патриаршество. Правление А. ознаменовалось новыми столкновениями с униатами, во главе к-рых стоял деятельный Агапий Матар (1796-1812). Во время Патриаршества А. сир. христиане неск. раз подвергались гонениям со стороны османских пашей: в сер. 90-х гг. XVIII в., когда Патриарх был вынужден покинуть Дамаск и провести неск. лет в Стамбуле; во время экспедиции Наполеона Бонапарта на Ближ. Восток, спровоцировавшей всплеск мусульм. фанатизма в 1798-1799 и в 1807 гг.; в правление дамасского паши Гендж Юсефа, жестоко угнетавшего население. А. скончался во время эпидемии чумы, унесшей четверть населения Дамаска. Лит.: Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church. L., 1873. N. Y., 1976r. Vol. 5: Memoirs of the Patriarchate of Antioch; Сказание о Сирийской Унии//ТКДА. 1874. Сент. С. 491-552; Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский//ТКДА. 1876. Март. С. 122; Фома (Дибу-Малуф), архидиак. Эмесская епархия в Сирии//СИППО. 1915. С. 325-349; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αντιοχ. Σ. 18-19; Михаил ад-Димашки. История событий в Сирии и Ливане. Дамаск, 1981 (на араб. яз.). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114118.html

диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918); дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876); пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872); псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона). В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=21248

среди инд. яковитов произошел Аннурианский раскол , в результате которого на территории брит. колонии была основана Малабарская Независимая Сирийская Церковь Тхожийура западносир. обряда. Из-за борьбы правителя княжества Майсур Типу Султана (1750-1799), проводившего исламизацию на подвластных территориях, с раджой княжества Траванкур, поддерживаемого британскими колониальными силами, христиане-яковиты перенесли свой церковно-административный центр из Ангамали в Коттаям. В 1812 г., по сообщению Мар Фомы VIII, его община имела 55 церквей, 167 священников и насчитывала ок. 30 тыс. верующих. С приходом англичан в кон. XVIII в. возросло влияние Миссионерского об-ва англикан. Церкви на М. Ц. Предложение миссионеров провести ряд церковных реформ вызвало негативную реакцию значительной части общины и т. о. способствовало ее окончательному переходу на западносир. обряд. Официально приверженность к антиохийской богослужебной традиции, как и признание власти Антиохийского патриарха, была выражена в постановлении Собора 1836 г. в Мавеликаре (шт. Керала). Группа реформистов во главе с митр. Мар Афанасием Матфеем, рукоположенным Антиохийским патриархом Илией II ( 1847), при поддержке брит. колониальных властей вступила в противостояние с митр. Чеппадом Мар Дионисием IV, после кончины которого (1855) конфликт продолжился с участием его преемника Мар Дионисия V. Для урегулирования ситуации Индию в 1875-1877 гг. посетил патриарх Петр IV. В 1876 г. он созвал в Мулантхурутхи (шт. Керала) Собор из представителей 103 приходов, признававших Мар Дионисия V (сторонники Мар Афанасия Матфея от участия в Соборе отказались). Патриарх отлучил Мар Афанасия Матфея и ослабил власть митр. Дионисия, учредив Христианский сирийский совет с адм. комиссией для управления Церковью и разделив общину на 6 епархий, фактически независимых от митрополита, для к-рых в 1876-1877 гг. сам рукоположил архиереев; в их числе был Ниранамский митр. Геваргезе Мар Григорий (1848-1902), первый святой инд. происхождения, канонизированный М. Ц. (1947). В ходе конфликта патриарха Петра IV и митр. Дионисия V с Мар Афанасием Матфеем обе стороны, отстаивая свою правоту перед светскими властями, апеллировали к Номоканону Григория Бар Эвройо, лежащему в основе канонического права Сирийской яковитской Церкви, но использовали 2 разные его редакции, к-рые, в частности, расходились по вопросу о праве патриарха самостоятельно (без Синода) низлагать митрополитов. Т. о., Номоканон был признан главным каноническим сводом Индийской Церкви, хотя на практике она руководствовалась преимущественно сложившимися традициями (расхождение в отношении редакций «Номоканона» между сторонниками подчинения патриарху и поборниками независимости сохр. и в XX в. в связи с обособлением М. Ц. в 1934). В 1888 г. община реформистов образовала Малабарскую сирийскую евангелистскую ассоциацию Мар Фомы (ныне Сирийская Малабарская Церковь Мар Фомы).

http://pravenc.ru/text/2561702.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010