И опровержение его есть дело толстого журнала. Ежедневная газета на двух столбцах разве может сказать многое?» (Письма к Романову-Рцы. С. 233). 2334 Митрополит Платон (в миру, до 1758 г., Петр Георгиевич Левшин; 1737–1812) – выдающийся богослов и проповедник, возглавлял Московскую и Коломенскую кафедру с 1799 г. до своей кончины. 2335 Пий IX (Pius PP. IX; в миру Джованни Мария, гр. Мастаи-Ферретти; 1792–1878) – римский папа с 1848 г., основоположник современного учения о правах и привилегиях римского первосвященника. Вошел в историю как папа, провозгласивший догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и созвавший I Ватиканский собор, утвердивший догматически учение о непогрешимости римского первосвященника. Гиляров упоминает Послание Пия IX к восточным христианам «In suprema Petri apostoli sede», предлагавшее унию и датированное 6 января 1848 г. 2336 Лeb XIII (Leo PP. XIII; в миру Винченцо Джоакино Рафаэль Луиджи Печчи, 1810–1903) – римский папа с 1878 г. Его более поздняя энциклика (от 20 июня 1894 г., «Praeclara Gratulationis»), действительно, содержала призыв к христианам Востока, и в отдельности к славянам, к единению под верховной властью «римского понтифика». 2338 Ферраро-Флорентийский собор (1438–1445) почитается XVII Вселенским собором в Католической церкви, Православными же церквами его решения отвергаются. 6 июля 1439 г. восточные иерархи подписали резолюцию Собора, предложенную папой, и, таким образом, Восточная церковь воссоединилась с Латинской («Флорентийская уния»). Но вскоре уния была отвергнута большинством Православных церквей. 2340 Сразу ставший знаменитым «Syllabus Errorum» («Список важнейших заблуждений нашего времени») был издан Пием IX 8 декабря 1864 г. как приложение к энциклике «Quanta Cura». Силлабус анафематствовал пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные и библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства и др. 2341 Речь идет о драматическом моменте в жизни Болгарской православной церкви, добивавшейся автокефалии от Константинопольского патриархата, зависимость от которого возникла в конце XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

58  Преподобный Оптинский старец схиархимандрит Исаакий (Антимонов; 1810–1894), настоятель Оптиной Пустыни с 1862 г. Многопопечительный строитель; мудрый настоятель, много потрудившийся для благоустроения монастыря. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. о нём см.: Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995). 65  В то время – главный город Манчжурии. В 1904–1903 гг. преп. Варсонофий был послан на русско-японскую войну с миссией – утешать и приобщать Святых Таин раненых воинов. Госпиталь, в котором он служил, находился в городе Мукдене. Иеромонаху Варсонофию было тогда 59–60 лет. Впоследствии, в 1912 г., Старец часто вспоминал это своё служение, как бы сравнивая его с переводом в Старо-Голутвин монастырь, что явилось для него, 70-летнего старца, ещё более тяжёлым испытанием. 85  Великий сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годину гонений за веру Христову, был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г. 86  В 1902 г. указом Св. Синода было установлено местное почитание 222 китайских мучеников, пострадавших в 1900 г. во время антихристианского восстания; святые мощи их были погребены тогда на территории Русской Духовной Миссии в Китае. 17 апреля 1997 г., после многолетнего забвения, Св. Синод Русской Православной Церкви возобновил богослужебное почитание мучеников. Память их ежегодно празднуется 11/24 июня. 93  Имеются в виду работы Толстого «Соединение и перевод четырёх Евангелий» (1880–1881), «Краткое изложение Евангелия» (1881–1883). 104  См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков, 29 декабря и 24 октября. 105  Старец иеросхимонах Макарий Оптинский , говоря о достоинствах этой книги, также обращал и особое внимание на её опасную сторону. Книга эта послужила одной из причин написания преп. Макарием статьи «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где преп. Макарий, в частности, отмечает: «Она (рукопись) написана убедительно. Доказательства приспособлены из книг отеческих; а опасная сторона по сему предмету умолчана: так что не совершенно знающий учение святых Отцов легко увлечься может такими убеждениями, и особенно кому не случалось самому видеть или от других слышать о повредившихся душевно чрез такое делание...» Основной ошибкой в этой рукописи, по словам преп. Макария, является то, что «...сочинитель оной написал безразличное убеждение к прохождению умной и сердечной молитвы, поставляя главною целью в сем делании искание высоких дарований и утешений духовных, что может привести к весьма опасным последствиям в отношении прелести вражией».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

1809 Базаров Иоанн Иоаннович, штутгартский протоиерей, автор известной Библейской Истории. Сконч. в Штутгарте в 1895 г. 1810 В этой аллокуции изображается положение римско-католической церкви в России в крайне бедственном положении и польско-латинское духовенство представлено в ореоле св. исповедников и мучеников. 1811 Нил Исакович , архиепископ Ярославский с 1853 г. Некоторые современные Нилу иерархи и обер-прокурор св. Синода граф Толстой были не высокого мнения о нем. См. автобиогр. записки преосвящ. Саввы Т. III, стр. 744, т. IV стр. 692. 1812 Ростиславов Димитрий Иванович, ординарный профессор физико- математических наук в Петербургской академии, автор изданной в Лейпциге книги: Об устройстве дух. училищ в России. 1814 Филарет Александрович Сергиевский, профессор академии, впоследствии ректор Вифанской семинарии. 1817 По поводу назначения Янышева ректором академии преосвящ. Платон писал: «Думаю, что Янышев очень будет полезен, если он не увлечется самолюбием, не только для академии, но и для церкви. Богословские же науки наверно им будут очень подняты. Ибо он знаком с литературой всей Европы». 1818 Гаевский И.С., чиновник духовно-учебного управления. Преосвящ. Платон писал П.С-чу: „Пишут мне, что обокрали казну Духовно-учебного управления на 75 тысяч р. Из них 30 нашли у Яковлева, бывшего казначеем. Гаевский удален от должности и состоит под судом. 1820 Мысль П.С-ча, не специалиста по истории раскола, глубокая и верная, не усвоена специалистами, обращавшими более внимания на мелочи в жизни раскола. 1828 Позволяем себе остановиться на тех изречениях, которые будто бы доказывают, что ап. приписывает πνεμα и не возрожденному человеку: 1Кор.2:11 «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем (τ πνεμα το νϑπου, τ ν ατ)? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Здесь ап. Выражает общеизвестную психологическую истину; потому, заявляют, он говорит вообще о человеческом духе, а не о духе возрожденном. ( В.Н. Мышцын . Учение св. ап. Павла о законе дела и законе веры. Сергиев Посад 1894, стр. 34). Но для общих психологических истин у апостола нет особенных терминов (см. II), и потому он употребляет свой термин антропологический. Здесь πνεμα το νϑπου противополагается πνεμα Θεο и не противополагается только, но и сравнивается. И известно, что именно πνεμα человека, а не что-нибудь другое может идти в сравнение с Духом Божиим. Так это место не может идти в доказательство указанного мнения.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

530 Преосвященный Савва ( Тихомиров; 15.03.1819– 13.10.1896) – епископ Можайский и викарий Московский, хиротонисан 4 ноября 1862 года из ректоров Московской Духовной академии при учреждении второго московского викарианства; одновременно управлял Высокопетровским московским монастырем. Переведен 16 июня 1866 года в Полоцк епископом Полоцким и Витебским. Позднее занимал Харьковскую кафедру (1874–1879) и затем Тверскую, с 20 апреля 1880 года – архиепископ. Известен также научными трудами по истории Церкви; в 1894 году удостоен звания доктора церковной истории [Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1895). СПб., 1896. С. 51]. 538 Преосвященный Игнатий «пожаловал в обитель 6 октября г.] в 10 часов вечера. По его распоряжению 7 в 3 часа утра начали всенощную. В 6-й песни он начал облачаться, и была ранняя обедня, служение архиерейское, но без его певчих. Пели обительские крылошанки, много было ошибок, но он невзыскателен был. В 11 часов утра уже и обед кончился, и он уехал» [ОР РГБ. Ф. 262, к. 57, д. 26, л. 5–6. Письмо игумении Веры (Верховской) к преосвященному Савве (Тихомирову) ]. Преосвященный Игнатий (Рождественский, ум. 07.6.1883) – епископ Можайский с 26 июля 1866 года, викарий Московский с 7 августа того же 1866 года, хиротонисан из архимандритов Московского Богоявленского монастыря [Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви/Сост. П. Строев. СПб., 1877. Стлб. 134]. В 1877 году, 17 декабря, переведен на Дмитровскую кафедру, а 11 февраля 1878 года – на Костромскую [Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1895). СПб., 1896. С. 54, 65]. 539 В 1872 году Преосвященный Игнатий совершил литургию в Троице-Одигитриевском монастыре [РГИА. Ф. 796, оп. 442, д. 480, л. 6–7. Выписка из отчета]. 542 ГАСО. Ф. 48, оп. 5, д. 319, л. 637 и 689. Метрическая книга Богородицерождественской церкви села Лобкова Смоленского уезда и губернии за 1728–1810 годы. Двойняшка Матроны, брат Иларион умер вскоре после рождения, 6 апреля [Там же. Л. 692об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Село Георгиевское, на реке Уводи, от уездного города находится в 44 верстах, а от губернского в 120 верстах. Церковь в селе каменная, с таковою же колокольнею и оградою; построена в 1814 году, вместо бывшей ветхой деревянной церкви; особенное усердие при построении церкви оказали: генерал-лейтенант Егор Иванович Властов, живший в то время в сельце Княжеве; Платон Иванович Шишелов, помещик сельца Поповского, и дворянка Дарья Доримедонтовна Коблукова. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца и в теплых приделах: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. Великомученицы Екатерины. В церкви имеются ценные вклады строителя церкви генерала Властова: а) напрестольный сребропозлащенный крест, украшенный стразами, весу в нем 1 фун. 65½ зол.; б) богослужебные сребропозлащенные сосуды, весу 2 фун. 60 зол.; в) два серебряные кадила: одно весом 2 фун., а другое – 81 зол., и г) Евангелие, обложенное зеленым бархатом, средники и наугольники – сребропозлащенные. Кроме сих вкладов генерала Властова, в церкви имеется очень ценный вклад помещика Боздуханова: сребропозлащенная дарохранительница, украшенная стразами и финифтяными изображениями; весу в ней 4 фун. 60 золотников. Церкви принадлежит каменная часовня, построенная в сельце Хороброве. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1810 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 году и хранится в церкви. Земли при сей церкви: усадебной одна десятина 288 кв. саж., пахотной 41 десятина 1,828 кв. саж., из них под дровяным лесом 7 десятин. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 279 руб. 12 коп., от земли до 50 руб. и за требоисправления 500 руб. Священник и псаломщик имеют собственные дома, а диакон – церковный дом. Приход: село и деревни: Княжево, Бяково, Климцово, Худынино, Шуринцово, Конохово, Крюково и сельцо Хороброво. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 214, душ мужеского пола 558 и женского пола 643 души.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Автором следующего ряда писем является преемник архимандрита Макария (Сушкина) на посту настоятеля Пантелеймонова монастыря, схиархимандрит Андрей (Веревкин). Он пришёл к монашеской жизни, будучи фельдшером, и, обладая кротким и набожным характером, был избран настоятелем Пантелеймонова монастыря не только по желанию старца Макария, но и по жребию, из восьми кандидатов. Отец Андрей управлял Руссиком на протяжении 14 лет. При нем книгоиздательское дело монастыря, начатое ещё старцем Макарием, не только продолжалось, но и все более разрасталось. Когда об этом узнал святитель Феофан, то благословил после смерти передать все своё литературное наследие Пантелеймонову монастырю. Известно, что именно во время игуменства архимандрита Андрея Пантелеймоновская обитель сподобилась посещения Божьей Матери. Первое из рассматриваемых писем архимандрита Андрея, от 4 июня 1890 г., хранится в архиве Оптиной пустыни (Ф. 213) и адресовано её настоятелю, архимандриту Исаакию (Антимонову) (1810–1894), одному из корреспондентов святителя Феофана. Архимандрит Андрей писал: «Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший Архимандрит отец Исаакий! Христос посреди нас! Благоволите принять от нас посылаемую Вам книгу: «Святого отца нашего Феодора Студита подвижнические монахам наставления». Книга эта составляет 4-й том издаваемого монастырём нашим «Добротолюбия» на русском; в ней, как увидите, 335 поучений, переведённых с греческого Епископом Феофаном с небольшими сокращениями. Приснопамятным Старцам Оптиной пустыни принадлежит честь первоначального перевода и издания Оглашений Преподобного Феодора Студита с известного Сборника на новогреческом языке. Поэтому нам особенно желательно чрез Ваше Высокопреподобие сделать более известными изданные теперь поучения Преподобного Феодора Студита , чтоб они послужили многим инокам на многую пользу и во спасение. Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря архимандрит Андрей со всею о Христе братиею. Июня 4-го дня 1890 г. Св. Афонская гора. Русик. Книга посылается Вам из Москвы, из часовни нашей» 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Крупным духовным писателем, теоретиком старчества и толкователем Священного Писания был Феофан Затворник (1815–1894, вмиру Георгий Васильевич Говоров), в 1857–1859 гг. ректор Петербургской духовной академии, епископ Тамбовский и Шацкий (1859–1863), затем епископ Владимирский и Суздальский (до 1866 г., когда он удалился в Вышенскую пустынь, Тамбовской губернии, став затворником) 85 . Идеи «старчества» Паисия Величковского отразились в уставах Валаамского, Кирилло-Белозерского и Песношского монастырей, Софрониевой, Введенской, Островской, Белбережской. Площанской и Флорищевой пустыней. В 1840-е годы обычай «старчества» стал распространяться и в некоторых женских монастырях. Монастырское землевладение и хозяйство В XIX, и особенно в начале XX вв. материальное положение монастырей существенно улучшилось. Увеличились денежные пособия от казны, монастыри вновь стали превращаться в крупных землевладельцев, благодаря чему смогли расширить хозяйственную деятельность, которая в крупных монастырях приобрела предпринимательский характер. По указу Павла I от 18 декабря 1797 г. на каждый монастырь было отмежевано по 30 десятин выгонной земли, монастыри получили право устраивать мельницы и заводить пруды для разведения рыбы 86 . Увеличено содержание штатных монастырей. Стали получать из казны ежегодное пособие в размере 300 руб. заштатные монастыри. По указу Александра I от 8 июня 1805 г. монастыри получили возможность получать в дар и по завещанию ненаселенные участки земли, но на покупку земли требовалось разрешение императора 87 . Указ 24 мая 1810 г. разрешал монастырям безпрепятственно приобретать ненаселенные земли путем покупки 88 . В царствование Николая I монастырское землевладение существенно расширилось за счет пожалований от императора разных угодий. В 1838 г. каждому монастырю были отведены бесплатно лесные дачи в размере от 50 до 150 десятин. При этом наиболее крупные монастыри получили лесные дачи, значительно превышавшие указанные нормы, например, Троице-Сергиевой лавре было отведено 1250 десятин. Кроме того, Николай I указом от 6 сентября 1838 г. повелел отводить вновь учреждаемым монастырям по 100 десятин 89 , при этом земли стали отводиться и некоторым ранее существовавшим монастырям. Только в 1836–1841 гг. 170 монастырям было передано безвозмездно 25 тыс. десятин (16 тыс. десятин леса и 9 тыс. десятин пашни и сенокосов). Монастыри, которым не было отведено земли, получили денежную компенсацию, исходя из размеров доходов причитающихся им угодий 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXVII ИСААКИЙ († кон. XVI в.), Ломский, Ярославский, прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088) пещерник, прп., Киево-Печерский (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия) ИСАВ родоначальник идумеев, старший сын ветхозаветного патриарха Исаака от Ревекки, брат Иакова ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИСАГОГИКА традиц. название библейской дисциплины, предметом к-рой является история возникновения текста и канонического собрания книг Библии 76-104 104-112 ИСАИЯ († после 1089), еп. Ростовский, свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 112-121 ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 121-122 122-124 ИСАИЯ Сийский (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых)

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

— Действительно, наш монастырь имеет свою историю. Насельники стараются не только помнить ее, но хранить традиции, которые были заложены преподобными старцами в XIX веке, и следовать им. Настоятели, возглавлявшие Оптину, сами находились под окормлением старцев и стремились в духе руководить обителью. Так, из жизнеописания архимандрита Исаакия (Антимонова; 1810-1894), который 32 года нес крест настоятельства в Оптиной пустыни и при котором обитель достигла своего расцвета, известно, что он не только рекомендовал братии часто ходить к старцу на откровение помыслов, но и сам благоговейно вместе с другими насельниками монастыря ждал своей очереди к духовнику — преподобному Амвросию, а после его кончины и к преподобному Иосифу — беседовал с ними, стоя на коленях, как простой послушник. Мы знаем также, что в XIX веке монахи из числа оптинской братии нередко назначались игуменами монастырей, прежде всего, Калужской епархии . И сейчас в Оптиной пустыни есть те, у кого можно поучиться духовной жизни, но я по понятным для нас причинам не могу назвать их имена. Как жить, каждый сам решает для себя, внешние уставные требования монастыря только направляют насельника, но развитие в нем духовной жизни зависит от него самого, от его желания. Вероятно, трудно сегодня найти идеального монаха, но можно найти того, кто стремится жить по-монашески и использует для этого любую возможность. Наблюдая за братиями, видишь, кто и как подвизается: один старается регулярно посещать богослужения, приходя на них без опозданий; другой сосредотачивается на Иисусовой молитве, посвящая ей свое свободное время, и четким числом молитв за день удерживает себя от праздности; третий мало вкушает пищи, ест лишь малую часть от предложенного на трапезе; четвертый стремится исполнить каждое послушание, поручаемое ему наместником, и не видит для себя возможности отказаться. Можно еще долго перечислять разные добродетели, но подвиг монаха становится понятен мне, как наместнику, только тогда, когда я знаю физическое состояние здоровья брата и все сложности послушания, которое он несет в монастыре. Смотря на все это в совокупности, понимаешь, что духовная жизнь возможна для каждого монаха в обители, и Господь всегда помогает стремящемуся к такой жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5514496.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 31.05.1810, Курск - 22.08. 1894, Оптина пуст.), прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), схиархим. Род. в богатой купеческой семье, впосл. получившей статус почетного гражданства. Один день в неделю в семье Антимоновых был посвящен раздаче милостыни. Иван помогал отцу в торговых делах, пел на клиросе и в выходные дни собирал певчих дома для спевок. Ежедневно делал тысячу поклонов, старался не есть мяса даже в скоромные дни. Отец неск. раз предлагал ему вступить в брак, но сватовство не было успешным; в 1836 г., после очередных смотрин, отец сам женился на невесте, которую сватал сыну. Примером для Ивана стал старший брат Михаил, поступивший в Оптину пуст. (впосл. принял постриг с именем Мелетий, стал архимандритом и экклисиархом Киево-Печерской лавры ). Посещая брата в мон-ре, Антимонов общался со старцами прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным) и прп. Макарием (Ивановым) , с настоятелем прп. Моисеем (Путиловым) . Старец Лев предсказал Ивану принятие монашества, а старец Макарий поддерживал с ним переписку и приглашал поступить в мон-рь. Прп. Исаакий (Антимонов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.) Прп. Исаакий (Антимонов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.) В 1847 г. Антимонов отправился по торговым делам на Украину. Выполнив свои обязательства, не вернулся домой, а отправился в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. , куда поступил послушником. Отец резко отреагировал на уход сына в мон-рь: «Он, варвар, убил меня!» Вместе с прп. Макарием Иван посетил Курск и примирился с отцом. Иван окормлялся у старца Макария, к-рый уже тогда предсказывал ему высокий сан и готовил к буд. служению. Близко общался с игум. Варлаамом (Давыдовым) . Выполнял послушания на пасеке, в хлебопекарне, в трапезной, пел на клиросе, одновременно нес общие братские послушания. Нек-рое время был переплетчиком книг, в частности переплел рукопись «Слов постнических прп. Исаака Сирина» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-462) - самую древнюю в фонде Оптиной пуст., датируемую 1389 г.

http://pravenc.ru/text/674766.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010