На сем основании, не признавая духовного сродства между Венедиктом Ивановым и восприемницей сына его Екатериной Алимпиевой, Свят. Синод, в виду бывших примеров разрешения подобных бракосочетаний, определяет: предоставить Вашему преосвященству разрешить крестьянину Венедикту Иванову вступление в брак с Екатериной Алимпиевой, если не встретится других законных к тому препятствий. О сем Вашему Преосвященству послать указ. (Ук. на имя Архиеп. Ярославского от 31 Октября 1875 г. 2861. Яросл. Еп. Вед. 1876 г. 9. См. кн. изъясн. церковн. гражд. пост. о браках Н. Смирнова. Пенза. 1877 г. стр. 101). к) Вследствие состоявшегося при Патриархе Николае в 1092 или 1107 гг. соборного определения, которым брак между родственниками по восприятию от св. крещения запрещен до 7 степени, родство по усыновлению признано было препятствием к браку также до 7 степени включительно. К счислению степеней родства по усыновлению был применен порядок, принятый для счисления степеней духовного родства. Родственниками по усыновлению считались усыновленный, усыновитель, плотские родители усыновленного и нисходящие всех этих лиц. Усыновитель полагался в первой степени родства с усыновленным, во второй – с плотскими родителями усыновленного, в третьей – с плотскими его братьями и т. д., плотские дети усыновителя полагались во второй степени родства с усыновленным, в четвертой – с плотскими его братьями. Затем в самом важном по отношению к бракам между родственниками, указ Св. Синода от 19 Января 1810 года о родстве по усыновлению, как препятствии ко вступлению в брак, совсем ничего не говорится, почему должно принять, что все степени родства по усыновлению, в которых прежде запрещалось вступление в брак, теперь принадлежат к числу дозволенных, хотя для заключения в них брака требуется разрешение Епархиального Архиерея (Ист. Российск. Гражд. Зак. К. Неволина Т. 1 изд. 1851 г. С. П. стр. 194 и 204). В известнейшем сочинении К. П. Победоносцева : «Курс Гражд. права стр. 31, ч. 2, изд. 1871 г. С. П.» – говорится, что между усыновителем и усыновленным брак не допускается безусловно; между двумя усыновленными лишь до толе, пока жив усыновитель. л) Бывшие при миропомазании иноверцев восприемниками, а равно и при крещении (ст. 25 Уст. Д. Конс.) имеют характер по преимуществу свидетелей обращения, а потому ни по обычаю, ни по уставу, ни в какое духовное родство не вступают ни с обращающимися в Православие, ни с его родителями. (Опр. Св. Син. 6 Октября 1824 г. по делу купца Жадимировского. См. «О родстве и свойстве». С. Григоровского С-П-Б, 1894 г.). Примечание 1-е. Браки безусловно запрещаются:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894) Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью. Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938) Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа. Чудеса Оптиной пустыни По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие.  Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива. Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами. Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо. Молитвы Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Фюстель де Куланж Нюма Дени (Fustel de Coulanges, 1830–1889), французский антиковед – 142, 160 Хадидяса , жена Мухаммеда – 280 Хаймбах Густав Эрнст (Геймбах, Heimbach, 1810–1852), немецкий историк греко-римского права – 91 Хайхельхайм Фриц (Heichelheim, 1901–1968), немецкий антиковед, специалист по экономической истории древности; в 1930-е годы эмигрировал из Германии, жил вначале в Англии, затем в Канаде. – 70 Хаким, египетский халиф в 1009–1021 гг. (из династии Фатимидов) – 412, 413 Харун ар-Рашид, арабский халиф в 786–809 гг. (пятый халиф из династии Аббасидов) – 321, 367 Хаттон В. Н. (Hutton), английский византинист – 73 Хильдеберт II (Хилидебер, 570–595), король австразийских франков в 575–595, король Бургундии в 592–595 гг. – 242 Хиннеберг П. (Hinneberg), немецкий историк – 74, 76 Хлодвиг I (Хлодовех, 465 или 466 – 511), король салических франков в 481–511 гг. (из династии Меровингов), основатель державы франков – 170, 171 Хомяков Алексей Степанович (1804–1860), русский писатель и общественный деятель – 78 Хосров I Ануширван (Хосрой Нуширван, Аношарван), персидский шах в 531–579 гг. (из династии Сасанидов) – 201, 202, 309 Хосров II Парвиз (Хосрой Парвез), персидский шах в 591–628 гг. (из династии Сасанидов) – 271 Христофор (IX в.), патриарх Александрийский – 384 Христофор Митиленский (1-я пол. XI в.), византийский поэт – 480 Цахариэ фон Лингенталь Карл Эдуард (С. Е. Zachariae a Lingenthal, К. Е. Zacharia von Lingenthal, 1812–1894), немецкий византинист – 90, 327, 329, 330,332,333 Цезарь (Гай Юлий, 100–44 до н. э.), римский полководец и государственный деятель – 110, 256 Целестин I († 432), папа Римский в 422–432 гг. – 156 Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856), русский философ и писатель – 78 Шварц Эдуард (Schwartz, 1858–1940), немецкий филолог-классик, византинист и канонист – 98 Шестаков Сергей Петрович (1864–1940), византинист – 85, 361 Шёнебек X. фон (SchOnebeck), немецкий историк – 100 Шехтер С. (Schechter), американский исследователь – 424 Шлюмбержв Гюстав Леон (Schiumberger, 1844–1929), французский археолог и византинист – 66, 408

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

53 и сохраняющегося в синодальном указе 1810 г., браки в 3-й и последующих степенях Д. р. в России после издания этого указа стали венчаться без предварительного на них разрешения со стороны епархиального начальства, усмотрению к-рого подлежат случаи Д. р. в 1-й и 2-й степени, основанного на восприемничестве лицами иного пола, чем крестники, т. е. когда в брак намереваются вступить крестник со своей восприемницей, крестница со своим восприемником либо отец крестника с его восприемницей или мать крестницы с ее восприемником. Икономический подход, очевидно, уместен в подобных случаях там, где уже налицо церковный брак и вопрос ставится о его расторжении либо даже только гражданский брак, когда уже состоящие в нем желают венчаться. Если же подобные браки только планируются, то приемлемым представляется подход, основанный на акривии и традиции. Канонист Н. С. Суворов в определение Д. р. помимо отношения, возникающего из восприемничества, включил также те, что проистекают из «совершенного с церковным благословением усыновления и братотворения или побратимства» ( Суворов. 1913). Подобное определение, не встречающееся у иных известных канонистов, не имеет отношения к российской практике. В России усыновление всегда было актом только гражданского права, не сопровождавшимся церковным чинопоследованием, а побратимства, распространенного в Византии и у правосл. народов Балкан, в России никогда не существовало. Лит.: Павлов А. С. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник брачного права. М., 1887; Меньшиков А. Воззрения Московского митр. Филарета по вопросам: о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Каз., 1894. С. 161-162; Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 19135. С. 360; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2. С. 1185; Корабельников П. В. Церковно-каноническая регламентация брака: [Канд. дис.]/МДА. Серг. П., 1994. Ркп.; Цыпин В., прот. Курс церковного права.

http://pravenc.ru/text/180661.html

1 Источниками при составлении настоящего очерка были: Boyer Die Lugend Des Papstes Leo XIII gemass dessen bis jetzt unveroffentlichten Briefen. Regensburg 1897. Henri Des Houx. Historie de Léon XIII. Loachim Pecci (1810–1878). Paris 1900. L. K. Goetz. Leo XIII Seine Weltanschauung und seine Wirksamkeit qnellenmassig dargestellt. Gotha 1899. Lulien de Narfond. Leon XIII intime. Paris. Bernard Vie de Léon XIII, Son siècle, son pontificat, son influence. Composée des documents authentiques. Bruxelles. De T. Serclaes. Le pape Léon XIII. Paris-Lille 1894. Louis Teste. Léon XII et le vatican. Paris 1880. Goyau, Pératé et Fabre. Le Vatican, le socialisme et la civilisation. Paris 1895. A. Leroy-Beaulieu. La papauté, le socialisme et la démocratie. Paris 1893 George Fonsegrive. Catholicisme et démocratie. Paris. 1898. Archin fur fatholisches Kirchenrecht. Herausgegeben von Dr. Friedrich. h. Vering. Mainz 1878–1902, где помещаются энциклики, аллокуции и другие документы, исходящие от папы Льва XIII-ro. G. Cerceau. Catécehisme de Léon XIII. Les principaux enseignements de Léon XIII. Extraits des encycliqnes, lettres et allocutions de Sa Sainteté, réunis et disposés en leons catéchistiqnes. Paris 1901. При самом изложении своего очерка мы на все указанные здесь издания делаем отдельные ссылки лишь в некоторых случаях, когда почему-либо это представляет нам имеющим особенное значение. 7 Интересный фотографический снимок первого письма девятилетнего Винчецо к родителям см. у Des Houx пред стран. 33-й. 11 Alfred Marchand. Moines et nonnes. Histoire, constitution, règle, costume et statistique des ordres religieux. Tome I, pp. 225–228. -Paris. 14 Именем Винцента, которым называешься ты, Павони, называюсь также и я, маленький ребенок Печчи; о, если бы и тем великим добродетелям, какими ты, Павони, обладаешь, и я, Печчи, так же мог последовать! 16 Исторические сведенья о римских юбилеях вообще и подробное описание последнего юбилея 1900 года желающий может найти в нашей книге: «Поездка в Рим на пасху юбилейного года». Серг. Лавра. 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Commentarius in Isaiam prophetam. Ed. Petrus Benedictus. Romae, 1740 г. Евсевия Кесарийского . Υπομνματα εις " Ησααν I-LXVI. Migne, t. XXIV. Блаж. Феодорита. Ερμηνεα κατ» εκλογν ες τον οααν προφτην, I-LXI. Migne, t. LXXXI. Блаж. Иеронима. Commentarius in Isaiam prophetam, I-LXI. Migne. Series Latina, t. XXVI. Новые толковательные труды: Luther, Der Commentai über Iesaia. Hamburg, 1827 Zwingli, Contemplationes Is.uae prophetae. Turici, 1544–1545 г.г. III. Calvin, Commentarius in Isaiam prophetam. Genevae, 1559 г. t. IV. Qecolampadius, Hypomnemata in Esaiam. Basii. 1525. 1567 Brenz, Esaias commentariis explicatus. Francof. 1550 Forcrius, Cominentarius in Esaiam. Venet. 1553 Cornelius a Lapide, Comtnentarius in Jsaiam. Paris, 1622 г. Calmet, Commentaire littéral sur tous les livres de 1» ancien et nouveau Testament. Paris, 1724–1726 г. Vitringa, Commentarius in libruin prophetiarum lesaiae. т. I и IL Basiliae, 1832 Rosenmüller, Scholia in Vêtus Testamentum. Iesaiae vaticinia, T. 1–111. Lipsiae, 1810–1820. Hengstenberg, Christologie des Allen Testaments und Commentar über die messianischen Weissagungen der Propheten. Berlin, 1829 Ioh. Bade, Christologie des Alten Testaments. Münster, 1851 Drechsler, Der Prophet Iesaia. Stuttgart, 1849 г. Delitzsch, Biblischer Commentai über den Propheten Iesaia. Leipzig, 1869 г. Новое на английском языке издание. Edinburg. 1894 г. Reinke, Die messianischen Weissagungen bei den grossen und kleinen Propheten des Alten Testaments. Der Prophet Iesaia. T. 1. 11. Giessen, 1859–1862 г.; Die Weissagung von der Jungfrau und vom Immanuel. Münster, 1848. Wilh. Gesenius, Commentar über den Jesaia. Leipzig, 1821. Ferd. Hitzig, Der Prophet Jesaia. Heidelberg, 1833. Hendewerk, Des Propheten lesaia Weissagungen. Königsberg, 183S. Ewald, Die Propheten des Alten Bundes. Stuttgart. 1840. Umbreit, Practischer Commentar über den Jesaia. Hamburg, 1846. Knobel, Der Prophet Jesaia. Leipzig, 1843. Schegg. Der Prophet Jesaia. München, 1850. Diestel, Der Prophet Jesaia, erklärt von Aug.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Тюбингенская школа не строила теорию на фактах, а заставляла факты подчиняться умозрительным гегельянским схемам (прием, в целом характерный для философии Гегеля и его последователей, включая основоположников историко-материалистической школы). В трудах ее представителей сочетались гиперкритицизм и отход от фундаментальных истин христианства. «Очень немногое в те годы было сделано [в России. – Авт.] по изучению Нового завета. Преобладал апологетический интерес. Чувствовалась нужда и потребность ответить на «возражения т.н. отрицательной критики», Штрауса и «тюбингенской школы», и особенно Ренана» 29 . В этой связи ряд русских православных богословов: проф. В.В. Болотов 30 , профессор богословия Харьковского университета, член Государственного совета (с 1906 г.) протоиерей Тимофей Иванович Буткевич (1854–1925) 31 , профессор протоиерей A.B. Горский, казанский патролог Дмитрий Васильевич Гусев (ум. 1894) 32 , один из основателей отечественной библеистики, профессор Московской духовной академии, впоследствии ректор Киевской и курский епископ Михаил (Лузин) (1830–1887) 33 , ученик Глубоковского и Болотова, профессор церковной истории Санкт-Петербургского университета Борис Михайлович Мелиоранский (1870–1906) 34 и др. – вели против тюбингенской школы длительную, острую и в целом бесполезную (в плане результативности) полемику. С «неотюбингенцами» полемизировал гёттингенский, а затем тюбингенский профессор Генрих Георг Август Эвальд (1803–1875) 35 , предложивший собственный вариант документарной теории происхождения Пятикнижия, а в описании жизни Иисуса Христа занимавший компромиссную позицию, лавируя между традиционными церковными взглядами и умеренным рационализмом либерально-протестантской школы. В полемике со школой Баура участвовали также ученик одного из ведущих оппонентов Баура, супранатуралиста профессора Христиана Фридриха Шмида (1794–1852) 36 , профессор теологии в Тюбингене, Киле, Кёнигсберге, Бонне, Гёттингене и Берлине Исаак Август Дорнер (1809–1884) 37 ; принявший у Дорнера кафедру в Бонне сторонник теории Шлейермахера пастор Иоганн Петер Ланге (1802–1884) 38 ; еще один ученик Шлейермахера, консервативный лютеранский теолог, профессор в Ростоке и Эрлангене, глава т.н. эрлангенской школы и признанный лидер Эрлангенского университета Иоганн Христиан Конрад фон Хофманн (1810–1877) 39 ; ученик Баура, профессор исторической теологии лютеранский пастор Готтард Виктор Лехлер (1811–1888) 40 ; марбургский профессор Генрих Вильгельм Тирш (1817–1885) 41 ; профессор в Галле и Гейдельберге Карл Ульман (1796–1865) 42 ; наконец, А. Ричль и А. фон Гáрнак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Тверской епархии состоялись ежегодные молодежные историко-краеведческие «Бакунинские чтения» 24 ноября 2023 г. 11:19 В новом региональном центре образования «Тургиново» (поселок Тургиново Калининского района Тверской области) состоялись ежегодные молодежные историко-краеведческие «Бакунинские чтения», посвященные теме милосердия, благотворительности, подвигу служения Отечеству наших предков. «Бакунинские чтения» — это ежегодный молодежный просветительский проект Благотворительного фонда имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной. Он проводится при поддержке Правительства Тверской области, отдела Тверской епархии по культуре, Тверской городской Думы, Общественной палаты г. Твери, Ассоциации тверских землячеств. Епархиальный отдел культуры более десяти лет занимается популяризацией имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной, организует мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание школьников, рассказывает о жизни и служении первых российских сестер милосердия. Региональный центр образования «Тургиново» не случайно выбран для проведений «Бакунинских чтений» этого года. В этой школе с 2016 года действует школьный девичий отряд сестер милосердия имени Екатерины Бакуниной — первый в стране женский отряд, названный в честь прославленной сестры милосердия. В чтениях этого года приняли участие учащиеся Тургиновской школы и трех средних школ г. Твери: СОШ СОШ и СОШ Школьники выступили с историко-краеведческими докладами, а также подготовили программу художественной самодеятельности из музыкальных и хореографических номеров. В рамках чтений в региональном центре образования «Тургиново» при поддержке Правительства Тверской области и Фонда Екатерины Бакуниной состоялось открытие аудитории милосердия или кабинета имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной. Это отдельный класс, оформленный по типу музейной комнаты, экспонаты которого рассказывают о жизни и служении первых российских сестер милосердия и одной из основательниц сестринского дела в России Екатерины Михайловны Бакуниной (1810-1894). В аудитории будут проходить занятия по духовно-нравственному воспитанию молодежи, школьные круглые столы, занятия школьниц из дружины сестер милосердия имени Екатерины Бакуниной. Это уже третий подобный класс, открытый Фондом Екатерины Бакуниной в школах региона. 1 сентября сего года аудитории милосердия открылись в СОШ г. Твери, в которой также действует девичий отряд имени Екатерины Бакуниной, и в Большевишенской школе Торжокского района Тверской области, расположенной рядом с личным имением Е.М. Бакуниной на Торжокской земле. Пресс-служба Тверской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Эти напевы слывут под неточным и невыразительным названием «придворного распева», но правильнее их называть распевами, употребляющимися в церквах за богослужением в Высочайшем присутствии. Из двух упомянутых руководителей Капеллы – Бахметева и Балакирева – с деятельностью первого соединяется воспоминание, как о деятельности, проникнутой стремлением сузить и упростить церковно-музыкальное творчество. Но родники церковно-музыкального творчества ничем незаглушимы и никогда неиссякаемы. Поэтому стремление однообразить и сузить это творчество, сказавшееся заметно в период управления Капеллы Бахметевым, на деле оказалось неосуществимым. В период управления Капеллой Балакиревым оживляется творчество церковных композиторов. Составлению новых песнопений и переложению старых уделяли много сил и стараний лица, одаренные композиторским талантом, и из них некоторые, стоявшие близко к Придворной Капелле, как, напр. Е. С. Азеев, Е. А. Римский-Корсаков, бывшие учеными руководителями Капеллы и помощниками Балакирева. Лица, стоявшие дальше от Капеллы, проявили еще более творчества и самостоятельности в церковном пении. Так подготовился пятый (новый) и шестой (новейший) период церковного пения. 5-й период . Родоначальниками нового периода считаются отчасти знаменитый композитор Глинка (1804 – 1857) и особенно П. И. Чайковский (1840 – 1893). Представителями нового периода являются целый ряд церковных композиторов: Е. С. Азеев (род. 1851), Г. Ф. Львовский (1830 – 1894), А. А. Архангельский (р. 1846), прот. М. А. Виноградов (1810 – 1888), Ломакин (1812 – 1885), Римский-Корсаков (1844 – 1909), А. А. Копылов (1854 – 1911), В. А. Фатеев и друг. Представителями 6-го, новейшего последнего периода, являются граф А. Д. Шереметев, Компанейский (1848 – 1910), С. В. Панченко (р. 1867), А. Д. Кастальский, П. и А. Чесноковы, М. А. Гольтисон, А. Т. Гречанинов (р. 1864), прот. М. А. Лисицын (р. 1871), прот. С. В. Протопопов , Аллеманов (р. 1867), Ипполитов-Иванов (р. 1859), Никольский А. и др. В течение 1911 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Смирнов Д. А. Рассказы об А. С. Грибоедове, записанные со слов его друзей.//А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников… С. 238. Глава XIII  Барская шутка.//Северный Меркурий. 1810. Ч. 5. С. 114.  Обручальное кольцо.//БЧ. 1822. Кн. 1 — 3. С. 96 — 99.  Шаховской А. Нечаянная свадьба. Московская быль.//БЧ. 1834. Т. 2. С. 43-44.  Святочное гадание. (Письмо Евгении к ее приятельнице)//БЧ. 1822. Т. 1-3. С. 112-114.  Панаев И. И. Барышня.//Панаев И. И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 501.  Панаев И. И. Прошедшее и настоящее. Святки двадцать пять лет назад и теперь.//Там же. Т. 5. С. 18.  Панаев И. И. Актеон.//Там же. Т. 2. С. 265 — 266.  Там же. С. 266-267.  Толычева Т. Указ. соч. С. 92.  Погожее В. Н. Воспоминания//ИВ. 1893. 6. С. 125.  Дурова И. Указ. соч. С. 589 — 590.  Кубинцев А. В. Указ. соч. С. 364 — 365.  Сабанеева Е. А. Указ. соч. С. 133.  Сушкова Е. Записки. С. 102.  Воспоминания графини Антонины Дмитриевны Блудовой.//РА. 1889. Кн. 1.С. 46 — 47.  Ващенко-Захарченко А. Е. Мемуары о дядюшках и тетушках. М., 1860. Ч. 1.С 164.  Из дневника Марты Вильмот (1808 г.)//Письма сестер М. и К. Вильмот из России. М., 1987. С. 411 — 412.  Волхв… С. 307.  Данилевский Г. Я. Знакомство с Гоголем.//Гоголь в воспоминаниях современников. С. 452 — 453.  Гадания накануне Андрея Первозванного (30-го ноября)//КС. 1888. 11. С. 80 — 81. Глава XIV   Полонский Я. Я. Песня цыганки.//Полонский Я. Я. Сочинения. В 2 т. М., 1986. Т. 1.С. 99.   Новицкий Н. М. Из заметок ветерана.//PC 1874. 11. С. 179.   Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1795 — 1848 гг.//PC. 1876. С. 632-639   Из Записной книжки «Русской старины»//PC. 1894. 1. С 212-214.   Фадеев A. M. Воспоминания. 1790 — 1867 гг. В 2 ч. Одесса, 1897. С. 67.  Пассек Т.П. Указ. соч. Т. 2. С. 19 — 20.  Берг Н. В. Посмертные записки.//PC. 1890. 2. С. 303.  Из «Современных записок и воспоминаний…» А. Я. Булгакова. 1847 г.//Встречи с прошлым. М., 2000. Вып. 9. С. 75.  Раевский В. Ф. Мой арест.//А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 371.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010