—333— менее Льва Исавра были осведомлены на счёт Евангельской заповеди и были менее ревностны в её применении? Никто, конечно, этому не поверит. В чем же дело? – В том, что они шире и глубже Льва Исавра понимали Евангельскую заповедь и внимательнее его относились к условиям жизни, изобретая возможные способы применения её к жизни, с одной стороны предупреждая хитрые уловки её обхода людьми злонамеренными, а с другой, – теплее и сочувственнее относясь к человеческой немощи, к физическим и моральным требованиям человеческой природы и таким образом пламенно ревнуя об исполнении божественного закона, делали его иго удобоносимым, а не превращали его в бесчеловечный закон, лишь восхваляя его, и свою ревность о нём. В том и мудрость законодателя, его такт, чтобы указывать применительно к условиям жизни лучший путь применения великих принципов божественной правды, а не ограничиваться их восхвалением и жестокой карой за их неприменение – как это сделано в эклоге Льва Исавра. Само по себе законодательство Эклоги по занимающему нас вопросу не стоило бы такого внимания, какое мы уделяем ему, не стоило бы оно такого внимания и по историческому своему значению, (в 780 г. эклога была отменена) оно имеет для нас глубокий интерес, как момент в истории византийского права, поразительно сходный с моментом в истории нашего церковно-гражданского права, начавшимся с 1809-го года и переживаемым в настоящее время. К изображению этого последнего момента мы перейдём в своё время, а теперь продолжим наше обозрение византийского законодательства. Уложение Императора Василия Македонского, заменившее Эклогу Льва Исавра и известное под именем Прохирона (ручная книга законов) возвратилось, по занимающему нас вопросу, к Юстинианову праву и не только вполне воспроизвело его, но и сделало дальнейшие шаги по уравнению обязанностей супружеской верности в отношении к мужу и жене. Приводим из него места по интересующему нас вопросу по тексту Кормчей книги: Муж имеет право требовать развода: —334— „Аще (жена) мужеви ея не хотящу со внешними мужи пиет и мыется в бани с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Объясн. зап. стр. 8, 9). Реформа способствовала облагорожению семинарских нравов, уничтожению прежней грубости, склонности к обману и лицемерию в отношении начальства, и содействовала значительному ослаблению старинных пороков, особенно нетрезвости. «Вежливость и деликатность в обращении, искреннее чувство признательности к наставникам, чувство дружбы в товариществе; у многих уважение к долгу и чести»: – такими словами инспектор характеризовал воспитанников петербургской семинарии в своем донесении правлению в 1871 г., и донесение в таком роде не единственное; взгляд же этот в общем разделялся и наставниками. Исключения, разумеется, имели место, но никогда не оставались без должного внимания и приличных мер и взысканий. И в отчете об. прокурора за 1879 г. значится: «по отзывам ревизоров и по заявлениям семин. начальств, воспитанники преобразованных семинарий вообще держат себя очень прилично, вежливо и почтительно» (стр. 170). Характер церковности, правда, не выдвигался на видный план, но по уставу развитие его весьма поощряется (§§ 147–153 ср. объясн. зап. стр. 11). Задача же воспитания человека и пастыря далеко не ограничивалась этим, но ставилась более широко 415 . Относительно проступков воспитанников спб. семинарии можем привести данные, напр. из инспекторской ведомости за 1876–77 год, где указаны: «несвоевременное возвращение в семинарию из отпуска (12 случаев), табакокурение в спальне и буфете (5 сл.), оскорбление товарищей (4 случая), неуважительное объяснение с преподавателем (2 сл.), грубое обращение с служителем (1 сл.) и порча классных принадлежностей один случай. Большая часть означенных проступков приходится на классы 1-й (который вообще не сразу подчиняется влиянию семин. педагогии) и 2-й. Общее нравственное настроение воспитанников вполне доброе». Но, вообще, с конца 70-х годов, как заметно из донесений инспекции, число проступков увеличивается. Физическое воспитание стало также предметом особого внимания. Для развития и укрепления сил воспитанников введена гимнастика, к занятиям которой, по предложению ректора Хрисанфа (1874 г.), семин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIX в. крупнейшие достижения нем. Д. м. связаны с именем Ф. Мендельсона (1809-1847). Библейские оратории «Павел» (на сюжет из Деяний св. апостолов, либретто пастора Ю. Шубринга, 1836) и «Илия» (на основе 3-й Книги Царств - гл. 17-19, либретто Шубринга, 1846), еще при жизни мастера имевшие большой успех, сохраняют ценность и в наст. время. Оратория «Илия», исполненная за год до смерти композитора на муз. торжествах в Бирмингеме наряду с Торжественной мессой Бетховена и «Сотворением мира» Й. Гайдна, была воспринята слушателями и исполнителями с особым энтузиазмом. 3-я оратория Мендельсона - «Христос» (первоначальное название - «Земля, Небеса и Преисподняя», текст И. Ф. фон Бунзена на основе Евангелий и кн. Чисел, 1847) осталась незавершенной. Мендельсон закрепил драматургические особенности классической оратории, идущие от Генделя, углубив и усложнив психологическое начало. Обновлению подверглись и муз. приемы - мелодика, гармонический язык, фактура, строение отдельных сцен. Во 2-й пол. XIX в. к жанру оратории обратились последователи Мендельсона: Ф. Хиллер (1811-1885; «Разрушение Иерусалима», «Саул», «Рождество» и др.), Ф. Киль («Вифлеемская звезда», «Христос»), К. Рейнеке («Валтасар»), М. Брух («Моисей»). Однако в их произведениях приверженность классическим традициям понимания и трактовки библейских образов сочеталась со стремлением к упрощению драматургии и муз. языка. С. Франк. Фотография. 80-е гг. XIX в. С. Франк. Фотография. 80-е гг. XIX в. Во Франции развитие Д. м. в XIX в. связано с деятельностью оперных композиторов, к-рые охотно обращались к жанру оратории, писали богослужебные произведения, привнесли в них приемы театральной драматургии, элементы лирико-бытового повествования. Мастера лирической оперы - Ш. Гуно (1818-1893), К. Сен-Санс (1835-1921), Ж. Массне (1842-1912) - оставили заметный след в развитии Д. м., нек-рые их произведения даже исполнялись в храмах (оратория Массне «Обетованная земля» в 1900 прозвучала в ц. св. Евстафия в Париже). Но общий тон сочинений, трактовка в них библейских сюжетов были по-домашнему сентиментальны, подчас фамильярны, что снижало их художественную значимость. Возвышенный дух церковной музыки был особенно близок С. Франку (1822-1890), к-рый мн. годы служил органистом в ц. св. Клотильды в Париже, однако и в его глубоких по смыслу сочинениях (оратории «Искупление», 1872, «Заповеди блаженства», 1879) мелодическая чувствительность нередко кажется преувеличенной, а религиозные образы - слишком обыденными. Наиболее далекую от церковных традиций интерпретацию жанр оратории получил в Священной трилогии Г. Берлиоза (1803-1869) «Детство Христа» (1853-1854), по сути являющейся вокально-симфонической легендой, повествующей о приключениях Св. Семейства на пути в Египет.

http://pravenc.ru/text/180654.html

300  См. его „Philosophische Schriften. В. I. р. 497, 429, 456, 457. Landshut 1809. Христа Шеллинг называл простым человеком. 302  См. Über eine Weissagung Lichtenbergs und von den göttlichen Dingen und ihrer Offenbarung. Band III. 303  Сравнить журнал „Literarisch-histor. Taschenbuch, Prutz. Leipzig. 1843 и Systematische Entwickelung aller in der Dogmatik. 4 издание, 229. Betschneider’a. 306  Geschichte der Philosophie. Hegel. Band. III. Seit. 100; Сравни также Philosophie Geschichte, Seit. 339; Aesthetik. Band II. Seit. 142. 321  См. Schlottmann. David Strauss, als Romantiker des Heidentums. 1878. „Theologische Literaturzeitung. 1879. 34 (col). 333  До Штрауса Дауб пользовался мифической теорией. См. Strauss Charakteristiken und Kritiken, Daub und Schleiermacher. 1839. Herzog. Realencyclopad. Band III. 601. 1877. Ausgabe 2. 339  Известно, что правительство Пруссии думало запретить книгу Штрауса, но этому воспрепятствовал своим авторитетом учёный профессор Берлина Неандер. Он доказывал, во-первых, что запретить сочинение Штрауса не значит его опровергнуть; во-вторых, что через эту меру оно может получить неподобающее значение. 341  Так как в книге Штрауса были собраны все отрицательные идеи рационалистов, то защитники евангелий могли из неё видеть, куда они ведут, равно, как и узнать характер своих врагов. Действительно, нет возможности перечислить бесчисленный ряд апологетических сочинений и периодических статей, написанных против теории Штрауса. Против Штрауса писали Генгстенберг (Evangelische kirchliche Zeitung), Толлук (Die Glaubwürdigkeit der evangelischen Geschichte. Hamburg ?1837), Неандер (Leben der Christ. 1837), Вейссе (Evangelische Geschichte), Дорнер (Die Lehre von der Person Christ. 1839), Кун (Das Leben Iesu wissenschaftlich bearbeiten. 1838) и мн. др. 343  О последствиях своей теории Штраус говорит в „Drei Streitschriften zur Verteidigung meiner Schrift über das Leben Iesu. Tübingen. 1838. 344  Hettinger. Dr. F. Strauss, ein Leben, und Literaturbild. Freiburg. 1875. Literat. Rundschau. 1876, 411.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Королевское общество — основано в 1645 г. в результате слияния нескольких клубов и первоначально имело название «Философское общество». Его деятельность прервала гражданская война. В 1662 г. было восстановлено под нынешним названием, получило королевский устав и с тех пор играет роль английской Академии наук. Издавна пользуется высокой репутацией, хотя жестоко осмеяно Свифтом в «Путешествиях Гулливера» (Свифт враждовал с Ньютоном, тогдашним главой Королевского общества). Членом Королевского общества был и старший сын Уэллса. Гладстоны — Уильям Юарт (1809–1898), лидер Либеральной партии, премьер-министр Великобритании в 1868–1874, 1880–1886, 1892–1894 гг., и его младший сын Герберт Джон (1854–1930), видный парламентский деятель, руководитель либеральной фракции палаты общин, министр внутренних дел в 1905–1910 гг.; в 1916–1924 гг. губернатор и верховный комиссар ЮАР. Бивербрук , сэр Уильям Максуэлл Эйткен (1879–1964) — канадский предприниматель, сколотил большое состояние на производстве цемента, был назначен канадским представителем на фронтах Первой мировой войны, составил себе имя отчетами о военных действиях и вошел в историю журналистики. Основатель газеты «Дейли экспресс» и некоторых других изданий. В 1918 г. — британский министр информации. Занимал ряд постов в военном кабинете Черчилля во время Второй мировой войны. Автор книг «Канада во Фландрии» (1915–1916), «Политики и пресса» (1925), двухтомника «Политики и война» (1928, 1932). Официально руководителем газетного концерна в течение многих лет был его сын. Нортклиф Алфред Чарльз Уильям (1865–1922) — английский журналист, газетный магнат и политический деятель. Его брат, Гарольд Сидней, первый виконт Ротермир (1868–1940), связанный с Бивербруками (см. выше примеч. 10/В файле — комментарий прим. верст. /), принадлежал к числу видных журналистов и политиков. Другие члены этой семьи также находились на вершинах английской общественно-политической жизни (см. также примеч. 20 к гл. VI/В файле — комментарий прим. верст. /).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Особенного внимания заслуживают те призывы вернуться к Церкви, которые раздавались из среды русских литераторов, имевших столь большое влияние на русскую интеллигенцию. Об этом писал Н. В. Гоголь (1809–1852) в своей «Переписке с друзьями». Он же составил ценное объяснение Православной Евхаристии в книге «Размышление о Божественной Литургии». Ф. М. Достоевский (1821–1881), этот мировой гений, проникший в самые сокровенные тайники человеческой души, дал дерзновенное описание борьбы человека с Богом и показал разрушительную силу атеизма, который ведет своих последователей к отвержению ценности и свободы человеческой личности. Он же нарисовал образ русского старца в «Братьях Карамазовых» и раскрыл возрождающую силу, данную Церкви с ее соборным братством в любви и в свободе. Верующими людьми были поэты, граф Алексей Толстой (1817–1875) и Федор Тютчев (1803–1873). Замечательный писатель Н. Лесков (1831–1895) в ряде своих произведений описывал православных подвижников. Граф Л. Н. Толстой (1828–1910) вплотную подошел в своих романах и философских сочинениях к вопросу о христианстве и смысле жизни. Но все эти представители русской литературы не могли преодолеть нежелания русского образованного общества войти в ограду Церкви. Перелом начал совершаться лишь в XX веке, накануне крушения империи. В. С. Соловьев (1853–1900) Первая брешь в неприятии христианства была пробита В. С. Соловьевым , глубоким мыслителем, талантливым поэтом и блестящим публицистом конца XIX века. Его книги раскрыли на языке современной философии необходимость Боговоплощения. Он сумел отразить доводы тех, кто на исторических и философских основах пытались опровергнуть истину христианства. Его вдохновенные лекции привлекали толпы слушателей. Религия и мистика стали темами, которыми начало увлекаться новое поколение поэтов, писателей, художников, мыслителей и музыкантов. А. Белый (1880–1935); А. Блок (1880–1921); В. Брюсов (1873–1924); Вячеслав Иванов (1886–1949); Д. С. Мережковский (1886–1942); 3. Н. Гиппиус (1870–1944); Анна Ахматова (р. 1892); В. Розанов (1856–1919); А. Скрябин (1871–1915); В. А. Тернавцев; Вал. Свенцицкий и другие. Пелена безразличия и непонимания спала, и она сменилась живым интересом к религии и желанием найти путь к Церкви. Целый ряд выдающихся представителей философской и политической мысли России, как, например, князь С. Н. Трубецкой (1862–1905), князь Е. Н. Трубецкой (1863–1920), проф. С. Булгаков (1871–1945), С. Франк (1877–1950), П. Струве (1870–1944), В. Ф. Эрн (1879–1919) и Н. Бердяев (1874–1948) подняли свои голоса в защиту истины христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

После реформы духовных школ, когда была осознана необходимость дать учащимся духовных школ научное руководство для прохождения пастырского служения, появились почти одновременно два курса Пастырского богословия. Эта книга архимандрита Антония (Амфитеатрова , впоследствии архиепископа Казанского, 1815–1879), вышедшая в 1851 году, и труд архимандрита Кирилла (Наумова , впоследствии архиепископа Мелитопольского, 1823–1866), вышедший в 1853 году. Первая, в сущности неоконченная, гораздо слабее курса «Догматического богословия» того же автора, крупного для своего времени русского богослова. К ее недостаткам в первую очередь следует отнести формализм и узость. «Пастырское богословие» архимандрита Кирилла, за которое он получил степень доктора богословия, является, по словам историка профессора Петербургской Духовной Академии И. Чистовича (1828–1893), «первым опытом изложения пастырских обязанностей в научном виде». Для нашего времени это пособие, конечно, устарело, но ценно как памятник первого научно-систематического изложения предмета. A. С. Стурдза (1791–1854), известный писатель на богословские и церковные темы, выпустил в 1840 году «Письма о должностях священного сана». Это весьма полезное сочинение, как видно из заглавия, не представляло собой систематического курса, но имело большую практическую пользу. Такой же практической ценностью отличаются еще две книги: архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского , 1809–1877) «Памятная книжка для священника или размышления о священнических обязанностях», вышла в Москве в 1860 году, и «Практическое руководство для священнослужителей» П. И. Нечаева (1842–1906), 10-е издание которого вышло в 1910 году в Петербурге. Это руководство было настольной книгой нескольких поколений священнослужителей и отчасти может быть полезно и в наше время. Профессор Киевской Духовной Академии Β. Ф. Певницкий (1832–1911) выпустил в конце XIX в. целую серию дополняющих друг друга книг о пастырском служении: «Священник» (Киев, 5-е изд., 1897); «Священство» (Киев, 2-е изд., 1897); «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан» (СПб., 3-е изд., 1898). Эти книги остаются ценными академическими пособиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Речь идет об эссе «Об удовольствиях», вошедшем в тот же сборник. В настоящем издании см. эссе «Век без психологии». 226 О беседах Джонсона см. эссе «О книгах про светских людей…», прим. 8. Ч. Лэм прославился своими «Очерками Элии» (1823—1833) — сборником эссе, написанных в форме бесед. Noctes Ambrosianae — серия литературных диалогов, публиковавшихся в 1822—1835 гг. Большая их часть написана Дж. Уилсоном. Четыре жителя Суссекса — персонажи книги X. Беллока «Четыре человека» (1912), написанной в форме диалогов, происходящих во время прогулок в лесах Суссекса. 227 Речь идет о характерном для Августина противопоставлении категорий «fruor» — пользоваться и «utor» — использовать. 228 «Страсти» — оратории И. С. Баха. 229 Олд–Кент–роуд — дорога из Лондона в Дувр. Тутинг — квартал в Уондзуорте, юго–западная часть Лондона. 230 Файв–о–клок — традиционное английское пятичасовое чаепитие. 231 Речь идет о фреске Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Какую именно фигуру имеет в виду Г.К.Ч., неясно. 232 Принцип контраста — подробней об этом см. эссе «Век без психологии». 233 «Пейшенс» — комическая опера У. Гилберта и А. Салливана (1881). «Панч» — см. Предисловие к «Книге снобов» У. Теккерея, прим. 1. 234 Тетушка Джемайма — сестра хозяйки пансиона из романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1847—1848). 235 Маргейт — курортный городок в графстве Кент, известный своей сувенирной индустрией. 236 Полемические статьи Дж. Уистлера отличались крайней резкостью тона. (См. также прим. 6 к наст. статье.) 237 Дартмур — тюрьма, основанная в 1809 г. первоначально для французских военнопленных. 238 Из статьи Дж. Рескина, написанной в июле 1879 г. и вошедшей в сборник «Fors clavigera» (1871—1884). В ответ Уистлер подал на Рескина в суд за диффамацию. 239 Меннониты — протестантская секта, близкая к баптистам. Основана в XVI в. Мормоны — религиозная секта, основанная в XIX в. в США. Ее учение зиждется на так называемой «Книге Мормона». 240 Сандеманийцы — небольшая шотландская протестантская секта последователей Роберта Сандемана (1718—1771). 241

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Посол в Персию (1842). Посол в Японию (1853 – 1855), подписал с нею трактат в Симода. Во время пребывания в Китае трижды посетил Японию, с которой заключил еще два трактата: в Нагасаки (1857) и в Иедо (1858). В 1861 г. Министр Народного Просвещения и в том же году Член Государственного Совета. 9 Jemes Eart of Elgin and Kinkardine (1811–1862) Верховный Комиссар и Уполномоченный Великобританского Правительства в Китае. До этого губернатор о. Ямайки и генерал-губернатор Канады, после Китая Вице–Король Индии (см. Walrond, Letters and Journal of James, Eigth Eart of Elgin. London,1873; Wrong, The Eart of Elgin, London, 1905). 10 Генерал–Губернатор Восточной Сибири (1847) граф Маравьев – Амурский (1809 – 1881), заключил 16 мая 1858 г. Айгунский трактат. 12 Впоследствии вице–президент Ху–бу (финансового ведомства), член Цзун–ли–цзыня, глава Министерства Юстиции. 14 Ныне здравствующий Д. Т. С. барон Федор Романович фон–дер–Остен–Сакен (р. 1832) в 1858 г. Состоял при графе Путятине в качестве секретаря. Впоследствии Вице–Директор Азиатского Департамента, Директор Департамента Внутренних Сношений и Непременный член Совета Министерства Иностранных Дел. Автор Souvenirs de l’Ambassade du Conte Poutiatine en Chine, Journal de St. Petersbourg 1876. 15 Баллюзек Лев, фл.–ад. полковник гв. артиллерии, участник обороны Севастополя, сопровождал Н. П. Игнатьева во время его посольства в Пекин (1859 – 1860), Министр–резидент в Пекине, заключил с Китаем в 1862 г. конвенцию о сухопутной торговле, в 1863 г.; Тургайский губернатор умер в 1879 г. Почетным Опекуном в Спб. 16 Нян–нян – матушка, покровительница. Доу–нян–нян – целительница оспы, Ян–гуан–нян–нян – целительница глазных болезней, Сун–цзы–нян–нян –покровительница чародея (посылающая детей и т.д.). 17 Из харацинских монголов. Отличился при отражении тайпингов, шедших на Тянь-цзин. В 1864 г. Прогиб с нянь–фэй’ями в Шань–дуне. 18 Иван Ильич (1817 – 1885). Доктор маньчжурской словесности, автор маньчжурско – русского словаря, грамматики маньчжурского языка и многих трудов по синологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

294 Corpus scriptorum historiae byzanminae (от Константина до 1453), напечатан в Луврской типографии в Париже (при Людовике XIV) в 36 томах, в 1644–1711 гг. Перепечатано в Венеции в 1722 и след. гг. В 1824 г. начало выходить новое издание, так называемое Боннское (начал Нибур), более полное. При Петербургской духовной академии некоторые историки переведены на русский язык. Некоторые историки (главные) переведены на французский язык, под заглавием Histoire de Constantinople, 1672–1674, 8 vol. in 40. par Consin. 295 Для справок: Архим. (ныне преосвящ.) Сергия, Полный месяцеслов Востока, М. 1875–76, два тома. 300 Почти все церковные писатели изданы Минем. L " abbé Mígne. Palrolagiae cursus completus seu Bibliotheca universalis, integra, uniformis, commoda, oeconomica omninm se Patrum, Doctorum Scriptorumque ecclesiasticorum sive latinorum sive graecorum, qui ab aevo Apostolico ad aetatem Innocenti (an. 1216) pro latinis et ad consiln Florentini (an. 1439) tempora pro graecis. floruerunt. Seriei graecae tomi 1–161, et seriei latinae tt. 1–217. Tomi 218–221: Indices generales simul et speciales Patrologiae latinae. Parisiis 1844–1866. Указатель к греческой серии вышел в Афинах. Δωροϑου το Σχολαριου, Κλες Πατρολογας κα βυζαντινν συγγραφων, οτοι ερετριον πντων τν συγγραμμτων τν ϑεων Πατρων, Διδασκλων κα συγγραφων, τν περιεχομνων ν τ ν Παρισοις κσοϑεσ Πατρολογ ις τρους κατν εξκοντα κα va (1857–1866) π Μιγνου (Migne), ν προσετεϑησαν κα τ συγγραμματα πτ βυζαντινν συγγραφεων κ της ν Вονν εκδσεως, ατν μνον μ συμπεριλαμβονομνων ν τ τν Μιγνιου εκδσες. ν Αϑναις, 1879. – Филарета, архиеп. Черниговского. Историческое учение об отцах Церкви. Три тома, Спб. 1882. Doin Reiny Histoire des auteures sacres et ecclesiastiques XV volls. Первое изд. Paris, en 24, voll. 1729. Dupin, Bibliotheque universelle des auteur ecclesiastiques, 1686 Volls. 6. Его же, Bibiotiieque des historiens, 1716. Fabricii, Bibliotheca Graeca, XX voll. ed. Harless. 1809. (слово нераспознанно) Commentarius de scriptoribus ecclesiae antiquis, Lipsiae, 1722, volls. 3. – Cave (Кэв), Scriptorum ecclesiasticorum historia literaria. 1688, 1720. Nicolai, Geschichte Literaturgeschichte. Magd. 1878, volls. 3. Krumbacher, Geschichte der Byzantinischer Literatur von Iustinian bis zum Ende des Ostromischen Reiches. München. 1891. Σαϑα, Μεσαιωνικ βιβλιοϑηκ. 1872–7, 6 volls.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010