Речь идет об эссе «Об удовольствиях», вошедшем в тот же сборник. В настоящем издании см. эссе «Век без психологии». 226 О беседах Джонсона см. эссе «О книгах про светских людей…», прим. 8. Ч. Лэм прославился своими «Очерками Элии» (1823—1833) — сборником эссе, написанных в форме бесед. Noctes Ambrosianae — серия литературных диалогов, публиковавшихся в 1822—1835 гг. Большая их часть написана Дж. Уилсоном. Четыре жителя Суссекса — персонажи книги X. Беллока «Четыре человека» (1912), написанной в форме диалогов, происходящих во время прогулок в лесах Суссекса. 227 Речь идет о характерном для Августина противопоставлении категорий «fruor» — пользоваться и «utor» — использовать. 228 «Страсти» — оратории И. С. Баха. 229 Олд–Кент–роуд — дорога из Лондона в Дувр. Тутинг — квартал в Уондзуорте, юго–западная часть Лондона. 230 Файв–о–клок — традиционное английское пятичасовое чаепитие. 231 Речь идет о фреске Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Какую именно фигуру имеет в виду Г.К.Ч., неясно. 232 Принцип контраста — подробней об этом см. эссе «Век без психологии». 233 «Пейшенс» — комическая опера У. Гилберта и А. Салливана (1881). «Панч» — см. Предисловие к «Книге снобов» У. Теккерея, прим. 1. 234 Тетушка Джемайма — сестра хозяйки пансиона из романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1847—1848). 235 Маргейт — курортный городок в графстве Кент, известный своей сувенирной индустрией. 236 Полемические статьи Дж. Уистлера отличались крайней резкостью тона. (См. также прим. 6 к наст. статье.) 237 Дартмур — тюрьма, основанная в 1809 г. первоначально для французских военнопленных. 238 Из статьи Дж. Рескина, написанной в июле 1879 г. и вошедшей в сборник «Fors clavigera» (1871—1884). В ответ Уистлер подал на Рескина в суд за диффамацию. 239 Меннониты — протестантская секта, близкая к баптистам. Основана в XVI в. Мормоны — религиозная секта, основанная в XIX в. в США. Ее учение зиждется на так называемой «Книге Мормона». 240 Сандеманийцы — небольшая шотландская протестантская секта последователей Роберта Сандемана (1718—1771). 241

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Посол в Персию (1842). Посол в Японию (1853 – 1855), подписал с нею трактат в Симода. Во время пребывания в Китае трижды посетил Японию, с которой заключил еще два трактата: в Нагасаки (1857) и в Иедо (1858). В 1861 г. Министр Народного Просвещения и в том же году Член Государственного Совета. 9 Jemes Eart of Elgin and Kinkardine (1811–1862) Верховный Комиссар и Уполномоченный Великобританского Правительства в Китае. До этого губернатор о. Ямайки и генерал-губернатор Канады, после Китая Вице–Король Индии (см. Walrond, Letters and Journal of James, Eigth Eart of Elgin. London,1873; Wrong, The Eart of Elgin, London, 1905). 10 Генерал–Губернатор Восточной Сибири (1847) граф Маравьев – Амурский (1809 – 1881), заключил 16 мая 1858 г. Айгунский трактат. 12 Впоследствии вице–президент Ху–бу (финансового ведомства), член Цзун–ли–цзыня, глава Министерства Юстиции. 14 Ныне здравствующий Д. Т. С. барон Федор Романович фон–дер–Остен–Сакен (р. 1832) в 1858 г. Состоял при графе Путятине в качестве секретаря. Впоследствии Вице–Директор Азиатского Департамента, Директор Департамента Внутренних Сношений и Непременный член Совета Министерства Иностранных Дел. Автор Souvenirs de l’Ambassade du Conte Poutiatine en Chine, Journal de St. Petersbourg 1876. 15 Баллюзек Лев, фл.–ад. полковник гв. артиллерии, участник обороны Севастополя, сопровождал Н. П. Игнатьева во время его посольства в Пекин (1859 – 1860), Министр–резидент в Пекине, заключил с Китаем в 1862 г. конвенцию о сухопутной торговле, в 1863 г.; Тургайский губернатор умер в 1879 г. Почетным Опекуном в Спб. 16 Нян–нян – матушка, покровительница. Доу–нян–нян – целительница оспы, Ян–гуан–нян–нян – целительница глазных болезней, Сун–цзы–нян–нян –покровительница чародея (посылающая детей и т.д.). 17 Из харацинских монголов. Отличился при отражении тайпингов, шедших на Тянь-цзин. В 1864 г. Прогиб с нянь–фэй’ями в Шань–дуне. 18 Иван Ильич (1817 – 1885). Доктор маньчжурской словесности, автор маньчжурско – русского словаря, грамматики маньчжурского языка и многих трудов по синологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

765 Подлинное заглавие брошюры, против которой пишет Паулус: Ein Wort über die Emancipation der Bekenner des Mosaischen Glaubens in Baden; von einem christlichen Badenser. , 1831. 766 Люди с натуральным здравым смыслом, но не приученные к правильному, логическому различению понятий, должны в особенности остерегаться этих «призрачных» убеждений. Дело в том, что бывают понятия, по-видимому, сходные и родственные, но в сущности совершенно различные. Так и здесь. Почти все воображают, что евреи не допускаются до полного равенства с прочими гражданами за их «религию». Нет, они не допускаются к этому, – и сами себя не допускают, – потому что держатся своего особого «законодательства», и это законодательство, совершенно «национальное», а не религиозное, считают за свою «религию». 767 Иост (Iost) Исаак-Маркус (1793–1868) – немецкий историк еврейства, автор трехтомного труда «История иудаизма и его сект» (1857–1859), первое издание которого цитируется Гиляровым. Известно русское сокращенное изд.: Религиозные секты евреев, от падения Иерусалима до наших времен, и описание их религиозных обрядов/По Иосту. М.: Изд. А. И. Манухина, 1864. 306, II с. 769 Подразумевается Билль об эмансипации католиков (они составляли подавляющее большинство населения Ирландии) – законодательный акт, принятый Британским парламентом 24 марта 1829 г. Он позволил католикам занимать государственные должности, кроме некоторых высших. Вводились и иные ограничения, например, католическим священникам запрещалось носить свои облачения за пределами церквей и частных домов; в Ирландии был резко увеличен имущественный ценз, необходимый для участия в голосовании, и др. 770 Цитата из Свода законов не вполне точна. Помимо пунктуационных разночтений, в оригинале: «...в вышеозначенные судебные…» 772 Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (Mendelssohn Bartholdy; 1809–1847) – немецкий композитор-романтик, пианист, дирижер, педагог еврейского происхождения. 773 Речь идет об иудаистском почитании шаббата (субботы) – седьмого дня недели, в который предписывается воздерживаться от работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

471 Что четыре канонические Евангелия составляли основание Тацианова Евангелия δι τεσσρων, это показывает результат исследований Bindemann s. 481. и дал. Поскольку же по всей вероятности Тациан пользовался и евангелием от евреев, то это название находится у Епифания, вместо Евангелия δι τεσσρων, haer. LLVI, 1. (Λγεται δ τ δι τεσσρων εαγγλιον π ατο γεγενσϑαι, περ α βραους τινς (αλοσιν.). 472 Так еще Semler (Prolegg. in ep. ad. Gal.); Löffler (Marcionem Paul, epp. et. Lucæ; ev. adulterasse dubitatur. Fref. ad. V. 1788); Corodi (Beleuchtung der Geschichte des Bibelkanons. 11, 171.) и Eichhorn (Einieit. 1,40.) утверждали, что евангелие Маркиона есть древний неиспорченный памятник или краткая рецензия служащего основанием Евангелия от Луки первоевангелия, или вообще источник канонического Евангелия от Луки. J. Е С. Schmidt (Einleit. 1:126) выражал даже догадку, которая служить основанием многих других гипотез, что евангелие Маркиона есть настоящее Евангелие от Луки, наше же церковное есть уже распространенное позднейшею рукою, следовательно испорченное Евангелие Следуя тем же путем и Schwegler (Das NachapostoL Zeitalt 1, s. 261 ff.), A. RitschI (Das Evang. Marcions und das kanon. Evang. des Lucas. Tub 1846), Baur (Krit. Untersuchungen über die kanon. Evangelien. Tüb. 1847. s. 393 ff.) u др. в евангелии Маркиона видят прямо первоисточник Луки (впрочем с значительными разностями между собою: так напр. по RitschI наше Евангелие от Луки должно быть антимаркионитское, по Baur напротив). 473 Так еще в прежнее время: Storr Über die evangelisclie Geschichte und Briefe Johannis. s. 259; Kleuker Ausführliche Uutersuchung der Aechlbeit der neutestamentlichen Schriften, Hug Einleit. 1. 65, Arneth Uber die Bekanntschaft Marcions mit unserm Kanon. 1809, Schütz Diss, de evv. 1. 26 sqq. Gratz Kritische Untersuchung über Marcions Evangelium 1818, и др., даже сам de Wette Einleit. § 70 s. 106. 474 Olshausen Echtheit der Evangelien s. 111–215; A. Hahn Das Evangelium Marcions in seiner ursprüngl. Gestall Königsb. 1823. В сущности того же результата достигли: Н. Rhode Plogegg. ad quaestionem de ev. Marcionis denuo instit. Vratisl. 1834. 4. и С. E. Becker Exam. crit. delév. de Marcion P. 1. Strassb. 1837. 4., и (не только против Baur, но и против Volkmar) G. F. Frank Uber das Evangelium Marcions в Theol. Studien 1855. H. 2. s. 246. и F. Heim Marcion, sa doctrine et son evangile. Strsb. 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Еп. Климент (Вечеря), В. В. Бурега Сравнительное богословие и история западных исповеданий в КДА Академический устав 1809-1814 гг. не выделял сравнительное (или обличительное, как оно тогда называлось) богословие в самостоятельную дисциплину. Более того, составители устава считали нецелесообразным уделять слишком большое внимание «части полемической». Преподавателю богословского класса предписывалось давать студентам лишь общее понятие «о вопросах, в споре обращающихся, и о лучшем способе их разрешения». В соответствии с типовым конспектом по богословским наукам, подготовленным в 1814 г. в СПбДА и впосл. разосланным во все ДА, обличительное богословие входило в состав общего курса богословия и изучалось во 2-м полугодии 4-го года обучения вместе с «собеседовательным богословием» (гомилетикой) и каноническим правом. Т. о., в первые годы существования КДА студенты получали лишь самые общие сведения о вероучении других христианских конфессий в рамках общего богословского курса. Бакалавры богословских наук должны были преподавать не только обличительное богословие, но и ряд других разделов богословия, что не способствовало самостоятельному развитию этой дисциплины. В 30-х гг. XIX в. ректор свт. Иннокентий (Борисов) в богословском курсе рассматривал обличительное богословие как отдельную дисциплину и стремился выделить ее в самостоятельную кафедру. По воспоминаниям одного из студентов КДА 30-х гг. XIX в., «полемическое богословие в Академии и семинариях исключительно обязано ему (свт. Иннокентию.- В. Б.) своим бытием в настоящем виде» ( Феофилакт (Праведников). 1895. С. 637). Тем не менее до 50-х гг. XIX в. бакалавры богословских наук совмещали в КДА преподавание обличительного богословия с преподаванием др. дисциплин. Наиболее ранние из сохранившихся программ КДА по обличительному богословию относятся к 1847/48 и 1848/49 уч. г. (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 2981). Они были составлены преподовавшим эту дисциплину архим. Антонином (Капустиным). Во введении в свой курс он рассматривал цели и задачи обличительного богословия, раскрывал его метод и приемы, говорил о его связи с другими богословскими дисциплинами.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

1844 года. В течение этого года, как значится в конспекте Заболотского, «в классе производились лекции и объяснения до части рисования на доске мелом, с которых очерков воспитанники копировали в свои тетради», (потом и с гипсовых фигур рисовали). Пройдено: о линиях, о голове, о перспективе, о корпусе человеческого тела, об одежде, о свете. В консп. 1847 г. уже обозначается – рисование, иконописание и живопись. В 1845 г. иконописанием занимались 101 воспитанник из всех отделений; опыты в живописи представлялись и на публичный экзамен. На запрос Дух. уч. Управления в 1848 г., сколько человек и как занимаются живописью? – правление отвечало: занимаются 95 и не ниже «порядочно». В этом году 12 воспитанников высш. отделения написали уже образа, (Св. Троица, Вознесение, бегство в Египет, нерукотворенный Спас, исцеление слепорожденного и пр.). С конца 40-х годов число учащихся уменьшается (48 чел. из всех отд. в 1849 г., в 1853 г. 47–55, 1861–38, 1867–13) 290 , но некоторые и из окончивших курс продолжали заниматься, напр. в 1849 г. таких было трое, из них каждый написал до 11 эскизов, орнаментов и образов масляными и друг. красками, «по правилам древнего византийского художества и сходно с так называемыми в деле иконописного искусства нашей православной церкви подлинниками» 291 . Между тем ученики высш. отделения писали карандашем и красками акварельными и яичными изображения с древних святцев; в средн. отделении копировали с оригиналов карандашем и представили некоторые опыты красками; в низшем занимались копированием частей человеческой фигуры. Всего по списку значится свыше 100 опытов. Между прочим занимались рисованием облачений и церк. утвари. В 1849 году введено было еще и так называемое техническое учение, хотя и раньше (1846 г.) сообщались сведения о грунтовании, о клее для красок, о золочении и т. п. От 15/19 апр. 1849 г. св. Синод определил: «ввести в виде опыта техническое преподавание иконописи, с изучением разных производств образного и стенного писания». С этою целию назначен особый техник, крестьянин Коротков, которому дана особая программа, и на приобретение разных материалов отпущено 300 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Творения св. отцев должны были служить «истинным руководством к разумению свящ. Писания» 229 . Число изучавшихся книг нового завета с течением времени увеличилось. В 40-х годах по конспектам отмечены только Евангелия, Деяния и посл. к Римлянам; затем читались и соборные послания. В 1849 г. уже прибавлены к этому – посл. к Коринф. Галат. и Ефесеям, но остальные книги не все означены и в последующих конспектах. Пред началом урока читалась глава из Библии. С самого конца 50-х годов, особенно же в половине 60-х, программа уроков по св. Писанию расширяется в отделе исагогическом и критическом, ставятся вопросы об образовании ветхозав. канона и его разделении у иудеев, так же и о новозаветном, о переводах греческом и славянском, о языке и подлинности книг (Савваитов), далее о происхождении книг неканонических, о значении библиологии, об исторической достоверности книг (Гурнов 1867 г.); более избирается мест и целых глав для объяснения. Свободнее пользуются и иностранными пособиями, кроме старых на лат. языке (в роде Calmet Comment. и Cornel. a Lapide), более новыми – (Rosenmüller, Scholia; Migne, Script, sacrae cursus compl.), а также немецкими (Delitzsch), не говоря о русских вновь выходящих, в роде соч. Агафангела, Кухарева. После св. Писания, предмета общего для всех трех отделений, первой, по времени изучения, богословской наукой было Катехизическое учение, проходившееся на 1-й год в низш. отделении по руководству Петра Могилы : «Православное исповедание», об особенностях которого сказано было выше (см. стр. 125). О способе преподавания наставник Кедров писал в 1844 г., что он «объяснял смысл текстов, чтобы облегчить заучивание их и делал приспособление к понятиям учеников учения богословского». Первоначально на этот предмет назначался 1 урок в неделю, но потом это найдено недостаточным, в виду того, что катехизис Петра Могилы должен был служить «повторением пространного катехизиса, проходимого в уездных училищах, и в тоже время как бы введением в круг высших духовных наук и поверкою для оных» 230 . По опред. св. Синода от 22/31 марта 1845 г. велено от греч. языка отделить один еще урок для катехиз. учения «по важности сего предмета» и предписано наставнику: «с удовлетворительною подробностию и точностию изъяснить и внушить воспитанникам все заключающиеся в Православном исповедании истины... соображая свои изъяснения, кроме пространного катехизиса, с Посланием восточных патриархов о православной вере, и, по мере возможности, с богослужебными книгами... и каждый класс непременно требовать от учеников строгого отчета в том, что преподано в предыдущей класс» 231 . В августе того же года предписано, кроме изучения катех. П. Могилы в 1-й год в низш. отд., «по переходе учеников в высшее, пред самым началом богословских курсов, повторить вновь означенную книгу, возложив сей труд на преподавателя богословия». Это и было заведено, как видно из конспектов Полисадова (1845 г.) и Феогноста (1847–48 г.), но вскоре вывелось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В истории церковной музыки XIX в. определяющими стали 2 тенденции: всеобщее господство романтической стилистики и развитие музыкально-исторического сознания. Так, в лютеран. части Германии празднование 300-летия Реформации послужило стимулом к возрождению старых мелодий и текстов церковных песен XVI и XVII вв., все в большем количестве появлявшихся в богослужебных собраниях песен. Под воздействием растущих патриотических настроений в Г. зрела идея авторитетного общенационального собрания церковных песен, что привело к появлению в 1915 г. «Немецкого евангелического песенника», первого из серии подобных изданий в ХХ в., пришедших на смену региональным и местным песенникам. Во 2-й пол. XIX в. начались активное изучение и публикация собраний сочинений крупнейших лютеран. композиторов прошлого - И. С. Баха, Шютца, Шайна. Высоким уровнем церковной музыки в 1-й пол. XIX в. отличался Берлин - во многом благодаря личным усилиям К. Ф. Цельтера (1758-1832), главы Берлинской певческой академии (с 1800), основателя Ин-та церковной музыки (1822). После долгого забвения под рук. Цельтера в Берлине состоялось исполнение фрагментов мессы Баха (1811-1812). За ним последовало исполнение «Страстей по Матфею» (1829, с сокращениями) под рук. ученика Цельтера Ф. Мендельсона (1809-1847), имевшее большой общественный резонанс. Большинство церковных произведений Мендельсона (кантаты, мотеты, псалмы и др.) были предназначены для хора берлинского кафедрального собора. Их стиль стал образцовым для мн. других менее значимых авторов церковной музыки XIX в. Из знаменитых композиторов-романтиков дань церковной музыке отдали И. Брамс (1833-1897) и М. Регер (1873-1916). Крупнейшее духовное произведение И. Брамса, «Немецкий реквием», может исполняться в церкви (прозвучал впервые в Бременском соборе 10 апр. 1868), однако не имеет определенного богослужебного предназначения; написан на подобранные лично композитором библейские тексты, центральный образ к-рых - утешение страдающих. При этом в сочинении не только избегается тема искупительной смерти Христа, но даже не упомянуто имя Спасителя.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Какова природа эстетического начала в жизни человека, общества, всего человечества от сотворения мира и до его конца? И в чём смысл существования искусства, на этом зиждущегося? И есть ли смысл в самом посвящении себя занятию искусством? И не губит ли человек самоё жизнь свою, предаваясь этому занятию, подчиняя себя кумиру земной красоты? Давно заметили неравнодушные скептики: искусство, искус, искушение — слова одного корня. И не одна ли природа у обозначенных этими словами понятий? Вот вопросы, которые станут мукою всего творческого бытия Гоголя. Они взволнуют всю русскую литературу, расколов ее на два противоборствующих направления в середине XIX столетия. Через соблазны «серебряного века» они дойдут и до сего дня, так и не освободившись во временах, ими одолеваемых, от того беспокойства и той жестокости своей, каких спешили избегнуть едва ли не все художники. В XIX веке безжалостнее прочих поставили эти вопросы перед собственной совестью два великих художника: Гоголь и Лев Толстой — различно решив их для себя, ибо слишком разно осмысляли религиозное своё бытие. Но в восемнадцать лет молодой поэт лишь робко прикоснулся к проблеме, обнаружив всё же некую внутреннюю неправду искусства — при всём его благотворном влиянии на жизнь. Что до мысли о благодатности искусства — тут не обошлось без влияния эстетического идеализма Шиллера и вообще немецкого романтизма и немецкой философии. Сама «немецкая» поэзия «Ганца Кюхельгартена» не могла же не быть сопряжена с идеалистическими внутренними блужданиями души автора. Европейский романтизм, как мы знаем, вообще заметно воздействовал на развитие нашей отечественной литературы — на большинство её творцов в начале XIX столетия. Но его яркая вспышка была недолговечной, ибо он не имел для себя религиозной почвы, искушая скорее внешними эмоциональными и эстетическими соблазнами, не затрагивая сердцевины творческого поиска русских литераторов. И всё же какие-то шрамы романтизм в душе многих оставил; поэтому когда Гоголь признавался Шевырёву позднее (11 февраля 1847 года), что «пришел ко Христу скорее протестантским путём» (9, 362) — такое свидетельство важно: пусть и неглубоко, но царапнул его душу протестантский соблазн, отразившись и на романтическом увлечении гоголевской музы.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

откуда они, возвращаясь потом на родину, приносили бы с собою пример возможно лучшего духовного образования» 355 . Такие ученики вызывались каждое шестилетие, хотя не все они доходили до конца курса: иные выходили в другие учебные заведения, некоторые уезжали обратно по болезни; случалось, что иных возвращали назад, «как не оказавших достаточного прилежания и успехов» в течение напр. двух лет (в 50-х годах Цитович, Кероцкий), хотя большинство из западноруссов обыкновенно принадлежало к числу лучших учеников. Иногда, взамен уехавших обратно, высылались другие, напр. в 1845 г. на место больного Никоновича из полоцкой сем. прислан Пл. Обух. Некоторым из западной России разрешалось переходить в спб. семинарию и вне означенного вызова, помимо установленных сроков, тем более что приезжавших в срок иногда было менее 14. Окончившие курс большею частию должны были возвращаться в свои епархии. Первый выпуск воспитанников, приехавших на основании вышеуказанного постановления 1842 г. из зап. России, был в 1847 г., последний вызов сделан в 1865 г., а выпуск в 1871 г. Всех прибывших таким образом было до 60 356 . В ноябре 1865 г. последовало распоряжение о прекращении вызова из западных губерний в спб. семинарию, а вместо того увеличено число таких воспитанников в дух. академиях 357 . Не мало лиц поступало в спб. семинарию из других епархий и с целию изучения живописи и иконописания, по представлению местных архиереев, или по собственному желанию, но обыкновенно с обязательством – ехать учителями живописи на известный срок в свою семинарию, или куда назначит начальство, в виду чего они пользовались казенным содержанием. Из таких воспитанников можем поименовать – Игорева сарат. сем., Малова тамб., А. Звонцова новг., Бисерова, Знаменского и Ксенофонтова тобол., Хламова кавк., Токарева арханг., Н. Павловского, Н. Тихвинского и М. Стратилатова яросл., И. и. П. Соколовых, Н. Кушина полоцк., Е. Богословского и Куртукова томск., А. Виноградова тверск., Ян. Страшкевича кишин. и пр. Воспитанники эти поступали в разные классы семинарии, некоторые из них были и окончившие курс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010