1775 Розена. История Турции от 1826 г. до парижского трактата Ч. I, стр. 66. Перев. с немецк. Петерб. 1872. 1776 См. подробности об этом выше, стр. 96–123. А также Богосл. Вестник, 1891, часть II. стр. 206–245: «взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан греко-восточной церкви». 1777 Проф. Скабалановича. Политика турецкого правительства (точнее: было указано выше), стр. 444–445. 1780 Maurer. Das Griechishe Volk in öffentlichen, kirchlichen Beziehung. В I, S. 419–421. Heidelberg, 1835. 1783 По крайней мере любят ее приводить себе на память люди «ржавые» в среде Греков, т.е. такие, которые не очень-то прельщаются благами западной цивилизации Леонтьева. Из лизни христиан в Турции Том II, стр. 278 Мос. 1876. 1785 Теплова. Представители иностранных держав в прежнем Константинополе. Русс. Вестн., 1890, июнь. стр. 6. 1792 Протоиер. А.В. Горского О греческой церкви от 1463 г. до нач. XVIII столетия «Прибавлен к Творен св. Отцов» т. 32 (1833 г.), стр. 411. 1794 Elssner. Neueste Beschreibung derer Griechischen Christen in der Türkei, S. 272. Berlin, 1737. 1798 Розена История Турции Ч. I, 65, 66. Базили. Очерки Константинополя. Часть II, стр. 158. Петер. 1835. 1799 Палеолога и Сивиниса. Очерк народной войны за независимость Греции. Часть I, стр. 95. Петерб. 1867. 1808 Pichler. Geschichte des Protestantismus in der oriental Kirche im 17 Jahrhundert S. 23. München, 1862. 1809 От редакции. – Помещая эту статью уважаемого А.А. Киреева в целях всестороннего обсуждения вопроса. Редакция «БВ» не берет на себя обязанности защищать все ее частные пункты. 1810 Церковные Ведомости сочли справедливым дать старо-Католикам возможность однажды, ответить на обвинения о. Пр. Мальцева. 1812 Их обвиняли и в «лживости», и в желании обмануть нас; даже в том, что они нас (на люцернском конгрессе) уже и обманули, и печаталось это на страницах богословских журналов. Конечно, все это оказалось полнейшим вымыслом! 1813 В Бонне происходили Конференции в 1874 и 5 годах, но конечно условия воссоединения обсуждались многократно и на предыдущих и на последующих конгрессах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

845 Joannis Lelandi antiquarii de rebus britannicis collectanea/Ed. Thomas Hearn. 3 vols. in 4 pts., plus 2 vols. append. Oxford, 1715 (2 nd ed.: 6 vols. London, 1770; repr.: 6 vols. 1874). 847 Nomenclator avtorvm omnivm quorum libri vel manuscripti, vel typis expressi exstant in bibliotheca Academia Lvgdvno–Batavae cum epistola De ordine eius atque usu... Lugduni Batavorum [Leiden], 1595 (penp.: 1962; 1995). 848 [ D. Hoeschelius.] Catalogvs Graecorvm Codicvm Qvi Svnt In Bibliotheca Reip. Avgvstanae Vindelicae, Quadruplo quam antea auction Augustae Vindelicorum [Augsburg], 1595; см. также: Hieroglyphica Horapollonis, a Davide Hoeschelio fide Codicis Augustani ms. correcta, suppleta, illustrata. Augustae Vindelicorum, 1595. Хёшелю принадлежат также публикации (по аугсбургским рукописям) «Константинопольской истории императоров» (Historia Constantinopolitana imperatorum orientalium & occidentalium ab anno 1080 vel circiter res gestas complectens; ex Augustana Graeca bibliotheca cum notis [Davidi] Hoeschelii. S.I., 1618) й синопсиса семи Вселенских соборов (Synopsis Septem SS. Conciliorvm Oecumenicorvm Graece. Ex codice manuscripto bibliothecae Augustanae. Augustae Vindelicorum, 1595). 849 [ James I ] Ecloga Oxonio–Cantabrigiensis, tributa in libros duos, quorum prior continet catalogum confusum librorum manuscriptorum in illustrissimis bibliothecis, duarum florentissimarum Academiarum, Oxoniae et Cantabrigiae. London, 1600 (repr.: Bernard E., Wanley H. Catalogi librorum manuscriptorum Angliae et Hibemiae, in unum collecti, cum indice alphabetico. 2 vols. in 1. Oxf., 1697). Описание кембриджских библиотек было продолжено Уильямом Стенли (1647–1731) ( Stanley W. Catalogus Librorum Manuscriptorum in Bibliotheca Collegiis Corporis Christi in Cantabrigia: Quos legauit Matthaeus Parkerus Archiepiscopus Cantuariensis. London, 1722), Джеймсом Нэсмитом (1740–1808) (Nasmith J. Catalogus Librorum Manuscriptorum quos Collegio Corporis Christi et B. Mariae Virginis in Academia Cantabrigiensis legauit Reverendissimus in Christo Pater Matthaeus Parker, Archiepiscopus Cantuariensis. Cambridge, 1777), известным английским медиевистом Монтэгю Родсом Джеймсом (1862–1936), который начал публикацию своей серии каталогов средневековых рукописей Кембриджских библиотек с 1890 г., и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не имели не только духовного образования, но и светского (по выражению клировых ведомостей, «в школах не обучались»). Но священническая и причетническая должности требовали хотя бы незначительной грамотности, поэтому встает закономерный вопрос о том, где же обучалось будущее духовенство? Пытаясь ответить на этот вопрос, донской дореволюционный историк Е. Савельев нашел в актах, относящихся к XVIII столетию, упоминание о том, что «для учения божественных книг казачьих и священнических, диаконских и прочих церковных детей имеются у них [донских казаков] школы» 256 . Но что это были за школы, сколько их было и кем они содержались, кто учил в них и чему именно, сведений не сохранилось. В начале XIX в. Войсковым правительством было предположено открыть на Дону три духовных училища: уездное в Новочеркасске и приходские в станицах Зотовской и Каменской. 1 сентября 1821 г. распоряжением Святейшего Синода было учреждено и 8 ноября 1821 г. открыто духовное училище в станице Зотовской Хоперского округа. В 1841 г. оно было преобразовано в уездное духовное училище, а в 1862 г. переведено в станицу Усть-Медведицкую и продолжило свое существование под именем Усть-Медведицкого духовного училища 257 . 21 сентября 1821 г. были открыты уездное и приходское училища в Новочеркасске (поскольку в станице Каменской не нашлось подходящего помещения для училища) 258 . Они выполняли образовательный стандарт по плану, выработанному Комитетом об усовершении духовных училищ и Высочайше утвержденному 26 июня 1808 г. Зная опасливое отношение священно- и церковнослужителей к школам вообще, перед открытием училища в июле 1821 г. Новочеркасское духовное правление официально предписало священству и церковнослужителям Черкасского и Хоперского заказов в обязательном порядке предоставить своих детей в возрасте от 6 до 15 лет к началу учебного года. Благочинные заручились собственноручными подписями родителей в том, что они привезут детей, но многие нарушили свои обязательства по различным, в большинстве случаев вымышленным, причинам 259 . Достаточно скоро предубеждение исчезло, и будущее духовенство Донской епархии получило возможность получать систематическое духовное образование. До 1854 г. Новочеркасское духовное училище существовало в виде двух училищ: уездного с двумя отделениями (низшим и высшим) с двухгодичным курсом каждое и приходского с двумя одногодичными классами. В 1854 г. уездное и приходское Новочеркасские училища были объединены в одно уездное духовное училище с тремя отделениями: низшим, средним и высшим, каждое с двухгодичным курсом. Кроме этого, при училище был открыт причетнический класс, в котором преподавались катехизис, священная история, церковный устав, пение, церковное письмоводство, география, арифметика, русская история и оспопрививание. Причетнический класс существовал 9 лет и в 1863 г. был закрыт «по недостатку учеников» 260 . В 1867 и 1884 гг. Новочеркасское училище было вновь преобразовано. Ежегодно в нем обучались более 300 человек 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Успенский, один из участников убийства, доказывал «теоретическую» необходимость смерти И. И. Иванова ради «достижения общего блага», ради «общего дела» (см.: Правительственный вестн. 1871. 10 июля. 284 …все эти Милли, Дарвины и Штраусы преудивительно смотрят иногда на нравственные обязанности современного человека — мы же, как известно, обязаны подражать Европе. — Джон Стюарт Милль (Mill) (1806–1873) — английский философ-позитивист, логик и экономист. Чарльз Роберт Дарвин (Darwin) (1809–1882) — основоположник научной теории развития органического мира. Давид Фридрих Штраус (Strauss) (1808–1874) — немецкий философ-гегельянец, историк, теолог и публицист (см. выше, С. 296–297). Критический анализ отдельных сторон нравственной проблематики их работ был дан в «Гражданине» H. H. Страховым и К. П. Победоносцевым, подписавшимися (1873. 16 июля. С. 809–812). Учение Милля о «свободе, равенстве и братстве» было подвергнуто в «Гражданине» критике в рецензии К. П. Победоносцева на работу Дж. Стифена «Liberty, eguality, fraternity» (London, 1873), направленную против положений Милля (Гражданин. 1873. 27 авг., 3 и 10 сент. Резко полемичной по отношению к теории Дарвина была статья H. H. Страхова в «Заре» (1872. I. С. 1–18) «Переворот в науке. „Происхождение человека и подбор по отношению к полу“ Ч. Дарвина (СПб., 1871)». В «Гражданина» (от 24 сентября — 8 октября) была помещена рецензия Страхова на труд Штрауса «Der alte und der neue Glaube» («Старая и новая вера», 1872). 285 Нет, нечто другое изменило взгляд наш — понятие, что сам стал таким же, как он, с ним сравнен и даже приравнен к самой низшей ступени его. — Об изменении его взглядов, которое произошло на каторге, Достоевский писал позднее в февральском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г. («Мужик Марей»). Эта же тема присутствует в работах петрашевцев — Ф. Н. Львова «Выдержки из воспоминаний ссыльнокаторжного» (Современник. 1861. 1862. и Ф. Г. Толля «Труд и капитал» (СПб., 1861). В предисловии к последней книге, останавливаясь на идеях утопического социализма, приверженцем которых он был в юности, Толль писал: «…удовлетворяться такими фантазиями могут только очень молодые энтузиасты, сильные одною любовью к добру, чуждые личного жизненного опыта и плодов разносторонней науки позже встреча и близкое знакомство с людьми, в которых изучение первобытного человека, со всеми хорошими и слабыми сторонами его, не затруднялось условными чертами, налагаемыми на естественный тип цивилизациею и историческим бытом, дало мне возможность повторить на других личностях мои опыты самоповерки я вывел заключение, что едва ли новые формы общественного быта могут не только возникнуть, но и упрочиться за человечеством иначе, как органически из недр и на основании тех форм, до которых доныне достигло оно через длинный ряд веков» (С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» — Евангелие от Матфея, XVI, 26. Коле Луиза (1808—1876) — французская писательница, находившаяся в близких отношениях с Флобером в 1846—1854 гг.; за это время Флобер написал ей множество писем, полных признаний и эстетических размышлений. После разрыва отношений опубликовала о Флобере два романа: «История солдата» (1856), «Он» (1857). Г-жа Шлезенжер — жена музыкального издателя Мориса Шлезенжера, изображенная под именем Марии в ранней повести Флобера «Записки безумца» (1838). 354 Дю Кан Максим (1822—1894) — французский писатель, друг юности Флобера; выступал как проповедник «утилитарного искусства» и буржуазного развития. В дальнейшем пути Флобера и Дю Кана разошлись. 356 Святая Тереса д " Авила (1515—1582) — испанская писательница, монахиня, автор многочисленных мистических сочинений. 357 Фиваида — область в Египте, где скрывались от преследований христиане, становившиеся отшельниками. Флобер называет «Фиваидой» желание воскресить в искусстве погибший Карфаген. Этот замысел был осуществлен им в 1862 г. («Саламбо»). 358 Прюдом Жозеф — литературный псевдоним французского писателя и карикатуриста Анри Монье (1805—1877), создателя образа самовлюбленного, банального буржуа Жозефа Прюдома («Популярные сцены», 1830; «Воспоминания Жозефа Прюдома», 1857). Мишле Жюль (1789—1874) — французский историк либерального направления, автор «Истории французской революции» (т. 1—7, 1847—1853). 359 Шагабарим — жрец богини Танит в романе Флобера «Саламбо». 360 Благоденствующие буржуа на ионвильской Сельскохозяйственной выставке... — сцена в романе Флобера «Госпожа Бовари» (1856), разоблачающая жестокую и страшную жизнь мещанского Ионвиля. 361 Недовольный браком любимой племянницы с нормандским буржуа того типа, который он всегда люто ненавидел... — В 1864 г. племянница Флобера Каролина Амар вышла замуж за коммерсанта Эрнеста Команвиля, который впоследствии принес Флоберу разорение и неприятности. ...бывавший в Компьене и у принцессы Матильды... — Компьенский замок — одна из осенних резиденций Наполеона III, место дворцовых развлечений. Принцесса Матильда — Матильда Вильгельмина Бонапарт (1820—1904), кузина Наполеона III, хозяйка литературного и артистического салона, в котором Флобер бывал с 1863 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

1044 Пресвитеры должны быть благосерды, милостивы ко всем, обращать заблуждающихся, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдовами или нищими, всегда стараться о добром пред Богом и человеками, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде, удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха. 1047 Hugo Grotius. Annotationes ad N. T. Paris 1641. Это издание повторено Windheim’oм. Halle 1769. 1048 Комментарий Wemsmein’a, на Новый Завет вышел в свет в 1751–1752 гг. См. Беляев, соч. цит., с.818. 1049 Гаммонд (Hammondus) написал толкование на Новый Завет, изданное в 1699 году. В 1714 году толкование Гаммонда вышло в новом издании Клерика, значительно переработанном и дополненном примечаниями. 1050 Своё толкование учения апостола о человеке беззакония Клерик (Clericus) высказал в комментарии Гаммонда, им же изданном (см. предшествующее прим.). 1052 Schoettgenius, Horae hebraicae et talmudicae in universum Novum Test. Dresdae et Lipsiae 1733. 1058 Срв. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 1886. I. s. 503 f., срв. 495 f. 1061 Толкование Könne († 1791 г.) на Новый Завет появилось в 1778 г.; оно было переработано и вновь издано Тиксеном в 1791 году. 1063 Heydenreich, Zu 2 Thess. 2, 1–12 в Neuer krit. Journal der theol. Literatur von Winer u. Engelhardt. Bd. 8. 1828. St. 1–3. 1067 Nitzsch, De revelatione religionis externa eademque publica prolusiones academicae. Lipsiae 1808. 1070 Baumgarten-Crusius, Exeget. Schriften zum N. T. Comm. üb. d. Briefe Pauli an die Philipper u. Thess. Jena 1848. 1071 Hofmann, Der Schriftbeweis. 1 H. 2 Aufl. 1857. Die Heilige Schrift Neuen Testaments. Erster Theil. 1862. 1073 Riggenbach, Die beiden Briefe Pauli an die Thess. в Theol.-homilet. Bibelwerk, herausgegb. v. Lange. Des N. T-s X Th. 1864. 1078 Названия трудов этих исследователей приведены ниже, при изложении их толкований 2-ой главы 2-го Фесс. Не названы лишь труды Schrader’a, Apostel Paulus, 1830. Th. 1; Schneckenburger’a, Zur Lehre vom Antichrist, bearb. v. Böhmer, в Jahrb. für deutsche Theol. Bd. 4. 1859; Ewald’a, Die Sendschreiben des Ap. Paulus. 1857; Geschichte des apostolischen Zeitalters, 1858; van der Vies’a, De beiden Brieven aan de Thessalonicensen 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

118. Проект Устава Православных духовных академий с параллельным изложением мнений меньшинства членов Комиссии. [СПб., 1910]. 96 с. 119. Свод мнений относительно Устава духовных семинарий. СПб., 1866. 144 с. 120. Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий 1808–1814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг.: печатано по определению Св. Синода, от 7 ноября 1907г. за СПб., 1908. 26, 406, 115 с. 121. Списки студентов Московской духовной академии за 75 лет ее существования. (1814–1889 гг.). М.: Тип. Волчанинова, 1889. 44 с. 122. Списки студентов Московской духовной академии, окончивших полный академический курс в 1890–1903 гг. СП, 1903. 123. Списки студентов Московской духовной академии. 1897–1917 гг. Б. м. 14 с. 124. Списки студентов Московской духовной академии. 1896–1921 гг. Б. м. 16 с. 125. Списки студентов Императорской Московской духовной академии: 1913–1922 гг. б. м., б. г. 126. Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской духовной академии за первое столетие ее существования (1814–1914 гг.). СП: Тип. И. И. Иванова , 1914. 178 с. 127. Устав духовных консисторий. М.: Продается у книготорговцев братьев Салаевых, 1874. 572 с. С. 430–451 (Устав духовных академий). 128. Устав духовных семинарий: [проект]. СПб.: Мед. тип., 1810. 13 с. 129. Устав Православных духовных семинарий. Б. м., 1867. 16 с. 130. Устав Православных духовных академий, высочайше утвержденный в Царском Селе 30-го мая 1869 года//Странник 1869. С. 53–79. 131. Устав и штат православных духовных академий, [Высочайше утвержденный 20 апреля 1884 года]//ПрибТСО 34. 1884. Кн. 3. С. 1–37 (4-я пагин.). См. также: Устав Православных духовных академий. Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1884. 40 с. 132. Уставы Православных духовных семинарий и училищ с относящимися к ним постановлениями Святейшего Синода. СПб.: Синод. тип., 1888. 202, III с. 133. Уставы Православных духовных семинарий и училищ с относящимися к ним Постановлениями Святейшего Синода. СПб.: Синод. тип., 1908. 301 с. 134. Устав Православных духовных академий. СПб.: Синод. тип., 1910 (СП: Тип. ТСЛ, 1910; Труды КДА 1910. С. 1–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

С. 462. Шенапан — негодяй (франц. chenapan). 280 С. 465. Художник, например, написал картину Ге. — Автор написал «как кому угодно»… — Здесь полемический выпад против M. E. Салтыкова-Щедрина, напечатавшего сочувственный отзыв о картине H. H. Ге (1831–1894) «Тайная вечеря» (см.: Современник. 1863. «Наша общественная жизнь»). Эта картина, показанная впервые на осенней выставке Академии художеств в 1863 г., вызвала разноречивые толки. Впоследствии Достоевский упрекал H. H. Ге в преднамеренном смешении «исторической и текущей» действительности, отчего, по его мнению, «вышла фальшь и предвзятая идея, а всякая фальшь есть ложь и уже вовсе не реализм» (Дневник писателя, 1873, «По поводу выставки»). «Как кому угодно» — статья Щедрина, напечатанная в «Современнике» за 1863 г. 281 С. 465. Сандальный нос — нос пьяницы. 282 С. 467. …ну хоть утверждать, например, вслед за Боклем, что от цивилизации человек смягчается… — В двухтомном труде английского историка и социолога Генри Томаса Бокля (1821–1862) «История цивилизации в Англии» высказана мысль, что развитие цивилизации ведет к прекращению войн между народами (см.: Бокль Т. История цивилизации в Англии. СПб., 1863. Т. 1. С. 141–146). 283 С. 467. Вот вам Наполеон — и великий, и теперешний. — Имена французских императоров — Наполеона I (1769–1821) и Наполеона III (1808–1873) — названы в связи с тем, что периоды правления того и другого ознаменовались большим количеством войн, которые вела Франция. 284 С. 467. Вот вам Северная Америка… — В 1861–1865 гг. в Северной Америке шла война против поднявших мятеж рабовладельческих штатов Юга, сопротивлявшихся отмене рабства. 285 С. 467. Вот вам, наконец, карикатурный Шлезвиг-Гольдштейн… — Немецкое герцогство Шлезвиг-Гольштиния с 1773 г. фактически стало провинцией Дании. В 1864 г. шла прусско-датская война, закончившаяся присоединением этой территории к Пруссии. 286 С. 468. …Атиллы да Стеньки Разины… — Атилла (?—453) — вождь племени гуннов, возглавлявший опустошительные военные походы на территории Римской империи, Ирана и Галлии. Степан Тимофеевич Разин (ок. 1630–1671) — донской казак, возглавивший крестьянскую войну в России 1667–1671 гг. 287

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

С. 425. …как лорда Девоншира… — Достоевский имеет в виду представителей знаменитого старинного английского рода графов и герцогов. В 1862 г. титул герцога Девоншир носил Вильям Кавендиш, граф Бурлингтон (1808–1891). 235 С. 425. …Грандисону, Алкивиаду, Монморанси… — Грандисон — персонаж одноименного романа английского писателя Ричардсона (1689–1761), воплощение безупречной добродетели. Алкивиад (451–404 до н. э.) — афинский полководец; как пишет в его жизнеописании Плутарх, обладал величайшим искусством завоевывать любовь окружавших его людей. Монморанси — Достоевский имеет в виду древний воинственный род французских герцогов. 236 С. 426. …какой-нибудь Адонис, Вильгельм Телль… — Адонис — персонаж древнегреческой мифологии, отличавшийся необыкновенной красотой. Вильгельм Телль — бесстрашный герой швейцарской народной легенды, имя которого стало популярным после одноименной драмы (1804) Ф. Шиллера. 237 С. 426. Галера — гребное военное судно, существовавшее до конца XVIII b.; гребцами на галерах большей частью были осужденные на каторжные работы. 238 С. 426. …в кодексе совершенно ясно обозначены пункты воровства из низкой цели, то есть из-за какого-нибудь куска хлеба… — Это рассуждение, возможно, было написано под впечатлением истории осужденного Жана Вальжана, героя романа В. Гюго «Отверженные» (1862), который Достоевский впервые прочитал летом 1862 г. во Флоренции и вторично просмотрел во время работы над этой частью «Зимних заметок» (см. письмо к А. Н. Милюкову от 2 января 1863 г.). 239 С. 426. …разум оказался несостоятельным перед действительностью — нет доводов чистого разума… — Достоевский, очевидно, имеет в виду рационалистические теории, обосновывавшиеся в идеалистических философских учениях и подвергавшиеся в 30-60-х годах XIX b. критике позитивистов, отрицавших философию как науку, претендующую на обобщенный анализ явлений действительности. В русской публицистике особый интерес к этим проблемам был вызван книгой П. Л. Лаврова «Очерки вопросов практической философии» (1860). С автором этой книги, развивавшим некоторые положения философии Канта, полемизировали Чернышевский («Антропологический принцип в философии», 1860) и Писарев («Идеализм Платона», 1861; «Схоластика XIX века», 1861). Говоря ниже о разуме Ивана и Петра, Достоевский имеет в виду следующее рассуждение Чернышевского, приведенное в названной выше статье: «…можно находить, что Иван добр, а Петр зол; но эти суждения прилагаются только к отдельным людям, а не к человеку вообще» (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 7. С. 264). Аналогичное высказывание содержалось в статье Писарева «Схоластика XIX века»: «…воззрения не могут быть ни истинны, ни ложны: есть мое, ваше воззрение, третье, четвертое и т. д. Которое истинно? Для каждого свое…» (Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. М., 1955. Т. 1. С. 135). 240

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

С целью оказания помощи гимназистам, выпускникам гимназии, её преподавателям при гимназии по инициативе И.Ф. Грацинского в 1862 г. было создано благотворительное об-во под названием «Братство святого Стефана Великопермского». Председателем об-ва был И.Ф Грацинский. Во второй половине 19 в. гимназия приобрела статус классической. В ней преподавались латинский и греческий языки. В 80-е гг. 19 в. Министерство нар. просвещения принимало меры к «очищению» учебных заведений от низших сословий. В гимназиях повысилась плата за обучение. Началось сокращение численности учеников. С 1884 г. директором гимназии был магистр Казанской духовной акад. Я.И. Алфионов. В гимназии всегда работало немало талантливых педагогов из воспитанников Учительской семинарии и ун-тов. Гимназия являлась одним из передовых учебных заведений Прикамья. Гимназисты, преподаватели, выпускники гимназии были инициаторами, организаторами, активными участниками многих общественно-полезных дел: открытия школ, женских учебных заведений, создания библиотек и т. д. В гимназии получили образование сотни молодых людей. Её воспитанники становились служащими разных учреждений, учителями, врачами, писателями, общественными деятелями, учеными. Среди них общественный деятель и знаток ее истории Д.Д. Смышляев, историки Урала Н.К. Чупин, А.А. Дмитриев, Ф.А. Прядильщиков и многие др. Лит.: Дмитриев А.А. Столетие Пермской гимназии. Казань: Тип. губернского правления, 1886. 85 с.; Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее: кратк. ист.-статист. очерк. Пермь: Пушка, 1994. 256 с.: ил.; Старейшее учебное заведение г. Перми: к столетию Пермской мужской гимназии (1808 – 1908)/сост. А. В. Зверев. Пермь: Электро-типография В. А. Чердынцева, 1908. 229 с.; Калинина Т. А. Пермская гимназия и Д. Д. Смышляев//Избранные материалы краеведче-ских Смышляевских чтений в Перми. Пермь, 1995. С.70-73; Калинина Т. А. Организация гимназического образования в Пермской губернии в первой четверти XIX в.//Путь в истории, пути истории. Пермь, 2002. С.90 - 101.

http://sobory.ru/article/?object=16607

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010