(имеется английский перевод, изданный в 1857–1863 гг.). Гюрике – старолютеранин (с 1833 г.), поэтому значительная часть его труда посвящена полемике с реформатами. He менее 10 изданий выдержал учебник лютеранского историка Церкви, йенского профессора Карла Августа фон Хазе (1800–1890), впервые опубликованный в 1834 г. и доведенный в последующих изданиях до середины XIX в. Задача этого труда, основанного на широкой (подчас даже слишком широкой, за что упрекают автора некоторые исследователи) источниковой базе, – систематизированное и взаимосвязанное изложение как можно большего числа проблем, свойственных каждой эпохе церковной истории, включая и историю догматов. В 1846 г. опубликована книга профессора (вначале в Лейпциге, затем в Вюртемберге и Берлине) Христиана Вильгельма Ниднера (1797–1865) «Учебник по истории христианской Церкви», охватывающая историю Церкви до современного автору периода. В отличие от Гизелера и Хазе Ниднер – сторонник широких обобщений, выдержанных в духе логики и философии, и, по словам А.П. Лебедева , «пишет свою «Историю» так, что большая часть обыкновенного материала предполагается наперед известной читателю». Фридрих Рудольф Хассе (1808–1862), гегельянец, профессор церковной истории в Грейфсвальде и Бонне, оставил после себя «Руководство по церковной истории для учащихся» (издано посмертно в 1864 г.; 2-е изд. – 1872), доходящее до начала XIX в.; две из трех его частей переведены (не очень удачно) на русский язык (1869–1870). Хассе вводит принципы периодизации истории Церкви, основанные на «формах обнаружения Царства Божия в видимой Церкви», на основании которых выделяет время «1) простого бытия Церкви, заключенного в самом себе; 2) выступления ее вовне, в противоположность, или в мир; 3) вследствие этого – необходимого возврата в себя» с целью спасти себя от всеобщего обмирщения (через Реформацию). Учебник Хассе содержит не только церковно-исторические материалы, но и обширную информацию из гражданской истории. Почти одновременно с книгой Хассе появилось «Руководство по христианской церковной истории и истории догматов» (1865) профессора теологии в Цюрихе, затем в Эрлангене и пастора французской реформированной церкви (1875) Иоганна Генриха Августа Эбрарда (1818–1888), известного также своими работами по догматике и апологетике 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это был фанатизм добра, фанатизм сострадания к страждущим, фанатизм благотворения, – этого благодатного чувства, облагораживающего природу человека...». 15 Вместе с тем И. В. Капнист предложил увековечить память Ф. П. Гааза составлением капитала, проценты с которого раздавать ежегодно в день кончины Гааза, 16-го августа, бедным семействами арестантов, потому что «мысль подобного рода благотворения принадлежала исключительно ему и выполнение ее было, так сказать, любимым его делом». Для составления этого капитала, на которое все члены отозвались с полнейшей готовностью и искреннейшим сочувствием предложению, тотчас же внесено членами по подписке 1,050 р.; отделено из благотворительной суммы Тюремного Общества 1,000 р. и розданы членам книжки для собирания подписки. О решении Комитета был уведомлен и президент Общества Попечительного о тюрьмах граф А. Ф. Орлов († 1862), который также с полным сочувствием к «христианской деятельности покойного Гааза» изъявил согласие на выделение означенной суммы из благотворительного капитала Комитета. 16 Таков был Ф. П. Гааз. Позже его родился (именно в 1782 году) и скончался (в 1867 году) святитель Филарет, митрополит Московский, который однако гораздо ранее его примкнул к Обществу попечительному о тюрьмах, именно с самого основания его в 1819 году он вошел в состав Петербургского Комитета в качестве одного из его вице-президентов, 17 также как и в Московском Комитете, с самого основания в Москве такого же Общества (в 1828 году), он состоял вице-президентом его. И между тем как Ф. П. Гааз был, можно сказать, духовным питомцем римско-католической церкви и западного филантропа Джона Говарда с его последователями, митрополит Филарет учился человеколюбию (φιλανϑρωπα) и благотворительности на лоне русского православия, сперва среди любящей и взаимно любимой им семьи родительской в небольшом по числу жителей, но издавна славившемся их благочестием, уездном городе Московской губернии Коломне 18 (до 1800 года), а затем (в 1800–1808 годах) среди любящей и также любимой семьи семинарской в Троице-Сергиевой Лавре, где истинным отцом или патриархом этой семьи был митрополит Платон († 1812) 19 , известный столько же своим высоким светлым умом, сколько и добрым сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

(10) Милая, робкая Колосова – Колосова А. М. (1802–1880), впоследствии Каратыгина, жена выдающегося актера В. А. Каратыгина. Первый раз появилась на сцене 16 декабря 1818 г. в роли Антигоны в трагедии Озерова «Эдип в Афинах»; 30 декабря выступила в роли Моины в «Фингале» Озерова и 3 января 1819 г. – в «Эсфири» Расина. Ее первый бенефис состоялся 8 декабря 1819 г. Шла «Заира» Вольтера, затем опера-водевиль «Мнимые разбойники» и в заключение – русская пляска в исполнении матери и дочери Колосовых. (11) Filiae pulchrae mater pulchrior – измененный стих Горация: О matre pulchra filia pulchrior (кн. I, ода XVI). (12) Яковлев А. С. (1773–1817), Брянский Я. Г. (1790–1853), Щеников А. Г. (1784–1859), Глухарев А. (1786–1820), Каменогорский 3. Ф. (1781–1832), Толченов П. И. (1787–1862), Борецкий И. П. (1795–1842) – драматические артисты. (13) «По мне уж лучше пей…» – вошедшая в поговорку цитата из басни Крылова «Музыканты» (1808). О прозе Черновой набросок статьи 1822 г. Опубликован в 1884 г. Начало наброска («Д’Аламберт сказал однажды Лагарпу…») взято из биографии Бюффона, писанной Кювье. Цитируя ее по памяти, Пушкин допустил ошибку, заменив именем Лагарпа имя Ривароля, которое находится в тексте Кювье. (1) «Микромегас». В этой сатирической повести Вольтер вывел жителя Сириуса и секретаря Академии Сатурна. В последнем изображен Фонтенель, ученый секретарь Парижской академии наук. Пушкин ближайшим образом имеет в виду диалог, начинающий вторую главу: «Надо сознаться, – сказал Микромегас, – что природа очень разнообразна». – «Да, – сказал житель Сатурна, – природа подобна клумбе цветов…» – «Ах! – возразил Микромегас, – оставьте вашу клумбу». – «Она, – продолжал секретарь, – подобна обществу блондинок и брюнеток, у которых наряды…» – «Эх, что мне за дело до брюнеток?» – сказал его собеседник. «Она подобна картинной галерее, в которой…» – «Ну нет, – сказал путешественник, – опять-таки природа подобна природе. Зачем подыскивать ей сравнения?» – «Чтобы вам понравиться, – отвечал секретарь».

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

F. C. Copleston, Schopenhauer. Philosopher of Pessimism. P. Gardner, Schopenhauer. → «Schopenhauer, Arthur»//P. Edwards, The Encyclopedia of Philosophy. J. E. Gurr, The Principle of Sufficient Reason in Some Scholastic Systems 1760–1900. D. J. O’Connor. A Critical History of Western Philosophy. A. Schopenhauer, The Basis of Morality. → On the Fourfold Boot of the Principle of Sufficient Reason. → On the Will in Nature. → The World as Will and Representation. Штраус, Давид (STRAUSS, DAVID) Давид Штраус (1808–1874) родился в немецком городе Людвигсбурге; он начал свой поиск исторического Иисуса, опубликовав натуралистическое описание жизни Христа. Штраус учился в Тюбингенском университете у Ф. К. Баура (Baur; 1792–1860); на его становление повлияли также Фридрих °Шлейермахер (Schleiermacher; 1768–1834) и °Г. В. Ф. Гегель (Hegel; 1770–1831). Окончив учёбу в Берлине, он получил назначение на должность лектора по философии Гегеля в Тюбингене (1832). Его демифологизированная «Жизнь Иисуса» (2 тома) вышла в 1835–1836 гг., и в результате последовавшего скандала Штраус был уволен. В 1840–1841 гг. он опубликовал «Историю христианской доктрины», полемическое описание истории доктрины, от начала развития новозаветных представлений до их исчезновения у Гегеля. В 1862 г. он написал труд о библейском критике Германе Самуиле Реймарусе (Reimarus), с чьих «Фрагментов» в 1778 г. начался первый поиск исторического Иисуса (см. Христос: поиски исторического Иисуса). В число позднейших произведений Штрауса входят «Жизнь Иисуса для немецкого народа» (1864), «Жизнь Христа и история Иисуса» (1865), а также «Старая вера и новая» (1872–1873), где содержался призыв к новой гуманистической религии с заменой веры в теизм и бессмертие души научным материализмом. Здесь Штраус также пропагандировал дарвиновскую теорию эволюции (см. Дарвин, Чарлз; эволюция биологическая). От ранней разновидности гегельянского диалектического пантеизма Штраус перешёл к материалистическому эволюционизму. Вслед за Дэвидом Юмом (Hume) он отвергал все чудеса как мифы. В конечном счёте он отрицал всякую веру в Бога и бессмертие души. Не веря в чудеса, он рассматривал Евангелие как непреднамеренную мифологию, созданную набожными людьми в начале второго столетия (см. мифология и Новый Завет). Они были поглощены ветхозаветными мессианскими чаяниями и стремлением доказать, что Иисус – Мессия (см. Христос веры в противопоставлении историческому Иисусу). Штраус стал первым, кто систематически применял этот тезис в анализе всего Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

(249) Брюнов – барон Филипп Иванович Бруннов (1797–1875), член Главного управления цензуры от Министерства иностранных дел; действительно, по совету Д. Н. Блудова, бывшего тогда министром внутренних дел, он занимался просмотром «Московского телеграфа» и составлением из него выписок о «неблагонамеренном» его направлении. (250) «S.» – А. О. Смирнова (см. прим. к стр. 37). (251) Наталья Петровна – княгиня Н. П. Голицына, рожд. графиня Чернышева (1741–1837) («princesse Moustache»), статс-дама. (252) «Гоголь по моему совету…». От замысла по истории русской критики не сохранилось никаких материалов. (253) «S. K.» – София Николаевна Карамзина (1802–1856), старшая дочь Н. М. Карамзина. (254) Гр. Л. – граф Иван Степанович Лаваль (1761–1846), гофмейстер, член Главного правления училищ. Его семья, жена, Александра Григорьевна, рожд. Козицкая (1772–1850) и три дочери: Зинаида, гр. Лебцельтерн (жена австрийского посланника), Софья Борх и Александра – жена церемониймейстера графа С. О. Коссаковского (она названа Пушкиным гр. Кас.). Старшая дочь Лаваля, Екатерина, жена декабриста князя С. П. Трубецкого, разделяла в то время с ним его сибирскую ссылку. (255) Брат Паскевича – брат генерал-фельдмаршала князя И. Ф. Паскевича-Эриванского, Степан Федорович Паскевич (1785–1840), назначенный 2 апреля 1834 г. курским губернатором. (256) Шереметев – Василий Александрович (1795–1862), орловский губернский предводитель дворянства, получивший в 1834 г. звание камергера. (257) Бол 270 ховской – Яков Дмитриевич (1798–1851), служивший в Одессе начальником Таможенного округа. (258) «…два Корфа…». Барон Модест Андреевич, учившийся в Лицее вместе с Пушкиным, 6 марта 1834 г. получивший звание статс-секретаря, и барон Федор Андреевич (1808–1839), брат предыдущего, камер-юнкер. (259) Вольховский – Владимир Дмитриевич, лицейский товарищ Пушкина, в это время генерал-майор; служил на Кавказе и приехал ненадолго в Петербург 16 февраля 1834 года (ср. прим. к стр. 11). (260) Sa tante – Екатерина Ивановна Загряжская, покровительствовавшая жене Пушкина и ее сестрам, благожелательно относилась и к самому поэту.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

713 Мелхиседек (Стефанеску, †1892), епископ Романский, член Румынской академии наук (1871), магистр богословия. 31.12.1862 г. хиротонисан во епископа Хушского. Епископ Нижнедунайский (1865–1879), епископ Романский (1879–1892). Известный педагог и составитель учебных пособий для румынских духовных школ, автор и переводчик многочисленных научных трудов. См.: Некролог преосвященного Мелхиседека, еп. Романского/Церковный вестник. 1892, 23. С. 366–368; Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 10. С. 353–371; 11. С. 382–391. 714 Магистр – вторая ученая степень после кандидата, присваивавшаяся в высших учебных заведениях России. Обычно работа на степень магистра представляла собой монографию, которую соискатель должен был опубликовать за свой счет. 716 См.: Стадницкий А. Положение православного духовенства в Румынии/Кишиневские ЕВ. 1889. C. 755–770; C. 816–830; C. 850–860; C. 903–925. B 1890 г. работа вышла отдельной брошюрой. 717 См.: Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 9. С. 302–322; 10. С. 353–371; 11. С. 382–400; 12. С. 436–447. 718 Гавриил (Банулеско-Бодони Григорий, 1746–1821), митрополит Кишиневский (1813–1821). Родился в г. Быстрице (Трансильвания). Слушал лекции по богословию в КДА (до 1770 г.). Изучая греческий язык, провел некоторое время на островах Хиосе и Патмосе, в Смирне и на Афонской горе. С 1776 г. преподавал латинский язык в Ясском княжеском училище. В 1778 г. принял монашество. В 1782–1785 гг. в России, преподаватель Екатеринославской ДС. В 1785 г. вернулся в Яссы и был возведен в сан архимандрита. С 1788 г. – в России, ректор Екатеринославской ДС. В 1791 г. хиротонисан во епископа Белоградского и Бендерского. В 1792 г. Императрицей Екатериной II был назначен митрополитом Молдо-Влахийским, однако молдавский князь Мурузи отказался признать митрополита Гавриила и, арестовав, отправил в Константинополь, где он был освобожден по требованию русского правительства. Митрополит Екатеринославский (1793), митрополит Новороссийский и Днепровский (1797), митрополит Киевский и Галицкий (1799). С 1803 г. на покое. С 1808 г., во время русской оккупации Дунайских княжеств, – экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии. После окончания в 1812 г. русско-турецкой войны переехал в Кишинев. С 1813 г. управлял образованной Кишиневской и Хотинской епархией, усиленно заботясь об ее устройстве; основал Кишиневскую ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

244 Напр. медицина и сельское хозяйство, введенные в семннарии обер-прокурором Св. Синода графом Н.А. Протасовым в 1840-х годах, в 1860-х годах исключены были из программы семинарского образования. 246 Правосл. Обозрение 1863, XII, 89. Предшественник преосв. Феофана епископ Иустин устроил было приют для сирот – девиц духовного звания, но здание этого приюта было уничтожено пожаром и через то приют прекратил свое существование. 247 Генерал-адъютант Алексей Петрович Ахматов (Обер-прокурор Св. Синода в 1862–1865 гг. скончался в 1870 году). 248 Т.е. устава 1808–1814 годов, в последней редакции которого большое участие принимал Филарет, митрополит Московский, которого глубоко чтил А.П. Ахматов. 250 Собственно в 1966 году было отпущено 300 000 руб., в 1867 году 600 000 руб. и так далее с постепенным увеличением отпускаемой суммы ежегодно на 300 000 руб., пока в 1870 году она не достигла 1 1 / 2 миллиона рублей. С 1870 года ежегодно отпускается пособие из Государственного Казначейства в последнем размере. 251 См„ для сего Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г. часть неофиц., стр. 1212 и дал., 1866 г. стр. 500 и дал. и др. 254 Т.е. во Владимирской епархии, по сравнению с низшими духовно-учебными заведениями (духовными училищами) сей епархии. 255 Так ректор семинарии архим. Алексий в конце 1864 года назначает на черту служения в С.-Петербург, почему исправление ректорской должности преосв. Феофаном поручено было инспектору игумену Аркадию, а инспекторской – архим. Митрофану. См. Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г., 256 Напр. медицина и сельское хозяйство, введенные в семннарии обер-прокурором Св. Сннода графом Н.А. Протасовым в 1840-х годах, в 1860-х годах исключены были из программы семинарского образования. 258 См. Слова к Владим. пастве, стр. 558. Срав. Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г, Преосв. Феофан составил также и особую молитву, читанную в заключение молебна, при освящении училища 11 февраля. Текст этой превосходной молитвы, обращенной ко Христу и Богоматери, можно видеть в том же собрании Слов к Владимирской пастве, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Учебный комитет при Святейшем Синоде - третье в преемственном порядке после Комиссии духовных училищ (1808-1839 гг.) и Духовно-Учебного Управления (1839-1867 гг.) центральное учреждение для высшего заведования духовно-учебными заведениями в России. В 1866 г. граф Д.А. Толстой ходатайствовал об отпуске из Государственного Казначейства ежегодного пособия в 1,5 миллиона руб. на улучшение духовно-учебных заведений. Граф Толстой предложил Святейшему Синоду образовать особый Комитет для выработки учебных уставов. Этот комитет, состоящий под представительством митрополита Киевского Арсения , но большей частью руководимый епископом Нижегородским Нектарием , пересмотрел многочисленные подготовительные материалы, между прочим, труды особого комитета 1860-1862 гг. по тем же вопросам реформы и в конце 1866 г. представил Св. Синоду проекты новых уставов духовных семинарий и училищ. Эти уставы были представлены графом Толстым на Высочайшее утверждение, которое получили 14 мая 1867 г. Толстой также испрашивал Высочайшего соизволения упразднить Духовно-Учебное Управление и вместо него открыть при Св. Синоде Учебный комитет на основании особого о нем положения, которое и было утверждено 14 мая 1867 г. Учебный комитет был устроен на коллегиальных началах. В состав его входили председатель (лицо духовного сана), 9 членов - частью из духовных, частью из светских лиц, из них 6 - постоянно присутствующих в комитете и 3 - посылаемые на ревизии духовно-учебных заведений, а также правитель дел для делопроизводства. Все дела должны решаться общим голосом членов, а при несогласии - большинством голосов. Решения комитета нигде не имели самостоятельной силы. Учебный комитет все свои мнения и заключения должен был представлять через обер-прокурора на утверждение Св. Синода.

http://drevo-info.ru/articles/15970.html

5, стр. 17); но после они принимали участие в восстании, возбужденном Мусайламой, на что могут служить намеком слова Корана (гл. 44, стр. 36). Христиане гор. Наджрана были в сторонне от этого движения; они подчинялись несторианскому католикосу Селевкии и у них в 630 году упоминается епископ Арефа, а в 637 году, при халифе Омаре, был правитель Саид, с именем которого прекращаются сведения о христианах в Южной Аравии. 102 См. ст. Игумена Арсения «Судьбы христианства в Южной Ара­вии от времен апостольских до утверждения в ней магометанства» (Православн. Обозрение 1808 г. Том 25. стр. 308). 103 Хира находилась под 32° с. ш. на северо-восточной границе Аравии, недалеко от местоположения позднейшей Куфы. См. К. V. Spruner.Hand-Atlas zur Geschichte Asiens etc. Gotta 1885. Само название Хиры на ассирийском языке означало «военный лагерь», как замечает А Мюллер. 106 Так называется победа Харитса над Муизиром III, князем Хиры, в 554 г. Халима, дочь Харитса, была красавица и, по приказанию отца, намастила своими руками головы воинов отца (чтобы разжечь их воинственный пыл» любимыми у арабов духами – халук, причем один из воинов поцеловал ее в лоб и получил от краса­вицы пощечину. Но отец, в виду предстоящей битвы, посоветовал дочери не обращать внимания на это оскорбление дерзкого араба (История ислама А. Миллера). 108 Это тот самый поэт-герой, который оставил свои кольчуги еврею Самуилу на сохранение, когда сам отправился в Константинополь. 109 Энциклопедический Словарь, составленный русскими учеными и литераторами. Спб. 1862 г. т. 4, стр. 169. 110 Amrilkais der Dichter unb Konig. Sein Leben dargestellt in seinen Liedern. Ause du Arabischeu ubertragen von Friedrich Ruckert Stuttgart und Tubingen, 1843. 111 Человек и земля. История человечества во времени и в пространстве. С.-Петербург. Том 1, стр. 182–186 и 197–199. 115 См. Geschichte der Stadt Mekka und ihres Tempels, von utb-ed-Din Muhammed Ben Ahmed el-Nahrawali. Herausgegeben von Ferdinand Wustenfeld. Leipzig, 1855. (Арабский текст и немецкий перевод).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Протестантские специалисты этого времени, как правило, воздерживались от исследований в области патрологии. Одним из исключений стало издание виндзорским каноником Уильямом Кейвом (1637–1713) в 1688–1698 гг. двухтомника Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria, a Christo nato usque ad saeculum XIV facili methodo digesta (переизд.: Лондон, 1688; Женева, 1694–1699; Оксфорд, 1740–1743; Базель, 1741–1745; и др.), продолженное Т. Ваттоном до XVII в. Кроме того, Кейв, еще будучи капелланом Карла II, опубликовал в 1683 г. исследование о жизни и деятельности свв. отцов первых четырех веков (Ecclesiastici, or, The history of the lives, acts, death and writings of the most eminent Fathers of the Church. Oxf., 1840). Известно также З-томное сочинение Commentarius de scriptoribus ecclesice antiquis illorumque scriptis tam impressis quam manuscriptis adhuc extantibus in celebrioribus Europae bibliothecis a Bellarmino, Possevino, Philippo Labbeo, Guilielmo Caveo, Ludovico Elia Du Pin et aliis omissis, ad annum MCCCCLX... Cum multis dissertationibus, in quibus insigniorum ecclesiæ autorum opuscula atque alia argumenta... examinantur (Lipsiae, 1722; до IV в.) французского библиографа Казимира Удэна, бывшего премонстранта из верденского аббатства Сен-Поль, близкого – в свой католический период – к конгрегации мавристов и получившего скандальную известность своим переходомв протестантизм. § 2. Патрологическая систематизация и христианская археология в XIX – начале XX в. Из обобщающих исследований XIX в. следует выделить работы немецких католических авторов – «Патрологию» священника (1810), профессора церковной истории в Тюбингене (1826) и экзегетики Нового завета в Мюнхене (1835) Иоганна Адама Мёлера (1796–1838) 629 и незаконченную Bibliotheca patristica (Landshut, 1841–1844) Франца Михаэля Перманедера (1794–1862), священника в Регенсбурге (1818), профессора церковной истории во Фрайзинге (1834) и Мюнхене (1847). В середине XIX в. было опубликовано 2-томное обобщающее исследование Patrologiae епископа Санкт-Пёльтена (Австрия), участника и секретаря I Ватиканского собора Йозефа Фесслера (1813–1872) 630 , которое «Католическая энциклопедия» оценивает как великолепный труд, заменивший собой незаконченные исследования Мёлера и Перманедера 631 . Более того, издание Фесслера не смогли превзойти более поздние работы священника (1834), доктора богословия в Мюнхене (1835) и профессора в Позене (1836), профессора (1845) и ректора в Хильдесхайме, профессора церковной истории во Фрайбурге (1853) Иоганна Баптиста Альцога (1808–1878), «Патрология» которого выдержала 4 издания в 1866–1884 гг. 632 , и баварского священника (1851), доктора теологии в Мюнхенском университете (1854), профессора церковной истории и патрологии в Пассау и Вюрцбурге Йозефа Ниршля (1823–1904) 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010