126        Макарий (Булгаков , 1816–1882), епископ Винницкий (1851–1857), Тамбовский и Шацкий (1857–1859), Харьковский и Ахтырский (1859–1868, 1862 – архиепископ), архиепископ Литовский и Виленский (1868–1879), скончался Митрополитом Московским и Коломенским. 127 Справка, выписанная из дел Внутреннего правления Киевской духовной семинарии//ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1884. Л. 8.Георгий (Тертышников), архим. Магистерская диссертация. Т. 1. Ч. 1. С. 50. 129 Феофан (Авсенев, 1810–1852), впоследствии архимандрит (с 1846), инспектор Академии, настоятель русской посольской церкви в Риме. 130        Антонин (Капустин , 1817–1894), впоследствии преподаватель Киевской духовной академии, с 1853 г. – архимандрит, настоятель храмов при русских посольствах в Афинах (1850–1859) и Константинополе (1860–1865), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1865–1894), церковный деятель и ученый византолог, корреспондент святителя Феофана. 131       Крутиков Иоанн, свящ. Воспоминания о святителе Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Д. 1967. Л. 10 об.–11. 136 Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана, оставленные протоиереем Краснитским. 5-го мая 1894 г. (ИР НБУ 160 N 1964. Краснитскии“ В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосв. Феофана. Л. 1–2 об.). 137       Архимандрит Лаврентий (Макаров, 1808–1876) был наместником Киево-Печерской Лавры с 1844 г., настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря с 1852 г. и Валдайского Иверского монастыря с 1854 до 1873 г., с 1874 г. пребывал на покое в этом же монастыре; корреспондент святителя Феофана. 141 В письме к Н.И. Флоринскому: «Только о. Лаврентий меня превосходит в этом [в лени – Ред.]. Но с ним никто не может состязаться» (13. II. 1875). 145 В постриге Михаил (Монастырев, 1815–1846), впоследствии профессор Киевской духовной академии по кафедре библейской герменевтики и обличительного богословия. 146 Его курсовое сочинение заслужило следующий отзыв святителя Филарета (Дроздова) : «Сему автору не было бы причины отказать в степени доктора, если бы он просил о том» (Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 2об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

150 Личная библиотека короля Карла V Мудрого, ставшая основой Парижской библиотеки, насчитывала 1200 списков. 151 См. «Историю русской словесности» проф. Шевырева, выпуск второй. Эта книга, без сомнения, одна из самых замечательных, вышедших у нас в последнее время, должна, по вероятности, произвести решительный переворот в общем понимании нашей древней образованности. 152 См. Писания Нила Сорского . (Преподобный Нил Сорский († 1508) – постриженник Кириллова Белозерского Успенского монастыря, несколько лет подвизался на Афоне, по возвращении основал недалеко от Кириллова монастыря Нила Сорского Сретенскую пустынь (скит), положив начало скитскому пустынножительству на Руси. Его аскетические творения, широко распространенные в списках, в 1849 г. были изданы Козельской Введенской Оптиной пустынью Калужской губернии.) 153 Здесь речь идет о предпринятых в XVIII в. трудах ученых монахов по исследованию древних рукописных собраний монастырей Святой Афонской Горы. 154 См. «Москвитянин». 1845г. «О древней русской истории», статью моего брата Петра Васильевича Киреевского, которого взгляд на прежнюю Россию представляет, по моему мнению, самую ясную картину ее первобытного устройства. (Петр Васильевич Киреевский (1808–1856) – родной брат И. В. и М. В. Киреевских, переводчик, фольклорист, собиратель народных песен. После поездки вместе с братом в Германию П. В. Киреевский в 1831–1835 гг. служил в Московском архиве Государственной коллегии (Министерства) иностранных дел. В 1835–1837 гг. вторично путешествовал по Европе, затем поселился в своем имении Киреевская слободка Орловской губернии. За исключением редких посещений Москвы и Долбина, большую часть жизни провел в имении, посвятив себя хозяйственным заботам и своему любимому делу – собиранию народных песен. В деле собирания он нашел помощь и поддержку многих своих современников, в т.ч. А. С. Пушкина, С. П. Шевырева, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, В. И. Даля, М. П. Погодина. Некоторые подборки песен из огромного собрания Петра Васильевича были им опубликованы, но в основном они вышли уже после его смерти (см., напр.: Песни, собранные Киреевским. М., 1860–1874). Также является автором нескольких серьезных исторических статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

152 . Записки о разговоре с двумя духоборцами архимандрита Евгения, впоследствии митрополита Киевского. Сообщил Н.С. Тихонравов. – М.: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, – 9с. – Отт. из:Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – 1874. – Кн. 4. 153 . Известие о первом Российском посольстве в Японию под начальством поручика Адама Лаксмана. – М.: Тип. Бекетова, 1805. – 30 с. – Авт. установлен по изд.: Справочный словарь о рус. писателях и ученых.../Г.Н. Геннади. – Берлин, 1876. – Т. 1. – С. 332. – Отт. из: Друг просвещения. – 1804. – 12. 154 . Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. – М.: Губ. тип. Решетникова, 1808. – 99 с. – Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых.../Г.Н. Геннади. – Берлин, 1876. -Т. 1. – С. 332. 155 . Исторические рассуждения: 1. О чинах Греко-Российской Церкви: 2. О начале важности и знаменований церковных облачений: 3. О древнем богослужебном пении: 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. – М.: Синод, тип., 1817. – 154, 89 с. – Авт. установлен по изд: Воронеж, лит. сб. – Воронеж, 1861. – Вып. 1. – С. 233. 156 . Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии: Собр. из историй, архивных записей и сказаний Е. Болховитиновым. – Воронеж: Тип. Губ. правл., 1801. – 229 с. То же. – 1800. – 229 с. То же. – 1800. – 156 с. – Отт. из: Воронеж, старина. – 1912. – Прил. 157 . Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии: Соч. в Александро-Невской Академии- СПб.: Тип. Шнора, 1802. – 101 с., Зл. табл. -Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр./B.C. Сопиков. – СПб., 1904. – Ч. 3. – 3650. 158 . Историческое обозрение российского законоположения: С присовокуплением сведений: 1) о старинных московских приказах, существовавших до времен Петра Великого, 2) о старинных чинах в России и 3) о прежде бывших в Малороссии присутственных местах и чинах. – СПб.: Тип. Глазунова, 1826. – CXXXI с. – Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых.../Г.Н. Геннади. – Берлин, 1876. – Т. 1. – С. 332. – Отт. из: Новый памятник законов Российской Империи. – СПб., 1825.– 4.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(1857-1895) и Покровскую ц. (1853-1904) в Орле, Воскресенскую ц. в с. Плещееве Орловского у.); архит. Орловской казенной палаты Ф. И. Данилов и строитель-подрядчик И. Е. Измайлов (строительство Казанской ц. в с. Куракине Орловской губ., перестройка Введенской ц. одноименного мон-ря в Орле и др.); губ. архит. И. П. Лутохин (1856-1866; перестройка Михаило-Архангельской, Никитско-Ахтырской церквей в Орле) и др. С 60-х гг. XIX в. в Орловском регионе отказались от столичных проектов. Сельские кирпичные храмы возводили по единому образцу: 2-светный куб с небольшим восьмериком и главкой средних размеров на широкой граненой шее, апсида (граненая или полукруглая), короткая невысокая трапезная, 2- или 3-ярусная колокольня (напр., Всехсвятская ц. в с. Лаврове, возведенная в 1874). В XIX - 1-й четв. XX в. в Орле был устроен ряд домовых храмов при светских и учебных заведениях: Иоанно-Богословский (1828, в 1891 перенесен в пристройку, закрыт в 1918) в здании ДС (архит. Петонди, 1824-1826); в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящен в 1833, закрыт в 1918) в больничном корпусе богоугодных заведений, созданных в 1831 г.; арх. Михаила в здании Бахтина кадетского корпуса (1837-1843); в здании Александровского реального уч-ща (1873-1875; церковная пристройка расширена в 1895-1896); в муж. гимназии, открытой в 1808 г. в здании постройки 1795 г. (закрыт вскоре после 1918); Зачатия прав. Анны в здании Александровского ин-та благородных девиц (1865); в здании исправительного арестантского отд-ния, созданного в 1870 г. (в 1908-1917 - Центральной каторжной тюрьмы); св. царицы Александры (освящен в 1897) на территории Дома трудолюбия. Отдельной группой сооружений являются часовни XIX - нач. XX в., большая часть к-рых была украшена неорус. декором. В Орле это ротондальная однокупольная часовня (нач. XIX в.) в стиле классицизма рядом с ц. арх. Михаила; Всехсвятская часовня (освящена в 1912; была приписана к храму Звенигородского полка, закрыта в нач. 10-х гг. XX в. и вскоре разрушена) на Братском военном кладбище, открытом в 1890 г.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

189 Штраус (Strauss) Давид Фридрих; (27 января 1808 – 8 февраля 1874) – немецкий философ. 240 Штрикер Герхард – современный немецкий историк Русской Церкви. 157 Шувалов И. – представитель от прихожан церкви св. Николая на Расстанной ул. 222 Шумов Дмитрий Васильевич; (1 января 1889 – ?). Окончил Тульскую ДС (1904) и Киевскую ДА (1909), к. б. С 26 августа 1909 – преподаватель основного догматического и нравственного богословия Олонецкой ДС; 15 августа 1911 назначен законоучителем Петрозаводской учительской семинарии и вскоре рукоположен в сан священника. 24(11) февраля 1919 ему было разрешено снять сан. См.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 9. Л. 157. 126, 135 Щапов Афанасий Прокофьевич ; (5 октября 1831 – 27 октября 1876). Русский историк и публицист. Окончил Иркутскую ДС и Казанскую ДА (1856), где в 1856–1860 читал курс русской истории, в 1860/61 преподавал в Казанском университете. В 1861–1864 жил в С.-Петербурге, занимаясь научной и публицистической деятельностью. Последний период жизни провел в Иркутске. Работа «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа», опубликована: СПб. 1870. 61 Щеглов Петр Филиппович; (1824 – 6 сентября 1896). Окончил Тульскую ДС (1848) и Московскую ДА (1852), магистр богословия (31 марта 1854). С 6 марта 1853 – преподаватель всеобщей и гражданской истории, с 15 сентября 1855 – словесности, с 1 сентября 1854 по 16 сентября 1868 немецкого языка Олонецкой ДС. 12 мая 1864 рукоположен во священника к Христорождественскому собору Каргополя с оставлением на учительской должности. 15 октября 1865 причислен к Петрозаводскому кафедральному собору, от которого отчислен с 1 января 1868. С 15 мая 1868 – инспектор Олонецкой ДС. 15 октября 1871 в общем педагогическом собрании единогласно избран ее ректором и 8 декабря утвержден в этой должности Св. Синодом, с возведением в сан протоиерея. 18 июля 1864 назначен временно присутствующим членом Олонецкой духовной консистории, утвержден 3 января 1865, уволен 29 ноября 1868. С 7 июня 1867 – член и с 18 сентября 1867 – председатель (по 18 июня 1869) Петрозаводского уездного училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 Солецизм — отклонение от норм литературного языка, вызванное чуждым языковым влиянием. — Реф. 2 Ч. Г. Додд (Dodd, 1884–1973) — английский протестантский библеист и богослов, авторитетный исследователь Евангелия от Иоанна. — Реф. 3 Д. Ф. Штраус 1808–1874) — немецкий историк и философ, представитель “отрицательной” библейской критики. 4 Р. Бультман (Bultmann, 1884–1976) — влиятельный немецкий протестантский богослов и экзегет, представитель школы “истории форм”, выдвинувший программу “демифологизации” Нового Завета. — Реф. 5 Пастырские Послания апостола Павла — традиционное название 1–2 Тим и Тит, книг НЗ, содержащих наставления служителям Церкви. — Реф. 6 “Срок, после которого” и (ниже) “срок, прежде которого” (лат.) — термины, обозначающие соответственно наиболее ранний и наиболее поздний возможный срок некоторого исторического события. — Реф. 7 Ч. Г. Додд (Dodd, — авторитетный английский протестантский библеист и богослов. Речь здесь идет об особых совпадениях, к которым Додд привлек внимание в книге The Johannine Epistles (1946 г.): исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин 2:17) — войдет в Царство Небесное… исполняющий волю Отца Моего (Мф 7:21); появление в мире антихристов и лжепророков (1 Ин 4:1; 2:18 и Мф 24:11; 7:15; 24:24); Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен (1 Ин 3:7) — будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48, ср. Лк 6:36); чего ни попросим, получим от Него (1 Ин 3:22) — всякий просящий получает (Мф 7:8, ср. Лк 11:10); поступаем в мире сем, как Он (о совершенстве в любви, 1 Ин 4:17) — довольно для ученика, чтобы он был как учитель его (Мф 10:25); иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф 11:30) — заповеди Его нетяжки (1 Ин 5:3) и нек. др. — Реф. 8 Герметический корпус — собрание трактатов мистико-гностического характера, восходящих к контаминированному культу Гермеса и египетских божеств, датируется I–III вв. по Р. Х. Заново открытый в Италии в XV в., корпус оказал влияние на философию эпохи Возрождения и на оккультно-теософские учения последующих веков. — Реф.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

209 Странная судьба Пречистенского собора, этого престольного храма западнорусской митрополии. Во время унии он обращен был в 1609 г. в униатскую церковь , в 1805 г. отдан был под помещение римско-католической академии; в 1808 г., по ходатайству кн. Ад . Чарторыйского, передан в ведение Виленского университета и переделан в анатомический театр; по закрытии в 1842 г. медико-хирургической академии в Вильне, виленский военный губернатор Миркович и гражданский губернатор Семенов ходатайствовали о восстановлении этой древней святыни, но для этого не нашлось средств, и здание анатомического театра обращено было в цейхгауз и под помещение архивов. Наконец, благодаря М. Н. Муравьеву, в 1864 г. открыта была по всей Империи подписка на его возобновление. В 1868 г. (22 октября) последовало его освящение. (Литовск. епарх. вед. 1864 г. и 1868 т. 210 Koialowicz, Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in M. D. Litvaniae pertirientium. Vilnae, 1650 г., p. 25. Памятн. стар. в Зап. губ. V, стр. 30. При униатском митрополите Поцее икона перенесена в Свято- Троицкий монастырь, в котором находится и в настоящее время. 214 Виды Пречистенского собора, Пятницкой и Никольской церквей, до возобновления их и по возобновлении, находятся в V–VI-м вып. Пам. Русс. Стар. в Зап. губ. Спб. 1872–1874. 217 В V и VI выпусках Памятников старины в западных губерниях помещены виды – кроме выше названных церквей – церкви Св. Никодима, развалины Спасской церкви, список иконы Божией Матери Одигитрии, привезенной княжной Еленой, образ Остробрамской Богородицы, рисунки некоторых церковных древностей г. Вильны, снимки (отрывочные) с древних рукописей, хранящихся в г. Вильне и заглавные листы некоторых книг, изданных в Западной России в XVI и XVII в. 218 Город Троки известен со времени Гедимина, перенесшего сюда свою столицу из Кернова. Трокское воеводство образовано в 1413 году из Трокского и Гродненского княжеств. 219 В Вилен. Археогр. Сборн. Т. V помещено несколько актов 1502–1781 гг., относящихся к Трокской архимандрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

234 Синодальное послание от 18 мая 1913 года (Церковные ведомости. 1913. 20. С. 277–286), посвященное рассмотрению вопроса об Имени Божием и обращенное ко «всечестным братиям, во иночестве подвизающимся», возмутило Новоселова не столько по существу, сколько по форме – как выражение усвоенного православной иерархией ложного католического взгляда на значение авторитета в сфере Церкви. «Наша иерархия привыкла смотреть на себя (и привила этот взгляд пастве) глазами римского католика, видящего в своем первоиерархе непогрешимого судью в области веры... Изрекая строгий, безапелляционный приговор афонитам-имяславцам, Синод исходил из сознания иерархической непогрешимости. Вот что читаем мы в этом Послании: “Теперь, когда высказались и Константинопольская и Российская церковная власть, их (имяславцев) дальнейшее настаивание на своем будет уже противоборством истине”. Оставляя сейчас в стороне вопрос о том, которая из споривших сторон была права по существу, я обращаю ваше внимание лишь на ясно выраженное в вышеприведенных словах Послания убеждение Синода в непогрешимом авторитете иерархии» ( Новоселов М. А. Письма к друзьям (Письмо 11-е). М., 1994. С. 128–147). 235 Гефсиманский Черниговский скит – подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; основан в 1844 г. прп. Антонием (Медведевым), наместником Лавры, при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова) ; в 1847 г. при ските основано пещерное отделение. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь находившейся в скиту Ее чудотворной Черниговской иконы. После революции 1917 г. скит был закрыт; монашеская жизнь вновь возродилась здесь в 1990 г. 237 Жозеф Эрнест Ренан (1823–1892), франц. писатель, историк и филолог; в 8-томной «Истории происхождения христианства» дал рационалистическую критику Евангелия при объяснении чудес, сотворенных Спасителем. 238 Давид Фридрих Штраус (1808–1874), нем. историк, философ, публицист; в книге «Жизнь Иисуса в критической переработке» пытался истолковать евангельские сказания как совокупность мифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

23. Берестовое – на ровной местности, кой-где пересекаемой оврагами, по обоим берегам речки Берестовой. Название селение производят от деревьев, которые когда-то росли здесь и назывались: береста. Церковь , каменная, с такою же колокольнею, построена прихожанами и освящена 3 апреля 1814 г. во славу Пресвятой Троицы; метрические же и исповедные книги хранятся в ней с 1808 г. С 1868 г. учреждено церковно-приходское попечительство. Причт: 3 священника и 3 псаломщика. Содержание: от казны 382 р. 20 к. и от прихожан 2500 р. и 113 дес. земли. 2 священника и 1 псаломщик живут в церковных домах, 1 священник – в общественном и 2 псаломщика – в собственных. Приход состоит из селения Берестова и из 5 хуторов или небольших деревень (в 7–10 дворов), расположенных по правому берегу реки Берды. Все прихожане – малороссы, переселившиеся сюда в 1800–1805 году из полтавской губернии. Они занимаются исключительно земледелием и сеют преимущественно пшеницу, а затем – рожь, ячмень, овес и просо. Земля удобна, но заметно истощается: лет 20–30 назад десятина давала 10–15 четвертей, а ныне 5–8, а в сухой год 1–3. Близ речки есть сады почти исключительно вишневые, но они не составляют промысла. Всех прихожан 4438+4374=8812. Дух. 26+24. 24. Андреевна – по обоим берегам р. Водяной, на местности ровной, пересекаемой балками (оврагами). Балки не глубоки, но от дождя и таяния снега до того наполняются водою, что сообщение с соседними деревнями становится очень затруднительным. В центре селения с р. Водяною соединяются два ее притока – Камышеватая и Грузьская. Здесь был некогда ногайский аул Конжегалы. В Андреевке – две церкви. Первая церковь , каменная, с такой же колокольнею, построена прихожанами и освящена 29 сентября 1868 г. В ней два придела: главный в честь Покрова Божией Матери и на хорах во имя преподобных: Иосифа, Георгия и Зосимы; метрические и исповедные книги хранятся с 1810 г. Вторая церковь , каменная, с такою же колокольнею и обнесенная оградою, построена прихожанами и освящена 12 ноября 1874 г. в честь Успения Божией Матери. Она – в 3 верстах от Покровской церкви, в особой части того же селения, находящейся при речке Свинячей.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

2. 6) Ст. 46–53. Св. Григорий Двоеслов . О силе веры во Христа, Спасителя мира. Беседы на Евангелия в перев. архим.Климента. Кн.. 1. Новейшие толкования в духовных журналах 7) Филарет, митр. Киевский беседа на ст. 1–54. «Воскресное чтение», 1808. 8) Неделя о Самаряныни. 5–42 ст. «Воскресное чтение», 1825. 9) Беседа Иисуса Христа с женою самарянкою, 5–24 ст. «Воскресное чтение», 1816. 10) Мысли при чтении беседы Иисуса Христа с женою самарянкою (4–13 ст.) «Воскресное чтение», 1822. 11) Беседа Иисуса Христа с самарянкою у колодезя Иаковлева. «Духовная беседа», 1862. 12) А. Загоскин. Спаситель мира и жена самарянка. «Домашняя беседа», 1860. 13) Прот. Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Евангелия в Великом каноне святого Андрея Критского . Самарянка. «Душеполезное чтение», 1881. 14) Поучительные истины из Евангелия в нед. о Самаряныне. «Воскресное чтение», 1805. 15) Жена самарянка. «Воскресное чтение», 1802. 16) Сихарь. «Воскресное чтение», 1805. 17) Ересь самарянская. «Воскресное чтение», 1803. 18) На ст. 9. Евреи и самаряне. «Воскресное чтение», 1834. 19) На ст. 11. Колодези на Востоке. «Воскресное чтение», 1874. 20) Археологическая находка в Святой Земле (каменная ограда колодца Иакова). «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1881. 21) На ст. 13–14. «Воскресное чтение», 1805. 22) На ст. 22. Значение древнего царства Иудейского для народов христианских. «Воскресное чтение», 1826. 23) Вине. Народ и человечество. (Спасение исходит от иудеев. ст. 22). «Православное обозрение», 1872. 24) На ст. 23–24. Что значит поклоняться Богу духом и истиною. «Воскресное чтение», 1824. 25) На тот же текст. Разумное поклонение Богу. «Воскресное чтение», 1823. 26) На ст. 24. Прот. Скворцов. Духовная любовь к Богу. «Домашняя беседа», 1866. 27) На тот же стих. Скудость плодов молитвы. «Христианское чтение», 1823. 28) На ст. 27. Женщина у евреев и в христианстве. «Воскресное чтение», 1832. 29) На ст. 42. Мысли свт. Феофана. Мысли на каждый день года по церковным чтениям. 30) Беседа Иисуса Христа с самарянкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010