Anku dranku…— бессмысленное сочетание звуков типа детской считалки. 191 — 395. …розовый колпачок, придававший ее легкой и грациозной фигуре что-то фригийское. — Фригийский колпак, головной убор с узким верхом, загибающимся кпереди, носили фригийцы (Фригия — историческая область на побережье Мраморного моря). Впоследствии фригийский колпак считался эмблемой освобождения и послужил образцом для шапочки якобинцев во время французской буржуазной революции 1789–1793 годов. 192 Он с Киреевскими, с Аксаковыми — со всеми знаком. — Речь идет о славянофилах — братьях Киреевских и отце и сыновьях Аксаковых. Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) один из вождей славянофилов, В 1832 году издавал журнал «Европеец», запрещенный цензурой; в 1845 году некоторое время редактировал славянофильский журнал «Москвитянин», позднее сотрудничал в славянофильских изданиях «Московский сборник» (1852) и «Русская беседа» (1856). Киреевский Петр Васильевич (1808–1856) приобрел известность как собиратель русского народного творчества. После его смерти вышли в свет «Песни, собранные П. В. Киреевским», десять выпусков, 1860–1874. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1859) — известный писатель. Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) общественный деятель — критик, оратор, публицист, неутомимый редактор и издатель славянофильских газет и журналов «Русская беседа» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861–1865), «Москва» (1867–1868), «Москвич» (1867–1868), «Русь» (1880–1886). Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) — критик, историк-филолог, принимал активное участие в славянофильских «Московских сборниках». 193 …страданиями вашего молодого Вертера…— См. роман в письмах Гете «Страдания молодого Вертера». 194 — 408. …как ангел на каульбаховской фреске…— Очевидно, речь идет об одной из каульбаховских фресок на стенах Мюнхенской Пинакотеки (картинной галереи). Вильгельм Кауль-бах (1805–1874) — немецкий художник. 195 Вспомни «Любушин суд». — Подразумевается былина А. Н. Майкова «Любуша и Премысл», написанная по мотивам чешского народного творчества. В ней говорится о борьбе чешского народа за сохранение национальных порядков и обычаев, против подражания немецкому образу жизни. Идеи, выраженные в этом произведении, были созвучны чаяниям славянофилов, так как там, например, есть такие строки: «Непохвально в немцах нам искати правды!» — Повторили старцы и бояре, И во всем народе раздалося: «Непохвально в немцах нам искати правды!» «Так и быть суду, как положило вече!» — Порешила мудрая княжна Любуша… 196

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но главное не это, и не в видах аргументации против обязательного или факультативного гражданского брака приведены были сейчас рассуждения Дернбурга. Станем на точку зрения почтенного германского романиста, возмущающегося немецким бюрократическим заключением брака, и спросим себя: каким же скудным и убогим должен представляться с этой точки зрения брак наших раскольников, вступающий в законную силу даже без выражения взаимного согласия на брак и без провозглашения брачующихся супругами во имя закона, вследствие одной лишь записи в метрические книги? Если германский законодатель, по словам Дернбурга, намеренно придал акту гражданского бракосочетания сухо-прозаическую форму, чтобы создать тем более сильный мотив для неудовлетворенных этою формою супругов искать религиозного освящения, – то еще в большей степени нужно бы было предполагать подобное намерение в русском законодателе, который, устанавливая известную формальность для легализирования брака, желает, чтобы эта формальность не походила на заключение брака. Не так давно в нашей судебной практике и в литературе возник даже вопрос о том, введен ли законом 1874 г. гражданский брак, или наше законодательство до сих пор не знало и не знает этого западноевропейского учреждения. Обер-прокурор правительствующего сената А. Ф. Кони в своем заключении по делу Парфенова, судившегося за двоеженство, сделал историческую справку относительно закона 1874 г. и пришел к тому выводу, что названный закон не имел в виду вводить гражданский брак. Определениями и указами подлежащих властей и учреждений, состоявшимися в 1808, 1826–1834, 1840 и 1852 годах, – говорит г. Кони,-браки раскольников между собою были изъяты из разбирательств духовных и гражданских начальств, причем такие браки, венчанные вне церкви, в домах и часовнях, не признавались за законные, а за сопряжения любодейные, почему к детям от них не прилагались гражданские законы о наследстве, и самые дети считались законными лишь после своего присоединения к православию или единоверию при жизни родителей вместе с одним из них, или после смерти одного из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

1800       Wilpert G. I sarcofagi cristiani antichi.Vol. 1–2. Vol. suppl. Roma; Città del Vaticano, 1929–1936. 1801       Wilpert J. Erlebnisse und Ergebnisse im Dienste der christliche Archäologie: Rückblick auf eine funfundvierzigjärige wissenschaftliche Tätigkeit in Rom. Freiburg, 1930. 1802       Списки трудов Вильперта: Bibliografia di Mons. Gius. Wilpert//Rivista di Archeologia Cristiana. 1938. XV. 1–2, 6–16; Heid S. Appendice IV. Die Veröffentlichungen Joseph Wilperts//Giuseppe Wilpert. Archeologo Cristiano… S. 657–677. 1803       Wilpert J. Prinzipienfragen der christlichen Archäologie mit besonderer Berücksichtigung der «Forschungen» von Schultze, Hasenclever und Achelis. Urg i. Br., 1889. 1804       Wilpert J. Fractio panis: Die älteste Darstellung des eucharistichen Opfers in der Capella Greca. Freiburg i. Br., 1895; франц. пер.: Fractio panis: La plus ancienne représentation du sacrifice eucaristique à la «Capella greca». P., 1896. 1805       Wilpert G. Pietro fondatore della Chiesa di Roma e successore di Cristo come Vescovo di Roma secondo le sculture del sarcofago 174 e il Catalogo Filocaliano//Amici delle catacombe. 1937. VII. P. 2–18. 1807       Piper L. Erinnerungen an Ferdinand Piper. B., 1897; Thomassen B. Monumentale Theologie: Ein Hinweis den Aufsatz Ferdinand Pipers (1811–1889)//Spiegel einer Wissenschaft... S. 30–38; Strohmaier-Wiederanders G. Piper F./PChA. Bd. II. S. 1020–1023. 1808       Piper F. Das christlich-archäologische Museum an der Universität Berlin. Gotha, 1874. Новый обзор истории и значения этой коллекции: Laube S. Die Vertretung der Christlichen Archäologie an der Berliner Friedrich-Wilhelin-Universität und ihre «Christlich-archäologische Kunstsammlung»//Römische Quartalschrift. 2011. Bd. 106. 1. S. 72–91. 1809       Piper F. Einleitung in die Monumentale Theologie. Gotha, 1867. Как и многие другие археологи той эпохи, Пипер начал с изучения символики раннехристианского искусства: Piper F. Mythologie und Symbolik der christliche Kunst. Bde. 1–2. Weimar, 1847–1851.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кине Эдгар (1803–1875) – французский политический деятель, историк. В 1841–1846 гг. профессор Коллеж де Франс, уволен за борьбу против иезуитов. Активный участник революции 1848 г., член Учредительного и Законодательного собраний. После переворота Наполеона III в эмиграции до 1870 г. Автор трудов о Великой французской революции и др. Ленорман Шарль (1802–1859) – французский археолог, профессор Коллеж де Франс. Мишле Жюль (1798–1874) – французский историк, член Академии моральных и политических наук с 1838 г. С 1827 г. профессор Высшей нормальной школы, с 1838 г. – Коллеж де Франс. В период Июльской монархии борец против католицизма, кумир радикального студенчества. В 1852 г. лишен кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива, которую занимал с 1831 г., за отказ присягнуть Наполеону III. Автор трудов по истории Франции и Французской революции. Руаль-Рошетт Дезире (1790–1854) – французский археолог, секретарь Парижской Академии художеств. Симон Жюль Франсуа Сюисс (1814–1896) – французский политический деятель, философ и публицист. Профессор философии в Высшей нормальной школе, затем в Сорбонне. В 1848 г. избран членом Национального собрания. В 1851 г. отказался присягнуть Наполеону III. В 1870 г. министр народного просвещения в правительстве Национальной обороны, в 1875–1876 гг. премьер-министр, с 1875 г. сенатор. Шаль Виктор Эфемион Филарет (1798–1873) – французский историк, профессор Коллеж де Франс. Автор трудов по истории Германии, Англии, Английской революции. Араго Доменик Франсуа (1786–1853) – французский астроном, физик, политический деятель. С 1809 г. член, с 1830 г. секретарь Парижской Академии наук. В 1830–1848 гг. член Палаты депутатов, после Февральской революции 1848 г. – морской министр Временного правительства. 356 Бодянский Осип Максимович (1808–1877) – историк. В 1834 г. окончил Московский университет, с 1842 г. экстраординарный, с 1847 г. ординарный профессор кафедры истории и литературы славянских наречий. В 1845–1849 гг. секретарь Московского Общества истории н древностей российских, тогда же, а также в 1858–1877 гг. редактор его «Чтений». Главные работы: «О мнениях касательно происхождения Руси» (1835), «О времени происхождения славянских племен» (1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Он поведет к соблазну, потому что совесть народная не поймет и не примет раздвоения брака. Он поведет к отягощению, потому что строгие и сложные формальности, неразлучные с гражданской формой брака, непременно превратятся в канцелярские формальности и в руках чиновников, не всегда способных разуметь смысл порученной им буквы, непременно станут источником и предлогом всякого рода затруднений, проволочек и притязаний. Наконец, непременно соединятся с пошлинами и поборами, о которых, не имеют и приблизительного понятия те, кому теперь иногда приходится в исключительных случаях роптать на притязательность сельского духовенства в делах брачных. Представим себе брачное дело, отрешенное от естественной среды своей – от прихода и отнесенное в другую официальную среду, например, в квартал, в волость, в округ мирового судьи и т. п. Формальности, предшествующие браку, соединятся с канцелярским хождением по делу, которое для народа станет непременно обременительнее нынешних объяснений и переговоров с церковным причтом, поставит между просителем и главным вершителем обряда бумагу и канцелярию, с которой каждый из мелких чиновников захочет питаться от своего дела». 17 В виду страха перед этим западноевропейским пугалом, у нас была высказана и проводима в судебной практике примирительная теория. В деле по обвинению раскольника в двоеженстве бывший обер-прокурор уголовного кассационного департамента А. Ф. Кони, в своем заключении, исследуя вопрос о содержании закона 19 апреля 1874 г. о браках раскольников, пришел к выводу, что названный закон не имел в виду вводить гражданский брак. Определениями и указами, состоявшимися в 1808, 1826, 1834, 1840 и 1852 годах, – говорит Кони, – браки раскольников между собою были изъяты из разбирательства духовных и гражданских начальств, причем такие браки, венчанные вне церкви, в домах и часовнях, не признавались за законные, а за сопряжения любодейные, почему к детям от них не прилагались гражданские законы о наследстве и самые дети считались законными лишь после своего присоединения к православию или единоверию при жизни родителей вместе с одним из них, или после смерти одного из них.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

191 Штраус Давид Фридрих (1808–1874) – германский философ, историк, теолог и публицист. Испытал влияние идей Шлейермахера и в особенности Гегеля. Основная его работа – «Жизнь Иисуса» (Тюбинген, 1840), которую написал, исходя из принципов гегелевской философии и развивая свою теорию образования мифов. Штраус не отрицал исторического существования Иисуса Христа, но находил, что большая часть представлений о Нем имеет позднейшее происхождение, и пытался выяснить, из каких греческих, еврейских и восточных элементов составились эти представления. В последние годы жизни Штраус открыто заявлял о своем материализме, дарвинизме и несогласии ни с одной из религий. 194 См., напр.: Спенсер Г. Ответ критикам//Сочинения Герберта Спенсера: В 9 т. Т. VI: Опыты научные, философские и политические. Т. 2. СПб., 1899. С. 197–258). 195 Деизм – религиозно-философское воззрение, распространенное в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив однажды мир и дав ему законы, не принимает в его судьбе какого-либо участия и не вмешивается в течение событий. 196 Теизм – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира. Согласно теизму Бог свободно создал мир и продолжает действовать в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога – от деизма. 197 Лотце Рудольф Герман (1817–1881) – немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель. В работе «Микрокосм» (Лейпциг, 1856–1864; рус. пер.: М., 1870) развивал идеи, близкие к монадологии Г. Лейбница. Ввел ряд философских понятий («ценность», «жизнь»), подхваченных в других философских школах. Бог для Лотце есть личное Существо. Понятие безличного духа изгоняется им как противное разуму, ведь личностным в полном смысле слова может быть только бесконечный дух: конечность влечет за собой ограничение личностности. В то же время все вещи внутренне присущи Богу, и в этом смысле Бог есть Абсолют. С метафизической точки зрения, говорит Лотце, пантеизм может быть принят как возможное воззрение на мир лишь при отказе от всякого намерения рассматривать бесконечное иначе как в качестве духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

П. Абарка де Болеа, граф де Аранда). Окончательная либерализация испан. М. состоялась при кор. Жозефе (Хосе) I (1808-1813), брате франц. имп. Наполеона I Бонапарта. В тот период под влиянием «имперского» Великого Востока Франции здесь утвердился Древний и Принятый Шотландский ритуал. В 1811 г. испанские масонские структуры были унифицированы в соответствии с традициями Великого Востока Франции. В 1814-1868 гг. М. в Испании находилось под запретом, за исключением периода революции 1820-1823 гг., когда партия левых либералов - эксальтадо (многие из к-рых были членами Великого Востока) образовала правительство Испании. В 1869 г. был основан Великий национальный Восток, вскоре преобразованный в Великий Восток Испании, который активно участвовал в провозглашении Первой республики (1873-1874). К 1877 г. в Испании насчитывалось 5 конкурирующих Великих лож (Великий Восток Испании, Великий Восток Иберии, Великая ложа Испании, Великая символическая ложа Каталонии-Балеар (Балеарских о-вов), Верховный совет Шотландского ритуала). Во время Гражданской войны 1936-1939 гг. испан. масоны выступили в защиту республиканской власти. После смерти Франко в стране возобновил работу Верховный совет Шотландского ритуала (1978). В 1980 г. был образован Объединенный Великий Восток Испании, его структуры в 1982 г. вошли в состав обновленной Великой ложи Испании. В Швеции В Швеции 1-я масонская ложа появилась в Стокгольме в 1735 г. Ее основатель - гр. А. Вреде-Спарре, установивший тесные контакты с английскими масонами-якобитами, в частности с Радклиффом. Это обстоятельство обострило отношения масонов с правительством. Однако уже в 40-50-х гг. XVIII в. под контролем и при участии зарубежных масонов (гл. обр. английских и французских) в Швеции начали работу Материнская ложа, Первая регулярная ложа и Национальная ложа. В 1759 г. усилиями Эклеффа в Стокгольме был создан Шведский ритуал, основанный на признании высоких степеней посвящения (10 градусов) и строгом соблюдении принципов христианства. После этого шведское М.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

Сепир – Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. – М.; Л., 1934. Сергеевич – Сергеевич В. И. Русские юридические древности. Т. 1–3. – СПб., 1890–1903. Сергеич – Сергеич П. Искусство речи на суде. – СПб., 1910. Сиповский – Сиповский В. В. Из истории русского романа и повести: (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). Ч. 1. – СПб., 1903. Смирнов, Зап. влияние – Смирнов Н. А. Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху. – СПб., 1910//Об. ОРЯС. – Т. 88 – 2. Снегирев – Соболевский, Лекции – Соболевский А. И. Лекции по истории русского языка. – 4-е изд. – М., 1907. Соболевский, Материалы – Соболевский А. И. Материалы и исследовавния в области славянской филологии и археологии. – СПб., 1910. Соболевский, Русск. заимств. слова – Соболевский А. И. Русские заимствованные слова. – СПб., 1891. Соловьев, Особенности говора донск. казаков – Соловьев В. Ф. Особенности говора донских казаков. – СПб., 1900. Соловьев Н. – Соловьев Н. В. История одной жизни. А. А. Воейкова – “Светлана”. 4.1–2.– Пг., 1915–1916. Соловьев С. – Соловьев С. М. Собр. соч. – СПб., 1901. Станевич – Станевич Е. Рассуждение о русском языке, Ч. 1–2. – СПб., 1808. Стасов – Стасов В. В. Избр. соч. Т. 1–2. – М.; Л., 1937. Старчевский – Сумцов, Колдуны – Сумцов Н. Ф. Колдуны, ведьмы и упыри. – Харьков, 1891//Сб. Харьковского историко-филологич. общ-ва. Т. 3. Сумцов, О свадебн. обрядах – Сумцов Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. – Харьков, 1881. Сухомлинов – Сухомлинов М. И. История Российской Академии. Вып. 1–8. – СПб., 1874–1888. Танеев – С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. – М., Л., 1925. Тейлор – Тейлор Эд. Б. Первобытная культура: Перевод с англ./Под ред. Д. А. Коропчевского. Т. 1–2. – СПб., 1872–1873. Фасмер, Греко-славв. этюды – Фасмер М. Р. Греко-славянские этюды. Т. 3. Греческие заимствования в русском языке. – СПб., 1909//Об. ОРЯС – Т. 86. – Флоренский – Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. – М., 1914. Флор. Економия – Флоринова Економия, Переведена С. Волчковым. Кн. 1–9. – 3-е изд. – СПб., 1775.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

(236) Ник. Трубецкой – князь Николай Иванович (1797–1874), богатый помещик, камергер. (237) Норов – Авраам Сергеевич (1795–1869), участник Отечественной войны 1812 г., писатель. (238) Кукольник – Нестор Васильевич (1809–1868), поэт и драматург, эпигон романтизма, автор драм: «Торквато Тассо», «Рука всевышнего Отечество спасла» и многих других. Драма Кукольника «Ляпунов» была им затем переименована в драму «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский». (239) Хомяков – Алексей Степанович (1804–1860), поэт-славянофил, автор трагедии «Дмитрий Самозванец», изданной в 1833 г. Задуманная им новая трагедия «Прокопий Ляпунов» не была окончена. (240) Розен – барон Егор Федорович (1800–1860), литератор, поэт, автор ряда исторических трагедий, впоследствии (1836) автор либретто для оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». (241) Смирнов – Николай Михайлович (1807–1870), камер-юнкер, служивший в Министерстве иностранных дел, приятель Пушкина, муж А. О. Смирновой, рожд. Россет. Был избран в члены Английского собрания в 1834 г. (242) Икскуль – барон Александр Карлович (1805–1880), камер-юнкер, переводчик в канцелярии начальника Главного морского штаба князя А. С. Меншикова; состоял членом Английского собрания (клуба) в Петербурге с 1831 по 1866 г. (243) Чернышев – граф (затем князь) Александр Иванович (1786–1857), генерал-адъютант, военный министр. (244) Гладков – Иван Васильевич (1766–1832), генерал-лейтенант, московский (1808–1811) и петербургский (1821–1825) обер-полицеймейстер. (245) Зайцевский – Ефим Петрович (1801–1860), моряк, поэт. (246) Оговорка – письменная оговорка на общем листе, на котором расписывались приглашенные к участию в словаре Плюшара. См. том X, «Деловые бумаги» (подпись на листе сотрудников Энциклопедического словаря 16 марта 1834 г.). (247) Сперанский – Михаил Михайлович (см. прим. к стр. 27). (248) «Телеграф» – «Московский телеграф», журнал, издававшийся Н. А. Полевым (основан в 1825 г.); был запрещен 3 апреля за отрицательную рецензию Полевого на драму Н. В. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла». Подлинной причиною закрытия журнала был собранный и представленный министру народного просвещения С. С. Уварову материал о политически неблагонадежном направлении его на протяжении ряда лет (1828–1834).

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

20. РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнст (1823-1892) французский философ, историк религии, член французской Академии наук. «История происхождения Христианства» принесла ему огромную известность в Европе. Р. изобразил Иисуса как только исторически существовавшего проповедника. Признавая нравственное значение религии Р. видел в ней утешающую иллюзию и рассматривал ее в целом как выражение нравственных и духовных особенностей народа. 21.   ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (1808-1874) немецкий философ-младогегельянец. Его книга «Жизнь Иисуса, критически переработанная» (1835-36) оказала влияние на развитие антирелигиозной мысли. Ш. проповедовал пантеизм. Отрицал историческую достоверность Евангелий. Христа рассматривал как историческую личность, евангелистов как писателей. 22. РОМУЛ по легенде основатель Рима.Традиционная дата основания Рима 753 г. до н. э. 23. ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (102-44 г.г. до н. э.) выдающийся политический и военный деятель Древнего Рима, оратор, писатель. 24. АВГУСТ (Октавиан) римский император, политический и военный деятель. Умер в 14 г. н. э. 25. ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ (332-363 г.г. н. э.) римский император с 361 г. Философ-неоплатоник. Пытаясь восстановить язычество, безуспешно боролся с Христианством, поэтому от христианской Церкви получил прозвище Юлиан Апостат или Юлиан Отступник. 26. ТИТ, здесь по-видимому имеется в виду Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (ок. 99 55 г.г. до н. э.), римский поэт, философ и просветитель. Автор поэмы «О природе вещей», продолжающей по своему жанру традицию древнегреческого философского эпоса (произведения Парменида и Эмпедокла) 27. Григорий и Пий главы римско-католической Церкви. 28. По всей видимости здесь имеется в виду стихотворение Ф.И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» (1830). Ср.: у Тютчева «Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн» (Ф. И. Тютчев. Стихотворения. М., 1986. стр. 82.) 29. Конфирмация (от лат. confirmatio) укрепление, упрочение мирропомазание христианское таинство, которое в католической Церкви совершается епископом над детьми и подростками 7-12 лет как средство укрепления веры. Через это таинство человек наделяется божественной благодатью. В христианских общинах конфирмация известна с 4 века, она сложилась на основе «наложения рук», неоднократно упоминаемого в Ветхом и Новом Заветах.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010