Законом 19 апреля 1874 года положен конец прежнему неопределенному и стеснительному порядку вещей относительно брака раскольников. До этого закона раскольники были лишены возможности вступать в законный брак и иметь законных детей без перемены своих религиозных убеждений или по крайней мере без временной измены им. Упомянутым законом дана им такая возможность. Теперь каждый из раскольников, к какому бы толку ни принадлежал, может иметь семью, признаваемую законом; для этого от него требуется заявить о заключенном им браке полиции для внесения сведения о нем в особо установленные метрические книги. Существование брака раскольника считается доказанным со дня записи его в метрической книге. Закон 19 апр. 1874 г. имеет силу не только в отношении случаев бракосочетаний раскольников после его издания, но и относительно раскольнических браков, заключенных прежде него, после десятой ревизии; и эти браки должны быть записаны в метрические книги, если живущие в них желают, чтобы закон признавал их сожитие законным браком. Что касается до лиц, вступивших в брак до десятой ревизии, то и они признаются состоящими в законном браке, если записаны мужем и женой в сказках десятой ревизии (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 78 и прим. по изд. 1887 с прод. 1891). Таким образом закон 1874 г. дает норму для узаконения всех раскольнических браков, заключенных не только после, но и до его издания. В силу этого закона полиция освобождена от прежней обязанности «вести именные списки о рождающихся и умирающих раскольниках» (Уст. о пред. и прес. прест. 1807 г. ст. 67. Изд. 1876. ст. 55). а обязана вести метрические книги о рождении, браке и смерти раскольников по правилам закона 1874 г. (Уст. о пред. и прес. прест. по Прод. 1880. ст. 55). Казалось бы, что после закона 1374 г. семейная жизнь раскольников должна быть упорядочена с юридической стороны. Казалось бы, теперь должен был бы наступить конец сомнениям и колебаниям насчет значения раскольнического брака как в сфере юридических отношений, так в практике церковной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

2 Кроме известных из прежнего времени и опубликованных в разное время по смерти митрополита Филарета отзывов Г. П. Павского, Ф. А. Терновского и других, см. и за последнее время во 2 томе Словаря гравированных портретов Ровинского (Спб, 1889), в 9 Русской Старины за 1892 г. стр. 710 и дал. и др. 4 Обстоятельнее мы ответили на неблагоприятные отзывы о м. Филарете отзывы в речах, произнесенных в собрании Общества любителей духовного просвещения 19 ноября и в Московской Духовной Академии 26 ноября 1892 года. 5 См. такие отзывы напр. у Ровинского и у Толмачева в упомянутых изданиях Словаря и Русской Старины. 6 Эти акты можно видеть собранными под 29 дел архива учрежденного Собора Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год, где об этом просто сказано, что Дроздову наречено, при пострижении, имя Филарета. 10 Там же, стр. 40. Разумеем отказ от вступления на должность приходского священника, с которой необходимо сопряжено вступление в брак. 12 29 дел архива Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год. Известно, что и митрополит Платон, на вопрос Императрицы Екатерины II о причинах, побудивших его вступить в монашество, отвечал, что он вступил в это звание „по особой любви к просвещению“. См. его автобиографию, стр. 19. Москва, 1887 г. 13 Самый двухлетний промежуток этот последовал единственно по молодости лет Дроздова, почему даже и в 1808 году митроп. Платон, в своем ходатайстве пред св. Синодом о дозволении постричь его в монашество, счел нужным прибавить ему лет. 16 Письмо это, нигде доселе не напечатанное, впервые нами обнародовано по подлиннику, снятием точной копии с которого мы обязаны владельцу оного, редактору Тульских Епархиальных Ведомостей, протоиерея А. Н. Иванову . 20 Там же. В 1807 и 1808 годах В. М. Дроздов исполнял при митр. Платоне должность иподиакона. См. Письма м. Филар. к родн. стр. 87–89. 23 См. Сушкова, Записки о жизни и времени м. Моск. Филарета, стр. 62. Срав. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 103 и 147. Тверь, 1888. 25 См. там же, ч. IV, стр. 479. Москва, 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В обоих же изданиях Словаря (т. I. стр. 26–28 но 1 изд. и т. I, стр. 35–37 по 2 изд.) статья о Братановском значительно пополнена и увеличена, что, по нашему мнению, объясняется тем обстоятельством, что в 1807 г. была издана 4-я часть проповедей Анастасия и при ней обстоятельное жизнеописание его, присовокупленное H. H. Б.-Каменским (2-е изд. словар. т. I, стр. 36–37); здесь же фактическое доказательство и занятий последнего нашими писателями и иерархами. 515 Известно, впрочем, что письменный сношения Евгения с Качановским, не смотря на все несочувствие первого скептическому направлению второго, не прекращались еще и в декабре 1828 г. 5 числа этого месяца он посылал письмо Н. М. Снегиреву и тут же приложил письмо на имя Каченовского. (Старина русской земли, Спб. 1871 г. вып. 1). 516 Чтобы понять эту заметку Калайдовича, нужно иметь в виду, что он, сравнительно с другими московскими знакомыми Евгения, был более коротко знаком с тамошнею синодальною библиотекою, где он и открыл, между прочим, своего «экзарха». Войдя в Румянцевский кружок, Калайдович, говорит Кочубинский, «стал посредником между канцлером и недававшейся ему синодальной библиотекой» (Начальные годы русского славяноведения. Од. 1887–1888 г., стр. 255–256 и 261). Пользуясь своею близостию к московской синодальной библиотеке, Калайдович не мало помогал и Сопикову в его, подобно Евгениевскому, библиографическом труде (см. письма Сопикова к Калайдовичу в 45 т. записок Имп. Ак. Наук, 1883 г., стр. 7, 11, 14, 15, 19, 21, 25 и 26). 517 Поговорив в нем (т. I, стр. 249–251) об Иоанне Болгарском Евгений прямо в копии статьи ссылается на «Исследование (об этом экзархе) К. Ф. Калайдовича», сделав, таким образом, из него самый маленький экстракт. – О печатании наследования исследования см. «Переписку Евгения с Румянцевым», стр. 98, 99 и 110. Посылая Евгению 28 сентября 1824 г. только что отпечатанный экземпляр его, Румянцев писал (стр. 110) : «И кому же первому сделать мне таковое приношение? Я в Вас имею себе друга и Вы у нас лучший судья в сем деле».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

е. метеоролитом; таковым считают ныне и черный камень Каабы. По форме аэролиты бывают то круглы, то яйцеобразны, то пирамидальны, то пальцеообразны. Известны от древности дактилические камни-аэролиты или dactyli idaei, идские пальцы, бывшие на горе Иде и давшие свое имя фригийским демонам и самому Геркулесу. 203 Величина метеоролитов весьма разнообразна, но в некоторых экземплярах может соперничать с величиною и весом настоящих мегалитов. Вот например, вес метеоролитов, собранных на русской территории: 1. Палласово железо, метеоролит, найденный в Красноярске, имеющий в своем составе железо и оловин, весит 42 пуда. 2. Метеоролит, упавший близь Тимохино, Юхновского уезда, Смоленской губернии, 13 марта 1807 года, весит 4 пуда. В. Метеоролит, найденный на реке Мраса, Томской губернии, 160 пудов. 4. Метеоролит, упавший близь Пултусска, Седлецкой губернии, 40 пудов. 5. Метеоролит, упавший 30 августа 1887 года, близь Оханска и Табора, Пермской губернии, 12½ пудов. 6. Метеоролит, упавший в Августиновке, Екатеринославского уезда, в 1890 году, 25 пудов весу. 204 7. Метеоролит, упавший в 1892 году в Каспийское море, недалеко от Апшерона, до семи сажен длины и до 5,000 пудов весом. 205 На парижской выставке 1889 года фигурировали две модели метеоролитов, упавших в Мексике и Бразилии – 1000 и 300 пудов весом. Чтобы судить о том впечатлении, какое должны производить подобные метеоролиты, падавшие с неба в виде огненных ракет, нужно припомнить наши летописные сказания о небесных камнях, падавших в 1212, 1290, 1421, 1662 годах. Наиболее замечательное падение камней в России, называвшееся в народе каменным градом из каменной тучи, произошло 25 июня 1290 года, близь Устюга Великого. 206 На возвышенном берегу Сухоны, в Великом Устюге, в ограде церкви Св. Прокопия Праведного, лежит на пьедестале камень кругловатого очертания. По преданию Устюжан, камень этот выпал из той каменной тучи, которая угрожала Великому Устюгу, но была отведена от города молитвами Св. Прокопия. Во Владимире, в соборном храме, и в церкви Спаса Обыденного, в Вологде, также хранятся под престолами камни Велико-Устюжской тучи.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

82 Rätze. Die höchsten Prinzipien der Schrifterklärung 1824. S. 1. 3. 111 – 113 у Klausen " a S. 313. 86 По Новому Завету Гердеру принадлежат: Vom Erlöser nach drei ersten Evangelien, Riga 1796; Von Gottes Sohn nach Johannes Evangelium. Riga 1797; Maran-Atha толк. на Апокалипсис. Riga 1779; кроме того Vom Geist der Ebräischen Poesie, Dessau, 1782–1783. Cp. Reuss, § 578. 89 Напр. по отношению к существованию злого духа, к евангельским повествованиям о рождении Предтечи и Христа, о воскресении и вознесении Господа, о многих чудесах и проч. 90 Главнейшие сочинения Шлейермахера, для определения обще-богословских его воззрений, суть: Christliche Glaubenslehre и Reden über das Wesen der Religion; подробнее о Шлейермахере см. в ниже цитированных трудах. 91 Ср. теоретический и практический разум Канта. Остается неясным считал ли Шлейермахер чувство выше разума? Для нашей характеристики Шлейермахера довольно равноправности и одинаковой самостоятельности разума и чувства. Подробности учения см. Bender, Schleiermacher " s Theologie, 1876, Nördlingen, I, Th. I cap. § 1. cap. V, §§ 34. 35 36. 39; II Th. cap. VII. § 52 55. 103 «Sein eigenthümlicher geistiger Gehalt aus dem Gehalt des menschlichen Lebenskreises, dem er angehörte, nicht erklärt werden könnte,sondern nur in der allgemeinen Quelle des geistigen Lebens in einen schöpferischen göttlichen Act seine Begründung hat». 105 Ср. Baur, V. 85–98. Dorner, Entwicklungs-Geschichte der Lehre von der Person Christi, II. S. 1153–1177 и Geschichte der Protest. Theologie, V. 793 ft. Ed. Reuss, Die Geschichte der Heiligen Schriften Neuen Testaments, 6-te Ausg. 1887, § 587. S. 661–662. Hausrath, D. F. Strauss, 1. 109 – flg. Schwarz, ib. 52 flg. 106 Ueber den sogenannten ersten Brief des Paulos an den Timotheus 1807 (Sendschreiben an Gass), Ueber das Evangelium des Lucas., 1817; Abhandlung über die Zeugnisse des Papias von unsern beiden ersten Evangelien в Stud. u. Krit. 1832 г., – статья, маленькая по объему, но произведшая большое впечатление силою анализа; там же и в том же году им напечатана статья Ueber Kolosser I, 15–20. Вышепоименованные работы Шлейермахера помещены во втором томе его Sämmtliche Werke, Berlin, G. Reimer, 1836. Потом изданное Люкке по смерти Шлейермахера Hermeneutik und Kritik mit besonderer Beziehung auf das Neue Testament, herausg. v. F. Lücke, Sämmtliche Werke, 7-ter Band, Berlin, G. Reiter 1838; затем также же посмертное издание Шлейермахеровых чтений по введению в Новый Завет: Einleitung ins Neue Testament, herausg, v. C. Wolde, Sämmtliche Werke, 8-ter. Band, Berl. Reimer 1845; наконец уже в 1864 году изданные Рютеником (под заглавием: Das Leben Jesu: Vorlesungen an der Universität zu Berlin im Jahr 1832, gehalten von. F. Schleiermacher, heransg. von Rütenik, Berlin, G. Reiter, 1864), по конспекту и запискам, лекции Шлейермахера, читанные им в 1819, 1820, 1821, 1823–1829 и в последний раз в Берлине в 1832 г. См. Vorwort.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

И взлетишь ты на них Без труда, без усилья Выше мраков земных, Выше крыши темницы, Выше злобы слепой, Выше воплей и криков Гордой черни людской. 1859 Романс П.И. Чайковского (1887). Одно из последних и одно из самых знаменитых стихотворений Хомякова, во многом благодаря Федору Шаляпину, в репертуар которого оно входило многие годы как песня-набат, едва ли не «революционный» гимн. Для самого Хомякова оно имело глубоко религиозный и исповедальный смысл, выраженный в строках «Высший подвиг в терпеньи,//Любви и мольбе». Он писал Е.С. Шеншиной: «Пережить горе настоящее нельзя, да и не дай Бог; но мне часто в утешение приходит чувство и ясное сознание того, чем и как многим внутри себя обязан я моей покойной Катеньке, и часто слышатся мне внутренние упреки за то, что я далеко не разработал и не разрабатываю все наследство духовного добра, которое получил от нее. Дай Бог вам свой подвиг совершить лучше меня».  Владимир Бенедиктов Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807–1873) – поэт, переводчик. Его первая поэтическая книга вышла еще при жизни А.С. Пушкина и имела сенсационный успех. «Не один Петербург, – вспоминал Яков Полонский, – вся читающая Россия упивалась стихами Бенедиктова. Он был в моде – учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам своим, девицы их переписывали, приезжие из Петербурга молодые франты, хвастались, что им удалось заучить наизусть только что написанные и еще нигде не напечатанные стихи Бенедиктова. И эти восторги происходили именно в то время, когда публика с каждым годом холодела к высокохудожественным произведениям Пушкина, находила, что он исписался, утратил звучность – изменил рифме и все чаще и чаще пишет белыми стихами». Все это будет названо позднее «бенедиктовщиной», которую, как и «надсовщину» конца XIX века, предадут анафеме. Статьи Белинского сыграли в этом не последнюю роль. «Неистовый Виссарион» выбрал его основной мишенью в полемике с «возвышенной пустотой» псевдоромантической поэзии. «Феномен Бенедиктова» заключается не только в невероятно быстрой славе, но и в столь же невероятно быстром забвении. В 50е годы он был уже в числе «забытых» поэтов, заживо погребенных. Не помогли даже стихи «гражданского толка», опубликованные в некрасовском «Современнике». В одном из них, обращаясь «К новому поколению», он призывал:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Синода. Они обнародываются в духовном ведомстве указами или при указах Св. Синода на имя синодальных контор и епархиальных преосвященных, сообщаются правительствующему сенату и печатаются как в собрании постановлений и распоряжений правительства, так и в официальных печатных органах Св. Синода (ныне в «Церковных Ведомостях», ищдаваемых при Св. Синоде с 1887 г.), и затем помещаются в Полном Собрании Законов, а некоторые и в Своде Законов, в соответствующих томах. Разъяснительные правила, инструкции учреждениям и должностным лицам, руководственные наставления на основании означенных, Высочайше утверждённых, узаконений составляют предмет автономической законодательной деятельности Св. Синода и подчинённых ему установлений. В качестве органа законодательной власти Св. Синод участвует также в изготовлении проектов законов по таким предметам, которые по своему содержанию имеют значение не только для «ведомства православного исповедания» или для православной русской церкви, но и для тех или других сторон государственного строя и управления. Для такого участия Св. Синода в XVIII в. составлялись, по распоряжению верховной власти, конференции Синода и Сената или особые комиссии (о духовных имениях и о составлении уложения при Екатерине II, в 1807 г.– комитет для начертания плана об усовершенствовании духовных училищ, в 1869 г.– присутствие по делам православного духовенства). Со времени учреждения министерств, участие Св. Синода в составлении узаконений, касающихся не одного духовного ведомства, выражается наравне с центральными учреждениями, участвующими в процессе законодательной деятельности государства. Если сознание надобности в таком законе возникает в Св. Синоде, то он с Высочайшего соизволения, или приступает к составлению проекта непосредственно, или поручает составление его учреждению, при нём состоящему, а иногда особой комиссии, затем обсуждает изготовленный проект со стороны содержания и редакции, принятый им проект отсылает через обер-прокурора на заключение в те министерства замечания которых, по своему содержанию, он может относится, вновь пересматривает его вместе с присланными из министерства замечаниями, затем вновь отправляет его в государственную канцелярию для сличения с общим духом всего государственного законодательства и, наконец, через обер-прокурора представляет в государственный совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

464 29 дел архива Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год. Известно, что и митрополит Платон, на вопрос Императрицы Екатерины II о причинах, побудивших его вступить в монашество, отвечал, что он вступил в это звание «по особой любви к просвещению». См. его автобиографию, стр. 19. Москва, 1887 г. 465 Самый двухлетний промежуток этот последовал единственно по молодости лет Дроздова, почему даже и в 1808 году митроп. Платон, в своем ходатайстве пред св. Синодом о дозволении постричь его в монашество, счел нужным прибавить ему лет. 468 Письмо это, нигде доселе не напечатанное, впервые нами обнародовано по подлиннику, снятием точной копии с которого мы обязаны владельцу оного, редактору Тульских Епархиальных Ведомостей, протоиерею А. И. Иванову . 472 Там же. В 1807 и 1808 годах В.М. Дроздов исполнял при митр. Платоне должность иподиакона. См. Письма м. Филар. к родн. стр. 87:89. 475 См. Сушкова, Записки о жизни и времени м. Моск. Филарета, стр. 62. Срав. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 103 и 147. Тверь. 1888. 477 См. там же, ч. IV, стр. 479. Москва, 1884. Срав. стр. 134:370. Срав. также Письма его же к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 42:53–54 и др. 482 Только изредка что-либо необычайное нарушало такой порядок почтения митрополита Филарета к дню его Ангела, как например, в 1862 он должен был, по его собственным словам, «сделать приятное исключение», – принять Высокую Посетительницу, в то время юную Великую Княжну Марию Александровну, ныне Герцогиню Единбургскую, прибывшую к нему с приветствием и подарками от Августейших Родителей своих и от себя. См. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и др. л. II, 147. 485 Из письма к архим. Афанасию от 23 ноября 1827 года. Ом. Приб. к Твор. св. Отц. 1886, XXXVIII, 361. 487 Например, еще: «В первый день декабря велите раздать от меня штатным служителям» столько-то, «богаделенным» столько-то, «нищим» столько-то, «на бедных учеников» столько-то. Письма к архим. Антонию II, 279; срав. также I, 54:88, 123 и др.; II, 363; III, 179; IV, 65:206 и др.; или еще: «В первый день декабря велите раздать от меня, что кому давалось в подобных случаях». Там же, IV, 478.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1861. С. 11). 183 …народные славянские рассказы и предания из книги Боричевского… — Имеется в виду книга историка и этнографа И. П. Торнавы-Боричевского (1810–1887) «Повести и предания славянского племени» (1840–1842). 184 ( Должно быть напечатано — авторитета»). — У Щербины: «Они должны быть напечатаны церковнославянским шрифтом, равно как и места из Четиих Миней, для ознакомления народа с церковнославянскою грамотою и чтоб придать книге более веса и авторитета» (Отеч. зап. С. 294) 185 …последние дни Иисуса Христа из книги Иннокентия. ·— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800–1857) русский богослов и церковный оратор, ректор Киевской духовной академии Трактат Иннокентия «Последние дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа, изображенные по сказаниям всех четырех евангелистов» вызвал сомнение у представителей ортодоксального богословия (противником Иннокентия выступил Филарет, по настоянию которого было назначено секретное дознание «об образ «мыслей архимандрита Иннокентия») и был напечатан только после смерти автора. О нем см.: Погодин M. П. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия. M. 1867. 186 …места из объяснений на литургию из сочинений Гоголя и других… — Имеется в виду богословское сочинение H. В. Гоголя «Размышление о божественной литургии» (1848) 187 …из «Начертания христианских обязанностей» Кочетова. — И. С. Кочетов (1789–1854) — протоиерей, с 1841 г. ординарный академик имп. Академии наук, его сочинение «Начертание христианских обязанностей» в 40-60-х годах служило учебником в светских и духовных учебных заведениях. 188 …из поучений Иродиона Путятина… — P. T. Путятин (1807–1869) — известный проповедник, его «Краткие поучения» стали появляться в печати с 1842 г., некоторые из них были помещены в «Русской хрестоматии» Галахова (ч. 1) 189 …слово о пьянстве Тихона Задонского. — Имеется в виду популярная проповедь воронежского и елецкого епископа Тихона Задонского (в миру Тимофея Савельевича Соколова; 1724–1783), пятнадцатитомное собрание сочинений которого вышло в начале 1860-х годов. О Тихоне Задонском см.: IX, 511–513. 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Н. Шалапутин. Катехизис русского слолдата. М., 1913. Титульный лист (РГБ) В 1815 г. имп. указом была учреждена должность обер-священника Главного штаба (с 1830 обер-священник Главного штаба и отдельного Гвардейского корпуса, с 1844 обер-священник Гвардейского и Гренадерского корпусов), имевшая равные права с должностью обер-священника армии и флота. Синод высказался против разделения управления военным духовенством. Назначение на обе должности оставалось за императором, но обер-священника армии и флота он утверждал из кандидатов, выдвинутых Святейшим Синодом. Обер-священники Главного штаба, затем Гвардейского и Гренадерского корпусов в 1826-1887 гг. также возглавляли придворное духовенство в сане протопресвитеров, являлись имп. духовниками, настоятелями придворного собора Зимнего дворца в С.-Петербурге и Благовещенского собора в Московском Кремле. С 1853 г. обер-священники получили право назначать и увольнять полковых священников без предварительного разрешения Святейшего Синода. С 1858 г. обер-священники именовались главными священниками. Первым обер-священником армии и флота стал прот. Павел Озерецковский (1800-1807), пользовавшийся при имп. Павле I большим влиянием и относительной независимостью от Синода. 9 мая 1800 г. всем воинским чинам было предписано относиться по духовным делам к обер-священнику, минуя консистории, для чего была образована канцелярия. В 1800 г. создали армейскую семинарию, в к-рой дети армейского духовенства учились за казенный счет (закрыта в 1819). Руководственные указания духовенству действующей армии. М., 1916. Титульный лист (РГБ) Руководственные указания духовенству действующей армии. М., 1916. Титульный лист (РГБ) В 1-й пол. XIX в. повышалось жалованье военного духовенства, были введены пенсии и пособия престарелым и больным военным священникам, их вдовам и детям. Среди обер-священников Гвардейского и Гренадерского корпусов выделяется протопр. Василий Бажанов (1849-1883). Он положил начало созданию б-к при храмах своего ведомства, снабжал их книгами. В С.-Петербурге устроил Николаевскую богадельню для престарелых священнослужителей духовного ведомства, а также для их вдов и сирот. По его распоряжению были построены дома для причтов в ряде полков, организованы приходские благотворительные об-ва и братства при нек-рых храмах. В 1879 г. учреждено Благотворительное об-во попечения о бедных духовного звания ведомства главного священника армии и флота, его взяла под покровительство вел. кнг. Мария Феодоровна (впосл. императрица). На средства об-ва содержались приюты, Мариинский в Кронштадте и Покровский в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/155073.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010