Филарет Амфитеатров 1837–1857 Исидор Никольский 1858–1860 Арсений Москвин 1860–1876 Филофей Успенский 1876–1882 Платон Городецкий 1882–1891 Иоанникий Руднев 1891 В Киеве и Владимире попеременно: Кирилл III 1243–1280 Во Владимире: Максим 1283–1305 Во Владимире и Москве: Петр 1308–1326 до 1325 во Владимире, с 1325 в Москве Чигиринское викариатствоУчреждено в 1799 году. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807 Ириней Фальковский 1807–1823 Афанасий Протопопов 1823–1826 Мелетий Леонтович 1826–1828 Кирилл Куницкий 1828–1835 Владимир Алявдин 1835–1836 Иннокентий Борисов 1837–1841 Иеремия Соловьев 1841–1843 Варлаам Успенский 1843–1845 Апполинарий Вигилянский 1845–1858 Антоний Амфитеатров 1858–1859 Серафим Оретинский 1860–1865 Порфирий Успенский 1865–1877 Иоанн Жданов 1878–1883 Виталий Иосифов 1883–1885 Иероним Экземплярский 1885–1890 Ириной Орда 1890–1892 Иаков Пятницкий 1893 Коневское викариатство Учреждено в 1874 году. Епископы (в Киеве): Сильверст Малеванский 1885 Московская епархия Митрополиты Московские и всея Руси (в Москве). 91 Феогност 1328–1353 Алексий 1354–1378 Михаил-Митяй 1378–1379 Киприан 1380–1382 Пимен 1382–1390 Киприан(вторично) 1390–1406 Фотий 1410–1431 Исидор 1437–1441 Иона 1449–1461 Феодосий Бывальцев 1461–1464 Филипп I 1464–1473 Терентий 1473–1489 Зосима Бнадатый 1490–1494 Симон 1495–1511 Варлаам 1511–1521 Даниил 1522–1539 Иоасаф Скрипицын, св. 1539–1542 Макарий 1542–1563 Афанасий 1564–1566 Филипп II Колычев, св. 1566–1568 Кирилл IV 1568–1572 Антоний 1572–1581 Дионисий 1581–1586 Иов 1586–1589 Архиепископы: 92 Иосиф Волчанский 1742–1745 93 Платон Малиновский 1748–1754 Тимофей Щербацкий, митроп. 1757–1767 Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771 с 1771 по 1775 гг. упр. Крутицкой еп. Самуил Миславский Московские и Коломенские (с 1799 года): Платон Левшин 1775–1812 с 1787 года митрополит Августин Виноградский 1818–1819 Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821 Филарет Дроздов 1821–1867 с 1826 года митрополит Иннокентий Вениаминов 1868–1879

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) Нравственно-аскетические труды Проповеди Записки, очерки, речи Агиографические и апологетические сочинения Литературно-поэтические сочинения. Заметки о творчестве Письма Переписка с оптинскими старцами Сборники Симфонии или указатели Труды на иностранных языках Аудиокниги Собрание сочинений Игнатий (Брянчанинов) епископ Кавказский и Черноморский, святитель Видный аскетический писатель, богослов, мыслитель, проповедник, подвижник. Детство, юношество, молодость Святитель Игнатий Брянчанинов родился в селе Покровском Вологодской губернии, 5 февраля 1807 года. Он происходил из старинного дворянского рода Брянчаниновых, восходившего к Михаилу Бренко, боярину, соратнику и оруженосцу великого князя Димитрия Донского. В крещении будущему святителю Игнатию было дано имя Димитрий. Отец Димитрия, Александр Семенович, человек верующий, был когда-то близок ко двору, а с течением времени, к моменту появления на свет будущего святителя Игнатия сделался небогатым помещиком. Мать Димитрия, Софья Афанасьевна, была образованной женщиной с добрым нравом. Замуж она вышла достаточно рано и с тех пор старалась уделять свои силы заботе о семье. С детства Димитрий воспитывался в благочестивых традициях, получал хорошее, соответствующее возрасту образование. Своими дарованиями он выделялся среди других своих братьев и сестёр. Помимо прочего Димитрий проявлял способности к изучению языков, рисованию, пению, игре на скрипке. Вероятно, он мог бы построить хорошую карьеру, но его привлекало другое: уже с юности в нём зародилось желание связать свою жизнь с монашеским подвигом. Димитрий много молился, часто бывал в храме. Однако когда он поведал о своём желании отцу, тот не выразил сочувствия, да и не отнёсся к этому желанию серьёзно. Когда Димитрию исполнилось пятнадцать лет, отец отвёз его в Петербург, чтоб устроить в Главное инженерное училище. Будучи патриотом, героем войны 1812 года, Александр Семенович желал видеть сына военным инженером. И сын не перечил отцу. Димитрий настолько успешно сдал вступительные экзамены, что опередил всех прочих конкурсантов. Его сразу же определили во второй класс. Шёл 1822 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

     Епископ Ставропольский и Кавказский Игнатий (Брянчанинов; 1807–1867) причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1988 г. Апокалиптическое осмысление времени Святитель Игнатий (Брянчанинов) родился в 1807 г. накануне Отечественной войны 1812 г., попущенной, по словам преподобного Серафима Саровского, России за чрезмерное увлечение знати французской апостасийной культурой, которая, водворенная восвояси, в самой Франции разразится в 1848 г. Французской революцией и очередным свержением монархии. Узнав о революционных событиях 1848 г., святитель Игнатий напишет в письме: «Когда я услышал об этих происшествиях – я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа или так называемый просвещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время как я размышлял о моей холодности, внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местом, и будут глади и мятежи, начало болезнем сия» (Мк. 13:7–8). Здесь особенно замечательно то, и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни – антихристу, Писание выставляет «мятежи». Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев…» Это апокалиптическое осмысление времени своего рождения скажется на всей жизни будущего святителя, его духовном складе, определит бескомпромиссность в отречении от мира и в выборе монашеской стези, задаст энергию сжатия и вектор в его, можно сказать, силовом, сокрушающем всякую неправду служении словом. В монахи Рожденный в известном дворянском роду Димитрий был потомком выдающегося Михаила Бренко – оруженосца святого благоверного князя Димитрия Донского, который переоделся в его доспехи, был убит и тем самым сохранил жизнь предводителю войска. То есть будущий святитель уже был наследником этой героической традиции самоотвержения и пасхального бесстрашия, наследовал причастность к одной из главных побед русской истории – на Куликовом поле, где русские отстаивали суть своего исторического бытия – веру православную. Представляется, что благодаря именно этому родству святитель Игнатий (Брянчанинов) станет не просто ревностным служителем Церкви Христовой, но, пожалуй, самым строжайшим и последовательным ратником за чистоту православия среди иерархов и духовных авторов XIX в.

http://pravoslavie.ru/95588.html

26 В ответ на посылку этого корректурного листа К.П. Победоносцев пишет С.К. Смирнову от 1 декабря 1887 года: «Возвращаю Вам листки – я не показывал их гр. Толстому, но и не показав, думаю, что, лучше не печатать этих мест в дневнике Горского. Гр. Толстому, наверное, будет неприятно появление в печати отрывочных, и может быть, не совсем точно переданных заметок о разговоре с ним Горского». 28 Ценковский Лев Семенович 1822–1887 гг., проф. одесского, затем харьковского университетов; известный ботаник. 29 Карпов Василий Николаевич 1798–1867, профессор философии в Петербургской духовной Академии, известный переводчик Платона; премию получил за книгу: «Систематическое изложение логики», СПБ. 1856 г. 31 Гофман Эрнест Карлович, 1801–1871 гг., проф. петербургского университета, один из основателей научной геологии в России; прославился исследованиями северного Урала, хребта Пай-Хой, южного Урала и отчасти Сибири. 33 Пекарский Петр Петрович, историк литературы, 1828–1872 гг., с 1863 г., – академик. Был рецензентом книги С.К. Смирнова: «История троицкой лаврской семинарии», М. 1867 г., представленной в Академию Наук на Уваровский конкурс и получившей премию в 500 рублей. 34 Граф Сергей Григорьевич Строганов, 1794–1882 гг., крупный меценат, был с 1837 по 1874 г. председателем «Московского Общества Истории и Древностей Российских»: при нем же были основаны и «Чтения», издаваемые этим обществом. 35 Почетный член М.Д. Академии, бывший впоследствии председателем О-ва Истории и Древностей российских. 38 Афанасий Федорович Бычков, (1818–1899), академик, член Государственного Совета, с 1868 г. – помощник директора Императорской Публичной Библиотеки с 1882 г. – ее директор. 40 Петр Спиридонович Билярский, (1819–1867), известный славист, из воспитанников М.Д. Академии (оконч. в 1838 г.); экстраординарный академик и проф. новороссийского университета. 42 Баршев Яков Иванович, (1807–1892) из воспитанников М.Д. Академии, видный криминалист, проф. С.-Петорбургокого университета. 51 Миддендорф Александр Федорович, академик, известный натуралист, в 1855–57 гг. – непременный секретарь Академии Наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Ильинка. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 1806 и 1824. Адрес: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с.Ильинка Координаты: 52.122467, 107.289085 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первую деревянную церковь с двумя приделами в с. Ильинка построили 19 января 1689г. В 1802г. церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом славного Пророка Илии сгорела и 19 октября 1803г. Вместо неё в тоже имя заложена каменная, которая тщанием прихожан была построена в 1806г. Верхний же придел во имя Святого Пророка Илии с колокольней был построен и освящен 20 декабря 1824г. Вначале 1800-х годов на горе расположенной в 2-х верстах от села была явлена Святая икона главы Иоанна Предтечи, и в честь этого явления иконы 25 мая был установлен приходской праздник с крестным ходом на Иоаннову гору. сайт Улан-Удэнской и Бурятской епархии Село Ильинка до 1807 г. являлось центром Ильинской волости Селенгинского дистрикта Удинской провинции. Первую деревянную церковь с двумя приделами построили 19 января 1689 г. Вплоть до 1758 г. по указу Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца здесь находился благочинный всего Селенгинского дистрикта. Каменный храм построили в начале 1800-х г.г., покрыли железом в 1867 г. при активной помощи сборщиков - крестьян Тарасия Касьянова и Ипполита Астраханцева. Общие размеры храма в плане 10,52х27,07 м. Толщина стен храма 175 см, трапезной 118 см. Имело два придела: верхний и нижний. В 1730 г. было 75 дворов, а в 1807 г. - 39 домов с населением 227 душ обоего пола. В 1893 г. прихожан было 2020 душ мужского и женского пола. При храме существовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1910 г. учительницей была Мария Ивановна Громова. «В центре села вдоль по улице на возвышенном месте красуется столетний двухэтажный каменный храм, по архитектуре один из лучших в округе. По одной линии с церковью расположены причтовые дома, а рядом с ними красивое здание одноклассной церковно-приходской школы, крытое белым цинковым железом».

http://sobory.ru/article/?object=25715

Она появилась только 25 марта 1744 при следующих обстоятельствах: посланник кн. А. Д. Кантемир, известный поэт, смертельно заболев, упросил о. Андрея Геневского, присланного из Петербурга, срочно освятить домовый храм, дабы причаститься перед своей кончиной. Храм был освящен во имя св. Иоанна Предтечи, но с нарушением канонических правил. По этой причине осенью 1757 в здании, где поселился посланник гр. А. П. Бестужев-Рюмин, была устроена новая церковь — походная свв. апп. Петра и Павла, к которой был определен иером. Иоасаф (Шестаковский) из Александро-Невского монастыря. Иконостас «на голубом атласе» написал в Петербурге за 350 руб. известный живописец М. Л. Колокольников. Утварь частично была сделана в Москве, но на пути в Париж некоторые вещи захватили английские корсары. Когда посол переезжал, переезжала и церковь, что случалось довольно часто. В 1780–1793 причетником в этой церкви служил Петр Дубровский, который в годы французской революции собрал ценный архив (т. н. «бастильский»), попавший затем в Публичную библиотеку Петербурга. Настоятелем с 1784 был Павел Васильевич Криницкий, перенесший храм в дом, где жил сам. Из-за политических событий посольская церковь в 1803–1807 стояла закрытой, но 14 сентября 1807 вышел указ Александра I об официальном ее учреждении при российской миссии в Париже. Через месяц к церкви был назначен молодой прот. Ермолай Иоаннович Бедринский, выпускник Петербургской Духовной академии, которому, однако, из-за войны Наполеона с Россией пришлось в августе 1813 срочно выехать из Франции. В 1816 церковь в Париже вновь начала действовать, а в следующем году в ней был наконец установлен постоянный иконостас. В 1818–1834 клир возглавлял прот. Иоанн Лавров, бывший полковой священник, который, поселившись затем навсегда в Париже, стал заядлым социалистом, за что и был лишен сана. С 1829 Петропавловская церковь находилась в «скромном и некрасивом домике» в районе Елисейских полей, на ул. Берри, 12, и была «мрачна, тесна и бедна». К тому же на аренду дома каждый год уходило более пяти тысяч франков. Службы совершались почти ежедневно, особенно в зимнее время. Приход насчитывал около тысячи человек и включал румын, греков и арабов. В нем молились Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, венчались Я. П. Полонский и А. А. Фет. В 1847–1867 прихожан окормлял прот. Иосиф Васильевич Васильев, тоже выпускник Петербургской Духовной академии. Он прекрасно владел французским языком, переводил на него русских духовных писателей и издавал богословский журнал «Unime chretienne» («Христианское единство»). Новый настоятель сразу стал хлопотать об отдельном храме, поначалу предполагая «построить дом и в нем устроить пространную и благоукрашенную церковь».

http://sobory.ru/article/?object=13961

Закрыть Святитель Игнатий (Брянчанинов) Читательский рейтинг: 945 Епископ Игнатий (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 (17) февраля 1807(18070217), село Покровское, Грязовецкий уезд Вологодская губерния — 30 апреля (11 мая) 1867, Николо-Бабайский монастырь, ныне в Ярославской области) — епископ Православной Российской Церкви. Богослов, ученый и проповедник. Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном Соборе РПЦ 1988 года. Память — 30 апреля по юлианскому календарю. Родился 5 февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии (сейчас входит в Юровское муниципальное образование Грязовецкого района Вологодской области); принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. В 1826 году, по настоянию отца, Димитрий закончил Военное инженерное училище. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он подаёт прошение об отставке, желая принять монашество. Прошение не было удовлетворено, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и вскоре был освобождён от мирских трудов. По выздоровлении он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь. Затем перешёл со своим старцем, иеромонахом Леонидом (Львом) в Оптину пустынь. 28 июня 1831 года епископом Вологодским Стефаном был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 4 июля был рукоположён в иеродиакона, а 25 июля — в иеромонаха. Через некоторое время был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. 28 января 1833 был возведён в сан игумена. В том же году ему было поручено управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом. Новому, возведенному в сан архимандрита настоятелю удалось привести её в порядок как в духовном, так и в хозяйственном отношении. Здесь был образован хор, советы которому давал М. И. Глинка. 27 октября 1857 года в петербургском Казанском соборе был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского; 4 января 1858 прибыл в Ставрополь.

http://ruskline.ru/author/_/bryanchanino...

In Russia, the first detailed account of Hesychast teachings was provided by Nil Sorskii (ca. 1433–1508), who during a stay on Athos had gained a first-hand knowledge of the practice of the Jesus Prayer, and who was particularly influenced by Gregory of Sinai. The Slavonic transla­tion of the Philokalia, made by Paisy Velichkovsky (1722–94) and published in 1793, proved widely influential in 19th-century Russia, and was used by Seraphim of Sarov (1759–1833) and by the elders of the Optino hermitage. Hesychast teaching was likewise disseminated by Ignatius Brianchaninov (1807–67) and Theophan the Recluse (1815–94); the latter prepared a greatly expanded Russian trans­lation of the Philokalia. During the 20th century hesychasm underwent a further renewal, both in Greece and in the western world. It remains today very much a living tradition. In the second half of the century, particularly through the research of John Meyendorff (1926–92), the theology of Gregory Palamas came to be far better understood. At the same time, hesychast writings reached western readers through translations of the Philokalia. In the past hesychasm was chiefly propagated in certain Orthodox monastic centers, but today it has come to be practiced by many lay Christians, not only Orthodox but non­Orthodox. The spread of hesychasm among the laity is something that its 14th-century protagonists would have applauded. Gregory of Sinai sent his disciples out from the Holy Mountain to the city of Thessaloniki, to act as guides to lay people; and Gregory Palamas, in a dispute with a certain monk Job, insisted that Paul’s words, “Pray without ceasing” ( 1Thes. 5.17 ), are addressed not just to monastics but to every Christian without exception. Hesychasm is in principle a universal way. SEE ALSO: Contemporary Orthodox Theo­logy; Elder (Starets); Jesus Prayer; Kollyvadic Fathers; Optina; Philokalia·; Pilgrim, Way of the, Pontike, Evagrios (ca. 345–399); St. Gregory Palamas (1296–1359); St. Ignatius Brianchaninov (1807–1867); St. Nikodemos the Hagiorite (1749–1809); St. Paisy Velichovsky (1722–1794); St. Seraphim of Sarov (1759–1833); St. Symeon the New Theologian (949–1022); St. Theophan (Govorov) the Recluse (1815–1894)

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Ярыженский. Церковь Николая Чудотворца в станице Ярыженской. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1802 и 1807. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Новоаннинский район, хут. Ярыженский Координаты: 50.516019, 42.474078 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В станице Ярыженской на месте бывшего поселения станицы преемственно существовали две деревянные церкви. Первая была построена из дубового леса в 1742 году. В 1769 году она была заменена на новую, также из дубового леса, с одной главой. Освящена в 1770 году. Впоследствии, за ветхостью и по случаю переселения станицы на настоящее место она была продана в станицу Урюпинскую. Войска Донского Хоперского заказа в Ярыженской станце новая каменная приходская церковь была заложена в 1802 году, построена в 1806 году, одноэтажная и однопрестольная, во имя святителя Николая Чудотворца, освящена в 1807 году, крепка, покрыта железом, кровля окрашена ярью, утварью довольна. В 1870 году была распространена с устройством в ней придельного алтаря. При ней колокольня каменная, построенная в 1806 году, крепкая, покрыта железом. Ограда вокруг церкви каменная, и караульня твердая. Престолов в ней два, главный во имя Святителя и Чудотворца Николая, а придельный в честь Воздвижения Честнаго и Животворящяго Креста Господня. Отмежеванной земли при сей церкви не имеется, а пользуются священноцерковнослужители с прихожанами черезполосно, без ограничения количества десятин, коих по разноместности земли пахотной и сенокосной определить невозможно. На содержание причта особого жалования ниоткуда не получается, пользуются священнослужители доходами от прихожан за исправление духовных треб. Церковь находится от консистории в 450 верстах, а от благочинного в 7. Ближайшие церкви – в станице Аннинской Николаевская в 7 верстах, Дурновской станицы Дмитриевская в 8 верстах. Кошельковой суммы в 1908 году поступило 81 рубль 43 копейки. Свечной суммы в этом же году поступило 1355 рублей 59 копеек. Приходское попечительство открыто в 1867 году.

http://sobory.ru/article/?object=38556

п. Но во всё это время народная школа служила предметом самого внимательного отношения со стороны константинопольских патриархов, которые, несмотря на трудные и нередко совершенно невыносимые эпохи в жизни греческой церкви и народа, не переставали поддерживать школу и материальной помощью, и нравственным содействием, снабжали её авторитетными дидаскалами, заботились о внутренней её организации, располагали к благотворению в её пользу богатых греческих патриотов и т. п. Это наблюдается, в частности, и в XIX веке. Целый ряд константинопольских патриархов этого столетия (Каллиник V, Григорий V, Кирилл VI, Константин I и другие) так или иначе выражали своё попечение об этой школе. Поэтому в XIX веке народная константинопольская школа переживала сравнительно благополучные времена. Из её педагогов этого времени многие отличались выдающеюся учёностью, как, например, Дорофей Проиос (1808–1807 гг.), Стефан Дункас (1809–1810 гг.), Константин Кума (1814–1815 гг.), Евстафий Клеовул (1864–1867 гг.), Филофей Вриенний (1867–1875 гг.), Григорий Палама (1878–1883 гг.) и другие. В начале столетия число учеников простиралось до 160 человек, потом оно значительно упало во время греческого восстания, а после опять поднялось. Так, в 1897 году их было 356, в 1898 году – 866 и 7 слушателей, а в 1899 году – 332 ученика и один слушатель. В настоящее время школа имеет восемь классов. Таким образом, в учебном отношении великая народная школа подобна нашим классическим гимназиям, причём общее число уроков во всех восьми её классах простирается до 240 в неделю. В школу поступают воспитанники из всех епархий патриархата. Из них большинство содержится на собственные средства и состоят приходящими, и лишь немногие живут в интернате и пользуются содержанием от школы. Материальное обеспечение школа получает от патриархии, восполняя его взносами от состоятельных учеников. Во главе школы находится схоларх, ныне архимандрит Михаил Клеовул. Он управляет школой при содействии совета преподавателей и отдаёт отчёт специальной ефории, с членом синода в звании председателя, а ефория о положении школы доводит до сведения вселенского патриарха и синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010