Яков Ив. Воскресенский, протоиерей, в 1806 г., по воле блаженной памяти Императрицы Марии Федоровны, определен законоучителем Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Училища ордена св. Екатерины; в 1812 г., сделан благочинным над законоучителями и за свои ученые и педагогические труды удостоился получить, сверх епархиальных наград, из Высочайшего Кабинета крест, украшенный драгоценными камнями и орден св. Анны 2-й ст. Он издал в свет несколько сочинений, назначенных, ближайшим образом, для чтения и руководства его слушательниц; именно: 1) Нравоучение для воспитанниц Общества благородных девиц и Института ордена св. Екатерины, 4 части. Спб. 1813; 2) Краткое толкование на Литургию. Спб. 1815. После было несколько изданий. 3) О Церкви, утварях, службах и облачениях церковных, с изъяснением таинственного знаменования оных, 2 ч. Спб. 1821 г. и 4) Перевод слова о смерти Иисуса Христа, соч. Блера, с английск. Спб. 1823 г. Скончался протоиереем Исакиевского собора, в 1836 г. – Помощником его и потом преемником, по должности законоучителя и наблюдателя за преподаванием закона Божия в учреждениях Императрицы Марии Федоровны, был из здешних же воспитанников – Протоиерей Сергий Георг. Георгиев (до 1823 г); его помощником Вас. Ив. Ксеномонтанов, после бывший законоучителем при Институте слепых. Иван Андр. Грацианский, с 1813 по 1825 г. проходил законоучительскую должность при Императорском Военно-сиротском доме; скончался протоиереем Казанского собора. Из печатных его трудов известны –переводы: 1) Путешествия Шатобриана из Парижа в Иерусалим, 5 ч. Спб. 1815–1817 г.; 2) Путешествия Вальяна во внутренность Африки, Спб. 1824– 1825 гг. и 3) Мыслей Юнга об оригинальном сочинении, Спб. 1812 г. При Гатчинском Институте – протоиерей З. Гапицкий; при Училище глухонемых – Федор Измайлов и другие при других заведениях. 2) Служение за границей На заграничные места определяемы были воспитанники, особенно известные со стороны благонравия и нравственности; назовем по именам некоторых священников: Василий Иванов, по окончании курса и здешней семинарии, проходил служение при здешних церквах; в 1804 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Игум. Вонифатий Березин 29 мая 1787 перев. из Киренска, а в 1788 – обратно. – Илия Литвинцев 23 мар. 1789 перев. из Селенгинска, а 4 мар. 1793 – в Посольский мнтрь. – Гавриил Копырин определён 13 мар. 1793; † 8 мая 1797. Архимандриты Вонифатий Березин (паки) 9 дек. 1798 перев. из Киренска; † 4 янв. 1800. Иакинф Бачурин определён в мае 1802, а в 1806 назначен и отправлен в Пекин. Аполлос Алексеевский (назначенный в Пекин, но не посланный) с 30 мар. 1807, а 6 окт. 1813 перев. в Ярославский Тольгский мнтрь. Павел 7 июня 1814 перев. из Угрешского монастыря; † 31 мая 1819. Антоний Добротин в 1819 перев. из Вологодского Спасо-Каменного, а в 1822 – в Нижеломовский мнтрь. Николай Соколов в 1822 перев. из Шацкого Чернеева, а 15 мая 1826 – в Козловский Троицкий мнтрь. Иларий , из иеромонахов Киево-Печерской Лавры, в 1826–33, уволен; с 1848 архим. Козелецкого Георгиевского. Никодим Лебедев 23 июня 1833 перев. из Саратовского Спасского, а 30 сент. 1840 определён в ректора Пермской семинарии. Варлаам Денисов 30 сент. 1840 перев. из Слободского Крестовоздвиженского; 15 окт. 1843 уволен на покой, а 1 мар. 1844 определён в Нижегородский Макариев. Нифонт Мерцалов , из инспекторов семинарии, определён 18 сент. 1843; 12 дек. 1855 отставлен; † 18 февр. 1869. Димитрий Потехин определён 8 сент. 1855, из инспекторов Тамбовской семинарии; 19 июля 1861 перев. в Киренский. Мартиниан Муратовский 19 июля 1861 перев. из Свияжской Макариевой пустыни; 18 дек. 1868 назначен в викария Иркутской епархии (еписк. Селенгинского); хирот. 9 февр. 1869. Вениамин Никольский-Грезднов , из Забайкальских миссионеров, определён 3 сент. 1869. 2 Киренский Троицкий, при впадении в Лену реки Киренги, основан в 1663 г.; по штатам третьеклассный. [IV, 367; VI, 972] 19 сент. 1836 возведён во 2-й класс. Строит. Гермоген , основатель, в 1663–66, ушёл в Даурию; воротясь, по взятии Албазина, † в 1690. – Павел Нехороших , преемник Гермогена … Игум. Иосиф , с 2 февр. 1686; † в 1690. Строит. Иосиф , в 1675, 80, 85, 99 гг. упом; † 1699.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятый ротондальный храм в губернии построен в 1823 г. в с. Ртищеве, в усадьбе помещика И. Н. Никифорова. Необычный его план состоит из 4 цилиндрических объемов апсиды, 2-светной центральной части, 2 боковых приделов и примыкающей прямоугольной трапезной. Этот храм во многом напоминает московскую ц. святых Космы и Дамиана на Маросейке (1790-1804) архит. М. Ф. Казакова, к-рая имеет большое количество провинциальных повторений ( Яковлев. 2009). Отличия в габаритах и деталях плана от «образца» привели к тому, что продольная планировка тут выражена более явно ( Оя. 2000. С. 131-132). Двухколоколенные храмы встречаются на территории П. о. в XIX в. (с 1808 по 1891). Пять храмов возведены в стиле классицизм. Ц. во имя арх. Михаила в Порошине (1808), построенная по заказу помещика И. Ф. Никифорова по образцу ц. Успения на Могильцах в Москве (1791-1806) архит. Н. Н. Леграна или, возможно, по его апробированному проекту ( Чекмарев. 2007). Легран строил церковь по образцу Троицкой ц. на Испанской пл. в Риме, зап. фасад к-рой возвел Джакомо делла Порта в 1564-1570 гг. ( Клименко. 2000. С. 217-233). Двухколоколенный Воскресенский собор в г. Никольске (1813-1824), построенный на средства помещика Н. А. Бахметева, по пропорциям фасада еще более близок к итал. храму. Троицкая ц. в с. Липяги построена по инициативе и на деньги землевладельцев в 1832 г. Две колокольни зап. фасада соединены трапезной с однокупольной храмовой частью. Все входы оформлены 4-колонными дорическими портиками. По пропорциональному строю храм более близок к Троицкому собору Александро-Невской лавры ( Чекмарев. 2007). Образцовый проект 6) из альбома 1824 г. «Собрание планов, фасадов…» использован при строительстве почти идентичных храмов арх. Михаила в с. Высоком и Богоявления в с. Обвал (1832) на средства гр. П. А. Разумовского. Двусветный кубовидный объем с башнями-колокольнями по углам зап. фасада перекрыт невысоким куполом. На всей высоте к зданию примыкает полукруглая в плане апсида. Ярусы звона, квадратные в плане со скошенными углами, завершаются куполами со шпилями. Высокие арочные проемы колоколен и 4-колонный портик зап. входа - наиболее выразительные элементы скупого решения фасадов массивного здания.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Бессарабию (Измаил, Рени, Килия, Аккерман, Бендер (Бендеры, в 1918-1940 Тигина)),- Хушской епископии. В 1773 г. было получено согласие рус. властей, но после подписания в следующем году Кючюк-Кайнарджийского мира все эти территории вновь отошли Османской империи, сохранилось прежнее церковное деление. После занятия рус. войсками Молдавии в 1787 г., в ходе 2-й русско-тур. войны, Измаильский, Килийский, Кагульский, Аккерманский и Бендерский округа были присоединены к Молдавской митрополии, управляющим которой с титулом «экзарх Молдо-Влахийский» (см. Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ ) стал Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников) . 26 дек. 1791 г. приходы Юж. Бессарабии были выделены в отдельное Белоградское и Бендерское вик-ство Молдавской митрополии, во епископа Белоградского был хиротонисан Гавриил (Банулеску-Бодони) . Однако в нач. янв. 1792 г., после того как по Ясскому мирному договору Молдавия и Валахия вновь вернулись в состав Османской империи, вик-ство было упразднено. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Османская империя отказалась от Бессарабии в пользу России. В апр. 1811 г. приходы Юж. Бессарабии образовали Бендерское и Аккерманское викариатство Молдо-Влахийского Экзархата (см. в ст. Бендерское вик-ство ), резиденция 1-го Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) находилась в Яссах. В 1813 г. Молдо-Влахийская митрополия была преобразована в Кишинёвскую и Хотинскую епархию, к-рую в сане архиепископа в 1821 г. возглавил Димитрий (Сулима). По Парижскому трактату 1856 г., заключенному после Крымской войны, Россия уступила Румынии юж. часть Бессарабской губ.: Измаильский, Аккерманский и Кагульский уезды. 26 марта 1857 г. Румынский митр. Михаил (Михалеску) создал духовную консисторию в Измаиле для управления приходами этих уездов. 3 нояб. 1864 г. по решению Совета министров Румынии была образована Нижнедунайская епархия с центром в Измаиле, включившая большую часть Юж. Бессарабии и жудец Ковурлуй; Кахул был присоединен к Хушской епархии. Управляющим Нижнедунайской епархией стал выпускник Киевской Духовной Академии еп.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

  План Алексина . XVIII в Государственный исторический архив Тульской области   Проект плана Алексина, утвержденный в 1769 г . Государственный исторический архив Тульской области   В наши дни Кремль, почти лишённый застройки, выглядит пустынным. Ещё в 90-х годах прошлого века на его территории разбили небольшой сад, ставший теперь густым и тенистым. А в XVII веке здесь был оживлённый городской центр; среди жилых посадных дворов стояла деревянная воеводская изба с пятью «красными окнами и изразцовой печью с выводной трубой». Рядом с ней в 1688 году на средства боярина Ивана Тимофеевича Кондырева и вдовы Татьяны Бутиковой был построен новый, каменный Успенский собор. Собор невелик. Небольшой двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, трехчастная апсида, трапезная с низким коробовым сводом принадлежат сооружению, мало похожему на современные ему величественные соборы крупных русских городов. Успенский собор — это характерный для московской архитектуры второй половины XVII века тип небольшого посадского храма, который в условиях Алексина надолго стал центральным сооружением города.   Алексин. Старый Успенский собор (1688) и новый Успенский собор (1806—1813 гг., 1829, 1857; слева). Старая фотография   К северо-западу от собора сохранилось первое гражданское каменное здание города — «кладовая для поклажи казны». Небольшое квадратное здание, когда-то крытое «тесом с четырьмя окончиками и железными решетками у створоми дверь у нея железная», выстроено в характерных для московского зодчества середины XVIII века формах. Угловые рустованные лопатки и сложные, масштабные наличники с замочками и треугольными сандриками превращают, в сущности, простую кладовую в красивое и привлекательное сооружение. Оно входило в небольшой административный ансамбль, выстроенный в XVIII веке на соборной площади. Его составляли деревянная воеводская канцелярия (1732), старый большой воеводский дом «в пети светлицах с сенями», несколько хозяйственных построек. В последней четверти XVIII века облик Кремля преобразился. На месте двора воеводы были выстроены (1783) в стиле раннего классицизма два симметричных каменных корпуса присутственных мест и «для житья городничего с казначеем». Подобные административные здания предполагалось возвести также и в других городах Тульской губернии (Кашире, Веневе, Ефремове), для чего губернский архитектор Никифор Сокольников разработал один своего рода типовой проект. В Алексине оба корпуса быстро пришли в ветхое состояние, их перестроили, разобрали верхние этажи (1838), а впоследствии снесли совсем. Только в Кашире сохранились здания, построенные по этим проектам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 15.01.1765, по данным Н. Милаша, 1767, близ г. Фессалоника - 1.02.1862, Венеция), еп. Далматинский. Родители - грек Хрисодул и болгарка Александра. Принял монашество в мон-ре св. Анастасии близ Фессалоники, затем переехал в Бухарест. 3 года жил в Янине при Али-паше. Получил копию грамоты мон-ря на горе Синай, с к-рой, представляя себя протосинкеллом, собирал милостыню в Боснии. В 1806 г. по подложной грамоте К-польского Патриарха митр. Боснийским Каллиником был хиротонисан во епископа Кратовского. После отъезда митр. Каллиника в Стамбул управлял Боснийской митрополией. Из-за связей с вождем серб. восстания 1804-1813 гг. Карагеоргием был арестован боснийским везиром, а затем отпущен благодаря взятке. Бежал в Славонию, просил австр. власти оказать содействие в организации восстания в Боснии. В сент. 1807 г. митр. Карловацкий Стефан (Стратимирович) предоставил ему убежище в мон-ре Бешеново. В нач. 1808 г. уехал в Белград, где общался с рус. дипломатом К. К. Родофиникиным и получил рус. паспорт. 17 апр. уехал в австр. г. Землин (Земун), а затем в занятую французами Далмацию, где был представлен генерал-губернатору Далмации и Иллирийских провинций О. Мармону, у к-рого просил помощи для организации восстания в Боснии. В сент. 1808 г. была учреждена Далматинская епархия, и 28 янв. 1809 г. от населения и духовенства главе местных властей Вико Дандоло было подано прошение о назначении В. Далматинским епископом. В марте 1809 г. в Далмации вспыхнуло антифранц. восстание, в ходе к-рого В. сохранил верность французам. В июле 1809 г. австр. войска взяли Шибеник, арестовали В. и отправили в Осиек, а затем в мон-рь Бездин. Был отпущен после заключения между Австрией и Францией мирного договора в окт. 1809 г. Вернулся в Далмацию и 26 марта 1810 г. Наполеоном был утвержден епископом Далматинской епархии, к к-рой были присоединены Бока-Которска, Пула и Перой. 20 мая состоялась интронизация в Шибенике. Открыл в Шибенике семинарию и консисторию.

http://pravenc.ru/text/150213.html

26 нояб. 1784 г. из г. Нови-Сад П. послал Синоду Рус. Церкви прошение предоставить Черногории все необходимое для деятельности школ, типографию и все, «что наука дать может». В 1785 г. он выехал в Россию, но через 3 дня после прибытия в С.-Петербург был под конвоем выслан на родину. Возможно, это произошло из-за доноса, поступившего в Мин-во иностранных дел России, что сопровождавший владыку в качестве секретаря свящ. Франческо Долчи-де-Вискович является австр. шпионом и занимается прокатолич. агитацией. Впоследствии П. отказывался приехать в Россию, даже несмотря на личное приглашение имп. Екатерины II. Главными задачами П. были объединение серб. племен и освобождение Черногории от османской власти. В 1785 г., во время его пребывания в России, скадарский везирь Махмуд-паша Бушатли захватил г. Цетине и 23 июня сжег Цетинский монастырь . Во время русско-османской войны 1787-1792 гг. П. заручился обещанием военной помощи со стороны австр. и российского императоров и выступил против Османской империи. После окончания войны он продолжил борьбу и в 1796 г. со значительно уступающей по численности армией выиграл 2 битвы - близ с. Мартиничи (2-11 июля) и у с. Круси (22 сент.). В последней битве был убит Махмуд-паша Бушатли, голову к-рого, посаженную на кол, как трофей, пронесли через всю Черногорию к стенам Цетинского мон-ря (28 сент. 1796). Эти победы привели к освобождению Черногории от османского владычества. Для формирования гос-ва на соборе в Цетине 6 авг. 1796 г. при участии представителей 4 черногорских нахий был принят 1-й свод законов (т. н. стег). На скупщине в Цетине 17 авг. 1803 г. были приняты 17 статей Законника общего черногорского и брдоского. В 1798 г. в Россию был направлен эмиссар с прошением имп. Павлу об оказании помощи объединению Черногории. В 1806 г. армия П. совместно с рус. эскадрой вице-адмирала Д. Н. Сенявина освободила бухту Бока-Которска и г. Дубровник от франц. войск, но по решениям Тильзитского мира (1807) бухта была возвращена Франции. В 1813 г. П. совместно с Россией и Великобританией вновь занял бухту, но передал ее Австрийской империи по условиям Венского конгресса (1814-1815), на к-ром Черногория не была признана как суверенное гос-во.

http://pravenc.ru/text/2580350.html

Получив в нач. 1804 г. извещение о заочном избрании архиепископом Синайским, К., по свидетельству людей, хорошо его знавших, «не столько обрадовался сему лестному избранию, сколько болезновал о предстоящем удалении из России» ( К. З. 1860. С. 249). Приняв «единственно из послушания Церкви» новое назначение, К. оставался в Киеве до получения одобрения Синода РПЦ и Высочайшего соизволения на отъезд и лишь в нач. осени 1804 г. отправился через Одессу в К-поль и затем в Иерусалим, где в нояб. состоялась его архиепископская хиротония. Однако политическая ситуация на Ближ. Востоке не сразу позволила ему прибыть в Каир или на Синай, чтобы приступить к своим обязанностям. В 1805 г. командир албан. корпуса янычар Мухаммад Али сместил османского наместника Египта Хуршид-пашу и занял его место, однако полностью подавить мамлюкскую оппозицию ему удалось только в 1811 г. 1805 г. К. провел в Палестине в ожидании благоприятных обстоятельств для безопасного следования либо морем через Египет, либо через Аравийскую пустыню в Синайский мон-рь. В 1806 г. он переехал на синайское подворье на Кипре, но из-за боевых действий между Великобританией и Францией в Средиземноморье мирное морское сообщение было прекращено, и К. был вынужден остаться на острове на неск. лет. В 1811 (или 1813) г. К. переселился в К-поль, проводя зиму на синайском подворье в квартале Балат, а лето - на о-ве Антигона в Мраморном м., «разделяя время между должностными занятиями по своей епархии и учеными упражнениями, а отчасти занимаясь садоводством» (Там же. С. 250). Благодаря К. синайское подворье стало местом, где для ученых бесед собирались патриархи, архиереи, политические деятели, ученые, дидаскалы, проповедники и др. клирики. К. содействовал учреждению и поддержанию греч. школ, оказывая им в т. ч. и финансовую помощь. Во время греч. национально-освободительной революции 1821-1829 гг. он жил преимущественно на о-ве Антигона, где по-прежнему занимался археологией и историей. Уединенный образ жизни позволил К. избежать репрессий со стороны османских властей, жертвами к-рых стали мн. греч. иерархи во главе со сщмч. Григорием V , патриархом К-польским.

http://pravenc.ru/text/2057130.html

29 апреля - прп. Иоанн Калоктен. Родился в Константинополе в первой половине XII в. Был епископом Фиванским, экзархом Беотийским, и участвовал в восстановлении города после его разгрома норманнами. В центре города воздвигнут храм во имя святого Иоанна. 30 апреля - свт. Донат, епископ Эврийский (+387), Небесный покровитель митрополии Парамифийской. Участвовал во Втором Вселенском Соборе 381 года. 1 мая - прмч. Акакий. Родился в Солуни (+ 1813). Прмч. Евфимий. Родом из Димитсаны. Пострадал в Константинополе в 1814 г, в Неделю ваий. Прп. Никифор Хиосский (+ 1821). 3 мая - прп. Лука Стиридский. Вторично память совершается 7 февраля. Свт. Икумений, епископ Триккский. 4 мая - прп. Афанасий, епископ Коринфский (+ 957). 6 мая - прп. Серафим Домбоит (+ 1602). Родился в селении Зелион Локридский в 1527 г. Подвизался сначала в обители Сагматской (между Фивами и Эвбеей), затем перешел в Домбос. Монастырь был построен при жизни прподобного; строительство закончено было в 1599 г. Монастырь был наречен в честь Преображения Господня, а после кончины прподобного стал носить его имя. Имя прподобного Серафима связано с Пиреем - он находился некоторое время в пирейской обители святителя Спиридона, где предотвратил нашествие саранчи на Аттическую область. 9 мая - свщм. Николай. Был воином. Пострадал в горах Кардицы, где и до настоящего времени сохраняется место его погребения. 11 мая - мч. Аргир. Родился в Фессалониках. Пострадал в 1806 г. 12 мая - прп. Феодор. Родом из Короны Мессинийской. Подвизался в Монемвасии и на острове Кифере в 920-944 гг. 15 мая - свт. Ахиллий, архиепископ Ларисский. Родом из Каппадокии. Свою долю доставшегося ему от родителей наследства раздал бедным и отправился в паломничество к святым местам. Будучи архиепископом Ларисским, показал себя равнодостойным великих иерархов и святых мужей. Боролся с появившимися в то время ересями, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Почил о Господе после сорокалетнего пребывания на архиепископском престоле. Святые мощи архиепископа Ахиллия находились в Лариссе до нашествия славян на Фессалию в 1000 г. Славяне перенесли их на один из островков озера Прета, которое стало называться Ахилл, по имени святого. Затем мощи были увезены в Болгарию. Сейчас часть его мощей находится в митрополичьем храме в Лариссе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

После того как в результате успешного завершения русско-турецких войн позиции России на черноморском побережье укрепились,в Георгиевске был заключен (1783) Русско-грузинский трактат. Персидский шах ответил опустошительным походом на Карабах и Грузию. В годы русско-персидской (1804–1813) и русско-турецкой (1806–1812) войн армяне были на стороне России, всячески помогая ей в борьбе против персов и турок. Начавшаяся в 1826 г. вторая русско-персидская война закончилась Туркманчайским договором (10 февраля 1828), по которому к России были присоединены Ереванское и Нахичеванское ханства, образовавшие Армянскую область, куда переселились более 40 тысяч армян из Персии. В результате второй русско-турецкой войны (1828–1829), когда по Адрианопольскому договору (2 сентября 1829) Россия возвратила Турции Карс, Ардаган, Баязет, Эрзурум, 90 тысяч армян переселились на восток под власть России. В ходе Крымской войны (1853–56) и национально-освободительного движения на Балканах армяне всемерно помогали русским в борьбе против Турции. В 1877–1878 гг. из-под ига Турции были освобождены Баязет, Алашкерт, Ардаган, Карс, Эрзурум. Однако условия Сан-Стефанского договора (19 февраля 1878), по которому эти области отходили к России, были пересмотрены Берлинским международным конгрессом (июнь 1878), и за Россией остались Карс, Ардаган и Батум. Все это вызвало преследование армян со стороны турецкого правительства, мечтавшего об их уничтожении как нации. Тысячи беженцев уехали в Америку, Европу и другие страны в конце прошлого и первой четверти настоящего столетия. В этот период в Эчмиадзине при католикосе уже имеется Синод (с 1828), который избирает двух кандидатов на патриарший престол и подает на утверждение русскому императору. До самой октябрьской революции Армянская Церковь выполняла “Положение” 1836 г., состоявшее из 141 статьи. В декабре 1917 года декретом СНК РСФСР “Турецкая Армения” получила право на свободное самоопределение. В Армении правительство возглавили дашнаки. В 1918 г. Турция, разорвав Брестский договор, оккупировала значительную часть Армении. После разгрома войск Деникина, а затем и турецких войск, вторгшихся в Армению в 1920 г., по инициативе дашнаков, Армения вынуждена была согласиться с условиями Анкары и Александрополя, и в декабре 1920 г. стала маленьким государством с территорией в 30 тыс. кв. км. С декабря 1922 г. в составе РСФСР вошла в СССР.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010