(236) Ник. Трубецкой – князь Николай Иванович (1797–1874), богатый помещик, камергер. (237) Норов – Авраам Сергеевич (1795–1869), участник Отечественной войны 1812 г., писатель. (238) Кукольник – Нестор Васильевич (1809–1868), поэт и драматург, эпигон романтизма, автор драм: «Торквато Тассо», «Рука всевышнего Отечество спасла» и многих других. Драма Кукольника «Ляпунов» была им затем переименована в драму «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский». (239) Хомяков – Алексей Степанович (1804–1860), поэт-славянофил, автор трагедии «Дмитрий Самозванец», изданной в 1833 г. Задуманная им новая трагедия «Прокопий Ляпунов» не была окончена. (240) Розен – барон Егор Федорович (1800–1860), литератор, поэт, автор ряда исторических трагедий, впоследствии (1836) автор либретто для оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». (241) Смирнов – Николай Михайлович (1807–1870), камер-юнкер, служивший в Министерстве иностранных дел, приятель Пушкина, муж А. О. Смирновой, рожд. Россет. Был избран в члены Английского собрания в 1834 г. (242) Икскуль – барон Александр Карлович (1805–1880), камер-юнкер, переводчик в канцелярии начальника Главного морского штаба князя А. С. Меншикова; состоял членом Английского собрания (клуба) в Петербурге с 1831 по 1866 г. (243) Чернышев – граф (затем князь) Александр Иванович (1786–1857), генерал-адъютант, военный министр. (244) Гладков – Иван Васильевич (1766–1832), генерал-лейтенант, московский (1808–1811) и петербургский (1821–1825) обер-полицеймейстер. (245) Зайцевский – Ефим Петрович (1801–1860), моряк, поэт. (246) Оговорка – письменная оговорка на общем листе, на котором расписывались приглашенные к участию в словаре Плюшара. См. том X, «Деловые бумаги» (подпись на листе сотрудников Энциклопедического словаря 16 марта 1834 г.). (247) Сперанский – Михаил Михайлович (см. прим. к стр. 27). (248) «Телеграф» – «Московский телеграф», журнал, издававшийся Н. А. Полевым (основан в 1825 г.); был запрещен 3 апреля за отрицательную рецензию Полевого на драму Н. В. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла». Подлинной причиною закрытия журнала был собранный и представленный министру народного просвещения С. С. Уварову материал о политически неблагонадежном направлении его на протяжении ряда лет (1828–1834).

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

191 " Дон Жуан " — неоконченный (из-за смерти) стихотворный роман Дж. Г. Байрона (первые две главы опубликованы в 1819, всего 16 глав, 17-я не завершена). " Гиперион " (1820), " Падение Гипериона " (1856) — фрагменты эпической поэмы Дж. Китса. 192 Томсон — см. коммент. к " Сэмюелю Джонсону… " . Купер, Уильям (1731–1800) — английский поэт-предромантик; " Задача " (1785) — его знаменитая поэма о природе, сельской жизни, домашнем быте. В использовании белого стиха он — " связующее звено " между Томсоном и У. Вордсвортом. 193 " Аврора Ли " — роман в стихах (1857) английской поэтессы Элизабет Бар- рет Браунинг (1806–1861) — о женщине-писательнице и равноправии женщин. 194 …длинную поэму Джордж Элиот… — драматическая поэма " Испанская цыганка " (1868) Дж. Элиот (псевд. Мэри Энн Эванс, 1819–1890). 195 Герберт, Джордж — см. коммент. 14 к " Ланселоту Эндрюсу " . 196 …об английских писателях-мистиках XIV b. — Ричард Ролль из Гемпола (ок.1300–1349), отшельник, автор лирико-мистических проповедей — импровизаций и сочинений на латинском и английском языках ( " Форма совершенного жития " , " Жало совести " и др.), родоначальник литературной школы (оказал влияние на У. Ленгленда, Дж. Гауэра); Роберт Маннинг из Брюнна (1288–1338), автор " Руководства о грехах " ; кентский монах Майкл, автор " Угрызения совести " и др. 197 Донн, Воэн, Траэрн — см. эссе " Поэты-метафизики " . 198 …континентальным, римско-католическим по духу, религиозным мироощущением Ричарда Крэшо — поэт-метафизик (1612/13-1649), ок. 1645 принял католицизм, бежал в Париж, затем жил в Италии, автор сборника религиозных стихов " Шаги к храму " (1646), где ощутимо влияние испанских мистиков, а также итальянского маньеризма и барокко (Дж. Марино). 199 Геррик, Роберт (1591–1674) — один из самых тонких английских лирических поэтов, автор сборников светских стихотворений " Геспериды " (1648) и религиозных — " Возвышенные строки " (1647). 200 Кэмпион, Томас (1567–1620) — английский поэт, музыкант, врач, автор четырех " Книг песен " (1601–1617), цикла " Траурные песни " , стихотворений на латыни " Poemata " и придворных масок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Благочинные, не ограничиваясь краткими ежегодными свидетельствами о поведении священно- и церковнослужителей в мировых ведомостях, обязываются о тех, которые замечаются в поступках, противных должности, благочинию и благонравию, каждый раз особо доносить Епархиальному Архиерею немедленно, с изъяснением обстоятельств и указанием свидетелей происшествия, под опасением в противном случае ответственности. (Указ. 17 Мар. 1828 г. П. С. 3. 2470 п. 2.) Благочинные, в наблюдении ими над поведением священно и церковнослужителей, не должны встречать никакого со стороны духовной или светской препятствия. (Указ. 6 Мая 1797 г. П. С. 3. 17958 п. 8.) Полный круг обязанностей благочинного над приходскими церквами подробно излагается в особой, здесь прилагаемой инструкции 84 . (Указ. 10 Сентября 1857 г.) Благочинные, за исправное исполнение своей должности, поощряются приличными по распоряжению их Преосвященных наградами; за упущение же и послабление должны бить подвергаемы строгим взысканиям, которым подлежат сами виновные, от потачки их впадающие в порок. (Указ. 5 Августа 1800 г. п. 1. П. С. 3. 28373.) Примечание. Протоиерей или священник, исправлявший с особенным усердием двенадцать лет сряду одну и туже должность благочинного, пользуется правом на получение третьей степени ордена Св. Анны. (Ст. 560 п. 17 Учрежд. Орд. изд. 1876 г.) Ассигнуемые по смете Святейшего Синода на разъезды и канцелярские расходы благочинным Холмско-Варшавской епархии 2220 руб. 85 2) распределяются согласно составленному расписанию благочиннических округов в означенной епархии; при чем четыреста двадцать рублей ассигнуется на разъезды и канцелярские расходы двум благочинным варшавского округа. (4 – 12 Июля 1880 г. 1210 по Высоч. утв. 22 Мая мн. Госуд. Сов. Ц. В. 29.) Отпускаемая из государственного казначейства на содержание благочинных в прибалтийском крае сумма распределяется между благочинными не по равной части, но сообразно пространству благочиний, числу церквей, расстоянию их одной от другой и от места жительства благочинного, с тем, чтобы разъездные деньги выдавались в распоряжение благочинных вместе с жалованьем. (23 Июня 1866 г. Выс. утв. докл. Обер-прокур. по опред. Св. Синод.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В одиннадцатом номере журнала “Москвитянин” за 1843 г. М. П. Погодиным была помещена литография П. Зенькова с портрета Гоголя работы А. Иванова (1841). По этому поводу Гоголь писал Н. М. Языкову из Франкфурта 26 октября н. ст. 1844 г.: “…скажу тебе откровенно, что большего оскорбления мне нельзя было придумать. Если бы Булгарин, Сенковский, Полевой, совокупившись вместе, написали на меня самую злейшую критику, если бы сам Погодин соединился с ними и написал бы вместе все, что способствует к моему унижению, это было бы совершенно ничто в сравнении с сим”. Кажется вполне правдоподобным предположение Н. Г. Машковцева, что публикация портрета Гоголя, где он был выставлен на всеобщее обозрение, по его собственным словам, “забулдыгой” — “неряхой, в халате, с длинными, взъерошенными волосами и усами” (из письма к С. П. Шевыреву от 14 декабря н. ст. 1844 г.), противоречила замыслу Гоголя явиться впервые перед русской публикой в ином облике, а именно в образе одного из персонажей картины А. Иванова “Явление Мессии” — кающегося грешника, так называемого “ближайшего к Христу” (см. об этом: Машковцев Н. Г. История портрета Гоголя//Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. Т. 2. М.; Л., 1936). Имеется в виду русский гравер Федор Иванович Иордан (1800 — 1883), который с 1834 по 1850 г. работал в Риме над гравюрой по картине Рафаэля “Преображение”. О его встречах с Гоголем, А. А. Ивановым , Ф. А. Моллером, Ф. В. Чижовым, Н. М. Языковым см.: Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордана. М., 1918. Выполняя завещание Гоголя, Иордан гравировал его портрет (работы Ф. Моллера) для изданных П. А. Кулишом “Сочинений и писем Н. Гоголя” (Спб., 1857. Т. 1). Объясняя в письме к С. П. Шевыреву от 14 декабря н. ст. 1844 г. причины своего недовольства публикацией портрета М. П. Погодиным, Гоголь пишет, что “у многих” из молодежи “бывают чистые стремления; но у них всегда бывает потребность создать себе каких-нибудь идолов. Если в эти идолы попадет человек, имеющий точно достоинства, это бывает для них еще хуже. Достоинств самих они не узнают и не оценят как следует, подражать им Не будут, а на недостатки и пороки прежде всего бросятся: им же подражать так легко! Поверь, что прежде всего будут подражать мне в пустых и глупых вещах”. “…Вместо того, — продолжает Гоголь, — чаще будем изображать им настоящий Образец человека. Который есть совершеннейшее из всего, что увидел слабыми глазами своими мир, и перед Которым побледнеют сами собою даже лучшие из нас…” “…Еще лучше, — размышляет далее Гоголь, уже непосредственно подводя нас к мысли о преображении, — если мы даже и говорить им не будем о Нем, о Совершеннейшем, но заключим Его сами в душе своей…” Интересно еще признание Гоголя в письме к П. Н. Демидову начала 1839 г.: “…я убегал старательно встречи с вами. Мне не хотелось, чтобы вы переменили обо мне ваше доброе мнение.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

Затем отказ в новом своем виде, по учреждению о губерниях, представлялся такой формальностью, которой не было в старинном обряде: целью ее было окончательное и безусловное укрепление имущества за лицом, которое бесспорно владело им в течение двух лет после формального объявления о вводе 277 . Это было публичное удостоверение о действительном и бесспорном владении имением в течение такого срока, после коего никакой спор не мог уже быть допущен. Соблюдение как той, так и другой формальности закон признавал необходимым для полноты вотчинных прав; обряд ввода во владение удержался до нашего времени, но отказ уже не существует. С отказом соединены были новые формы и взыскание четвертной пошлины; а между тем возможно было владеть имением и без отказа; поэтому многие владельцы обходились без него. Правительство приглашало всех к соблюдению этого обряда, но приглашения не имели успеха. Манифестом 1770 года предоставлено было каждому владельцу справить и отказать за собой имение в течение пяти лет без платежа пошлины, но это не помогло, и в 1793 году назначенный срок был продолжен до 1800 года. В 1801 году отменена и четвертная пошлина; правительство объявило, что с уничтожением ее, «вероятно, каждый из помещиков потщится имение свое законным порядком за себя справить и отказать». Несмотря на то отказ все более и более выходил из употребления, становился мертвой формальностью, о соблюдении которой помышляли весьма немногие, тем более, что с отказом, который по указу 1821 года следовало непременно писать на крепостной бумаге по цене имения, сопряжены были и расходы немаловажные. Он утрачивал мало-помалу и законное свое значение на самом деле: соединенная с отказом двухлетняя давность не получила на практике самостоятельного значения и большей частью уступала место общей земской давности для погашения исков и споров, так что в судебных местах нередко и после отказа принимаемы были споры против владения, к которому он относился. Наконец, в 1857 году, отказ отменен окончательно 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

(имеется английский перевод, изданный в 1857–1863 гг.). Гюрике – старолютеранин (с 1833 г.), поэтому значительная часть его труда посвящена полемике с реформатами. He менее 10 изданий выдержал учебник лютеранского историка Церкви, йенского профессора Карла Августа фон Хазе (1800–1890), впервые опубликованный в 1834 г. и доведенный в последующих изданиях до середины XIX в. Задача этого труда, основанного на широкой (подчас даже слишком широкой, за что упрекают автора некоторые исследователи) источниковой базе, – систематизированное и взаимосвязанное изложение как можно большего числа проблем, свойственных каждой эпохе церковной истории, включая и историю догматов. В 1846 г. опубликована книга профессора (вначале в Лейпциге, затем в Вюртемберге и Берлине) Христиана Вильгельма Ниднера (1797–1865) «Учебник по истории христианской Церкви», охватывающая историю Церкви до современного автору периода. В отличие от Гизелера и Хазе Ниднер – сторонник широких обобщений, выдержанных в духе логики и философии, и, по словам А.П. Лебедева , «пишет свою «Историю» так, что большая часть обыкновенного материала предполагается наперед известной читателю». Фридрих Рудольф Хассе (1808–1862), гегельянец, профессор церковной истории в Грейфсвальде и Бонне, оставил после себя «Руководство по церковной истории для учащихся» (издано посмертно в 1864 г.; 2-е изд. – 1872), доходящее до начала XIX в.; две из трех его частей переведены (не очень удачно) на русский язык (1869–1870). Хассе вводит принципы периодизации истории Церкви, основанные на «формах обнаружения Царства Божия в видимой Церкви», на основании которых выделяет время «1) простого бытия Церкви, заключенного в самом себе; 2) выступления ее вовне, в противоположность, или в мир; 3) вследствие этого – необходимого возврата в себя» с целью спасти себя от всеобщего обмирщения (через Реформацию). Учебник Хассе содержит не только церковно-исторические материалы, но и обширную информацию из гражданской истории. Почти одновременно с книгой Хассе появилось «Руководство по христианской церковной истории и истории догматов» (1865) профессора теологии в Цюрихе, затем в Эрлангене и пастора французской реформированной церкви (1875) Иоганна Генриха Августа Эбрарда (1818–1888), известного также своими работами по догматике и апологетике 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ [англ. Oxford movement], движение внутри Церкви Англии, целью к-рого являлось обновление богословской и литургической жизни Церкви в духе «возвращения к корням» англикан. религ. традиции. Наименование «Оксфордское движение» связано с принадлежностью большинства его участников к Оксфордскому ун-ту; также их называли трактарианцами, поскольку свои размышления по богословским вопросам они публиковали в формате т. н. трактатов («Трактаты для нашего времени», англ. Tracts for the Times, 1833-1841). Первоначально трактаты представляли собой небольшие эссе, затем их формат был изменен и приближен к академическим статьям. За все время было опубликовано 90 трактатов. О. д. тесно связано с развитием англокатолицизма - наиболее консервативного течения внутри «высокоцерковной» (High Church) традиции Церкви Англии, близкого в ряде богословских и литургических вопросов к рим. католицизму. Самым плодотворным в деятельности О. д. считается период с 1833 по 1845 г. Наиболее известными представителями О. д. были Джон Генри Ньюмен (1801-1890), впосл. перешедший в католичество и ставший кардиналом, и Эдвард Бувери Пьюзи (1800-1882), после ухода Ньюмена возглавивший О. д. Среди др. членов О. д. выделяют Джона Кибла (1792-1866), Чарлза Марриотта (1811-1858), Ричарда Фруда (1803-1836), Роберта Уилберфорса (1802-1857) (в 1854 принял католичество), Айзека Уилльямса (1802-1865) - автора «трактата» 80, впосл. обвиненного в симпатиях к католицизму и потерявшего место преподавателя в Оксфорде, и Уильяма Палмера (1803-1885). На начальной стадии участие в О. д. принимал также Хью Джеймс Роуз (1795-1838), исследователь герм. протестантизма и основатель издания «British Magazine». Религиозное по сути О. д. было вызвано к жизни политическими событиями т. н. конституционной революции 1828-1832 гг. В 1828 г. парламент проголосовал за отмену «Актов о проверке и корпорациях», что означало уравнивание в политических правах англикан и диссентеров (см.

http://pravenc.ru/text/2578259.html

В XIX в. монастырский комплекс несколько раз перестраивался, в т. ч. после пожаров (1802, 1845, 1870). В 1799-1800 гг. храм частично перестроен, а в 1801-1806 гг.- расписан. В 1846 г. игум. Серафим, желая поставить вместо монастырской церкви большой храм, получил султанский фирман с разрешением на строительство и успел собрать необходимый материал. Но впосл. передумал, а собранный материал использовали для возведения храма в Охриде. Его преемник - тезка Серафим, пришедший с Синая, построил игуменские покои, трапезную, кафеану (небольшой трактир) и архондарик для приема гостей. Существовала традиция, когда жители разных населенных пунктов строили в мон-ре галереи и покои для размещения во время праздников: так появились галереи (чардаци) и конаки жителей городов Корчи (1810), Охрида (1813 и 1819) Мосхополя (1815), Ресена и Янковаца, Струги и Белицы (1835), Крушева (1856-1857). В 1818 г. построено здание кухни и выкопан колодец, в 1828 г. сооружен каменный мост через р. Чёрный Дрим, в 1881 г. построено здание уч-ща. Об этническом составе и о численности братии мон-ря сведений не сохранилось: вероятно, настоятелями чаще становились греки, а большинство монахов составляли славяне. По указу настоятеля-грека Дионисия (Анадолаца; † 1835) были сожжены все слав. рукописные книги из монастырской б-ки ( Куев К. Съдбата на сторобългарските ръкописи през вековете. София, 1979. С. 142), несмотря на то что при обители действовало уч-ще: в сер. XIX в. в нем учились по 20-30 чел. В нач. XVIII в. в Н. О. м. проживали ок. 60 монахов, а в XIX в.- обычно лишь насельник, службы в храме иногда совершали священники из окрестных сел. С 1869 г., после перехода обители под управление Охридской болгарской общины, настоятели и члены совета по управлению мон-рем назначались руководством общины и часто были из числа мирян ( Спространов Е. По възражданьето в град Охрид//СбНУНК. 1896. Кн. 3. С. 673-674); в 1870-1871 гг. одним из членов совета был известный македон. писатель Г. Пырличев. От периода болг. церковной общины сохранилась поздняя из 6 известных монастырских печатей (самая древняя датируется периодом со 2-й пол. XVI в. до 1767, также известны 2 печати 1774 г. и 2 - 1-й пол. XIX в., см.: Гошев И. Старите печати на манастира «Св. Наум» в Македония//Сб. в памет на П. Ников. София, 1940. С. 91-108). В 1873 г. обитель вернулась под управление греч. церковной общины в Охриде.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов), архиепископ херсонский, знаменитый проповедник и ученый, род. 15 декабря 1800 г., умер 26 мая 1857 г. Сын священника г. Ельца, он обучался сначала в Воронежской, потом в Севской семинариях, в 1823 г. окончил курс в Киевской духовной академии первым магистром и был тогда же назначен инспектором и профессором Петербургской семинарии и ректором Петербургского духовного училища. 10 декабря 1823 г. он постригся в монашество и занял кафедру богословских наук в Петербургской духовной академии, был в ней инспектором, членом правления, конференции и духовно-цензурного комитета, в 1826 г. сделан архимандритом, в 1829 г. возведен в степень доктора богословия. 27 августа 1830 г. назначен ректором Киевской духовной академии; 21 ноября 1836 г., возведен в сан епископа чигиринского, викария киевской епархии, 1 марта 1841 г., перемещен на епископскую кафедру в Вологду; 31 декабря того же года сделан епископом харьковским, 15 апреля 1845 г. возведен в сан архиепископа; наконец, 24 февраля 1848 г. перемещен на епархию херсонскую, где и скончался. Еще будучи студентом, он изумлял всех замечательною даровитостью. Хотя в состав первого курса только что преобразованной (в 1819 г.) Киевской академии поступили лишь самые лучшие воспитанники из семинарий киевского округа, по самому строгому выбору, тем не менее студент Борисов настолько превосходил всех своих товарищей успехами, что, по их собственному отзыву, написав в разрядном списке первым Борисова, следовало пять-шесть мест оставить пустыми и потом уже писать прочих. Семестровые сочинения он писал, после предварительного обдумывания, прямо набело, и тем не менее они были настолько хороши, что три его ученые трактата и четыре его проповеди , вместе с некоторыми другими работами его товарищей, были изданы на счет Академии в книге «Собрание опытов первого курса студентов Киевской духовной академии» (Киев, 1824 г.). Исправно слушая лекции профессоров Академии, состав которых в то время был очень хорош, и исполняя все обязательным для студента работы, молодой Иван Борисов самостоятельно изучал новейшую германскую философию и читал о ней лекции своим товарищам, увлекавшие их, пожалуй, более, чем чтения профессоров, изучал новейшее западное богословие, о котором лекций в Академии не читалось, особенно же усердно знакомился с произведениями великих церковных ораторов запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

1861. С. 11). 183 …народные славянские рассказы и предания из книги Боричевского… — Имеется в виду книга историка и этнографа И. П. Торнавы-Боричевского (1810–1887) «Повести и предания славянского племени» (1840–1842). 184 ( Должно быть напечатано — авторитета»). — У Щербины: «Они должны быть напечатаны церковнославянским шрифтом, равно как и места из Четиих Миней, для ознакомления народа с церковнославянскою грамотою и чтоб придать книге более веса и авторитета» (Отеч. зап. С. 294) 185 …последние дни Иисуса Христа из книги Иннокентия. ·— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800–1857) русский богослов и церковный оратор, ректор Киевской духовной академии Трактат Иннокентия «Последние дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа, изображенные по сказаниям всех четырех евангелистов» вызвал сомнение у представителей ортодоксального богословия (противником Иннокентия выступил Филарет, по настоянию которого было назначено секретное дознание «об образ «мыслей архимандрита Иннокентия») и был напечатан только после смерти автора. О нем см.: Погодин M. П. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия. M. 1867. 186 …места из объяснений на литургию из сочинений Гоголя и других… — Имеется в виду богословское сочинение H. В. Гоголя «Размышление о божественной литургии» (1848) 187 …из «Начертания христианских обязанностей» Кочетова. — И. С. Кочетов (1789–1854) — протоиерей, с 1841 г. ординарный академик имп. Академии наук, его сочинение «Начертание христианских обязанностей» в 40-60-х годах служило учебником в светских и духовных учебных заведениях. 188 …из поучений Иродиона Путятина… — P. T. Путятин (1807–1869) — известный проповедник, его «Краткие поучения» стали появляться в печати с 1842 г., некоторые из них были помещены в «Русской хрестоматии» Галахова (ч. 1) 189 …слово о пьянстве Тихона Задонского. — Имеется в виду популярная проповедь воронежского и елецкого епископа Тихона Задонского (в миру Тимофея Савельевича Соколова; 1724–1783), пятнадцатитомное собрание сочинений которого вышло в начале 1860-х годов. О Тихоне Задонском см.: IX, 511–513. 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010