Е. А. Агеева Лит.: Prescott W. H. History of the Conquest of Mexico: With a Prelim. View of the Ancient Mexican Civilization, and the Life of the Conqueror, Hernando Cortés. L., 1843. 3 vol.; N. Y., 2002; Cuevas M. Historia de la Iglesia de México. Mexico, 1921-1928. 5 vol.; Callcott W. H. Church and State in Mexico: 1822-1857. Durham, 1926; Бонч-Бруевич В. Д. Борьба с католическим духовенством в Мексике. М., 1927; Грант Ф. Борьба против религии в Мексике. М., 1930; Ricard R. «La conquête spirituelle» du Mexique. P., 1933; Kubler G. Mexican Architecture of the 16th Cent. New Haven, 1948. 2 vol.; Madsen W. Christo-Paganism: A Study of Mexican Religious Syncretism. New Orleans, 1957; Ellis L. E. Dwight Morrow and the Church-State Controversy in Mexico//Hispanic American Hist. Review. Durham, 1958. Vol. 38. N 4. P. 482-505; Rice E. A. The Diplomatic Relations Between the United States and Mexico as Affected by the Struggle for Religious Liberty in Mexico, 1925-1929. Wash., 1959; Schmitt K. M. Catholic Adjustment to the Secular State: The Case of Mexico, 1867-1911//CathHR. 1962. Vol. 48. N 2. P. 182-204; idem. The Roman Catholic Church in Modern Latin America. N. Y., 1972; Ларин Н. С. Борьба Церкви с государством в Мексике: Восстание «кристерос» в 1926-1929 гг. М., 1965; Murray P. V. The Catholic Church in Mexico: Hist. Essays for the General Reader. Mexico, 1965. Vol. 1: 1519-1910; Braden C. S. Religious Aspects of the Conquest of Mexico. N. Y., 19662; Шульговский А. Ф. Мексика на крутом повороте своей истории. М., 1967; Costeloe M. P. Church Wealth in Mexico: A Study of the «Juzgado de Capellanías» in the Archbishopric of Mexico, 1800-1856. Camb., 1967; Costeloe M. P. Church and State in Independent Mexico: A Study of the Patronage Debate, 1821-1857. L., 1978; Farriss N. M. Crown and Clergy in Colonial Mexico: 1759-1821. L., 1968; Bridges J. C. A Study of Number, Distribution and Growth of the Protestant Population in Mexico: Diss. Gainesville, 1969; Greenleaf R. E. The Mexican Inquisition of the 16th Cent.: 1536-1543.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Екатерина Великая пожаловала Ферзену Георгиевскую звезду, две тысячи душ и возвела, 1 января 1795, в Графское Российской Империи достоинство. При Императоре Павле Петровиче граф Ферзен был генералом от инфантерии, директором 1-го кадетского корпуса и скончался 16 июля 1800 года. От брака с баронессою Магдалиною-Елисаветою Ребиндер, он имел сына графа Карла-Густава (рождение 5 сентября 1779 † 1 января 1825), который, от брака с девицею Зильбергарниш, оставил двух сыновей: 1) графа Павла Карловича 172 , егермейстера, имеющего несколько человек детей от брака с графинею Ольгою Павловною Строгоновою († 13 апреля 1837), и 2) графа Густава Карловича (рождение 29 февраля 1812). Ещё один барон Ферзен находился, при Императоре Павле Петровиче, генералом от инфантерии, и скончался в 1801 году. Герба российских графов Ферзенов в Общем Российском Гербовнике не находится 173 , а герб баронов Ферзенов следующий: щит разделён на четыре части. В первой и в четвёртой частях, в серебряном поле, красный гриф держит четыре стрелы; во второй и в третьей частях, в чёрном поле, две шпаги крестообразно продеты сквозь корону. Среди герба малый щиток с древним родовым гербом фамилии Ферзен: в серебряном поле три голубые реки, текущие от правого нижнего угла к левому верхнему, и на них, головою к правому верхнему углу, положена золоточешуйчатая рыба с золотыми крыльями, и с золотою короною на голове, имеющая в носу золотое кольцо с привешенным к оному камнем. На щите баронская корона и на ней два шлема с золотыми баронскими коронами. Над правым шлемом три розы: красная, зеленая и голубая; на левом шлеме пальмовое дерево. Намет красный, подложенный голубым. 173 Герб шведских графов Ферзенов следующий: щит разделён на шесть частей; первая и шестая части подобны первой части баронского герба Ферзенов (см. выше); третия и четвёртая части подобны второй части баронского герба; во второй части, в голубом поле, крестообразно положены серебряные военачальнические жезлы с золотыми концами; в пятой части, в голубом же поле, две золотые полосы. Посреди герба малый щиток с древним родовым гербом фамилии Ферзен (см. выше). На щите три шлема с золотыми коронами; на правом шлеме пальмовое дерево; над средним шлемом три розы: красная, зеленая и голубая; на левом шлем, крестообразно, две золотые пики. Намет красный, подложенный голубым. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Англиканский собор св. Федлимида в Килморе. 1857–1860 гг. Архит. У. Слейтер Англиканский собор св. Федлимида в Килморе. 1857–1860 гг. Архит. У. Слейтер В 1840 г. О " Коннелл, избранный лорд-мэром Дублина, организовал Ассоциацию рипилеров (англ. repeal - отмена), выступавшую с призывами отмены акта об унии Великобритании и И. 1800 г., восстановления королевства Ирландии во главе с англ. королем и воссоздания ирл. парламента. Стремясь повлиять на проводимую англ. властями аграрную реформу, рипилеры требовали понижения и фиксации арендной платы за землю. К 1843 г. ассоциация получила поддержку со стороны католического духовенства и открыла филиалы по всей И. В окт. того же года англ. власти запретили О " Коннеллу проведение общенационального митинга, на к-ром планировалось принять петицию против унии. В янв. 1844 г. по обвинению в подготовке мятежа руководители ассоциации были арестованы и подвергнуты 6-месячному тюремному заключению. На фоне негативных последствий аграрной реформы (отмена в 1846 «хлебных законов» вызвала падение цен на хлеб и новую волну разорений землевладельцев) и усиливавшегося социально-экономического кризиса в И. на протяжении неск. лет повторялись неурожаи картофеля, поля с к-рым занимали треть возделываемых земель. Резкая нехватка продовольствия привела к сопровождавшемуся эпидемиями «Великому голоду» 1845-1849 гг., во время к-рого погибло ок. 1 млн чел. Бедствие спровоцировало новую волну эмиграции ирландцев в Сев. Америку и Англию, в 40-50-х гг. XIX в. И. покинуло свыше 1,7 млн чел. Несмотря на катастрофическое положение, из страны продолжался вывоз зерна и мяса, англ. власти не предприняли никаких действенных мер по оказанию помощи населению. Рост радикальных настроений способствовал выделению из Ассоциации рипилеров политической орг-ции «Молодая Ирландия», выступавшей за полную независимость И. от Великобритании. В 1847 г. часть «молодых ирландцев» совместно с другими революционными группами образовали Ирландскую конфедерацию, которая в 1848 г. возглавила восстания, подавленные англ. войсками.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Барсуков Н.П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 10. СПб., 1896. Волков А.А. Амфитеатров Яков Космич//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 206. ГринченкоН.А., ПатрушеваН.Г., РаскинД.И. Цензура в России XIX – начала XX вв.//Русские писатели, 1800–1917: биогр. слов. М., 2007. Т. 5. С. 775–791. Карпук Д.А. Духовная цензура в России во второй половине XIX в. (по материалам фонда Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета)//Христианское чтение. 2015. С. 210–251. Котович А.Н. Духовная цензура в России (1799–1855 гг.). СПб., 1909. Лесков Н. С. Церковные интриганы. Исторические картины//Исторический вестник. 1881. Т. 8. 5. С. 364–390. Макарий (Булгаков) , еп. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855. Письма Филарета, митрополита Московского, к Макарию, митрополиту Московскому//Церковный вестник. 1883. 13. С. 10–11. Полунов А. Ю, Соловьев И. В. Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского с приложением «Воспоминаний» Е. Е. Голубинского. М., 1998. Раздорский А. И., Д. Б. К. Илиодор (Чистяков) , архиеп. Курский и Белгородский//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 233–235. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. V. Ч. 1. М., 1887. Титов Ф. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Киев, 1895. Т. I: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митр. Макария (1816–1857 г.). Титов Ф. , прот. Московский митрополит Макарий Булгаков . Киев, 1915. Т. III: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868–1879 гг.). Епархиальная деятельность митрополита в Литве и приложения. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. Dmitry Karpuk. Metropolitan Macarius (Bulgakov) and Ecclesiastical Censorship in the 19th Century. Metropolitan Macarius (Bulgakov) is one of the most eminent bishops of the 19th century. He was best known, not only in the Russian Empire but also beyond its borders, for his fundamental studies in dogmatic theology and church history.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Архиепископия с 26.01.1589. Именовалась: Тверская; с 1289 г. – Тверская и Кашинская (Н.Д. Иерархия... С. 340); в 1589 г. – Тверская и Старицкая (в 1589 г., «по случаю предполагавшейся к открытию в Кашине епископии, архиепископам предоставлено было именоваться Старицкими, но в том же году сие отменено...»); с 1931 г. – Калининская и Старицкая (г. Тверь в 1931–1990 гг. именовался Калинином); с 16(29)01.1935 – Калининская и Великолукская; Калининская и Кашинская; с 06(19)07.1990 – Тверская и Кашинская. Викарные кафедры: Старицкая, Кашинская, Новоторжская, Осташковская, Бежецкая, Краснохолмская, Ржевская, Спировская, Кимрская. 1271 03.02.1289 09.03.1374 15.08.1391 02.03.1410 02.02.1411 30.12.1451 29.01.1453 Моисей 22.03.1461 04.1477 06.12.1477 13.05.1508 1509 ок. 24.08.1509 03.04.1521 30.03.1522 14.01.1567 01.1603 в/у св. Арсений II Грек 05.1613 17.02.1620 Пафнутий 26.10.1628 Евфимий II 24.12.1642 16.04.1654 26.07.1657 Лаврентий 08.1657 Иоасаф 16.04.1676 07.1681 Симеон II 06.09.1681 12.1681 05.02.1682 21.02.1703 23.06.1711 Каллист Поборский 09.11.1712 21.01.1714 Алексий Титов 21.01.1714 03.03.1720 Варлаам Косовский (Косанский) 03.03.1720 03.02.1723 24.02.1723 25.06.1725 08.1725 15.07.1726 Феофилакт Лопатинский, лаки 01.10.1726 13.12.1738 24.12.1738 07.01.1752 28.02.1753 02.04.1758 23.04.1758 26.05.1763 28.05.1763 04.10.1763 Иннокентий Нечаев 06.10.1763 22.09.1770 Гавриил Петров 10.10.1770 20.01.1775 01.04.1775 22.09.1783 22.09.1783 13.02.1788 06.05.1788 18.05.1792 Тихон Малинин 06.06.1792 11.10.1798 27.10.1798 26.12.1799 15.01.1800 18.12.1803 31.12.1803 30.08.1814 30.08.1814 15.03.1819 15.03.1819 26.09.1820 26.09.1820 03.07.1821 21.07.1821 06.11.1826 06.11.1826 01.07.1831 25.07.1831 01.03.1848 01.03.1848 15.02.1857 15.02.1857 05.05.1876 09.09.1876 09.06.1877 08.12.1877 12.03.1879 13.04.1879 13.10.1896 02.11.1896 26.03.1905 26.03.1905 08.04.1905 08.04.1905 01.07.1905 01.07.1905 29.01.1910 29.01.1910 16.03.1914 Антоний II Карсавин 01.08.1913 01.09.1913 в/у Арсений IV Смоленец, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Публикуемые нами выдержки из дневника Чижова являются доказательством его славянофильских убеждений: веры в своеобразие российской истории, осуждения подражания Европе, «противухристианского и противучеловеческого введения принудительного труда». За ними следуют отрывки из писем А. П. Шипова к Чижову. Александр Павлович Шипов (1800–1878) – помещик, предприниматель, промышленник и заводчик, автор нескольких книг по вопросам финансовым и народного хозяйства, среди которых: «Куда и отчего исчезли наши деньги» (1860), «Замечания на материалы по пересмотру тарифа» (1867), «Настоящее наше экономическое положение и его последствия» (1871) и другие. По предложению министра государственных имуществ П. Д. Киселева (был министром с 1837 по 1856 г.) А. П. Шипов занял должность управляющего Палатой государственных имуществ Костромской губернии. Здесь вместе с братом Д. П. Шиповым он основал с русскими техниками чугунолитейный механический завод, работавший на отечественных материалах. Братья Шиповы были владельцами и нескольких других промышленных предприятий. Среди них – приобретенный колокололитейный завод И. Д. Поляковой, расширенный ими: на нем был налажен выпуск сельскохозяйственных машин. Со временем Шиповы в Ардатовском уезде Нижегородской губернии приобрели Илевско-Вознесенский чугуно- и железоделательный завод, который вскоре превратился в крупный судостроительный центр. Весной 1857 г. с верфи завода спустили два пассажирских парохода «Алексей» и «Владимир». Помимо этого, А. П. Шипов был председателем Биржевого ярмарочного комитета в Нижнем Новгороде. Из содержания писем можно сделать вывод, что А. П. Шипов – человек не слишком образованный, иногда пишет коряво, но нельзя не отметить, что он искренен и буквально одержим желанием принести «пользу отечеству». Чижов активно поддерживал представителей буржуазии, охваченных подобными чувствами (купцов, промышленников, предпринимателей). К их числу принадлежали и братья Шиповы, поэтому неудивительно, что он тесно сошелся с ними: принял их предложение издавать журнал, состоял в переписке, в которой обсуждал с ними злободневные вопросы торговли и промышленности, искал пути решения многих экономических проблем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Тем не менее, поскольку такие служители истины в лице профессиональных историков явление отнюдь не массовое, приходится искать и другие ориентиры, которые помогли бы видеть прошлое объективно. К ним мы можем отнести святых – людей с очищенным сердцем, уже поэтому могущих видеть современный им исторический процесс беспристрастно. Некоторые из них не только имели совершенно точное представление об эпохе, в которую жили, но и сами оказали на нее значительное влияние, причем, не только на современную им, но и на последующие столетия. Об одном из таких подвижников, преподобном Сергии Радонежском, историк В.О. Ключевский писал: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически-известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его делавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом». Необходимость помощи святых в объединении народа в какой-то мере ощущалась уже в середине XIX столетия, когда содержательная, сущностная основа Российского государства, в том числе и в жизни церковного общества, все более стала подменяться внешней формой. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов; 1800-1857) освятил в то время в часовне в городе Одессе первый в России престол во имя Всех святых Российских, где по замечанию архиепископа, «по самой юности нашего бытия гражданского, нет, как в других градах, древних святынь церковных». В настоящее время науке не приходится доказывать сугубую значимость религии. В иных случаях государство придерживается религиозных принципов, становящихся основой правовой и социальной его жизнедеятельности, в иных – стремится к их упразднению как в государственной, так и в частной жизни, как это было в советской России и происходит сейчас в Европе.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

1366 До слов до зд об кающихся», но только нет вопроса, приписываемого Николаю патриарху Константинопольскому (См. Номокан. 1624 г., стр. 23). 1370 Молитва о сущих в запрещениях и себе клятвою связующих «Владыко Господи... всяк союз грех наших твоею страстию растерзавый... (ср. Потребн. 1636 г., л. 212 об. – 213 об.). 1371 Молитва о дерзостно кленущихся. Боже, Отче Господа нашего I. Христа, иже человеческаго естества немощное ведый... (ср. ibid.. л. 213 об.). 1374 Большие требники: Москва, – 1689 г., л. 25–38 об.; 1708 г., л. 24 об. – 32 об.; 1800 г., 1817 г. и 1842 г.; Киев, 1805, 1873 и 1875 гг. 1375 Малые требники: Москва, – 1687 г., 1688 г» л. 48 об. – 53; 1704, л. 43 об. – 59 об.; 1725 г., л 39 об. – 54 об.; 1743 г ibid. (Здесь, однако, имеется одно чисто корректурное отличие, именно – вместо «Творитъ стихъ начал» – напечатано просто: «Творитъ начало»), 1808 г., 1857 г., 1863 г. и 1867 г.; Киев – 1753 г., л. 33–55; 1805 г., 1808 г., 1836 г. и 1846 г. и Спб. 1866 г. 1381 Что в этом случае пользовались именно указываемым изданием, а не более ранним Виленским, – это наглядно подтверждается буквальным тождеством замечаний, предшествующих и последующих трактуемой формуле в Требниках – великорусском и митр. Петра Могилы . 1382 Каковые и могли быть, судя по некоторым вышеизложенным нами сообщениям из рукописных русских уставов исповеди. См. выше, напр., стр. 271–272. 1383 См. Суворова Н. С. Следы западно-католического церк. Права в памятниках древне-русского права. Яросл. 1888, стр. 17, пркм. 1384 Потому что эту формулу мы находим в русской исповедной практике ранее Могилинского требника. Ср. цит. 131. 1386 Вполне отвечающий духу православия характер принятой ныне формулы, и именно отсутствие в ней усвоения – «не в меру» – разрешения главным образом личности духовника прекрасно раскрыто Московским митр. Филаретом, когда он говорит: «Разрешение (по исповеди) произносит священник сперва именем Господа I. Христа, потом присовокупляет «и азъ разршаю», но чтобы не приписать ничего своей личности, он говорит: «bлacmiю Его, мн данною», и еще в духе смирения говорит: «аз недостойный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Opus sectile – техника выкладки пола. «Опус сектиле» предусматривает секции каменной или мраморной мозаики. Так, ее использовал Василий I Македонянин (867–886 гг.) в украшении церкви Неа («Новой») в Большом императорском дворце. Opus spicatum – строительная каменная кладка в виде «колоска» или «елочки». «Опус спикатум» существовала с древнейших времен, но получила особое распространение в Крыму и на Таманском полуострове, в Приазовье в VIII-X вв. Opus tesselatum (от лат. tesselae) – техника геометрической мозаичной вымостки. При создании «опус тесселатум» использовали крупные куски – «тесселы» разноцветных камней, мрамора, керамики. Patrologiae – самое объемное (166 томов) серийное издание текстов византийских авторов на греческом языке («Полный свод трудов Отцов Церкви» – Patrologiae cursus completus. Seriae graeca, принятое сокращенное обозначение – PG), подготовленное католической группой ученых сотрудников под руководством французского аббата Жана-Поля Миня (Migne) (1800–1875 гг.). Выходило с 1857 по 1906 гг. Этот труд сводит воедино огромное количество текстов, причем не только богословского характера, так как под «Отцами Церкви» аббат Минь понимал и тех историков, хронистов, поэтов, философов, риторов, которые были духовными лицами. А таковыми были почти все интеллектуалы Средних веков. Самостоятельного текстологического значения корпус Миня не имеет, так как не критически воспроизводит уже существовавшие к тому времени издания. Тем не менее на основе обширных материалов этого издания проводятся источниковедческие изыскания вплоть до сегодняшнего дня. Res patrimonia – см.: комит. Res privata – см.: частные имущества, комит. Sacrae largitiones – см.: священные щедроты, комит, аркарий, бастагарий, гинекарий, канон, конхилиолегул, мурилегул, монетарий, палатин. Sacrae stabula – см.: комит. Читать далее Источник: Византия : парадигмы быта, сознания и культуры : учебное пособие/С. Б. Сорочан. - Харьков : Майдан, 2011. - 952 с. ISBN 978-966-372-382-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об одном из таких подвижников, преподобном Сергии Радонежском, историк В.О. Ключевский писал: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически-известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его делавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом». Другие святые, как например митрополит Московский Филипп (Колычев), человек деятельный, большого ума и проницательности, по мнению академика С.Б. Веселовского, давали более точные характеристики эпохе, в которую жили, нежели современные историки, располагающие большими преимуществами из-за имеющегося у них объема документов. Необходимость помощи святых в объединении народа в какой-то мере ощущалась уже в середине XIX cmoлemuя, когда содержательная, сущностная основа Российского государства, в частности касавшаяся и церковной жизни, все более стала подменяться внешней формой. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов; 1800-1857) освятил в то время в часовне в городе Одессе первый в России престол во имя Всех святых Российских, где по замечанию архиепископа, «по самой юности нашего бытия гражданского, нет, как в других градах, древних святынь церковных». В настоящее время в науке не приходится доказывать сугубую значимость религии. В иных случаях государство придерживается религиозных принципов, становящихся правовой основой его социальной жизнедеятельности, в иных – стремится к их упразднению как в государственной, так и в частной жизни, как это было в советской России. Понятие религии всегда входило частью в более общие понятия Родины и государства.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010